Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Развитие страхования в России представляет собой непростой и долгий процесс. Медленное развитие рынка обусловлено длительным существованием крепостного права и трудным экономическим развитием. Общинная взаимопомощь – первый пример страхования в России, нормы которой можно найти в первых источниках российского права. Например, в Русской правде регламентирована норма о взаимопомощи членов общины при выплате штрафа, если кого-то из членов общины обвинят в убийстве. Государственное страхование в России начинает развиваться в XVI веке. В 1551 году Стоглавый собор принял решение о выкупе пленных за счет казны. Специально для этой цели был введен целевой налог. Так, выкуп пленных за счёт средств, собранных посредством налога, можно считать примером первого в России обязательного государственного страхования.
Первая страховая компания
Устав первой полноценной российской страховой компании был предложен императору Николаю I бароном Штиглицем и утверждён 22 июня 1827 года. Так образовалась первая страховая компания в собственном смысле слова, которая получила название «Первое страховое от огня общество». В это же время в России появляется и страхование жизни. Так, в 1835 г. было учреждено страховое общество «Жизнь», которое осуществляло и страхование жизни. После реформ Александра II начинается период бурного развития страхового дела в Российской империи. В 1864 году появилось земское страхование от огня, которое было введено «Положением о губернских и уездных земских учреждениях». Страхование сельских построек от пожаров стало одним из направлений работы земств. При этом использовались обязательное окладное, дополнительное и добровольное страхование. К концу XIX в. страховые компании стали неотъемлемой частью российской экономики, и к этому периоду в России действовало несколько типов страховых организаций. Так, например, на рынке присутствовали акционерные страховые общества, которые занимались страхованием жизни и имущества, страхование осуществляли и земства, а также существовали добровольные общества взаимного страхования и кассы взаимопомощи железнодорожников. К 1913 г. в России работают около 20 страховых обществ, в том числе три иностранных страховых общества. Всего в этой сфере работало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земства и общества взаимного страхования.
Подводя итог вышесказанному, следует указать, что страхование в России хотя и начало свое развитие позднее в сравнении с европейскими странами, но к началу 20 столетия было развито на мировом уровне, что подтверждается не только количеством страховщиков, но и существовавшими уже тогда различными формами страхования.
Уже на этапе ранней государственности и Крещения Руси активно применялись первичные формы самострахования. В первом российском сборнике законов, «Русской Правде», разработанном при князе Ярославе Мудром, предусматривалось что виру (плату за убийство) родственникам погибшего выплачивала община, если она не находила виновника. Чуть позднее стали создаваться фонды аккумулирования средств, за счет которых выкупались русские люди, попавшие в плен в Золотую Орду.
Несмотря на то, что татаро-монгольское иго было сброшено, и во времена Ивана Грозного продолжались набеги на Русь и похищение пленников. Статус фондов был признан официально «Стоглавом» — сборником законов времен этого царя, он был принят Избранной Радой в 1551 году. Фонды, согласно 72-1 главе Стоглава, формировались в государственной казне, и размер взносов рассчитывался уравнительно по принципу «от каждой сохи». Произошел переход от самострахования к созданию общего государственного фонда. Чуть позже, уже при первых Романовых, в 1649 году принятое Соборное уложение определило твердую сумму выкупа за каждого попавшего в плен, в зависимости от социального статуса. Интересно, что сумму выкупа за боярина его семья могла определить самостоятельно.
Период Гражданской войны и НЭПа
Новая Советская республика решительно расправлялась с реликтами прошлого, не миновали этой судьбы и многочисленные страховые конторы. Декретом Совнаркома в 1918 году все страховые конторы были национализированы. Государство в лице ВСНХ получило все активы, фонды и имущество как российских, так и зарубежных страховщиков, действовавших на территории России.
