Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет безвозвратных отходов на сельхозпредприятии: как, когда, зачем?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отходы производства образуются в результате переработки сырья и материалов в готовую продукцию. Остатки от сырья и материалов, которые полностью или частично потеряли свои свойства, и называются отходами. Отходы могут быть безвозвратными и возвратными. Первые из них не могут быть использованы предприятием повторно из-за технологических особенностей, а также не могут привлечь покупателя. Они утилизируются и никак не отражаются в учете.
Возвратные отходы в бухгалтерском учете
Возвратные отходы (далее — ВО), наоборот, могут быть либо использованы второй раз как сырье для основного производства, либо для вспомогательного производства, либо проданы третьим лицам. Примерами ВО могут быть молочная сыворотка при производстве творога, опилки в лесоперерабатывающей промышленности, металлолом в производстве металлоконструкций, шелуха подсолнечника при производстве растительного масла и т. д.
С 2021 года материалы нужно учитывать по новому ФСБУ «Запасы». Новые правила учета подробно рассмотрены в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Учет ВО не регламентируется ФСБУ 5/2019 «Запасы». В этом случае можно руководствоваться положениями МСФО (IAS) 2 «Запасы».
При сдаче отходов из производства на склад или при перемещении их в другой цех оформляется накладная на внутреннее перемещение материалов. Можно использовать для этих целей унифицированную форму М-11, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а, либо разработать такой первичный документ самостоятельно. Процесс сбора и передачи отходов описывается во внутренних положениях. Для контроля за их сохранностью необходимо организовать аналитический учет ВО по их видам, местам хранения. ВО приходуются по ценам, сложившимся на эти отходы на рынке, то есть по цене возможного использования или продажи, проводкой Дт 10 Кт 20, 23, 29. Таким образом, вновь поставленные на 10 счет материалы-отходы уменьшают стоимость материалов, которые переданы в производство.
Обратите внимание! Если от полученных отходов не ожидается никакой экономической выгоды, то учитывать такие отходы на балансе не нужно. Однако на предприятии должен быть организован учет движения отходов для обеспечения сбора полной информации о местах возникновения отходов, их видах, а также о количественном составе отходов. В этом случае необходимо вести учет на отдельном забалансовом счете или в отдельном аналитическом регистре, предназначенном для такого имущества.
Как определить цену ВО? Есть несколько вариантов:
- Взять цену из договора на продажу этих отходов.
- Если цена продажи пока неизвестна, определить рыночную стоимость на момент оприходования отходов на склад.
- Провести экспертную оценку их цены возможного использования как соотношение потребительских свойств исходных материалов и ВО к их стоимости.
Первый и второй способы актуальны, если отходы будут проданы. Если они будут вторично использованы на предприятии, то можно использовать второй и третий варианты. Способ определения цены необходимо закрепить в учетной политике.
Общую информацию об учете материалов читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».
Для финансового работника важно знать не только, что в данном случае относится к возвратным отходам, но и как это «что» оценить. Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
В свою очередь, в п. 111 Методических указаний по учету МПЗ говорится, что стоимость отходов (обезличенных) определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (по цене возможного использования или продажи).
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Из приведенных выше норм следуют два важных вывода:
- бухгалтерскую и налоговую оценки возвратных отходов можно привести к единому стоимостному значению. Однако универсальных формул для расчета стоимости возвратных отходов нет;
- при использовании возвратных отходов в производстве их следует оприходовать по пониженной цене исходного материала (цене возможного использования), а при намерении продать их — по цене реализации.
Рассмотрим подробнее применение закона на практике.
Кто и как уплачивает утилизационный сбор в 2023 году
С 1 марта для компаний скорректировали правила уплаты утилизационного сбора – специального неналогового платежа, который должны уплачивать производители и импортеры транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа. Обязанность по уплате утилизационного сбора распространяется на организации и ИП, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»):
- осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
- приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора, или у лиц, которые незаконно не уплатили данный сбор.
