Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наемничество: что это, виды уголовной ответветственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Суть понятия «наёмник»
Впервые понятие «наёмник» было использовано в ст. 47 Дополнительного протокола I Женевской Конвенции 1977 г., в соответствии с которой наёмником считается лицо, которое:
- специально завербовано на местной или иностранной территории, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
- фактически сражается в боевых операциях;
- получает материальное вознаграждение;
- не является гражданином государства-участника конфликта или не проживает на его территории;
- не входит в состав вооруженных сил противоборствующих стран.
В резолюции ООН от 4 декабря 1987 г. отмечено, что действия наёмника направлены на подрыв конституционного порядка в стране или её территориальной целостности и свержение правительства.
Статья 359 УК РФ. Наемничество (действующая редакция)
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА НАЕМНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ
Одним из необходимых элементов состава преступления является объект уголовно-правовой охраны. Применительно к интересующей нас проблеме правильное определение объекта уголовно-правовой охраны при наемничестве позволяет точно определить его место в системе составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ.
Законодателем статья 359 УК РФ (наемничество) помещена в раздел XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества», в главу 34 с одноименным названием «Преступления против мира и безопасности человечества». Если следовать сложившейся в современной науке позиции, что общественные отношения, закрепленные в разделе XII УК РФ, являются родовым объектом, а отношения, закрепленные в главе 34 УК РФ — видовым объектом, то нетрудно заметить, что законодатель ставит знак равенства между родовым и видовым объектами уголовно-правовой охраны.
Это интересно: Умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога: статья УК РФ, методика расследования
Международно-правовые акты не раскрывают такое понятие, как «мир и безопасность человечества», в то время как именно эти общественные блага и интересы являются объектом охраны в названной главе. Большинство отечественных ученых также не раскрывают в своих работах указанное понятие, просто констатируя факт, что объектом преступлений, содержащихся в главе 34 УК РФ, является «мир и безопасность человечества».
В уголовно-правовой литературе выделяют еще также и «военные преступления», которые посягают на мир и безопасность человечества. Основным критерием для выделения их в отдельную группу авторы считают непосредственный объект военных преступлений — «…охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным гуманитарным правом интересы соблюдения правил ведения вооружены конфликтов международного и немеждународного характера» Кибальник А.Г.,Соломоненко И.Г. Указ соч. С. 27. В соответствии с предложенным определением они считают, что к этим преступлениям следует отнести применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356) и наемничество (ст. 359).Если мы обратимся к Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., то увидим, что частью 2 статьи 1 Конвенции установлено, что наемнические действия направлены на свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом или на подрыв территориальной целостности государства. Таким образом, Конвенция очерчивает объекты, на которые посягает наемник. Исходя из смысла статьи, можно заключить, что в результате наемнических действий вред причиняется конкретному государству, но не всему человечеству, как это можно было бы предложить, буквально толкуя понятие «мира и безопасности человечества». Поэтому объекту наемничества можно дать следующее определение: объектом уголовно-правовой охраны в ст. 359 УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие территориальную неприкосновенность государства и безопасность его конституционного строя.
Вместе с тем, особенности наемничества заключаются и в специфике его объективной стороны. В ч.1 ст. 359 УК РФ под наемничеством понимаются такие деяния как вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемников, использование наемников в вооруженном конфликте или военных действиях. В ч.3 этой же статьи устанавливается ответственность за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Очевидно, что в данном случае речь идет о двух самостоятельных составах преступлений.
Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 359 УК РФ, необходимо считать формальным составом преступления. Преступление считается оконченным при совершении виновным хотя бы одного из действий, носящих альтернативный характер (вербовка, обучение, иное материальное финансирование, использование в вооруженном конфликте или военных действиях) в отношении хотя бы одного наемника, признаки которого определены в международном праве и в примечании к ст. 359 УК РФ.
Объективную сторону состава преступления, входящего в наемничество, и предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, образует действие, характеризуемое законом как участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Участие наемника означает принятие им непосредственного участия в вооруженном столкновении на стороне любого участника конфликта. При этом наемник, будучи вооруженным лицом, должен в таком столкновении использовать оружие оп его функциональному назначению.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ, характеризуется тем, что виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить все, несколько или одно из перечисленных действий.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Как правило, виновные осознают не просто общественную опасность своего участия в качестве наемника, но и понимают противоправность такого участия. Обязательным признаком субъективной стороны этого состава преступления является цель получения материального вознаграждения за участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Корыстная цель нередко у наемника сопровождается другими мотивами и целями религиозного, идеологического, политического, этнического и социального характера. Сочетание корыстной цели с другими не исключает уголовной ответственности за участие наемника в вооруженном конфликте. При этом на квалификацию не влияет то обстоятельство, что лидирующей целью и мотивом были не цель и не мотив получения материального вознаграждения, а иные.