Право на самострахование сохранили только кооперативы. Но военные события показали неспособность большевиков самостоятельно заниматься сложным бизнесом. В итоге в 1919 году отменено страхование жизни, в 1920 — имущественное. Пострадавшим в огне хозяйством государство выдавало помощь натурой, продовольствием и скотом. После окончания войны государство вернулось к идее монополии и создало Госстрах. Это произошло на волне Новой экономической политики, именно тогда, в 1921 году был издан Декрет «О государственном имущественном страховании», на основании которого оно стало обязательным.
А вот начиная с середины этого века, в Москве и Санкт-Петербурге начали учреждаться филиалы английских страховых компаний. Однако это оказывало неблагоприятное воздействие на экономику страны – ведь платежи страховщикам, вносившиеся золотом, уходили за рубеж.
Остальные ключевые даты:
- 1765-й год – создание первого общества взаимного страхования от огня;
- 1781-й год – издание “Устава купеческого водоходства”, который включал в себя нормативные положения о морском страховании;
- 1786-й год – установление страховой монополии на государственном уровне, не позволяющей иностранным страховщикам осуществлять деятельность по страховке капитальных строений от рисков их повреждения огнем;
- 1786-й год – открытие Страховой экспедиции при Государственном заемном банке, которая была немногим далее упразднена – в 1822-м году;
- 1797-й год – открытие Страховой конторы при Ассигнационном банке, закрытой в 1805-м году.
Страховое дело после распада СССР
Дальнейшее развитие в России шло так:
- 1990-й год – принятие “Положения об АО и ООО” и Постановления Совмина “О мерах по демонополизации сельского хозяйства”, в результате чего образовалась конкурентная среда – страховую деятельность в России могли осуществлять государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества;
- 1992-й год – создание отдела по лицензированию страховых фирм при Минфине;
- 1993-й год – создание ФОМС, осуществляющего деятельность в сфере медстрахования и по настоящее время (подробнее о медстраховании – в нашей другой статье);
- 1993-й год – вступление в силу закона “О страховании”, впоследствии переименованного в “Об организации страхового дела в России”;
- 1996-й год – вступление в правовую силу Главы 48 ГК РФ, которая еще больше расширила законодательную базу о страховании, основы которой были закреплены в вышеназванном законе.
Таким образом, страховое дело в России после распада СССР характеризуется:
- демонополизацией;
- созданием свободной конкурентной среды;
- появлением множества небольших страховых компаний;
- формированием наиболее полной законодательной базы, действующей, с незначительными изменениями, и по настоящий момент.
Возможные перспективы по развитию страховой сферы в рыночной экономике России
В существующих условиях рыночной экономики дальнейшее развитие в России будет иметь следующие черты:
- увеличение числа страховых компаний как в малых, так и в больших городах;
- рост объема страхового рынка в целом;
- увеличение инвестиционной привлекательности данной сферы для иностранных инвесторов;
- повышение конкуренции;
- увеличение интереса населения к новым формам страховок (например, к инвестиционному страхованию жизни);
- дальнейшее ужесточение законодательных требований (в том числе, к финансовой устойчивости страховщиков) со стороны регулятора (Центробанка) и государства в целом.
Практически по всем видам страховок сейчас наблюдается положительная динамика развития. Наибольший рост замечен в секторах:
- личного страхования;
- страховок ответственности.
Менее положительная динамика – у имущества. Наибольшие риски у страховщиков – по ОСАГО. Считается, что данная область наиболее убыточна (в частности, из-за государственного регулирования тарифов).
Гражданская война 1918-1920 гг. и иностранная военная интервенция коренным образом изменили экономическую и политическую ситуацию в стране. Молодая Республика Советов оказалась в кольце фронтов и экономической блокады, превратилась в осажденный военный лагерь.
Жесткая централизация руководства хозяйством и нормированного распределения продуктов, связанная с переходом к политике военного коммунизма, натурализация экономических отношений (продразверстка, натуральная заработная плата, бесплатное снабжение), устранение основ хозрасчета привели к тому, что финансовая политика исчерпывалась вопросами распределения денежных знаков, совершенно второстепенное значение которых определялось крайне узкими пределами рыночного оборота. Деньги почти полностью утратили свое значение как форма накоплений и сбережений, как средство обращения и платежного средства.
