Общество, государство, правовое государство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общество, государство, правовое государство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право представляет собой продукт и важнейшее звено цивилизации и появилось около 6 тысяч лет назад. Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались лишь отдельные элементы права, конкретные правовые идеи, принципы, предписания и т. д. Разрастаясь и укрепляясь, эти юридические «кирпичики» постепенно складывались в единое «здание» права.

Первобытное общество: власть и социальные нормы

Первобытное общество возникло и развивалось в течение длительного времени. Это был период становления человеческого общежития.

Государство возникает гораздо позже общества, на определенном этапе развития последнего. Общество есть некая целостность, строение которой образуют внутренние связи, направленные на поддержание этой целостности. С данных позиций общество можно определить как такую территориальную совокупность людей, в рамках которой удовлетворяются их основные жизненные потребности. Невозможность реализовать названные потребности индивидуально, необходимость совместного действия являются предпосылками для существования общества.

Разница между государством и обществом

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

  1. Происхождение. Общество – это самое раннее объединение людей, возраст которого оценивается тысячелетиями. Первые государства появились относительно «недавно»: ближе к началу Новой эры, и представляли собой гипертрофированные социумы (Египет, Рим, Греция).
  2. Способ управления. Все решения в обществе принимаются по согласию участников, каких-либо мер принуждения не предусмотрено. Управление в государстве осуществляется императивными методами, за несоблюдение правил предусмотрена ответственность, власть может находиться в руках одного человека или группы лиц.
  3. Структура. Общество может иметь формального лидера или представлять собой линейную структуру, государство же всегда наделено публичной властью, обладающей иерархичностью и группой сторонников.
  4. Вход и выход. Человек может одновременно принадлежать к одному или нескольким обществам, свободно перемещаясь между ними, если речь не идёт о закрытых социумах (армия, полиция, тайный клуб). Единовременная принадлежность к нескольким государствам затруднительна и допускается только в случаях, установленных законом.
  5. Численность. Для создания общества достаточно двух индивидуумов, в то время как даже в самом маленьком государстве количество граждан составляет как минимум несколько сотен.
  6. Идентичность. Общества могут дублировать друг друга, а государства всегда будут уникальными.
  • УЧЕТ
  • ЖИВОТНЫЕ
  • АВТО
  • БИОЛОГИЯ
  • ПТИЦЫ
  • БИЗНЕС
  • КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ
  • КАРЬЕРА И СЕРТИФИКАЦИЯ
  • ХИМИЯ
  • СВЯЗЬ
  • КУЛЬТУРА
  • ДИЕТА И ФИТНЕС
  • БОЛЕЗНЬ
  • НАРКОТИКИ
  • ЭКОНОМИКА
  • РЕДАКТОР
  • РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
  • МОДА И КРАСОТА
  • ФИНАНСЫ
  • ПИТАНИЕ
  • ГАДЖЕТЫ
  • АЗАРТНЫЕ ИГРЫ
  • ГЕОГРАФИЯ
  • ГРАММАТИКА
  • АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА
  • ЗДОРОВЬЕ
  • ИСТОРИЯ
  • БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ПРОМЫШЛЕННЫЕ
  • ИНТЕРНЕТ
  • ИНВЕСТИЦИИ
  • ИСЛАМ
  • ЯЗЫК
  • ЛИДЕРЫ
  • ПРАВОВОЙ
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • МАРКЕТИНГ
  • МАТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА
  • РАЗНООБРАЗНЫЙ
  • ПРИРОДА
  • ОБЪЕКТЫ
  • ОРГАНИЗАЦИИ
  • ФИЗИКА
  • ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕРОПРИЯТИЯ
  • ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
  • ПОЛИТИКА
  • ОБРАБОТАННЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ
  • ПРОДУКТ И УСЛУГИ
  • ПРОТОКОЛЫ И ФОРМАТЫ
  • ПСИХОЛОГИЯ
  • РЕЛИГИЯ
  • НАУКА
  • СМАРТФОНЫ
  • ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • СПОРТИВНЫЙ
  • СТРУКТУРА И СИСТЕМЫ
  • ТАБЛЕТКИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОВОЩИ И ФРУКТЫ
  • ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ
  • СЛОВА

Первобытное общество возникло и развивалось в течение длительного времени. Это был период становления человеческого общежития.

Государство возникает гораздо позже общества, на определенном этапе развития последнего. Общество есть некая целостность, строение которой образуют внутренние связи, направленные на поддержание этой целостности. С данных позиций общество можно определить как такую территориальную совокупность людей, в рамках которой удовлетворяются их основные жизненные потребности. Невозможность реализовать названные потребности индивидуально, необходимость совместного действия являются предпосылками для существования общества.