Когда не нужно платить утилизационный сбор
По действующему законодательству организации и ИП не обязаны уплачивать утилизационный сбор в отношении следующих транспортных средств (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
- ввозимых в Россию и помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
- с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области;
- с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния;
- ввозимых в Россию и принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям и международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами, а также сотрудникам таких организаций и членам их семей.
Понятие возвратных отходов
В системе действующих нормативных документов понятие возвратных отходов определено лишь в Налоговом кодексе. Так, согласно п. 6 ст. 254 НК РФ в целях применения гл. 25 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Формулировка, предложенная законодателями, весьма расплывчата. Это вполне объяснимо, поскольку мы имеем дело с попыткой подвести под один знаменатель множество факторов, характерных для различных направлений деятельности. В итоге получилось, что к возвратным отходам отнесены в том числе остатки других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Применение данного определения приводит к тому, что налогоплательщики могут отнести к возвратным отходам и те ресурсы, которые «исторически» к ним не относятся, поскольку согласно тому же п. 6 ст. 254 НК РФ стоимость возвратных отходов уменьшает материальные расходы.
Так, у организации, оказывающей услуги по перевозке, вполне закономерно возникает вопрос: можно ли считать возвратным отходом запасные части, снятые с транспортного средства и установленные на другую машину? Исходя из определения возвратных отходов никаких стоп-факторов именно так расценивать ситуацию нет. Поскольку в принципе достаточно сложно представить, какие еще материальные ресурсы могут возникнуть при оказании услуг.
Однако Минфин не допускает такого вольного применения на практике термина возвратных отходов, пусть и неудачно сформулированного. В Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656 чиновники разъяснили, что стоимость указанных запчастей учитывается в составе внереализационных доходов (а не относится в уменьшение материальных расходов) как полученных при демонтаже или разборке ОС (п. 13 ст. 250 НК РФ). Это, в свою очередь, влечет применение п. 2 ст. 254 НК РФ о том, что в составе материальных расходов стоимость таких МПЗ признается в размере суммы налога на прибыль (24%), исчисленной со стоимости их оприходования.
Это лишь один из немногих примеров противоречия одних налоговых норм другим. Однако наша задача заключается не в поиске правовых коллизий, а в стремлении четко определить понятие «возвратные отходы». Для этого необходимо изучить историю вопроса и обратиться к документам советских и постсоветских времен. За основу возьмем Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (далее — Основные положения). Согласно п. 27 данного документа к возвратным отходам относятся остатки сырья, материалов или полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе превращения исходного материала в готовую продукцию, утратившие полностью или частично потребительные качества исходного материала (химические или физические свойства, в том числе полномерность, конфигурацию и т.п.) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению. Таким образом, в Основных положениях четко сказано, что возвратные отходы — это остатки конкретных ресурсов, полученные из исходного сырья при совершении определенного действия — производства готовой продукции. Возвратные отходы подразделяются на используемые и не используемые в производстве. Используемые возвратные отходы — отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства. Неиспользуемые возвратные отходы могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов, топлива либо на другие хозяйственные нужды или реализованы на сторону.
Утверждены Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970.
По вопросу того, что нельзя отнести к возвратным отходам, нормы Основных положений и п. 6 ст. 254 НК РФ идентичны: не относятся к возвратным отходам остатки МПЗ, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Закон о «Мусорной реформе» с 1 января 2021 года
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.
К таким категориям относятся:
- федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
- региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.
- авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
- срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ); - плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Как уменьшить сумму оплаты
Порядок оплаты за вывоз мусора предусматривает возможность экономии. При длительном отсутствии по месту жительства, например отъезде в отпуск, командировку, продолжительном стационарном лечении, нужно позаботиться о подтверждающих документах. Затем их предъявляют для перерасчета.
Более выгодна организация раздельного сбора мусора. В случае сортировки отходов, они измеряются в м 3 или тоннах. Таким образом, платят за отходы по факту, а не в зависимости от числа проживающих.