В этих условиях в декабре 1920 г. государственное имущественное страхование в денежной форме потеряло всякую экономическую целесообразность и было отменено. Вместо него оказывалась бесплатная государственная помощь (натурой или в исключительных случаях деньгами) пострадавшим от стихийных бедствий трудовым хозяйствам при условии, что их деятельность отвечает интересам рабоче-крестьянского государства. Вновь государственное имущественное страхование в денежной форме было восстановлено уже после окончания Гражданской войны. 6 октября 1921 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет «О государственном имущественном страховании», который положил фактическое начало дальнейшему развитию государственного имущественного страхования в нашей стране.
Декрет предусматривал прежде всего государственное добровольное имущественное страхование. Переход к государственному обязательному имущественному страхованию предполагалось осуществить лишь после укрепления аппарата страховых органов. Осуществление государственного страхования было возложено на Главное управление государственного страхования (Госстрах РСФСР) в системе Народного Комиссариата финансов РСФСР. На местах операции проводились страховыми подразделениями финансовых отделов, исполкомов.
Развитие государственного имущественного страхования в восстановительный период позволило изъять часть денежных знаков, переполнявших каналы обращения, что содействовало стабилизации валюты и финансовому оздоровлению экономики в целом.
В период построения фундамента социалистической экономики (1926-1932 гг.) государственное имущественное страхование развивались высокими темпами. Основным видом было обязательное страхование имущества. Одновременно в дополнение к обязательному развивалось добровольное страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, а также добровольное страхование домашнего имущества.
В годы массовой коллективизации, начало которой было положено в 1928 г., государственное имущественное страхование было ориентировано на осуществление политических целей создания крупного социалистического сельскохозяйственного производства и ликвидации кулачества как класса. Этим целям служила дифференцированная политика в определении страховых тарифов в зависимости от доходности хозяйств.
Однако на практике часто допускались и извращения этой политики, что вызывало необоснованное раскулачивание середняцких хозяйств специфическими финансовыми методами через государственное страхование.
С целью повышения экономического значения государственного страхования с 1934 г. было увеличено число объектов обязательного страхования, повышено страховое обеспечение, расширена ответственность. Восстанавливалось добровольное страхование имущества граждан, которое было отменено временно в 1931 г.
Крупным этапом в развитии государственного имущественного страхования стало принятие Верховным Советом СССР Закона «Об обязательном окладном страховании» от 4 апреля 1940 г., который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования.
Следует учесть, что к 1940 г. было коллективизировано 96,9% крестьянских дворов. Коллективизация сельского хозяйства, создание крупных колхозов и совхозов обеспечили значительное повышение товарности сельскохозяйственного производства. В общественных хозяйствах страны к 1940 г. было сосредоточено почти все производство зерна и сахарной свеклы, все производство хлопка-сырца; значительная часть картофеля, овощей, а также продуктов животноводства производилась в подсобных хозяйствах колхозников, рабочих и служащих. К 1940 г. было создано крупное социалистическое сельское хозяйство, опирающееся на развитую материально-техническую базу.
Важные изменения в экономике сельского хозяйства были учтены в новом законе. Повышался уровень обеспечения по страхованию сельскохозяйственных культур и животных в колхозах и совхозах, сельскохозяйственных животных в личном подсобном хозяйстве. Одновременно было произведено снижение тарифов. В объем страховой ответственности включались пожар, взрыв, молния, удар молнии, наводнение, землетрясение, буря, ураган, ливень и другие неблагоприятные события, от которых могли существенно пострадать строения. Стало выплачиваться страховое возмещение за вынужденный убой животных в хозяйствах граждан. Одновременно отменялось страхование сельскохозяйственных культур на приусадебных участках колхозников, как не имевшее экономической целесообразности.