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г
Основным действующим международно-правовым актом по проблеме наемничества является Международная конвенция ООН о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.1, регулирующая вопросы как материального, так и процессуального характера. В силу ограниченности объема в настоящем исследовании рассмотрим только основные ее положения.
Осознание высокой общественной опасности самого преступления наемничества, равно как и деятельности наемников, отражено в указанных в преамбуле к данной конвенции ряде факторов, обусловивших принятие последней. Среди них наиболее важными представляются признание вербовки, использовании, финансирования и обучения наемников нарушением таких принципов международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государства и самоопределение народов, и преступлениями, вызывающими глубокую озабоченность всех государств, с обязательным судебным преследованием или выдачей виновного и др2.
Как отмечалось ранее, положения Конвенции, наряду с воспроизведением определения наемника, данного в ст. 47 ДП I 1977 г., с несущественной разницей в терминологии включает в него и новые признаки. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1 наемником признается лицо, специально завербованное не только для участия в вооруженном конфликте, но и в разовых или неоднократных совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или подрыв территориальной целостности государств. В связи с этим В.В. Алешин конкретизирует: «Речь идет о подрывных акциях, направленных на свержение законного правительства, изменение (ослабление) государства. Такие противоправные деяния не связаны с непосредственным участием в вооруженном конфликте, однако представляют серьезную угрозу для стабильности и безопасности государств»1.
Разделяя в полной мере мнение этого автора, подчеркнем, что именно последнее положение Конвенции имеет наибольшую актуальность в современной практике борьбы с явлением наемничества. Ведь известно, что наемники используются не только на постоянной, а нередко и на временной, основе при сложных политических ситуациях. Примером подобного утверждения может служить ситуация с задержанными 7 марта 2004 г. в столице Экваториальной Гвинеи — Хараре (на борту самолета) по подозрению в развязывании частной войны на африканском континенте 64 иностранными гражданами (20 граждан ЮАР, 18 — из Намибии, 23 — из Анголы, двое из Конго и один из Зимбабве), которых власти этой страны считают наемниками (к ним может быть применена смертная казнь) .
Международное право прежде не регулировало указанные случаи, что, в свою очередь, не позволяло преступников, участвующих в разовых или неоднократных специальных насильственных действиях, признать наемниками. Этот пробел способствовал тому, что последние избежали привлечения их к уголовной ответственности за наемничество. Так, среди них можно назвать легендарного французского наемника Б. Денара, в свое время осуществившего оплаченные революции в Бенине, Конго и на Коморских островах. В современной мировой истории есть немало подтверждений участия наемников в государственных переворотах. К примеру, в 1996 г. был осуществлен переворот в Сьерра-Леоне, где президент этой страны был низложен с помощью группы наемников из разных стран под командованием полковника армии ЮАР К. Альбертса1.
Широкая формулировка понятия наемник, данная в Конвенции, восполнила пробел международного права, позволивший многим лицам, участвующим в государственных переворотах, избежать привлечения их к уголовной ответственности, что можно, на наш взгляд, считать важным достижением современного общества в сфере противодействия намничеству.
Согласно конвенции преступными являются и действия любого лица, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников. Кроме того, устанавливается ответственность наемника, который непосредственно участвует в военных или совместных насильственных действиях, в зависимости от обстоятельств. Тем самым наемничество носит комплексный характер и включает в себя разнородные альтернативные действия, составляющие два самостоятельных состава наемничества.
В Конвенции говорится о преступности не только самих наемнических деяний, но и приравнивается к этим действиям попытка их совершения и соучастие во всех вышеуказанных действиях (ст. 4). Понятно, что тем самым расширяется круг лиц, которые могут быть признаны в соответствии с международным законодательством виновными в совершении наемничества.
Полагаем, что в связи с этим следует коснуться некоторых вопросов неоконченного преступления и соучастия в международном уголовном праве, которые имеют значение для пояснения данного положения Конвенции.
Международное и национальное уголовное право допускают, что лицо несет ответственность не только по факту оконченного преступления, но и в ситуациях, когда задуманное и реализуемое преступление не было доведено до конца по каким-либо причинам, не зависящим от субъекта. Но при этом, как пишет Р.А. Адельханян, в самих нормах международного уголовного права отсутствует какое-либо обязательное правило о дифференциации ответственности за оконченное и неоконченное преступление1.
В российском уголовном законодательстве совершение лицом (лицами) каких-либо действий по подготовке к совершению преступления до начала исполнения его объективной стороны, расценивается как приготовление к преступлению. В международном уголовном праве преступность приготовления к преступлению (например, в форме «заговора на совершение преступления») закрепляется в исключительных случаях, и, как правило, в отношении особо тяжких преступлений.
