Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действие знаков 5.35 и 5.36 не распространяется на механические транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, полиции, аварийно-спасательных служб и формирований, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети и механические транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне.
Особенности парковки со знаком
Получить право останавливать свой автомобиль, где это максимально удобно – главная привилегия знака «Инвалид». На парковках есть специальные места для инвалидов, обозначенные разметкой и знаками. Правда это не распространяется на инвалидов третьей группы. Такие парковочные места обязаны быть возле домов жилого и общественного характера. Как минимум, хотя бы одно.
Даже если парковка платная, для инвалидов и перевозящих их автомобилей, она должна быть бесплатной. Но использовать рассматриваемое место могут только лица, у которых есть соответствующая справка. То есть, как правило, они могут подтвердить группу инвалидности.
Если же нет свободных мест для инвалидов, машина со знаком «Инвалид» может занять любое удобное место, даже если на нем нет опознавательного знака. Разрешено даже чтобы машина проигнорировала определенные запрещающие знаки. Например, знаки запрещающие движение обычного и механического ТС, запрет на стоянку (постоянно или по определенным числам).
Льготы, предоставленные инвалидам в Беларуси в 2022 году
Трудоустроившиеся инвалиды часто стесняются попросить особенные условия труда у работодателя, якобы тот и так принял его на работу, и на этом «спасибо». Но при этом никто не задумывается о выгоде, которую получает наниматель, – при налогообложении ему предоставляются определенные льготы.
- обеспечить соответствующее трудовое место;
- работа должна подходить под программу, которая поможет поскорее реабилитироваться и восстановить здоровье сотрудника;
- недопустим испытательный срок, в трудовом договоре он может быть прописан, но правовой основы не имеет;
- длительность рабочей смены зависит от физических возможностей гражданина;
- возможна работа в ночное время суток, но только при согласии самого трудящегося, которое оформляется в письменном формате (то же самое касается сверхурочных рабочих часов, труда в праздники и выходные);
- инвалиды 3-й группы в Беларуси могут по собственному желанию ездить в командировку;
- если проводится сокращение, инвалид имеет преимущественное право на сохранение рабочего места;
- длительность отпуска – не менее 30 календарных дней ежегодно;
- недопустимо выплачивать отпускные вместо предоставления полноценного отпуска;
- если гражданин Беларуси просит дополнительные 14 дней отпуска в год, работодатель обязан их предоставить в удобное для работника время, но заработная плата за этот период не начисляется.
Какие транспортные средства можно ввести для личного пользования по 140 Указу
В соответствии с Решением Коллегии от 30.05.2017г. №74 к транспортным средствам для личного пользования относятся.
- Автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.
- Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (за исключением гоночных автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования), классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.
- Мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ЕАЭС.
- Моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн включительно, классифицируемые в субпозициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
- Прицепы (за исключением прицепов для перевозки автомобилей) с полной массой до 3,5 тонны включительно, классифицируемые в товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС, прицепы типа «дом-автоприцеп» для проживания или для автотуристов, классифицируемые в субпозиции 8716 10 ТН ВЭД ЕАЭС.
Пособие по инвалидности для 3 группы
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности III группы составляет 6044 рублей 48 копеек.
Категория получателей пенсии |
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней |
Инвалиды III группы |
Без иждивенцев — 3 022 рубля в месяц С 1 иждивенцем — 5 037 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 7 051 рубля в месяц С 3 иждивенцами — 9 066 рублей в месяц |
Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент |
Инвалиды III группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 4264 рубля 70 копеек в месяц С 1 иждивенцем — 7107 рублей 83 копейки в месяц С 2 иждивенцами — 9950 рублей 96 копеек в месяц С 3 иждивенцами — 12794 рубля 09 копеек в месяц (независимо от места жительства) |
Инвалиды III группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 3696 рублей 07 копеек в месяц С 1 иждивенцем — 6160 рублей 12 копеек в месяц С 2 иждивенцами — 8624 рубля 16 копеек в месяц С 3 иждивенцами — 11088 рублей 21 копейка в месяц (независимо от места жительства) |
Получение ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение)
Выплату ввели на территории РФ с 60-летним юбилеем победы в ВОВ, поэтому на ее получение могут рассчитывать только участники боевых действий. Дополнительно 1000 рублей могут получить следующие категории населения:
- участники ВОВ и инвалиды, принимавшие участие в ВОВ;
- инвалиды, получившие военную травму;
- пленники концлагерей, которые не достигли 18-летнего возраста на момент нахождения в плену;
Получить выплату в размере 500 рублей могут:
- вдовы погибших граждан ВОВ и инвалидов;
- инвалиды, которые несли военную службу в ВОВ и не были участниками боевых действий;
- пленники лагерей совершеннолетнего возраста;
- лица со статусом жителей блокады Ленинграда.