В годы Великой Отечественной войны средства государственного страхования направлялись в первую очередь на нужды фронта и тыла.
За 1941-1944 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчислений от прибыли свыше 5,8 млрд.руб. Однако это не исключало использования ресурсов страхового фонда для возмещения ущерба от стихийных бедствий. В 1942 г. был повышен размер страхового обеспечения по обязательному страхованию сельхозкультур и животных. Вместе с тем временная оккупация фашистскими захватчиками значительной части территории страны привела в первые годы войны к сокращению операций страхового дела. По мере освобождения районов государственное имущественное страхование восстанавливалось вновь. Изменение государственных границ СССР после Второй мировой войны, образование Калининградской области РСФСР, Закарпатской области УССР, изменение правового статуса южной части острова Сахалин сопровождались организацией государственного страхования в этих новых районах.
В послевоенные годы государственное имущественное страхование развивалось по пути всемерного расширения объема страховой ответственности и совершенствования действовавших видов. В 1946 г. были осуществлены меры, направленные на повышение роли государственного страхования в восстановлении животноводства, на стимулирование сохранности поголовья скота, выявления причин его падежа.
В 1956 г. значительные изменения вносились в добровольное страхование имущества населения. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, было дополнено добровольным.
С 1 января 1968 г. были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозников. В сферу страховой защиты вошло практически все имущество колхозов: урожай сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственные животные, здания, сооружения, транспорт, оборудование, многолетние насаждения и т.д.
С 1969 г. по новым правилам стало проводиться страхование домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам. Расширена ответственность по заключаемым договорам с населением и одновременно снижены тарифы.
История развития страхования в период СССР
В предшествующий советскому и советский период рынок страхования в России изрядно пошатнулся: из-за Первой мировой началась небывалая инфляция и деньги обесценивались с необычайной скоростью.
По пришествии же к власти большевиков было вынесено решение упразднить все виды негосударственных страховых агентств. Также признавались недействительными и подлежали аннуляции все внешние займы, которые были произведены царской Россией.
В 1919 году перестали страховать жизнь (впрочем, это право вернули в 1922-м), в 1920-м – имущество. На какую-либо помощь могли рассчитывать только те, кто пострадал вследствие стихии. Также страховали от пожаров, неурожаев и падежа скота.
Первые очертания страхования существовали ещё в глубокой древности, практически на заре цивилизации и государственности. К тому моменту уже существовали экономические отношения, а следовательно, и риски утраты имущества. Один из самых древних правовых документов в мире является Кодекс Законов Хаммурапи, составленный в Древнем Вавилоне в 1750 г. до н.э. во время правления Вавилонского царя Хаммурапи. Кодекс был найден в 1901 году при раскопах на территории города Сузы в Иране.
В этом древнем документе описывается система взаимного страхования, основной принцип которой сохраняется и в наши дни. Взаимное страхование предполагает, что некая группа лиц, объединённая по определённому признаку, создаёт нечто наподобие «клуба» и договаривается возместить убытки членов клуба с помощью специального фонда, который формируется с помощью членских взносов.
Например, торговцы-караванщики заключали между собой договор, в котором стороны соглашались совместно нести убытки, наступившие у кого-либо из участников каравана в результате ограбления, кражи или пропажи. В такой системе взаимоотношений и коллективной ответственности, участник является одновременно страховщиком и клиентом страховой компании (страхователем). Конечно, эти древние общества были довольно просты, но при этом нормы кодекса Хаммурапи были довольно строги, запрещая участникам страхового союза давать ложные заявления об убытках, либо заявлять убытки без «документального» подтверждения. Похожие системы существовали позже и в Древней Греции и Древнем Риме.
Как появилось страхование? Первая страховая компания
Страхование, как вид отношений, имеет давнюю историю – взаимное страхование было известно еще в Древнем Риме и Древней Греции. Позже начали складываться взаимные страховые организации по профессиональным или религиозным признакам, затем страхованием стали заниматься гильдии и цеха.
