Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об осуществлении МУП и ГУП мероприятий по мобилизационной подготовке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За неисполнение различных обязанностей в сфере мобилизации предусмотрена административная ответственность статьями 19.25, 21.1, 21.2, 21.4 КоАП РФ. К ней может быть привлечен руководитель, другие должностные лица организации или юридическое лицо.
Понятие и формулировка
К сожалению, многие начинающие аналитики путают понятие мобилизационной подготовки и мобилизации. В Российской Федерации практически ежегодно проводятся учения по подготовке к военным действиям. Однако настоящая мобилизация – явление довольно редкое. Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе и не совершать распространенных ошибок, давайте для начала ознакомимся с двумя этими понятиями, а уже потом перейдем к их детальному разбору.
- Мобилизация – комплекс различных мероприятий, направленных на перевод экономики страны и различных субъектов в военное положение. Подобное действие может проводиться только в военное время. Основную работу по мобилизации выполняют вооруженные войска и специальные формирования.
- Мобилизационная подготовка – это все мероприятия, проводимые в мирное время. Они направленные на подготовку населения и экономики страны к возможной мобилизации. Подготовка может проводиться не только в вооруженных силах, но и в школах, больницах, на предприятиях и т. д.
Задачи мобилизационной подготовки
Как уже говорилось ранее, управление мобилизационной подготовкой играет очень важную роль для сохранения жизни граждан в случае опасности. Однако чтобы более детально разобраться в том, что собой представляет подобная процедура, необходимо изучить основные задачи и цели, которые она преследует:
- методичное и научное обеспечение гражданского населения;
- подготовка органов государственной власти к условиям военного времени;
- обучение вооруженных воинских формирований ведению боевых действий;
- разработка мобилизационных планов для поддержания экономики на войне;
- создание особых формирований для проведения мобилизации;
- оценка мобилизационной готовности государства.
Задачи мобилизационной подготовки
Как уже говорилось ранее, управление мобилизационной подготовкой играет очень важную роль для сохранения жизни граждан в случае опасности. Однако чтобы более детально разобраться в том, что собой представляет подобная процедура, необходимо изучить основные задачи и цели, которые она преследует:
- методичное и научное обеспечение гражданского населения;
- подготовка органов государственной власти к условиям военного времени;
- обучение вооруженных воинских формирований ведению боевых действий;
- разработка мобилизационных планов для поддержания экономики на войне;
- создание особых формирований для проведения мобилизации;
- оценка мобилизационной готовности государства.
Задачи мобилизационной подготовки
Как уже говорилось ранее, управление мобилизационной подготовкой играет очень важную роль для сохранения жизни граждан в случае опасности. Однако чтобы более детально разобраться в том, что собой представляет подобная процедура, необходимо изучить основные задачи и цели, которые она преследует:
- методичное и научное обеспечение гражданского населения;
- подготовка органов государственной власти к условиям военного времени;
- обучение вооруженных воинских формирований ведению боевых действий;
- разработка мобилизационных планов для поддержания экономики на войне;
- создание особых формирований для проведения мобилизации;
- оценка мобилизационной готовности государства.
Разрешимые противоречия
Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. В абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию военной организации государства в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек (призывается не более 15% от общей численности призыва) составят в 2020 году 681,7, в том числе для ВС РФ – 477,2, в 2020-м – 640,7 и 448,5, в 2025-м – 618,4 и 432,9 тысячи человек соответственно.
Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе – не менее 780 тысяч человек. Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300–350 тысяч человек.
Основание составления плана оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации
В соответствии с под. 7 п. 1 ст. 9 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ (далее – Закон о мобилизации) организации должны оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, путем обеспечения своевременного оповещения работников, подлежащих призыву на военную службу, по мобилизации, отправке их на сборные пункты или в воинские части.
Если в организации работают граждане, имеющие мобилизационные предписания, то в данной организации должен быть разработан определенный перечень документов по их оповещению и отправке их на сборные пункты или в воинские части.
Под мобилизационным предписанием понимается документ, выдаваемый военными комиссариатами вместе с документами воинского учета, на действия при мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Инспекторские тренировки проводятся во время проверок и инспектирования подчиненных органов управления здравоохранением или медицинских учреждений вышестоящими инстанциями.
Показные тренировки проводятся с руководителями и должностными лицами органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений, как правило, во время проведения методических сборов в министерствах, ведомствах, субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления. Такие тренировки могут проводиться и в медицинских учреждениях, руководители и должностные лица которых имеют достаточный практический опыт и наиболее подготовлены в проведении таких тренировок.
