Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).
Масса и грузоподъемность грузовых автомобилей
Полная масса транспортного средства – это максимально допустимый вес снаряженного автомобиля вместе с грузом. Исходя из этого, весь автотранспорт можно условно разделить на три категории:
Категория | Вес, т | Грузоподъемность, т |
Малотоннажный | менее 3.5 | от 0.5 до 2.5 |
Среднетоннажный | от 3.5 до 12 | от 1.5 до 8 |
Тяжелый (крупнотоннажный) | свыше 12 | свыше 8 |
Таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля
Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики. Чтобы вовремя отстоять свои права, вам пригодится таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля.
В 2022 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями (метров) | Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн) | ||
для дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 11,5 тонн на ось |
||
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) | свыше 2,5 м | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5 ) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) | до 1 м (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) | до 1 м (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
Штрафы за превышение массы или размеров на 10-20 см/% от указанных в разрешении
4. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот тысяч рублей.
С 14 апреля 2023 года исключаются штрафы за превышение габаритов на 10-20 сантиметров и за превышение допустимой массы на 10-20 процентов от величины, указанной в разрешении:
- для водителя — 3 000 — 3 500 рублей;
- для должностных лиц — 20 000 — 25 000 рублей;
- для юридических лиц — 200 000 — 250 000 рублей.
Штрафы за превышение массы или размеров на 20-50 см/% от указанных в разрешении
5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
С 14 апреля 2023 года исключаются штрафы за превышение габаритов на 20-50 сантиметров и за превышение допустимой массы на 20-50 процентов от величины, указанной в разрешении:
- для водителя — 4 000 — 5 000 рублей или лишение прав на срок от 2-х до 3-х месяцев;
- для должностных лиц — 30 000 — 40 000 рублей;
- для юридических лиц — 300 000 — 400 000 рублей.
Какие изменения будут введены в 2023 году в отношении перегруза грузовых и легковых авто?
Вероятно, вы уже слышали о новых штрафах за перегруз автомобилей, которые вводятся в действие в 2023 году. Количество нарушений в этой области достигает небывалых масштабов, и новые меры направлены на то, чтобы это изменить. Ответственность за перегруз грузовых и легковых автомобилей лежит на водителях, и новый закон вводит дополнительные меры наказания за нарушение правил.
Это означает, что если вас застукают на перегрузе, вы можете ожидать существенных штрафов и наложения других наказаний. Например, гибдд может отстранить вашу машину от проезда или лишить вас права управления транспортным средством на некоторое время. Покупателей также могут ожидать некоторые изменения при покупке автомобиля.
Суть закона заключается в следующем: нельзя перегружать автомобиль сверх допустимого веса, который указывается в грузовом знаке. Если автомобиль перегружен, гибдд может выписать штраф и тут же предъявить на месте законную требование к исправлению ситуации. Но всё начинается с расчета допустимой массы.
Расчёт допустимой массы – это процесс, который должен проводиться с продавцом автомобиля. Некоторые производители автомобилей уже объявили о запрете продажи авто, которые перемещают излишек на определенных осях. В дальнейшем эти автомобили будут лишены регистрации в гибдд и не смогут осуществлять перевозки никакого вида груза.
Для проверки на перегруз машин гибдд будет проводить весогабаритный контроль. Контроль веса автомобиля будет проводиться на специальных весах на станциях технического контроля. Грузовые автомобили будут проходить контроль веса во всех точках стоянки и на въездах на территории различных объектов.
Если вы перевесили автомобиль на 5-10% сверх допустимой массы – выписывают штраф, а если на 20-30% и более – придётся добиваться скидки на оплату штрафа в суде. По закону водитель не несёт ответственности за перегруз автомобиля, если он сможет добиться скидки на оплату штрафа в размере 50% либо полной отмены наказания.
Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля
Вы должны узнать вес транспорта и какое давление оказывает корпус машины на передние и задние линии. Для этого существует простая формула форма Ма = Н1+Н2. В Н1 объединена масса кабины и силового агрегата – конструкции, состоящей из двигателя, сцепления и КПП. Н2 всегда больше предыдущего, потому что показывает, какая тяжесть давит на заднюю часть авто, где обычно располагается груз.
Если вы знаете точный вес машины, прицепа и груза расчет будет примерным.
- В регистрационных документах Вы найдёте массу авто и повозки. Возьмите случайные цифры 7 и 13 т.
- Вам также понадобятся данные о грузе. Пусть будет 8.
- Самое популярное соотношение этих параметров 0,75 на прицеп и 0,25 на тягач.
Типы транспортных средств
Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).
Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.
Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.
Техосмотр 2023 для грузовых автомобилей
В конце 2022 года Президент РФ подписал документ, согласно которому обязательный ТО стал добровольным, но из этого правила сделаны исключения, ТО проходят в обязательном порядке:
- частные владельцы при достижении возраста траснпортного средства, которому более 4 лет, а также при смене собственника или при постановке на учет;
- в случае, если у авто произошла замена основных агрегатов или внесены изменения в заводскую конструкцию;
- в 2023 году техосмотр обязателен для грузовых автомобилей;
- для такси и автобусов;
- для авто, у которого в процессе передвижения заметны неисправности, которые могут повлечь ДТП.
С марта текущего года введен штраф — 2 000 руб. для автомобилей, не прошедших ТО и зафиксированные камерами дорожного движения.
Сроки прохождения техосмотра для грузовых автомобилей в 2023 году:
- каждые 24 месяца для грузовых автио массой 3,5 т (категория 1), если прошло не более 4 лет с момента выпуска;
- ежегодно для авто старше 10 лет;
- ежегодно для категории 2 (массой до 12 тонн);
- перевозящие опасные грузы ТС проходят освидетельствование каждые 6 месяцев.
Влияние на перевозчиков и грузополучателей
Новые рамки весового контроля на дорогах России, которые начнут действовать с 1 января 2023 года, существенно повлияют на перевозчиков и грузополучателей.
Прежде всего, новые нормы могут привести к удорожанию транспортных услуг, так как перевозчики могут вынуждены будут использовать либо большее количество автомобилей, либо специализированную технику, соответствующую новым требованиям.
Также, перевозчики будут вынуждены своевременно заботиться о поддержании в исправном состоянии транспортных средств и следить за соблюдением правил весового контроля. В случае нарушения законодательства, перевозчики будут нести ответственность и получать штрафы.
Грузополучатели также будут ощущать последствия новых правил. Ужесточенный контроль может стать причиной задержек или отмены перевозок, если транспортные средства не будут соответствовать требованиям. Это может привести к увеличению затрат на доставку грузов и задержке выполнения договорных обязательств.
В качестве решения этой проблемы, грузополучатели и перевозчики могут сделать выбор в пользу сотрудничества с транспортными компаниями, имеющими соответствующие сертификаты и гарантирующими соблюдение всех правил весового контроля на дорогах России.
Штрафы за нарушение установленных норм
По правилам дорожного движения, по дорогам РФ можно перевозить грузы, масса которых не превышает максимально допустимую, установленную производителем. Для грузовых автомобилей без прицепа на трех осях предельная разрешенная масса для перевозки составляет 25 тонн.
При массе груза, создающего нагрузку на одну ось выше допустимой на 2 % и более, необходимо получить специальное разрешение в территориальном пункте Росавтодора. Разрешение действительно 3 месяца.
При выполнении большегрузами рейсов с перегрузом без оформления специального разрешения предусмотрен штраф. Введением этой меры государство пытается сократить количество аварий, которые случаются из-за несоблюдения ответственными лицами правил перевозки грузов.
Кто должен отвечать за допущенный перегруз? В соответствии со ст. 2 закона № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое указывается в транспортной накладной. Таким образом, при выявлении нарушений во время проезда ТС через рамку весового контроля штраф может быть наложен на: водителя, владельца автотранспорта, сотрудника транспортной компании, грузоотправителя. Чаще всего штрафным санкциям подвергаются компании-грузоотправители, так как нарушение обычно регистрируется автоматическим оборудованием.
Пределы отклонения массы от нормы, габаритов от нормы | Водитель | Должностное лицо | Юридическое лицо | Владелец авто |
2–10 % массы или нагрузки на оси, до 10 см по габаритам | 1000–1500 руб. | 10 000–15 000 руб. | 100 000–150 000 руб. | 100 000 руб. |
10–20 % массы или нагрузки на оси, 10–20 см по габаритам | 3000–4000 руб. | 25 000–30 000 руб. | 250 000–300 000 руб. | 250 000 руб. |
20–50 % массы или нагрузки на оси, 20–50 см по габаритам | 5000–10000 руб. или лишение прав на 2–4 месяца | 35 000–40 000 руб. | 350 000–400 000 руб. | 35 000 руб. |
Более 50 % массы или нагрузки на оси, от 50 см по габаритам | 7000–10 000 руб. или лишение прав на 4–6 месяцев | 45 000–50 000 руб. | 400 000–500 000 руб. | 400 000 руб. |
А иногда рамка обманывает грузоперевозчиков.