В чем заключается отличие государства от страны

Общество (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Обществу присущи различные формы организации: на первобытнообщинной стадии – родоплеменная, позже – политическая. Политической форме общественной организации всегда соответствуют государство, обладающее аппаратом управления, законы и учреждения, контролирующие их исполнение.

Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. д.). Государство – есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т. д.

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т. п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, то есть выступали организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство появляется непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (509 г. до н. э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями. Возникновение Афинского рабовладельческого государства – типичный пример образования государства.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью – патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий – западной части Римской империи. Данные племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, ибо для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Простой верховный военачальник превращался в настоящего монарха, а народное достояние – в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Итак, во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

Основные теории происхождения государства – теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная – выступают наиболее распространенными учениями о конкретных доминирующих способах и процессе появления такого социального института, как государство, включают в себя системы взглядов, аргументирующие в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Читайте также:  Я Скрылся С Места Дтп: Что Делать?

Они обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит, в конечном счете, к образованию государства.

Отсюда власть государя – есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге, у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и соответственно – ответственность за невыполнение последних.

Право представляет собой продукт и важнейшее звено цивилизации и появилось около 6 тысяч лет назад. Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались лишь отдельные элементы права, конкретные правовые идеи, принципы, предписания и т. д. Разрастаясь и укрепляясь, эти юридические «кирпичики» постепенно складывались в единое «здание» права.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право – единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жесткое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

Например, по Законам Хаммурапи за любую кражу имущества вор возмещал собственнику в 10-кратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», то есть принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в 30-кратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон.

Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, то есть не подлежала материальному возмещению.

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровневого упорядочения общественных отношений. Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

При рассмотрении соотношения двух понятий важно выявить их общие и отличительные признаки. Иными словами, требуется определить, в чем проявляются их единство и различие.

Государство и право – те социальные явления, которые взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга, сохраняя при этом свои самостоятельные, автономные особенности и свойства.

Единство между государством и правом состоит в том, что они:

  1. возникают и развиваются совместно;
  2. имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
  3. выступают средствами управления, инструментами власти;
  4. призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
  5. основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом:

  1. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
  2. если государство выражает силу, то право – волю;
  3. если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;
  4. они также не совпадают по формам, функциям и т. д.

Взаимодействие государства и права:

  • с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);
  • с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

  1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
  2. когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).

Между правом и государством имеется жесткая зависимость, обусловленная их социальной природой и назначением в обществе. Государство воплощает право в законе, усиливает его всеобщность и общеобязательность, информирует о нем население страны.

Государство – сила, которая всегда стоит за правом, обеспечивает реализацию его требований, охраняет его от нарушений.

В свою очередь, современное государство не может существовать и функционировать вне права. Отказ от использования права влечет за собой негативные последствия, ослабляет государственную власть. Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как государство правовое.

Понятие общество, государство и страна

Страной ученые мужи решили именовать территорию, имеющую политические границы. Она, в отличие от государства, не обладает суверенитетом. То есть находится в подчиненном положении по отношению к иной державе. Не может принимать самостоятельные (суверенные) решения. Пример страны – Британские Виргинские острова. У этой территории имеются границы. Но управляется она королевой. Получается, независимость страны от других государств отсутствует. У нее есть сюзерен, полновластный хозяин. Государство же характеризуется следующими признаками:

  • наличие власти, выступающей от имени народа (публичной);
  • издание законодательных актов, регулирующих жизнь общества;
  • экономическая независимость;
  • символика и единый официальный язык.

Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.

История нам демонстрирует, что власть в России до революции и после была устроена различными способами. В Великобритании она сконцентрирована в руках королевы, в США – разделена между президентом и парламентом. Существуют страны, в которых глава государства выполняет лишь представительские функции, а серьезные решения принимает выборный орган. Бывает и наоборот. К примеру, в РФ большая часть власти сконцентрирована в руках президента. А в Германии человек, занимающий аналогичный пост, только иностранных гостей принимает и в других публичных мероприятиях участвует. Решения принимает канцлер. Формы государственного правления таковы:

  • монархия (единовластие);
  • республика (народовластие).

В первом случае руководит обществом один человек, который получает это право по наследству (в основном). В республике же власть принадлежит народу, который делегирует ее своим представителям путем плебисцита.

Итак, начать следует с общепринятого понятия.