Специальные тренировки проводятся с органами управления здравоохранением различных уровней с целью исследования и изучения отдельных наиболее сложных вопросов мобилизационного развертывания медицинских учреждений.
Тренировки, исходя из количества привлекаемых органов управления различных уровней, могут быть совместными или раздельными.
Состав должностных лиц, привлекаемых на совместную тренировку, определяется исходя из темы и учебных целей тренировки. Обычно, кроме руководящего состава и должностных лиц органа управления здравоохранения, на совместную тренировку могут привлекаться начальники подчиненных структурных подразделений, начальники служб обеспечения и обслуживания, а также представители гражданской обороны, военкоматов, военных гарнизонов (частей) и министерства внутренних дел, а в пограничных районах и федеральной пограничной службы.
Форма журнала и порядок его заполнения
Разработкой проектов учебно-практических мероприятий обычно занимаются органы местного самоуправления совместно с представителями военкоматов и мобилизационными работниками предприятий. Но при этом журнал учета проведенных занятий необходим именно организации, поэтому лицо, уполномоченное выполнять функции мобилизационного отдела, и отвечает за ведение такого документа.
Его форма не установлена ни одним федеральным законом. При этом региональные власти вправе выпускать методические рекомендации по организации мобподготовки. Поэтому не исключено, что в конкретном регионе введена специальная форма журнала учета занятий. Мы же предлагаем универсальный образец, который можно будет при необходимости дополнить.
Образец журнала выглядит следующим образом (ниже его можно будет скачать бесплатно).
Мобилизационная подготовка — это… Определение, подготовка и проведение
Стоит отметить, что мобилизационная подготовка органов исполнительной власти, в частности Федеральной службы безопасности, имеет огромную роль, поскольку подобные подразделения оказывают огромное влияние на сохранение порядка в военное время. К сожалению, даже во время оккупации находятся личности, которые хотят нажиться на чужом горе. Предотвратить это помогает Федеральная служба безопасности, которая стоит на страже правопорядка.
В период военного времени мобилизационные силы могут выполнять самую разную работу, которая подходит под профессиональные навыки, род деятельности, возможности и так далее. Мобилизация вовсе не означает то, что женщины и старики пойдут на фронт, как это было во времена Великой Отечественной войны. Некоторые граждане остаются жить в своих домах, но при этом занимаются работой, которая приносит пользу государству и фронту.
Если случится так, что на нашу страну нападет враг, то государство объявит незамедлительную мобилизацию сил по всей стране. В этом случае организации, которые подлежат мобилизации, должны будут следовать определенным правилам. Ниже приведен небольшой алгоритм действий, по которому действуют большинство предприятий.
- Объявляется общая мобилизация сотрудников или учащихся.
- Проводится мероприятие по призыву и обеспечивается готовность к действию.
- Создаются особые мобилизационные органы, куда назначают рабочих.
- Разрабатываются мобилизационные планы, не превышающие полномочий.
- Выполняются особые мобилизационные заказы, назначаемые государством.
Что касается последнего пункта, то на него следует обратить особое внимание. В военное время государство выступает в роли заказчика различных услуг и работ, которые выполняются на региональном и федеральном уровне. При помощи таких заказов удается поддерживать экономику страны на оптимальном уровне, а также обеспечить армию всеми необходимыми ресурсами для ведения боевых действий. В качестве примера можно взять Великую Отечественную войну, когда даже школьники изготавливали на станках детали для ручных гранат и отправляли их на фронт.
Надеемся, теперь вы понимаете, что мобилизационная подготовка – это совокупность мер, которая направлена на обучение населения защищать свое государство. Если информации из статьи вам показалось недостаточно для усвоения материала или у вас до сих пор остались какие-то вопросы, настоятельно рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик, автор которого рассказывает о принципах частичной и полной мобилизации, а также приводит понятные примеры.
Организация и порядок проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Впервые полная мобилизация была проведена в период Французской революции. В тот момент возникли первые проблемы, связанные с подготовкой и проведением необходимых мероприятий
Именно в то время повсеместно формируется воинская повинность. Формируют ее для того, чтобы на случай войны у государства всегда был резервный запас обученной вооруженной силы.
Начиная с 1789 года технологии, позволяющие оперативно управлять войсками и транспортировать их по территории страны развиваются с активной поддержкой руководства государств. Строятся многочисленные железные дороги, проводятся телеграфные линии.
К 1914 году государства стали считать общую мобилизацию войск потенциального противника началом военных действий.