Но не только грузоперевозчики обманывают «рамку». Иногда «рамка» обманывает нас.
В такую ситуацию попал агрохолдинг «Русское поле», который занимается перевозкой комбикормов на птицефабрику во Владимирской области. Дорога проходит через рамку в районе Навашино.
«У нас на предприятии по производству комбикормов установлены контрольные весы, которые поверяются в соответствии с положенными нормативами, и общая масса автопоезда взвешивается перед каждым выездом. В постановлениях об административных правонарушениях и наших накладных идет очень большая разница – до пяти тонн доходит, – рассказал руководитель юридического отдела агрохолдинга Денис Смирнов. – Например, с предприятия машина уходит общей массой 39 тонн, а в постановлении приходит 44 – 45 тонн».
До марта 2018 года у агрохолдинга уже было получено около 50 постановлений на сумму более 20 млн. рублей. Компания пыталась обратиться в центр фиксации нарушений в досудебном порядке, однако навстречу им не пошли. Теперь вопрос будет решаться в суде.
Штраф за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства
Сейчас КоАП предусматривает штрафы для перевозчиков до 400 тысяч рублей — в зависимости степени превышения допустимой массы или габаритов.
До 2019 года штрафы для юрлиц с автоматических пунктов весогабаритного контроля всегда приходили по верхней планке (ст. 12.21.1 КоАП РФ). Однако, Конституционный Суд РФ признал это незаконным. Суд постановил, что при автоматической фиксации нарушения наказание, напротив, должно быть минимальным в пределах штрафа для юрлица. При этом если собственник докажет что он в этот момент перевозил груз для личных нужд (например вез стройматериалы для строительства своего дома), то ему выпишут минимальный штраф, предусмотренный для водителей.
В 2020 году во время коронавирусных ограничений Ространснадзор приостанавливал весовой контроль для перевозчиков, которые доставляли продукты или предметы первой необходимости. Сейчас это правило не работает, при нарушении таким перевозчикам выписывают штрафы.
Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля
Вы должны узнать вес транспорта и какое давление оказывает корпус машины на передние и задние линии. Для этого существует простая формула форма Ма = Н1+Н2. В Н1 объединена масса кабины и силового агрегата – конструкции, состоящей из двигателя, сцепления и КПП. Н2 всегда больше предыдущего, потому что показывает, какая тяжесть давит на заднюю часть авто, где обычно располагается груз.
Если вы знаете точный вес машины, прицепа и груза расчет будет примерным.
- В регистрационных документах Вы найдёте массу авто и повозки. Возьмите случайные цифры 7 и 13 т.
- Вам также понадобятся данные о грузе. Пусть будет 8.
- Самое популярное соотношение этих параметров 0,75 на прицеп и 0,25 на тягач.
Штрафы за перевес или сверхнормативные габариты
Штрафы за весогабаритный контроль регулируются статьёй 12.21.1 КоАП РФ.
1. Превышение габаритов до 10 см (например, немного раздулся тент), превышение нагрузки на ось от 2% до 10% грозит:
- Физическому лицу от 1000 до 1500 рублей,
- Должностному лицу от 10 000 до 15 000 рублей,
- Юридическому лицу от 100 000 до 150 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 150 000 рублей.
2. Превышение габаритов от 10 до 20 см, превышение нагрузки на ось от 10% до 20% грозит:
- Физическому лицу от 3000 до 4000 рублей,
- Должностному лицу от 25 000 до 30 000 рублей,
- Юридическому лицу от 250 000 до 300 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 300 000 рублей.
3. Превышение габаритов от 20 до 50 см, превышение нагрузки на ось от 20% до 50% грозит:
- Физическому лицу от 5000 до 10 000 рублей или лишение прав до 4х мес.,
- Должностному лицу от 35 000 до 40 000 рублей,
- Юридическому лицу от 350 000 до 400 000 рублей,
А в случае автоматической фиксации (на весовых рамках) штраф собственнику автомобиля составляет 400 000 рублей.
4. Превышение габаритов от 50 см, превышение нагрузки на ось от 50% грозит:
- Физическому лицу от 7000 до 10 000 рублей или лишение прав до 6ти мес.,
- Должностному лицу от 45 000 до 50 000 рублей,
- Юридическому лицу от 400 000 до 500 000 рублей,