Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.
Судебная практика с применением ст. 46 НК РФ
Характерным примером в этой области является дело № 302-КГ16-5456, определение по которому было зачитано 07.06.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ. Из него становится видно, что пропуск срока в шесть месяцев, отведённого для обращения взыскания, не является для налоговых органов большой проблемой. После соответствующего ходатайства к суду он восстанавливается.
В судебном акте упомянута не одна ст. 46 НК, а вместе со ст. 45 НК РФ, которая говорит об исполнении лицами обязанности по уплате налогов и сборов. Опротестовать довольно высокие налоги не смогло даже бюджетное учреждение здравоохранения. Понятно, что шансы на то у обычных акционерных обществ намного ниже.
Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей
Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .
Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ текущие расходы приоритетны по отношению к очередным платежам. Внутри текущих расходов текущие налоговые платежи гасятся в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве, то есть в последнюю, четвертую очередь. В данном случае, поскольку ст. 64 ГК РФ не устанавливает очередность погашения текущих расходов, применяется аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», в частности, указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 № Ф09-7990/10-С4.
Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.
Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.
[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.
[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».
[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.
[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.
[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.
[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».
[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.
Налогоплательщику, в отношении которого инициирована процедура принудительного (бесспорного) взыскания сумм налогов и пеней и который желает приостановить ее действие до разрешения материального налогового спора, необходимо совершить два процессуальных действия:
1) обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа, обжаловав при этом не только решение, вынесенное на основании статьи 101 НК РФ, но и постановление о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ);
2) после этого обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя с заявлением о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании указанного постановления.
Первое действие допустимо, поскольку рассматриваемое постановление является ненормативным актом налогового органа и соответственно может быть оспорено в арбитражном суде на основании статей 137, 138, 142 НК РФ; статей 29, 197, 198 АПК РФ.
Но поскольку оно одновременно является исполнительным документом, факт его оспаривания в арбитражном суде служит безусловным основанием для приостановления возбужденного по нему исполнительного производства, что напрямую следует из пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и абзаца шестого статьи 436 ГПК РФ, в соответствии с которыми в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению.
Все условия для такого приостановления в данном случае налицо: должник (он же налогоплательщик) оспорил исполнительный документ (ненормативный акт) в судебном порядке (в арбитражном суде), возможность чего предусмотрена законом (ст. 137, 138, 142 НК РФ; ст. 29, 197, 198 АПК РФ). Суд обязан приостановить исполнительное производство, что кардинальным образом отличает эту процедуру от принятия судом обеспечительных мер, где решающее значение имеет не столько закон, сколько усмотрение судьи.
Необходимость обращения с заявлением о приостановлении исполнительного производства именно в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд обусловлена пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым арбитражный суд рассматривает вопросы приостановления (прекращения) только тех исполнительных производств, которые возбуждены на основании исполнительных документов, выданных арбитражным судом. Во всех же остальных случаях, а следовательно, в том числе и при исполнении документов, выданных несудебными органами, вопрос о приостановлении возбужденных на их основании исполнительных производств разрешается судом общей юрисдикции.
Сказанное подтверждается положениями статьи 327 АПК РФ, где упомянута возможность приостановления арбитражным судом лишь такого исполнительного производства, которое возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, из чего следует, что суды, входящие в систему арбитражных судов, приостановлением иных исполнительных производств не ведают. Это подтверждается и частью 3 статьи 1 ГПК РФ, в соответствии с которой к вопросам гражданского производства в судах общей юрисдикции, наоборот, отнесено исполнение не только судебных постановлений, но и постановлений иных органов.
Таким образом, складывается определенная ситуация: хотя само оспаривание постановления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика происходит в арбитражном суде, приостановление возбужденного на его основании исполнительного производства проводится судом другой системы — общей юрисдикции. Но как бы парадоксально это ни звучало, положение дел именно таково.
В настоящее время если налогоплательщик не согласен с начисленным ему штрафом, то он должен вовремя предпринять действия по обжалованию решения о взыскании штрафа до его принудительного исполнения. Налогоплательщик вправе обжаловать решение о взыскании финансовых санкций в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд (ст. 138 НК РФ). Если решение обжалуется в вышестоящий налоговый орган, исполнение данного решения приостанавливается автоматически (п. 4 ст. 103.1 НК РФ).
Если же решение о взыскании штрафа обжалуется в арбитражный суд, то вопрос о возможности приостановления его исполнения решается арбитражным судом в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством (п. 4 ст. 103.1 НК РФ). Для этого налогоплательщику необходимо подать в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер и уплатить государственную пошлину. При этом судья может и отказать в приостановлении исполнения решения либо оставить заявление без движения. Поэтому налогоплательщику следует, по нашему мнению, обжаловать решение о взыскании штрафа и в вышестоящий налоговый орган, и в суд одновременно.