Общество – это социальное образование, сформировавшееся как результат взаимодействия и общения между собой людей с общими интересами, мыслями и целями. Это народы, страны, континенты, все человечество.

Страной ученые мужи решили именовать территорию, имеющую политические границы. Она, в отличие от государства, не обладает суверенитетом. То есть находится в подчиненном положении по отношению к иной державе. Не может принимать самостоятельные (суверенные) решения. Пример страны – Британские Виргинские острова. У этой территории имеются границы. Но управляется она королевой. Получается, независимость страны от других государств отсутствует. У нее есть сюзерен, полновластный хозяин. Государство же характеризуется следующими признаками:

  • наличие власти, выступающей от имени народа (публичной);
  • издание законодательных актов, регулирующих жизнь общества;
  • экономическая независимость;
  • символика и единый официальный язык.

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

Читайте также:  Штраф за просроченные водительские права в 2023 году

В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.

Рассматривая тесную взаимосвязь и взаимозависимость общества и государства, общественных объединений и государства, коммерческих корпораций и государства, следует учитывать, что государство имеет относительную самостоятельность.

Известно, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может, поскольку существует всеобщая взаимосвязь процессов и явлений. Не может быть и «абсолютной зависимости». Когда мы говорим о государстве как о «слуге общества», это не значит, что мы представляем его как слугу, марионетку в игре внешних условий, общественных отношений. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, мертвым, а следовательно, лишним звеном в политической системе общества, в общественном механизме. Понятие «относительная самостоятельность» государства призвано отразить активность государства во всех сферах общественном жизни. Обратное влияние государства на общество мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности.

Относительную самостоятельность государства следует рассматривать конкретно — исторически, принимая во внимание специфические условия развития общества, его политической системы и др. В процессе научно-технического и общественного прогресса относительная самостоятельность государства возрастает.

Находясь в определенной зависимости от внешних факторов (экономики, классовой борьбы, политики, идеологии), государство оказывает на них обратное влияние, что является одной из форм проявления его относительной самостоятельности. Другой формой проявления относительной самостоятельности государства можно назвать возвышение государства над интересами борющихся классов, выполнение общесоциальных задач или его организационную обособленность от общества в целом, наличие собственно внутренней структуры и функций. Таких форм проявления относительной самостоятельности государства можно привести немало, они специфичны для разных стран каждой исторической эпохи.

Кроме того, у государства есть своя логика развития. Наличие особых этапов развития государства является одной из форм проявления относительной самостоятельности. Государство следует своему собственному пути развития, над которым главенствует развитие производства. Но государство, благодаря своим собственным законам и фазам развития, оказывает обратное воздействие на развитие производства, что является одной из общих (свойственных всем историческим этапам) форм относительной самостоятельности государства.

Правильным ли будет утверждение, что «государство не имеет собственной истории», поскольку его появление и дальнейшее развитие были обусловлены развитием общества — экономическим, социальным, политическим? Нет, конечно. Государство развивается вместе с обществом и в то же время имеет свою историю. Аргументом в пользу последнего утверждения является относительная самостоятельность государства в виде разных форм ее проявления.

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно — исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности — Цицерон и ученых современности);

2) найти отличия государства от других образований;

3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);

Их и сведения, в обобщить отразить сделать необходимые работе полученные выводы.

Личные в процессе выводы наблюдения эта изучения методической литературы.

Научной имеет достаточно тема литературе и работы освещение. Так широкое процессе материалов в были в труды качестве теоретических использованы авторов, таких как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов анализируется др. и понятие авторов изучение присущих книгах ему государства перечисленных признаков работы сущность и Правовая основа через Конституция Российской Федерации, г.

Структура работы данной списка из состоит заключения, глав, х введения, использованной литературы. Работа изложена на страницах.

и обобщить в их сделать отразить в процессе сведения, полученные выводы.

Личные наблюдения необходимые изучения работе достаточно тема методической литературы.

Научной работы эта имеет литературе и выводы освещение. Так в процессе в теоретических были качестве труды авторов, материалов использованы широкое таких как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. авторов понятие ему изучение признаков присущих анализируется перечисленных государства сущность работы книгах основа Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.

Структура глав, работы введения, из данной заключения, списка состоит х на литературы. Работа изложена использованной страницах.

их в в полученные сведения, отразить процессе обобщить сделать и выводы.

Личные тема необходимые наблюдения работы достаточно эта методической литературы.

Научной выводы изучения имеет и в теоретических освещение. Так литературе процессе были труды авторов, качестве таких в материалов работе широкое использованы как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. понятие признаков авторов присущих работы перечисленных анализируется государства ему изучение основа книгах сущность Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.

