Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где и как искать СРО арбитражных управляющих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы стать СРО, некоммерческое юридическое лицо должно быть включено в специальный реестр. Однако для этого организация должна соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в статье 21 Федерального закона «О банкротстве». Вот эти требования.
с 08.08.2014 по 12.10.2014
Размер членских взносов СРО, из которых складывается бюджет национальных объединений, вызывает много вопросов. Какими, на ваш взгляд, должны быть членские взносы СРО:
20.1%
38
фиксированными
3.2%
6
нефиксированными
29.6%
56
дифференцированными (в зависимости от размера компании или организации)
8.5%
16
временными (для выполнения особых задач)
15.3%
29
добровольными
23.3%
44
членские взносы не нужны
Что такое СРО арбитражных управляющих
СРО — это Некоммерческая организация. Она создается не для ведения коммерческой деятельности и получения прибыли, а для объединения компаний и специалистов по профессиональному признаку. СРО работают в сфере оценки, аудита, микрофинансирования, взыскания, да и по многим другим направлениям.
Работа арбитражных управляющих также предусматривает обязательное вхождение в состав одной из СРО.
Управляющий — это специалист, которого назначают для ведения банкротства в арбитраже. Он выбирается и назначается судом из состава кандидатур, представленных СРО. В заявлении на банкротство должник или кредитор указывают саморегулируемую организацию, чей специалист будет вести дело.
В России работает несколько десятков СРО арбитражных управляющих. Все они обязаны состоять в госреестре, иметь регистрационный номер. Регистрацией СРО и внесением сведений в базу данных занимается Росреестр.
Это же ведомство осуществляет государственный контроль и надзор за саморегулируемыми организациями. Актуальный список всех СРО управляющих можно найти на сайте Федресурса по ссылке.
Как подать жалобу на финансового
управляющего в СРО? Закажите
консультацию юриста
Статус и полномочия СРО
Членство в СРО — это не просто формальность. Организация объединяет специалистов и фирмы, ведет их реестры, осуществляет постоянное взаимодействие по всем направлениям работы. Исходя из особенностей деятельности арбитражных управляющих, у СРО есть следующие полномочия:
- проводить аттестацию, проверки, обучение и повышение квалификации специалистов;
- составлять и направлять перечень кандидатур управляющих для арбитражного суда;
- рассматривать споры, связанные с деятельностью своих членов (например, по обращению граждан, предприятий, государственных органов);
- участвовать в возмещении ущерба, вреда и убытков, причиненных работой управляющих (например, из компенсационного фонда, за счет страхования ответственности);
- рассматривать обращения, заявления и жалобы на нарушения в работе специалистов.
Как выбрать СРО арбитражных управляющих?
Приоритетом при выборе саморегулируемой организации обычно является тот фактор, что организация находится в том же городе, что и претендент на партнерство в ней. Бывают случаи, что выбрать не из чего – в городе может быть только одно некоммерческое объединение, поэтому такой подход не оправдает надежды. Быть членом организации, находящейся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге не будет затруднительным в наше время компьютерных коммуникаций.
Подбор саморегулируемой организации АУ, которая оформляет допуск конкретному специалисту в области арбитражного управления, должен основываться на таких критериях:
- Результативность работы профессионального объединения – его рентабельность, масштабность.
- Количество и состав участников некоммерческого партнерства. Сведения о них находятся в Государственном реестре СРО в открытом доступе.
- Длительность работы на рынке профессиональных услуг. Вновь созданные профессиональные объединения еще не обладают положительной репутацией, авторитетом.
- Изучение отзывов о работе профессионального объединения – как положительных, так и отрицательных. Многие специалисты в области арбитражного управления и их клиенты особенно часто высказываются о негативной работе руководства.
- Ознакомление с оформлением сайта организации, как витрины ее деятельности. Непрофессионально выполненный интернет-ресурс свидетельствует не в пользу СРО.
Немаловажно и то, как администрация СРО АУ подбирает новых членов. «Облегченные» запросы к оформлению членства могут свидетельствовать о «непорядочности» профессионального объединения.
Что такое сро при банкротстве
Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:
соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;
наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.
3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Что такое сро при банкротстве
Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе:
представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
обжаловать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов указанных нормативных правовых актов;
вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предложения соответственно по вопросам формирования и реализации государственной политики и вопросам формирования и реализации органами местного самоуправления политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, и получать от этих органов такую информацию в установленном федеральными законами порядке;
заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов саморегулируемой организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом права.
2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:
разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;
разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации стандарты и правила профессиональной деятельности;
контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными стандартами;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации, соблюдать утвержденный в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок применения мер дисциплинарного воздействия и порядок рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов саморегулируемой организации, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;
осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
осуществлять с соблюдением требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и в соответствии с перечнем обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих, и порядком ведения саморегулируемой организацией такого реестра, утвержденным в форме федерального стандарта, включение в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих обязательных сведений и ведение такого реестра;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемой организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;
по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего, представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу об административном правонарушении;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в срок не позднее чем в течение четырнадцати рабочих дней с даты возникновения несоответствия саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона представлять в орган по контролю (надзору) информацию о таком несоответствии;
проводить в порядке, установленном федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
обеспечивать доступ к включенным в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих сведениям заинтересованных в их получении лиц в порядке, установленном регулирующим органом;
(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения саморегулируемой организацией порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, включая критерии выбора, для целей, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения саморегулируемой организацией порядок определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, включая критерии определения, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, для целей, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 45 настоящего Федерального закона.
Что делать, если в СРО не смогли предоставить финансового управляющего
Любой управляющий может отказаться участвовать в деле о признании физлица финансово несостоятельным. В этом случае СРО предстоит выбрать другого кандидата, а если никто из ее участников не согласиться – направить уведомление об этом в суд.
Заставить управляющего участвовать в деле на текущий момент невозможно. После получения уведомления о невозможности предоставить специалиста должнику придется выбирать другую СРО и надеяться, что в ней найдется желающий. Бесконечно попытки подобрать саморегулируемую организацию продолжаться не могут и, если в разумные сроки никто не согласится взяться за дело, суд, скорее всего, прекратит его. При этом вопрос с долгами останется нерешенным.
Есть и другой риск, что за дело возьмется начинающий управляющий. В этом случае ситуация может развиваться непредсказуемо для банкрота. Вполне возможно, что в сложных случаях специалист без опыта просто запутается или бросит дело, не закончив его. Причем в последней ситуации выбрать СРО, откуда будет назначен новый представитель, смогут уже кредиторы и фактически они при желании смогут повлиять на дальнейший ход процесса.
Без опыта выбора СРО, даже следуя всем рекомендациям, есть риск, что никто не возьмется за дело. Лучше сразу обратиться за помощью в компании, специализирующиеся на делах о банкротстве. Они имеют опыт взаимодействия с некоммерческими партнерствами управляющих и смогут сразу оценить, в каком из них есть свободные представители, готовые взяться за конкретное дело.
Функции финансового управляющего
Финансовый управляющий – он же и арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве физического лица. Это человек, специализирующийся на антикризисном управлении. Фактически он выполняет роль связующего звена между судом, должником и кредиторами. Его задача – соблюсти баланс интересов всех участников дела.
При банкротстве физического лица на управляющего ложатся следующие задачи:
- составление списка всех известных ему кредиторов и ведение реестра кредиторов;
- анализ финансового состояния должника, поиск имеющегося у него имущества;
- управление доходами должника, хранение средств, осуществление выплат кредиторам;
- оспаривание при необходимости сделок в судебном порядке;
- проведение общих собраний кредиторов;
- прием средств от должника и направление их на выплаты кредиторам при реструктуризации;
- продажа собственности должника и перевод вырученных средств кредиторам при введении процедуры реализации имущества;
- подготовка отчета по итогам процедуры.
Просто указать СРО в заявлении можно, но эффект от таких действий будет непредсказуем. Иногда партнерство сможет предоставить управляющего, но кто им окажется и как он будет работать – неизвестно. Проанализируйте информацию о саморегулируемой организации и ее участниках, а только потом выбирайте. Нужно обратить внимание на следующие параметры:
- Регионы присутствия. Зарегистрировано партнерство может быть в любом городе. Главное, чтобы управляющий из него работали в регионе, где зарегистрирован должник. Иначе они просто откажутся сотрудничать.
- Год основания. Недавно созданные СРО по закону ничем не отличаются от своих работающих давно на рынке коллег. Но на практике, о новых организациях еще ничего неизвестно, и предсказать, насколько хорошо будут работать они и их участники сложно.
- Количество управляющих. Если число членов партнерства превышает 400–500 человек, это говорит о том, что оно достаточно крупное и будет дорожить своей репутацией. Соответственно, такая СРО будет лучше следить за работой своих членов и соблюдением всех норм законодательства.
- Наличие судебных разбирательств. Если в отношении СРО поданы иски Росреестром или другой структурой, об их исключении из реестра, лучше подобрать другое партнерство. Причина в том, что регистрацию саморегулируемой организации могут аннулировать уже в ходе дела о банкротстве. Это приведет к отстранению управляющего и необходимости искать ему замену. Иногда подобной ситуацией могут воспользоваться кредиторы, чтобы утвердить нового специалиста из лояльного партнерства.
Приобретение статуса СРО арбитражных управляющих
В соответствии с Законом о банкротстве приобрести указанный статус может исключительно некоммерческая организация. Однако законодатель не определяет конкретную организационно-правовую форму, в которой должна быть создана СРО. Как правило, СРО создается в форме некоммерческого партнерства. Организация, претендующая на получение статуса СРО, должна отвечать следующим требованиям, установленным в п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве:
- наличие компенсационного фонда;
- наличие разработанных организацией обязательных для выполнения членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
- соответствие не менее чем 100 членов СРО условиям членства в такой организации, утвержденным ею самой;
- участие ее членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения СРО в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих, далее — госреестр). Исключение составляют процедуры, применяемые в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
- создание органов управления и специализированных органов СРО.
Если все условия будут соблюдены, то организация получит статус СРО с момента внесения сведений о ней в госреестр. Такой госреестр на бумажном и электронном носителях ведет Росреестр. Перечень необходимых сведений, которые организация должна предоставить в госреестр, а также порядок его ведения определены п. 4 ст. 22.2 Закона о банкротстве и Приказом Минэкономразвития России . За включение сведений в госреестр уплачивается госпошлина в размере 4000 руб.
Структура и организационно-правовая форма
саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
Одним из существенных новшеств Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. является введение нового субъекта конкурсных отношений — саморегулируемой организации арбитражных управляющих (ст. 2, 21 и 22), которая создается в форме некоммерческой организации, основывается на членстве и должна быть включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Предполагается, что создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее — СРО) как инструмента контроля позволит значительно повысить качество деятельности арбитражных управляющих.
В ранее действовавшем Законе 1998 г. в ст.25 определялась компетенция Государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению — Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, которая осуществляла контроль за деятельностью арбитражных управляющих.
Что дает СРО арбитражных управляющих своим участникам
Нужно обязательно помнить, что СРО не только даст допуск на осуществление деятельности, но также может помочь и во многих других вопросах. Как правило, хорошие саморегулируемые организации, которые функционируют уже не первый год, имеют прекрасно отлаженные связи с курьерскими службами, страховыми компаниями, юристами и т.д. Это значит, что в случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, в которых вам могут понадобиться эти службы для сотрудничества, вы всегда можете обратиться в свое СРО, чтобы для вас была оказана такая услуга.
Также в СРО всегда имеется свой квалификационный центр, где для сотрудников предприятий-участников всегда организовываются курсы повышения профессиональной квалификации. СРО всегда делают скидку на проведение подобных мероприятий, и, таким образом, вы всегда сможете по низким ценам отправлять своих сотрудников на обучение.
Выбор СРО арбитражных управляющих — шаг первый
Обычно руководители компаний осуществляют выбор в пользу тех СРО, которые находятся в том же городе, что и сама фирма. Это является не совсем правильным шагом, поскольку в городе может быть одна СРО, которая не удовлетворит всех тех требований, которые вы предъявите к ней. Не стоит бояться выбирать те СРО, которые фактически находятся далеко от вас — в век современных технологий держать связь с организацией в пределах одного государства вовсе не является затруднительным.
Лучше всего обратить внимание на те саморегулируемые организации, которые находятся в Москве и Санкт-Петербурге . Здесь самым главным для управляющего будет выбрать самые рентабельные и процветающие СРО, с большим количеством участников. Конкуренция в этих городах среди СРО достаточно велика, и поэтому те организации, которые имеют спрос среди компаний-участников, и являются, как правило, самыми лучшими для вступления.
Обязательно обратите внимание на количество членов СРО. Здесь стоит руководствоваться правилом «чем больше — тем лучше». Можно также найти контактные данные какого-либо участника некоммерческого партнерства, связаться с руководителем данной компании и поинтересоваться об отношении СРО к своим членам. Также можно связаться с той СРО, в которую вы собрались вступать, и пообщаться лично с ее сотрудниками, чтобы понять, насколько информативно подкованы сотрудники, какую могут оказать они помощь в случае возникновения неприятных и срочных ситуаций и т.д.
Кто такие арбитражные управляющие, зачем они нужны и почему они объединяются в СРО
Арбитражные управляющие — лица, без которых невозможен процесс банкротства юридического или физического лица. Управляющего назначает суд по общему правила, но кандидатуру вполне может предложить и заявитель.
Суть деятельности назначенного лица представляется собой организацию и ведение процесса банкротства, а именно: поиск и созыв кредиторов, выявление имущества должника для включения в конкурсную массу, организация торгов для реализации активов, представительство в суде и прочие функции. Разумеется, управляющие ведут деятельность не бесплатно. За работу им полагается вознаграждение.
СРО, в свою очередь, представляет собой объединение профессионалов. Причем объединяются профессионалы не по коммерческому принципу, и даже если СРО заработает деньги, то они не делятся между членами, а идут на обеспечение функционирования компании.
Сами объединения делятся по профессиональному признаку, то есть существуют СРО арбитражных управляющих, СРО строителей, СРО оценщиков и так далее.
Чтобы стать членом СРО управляющий должен иметь высшее образование и определенный стаж работы, сдать экзамен и не иметь судимостей и иных видов наказаний за правонарушения.