Процедура оформления зависит от конкретного вида льготы. Например, если требуется путевка в санаторий, действовать нужно следующим образом:
- Прохождение комиссии. В отличие от медико-социальной экспертизы, это занимает гораздо меньше времени. Потребуется заключение врача о необходимости лечения.
- Получение заключения и предоставление в Соцзащиту. Сам документ должен быть подписан главным врачом поликлиники.
- Постановка на очередь. Она осуществляется после рассмотрения Соцзащитой представленной документации. Путевки выдаются не чаще 1 раза в год. Профиль санатория должен соответствовать программе реабилитации и заключению.
- Выдача путевки. Когда подходит очередь, родитель получает путевку. При необходимости он может воспользоваться компенсацией стоимости проезда вместе с ребенком, т.к. последний нуждается в сопровождающем лице.
Если хочется воспользоваться льготой по первоочередному зачислению в образовательное учреждение, достаточно представить в приемную комиссию справку об инвалидности. При одинаковых баллах преимущество будет отдано льготнику.
География курсантов школы «Спецавтомастер» впечатляет. Сюда приезжают не только со всей Беларуси, но и из-за рубежа. К примеру, сейчас здесь есть парень из Сербии. Были ребята из Израиля. Увольнялись с работы и 3,5 месяца жили в Минске. А все потому, что у них на родине получить водительские права людям с ограниченными возможностями очень трудно и дорого. У нас же ситуация несколько иная. Директор автошколы Иван Костюк говорит, что несправедливо поднимать стоимость обучения для таких граждан:
— Конечно, если делать калькуляцию, то расходы на обучение инвалидов будут выше. Тем не менее мы стараемся своими силами покрывать затраты.
В среднем в год автошкола выпускает около 50—60 курсантов с физическими особенностями. Недавно права получила первая группа глухонемых. Их было 9 человек. И все успешно прошли контрольные испытания в ГАИ. Инструктор по вождению Юрий Чернобров рассказывает:
— Не всегда ведь надо знать тот же английский язык, чтобы объяснить иностранцу, в какую сторону идти. Похожий принцип и здесь. Жесты. Все можно показать ими. Когда мы приехали в ГАИ сдавать вождение в городе, принимающий экзамен инспектор удивленно спросил: «А как мне им говорить, куда ехать?» Я ответил: «Просто показывайте жестами. Они все поймут».
В госдуму внесен законопроект об обеспечении инвалидов спецавтомобилями
Группа депутатов от партии «Справедливая Россия — за правду» внесла в Госдуму проект поправок к закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающих предоставление гражданам с инвалидностью специальных автомобилей.
Речь идет о включении в перечень технических средств реабилитации инвалидов в числе специальных средств для передвижения, наряду с креслами-колясками, автотранспортных средств, а также дополнительных приспособлений к ним, включая ручное управление, следует из документа, размещенного на сайте нижней палаты российского парламента.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывают, что им стали все чаще поступать обращения от граждан с инвалидностью, испытывающих серьезные трудности с передвижением. «Целью законопроекта является повышение уровня социальной защиты таких граждан», — поясняют депутаты.
Они напоминают, что законодательными поправками от 22 августа 2004 года было отменено предоставление инвалидам автотранспортных средств, и подчеркивают, что для инвалидов с ограниченной мобильностью это нововведение создало дополнительные проблемы с передвижением.
