Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушения правил перевозки пассажиров в ситуациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нарушения трудового или миграционного законодательства всегда становятся причиной неприятностей. Работать с иностранцами легко, если соблюдены все правила, однако при малейшем отступлении от них может быть использована административная ответственность. Если опыта найма на работу мигрантов нет, лучше проконсультироваться с юристом заранее — это позволит избежать штрафа в будущем. Подделка документов, даже если действия выполнил сам иностранец, — неверный путь к спокойствию, поскольку в любом случае работодатель также несёт за неё ответственность. Единственная возможность работать без неприятных сюрпризов — зорко следить за соблюдением всех требований и контролировать документы работника-иностранца.
Штраф за использование автомобиля с шашками
Статья 12.5 КоАП:
41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2023 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:
- За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
- За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.
То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Нарушения миграционного законодательства РФ
Штрафы, которые может получить работодатель за нарушение миграционного законодательства:
- За работу без патента или за приём на работу мигранта, у которого нет на руках разрешения на работу. В обоих случаях рабочая деятельность будет незаконной (нелегальной), а работодатель получит штраф за то, что нанял мигранта без патента (разрешения).
- За работу гражданина из другой страны, когда документы у него уже просрочены. Следить за датами, до которых действительны документы иностранца, тоже должен работодатель. Если срок подходит к концу, необходимо позаботиться о продолжении действия или получении нового документа.
- Работа мигранта не по профессии также грозит штрафом работодателю. Если иностранец принят на работу, но при этом в патенте или разрешении его профессия звучит по-другому, это повод для взыскания средств с его работодателя. Такая работа приравнивается к нелегальной.
Штрафы во всех случаях, перечисленных выше, выпишут и индивидуальному предпринимателю, и организации (юрлицу), которые нанимали иностранца на работу:
- физлица уплатят от 5 до 7 тысяч рублей за нелегалов на работе;
- для должностного лица денежное взыскание будет более внушительным — от 35 до 70 тысяч рублей;
- юрлицу назначат штраф в сумме от 400 тысяч до одного миллиона рублей, при этом вдобавок могут приостановить деятельность компании на срок от 14 до 90 суток.
Также в этом сегменте есть и другие штрафы:
- за так называемое привлечение иностранцев к работе — если работодатель не имеет на руках спецразрешения на подобные действия, но всё же берёт на работу мигрантов, инспекция вправе выписать денежное взыскание на физлицо, должностное лицо или же на юрлицо;
- за неуведомление — когда работодатель не сообщил в МВД о том, что нанял на работу иностранца или же уволил его, или же сделал это невовремя (позже срока).
В перечисленных случаях в качестве наказания должностное лицо заплатит от 35 до 70 тысяч рублей, юридическое — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с приостановкой деятельности компании (фирмы) от 14 до 90 суток. Физлицо в таком случае заплатит от 5 до 7 тысяч рублей.
В каких случаях считается, что в машине лишний пассажир
Если в машине больше 5 человек, то для обычной легковушки это нарушение правил. По ПДД (пункт 22.8) разрешается провозить количество людей, которое предусмотрено техническими характеристиками транспортного средства. Для стандартного легкового автомобиля – это пять человек, включая водителя.
К грузовым автомобилям предъявляются еще более строгие требования, так как нарушения грозят более серьезными последствиями и могут привести к гибели большого числа людей на дороге. Перевозить пассажиров можно в кабине с учетом числа посадочных мест. Посадить людей в кузов допускается только в том случае, если соблюдаются требования п. 22 ПДД. В противном случае штраф составит 1000 рублей (ст. 12.23 КоАП РФ, ч. 2). Сумма фиксированная и не меняется в зависимости от числа пассажиров.