А к моменту начала Второй мировой войны стало очевидно, что мобилизация должна проводиться скрытно, чтобы обеспечить выполнение поставленных стратегических целей.
Мобилизация – это составная часть стратегического развертывания сил. Это означает, что мобилизация необходима для выполнения изначальных стратегических целей, которые преследует государство.
Формирование штата военнослужащих, который по количеству будет отвечать требованиям военного времени. Дополнение войск необходимой техникой и вооружением. Подготовка необходимого хозяйственного и бытового обеспечения. Формирование военных структур, необходимых в период боевых действий.
Для того чтобы военных аппарат правильно функционировал в условиях военного положения, необходимо, чтобы у государства был стратегический запас техники, обеспечения и продовольствия. А так же нужно, чтобы резерв живой силы покрывал разницу между штатом мирного и военного времени.
Эти задачи решаются на государственном уровне и имеют особую важность, так как являются основой обеспечения безопасности населения страны.
Планы мобилизации периодически обновляются, чтобы учитывать все возможные факторы, которые могут повлиять на мобилизацию. В них подробно указывается последовательность действий для всех уполномоченных лиц, цели и средства их достижения.
Мобилизация – очень важный аспект военной организации государства. Своевременная подготовка мобилизационного плана и оперативное проведение мобилизационных мероприятий позволяет благополучно разрешать военные конфликты и иметь опору в условиях военной угрозы.
«Мобилизация» в переводе с французского «mobiliser» означает «приводить в движение», т. е. запускать механизм какого-то действия.
Изначально> понятие применялось только в военном деле. При этом подразумевается 3 направления действий:
- Мобилизация — это приведение вооруженных сил в повышенную боевую готовность.
Что это значит:
- доукомплектование войск необходимой для ведения боевых действий техникой;
- формирование дополнительных военных подразделений и вспомогательных служб.
пополнение запасов обмундирования и вооружения;
Может ли специалист по мобилизационной подготовке совмещать обязанности специалиста по гражданской обороне?
Ответ на вопрос:
Никакого специального порядка на совмещение должностей для специалиста по мобилизационной подготовке не установлено, поэтому в такой ситуации следует руководствоваться положениями Трудового кодекса. А именно статьи 60.2, которая предусматривает возможность выполнять работником дополнительную работу в рамках установленного режима рабочего времени. Для этого обязательно берется письменное согласие работника. При этом статья 60.2 не устанавливает никакого запрета для совмещения должностей. Поэтому специалист по мобилизационной подготовке может совмещать обязанности специалиста гражданской обороны.
Вместе с тем, рекомендуем Вам уточнить возможность совмещения должностей специалиста по мобилизационной подготовке в военном комиссариате. Поскольку может быть вероятность, что документы, которые устанавливают такой запрет имеют гриф секретности и не опубликованы в свободном доступе.
Подробности в материалах Системы Кадры:
- Ситуация:Кто в организации обязан заниматься гражданской обороной
Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, ст. 14 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, продолжает организация работу в военное время или нет.
Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме.
Так, в организациях, которые не относятся к категориям по гражданской обороне, но продолжают работу в военное время, с количеством работников:
- до 200 человек – один из работников организации по совместительству. Совмещение по такой должности оформлять нельзя (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440);
- свыше 200 человек – 1 работник.
В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне и продолжают работу в военное время, с количеством работников:
- до 500 человек – 1 работник;
- от 500 до 2000 человек – 2–3 работника;
- от 2000 до 5000 человек – 3–4 работника;
- свыше 5000 человек – 5–6 работников.
В организациях, которые прекращают работу в военное время, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совмещению. Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда по совмещению.
Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.
Внимание: следует учесть, что в штатное расписание в любом случае необходимо ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям независимо от того, каким образом будет оформлен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: по внутреннему совместительству или по совмещению должностей.
Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).
На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440).
Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:
- в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
- на курсах гражданской обороны.
Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646.
Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).
Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.
Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.
Основные функции и задачи, которые решает подразделение или уполномоченный сотрудник, установлены в Примерном положении, утвержденном приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440. Примерные должностные обязанности работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям можно посмотреть в должностной инструкции.
Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом.
Обучение сотрудников
Одной из обязанностей работодателя в области гражданской обороны является обучение сотрудников организации по гражданской обороне. Такое обучение проводят, чтобы подготовить сотрудников к умелым и адекватным действиям при угрозе и опасности во время чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
Порядок обучения установлен в Положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Так, все работодателя обязаны:
- разработать программу курсового обучения в области гражданской обороны сотрудников;
- проводить курсовое обучение сотрудников по утвержденной программе;
- разработать программу проведения с сотрудниками вводного инструктажа по гражданской обороне;
- организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми сотрудниками в течение первого месяца их работы.
Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Программы курсового обучения и вводного инструктажа разработайте на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Новости по теме мобилизация в России на сегодня 12 мая 2023г. Когда будет вторая волна мобилизации?
Итак, мы разобрались, что вторая волна мобилизации в зависимости от ситуации может пройти, а может и не пройти. Но, если она всё-таки будет, когда её объявят?
Подобные решения формируются в Министерстве обороны Российской Федерации, а затем утверждаются и оглашаются президентом Российской Федерации, как это было 21 сентября 2022 года. Напомню, что утром 21 сентября прошлого года Владимир Путин выступил с обращением к нации и объявил частичную мобилизацию, которая началась в тот же день.
Следует понимать, что никто не будет официально предупреждать о таким мероприятиях заранее. Это попросту глупо. «Вторая» мобилизация в России, если в ней будет необходимость, начнётся сразу, как только эта необходимость будет очевидна. Предположительно, в этот раз уже не будут затягивать до последнего момент, как это было с первой волной 21 сентября. Необходимость в начале мобилизации стала очевидна ещё весной-летом 2022 года.
Мобилизационная подготовка и мобилизация
Под мобилизацией, в общегосударственном масштабе, понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе военного времени.
Мероприятия по подготовке к ЧС проводятся заблаговременно в плановом порядке через мобилизационную подготовку.
Под мобилизационной подготовкойв РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно по подготовке экономики Российской Федерации (экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований), органов государственной власти (местного самоуправления и организаций), ВС РФ, к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения или удовлетворения потребности государства и нужд населения в ЧС.
Целью мобилизационной подготовки являетсязаблаговременноесоздание экономического потенциала для проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу служб, ведомств, объектов на работу в условиях ЧС и ликвидации последствий.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.
Задачи мобилизационной подготовки:
1. совершенствование теоретических знаний и практических навыков в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий;
2. овладение основами управления формированиями при мобилизации;
3. повышение мобилизационной готовности штабов;
4. отработка взаимодействия всех структур по подготовке и проведению мобилизации;
5. совершенствование способов сбора, поставки, приема и распределения мобилизационных ресурсов;
6. всесторонняя подготовка личного состава формирований и учреждений к выполнению мобилизационных мероприятий в различных условиях обстановки;
7. разработка и освоение более эффективных способов устойчивого управления формированиями;
8. изучение и учёт мобилизационных возможностей областей, районов (объектов) и наиболее рациональное их использование в интересах задач мобилизации.
Основание составления плана оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации
В соответствии с под. 7 п. 1 ст. 9 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ (далее – Закон о мобилизации) организации должны оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, путем обеспечения своевременного оповещения работников, подлежащих призыву на военную службу, по мобилизации, отправке их на сборные пункты или в воинские части.
Если в организации работают граждане, имеющие мобилизационные предписания, то в данной организации должен быть разработан определенный перечень документов по их оповещению и отправке их на сборные пункты или в воинские части.
Под мобилизационным предписанием понимается документ, выдаваемый военными комиссариатами вместе с документами воинского учета, на действия при мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Подлежат ли призыву те, кто находится за границей?
При выезде из России на срок более шести месяцев те, кто состоит в России на воинском учете, обязаны явиться в военный комиссариат для снятия с учета.
Для этого по закону нужно явиться в военкомат и подать заявление (может быть подано по доверенности представителем). Де-юре достаточно одного заявления, но на практике власти могут потребовать документы, подтверждающие возможность нахождения за границей на указанный срок. Если снятия с воинского учета не произошло, гражданин может быть привлечен к административной ответственности — от 500 рублей до 3 тысяч рублей (статья 21.5 КоАП).
Важно, что гражданин не может быть привлечен к ответственности, если по факту повестку он не получил.
При этом если находящийся в запасе получил повестку или имеет мобилизационное предписание, то он может быть привлечен к ответственности по административной статье (статья 21.5 КоАП).
Гл. инженер
Главный механик
Начальник ОК
Лицо, ответственное за подготовку и хранение запасов комплектов
Техник по ведению технических паспортов и формуляров
Зав. складом ГСМ или лицо, обеспечивающее заправку машин в исполнительный период
Бригада слесарей (ремонтники)
Лица, назначенные для сопровождения и сдачи техники.