Сложного в раздельном сборе ничего нет. Сейчас ведется активная волонтерско-просветительская работа, во всех школах проходят акции, флеш-мобы с целью популяризации экологических реформ. Но для полной реализации федеральной программы и самого закона необходимы строительство мусороперерабатывающих заводов и полная загрузка уже существующих предприятий, использующих вторсырье. Там и будет продолжаться сортировка отходов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Состав расходов по вывозу ТБО
№ п/п |
Показатели |
Расходы, руб. |
Структура расходов, % |
1. |
Оплата труда |
||
2. |
Отчисления на социальные нужды |
||
3. |
Амортизация |
||
4. |
Топливо |
||
5. |
Материалы |
||
6. |
Техническое обслуживание и ремонт |
||
7. |
Общеэксплуатационные расходы |
||
8. |
Прочие прямые расходы |
||
9. |
Всего, расходов за 1 рейс вывоза ТБО |
||
10. |
Объем вывоза ТБО за 1 рейс, куб.м. |
||
11. |
Стоимость вывоза 1 м3 ТБО, руб./куб.м |
||
12. |
Норма прибыли, % |
||
13. |
Стоимость вывоза с учетом прибыли 1 м3 ТБО, руб./куб.м |
Поправки создают задел на будущее
Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.
При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.
По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.
Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.
При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.
Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.
Президента попросили оказать поддержку реформе РОП
Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать изменения, связанные с расширенной ответственностью производителя (РОП). Глава государства согласился рассмотреть этот вопрос.
На встрече с В. Путиным глава публично-правовой компании рассказал, что в сфере утилизации источником возврата инвестиций является расширенная ответственность производителя. Эти платежи производитель продукта, который подлежит утилизации, должен производить в качестве экосбора. Либо он может это делать путем заключения прямых договоров с утилизатором. «Институт очень хороший, но правоприменение в этом институте очень сложное», — отметил Д. Буцаев.
Администрированием РОПа в настоящий момент занимается Росприроднадзор. По словам гендиректора РЭО, по тарифу граждане уплачивают 200 млрд руб., а в качестве экосбора удается собрать только 5 млрд руб. Это напрямую влияет на возможность окупить довольно дорогие объекты, связанные с утилизацией.
В 2020 г. под руководством вице-премьера правительства Виктории Абрамченко были разработаны изменения в институт расширенной ответственности производителя, которые позволят значительно повысить эффективность указанного инструмента. «Мы предложили в этом отношении рынку в настоящий момент отказаться от некоторых элементов, которые позволяют, скажем так, уходить от ответственности не совсем добросовестным участникам. В первую очередь это связано, конечно, с так называемыми поддельными актами об утилизации», — объяснил Д. Буцаев.
Он привел в пример предприятия, которые при наличии мощностей на 50 тыс. т перерабатывают 200 и 300 т, выписывают акты, по которым якобы все утилизировано, что позволяет предприятиям в дальнейшем не платить, отходы при этом оказываются на полигонах. «Исходя из этого, в настоящий момент подготовлен проект изменений в федеральный закон, который позволит исключить подобного рода злоупотребления и сделать систему более понятной, прозрачной и, самое главное, эффективной, в том числе и для участников рынка», — добавил глава РЭО.
Он объяснил, что экосбор не является налогом и может быть использован только для выплат тем участникам рынка, которые занимаются профессионально утилизацией, — на капитальное и операционное возмещение затрат. «Это система, которая в настоящий момент зарекомендовала себя лучше всех как в целом мире, так и в тех важных для нас направлениях работы, которыми в настоящий момент занимаемся. Я бы в этом отношении просил у вас поддержать изменения в расширенную ответственность производителя соответствующим поручением правительству», — сказал Д. Буцаев.
«Хорошо, давайте посмотрим», — ответил В. Путин.