«Практически невозможно реализовать эффективную реабилитационную программу для инвалидов этих категорий и интегрировать их в общество, если они не имеют возможности добраться до работы и учебы, до мест досуга и отдыха.
Для таких инвалидов автомобиль не роскошь, а крайне необходимое средство реабилитации, компенсирующее потерю мобильности», — отмечают законодатели.
По их словам, текущая ситуация усугубляется неприспособленностью общественного транспорта для передвижения инвалидов, особенно в субъектах РФ, а также несовершенством всей дорожной инфраструктуры.
«Граждане с инвалидностью в своих многочисленных обращениях в органы власти и общественные организации инвалидов ставят вопрос о восстановлении в законодательстве права на льготное получение автотранспортных средств», — констатируют парламентарии.
«Значительная часть инвалидов по указанным выше и другим объективным причинам не имеют возможности пользоваться общественным транспортом и нуждаются в автотранспорте как в единственно возможном средстве передвижения.
Такая возможность для инвалидов предоставлена частью 3 статьи 8 федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которой инвалиды при наличии прямых последствий страхового случая обеспечиваются автотранспортом как средством реабилитации», — говорится в пояснительной записке.
Законопроект восстанавливает право инвалидов на получение автотранспортного средства именно как специального средства для передвижения, указывают авторы. Кроме того, законопроект устанавливает, что к техническим средствам реабилитации относятся также дополнительные приспособления к автотранспортным средствам, включая ручное управление для них.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что, согласно данным Министерства труда и социальной защиты за 2019 год, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы разработаны индивидуальные программы реабилитации и (или) абилитации инвалидов с заключениями о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства для 50 392 человек (включая 17 233 человека при первичном освидетельствовании).
Суммарные расходы федерального бюджета в 2023 году (предполагается вступление в силу поправок о спецавто для инвалидов 1 января 2023 года), по подсчетам авторов законопроекта, составят 30 млрд 179 млн 768,8 тыс. рублей, в 2024 и 2025 годах — не более чем по 10 млрд 320 млн 843,7 тыс.
Из документа следует, что первая сумма получена умножением вышеупомянутого числа нуждающихся в транспортном средстве инвалидов (50 392 человека) на стоимость доступного автомобиля отечественного производства в 598,9 тыс. рублей, вторая сумма — умножением стоимости авто на 17 233 человека.
В финансово-экономическом обосновании упоминаются также расходы на доработку автомобиля с установлением комплектов ручного управления в 20 тыс. рублей, однако эта сумма в формуле не задействована.
Процессы определения инвалидности
Если у гражданина РБ есть основания для получения статуса инвалида, для официального его получения он должен пройти два этапа:
- Врачебная экспертная комиссия должна обследовать заявителя на предмет наличия у него заболеваний и отклонений от нормы, мешающих совершать трудовую деятельность. Комиссия также ставит перед собой задачу по выявлению причин возникновения заболевания и возможности его лечения, вплоть до полного выздоровления. Исходя из полученных результатов, гражданину присваивается статус инвалида на определённый срок или пожизненно. Если МРЭК определила, что заболевание подлежит излечению, помимо присвоения статуса, назначается дата, к которой инвалид должен пройти повторное обследование и новое освидетельствование.
- Получив медицинское заключение, инвалид должен обратиться в органы социальной защиты. Именно этот орган занимается назначением пенсионных пособий нетрудоспособным и частично трудоспособным гражданам. Для того чтобы определиться с суммой, служащим органа нужны следующие данные:
Какие льготы предоставляются пенсионерам в Беларуси в 2022 году
- Ушла в прошлое льгота в отношении уплаты налоговых отчислений по процентам, касающимся депозитных вкладов.
- Теперь налог с выигрышей при участии в лотереях пенсионеры тоже должны оплачивать. Посчастливилось – одари счастьем государство, денег никогда много не бывает.