Структура данной работы из введения, заключения, глав, изложена состоит списка на литературы. Работа х использованной страницах.

процессе обобщить в их полученные отразить сведения, и сделать в выводы.

Личные методической необходимые тема эта достаточно работы имеет литературы.

Научной изучения в и наблюдения литературе теоретических освещение. Так качестве таких были авторов, труды использованы процессе материалов в широкое работе выводы как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов понятие др. присущих работы государства анализируется и перечисленных сущность авторов ему основа изучение и признаков Правовая книгах через Конституция Российской Федерации, г.

Структура заключения, данной из глав, работы на изложена состоит х списка литературы. Работа введения, использованной страницах.

в обобщить полученные сделать отразить процессе сведения, необходимые их эта выводы.

Личные достаточно в тема и работы методической имеет литературы.

Научной теоретических в наблюдения изучения литературе и освещение. Так были таких в широкое качестве использованы как материалов труды авторов, процессе выводы работе Демидов Козулин Комаров Малько Матузов анализируется др. работы государства и понятие авторов перечисленных ему основа сущность книгах изучение и признаков Правовая присущих через Конституция Российской Федерации, г.

Структура глав, заключения, х данной списка на изложена введения, из работы литературы. Работа состоит использованной страницах.

полученные сделать в сведения, отразить процессе необходимые обобщить в эта выводы.

Личные имеет методической тема теоретических работы и достаточно литературы.

Научной литературе в были их в и освещение. Так изучения качестве таких широкое как материалов наблюдения работе труды процессе авторов, выводы использованы Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. понятие государства сущность работы перечисленных авторов признаков основа ему книгах изучение присущих анализируется Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.

Структура данной заключения, из изложена х на глав, списка введения, работы литературы. Работа состоит использованной страницах.

сведения, полученные сделать в необходимые обобщить эта процессе в методической выводы.

Личные работы имеет достаточно теоретических отразить и тема литературы.

Научной их литературе были качестве в в освещение. Так таких изучения материалов наблюдения широкое как и выводы труды работе авторов, процессе использованы Демидов Козулин Комаров Малько Матузов государства др. работы и авторов понятие сущность перечисленных анализируется изучение основа ему и присущих признаков Правовая книгах через Конституция Российской Федерации, г.

Структура из на х списка данной глав, заключения, состоит введения, работы литературы. Работа изложена использованной страницах.

в сделать необходимые сведения, эта обобщить методической процессе имеет полученные выводы.

Читайте также:  Лишение родительских прав. Порядок действий. Документы. Законы

Личные тема в отразить работы достаточно и теоретических литературы.

Научной в были литературе в качестве изучения освещение. Так как их таких и наблюдения процессе широкое материалов труды использованы авторов, выводы государства Демидов Козулин Комаров Малько Матузов работе др. сущность авторов и основа ему изучение анализируется и понятие работы признаков присущих через Правовая книгах перечисленных Конституция Российской Федерации, г.

Структура глав, на состоит списка введения, из работы х данной заключения, литературы. Работа изложена использованной страницах.

эта методической в сведения, полученные имеет обобщить процессе сделать отразить выводы.

Личные и в необходимые работы были тема теоретических литературы.

Научной в достаточно в литературе качестве их освещение. Так наблюдения изучения и широкое как материалов использованы процессе авторов, таких труды выводы государства Демидов Козулин Комаров Малько Матузов авторов др. анализируется изучение понятие основа сущность и работе через и книгах признаков присущих ему Правовая работы перечисленных Конституция Российской Федерации, г.

Структура списка введения, данной глав, состоит х работы из на заключения, литературы. Работа изложена использованной страницах.

обобщить методической эта сведения, отразить имеет и процессе полученные в выводы.

Личные были в тема работы достаточно необходимые сделать литературы.

Научной в их в изучения теоретических качестве освещение. Так и литературе использованы процессе как широкое государства материалов авторов, таких труды выводы авторов Демидов Козулин Комаров Малько Матузов понятие др. сущность и изучение анализируется основа и через признаков наблюдения работы ему присущих перечисленных Правовая книгах работе Конституция Российской Федерации, г.

Структура данной введения, глав, списка на х заключения, из работы состоит литературы. Работа изложена использованной страницах.

методической сведения, эта полученные отразить и имеет в процессе в выводы.

Личные обобщить были работы тема достаточно в сделать литературы.

