Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер штрафа за выброс мусора в неположенном месте и статья КоАП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2021 года возобновляется взыскание неустоек по оплате задолженности за коммуналку. «С этого года к оплате может быть предъявлена задолженность, возникшая до введения моратория, то есть до 6 апреля 2020 года. Если задолженность образовалась в период моратория — с 6 апреля по 31 декабря 2020 года, — то пени начислят только начиная с 31 дня просрочки платежа», — пояснила адвокат Ирина Орешкина (адвокатское бюро «S&K Вертикаль»).
Комментарии к ст. 8.2 КОАП РФ
1. Статья включает формальный общий состав с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения, выполняя, как и ст. 8.1, роль резервной нормы.
Цель статьи — обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).
2. Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и многих других, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп.) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.)).
3. Объект правонарушения — общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет — отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества — бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ). Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»), по ГОСТу 17.4.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» — на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит понятие загрязняющего вещества — это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (см. также приложения к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 1 «Опасные производственные объекты» и N 2 «Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности»).
Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Этот Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
4. Объективная сторона данного правонарушения — действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
5. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
6. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
7. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.
8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), органов, осуществляющих экологический контроль (ст. 23.29), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36). В том случае, если возникает необходимость в применении к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности, дело передается на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Индивидуальные неустойки за коммуналку и счетчики
В качестве своеобразного штрафа можно рассматривать расчет платы за жилищно-коммунальные услуги по повышенному нормативу. К этому стоит приготовиться собственникам, которые вовремя не проведут поверку электросчетчиков. «С апреля 2020 года ресурсоснабжающие организации для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг были вынуждены принимать показания приборов учета с истекшим сроком поверки. С начала нового года, если срок поверки истек, а новая так и не была проведена, то по истечении трех месяцев потребителя переводят на оплату с повышающим полуторным коэффициентом», — пояснила эксперт.
Штраф за мойку машин на даче и другие штрафы для водителей-дачников
Появился штраф за мойку и ремонт автомобилей на территории СНТ, он составит 3–5 тыс. рублей. Если выявится загрязнение почвы, наказание возрастет до 10 тыс. рублей в зависимости от обстоятельств. Неожиданным для водителя-дачника может оказаться штраф за отдых у реки. Длина водоохранной зоны зависит от протяженности водоема, от небольших рек до 10 км нужно держаться на расстоянии 50 м, к водоемам длиной до 50 км подъезжать не ближе чем на 100 м, а морская водоохранная зона составляет полкилометра.Подъехать к реке или озеру ближе, чем разрешают нормы, можно, если речь идет о дороге с твердым покрытием — асфальтом или щебнем. Штраф за это нарушение составит до 5 тыс. рублей для физлиц и до 400 тыс. рублей для организаций.
Наказать могут и за стоянку на участках с зелеными насаждениями. Согласно КоАП Московской области, физлица заплатят за это нарушение 5 тыс. рублей, а организации — до 100 тыс. рублей. Поездка на автомобиле по национальным паркам, заказникам, заповедникам и ботаническим садам без специального разрешения карается штрафом в 3–4 тыс. рублей для физлиц и до 500 тыс. для юрлиц.
Как избежать конфликтов с соседями по даче
Владельцы и их гости пользуются тем, что напрямую о тишине на дачах ночью не указывается.
На просьбу сделать звук тише, зачастую можно нарваться на оскорбления.Захват земли — самое наглое и противозаконное действие, которое только может быть. Немедленно отправляйтесь в полицию, вызывайте специалистов, и точно отмечайте границы на основе документации.Близлежащие растения и постройки — приводят к затенению, повреждению участка развитой корневой системой и крысам. Общепринятые границы до забора: для кустов — 1 м, для деревьев — 3 м, для построек — от 3 м.Засорение участка — если удастся доказать, что это дело рук соседей, смело обращайтесь в правоохранительные органы.
Так же следует поступать в ответ на хамство и наличие агрессивных животных.Методы борьбыУтихомирить и вразумить скандальных соседей можно мирным путём, при помощи обращения в правоохранительные органы или СНТ.
Уголовная ответственность
Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за производство запрещённых видов опасных отходов, а также за нарушение правил обращения с радиоактивными, бактериологическими и химическими веществами и отходами. Возбуждение уголовного дела возможно, если действия или бездействие создает угрозу причинения существенного вреда природе или здоровью человеку.
Наказание по ч. 1 ст. 247 УК РФ – штраф до 200 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.
Если был причинен вред здоровью человека или случилась массовая гибель животных, действия квалифицируются по ч.2 ст. 247 УК. В этом случае возможно лишение свободы до 5 лет. Смерть человека или массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247) грозят лишением свободы до 8 лет.
О необходимости изменения законодательства
Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.
Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки. Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране. Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.
Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф
Для таких регионов дана отсрочка. Например, в Томской области сразу несколько компаний захотели стать региональными операторами, поэтому потребовалось время на рассмотрение заявок и определение оператора.
Суть нарушений при утилизации бытовых и прочих отходов
Подробно разберём, какие действия при выбрасывании мусора могут привести к наложению штрафных санкций на физическое или юридическое лицо.
- Прежде всего все домашние бытовые отходы должны складироваться в специально отведённых для этого местах. В течение дня они обычно накапливаются дома в мусорном ведре, которое далее выносится на улицу либо в мусоропровод, попадая в подъездные или дворовые накопители. После этого раз в сутки, как правило, рано утром специализированный грузовой автомобиль опорожняет все бункеры во дворе и вывозит на специализированные места – полигоны твёрдых бытовых отходов (ТБО). Таким образом, мусор, оставленный в подъезде или на этаже жилого дома, автоматически попадает под санкции кодекса о правонарушениях. И тем более при выбросе мусора из окон жилых домов, когда подобное действие может не только ухудшить экологическую ситуацию в городе, а также нанести увечья случайному прохожему.
- Запрещено также использование внутридворовых контейнеров для утилизации собственных отходов тем лицам, которые не проживают в данных домах, так как централизованный вывоз отходов с дворовых территорий равномерно ложится денежной нагрузкой на всех жильцов МКД.
- То же касается случаев, когда фантики от конфет либо окурки от сигарет, огрызки от яблок, пластиковые бутылки и прочие отходы выбрасываются на улице мимо урны, количество которых растёт в городах РФ для удобства граждан.
- Отдельный пункт отводится утилизации строительного мусора – обломков кирпича, цементных наплывов, кусков арматуры, засохших остатков побелки, клея, краски и прочего хлама. Все перечисленные и подобные предметы должны быть собраны производителем работ в одно место и вывезены на специально заказанном автотранспорте на специализированные строительные свалки. Перемешивать строительный мусор с бытовым категорически запрещается. Заниматься самовывозом также не стоит, если человек не знает точно, где располагаются специализированные свалки, а штраф за вывоз мусора может быть также наложен в случае его складирования в неположенном месте.
- Не допускается и выбрасывание любых видов отходов из окна движущегося автотранспорта, что может не только привести к наложению штрафа в случае выявления нарушения, но также создаёт опасную ситуацию на дороге для других участников движения.
- Во время отдыха на природе, в лесу или в береговой зоне реки любые отходы, образовавшиеся в процессе застолья или других действий должны быть собраны в мешок и вывезены к местам централизованного складирования мусора. Невыполнение данного требования также является нарушением, равно, как и сжигание этого мусора в местах отдыха, что может к тому же привести к возникновению лесных пожаров. Сброс же отходов в воду и вовсе может вызвать экологическое бедствие.
Размер штрафов за выброс мусора в неположенных местах
Сколько же придётся заплатить нарушителю в России, который был пойман за совершением этого противоправного деяния? Штрафы, согласно статьям КоАП, имеют следующую градацию:
- Если нарушение совершается физическим лицом впервые, то закон предусматривает возможность его предупреждения без каких-то взысканий.
- В случае злостного постоянного выноса бытового мусора на лестничную площадку, на улицу или во двор нарушителя ждёт штраф за выброс мусора в размере от 1,0 до 2,0 тыс. руб. для обычных граждан, от 2,0 до 5,0 тыс. руб. для лиц, занимающих определённые должности, находящихся при исполнении и от 20,0 до 100,0 тыс. руб. для организаций. В Москве, Московской области и Санкт-Петербурге данные нарушения могут наказываться суммой от 5,0 тыс. руб.
- Штраф за незаконную свалку мусора для физических лиц составит уже 5,0 тыс. руб., для организаций – до 300,0 тыс. руб. с последующими затратами на рекультивацию территории. Московские же правоохранители особенно жёстко относятся к нарушителям данной статьи, накладывая сразу несколько штрафов на сумму до 0,5 млн руб.
Захламление прилегающей территории
Можно понести ответственность за складирование строительных материалов (песка, досок, отсева и т.д.) возле частного дома. При этом могут наказать как хранение материалов за пределами прилегающей к дому территории, так и на своей территории – зависит от регионального законодательства.
В каждом населенном пункте действуют локальные Правила благоустройства и связанные с ними ограничения. В крупных городах такие документы могут утверждаться вплоть до уровня городского округа, на периферии – каждый район или даже поселок городского типа принимают данные Правила индивидуально.
Во многих городских и сельских поселениях действует запрет на длительное хранение строительных материалов или же их хранение без получения разрешения на строительство.
Здесь вывести какой-то единый алгоритм невозможно – каждый город имеет свои правила и прежде чем выгрузить перед своим домом кучу песка или дров – лучше ознакомиться с местным законодательством и получить разъяснения в муниципалитете.
- Штрафы варьируются от 500 до 2500 рублей.
До 250 тыс. руб. за вредный мусор
С 1 января 2021 года вступили в силу правила обращения с отходами производства и потребления электрических ламп, а также их накопление и использование отходов, которые могут причинить вред здоровью граждан, животных и растений, рассказала руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова. Она уточнила, что за несоблюдение требований к охране окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке и утилизации отходов производства предусмотрена административная ответственность:
- для граждан — в размере до 2 тыс. руб.;
- для должностных лиц — до 30 тыс. руб.;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц — до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Штраф за строительный мусор
Нередко происходит так, что люди после ремонта в квартире или дома складируют мусор в подъезде, выкидывают его из окна. Конечно, это запрещено. Но также запрещено складировать мусор в контейнеры, расположенные рядом с многоквартирным домом. Эти контейнеры для строительного мусора не предназначены и за это никто не платил деньги.
Штраф за такое правонарушение составляет от трех тысяч рублей для обычных жителей и до 100 тысяч рублей для разных фирм. За невывоз строительного мусора с участка предусмотрен аналогичный штраф. Правда у юристов часто возникают споры по этому поводу. Можно здесь пользоваться, конечно, и уже упомянутой статьей КоАП 8.1, однако нужно обращать внимание и на региональные и муниципальные акты. Там может быть предусмотрена иная ответственность за складирование мусора в неположенном месте.
Процедура штрафования
Оштрафовать субъекта, который вредит природе, вправе представители правоохранительных структур или территориальной администрации. Уголовная кара назначается исключительно судом.
Перед тем, как обжаловать наказание, необходимо определить основания, которые смогут послужить причиной удовлетворения жалобы. Админштраф оспаривается в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП. Обращаться нужно либо к вышестоящему органу, либо в районный суд. Приговор по уголовному делу обжалуется в апелляционную судебную инстанцию.
Образец заявления в Роспотребнадзор о несанкционированной свалке мусора
Важно! Если опротестование не дало результата, необходимо немедленно выплатить установленную сумму. Иначе документы передадут в службу судебных приставов, а это — дополнительные расходы в виде исполнительского сбора, арест имущества и счетов, запрет покидать пределы страны.
Законодательное регулирование мусора
В РФ существует отдельный федеральный закон о ТБО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»). В нем прописаны классы опасности мусора, права и обязанности государства и граждан в области экологии, ответственность за нарушение закона. Также в документе говорится об обязательном получении лицензии на осуществление деятельности, связанной с опасными ТБО.
Кроме того, сферу обращения с ТБО регламентируют ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» (затрагиваются вопросы утилизации), ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (рассказывает о правилах уничтожения, переработки и захоронения отходов), ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (определяет механизм сбора ТКО, условия, при которых это происходит, правила транспортировки).
Штраф за мусор в подъезде жилого дома
Многие граждане ошибочно полагают, что захламление территории не является серьезным основанием для привлечения к административной ответственности. Однако это совсем не так. Привлечь могут, причем сразу по нескольким статьям.
За выброс мусора на общей территории жилого дома нарушителя могут ожидать следующие виды наказаний:
- Штраф в размере 500-1000 рублей возможен за нарушение санитарно — эпидемиологических требований к использованию как территорий для проживания людей, так и общественных помещений (ст. 6.4 КоАП РФ, по состоянию на 2020 год).
- Предупреждение или наложение штрафа от 2 до 3 тысяч рублей – за нарушение правил пожарной безопасности (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за производство запрещённых видов опасных отходов, а также за нарушение правил обращения с радиоактивными, бактериологическими и химическими веществами и отходами. Возбуждение уголовного дела возможно, если действия или бездействие создает угрозу причинения существенного вреда природе или здоровью человеку.
Наказание по ч. 1 ст. 247 УК РФ – штраф до 200 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.
Если был причинен вред здоровью человека или случилась массовая гибель животных, действия квалифицируются по ч.2 ст. 247 УК. В этом случае возможно лишение свободы до 5 лет. Смерть человека или массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247) грозят лишением свободы до 8 лет.
Законодательное регулирование мусора
В РФ существует отдельный федеральный закон о ТБО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»). В нем прописаны классы опасности мусора, права и обязанности государства и граждан в области экологии, ответственность за нарушение закона. Также в документе говорится об обязательном получении лицензии на осуществление деятельности, связанной с опасными ТБО.
Кроме того, сферу обращения с ТБО регламентируют ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» (затрагиваются вопросы утилизации), ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (рассказывает о правилах уничтожения, переработки и захоронения отходов), ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (определяет механизм сбора ТКО, условия, при которых это происходит, правила транспортировки).