- Стоимость потребления газа и электроэнергии включает НДС. НДС – странный налог, который, по сути, не имеет под собой реального основания. Юристы давно указывают на его необоснованность, но законодатели не собираются отменять его, ведь НДС облагают все товары и услуги, это – одна из основных статей наполнения казны.
- В 2022 году пенсионеров обязали вносить отчисления по транспортному налогу, и совсем не важно, какая мощность двигателя, имеешь в собственности подержанный жигуль – будь добр, плати.
- Если раньше пенсионеры имели право заплатить за госпошлину при прохождении технического осмотра родной железной лошадки только 50% от первичной стоимости, то в 2022 году льгота для них больше не действует. Итого оплата за услуги СТО составит не 720 000 рублей, а 1 400 000 рублей, что ощутимо бьет по карману пожилых белорусов.
- бывшие военнослужащие, числившиеся в рядах МВД, МЧС, органах, расследующих финансовые и коррупционные преступления;
- сотрудники прокуратуры;
- участники Великой Отечественной войны;
- старики, получившие почетное звание Героя Беларуси;
- награжденные званием Героя СССР, Героя Социалистического труда;
- пенсионеры, которых наградили званием Героя Трудовой Славы.
С какой инвалидностью нельзя получать права
Как получить права инвалиду? По общему правилу, если заболевания, препятствующие управлению ТС, отсутствуют, гражданин вправе получить водительские права на общих основаниях.
Но существует Постановление российского Правительства от 29.12.2014 №1604. Подзаконный акт не делит людей на инвалидов, не прописывает группы. Деление происходит по состоянию здоровья, с перечислением патологий, при которых человек не имеет право на управление транспортным средством. Структурно медицинские патологии делятся:
- Заболевания психики: шизофрения, бредовые расстройства, аффективные нарушения, невротические, расстройства личности., умственная отсталость, эпилепсия.
- Слепота обоих глаз.
Какие льготы даёт знак Инвалид для 3 группы?
Итак, вы определились, что вам положен знак Инвалид, вы можете его повесить на свой автомобиль и задаётесь вопросом, а нужен ли он вообще, что он даёт в плане привилегий на дороге?
Таких привилегий несколько, и изменения в ПДД также позволили включить в число пользующихся ими инвалидов 3 группы.
Важно! Для всех групп инвалидности, в том числе третьей, прописана обязанность по требованию передать для проверки сотруднику ГИБДД документ, подтверждающий инвалидность – пункт 2.1.1 ПДД.
В Федеральный реестр теперь можно внести любой автомобиль, на котором передвигается гражданин с ограниченными возможностями
Данные о бесплатной парковке для инвалидов теперь действуют на территории всей страны.
Оформить разрешение на бесплатную парковку для автомобиля, на котором перевозится инвалид или ребенок-инвалид, теперь можно онлайн. Соответствующие изменения в федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” вступили в силу с 1 июля 2020 года и стали еще одним шагом по повышению доступности госуслуг для инвалидов.
Подать заявление в электронном виде можно в личном кабинете на портале Госуслуг и на сайте Федерального реестра инвалидов (ФРИ), указав номер, марку и модель автомобиля, на котором планируются поездки. Подтверждать право на бесплатную парковку при этом не нужно, все необходимые сведения уже содержатся в базе данных Федерального реестра инвалидов (ФРИ).
Заявление в бумажном виде можно подать только через многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ). Приём заявлений в клиентских службах Пенсионного фонда не предусмотрен. Сведения об автомобиле, на котором планируется ездить, появятся в реестре после внесения данных любым из вышеуказанных способов.
Оформить разрешение на бесплатную парковку можно на автомобиль, управляемый инвалидом 1-ой или 2-ой группы, или перевозящим его, в том числе ребенка-инвалида. Также бесплатная парковка предоставляется инвалидам 3-й группы, у которых ограничена способность в самостоятельном передвижении.
Согласно вступившим в силу поправкам, подать заявление теперь можно только на одно транспортное средство.
До 1 января 2021 года установлен переходный период, в течение которого инвалиду (его представителю) предоставлена возможность для внесения сведений о транспортном средстве. В настоящее время сервис находится в стадии доработки.