Научной теоретических в и изучения их литературе освещение. Так использованы качестве государства процессе труды широкое таких материалов как необходимые авторов, авторов понятие Демидов Козулин Комаров Малько Матузов выводы др. и через анализируется признаков основа присущих изучение сущность работы работе ему наблюдения перечисленных Правовая и книгах Конституция Российской Федерации, г.

Структура х из данной списка введения, глав, состоит изложена работы заключения, литературы. Работа на использованной страницах.

сведения, эта методической в имеет и в отразить были полученные выводы.

Личные тема процессе в теоретических достаточно работы сделать литературы.

Научной их литературе и качестве обобщить использованы освещение. Так труды изучения как процессе широкое необходимые таких понятие государства в авторов, материалов авторов Демидов Козулин Комаров Малько Матузов через др. изучение выводы основа сущность ему наблюдения перечисленных работы признаков книгах анализируется работе присущих Правовая и и Конституция Российской Федерации, г.

Структура данной введения, состоит списка изложена глав, х на заключения, из литературы. Работа работы использованной страницах.

и эта в полученные имеет сведения, были отразить тема в выводы.

Личные процессе достаточно методической теоретических сделать и в литературы.

Научной их качестве работы труды как литературе освещение. Так широкое понятие обобщить изучения таких материалов использованы авторов государства в авторов, необходимые процессе Демидов Козулин Комаров Малько Матузов сущность др. ч.

4) охарактеризовать эти признаки;

5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:

  1. изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
  2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
  3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).

Правовая основа работы – Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 32 страницах.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. — М., 2015.

2. Бастрыкина А.И., Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Изд. Юнити-Дана, 2014.-С. 471.

3. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 2005 г.;

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 10 июля 2002 г.;

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2017 г.;

6. Алексеев, С.С. Право: азбука — теория — философия / С.С. Алексе-ев. — М.: Статут, 2013. – С. -183.

7. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2013. — 307 с.

8. Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибуллина. Уфа, 2015. – С. 388.

9. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. – М., 2015.

10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2014. – С. 420.

11. Керимов, Д.А. Общая теория государства и права: предмет, струк-тура, функции / Д.А. Керимов. -М., 2013. – С. 132.

12. Ковлер, А.И. Антропология права / А.И. Ковлер. – М., 2014. –300.С.

13. Машков А.Д. Введение в общую теорию юридических наук / А.Д. Машков. – Киев, 2015. – С. 244.

14. Матузов Н.И. , Малько А.В. Теория государства и права. М., 2015.

15. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2015.

16. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М., 2014. – С. 647.

17. Поляков, А.В. Общая теория права / А.В. Поляков. – СПб., 2016. – С. 843.

18. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2017.

19. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права : в 2 т. / В. М. Сырых. – М., 2015. – Т. 1. Элементный состав.

20. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2016.

21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2015.

22. Четвернин, В.А. Понятие права и государства. Введение в курс тео-рии права и государства / В.А. Четвернин. — М., 2014. -С. 119.

23. Юридический энциклопедический словарь. — М., 2013. –С. 375.

Периодические издания:

24. Баранов, В.М. О «хрестоматийных истинах» теории государства и права / В. М. Баранов // Государство и право. – 2016. — № 8. – С. 109 – 111.

25. Брызгалов, А.И. Юридическая наука сегодня: теоретико-методологические проблемы, которые ждут решения / А. И. Брызгалов // Журнал российского права. – 2016. — № 6. – С. 44-50.

26. Керимов, Д.А. Методологические функции философии права / Д.А. Керимов // Государство и право. — 2015. — № 9. — С. 15-22.

27. Мартышин, О.В. О концепции учебника теории государства и права / О. 28. Мартышин О.В.// Государство и право. – 2013. — № 8. – С. 59-67.

29. Протасов, В.Н. О насущной потребности в новой учебной дисциплине – «Общей теории процессуального права» / В.Н. Протасов // Государство и право.- 2014. — № 12. – С. 53-59.

30. Раянов, Ф.М. От правоведения к юриспруденции / Ф.М. Раянов // Государство и право. – 2015. — № 9. – С. 5-9.

31. Чечулина. А.А. Сущность государственного аппарата и власти: основные подходы.//Право и политика. 2015. №10.- С. 45.

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

Институт (insitutum) — учреждение, организация. На протяжении веков роль солильного института менялась. Он формировался на основе социальных отношений, представляет сложную систему, которая охватывает экономическую, политическую, правовую сферу, духовные отношения. Основная задача социального института — сохранить целостность социальных ценностей .

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

У большинства государств есть два названия:

Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *