Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форма T-53: как правильно заполнить платежную ведомость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Есть те компании, которые вправе их не применять. Обычно это организации, расположенные в сельской или труднодоступной местности, продающие религиозные предметы, оказывающие услуги в области образования, спорта, физкультуры, творчества, предоставления парковки, коммунальщики. Полный их список приведен в ФЗ № 54.
Отражение кассовых операций в учете бюджетного учреждении
Ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, в том числе операций с наличными денежными средствами регламентированы Инструкциями, утвержденными приказами Минфина РФ:
-
№ 157н от 01.12.2010 «Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений» (далее Инструкции № 157н);
-
№ 174н от 16.12.2010 «Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений».
Учет расходов розничного магазина
Организация может тратить наличные деньги на следующие цели:
- оплата товара от поставщиков;
- выдача заработной платы сотрудникам, а также выплата стипендий пособий и иных материальных вознаграждений;
- возврат денежных средств покупателю (когда тот сдает товар в магазин);
- оплата аренды помещения, коммунальных и прочих услуг;
- расходы не текущие нужды: покупка кассовой ленты, канцелярских товаров, туалетных принадлежностей;
- расходы на служебные командировки сотрудников;
- прочие цели.
Вообще, деньгами из кассы можно оплачивать далеко не все расходы. Полный перечень трат, на которые разрешается расходовать наличные кассовые средства, приведен в Указании Центробанка РФ от 07 октября 2013 года (за номером 3073-У).
Из всех расходов, приведенных в документе, оплачивать без ограничений можно только такие нужды, как:
- заработная плата сотрудников и все, что входит в фонд оплаты труда;
- социальные платежи (больничные декретные и так далее);
- выдача налички подотчетным лицам (например, на служебные командировки);
- выплата ИП самому себе.
Порядок учета кассовых операций
Для организации бухгалтерского учета кассовых операций предназначен счет 50 «Касса». Согласно утвержденному плану счетов бухгалтерского учета к счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
- 50.1 «Касса организации». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в валюте РФ;
- 50.2 «Операционная касса». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в билетных кассах, кассах отделений связи и т.п.;
- 50.3 «Денежные документы». На субсчете учитываются операции по движению почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных авиабилетов и других денежных документов. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение.
- 50.4 «Касса в иностранной валюте». На субсчете учитываются операции с наличной валютой. Валюта может приобретаться на внутреннем валютном рынке РФ (в банках) для оплаты командировочных расходов работников организации.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выдача денежных средств и денежных документов из кассы организации.
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов
Применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.
Значимость и важность наличия данного документа в полной мере смогли оценить участники спора, рассматриваемого судьями ФАС ЦО (Постановление от 09.10.2007 N А09-8896/06-4). Судьи указали, что произведение оплаты, подтверждаемое приходными кассовыми ордерами, не может быть признано обоснованным. Поскольку имеющиеся в деле приходные кассовые ордера о получении истцом от ответчика денежных средств носят односторонний характер, а потому не подтверждают факт перечисления должником указанной в нем суммы. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, являющийся первичной учетной документацией в соответствии с Постановлением N 88, представлен не был.
Образец составления препроводительной ведомости к сумке
Вначале вверху пишется:
- номер инкассаторской сумки, к которой прилагается ведомость,
- дата составления документа (она должна соответствовать дате передачи денег из компании в банковское учреждение).
Затем заполняется графа «От кого». Здесь указываются реквизиты отправителя денег (если это ответственный сотрудник предприятия, следует внести его должность, фамилию, имя, отчество, а если деньги передаются через инкассатора – то достаточно вписать полное название организации, деньги которой транспортируются).
В графе «Получатель» пишется адресат денежных средств (чаще всего названия в двух вышеуказанных строках совпадают).
В строку под названием «Дебет» вносится номер банковского лицевого счета получателя, в строку «Кредит» — номер его расчетного счета. Чуть ниже указывается ИНН получателя и еще раз номер счета.
Следующее, что нужно вписать в документ:
- названия банка-вносителя и банка-получателя перевозимой наличности,
- указать их БИК (банковский идентификационный код),
- а также сумму (прописью) и источник, из которого были получены средства.
В соответствующие ячейки справа еще раз вносится:
- сумма (теперь уже цифрой),
- символ поступления (имеется ввиду код источника поступления – при затруднениях по этому параметру можно проконсультироваться у банковского специалиста),
- разбивка суммы в зависимости от кода источника (если деньги были получены разными путями).
Сумма денег в кассе должна совпадать с данными кассовых документов (приходными и расходными ордерами, кассовой книгой), а также с данными контрольной ленты и фискальной памяти ККТ (Z-отчета). Излишек контролеры могут расценить как неоприходование наличности.
В ходе проверки представители контролирующих органов изучают все кассовые документы. Если будет установлено, что бухгалтер неправильно оформляет поступающие в кассу деньги, у предприятия возникнет вероятность быть привлеченным к ответственности за «неполное оприходование» выручки.
Так, многие кассиры, работающие на ККМ, неправильно оформляют возврат денег покупателям. Это приходится делать, если клиент сначала пробил чек, а потом отказался от покупки.
По правилам эксплуатации ККМ, утвержденным приказом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, кассир должен забрать у клиента неиспользованный чек и подписать его у директора или заведующего, затем составить акт о возврате денежных сумм покупателям по форме № КМ-3. В конце дня кассир должен записать выданную клиентам сумму в графе 15 журнала кассира-операциониста, а неиспользованные чеки приклеить на отдельный лист бумаги. Вечером он должен сдать их в бухгалтерию вместе с актами о возврате.
Приходуя поступившие в операционную кассу деньги, бухгалтер может уменьшить выручку по Z-отчету на основании этих документов.
Если акты о возврате не составлялись, налоговый инспектор может заявить, что фирма необоснованно занизила выручку. За «неполное оприходование в кассу денежной наличности» и составить протокол о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ (штраф от 400 до 500 МРОТ).
Однако, если организация не имела намерений скрыть выручку и может это доказать в суде, ответственности можно избежать.
Так, при рассмотрении подобных споров, судьи, прежде всего, выясняют, что «неполное оприходование» выручки означает, что фирма скрывает полученные от покупателей деньги, то есть, не учитывает их и не проводит по кассе. Установить такое нарушение можно, обнаружив, что сумма принятой в кассу выручки не соответствует количеству проданных товаров. Чтобы это сделать, нужно проанализировать кассовые первичные документы (приходные ордера и кассовую книгу), а также документы по движению товаров и материалов (накладные, товарные отчеты и т. п.).
Z-отчеты, акты возврата, неиспользованные чеки, а также другие документы, связанные с работой на ККМ, не относятся к первичным кассовым документам. А раз так, то и подтверждать оприходование наличной выручки они не могут. Поэтому ошибки в их оформлении не повод, чтобы оштрафовать фирму по ст. 15.1 КоАП РФ. Такие доводы были приведены в решении по аналогичному делу Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 4 сентября 2003 г. по делу № АЗЗ-5061/03-С6-ФО2-2783/03-С1.
Отдельные налогоплательщики в своих жалобах и письмах просят ограничиться по отношению к ним за неприменение ККТ на первый раз предупреждением, однако это не предусмотрено КоАП РФ. Поэтому за неприменение ККТ (при наличии состава правонарушения) налоговыми органами налагаются штрафы в размерах, указанных в статье 14.5 КоАП РФ.
При наличии смягчающих вину обстоятельств, неисчерпывающий перечень которых установлен в ст. 4.2 КоАП РФ, размер штрафа может быть снижен. Применение ответственности ниже низшего предела КоАП РФ не предусмотрено. Это означает, что минимальный размер штрафа не может быть меньше нижнего предела, указанного в соответствующей статье КоАП.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
– совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП).
Вопрос о возможности снижения ответственности (или освобождения от ответственности) по ст. 14.5 КоАП РФ обсуждается уже давно. Основаниями для снижения ответственности за административное правонарушение (по усмотрению суда) могут быть смягчающие обстоятельства, например финансовое состояние нарушителя (ч. 3, 4 ст. 4.1 КоАП РФ). При малозначительности правонарушения суд вправе вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КОАП РФ, Определения Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2003 г. № 116-О, от 5 ноября 2003 г. № 348-О).
Верховный Суд РФ сформулировал понятие «малозначительное административное правонарушение» как действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При выполнении указанных условий суд может отменить постановление об административном правонарушении на основании ст. 2.9 КоАП РФ (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5).
Довод о малозначительности правонарушения (небольшой сумме реализации за наличный расчет без чека) считается одним из излюбленных аргументов владельцев ККТ, привлеченных по ст. 14.5 КоАП РФ. Суды относятся к такому доводу по-разному, попеременно применяя два, на первый взгляд, взаимоисключающих тезиса ВАС РФ.
1. Судам при толковании ст. 14.5 КоАП РФ необходимо исходить из того, что данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов) (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ № 16).
Указанный тезис фигурировал в делах, проигранных владельцами ККТ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2005 г. по делу № ФОЧ-4828/2005 (13281-АОЗ-32), ФАС Центрального округа от 10 августа 2005 г. по делу № А62-1314/2005, ФАС Уральского округа от 10 августа 2005 г. по делу № ФО9-2932/05-С7, ФАС Северо-Кавказского округа от 3 июня 2004 г. по делу № ФО8-2066/2004-898А и др.).
2. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10).
Этот тезис помог некоторым владельцам ККТ выиграть тяжбу (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2005 г. по делу № А82-13783/2004-31, ФАС Уральского округа от 27 июля 2005 г. по делу № ФО9-3129/05-С7, от 8 сентября 2004 г. по делу № ФО9-3667/04-АК и др.).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 17 мая 2005 г. № 391/05 высшие арбитры наконец-то разъяснили взаимосвязь двух своих тезисов, приведенных выше. Нижестоящим судам было указано, что смягчающие обстоятельства в виде имущественного и финансового положения организации-нарушителя позволяют варьировать сумму штрафа только в пределах установленной для нее КоАП РФ «вилки» и не затрагивают вопроса о малозначительности административного правонарушения.
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 марта 2005 г. № А56-20190/04 окружные судьи признали неправомерным снижение штрафа, предъявленного организации за неприменение ККТ, с 30 тыс. руб. до 5 тыс. руб.
Арбитры разъяснили, что тяжелое финансовое положение нарушителя – не повод выходить за рамки суммы санкций, установленных КОАП РФ для данной категории нарушителей, юридических лиц (от 30 тыс. до 40 тыс. руб.).
В Постановлении № 391/05 от 17 мая 2005 г. ВАС РФ еще раз подчеркнул, что небольшая сумма продажи не свидетельствует о малозначительности правонарушения в форме неприменения ККТ. По мнению ВАС РФ, данный вид правонарушений представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. В случае их выявления недопустима ссылка на малозначительность правонарушения и освобождение от административной ответственности, установленной ст. 14.5 КоАП РФ.
Образец заполнения препроводительной ведомости
Бланк не терпит исправлений, поэтому при заполнении вручную нужно быть очень внимательным, следует заполнить следующие поля препроводительной ведомости:
- № — обычно используется порядковая нумерация;
- Дата — день, когда заполняется бланк;
- указывается № сумки;
- от кого — наименование организации, которая сдает деньги в банк, может быть также указано ФИО представителя;
- получатель — наименование организации, на чей счет зачисляются денежные средства;
- дебет — номер лицевого счета банковского учреждения, обслуживающего организацию;
- кредит — номер счета клиента, куда будут зачислены деньги;
- сумма — в цифровом исполнении, эта же сумма пишется прописью в поле в нижней части бланка препроводительной ведомости к сумке;
- банк вносителя и получателя — реквизиты банков указанных лиц;
- источник поступления — вид получения денежных средств организацией, например, реализация услуг, товаров или иное;
- на оборотной стороне приводятся данные о банкнотах и монетах, которые будут вложены в сумку инкассатора (номинал, количество и общая сумма).
Образец заполнения препроводительной ведомости к сумке
Ведомость составляют в 3-х экземплярах. Один экземпляр документа должен быть вложен в инкассаторскую сумку, вместе с упакованными денежными средствами. При сдаче перевозимой наличности второй экземпляр ведомости вручается сотруднику банка, отвечающего за кассовые операции. Этот документ должен быть заверен оттиском инкассаторской печати.
Третий экземпляр документа остается у отправителя денежных средств. Во избежание неточностей и в целях экономии времени, препроводительную ведомость заполняется под копировальную бумагу.
Документ не должен содержать никаких исправлений и помарок. В случае ошибки ведомость следует переписать заново. При заполнении бумаг без копирки необходимо быть предельно внимательным, поскольку записи не должны отличаться.
Указом ЦБ 3352-У вступает в силу новая форма препроводительной ведомости с 01.11.2014 года.
При передаче наличности в банк нужно подготовить препроводительную ведомость к сумке , которая оформляется по определенным правилам.
Препроводительная ведомость
Форма документа содержится в Приложении 7 к Указанию Банка России от 30 июля 2014 года № 3352-У.
Описание реквизитов (полей) ПВС 0402300 и правила ее заполнения содержатся в Приложении 9 к Указанию Банка России от 30 июля 2014 года № 3352-У.
Указанный документ заполняется клиентом банка и содержит, в частности, следующие реквизиты: дату, номер документа, наименование, ИНН юридического лица, наименование банка вносителя и получателя, передаваемую сумму, описание наличных денег, подпись должностного лица.
Если передача сумки с наличными денежными средствами инкассаторским работникам производится от имени юридического лица, то сама ведомость направляется внутри запломбированной сумки, а квитанция и накладная прикладываются к сумке.
Процедура передачи наличности, необходимые документы
Прежде чем передать деньги в руки инкассаторам, необходимо соблюсти ряд требований:
Кассиру:
- Подготовить денежные средств, которые должны быть отсортированы и упакованы согласно требований Цетробанка
- Составить сопроводительные документы, а именно препроводительную ведомость, ее называют накладной. Она составляется в трех экземплярах, один вкладывается в сумку, второй в руки инкассатора и третий остается у тех, кто ее сдает.
- Подготовить образец пломбы на листе картона с печатью
- Затем проверить у инкассатора наличие документов и доверенности на получение наличности
Инкассатор:
- Должен пересчитать по корешкам деньги
- Расписаться на документах, что согласен с суммой и т.д., а также на приходном либо расходном ордере
- Сложить средства в сумки и запломбировать пломбой
- Сравнить ведомость с указанной суммой
Подготовительные меры для сдачи наличности
Порядок действий | Подробное описание |
Подписания договора с инкассаторской службой о перевозке | Договор составляется в двух либо трех экземплярах, в зависимости от количества участников. Если это организация, то в трех, поскольку предприятие передает денежные средства инкассаторам, а те в свою очередь банку, получается три участника сделки. Если же сам банк, то двухсторонний договор. |
Договор о полной материальной ответственности | Инкассаторы несут ответственность за перевозку и сохранность сумки и пломб. |
Порядок заполнения платежной ведомости
Необходимость применения платежной ведомости появляется в тех случаях, когда выплаты надо провести в дни, не совпадающие с обычными датами выплаты заработной платы. Если обычно для расчета и оплаты труда применяются расчетные (например, в случае выплаты заработной платы на карточные счета) или расчетно-платежные ведомости, то в единичных и незапланированных случаях используется платежная ведомость.
Так же как и расчетно-платежная, платежная ведомость состоит из трех частей, титульной, табличной и итоговой. Титульная часть содержит наименование предприятия (фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя) и, при наличии, его структурное подразделение. В верхнем правом углу обязательно необходимо проставить определенный руководителем предприятия срок, в течение которого производятся выплаты. Такой срок не может быть более пяти дней, включая день снятия наличных денежных средств с банковского счета. В титульной части ведомости также указывается дата её составления и номер в соответствии с регистрацией в журнале. Также, в титульной части указывается числами и прописью сумма денежных средств, которые предполагается выдать сотрудникам.
Для проведения выплат по платежной ведомости её бланк должен быть подписан руководителем организации и главным бухгалтером. Перед проведением выплат по ведомости, кассир должен убедиться в наличии подписей руководителя и главного бухгалтера в документе.