Водитель, перевозящий людей в кузове грузовика, не будет оштрафован, если соблюдаются все следующие условия (п. 22 ПДД):
-
находящийся за рулем имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «C» или «C1» минимум в течение 3 лет;
-
при перевозке 8-16 человек (включая пассажиров в кабине) необходимо водительское удостоверение на право управления ТС категории «D» или «D1»;
-
в случае перевозки более 16 человек требуется наличие категории «D»;
-
число перевозимых людей не может превышать количество сидений;
-
машина должна быть исправна;
-
грузовик с бортовой платформой должен быть оборудован сиденьями, установленными на высоте 30-50 см от пола и минимум 30 см от верхнего края борта.
-
сиденья, размещенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь надежные спинки;
-
перевозка детей в кузове запрещена.
Срок действия путевого листа с 2023 года
Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:
- заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
- если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.
Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:
- путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
- документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
- допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.
Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.
Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.
При соблюдении всех правил, водителю не грозит штраф за нарушение правил перевозки одного или нескольких пассажиров
Обратимся к Правилам, п.22.1: «Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «C» или подкатегории «C1» в течение 3-х и более лет.
В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1», в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, – категории «D».
Водитель, попавший в жуткое ДТП на Кубани, управлял автомобилем «Газель». У данного автомобиля закрытый тип автомобильного кузова – «фургон».
В кабине «Газели» установлена металлическая перегородка, ограждающая груз от сидящих в ней людей. Согласно Правил, в грузовом отсеке перевозить людей категорически запрещено. Водитель «Газели» пренебрег Правилами, вследствие чего попал в ДТП.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.14 1 КоАП:
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Кто платит штраф назначенный водителю такси?
В 2019 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.
Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.
Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.
Как избежать ответственности за пассажирские перевозки без лицензии?
Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо разобраться, что по закону считается пассажирскими перевозками. Существует три фактора, указывающих на необходимость получения лицензии:
Водный транспорт
- В автобусе или микроавтобусе перевозится более 8 человек. Естественно, что транспортное средство должно быть рассчитано на такое количество пассажиров.
- Транспортное средство используется в коммерческих целях. Если цели использования – личные или организационные (например, предприятие организует сотрудникам служебный транспорт до места работы), лицензия не требуется.
- Перевозки выполняются по определенному маршруту (кроме случаев, когда речь идет о заказных услугах).
Получение лицензии на пассажирские перевозки
Чтобы получить лицензию, необходимо обратиться в Ространснадзор – это ведомство, ответственное за лицензирование транспортной деятельности. Предварительно следует оплатить государственную пошлину и подготовить заявление, в соответствии с установленной формой. Необходимо отметить, что для частных лиц и организаций форма заявления различается. Заявка рассматривается в срок, не превышающий 45 дней.
Для получения лицензии организация должна соответствовать ряду установленных законом требований – медицинский осмотр водителей, наличие подходящих для пассажирских перевозок транспортных средств, наличие допусков ТС к дорожному движению.
Если требования по организации и выполнению пассажирских перевозок соблюдаются, лицензия будет действовать неограниченно долго. В ряде случаев может потребоваться переоформление:
- изменился тип транспортной деятельности
- организация сменила юридический адрес, поменяла название
- изменилась организационная форма компании
Наличие лицензии и строгое выполнение правил пассажирских перевозок – гарантия того, что водитель, организация или ответственные лица не будут привлечены к административной ответственности. Учитывая высокие штрафы за перевозки без лицензии, намного дешевле будет подготовиться к лицензированию и пройти его.