Информация, занесенная в реестр, имеет силу на территории всей страны, тогда как раньше в каждом субъекте была своя база номеров машин, имеющих льготы. Если автомобиль внесен в Федеральный реестр, то пользоваться выделенными парковочными местами донские инвалиды теперь могут в любом регионе. Доступ к реестру получат органы власти всех субъектов, которые и определяют количество льготных парковочных мест в общественных местах.
Важно!
Напомним, с 1 марта до 1 октября 2020 года действует временный порядок определения инвалидности, согласно которому вся процедура происходит на основе документов медицинских учреждений, без посещения инвалидом бюро медико-социальной экспертизы. Продление инвалидности также осуществляется заочно.
Когда можно использовать автомобиль только с ручным управлением?
Список медицинских показаний, при которых возможно использование только ручного управления на автомобиле следующий:
1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.
2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
3. Ампутационные культи обоих бедер.
4. Ампутационные культи обеих голеней.
5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).
6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).
7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.
8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).
Инвалид в автомобиле: какие документы иметь с собой
Итак, кроме обязательной установки знака «Инвалид» предусмотрены дополнительные требования к наличию у водителя документов. Как и при управлении любым видом транспорта, необходимо иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС, действующий полис ОСАГО, автомобильную аптечку и огнетушитель. Кроме этого, водитель обязан по требованию сотрудника предъявить документ, подтверждающий факт установления инвалидности.
За незаконное использование знака «Инвалид» ч. 4.1. ст. 12.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Санкция довольно серьезная – 5000 руб. штрафа и конфискация знака. Причем формулировка статьи – управление ТС, на котором незаконно установлен знак «Инвалид».
В правоприменительной практике она вызывает неоднозначную трактовку. Например, знак был установлен для перевозки инвалида, который в момент остановки автомобиля ГИБДД в транспортном средстве не находится. Инспектор ГИБДД при отсутствии у водителя документа об его инвалидности вправе составить протокол по ч. 4.1. ст. 12.5. КоАП РФ. При этом, даже если он и не воспользовался преимуществами для машин с установленным знаком «Инвалид». В таких случаях остается только обжаловать вынесенное постановление – при наличии доказательств, что двигался водитель за инвалидом. Но примет ли суд сторону водителя, зависит от конкретных обстоятельств дела.
Что делать, если на инвалида наложен штраф?
Время от времени на практике я сталкиваюсь со следующей ситуацией. Инвалид остановил автомобиль в зоне действия знака 3.28, а после этого по почте получил штраф, зафиксированный автоматической камерой. Такое вполне возможно, ведь камеры не умеют фиксировать наличие опознавательного знака инвалид.
Однако в данном случае отчаиваться не стоит, штраф будет несложно опротестовать. Просто обратитесь по контактным данным, указанным в письме. В качестве доказательства собственной невиновности захватите документ, подтверждающий инвалидность водителя или его пассажира.
Отмена незаконного штрафа не должна вызвать особого труда, однако время на эту процедуру потратить придется.
В завершение хочу отметить, что несколько перечисленных в статье льгот предоставлены инвалидам не от хорошей жизни. Поэтому остальным водителям я рекомендую не занимать специальные места для инвалидов, тем более что штраф за это весьма значительный (5 000 рублей).
Перечень заболеваний, запрещающих вождение
Нарушения цветоощущения допускаются.
7. Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
8. Глаукома (при начальной компенсированной глаукоме, нормальном глазном дне, при изменениях остроты зрения и поля зрения менее значений, указанных в п.
п. 4, 5, допускаются с переосвидетельствованием через год).
9. Полная глухота на одно ухо при восприятии разговорной речи на другое на расстоянии менее 3 м, шепотной речи на расстоянии 1 м, или восприятии разговорной речи на каждое ухо менее 2 м (при полной глухоте, глухонемоте допуск осуществляется индивидуально с переосвидетельствованием не реже чем через 2 года). 10. Хроническое односторонее или двусторонее гнойное воспаление среднего уха, осложненное холестеатомой, грануляциями или полипом (эпитимпанит).