В отличие от приготовления к преступлению покушение на его совершение очень хорошо известно международному уголовному праву. При этом речь в источниках может идти о покушении как таковом либо о «попытке» совершения деяния. Рассматриваемая Конвенция как раз и говорит о преступности «попытки» совершения указанных в ней наемнических деяний. А «попытка» совершения преступного деяния есть не что иное, как покушение на его совершение, при котором желаемый результат (исполнение деяния полностью либо наступление желаемых последствий) не достигнут по причинам, не зависящим от лица .
Уголовное законодательство стран СНГ об ответственности занаемничество
В контексте данного исследования огромное значение имеет анализ национального уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за наемничество или его различные проявления. Постановка подобной задачи имеет своей целью, прежде всего, уяснение вопроса об адекватности законодательной реакции ряда стран на факт существования наемничества как преступного явления и наемников как уголовных преступников, на расширение наемнической деятельности и причин неэффективности борьбы с ней.
В первую очередь, считаем необходимым проанализировать нормы о наемничестве УК стран СНГ в связи с наблюдаемой в последние годы тенденцией увеличения числа наемников из государств — его членов. Вся мировая история человечества подтверждает, что любой политический или экономический кризис является первопричиной распространения наемничества.
Не стало исключением из этого правила и такое грандиозное по своему масштабу событие как распад одной из величайших мировых держав XX века -Советского Союза. В немалой мере способствовали росту числа наемников -бывших советских граждан и вооруженные конфликты на территории бывшего СССР, в частности локальные конфликты в начале 90-х гг. в Абхазии, Приднестровье, Фергане, Карабахе1. Но специфика наемничества этого периода выражалась в том, что оно не имело массового распространения и преимущественно могло рассматриваться как «идейное», что, нисколько не исключало случаев участия лиц в этих конфликтах, руководствуясь только меркантильными интересами.
Но в целом примерно с этого времени можно говорить о том, что наемники — советские граждане вышли на мировой рынок «услуг военного назначения». По неофициальным данным, первыми для военной службы в ЮАР в 1991 г. уехали несколько молодых сотрудников КГБ СССР, вслед за ними — высокопоставленные офицеры КГБ и Министерства обороны СССР на предложенных условиях — около 2 тыс. долларов в месяц и жилье .
В качестве одной из причин распространенности наемничества среди граждан СНГ выступает последовавшее за распадом Советского Союза массовое увольнение кадровых военнослужащих из Вооруженных сил России и других государств из числа бывших республик Советского Союза. И потому в этом случае можно говорить о влияющей роли такой проблемы постсовесткого пространства как безработица, которая побудила в основном молодых людей вступать в ряды «наемников». Так, в России в 1993 г. (по данным ИКСИ) 3 % работающих молодых людей считали приемлемым для себя такую «сферу деятельности», как «рэкет, наемничество, преступления», а в случае безработицы и резкого ухудшения своего материального положения уже 7 % из них допускали свое существование за счет такого рода деятельности. В 1995 г. число это, по данным ряда конфиденциальных опросов, увеличилось минимум, чем вдвое2. История человечества, в том числе и современная, свидетельствует том, что безработица — резерв для наемничества .
Также довольно поздно, на наш взгляд, появились в странах СНГ нормы, закрепляющие преступность наемничества и позволяющие привлечь виновных лиц к ответственности за него. Хотя подобное закрепление, как показывают реалии, не всегда способствует уменьшению числа наемников, вместе с тем, оно, все-таки, выступает в определенной мере сдерживающим фактором. Так, в в действовавшем на момент появления «первых русских наемников» УК РСФСР 1960 г. не предусматривалась ответственность за наемничество, а значит, действия этих лиц нельзя было рассматривать в качестве преступных. Вместе с тем в подавляющем большинстве вышеприведенных случаев эти лица могли признаваться наемниками по международному законодательству, но только при обязательном участии в конкретном вооруженном конфликте: как подтверждают материалы и рассказы подобных лиц, фактически их военная служба в этом и заключалась.
В настоящее время распространены случаи участия граждан России в качестве наемников в вооруженных конфликтах на африканском континенте, например, между Зимбабве и Демократической Республикой Конго1. Особую остроту проблема наемничества приобрела в связи трагическими событиями в Чечне, которая стала местом скопления наемников из различных государств.
При идентификации воюющих на территории Чеченской Республики иностранных лиц возможны два варианта: либо это единоверцы, действующие с целью «защищать ислам» (у них отсутствует корыстная мотивация), которых нельзя признать наемниками, либо это наемники, участвующие в конфликте с целью получения материального вознаграждения. Конечно, и последние могут руководствоваться в той или иной мере какими-либо религиозными или идеологическими, равно как и политическими мотивами, а нередко и «прикрываться» ими, но, главное, что они, в отличие от первых, допускают и корыстную цель. В обоих случаях не исключается ответственность по другим статьям УК РФ, например, по ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем».
Проблема наемничества в России активно обсуждалась и в связи с фактами участия граждан России в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии. В большинстве этих случаев, на наш взгляд, можно вести речь о добровольцах в международно-правовом понимании этого слова (к примеру, их включали в личный состав регулярной армии бывшей Югославии), следовательно, нельзя говорить о наемничестве, ибо эти понятия, взаимоисключающие. Но в то же время в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии участвовали и россияне, действовавшие исключительно или, главным образом, с корыстной целью, являясь наемниками в соответствии с нормами международного права.
Иные преступления против мира и безопасности человечества
359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.
Информация к размышлениюНаемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.
Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.
Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».
Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.
1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.
2. Впервые понятие наемника было дано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 570 — 635.
3. 4 декабря 1989 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , которая расширила понятие «наемник».
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.
Согласно этой Конвенции термин «наемник» означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Современное международное право признает только индивидуальную уголовную ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества. Если преступные деяния таких лиц связаны с преступной деятельностью государств, последние должны нести международную ответственность, а физические лица — уголовную. Лицо, совершившее преступление во исполнение приказа своего правительства или начальства, не освобождается от уголовной ответственности. Официальный статус лица (глава государства или правительства) также не может служить основанием для освобождения от уголовной ответственности. Следует, однако, иметь в виду, что многие преступления против мира и безопасности человечества не связаны с политикой соответствующих государств и их правительств (наемничество, геноцид, экоцид и др.). За совершением таких преступлений может стоять не государство, а какая-либо группа лиц, организация, партия или общественное движение.
Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.
Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК). Непосредственным объектом преступления является добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий, имеющее целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.
Статус «войны» с 1945 г. в значительной мере утратил свою определенность, и в большинстве вооруженных конфликтов, даже имеющих явно выраженный международный характер, отсутствует признак формального объявления войны. Поэтому, несмотря на то что в названии ст. 356 УК используется термин «средства и методы ведения войны», в настоящее время специалисты предпочитают ссылаться на нормы, применимые не к войне, а к вооруженным конфликтам. Следует также иметь в виду, что согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. и Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением одного из перечисленных в законе действий: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
Действующие в международном праве правила обращения с военнопленными и гражданским населением во время войны и вооруженных конфликтов определены в Женевских конвенциях 1949 г. (об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море).
Под военнопленными в соответствии с нормами международного права понимаются следующие категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:
- личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты (лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, — врачи, юристы, священники, корреспонденты, обслуживающий персонал, члены экипажей торгового флота и гражданской авиации);
- стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны.
К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта (ни комбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и принимающими непосредственно участие в боевых действиях, ни некомбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил воюющей стороны и оказывающими ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающих личного участия в этих действиях).
В условиях морской войны к гражданскому населению приравниваются команды и пассажиры торговых и пассажирских судов воюющих и нейтральных стран.
Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимаются деяния, приводящие к гибели военнопленных или гражданских лиц либо ставящие в опасность их жизнь и здоровье (преднамеренное убийство, пытки, биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья). Конвенции 1949 г. относят к жестокому обращению принуждение военнопленного или гражданского лица к службе в вооруженных силах неприятельской стороны, а также действия, лишающие таких лиц права на беспристрастное судопроизводство, взятие гражданских лиц в заложники, унижение их чести и достоинства.
Депортация гражданского населения, запрещенная Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, означает насильственное перемещение всего или части гражданского населения в пределах оккупируемой территории или за ее пределы.
Под разграблением национального имущества следует понимать осуществляемые в больших масштабах действия по произвольному разрушению, присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью, расхищение его различными способами, обращение в собственность оккупирующей стороны.
Наиболее опасной формой совершения анализируемого преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
Геноцид (ст. 357 УК). В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 96 (I) объявила геноцид преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН. В 1948 г. была принята, а в 1951 г. вступила в силу Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Непосредственным объектом геноцида являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни национальных, этнических, расовых или религиозных групп. Дополнительными объектами следует считать жизнь и здоровье людей. Национальной группой считается связанная с принадлежностью к определенной нации группа людей независимо от территории ее проживания. Нация представляет собой исторически сложившуюся группу людей, характеризующуюся общностью языка, психического склада и культуры, территории проживания и другими особенностями быта и традиций. Под этнической группой понимается исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленной племенем, народностью, нацией. Расовой группой называется общность людей, характеризующаяся определенной совокупностью внешних признаков (цветом кожи, волос, глаз и т. д.) и другими исторически сложившимися особенностями. Религиозная группа — общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от доминирующей в данном обществе.
Объективная сторона геноцида характеризуется действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной этнической, расовой или религиозной группы в одной из предусмотренных диспозицией ст. 357 УК форм:
а) убийство членов такой группы;
б) причинение тяжкого вреда их здоровью;
в) насильственное воспрепятствование деторождению, т. е. принятие мер, способных ограничить или полностью прекратить процесс рождения детей среди членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы (принудительные стерилизация, кастрация, принуждение к аборту, к использованию противозачаточных средств и т.д.);
г) принудительная передача детей, т.е. их насильственное изъятие у родителей и передача членам другой национальной, этнической, расовой или религиозной группы;
д) насильственное переселение, т. е. насильственное перемещение всей или части группы за пределы территории их проживания;
е) иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов группы.
Состав анализируемого преступления является формально-материальным. Некоторые формы его совершения предполагают наступление соответствующих последствий (смерть, тяжкий вред их здоровью). Геноцид, совершаемый в других формах, признается оконченным в момент совершения действий, направленных на достижение указанных в законе целей, даже если эти цели не были достигнуты и последствия (в виде уничтожения данной группы людей, прекращения деторождения в их среде и т.п.) не наступили.
Субъективная сторона геноцида характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что совершает действия, направленные на уничтожение в одной из перечисленных в ст. 357 УК форм этнической, национальной, расовой или религиозной группы людей, и желает совершить такие действия. Одним из обязательных субъективных признаков геноцида является цель — полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Наличие такой цели отличает геноцид от некоторых преступлений против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и некоторых форм преступления, предусмотренного ст. 356 УК. От применения запрещенных средств и методов ведения войны геноцид отличается еще и тем, что его совершение не связано с наличием военного конфликта.
Субъектом геноцида может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Экоцид (ст. 358 УК). Опасность экоцида заключается в том, что нарушение экологического равновесия в каком-либо регионе способно вызвать негативные изменения в других, иногда далеко расположенных местностях.
Конвенцией против экоцида считается Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В дальнейшем были заключены и другие многосторонние и двусторонние договоры о взаимодействии в области экологии (Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха, Конвенция 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий, Конвенция 1991 г. об оценке воздействия на окружающую природную среду в трансграничном контексте и др.). В соответствии с этими международно-правовыми документами в УК включена ст. 358, предусматривающая ответственность за экоцид.
Непосредственным объектом экоцида является экологическая безопасность человечества.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действиями, совершенными в одной из альтернативно указанных в ст. 358 УК форм:
- массовое уничтожение растительного и животного мира, т. е. разрушение экологической системы определенного региона вследствие полного или частичного истребления его флоры и фауны;
- отравление атмосферы или водных ресурсов, т.е. насыщение атмосферного воздуха, водоемов и водных источников отравляющими веществами (в том числе радиоактивными отходами, боевыми отравляющими веществами, ядохимикатами промышленного или бытового назначения и т.д.);
- совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК). Эта норма создана во исполнение Конвенции 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие охрану лиц и учреждений, пользующихся международной защитой. К ним относятся работники дипломатической, консульской или внешнеторговой служб, сами эти службы, а также некоторые общественные организации и их представители, которые в соответствии с международными соглашениями пользуются международной защитой (например, представители международных организаций и международных благотворительных обществ).
Дополнительным объектом преступления могут быть личная неприкосновенность, здоровье, честь и достоинство указанных лиц.
Объективная сторона преступления в данном случае характеризуется активными действиями, состоящими в нападении, т.е. в открытом или скрытом неожиданном агрессивно-насильственном воздействии на определенные законом объекты или лицо.
Объектами нападения, наказуемого по ст. 360 УК, могут быть:
- представители иностранного государства или сотрудники международных организаций, пользующихся международной защитой (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел; сопровождающие их лица, имеющие право на специальную защиту, агенты межправительственных международных организаций и др.);
- служебные или жилые помещения, транспортные средства учреждений и лиц, пользующихся международной защитой.
Нападение может быть сопряжено и с угрозой немедленного применения насилия.
Нападение на служебные и жилые помещения выражается в незаконном вторжении, погромах, поджогах этих помещений, уничтожении или повреждении находящегося в них имущества.
Нападение на транспортные средства может состоять в их уничтожении, повреждении или угоне.
§4. ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЕМНИЧЕСТВО.
1. Понятие наемника дано в примечании к комментируемой статье. Кроме того, о его характеристике см. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) .
———————————
См.: Действующее международное право. М., 1997. С. 812 — 819.