Акт по инвентаризации доходов
По результатам проведенной инвентаризации доходов в обязательном порядке должен быть составлен акт. В нем содержатся следующие данные:
- где размещены отходы;
- источник формирования;
- наименование и код отходов;
- класс опасности;
- агрегатное состояние, степень растворимости, компоненты;
- относятся ли отходы к летучим;
- нормы образования;
- варианты утилизации.
Можно включить и другие требуемые показатели. Как отмечалось выше, отходы включаются в акт в соответствии с кодом. Однако на сегодняшний общероссийского классификатора не существует. Поэтому для идентификации материалов, относящихся к отходам, следует основываться на региональных нормативных актах.
Впоследствии данные, включенные в акт по результатам проведенной инвентаризации доходов, можно использовать в следующих целях:
- чтобы оформить лимиты на их размещение;
- для составления, а также утверждения документов для разрешения хранения отходов;
- для формирования отчетности по отработанным материалам.
Отходы электрического и электронного оборудования
К отходам электрического и электронного оборудования (далее — ОЭЭО) относятся все отслужившие свой срок устройства, чья работа зависит от электрического тока и/или электромагнитного поля.
К электронным отходам относятся, в том числе печатные платы, которые благодаря высокой концентрации токсичных веществ являются очень опасными. Подобные отходы без должной утилизации негативно воздействуют на экосистему, как биотическую, так и на абиотическую ее части. Наличие разнообразных высокотоксичных материалов и тяжелых металлов делает захоронение на свалке или простое сжигание таких отходов неприемлемым.
Кроме того, что электронные отходы представляют собой большую опасность для окружающей среды, при производстве электронного оборудования используется значительное количество золота, серебра, палладия и других ценных редкоземельных металлов. Концентрация этих металлов в печатных платах более, чем в десять раз превышает их концентрацию в руде. Вместе с тем, переработка печатных плат представляет собой технологически сложный процесс из-за неоднородности материалов и применяемых компонентов.
Объем утилизации ОЭЭО в Московской области, по информации, представленной Ассоциацией переработчиков отходов электронного и электротехнического оборудования, составляет 60 тыс. тонн, из которых около 15-20 тыс. тонн собирается и утилизируется перерабатывающими компаниями. Менее 25% вывозится по договорам на утилизацию, более 70% без оформления каких-либо документов. До 5 тыс. т собирается в рамках промокампаний торговых сетей по обмену старой техники на новую.
Целевой показатель по накоплению ОЭЭО в Московской области в течение трех-четырех лет уровня накопления ОЭЭО составляет 1 кг в год. В ЕС уровень накопления на душу населения в размере 4 кг был установлен на 10й год после начала реализации соответствующей директивы. В Беларуси по итогам 2020 года (через 3 года после введения расширенной ответственности производителя) удалось обеспечить накопление и утилизацию в размере 1 кг на душу населения.
В области действуют 8 компаний, занятых переработкой ОЭЭО. Мощности данных предприятий недозагружены (Таблица 13).
Таблица 13. Предприятия-переработчики ОЭЭО
№ п/п | Наименование организации | Адрес |
1 | ООО «Элиос» (член АПЭТ) | Подольский район, г. Климовск, ул. Ленина дом 1 |
2 | ЗАО «ПЕТРОМАКС» (член АПЭТ) | г. Лобня, Индустриальная ул., 9 |
3 | ООО «УКО» (член АПЭТ) | г.о. Дмитровский, п.Деденево, Московское шоссе, д.1 а г.о. Дмитровский, г.п.Икша в районе села Белый Раст |
4 | ООО «Московская утилизирующая компания» | г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, кор. 2, |
5 | ООО «Комбинат экологического обслуживания | Люберецкий район, д. Машково, тупик Промзона Кореневский, д. 2 |
6 | ООО «ФПК-сервис» | г.Химки, ул.Лавочкина, д.13, корп.2 |
7 | ООО «Экотранс» | г. Коломна, ул. Ватутина д. 1/40 |
8 | ООО «Первый Экологический Сервис» | г. Химки, ул. Горшина, д. 6, корп. 2, пом. 38 |
В процессе деятельности любой производственной организации практически всегда возникают технологические потери сырья и материалов. В первую очередь с ними сталкиваются организации, которые перерабатывают сырье (материалы). Также технологические потери возникают в организациях, процесс производства в которых связан с доставкой (транспортировкой) материалов, товаров и так далее.