Для обжалования решения о взыскании штрафа в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик должен подать жалобу, форма которой налоговым законодательством не установлена, поэтому она подается в произвольной форме. Единственное требование, предъявляемое при подаче жалобы, — одновременно с подачей жалобы налогоплательщик должен направить ее копию в налоговый орган, который принимал решение о взыскании финансовых санкций (п. 6 ст. 103.1 НК РФ).
Взыскание в судебном порядке
Налоговые органы наделены правом на бесспорное взыскание невыплаченных сумм налогов и недоимок в установленные сроки. Для этого им нет необходимости обращаться в суд.
Однако, бывают ситуации, при которых принудительное исполнение налоговой обязанности дает сбой и налоговикам всё же приходится прибегать к судебной власти:
- в случае просрочки срока на бесспорное списание;
- при подаче налогоплательщиком-должником заявления об обжаловании неправомерных действий должностных лиц налогового органа или несогласия с суммой начисленных налогов;
- при пропуске срока взыскания задолженности за счет имущества должника.
Срок давности по налогам
При совершении лицом налогового правонарушения, срок исковой давности, по истечении которого его уже не привлечь к ответственности, равняется трем годам. Отсчет срока начинается со дня совершения правонарушения либо сразу по завершении налогового (отчетного) периода, в котором оно совершено (ст.113 НК РФ, ст. 196 ГК РФ). Но налоговым законодательством не устанавливается никаких сроков, по истечении которых с должника снималась бы обязанность заплатить налог. Поэтому понятие «срок давности по уплате налогов» предполагает период, в течение которого неуплаченный (или не полностью уплаченный) налог может быть взыскан с налогоплательщика фискальными органами.
Если налог не перечислен в положенный срок в госбюджет и по нему возникла недоимка, для ИФНС это становится основанием обратиться к налогоплательщику с требованием о его уплате (п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование передается лично в руки плательщика-должника или отправляется ему почтой заказным письмом. Исполнить требование нужно в течение 8 дней с даты получения, или в срок, прямо указанный в нем. После этого начинается исчисление срока исковой давности по уплате налогов.
При невыполнении налогоплательщиком-должником требования в срок, в течение 2-х месяцев, налоговики могут принять решение о взыскании неуплаченных сумм. Если по окончании и этого срока недоимка не будет погашена, ее взыскание возможно только через суд.
Для подачи в суд заявления о взыскании недоимки за счет денег, имеющихся на банковских счетах налогоплательщика, срок исковой давности по налогам юридических лиц и ИП составляет полгода после завершения срока, отведенного для исполнения выставленного ранее требования ИФНС (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Если взыскание недоимки «нацелено» на имущество должника, в том числе его наличные деньги, то срок давности по налогам ИП и организаций, взыскиваемым в судебном порядке, составит 2 года с момента окончания срока исполнения требования налоговиков (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Все перечисленное одинаково относится как к налогоплательщикам, так и к налоговым агентам, имеющим долги по перечислению соответствующих платежей.
В случае, когда налоговиками срок исковой давности по неуплате налогов для подачи заявления пропущен, суд по ходатайству ИФНС может его восстановить, если сочтет уважительными причины такого пропуска.
Срок давности взыскания задолженности с юридических лиц и ИП
Если предприятие и ИП не платит налоги в назначенный срок, инспекция приступает к принудительному погашению налоговой задолженности. Процесс проходит в установленный НК РФ срок взыскания задолженности по налогам с юридических лиц и ИП.
При обнаружении недоимки налоговый орган должен уведомить должника об уплате задолженности в указанные сроки:
- не позже чем через три месяца после выявлении недоимки;
- если недоимка обнаружена при налоговой проверке, то требование направляют не позже чем через 10 рабочих дней после выявления неуплаты налога.
НК РФ предусматривает минимальный срок взыскания долгов по налогам, пеней, штрафных санкций после получения требования. Он равняется 8-ми рабочим дням, но возможен и больший срок.
Также в требовании об уплате долгов по налогам и начисленным штрафам, пеням обязательно указывают:
- размер недоимки;
- сроки погашения задолженности;
- сумму пеней, начисленных при неуплате налога;
- меры по взысканию задолженности.
В том случае, если же налогоплательщик не выплатил средства в установленный срок взыскания задолженности по налогам и штрафам, инспекция начинает принудительный процесс взыскания соответствующих сумм.
Налоговые инспекторы принудительно взыскивают расчетные счета юрлица или ИП, включая электронные денежные средства. Процесс происходит без обращения налоговым органом в судебную инстанцию. Осуществление принудительного взыскания задолженности по налогу на имущество возможно и за счет реализации имущественных средств юрлица и ИП.
Какой порядок взыскания и возврата налога?
Обращаемся к ст. 231 НК. В ней прописан порядок взыскания и возврата налога.
- если налоговый агент удержал излишнюю сумму, то на основании письменного заявления плательщика ее надлежит вернуть;
- срок для возврата — три месяца с момента получения заявления налогоплательщика;
- платеж возвращается из суммы, которую должен уплатить этот налогоплательщик и иные плательщики налога, из доходов которых удерживается платеж;
- возврат происходит безналичным способом. Каждый день просрочки возврата — начисление пени;
- если налоговый агент отсутствует, налогоплательщик подает заявление о возврате платежа в налоговую инспекцию одновременно с предоставлением налоговой декларации за соответствующий период.
У вас возникли разногласия с налоговой службой? Обращайтесь на сайт «33 Юриста.ру». Опытные юристы анализируют проблему, найдут оптимальное решение в сложившейся ситуации, помогут выиграть спор, минимизировать расходы.
Налогообложение — важная составляющая деятельности не только России, но и всех остальных государств в мире. Эти средства формируют бюджеты различных уровней и после перераспределяются в зависимости с расходными статьями, в том числе и на социальные нужды. Не каждый с этим согласен и выполняет исправно свою обязанность, поэтому предусмотрен механизм взыскания. Любой налогоплательщик, своевременно не рассчитавшийся, рискует, что его банковские счета и имущество может попасть в поле зрения сотрудников инспекции, а иногда в особо запущенных случаях, судебных приставов. При этом требуется соблюсти определенную процедуру.
Сперва должник получит из налоговой уведомление, в котором будет лишний раз содержаться напоминание о необходимости произвести оплату. Документ будет включать информацию следующего характера:
- Сумма образовавшейся задолженности.
- Пеня, насчитанная на день высылки уведомления.
- Сроки оплаты и исполнения требований налоговой об уплате налогов пени штрафа.
- Меры, которые последуют в отношении субъекта, если он проигнорирует уведомление.
На практике продолжительность для самостоятельного добровольного исполнения просроченного обязательства составляет 60 суток.
Решение вынесено — готовьте деньги
После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.
Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками. Списать деньги банк должен в следующие сроки:
- с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
- с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.
Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.
Пояснения по вопросам восстановления сроков давности
Период, закрепленный ст. 48 НК, может быть пропущен по тем или иным обстоятельствам. При этом в статье закреплена возможность его восстановления по ходатайству контролирующего органа. Разъяснения по вопросам применения этой возможности неоднократно давались Высшими инстанциями.
Так, в частности, в пленарных постановлениях от 11.06.1999 ВС № 41 и ВАС № 9 указано, что судам общей юрисдикции при рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество граждан, не являющихся предпринимателями, с целю погашения неисполненных перед бюджетом обязательств по уплате сборов, налогов, взносов, пеней и штрафов, необходимо тщательно проверять, не истек ли срок давности по указанным претензиям. Имеются в виду не только периоды, предусмотренные п. 3 ст. 48, но и закрепленные в п. 1 ст. 115 НК. Необходимо учитывать, что указанные сроки являются пресекательными, т. е. не подлежащими восстановлению.
В результате на практике суда отказывают контролирующим органам в удовлетворении ходатайств о восстановлении пропущенных сроков по требованиям о взыскании налогов, взносов, пеней, штрафов и сборов с физлиц. Эта позиция обуславливается стремлением установить баланс между публичными интересами и защитой прав плательщиков. Такой подход признается дополнительной гарантией для физлиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, он позволяет компенсировать упрощенный порядок приказного судопроизводства в таких делах.
Федеральная служба судебных приставов
- Адреса расположения и наименование (Ф.И.О) налогоплательщика и заявителя (налогового ведомства).
- Ссылка на нормативный акт, на основании которого было вынесено решение.
- Сумма подлежащая уплате в виде налога или сбора, штрафов и пеней по нему, а также государственной пошлины за рассмотрение дела (она возлагается на должника).
- Реквизиты банковского счета ИФНС, на который должен быть перечислен платеж.
- Сроки погашения задолженности и возможные административные наказания за уклонение от исполнения судебного решения.
- Как любое другое решение суда судебный приказ может быть обжалован налогоплательщиком, поскольку далеко не всегда предъявляемые ему ИФНС требования обоснованы.