2. Вербовка может выражаться в возбуждении у лица решимости стать наемником (специальный случай подстрекательства к участию в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях) или являться самостоятельной формой преступной деятельности: человеку, уже выбравшему ремесло «солдата удачи», делают соответствующие предложения, помогают реализовать принятое решение. Рассматриваемое преступление считается оконченным, когда лицо согласилось вступить в ряды наемников и предприняло действия для осуществления этого намерения.
Обучение предполагает передачу подопечным знаний о видах вооружения, способах его наиболее эффективного использования, методах проведения боевых, диверсионных и иных военных операций в различных географических и климатических условиях, приемах выживания. В ходе подготовки у наемников формируются соответствующие умения и навыки.
Финансирование наемника заключается в предоставлении ему денежных средств в наличной или безналичной форме в качестве вознаграждения за работу, компенсации расходов.
Материальное обеспечение состоит в передаче наемнику иного, кроме денег, имущества: оружия, обмундирования, продуктов питания, медикаментов и др.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает распоряжение посредством приказов силами наемника в указанных обстоятельствах в военных целях.
Обучение, финансирование, материальное обеспечение и использование наемника окончены с начала совершения соответствующих действий.
3. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.
4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.
5. Квалифицирующими признаками преступления выступают его совершение лицом с использованием служебного положения и в отношении несовершеннолетнего.
6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает наказание за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Данное преступление считается оконченным с начала активного поведения наемника, принимающего участие в конфликте.
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового .
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Наемничество является преступлением против мира и человечности. Борьба с наемниками ведется как на уровне международного законодательства, так и российского. Ответственность за наемничество наступает в соответствии с нормами Уголовного кодекса. Согласно принятому в Нью-Йорке в 1989 году международному акту каждое государство должно внести свой вклад для искоренения данного явления путем применения уголовного наказания.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Ответственность за наемничество предусмотрена ст.359 Уголовного кодекса. Она предусматривает лишение или ограничение свободы либо штраф. Преступление, совершенное по ч.1 и 3 относится к тяжким, ч.2 – особо тяжким.
Согласно ч.1 ст.359 предусмотрено наказание за вербовку наемников, их материальное или финансовое обеспечение, обучение, использование в военных действиях. Оно может грозить лишением свободы на срок 4-8 лет с ограничением свободы до 2 лет или без него.
Под должностным лицом может пониматься военнослужащий, отвечающий за комплектацию состава вооруженных сил. Такие деяния грозят им лишением свободы на 7-15 лет со штрафом до 500 тыс.р. или в размере дохода осужденного на срок до 3 лет с ограничением свободы на срок 1-2 года или без него.
Часть третья предусматривает меры ответственности за самостоятельное преступление лица. Если наемник принимал участие в вооруженных конфликтах или боевых действиях, то ответственность за это наиболее суровая (по ч. 3 ст.359). Она предполагает лишение свободы на срок 3-7 лет с ограничением свободы до года или без него. Под участием в конфликте могут пониматься действия, которые были направлены на подготовку (планирование) или проведение военных операций.
К ответственности за наемничество могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет и отвечающие признакам вменяемости.
Помимо Уголовного кодекса, характеристика наемничества приведена в Женевской конвенции от 12 августа 1949 года (относительно жертв вооруженных конфликтов) и Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием наемников и их обучением от 1989 года.
То есть, например, россиянина, воюющего на территории Европы, к ответственности по 359 ст. УК РФ не привлекут, а будут использоваться европейские законы. Поэтому судебная практика по данной статье не была наработана и случаев привлечения лиц по нормам 359 ст.УК РФ в практике не было.
Таким образом, наемничество относится к тяжелым уголовным преступлениям, которые несут прямую угрозу обществу и государства. Они караются лишением свободы сроком до 15 лет по 359 статье Уголовного кодекса. Для того чтобы лицо было признано наемником, оно должно отвечать следующим критериям: не иметь гражданства любой из сторон, участвующих в конфликте, не проживать на территории данного государства, преследовать цель получения вознаграждения в виде денег или прочих благ (несмотря на то, что в УК отсутствует указание на мотив совершения преступления).
Отягчающими признаками преступления являются совершение его должностным лицом в отношении несовершеннолетнего. Наказание предусмотрено не только за активное участие в конфликте, но и вербовку, обучение и прочее.
Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:
- вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
- любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
- обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
- привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
- непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.
Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.
Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.
По статье УК РФ наемничество к ответственности могут быть привлечены только физические лица, начиная с 16-летнего возраста. По части 2 указанной статьи ответственность несет специальный субъект преступления – должностное лицо.
Комментарий к Ст. 359 УК РФ
1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.
2. Впервые понятие наемника было дано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 570 — 635.
3. 4 декабря 1989 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , которая расширила понятие «наемник».
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.
Согласно этой Конвенции термин «наемник» означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.