Некоторые отходы могут быть использованы в дальнейшей деятельности организации, а использование других невозможно.
Напомним, согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон №89-ФЗ) отходы производства и потребления это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы могут быть возвратные и безвозвратные.
Рассмотрим порядок учета возвратных отходов.
Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не являются возвратными отходами остатки материально-производственных запасов (далее — МПЗ), которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Как различаются виды отходов
Разделение безвозвратных и возвратных отходов производится по их признакам:
Отходы возвратные | Отходы безвозвратные |
Сходство | |
Наличие материального воплощения*
Являются продуктом процессов изготовления Изменили/потеряли свойства в полном объёме или их часть |
|
Различие | |
Приносят доход Подлежат будущему использованию: – во всех видах процессов производства с увеличением затратной части – по назначению, не соответствующему первоначальному |
Не дают экономической выгоды Не используются в данном производстве, но: – годны для изготовления других разновидностей товаров, продукции – возможен выпуск в качестве сопряжённых (попутных) продуктов |
Существует вид отходов, относящийся к безвозвратным, у которых нет материальной формы, к примеру, такие, как: испарение, улетучивание, утруска, усушка материалов.
Промышленные отходы: бухгалтерский и налоговый учет
Промышленные отходы — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образующиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Их можно разделить на две группы: возвратные и безвозвратные.
• Возвратные отходы
— это остатки сырья (материалов), полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе изготовления продукции или выполнения работ, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
• Безвозвратные отходы
— это те отходы, которые организация не может использовать и реализовывать и которые подлежат захоронению, то есть изоляции в целях исключения возможности их дальнейшего использования, а также предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду.
К сведению!
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечения этих отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
1
В бухгалтерском учете организации порядок учета возвратных отходов регулируется:
— ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. Приказом Минфина России от 9.06.2001 № 44н);
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н);
— учетной политикой организации.
Возвратные отходы могут приниматься на учет либо по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции), либо по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону (по цене возможной продажи) (см. п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
Стоимость учтенных возвратных отходов всегда относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. Другими словами, возвратные отходы принимаются к учету следующей бухгалтерской записью: по дебету либо субсчета 10-6 «Прочие материалы», либо субсчета 10-3 «Топливо» счета 10 «Материалы» и кредиту счета их возникновения (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т. д.)
Напомним, что на субсчете 10-6 «Прочие материалы»счета 10 «Материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.);неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье);изношенных шин и утильной резины и т. п.
Возвратные отходы в бухгалтерском учете
Итак, возвратные отходы производства – это сопутствующие продукты переработки сырья в основном производстве, возникновение которых требует соответствующего учета. Его регулирует п. 111 Методических указаний по учету МПЗ, утв. приказом Минфина РФ № 119н от 28.12.2001, требующий:
- определять стоимость отходов по цене возможного использования или продажи;
- сдавать на склад по накладным с указанием наименования и количества;
- отпускать возвратные отходы (ВО) при дальнейшем использовании на изготовление продукции по требованиям-накладным.
Стоимость учтенных отходов должна уменьшать стоимость ТМЦ, отпущенных в производство. Уточним: речь идет о снижении стоимости сырья, при переработке которого образовались отходы. Приходовать их необходимо в момент возникновения, и в этом же отчетном периоде следует уменьшить стоимость исходных ресурсов. Оценивают ВО в зависимости от перспектив дальнейшего применения:
- по цене возможного использования, если отходы подвергаются последующей переработке в предприятии;
- по рыночной стоимости ТМЦ, если ВО продаются как полноценный ресурс.
Предприятие обязано выбрать способ установления цены ВО, по которой их необходимо учитывать, закрепив его в учетной политике.