Кризис в экономике способствует расширению объёмов теневого бизнеса
Одним из них является экономический кризис. Однако, его главным отличием стал долгосрочный тренд, который сказался на существенном снижении потребительской активности, главному рычагу формальной и скрытой экономики. Исследования Центра социально-политического мониторинга при РАНХиГС свидетельствуют о весьма терпимом отношении россиян к теневой экономической деятельности. Нелегальные перевозчики выполняют важный спектр услуг пассажирских и грузовых перевозок. Невзирая на отсутствие юридической защищённости, потенциальные клиенты неформальных транспортных и логистических компаний не отказываются от данного типа услуг. И дело даже не в их заниженной стоимости. Сегмент предложений нелегалов намного шире, нежели у официальных перевозчиков. Фирмы, работающие в тени, не боятся идти на нарушение нормативных документов и установленных правил. Нелегальный перевозчик всегда подберёт пассажира на трассе, вне остановочного пункта, в том числе и по предварительной договорённости. Для этого пассажир может договориться напрямую с водителем или с диспетчером, просто позвонив по телефону. Коммерциализированный не так давно интернет-сервис «Бла-бла кар», является отличной площадкой для незаконной деятельности теневых перевозчиков, собирающих пассажиров прямо в интернете, по удобному для них маршруту. Чего стоит недавнее объявление: «У вас есть автомобиль? Предложите поездку и сэкономьте…». Сервис процветает, так как прекрасно координирует интересы пассажиров с возможностями водителей, причём в рамках гибкой ценовой системы, определяемой известным соотношением спроса и предложения.
Деятельность 90% нелегальных маршрутов в Подмосковье пресекли с начала года
С начала 2021 года количество нелегальных маршрутов сократилось на 90%, в результате взаимодействия Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, УГАДН по Московской области и ГИБДД ГУ МВД России по Московской области прекращена деятельность 66 нелегальных перевозчиков на 99 маршрутах 1045 транспортными средствами, в то время как в январе 2021 года на территории региона осуществлялись нелегальные перевозки 77 компаниями на 110 маршрутах 1116 автобусами, сообщает пресс-служба Минтранспорта Подмосковья.
«Проделана масштабная работа, которая позволила повысить безопасность и качество пассажирских перевозок на территории Московской области. Мы продолжим борьбу с нелегалами. Наша цель – полностью ликвидировать возможность работы таких недобросовестных компаний, это залог безопасности перевозок пассажиров», – рассказал министр транспорта и дорожной инфраструктуры региона Игорь Тресков, его слова приводятся в сообщении.
Всего за минувшее время работа велась в 24 муниципальных образованиях, где была зафиксирована деятельность нелегалов. Так, в городском округе Балашиха ликвидировано 11 перевозчиков, которые совершали незаконную деятельность на 19 маршрутах 202 автобусами. В городском округе Люберцы пресечена деятельность 14 нелегальных перевозчиков на 32 маршрутах 402 автобусами. В Щелковском районе прекращена работа восьми незаконных компаний на 11 маршрутах 97 автобусами.
«С целью предоставления качественных транспортных услуг населению мы используем комплексный подход, новые маршруты появляются в первую очередь именно там, где ликвидируется деятельность незаконных перевозчиков. Так, прорабатываются вопросы введения новых маршрутов, увеличивается количество транспортных средств, корректируются маршруты следования и назначаются дополнительные остановки. Работа с жителями также ведется на систематичной основе и благодаря обращениям граждан новые маршруты запускаются в тех районах, где наблюдается дефицит транспортного сообщения», – добавил Тресков.
В середине января Минтранс области провел конкурсные процедуры на 144 смежных межрегиональных маршрута, которые обслуживают около 1500 автобусов. Из них в городском округе Люберцы вместо 32 нелегальных маршрутов в настоящее время законную деятельность осуществляют 141 региональный маршрут 1308 автобусами, из них 19 новых маршрутов введены с начала текущего года. В городском округе Балашиха транспортное обслуживание организовано 128 региональными маршрутами, пассажиров перевозят 990 транспортных средств различного класса. Кроме того, в округе введен новый маршрут, который обслуживается 30 автобусами. В Щелковский районе организовано 58 региональных маршрутов регулярных пассажирских перевозок.
Нелегальные пассажирские перевозки не отвечают требованиям безопасности и стандартам качества предоставляемых услуг, создают опасность для пассажиров, нарушая режим труда и отдыха для водителей. Кроме того, нелегальные перевозчики используют старый подвижной состав, в частности, неисправные автобусы, в то время как средний возраст транспортных средств легальных перевозчиков по результатам проведенных конкурсных процедур не превышает трех лет для малого класса и пяти лет для большого класса.