Информация к размышлениюНаемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.
Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.
Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.
Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).
Ответственность за наемничество
Указанная выше статья Уголовного Кодекса приравнивает к наемничеству такие действия, как:
- Обеспечение наемника всем необходимым для того, чтобы использовать его на войне. Выплата ему денег, доставка снаряжения и оружия, тренировки и прочее. Также к наемничеству приравнивается и вербовка — убеждение человека вступить в войну исключительно за деньги или обещание материальной выгоду военному специалисту, который уже состоялся как наемный элемент. За такие преступления Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает наказание, выражающееся в заключении в тюремное учреждение, которое продлится от 4 и до 8 лет.
- Прямое участие наемника в войне, боевых действиях и конфликтах на территории какого-либо государства. За такое преступление Уголовный Кодекс предусматривает наказание, которое выражается в заключении в тюремном учреждении сроком от 3 лет и до 7 лет.
Все перечисленные преступления относятся Российской Федерацией и его законодательством к тяжким. Но также они могут быть причислены и к особо тяжким преступлениям, если все это совершается человеком, который использует своё положение на службе, возможности, открывающиеся высоким званием. Либо если все эти действия и преступления совершаются по отношению к детям и несовершеннолетним.
В таком случае Уголовный Кодекс Российской Федерации увеличивает срок заключения. Если наемничество будет расценено, как особо тяжкое, то обвиняемому придется провести в местах лишения свободы минимум 7 лет, а максимум — 15.
Статья 359. Наемничество
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а
равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы
на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в
отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере
до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо
без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок
до одного года либо без такового.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального
вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном
конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не
являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Статья 359 УК РФ. Наемничество
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
НАЕМНИЧЕСТВО — ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ
Наемничество является преступлением против мира и человечности. Борьба с наемниками ведется как на уровне международного законодательства, так и российского. Ответственность за наемничество наступает в соответствии с нормами Уголовного кодекса. Согласно принятому в Нью-Йорке в 1989 году международному акту каждое государство должно внести свой вклад для искоренения данного явления путем применения уголовного наказания.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Ответственность за наемничество предусмотрена ст.359 Уголовного кодекса. Она предусматривает лишение или ограничение свободы либо штраф. Преступление, совершенное по ч.1 и 3 относится к тяжким, ч.2 – особо тяжким.
Согласно ч.1 ст.359 предусмотрено наказание за вербовку наемников, их материальное или финансовое обеспечение, обучение, использование в военных действиях. Оно может грозить лишением свободы на срок 4-8 лет с ограничением свободы до 2 лет или без него.
Под должностным лицом может пониматься военнослужащий, отвечающий за комплектацию состава вооруженных сил. Такие деяния грозят им лишением свободы на 7-15 лет со штрафом до 500 тыс.р. или в размере дохода осужденного на срок до 3 лет с ограничением свободы на срок 1-2 года или без него.
Часть третья предусматривает меры ответственности за самостоятельное преступление лица. Если наемник принимал участие в вооруженных конфликтах или боевых действиях, то ответственность за это наиболее суровая (по ч. 3 ст.359). Она предполагает лишение свободы на срок 3-7 лет с ограничением свободы до года или без него. Под участием в конфликте могут пониматься действия, которые были направлены на подготовку (планирование) или проведение военных операций.
К ответственности за наемничество могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет и отвечающие признакам вменяемости.
Помимо Уголовного кодекса, характеристика наемничества приведена в Женевской конвенции от 12 августа 1949 года (относительно жертв вооруженных конфликтов) и Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием наемников и их обучением от 1989 года.
То есть, например, россиянина, воюющего на территории Европы, к ответственности по 359 ст. УК РФ не привлекут, а будут использоваться европейские законы. Поэтому судебная практика по данной статье не была наработана и случаев привлечения лиц по нормам 359 ст.УК РФ в практике не было.
Таким образом, наемничество относится к тяжелым уголовным преступлениям, которые несут прямую угрозу обществу и государства. Они караются лишением свободы сроком до 15 лет по 359 статье Уголовного кодекса. Для того чтобы лицо было признано наемником, оно должно отвечать следующим критериям: не иметь гражданства любой из сторон, участвующих в конфликте, не проживать на территории данного государства, преследовать цель получения вознаграждения в виде денег или прочих благ (несмотря на то, что в УК отсутствует указание на мотив совершения преступления).
Отягчающими признаками преступления являются совершение его должностным лицом в отношении несовершеннолетнего. Наказание предусмотрено не только за активное участие в конфликте, но и вербовку, обучение и прочее.
Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:
- вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
- любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
- обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
- привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
- непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.
Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.
Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.