Толчком в развитии страхования стало активное освоение европейцами новых земель во второй половине XV века. Купцы и судовладельцы договаривались о распределении ущерба, в случае утраты имущества одного из них, между всеми участниками морской экспедиции. Тогда же появились первые профессиональные страховщики-предприниматели, которые брали безвозвратную страховую премию в обмен на обязательства по возмещению ущерба. В конце XVII в портовых городах возникли первые морские страховые общества. Постепенно стали страховаться не только морские риски.
Первая в мире страховая компания появилась в Лондоне – она была создана после Большого Лондонского пожара 1666 года и начала страховать от огня. Считается, что страхование жизни тоже возникло в Лондоне – в 1762 году была создана страховая компания Equitable Life Assurance Society, которая занимается страхованием жизни до сих пор.
Особенности развития страхования в современной России.
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса в Российской Федерации. Объемы страховых операций неуклонно возрастают, а страховые компании играют в экономике все более значимую роль. Так, по данным Всероссийского союза страховщиков, прирост сборов страховых платежей в 2003 по отношению к 2002 составил 51,3 %, а страховые выплаты возросли на 18%. Быстрее всего в 2003 росли сборы по страхованию жизни – на 59 %. Страховые резервы приближаются к 90 млрд. рублей. Число работников, занятых в отрасли, составляет 250–300 тысяч человек (около 0,5% от общей численности занятых).
В «Концепции развития страхования в Российской Федерации» отмечено, что доля средств от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 1,6% в 1988 до 3% в 2001.
Признавая успехи в развитии страховой деятельности, специалисты отмечают, что за годы рыночных реформ пока еще не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг.
Основными проблемами современного страхового рынка России являются:
– низкий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
– отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
– информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
– ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях путем создания уполномоченных страховых организаций и барьеров для иностранных страховщиков;
– несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;
– низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу.
К отрицательным явлениям российской действительности относится большое количество страховых суррогатов. На место псевдостраховых продуктов, рассчитанных на выплату заработной платы сотрудникам предприятия через страхование жизни, которое было широко распространено в 1990-е, стали приходить финансовые схемы с применением страхования имущества и ответственности юридических лиц. Взносы предприятия, выплаченные по этим видам страхования и отнесенные на себестоимость продукции (то есть не облагаемые налогами), используются для выплаты дополнительных вознаграждений своим сотрудникам через страховые компании.
Современный рынок перестрахования в России характеризуется малой емкостью, что вынуждает первичных страховщиков перестраховывать риски в зарубежных перестраховочных компаниях. Однако в последние годы перестрахование за рубежом доступно только крупным страховым компаниям, так как в связи с глобальными убытками на международном страховом рынке, существенно возросли тарифы по перестрахованию. Ужесточаются и условия перестрахования: например, уточняется ряд стандартных исключений из покрытия (терроризм, убытки вследствие компьютерных вирусов и др.), более жесткими становятся требования к сбалансированности договоров. Правда, все эти события способствуют развитию отечественного рынка перестрахования, стимулируют создание перестраховочных пулов. Так, например, шесть ведущих российских страховых компаний учредили специализированный Российский антитеррористический пул, емкость которого на сегодняшний день составляет 11 млрд. долл.
Таким образом, трудности развития российского страхования связаны не только с общими проблемами развития данной отрасли, но и с некоторыми особенностями российской переходной экономики. Развитие отношений страхования адекватно степени развития рыночных отношений, уровню жизни населения и состоянию инфраструктуры.
Страхование гражданской ответственности автовладельцев в РФ находится на этапе формирования. Усовершенствования требует система тарификации, суммы страховых выплат, законодательное урегулирование оценки ущерба. Следуя практике европейских государств, автострахование в России акцентирует внимание на персонализированном подходе к каждому водителю.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!