По статье УК РФ наемничество к ответственности могут быть привлечены только физические лица, начиная с 16-летнего возраста. По части 2 указанной статьи ответственность несет специальный субъект преступления – должностное лицо.
Статья 359 УК РФ. Наемничество. Ответственность за наемничество
Когда идет война, люди со стороны видят «белую» и «черную сторону» — агрессора и жертву. Но зачастую под маской четкой полярности скрываются третьи лица, влияющие на ход событий. Иногда они не раскрывают своих лиц и действуют через «другие руки».
Один из рычагов их воздействия выражается через наемников. Итак, давайте узнаем, почему наемничество является преступлением против мира по международному уголовному праву.
Вмешательство в жизнь другого государства, особенно неявное, никогда не останется безнаказанным или безответным. Поэтому всеми законами запрещено наемничество в военных конфликтах. Когда воюют два государства можно с достаточной точностью оценить силы противника. Но когда в игру вступают дополнительные силы с неизвестными целями, угроза значительно возрастает.
Предотвратить это явление стараются законами и иными нормативно-правовыми актами. В последнее время наемничество является серьезной проблемой мирового характера. Ее пытаются устранить не только отдельные государства, но и на уровне их глобальных объединений.
- Объективная сторона преступления заключается трех видах действий:
- По первой части статьи – выполнение руководящими лицами действий, направленных на создание и направление наемников на военные действия;
- По второй части статьи – выполнение тех же действий лицами, использующими свое служебное положение или использующими в качестве наемников несовершеннолетние лиц;
- По третьей – функционирование наемников в военных действиях.
- Субъект по всем трем частям один и тот же – лицо, достигшее возраста 16 лет.
- Субъективная сторона кроется в прямом умысле. Невозможно подготовить наемника или являться им самим и не осознавать своих действий.
Не являются наемниками добровольцы, которые вступили в ряды армии воюющей страны.
Наемничество является преступлением против мира и человечности. Борьба с наемниками ведется как на уровне международного законодательства, так и российского.
Ответственность за наемничество наступает в соответствии с нормами Уголовного кодекса.
Наемничество (ст. 359 УК РФ)
Наемничество относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они направлены на нарушение законов войны.
Непосредственным объектом наемничества являются отношения, обеспечивающие напряженность, нарушающие мир между государствами.
Согласно примечанию к ст.
359 УК РФ, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо: а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей; б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях. Статья 359, как и ст. 356, УК РФ карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, устанавливает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом — от предложений и обещаний до принуждения.
Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо независимо от способов (предоставление наемнику или его близким денежных или иных материальных средств).
Участие в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание, например, связью, транспортом и т.д.
Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные ч. 2 ст. 359 УК РФ: использование служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК РФ.
Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 3 ст. 359 УК РФ). Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных групп.
Субъективная сторона всех форм наемничества характеризуется прямым умыслом. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, может быть самой разнообразной — от корысти до чувства патриотизма. Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, — специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование.
§ 4. Преступления против человечества
В эту группу преступлений входят геноцид (ст. 357 УК РФ) и экоцид (ст. 358 УК РФ).
Их непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.д.
При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности.
При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.
Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войн, иных вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью химических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир на обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результате захоронения радиоактивных отходов в условиях, заведомо влекущих отравление ими природной среды.
Геноцид объявлен международным преступлением против человечности Резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.).
Понятие геноцида по объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.
Речь идет о народе или его части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к нации (национальности) во втором смысле этого термина, т.
е. к генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа — это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.).
Религиозная группа — это общность, образованная по религиозной принадлежности.
Помимо перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида, законодатель предусматривает и насильственное переселение либо создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение членов соответствующей группы населения.
Преступление, предусмотренное ст. 357 УК РФ, с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или частичного уничтожения соответствующей группы населения.
Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник, достигший шестнадцати лет (лица от четырнадцати до шестнадцати лет, участвующие в геноциде, например из религиозного фанатизма, несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).
В связи с утверждениями в некоторых х УК РФ, что преступление геноцида является оконченным с момента наступления «указанных в законе последствий» , подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и ее реализацию.
Если закон предусматривает, например, ответственность за насильственное переселение, это деяние надо считать оконченным с момента начала принудительных действий (погрузку и этапирование), а не после вымирания переселенных лиц.
———————————
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (3-е издание, дополненное и измененное).
См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1996. С. 571.
Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально обслуживающего характера, создающих угрозу экологической катастрофы, т.е.
разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.
Надо отметить, что в характеристике объективной стороны экоцида имеются некоторые внутренние противоречия.
С одной стороны, прямо выделенные в ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, выражающихся в массовом уничтожении, массовом отравлении природы, экологической катастрофе.
С другой — закон предусматривает и возможность совершения иных действий, лишь способных ее вызвать.