Если земля сельскохозяйственного назначения не используется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если земля сельскохозяйственного назначения не используется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.

Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.

Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.

Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.

Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.

Кто является налогоплательщиком по земельному налогу

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что земельный налог относится к местным налогам. А это значит, что все выплаты поступают в бюджет местных властей, там где этот налог используется. То есть земельный участок должен находится в пределах субъекта, у которого регламентирован данный налог. В свою очередь налогоплательщиком является владелец участка земли, либо гражданин получивший право на бессрочное владение землей. Ниже представлена таблица с описанием распределения полномочий по регулированию земельного налога.

Уровни власти РФ Полномочия в части земельного налога Комментарии
Федеральный уровень Объект налогообложения (за что платим налог); порядок исчисления базы по налогу на землю (с какой суммы платим налог); налоговый период для данного вида налога (когда платим налог); максимальные и минимальные ставки, то есть определение границы по ставкам для местной власти На федеральном уровне определяются границы и регламент применения системы налога на землю
Местный уровень Величину ставок по налогу в пределах установленных границ, зонирование территорий субъекта для разграничения применения разных ставок, налоговые льготы Местные власти корректируют ставки по своему усмотрению и могут применять различные виды налоговых льгот для разных категорий граждан. При этом они должны соблюдать установленные границы на федеральном уровне

Оспаривание кадастровой оценки недвижимости

За последние несколько лет многие граждане столкнулись с тем, что налог на недвижимость резко вырос. Причина этому стало переоценка кадастровой стоимости и приближение ее к рыночным ценам на недвижимость. По факту же кадастровая стоимость может оказаться даже выше рыночной из-за того что приоденет не были учтены некоторые особенности земельного участка. Хотя в планах государства стоит постепенное увеличение кадастровой стоимости (ежегодно повышение на 20% до 2023 года), уже сейчас многие владельцы земельных участков ужаснулись от суммы налога, которую им придётся ежегодно перечислять в бюджет государства.

Для оспаривания кадастровой оценки стоимости, которая по объективным данным оказалась завышенной, необходимо выполнить следующие шаги:

  • Провести независимую экспертизу стоимости участка. Для этого необходимо нанять специалиста, который проведёт оценку и составит соответствующие акты с оценочной стоимостью.
  • Собрать все необходимые документы. На самом деле главное, что необходимо иметь на руках это документы подтверждающие права собственности на объект недвижимости.
  • Получить документ с некорректной кадастровой стоимостью и сведениям учетом каких особенностей была произведена такая оценка.
  • Написать заявление в суд приложив все имеющие документы и акты проведённой экспертизы независимой организацией.

В большинстве случаев такие судебные дела оказываются успешными и люди получают желаемый результат с минимальными приложенными усилиями. Налог, который был переплачен будет учтён в счёт будущих платежей по налогу на основании судебного решения.

Налоговые льготы по земельному налогу в 2023 году

В рамках обеспечения социальных программ по поддержке населения существует огромное количество специальных льгот для людей, которые в этом нуждаются. Сюда же можно отнести и налоговые льготы по налогу на землю. При наличии всех необходимых документов может получить льготу любой человек, который попадает под одну из этих категорий:

  • Люди, имеющие инвалидность разной степени, а также родители и опекуны детей инвалидов;
  • Ветераны военных действий, а также герои страны, которые имеют соответствующие документы и медали;
  • Участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
  • Многодетные семьи, семьи с низким достатком, пенсионеры и т.д.

Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Читайте также:  Штрафы ГИБДД за превышение скорости 2023 года

Порядок и сроки уплаты земельного налога

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2023 году регламентируются ст. 397 НК РФ. Налогообложение земельных участков различается для физических и юридических лиц, при этом ни те, ни другие не подают налоговых деклараций:

  • физлица производят оплату налога до 1 декабря года, следующего за налоговым периодом, на основании уведомления от налогового органа о необходимости оплатить налог на землю, содержащего реквизиты для оплаты;
  • оплата земельного налога юрлицами производится авансовыми платежами в течение налогового периода по истечении 1,2 и 3 кварталов и окончательным платежом до 1 марта года, следующего за налоговым периодом, в порядке, утверждённым нормативным актом местного органа власти, по месту нахождения земельного участка.

Ориентир на вид разрешенного использования земельного участка

Выясним, какую роль в решении вопроса о том, может ли предприятие использовать пониженную ставку земельного налога, играет выбранный вид разрешенного использования земельного участка.

К сведению. В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются согласно классификатору, утверждение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Однако данный классификатор Минэкономразвития до сих пор не утвержден, поэтому правовая основа для однозначного наименования видов разрешенного использования земельных участков отсутствует, на что обращают внимание и чиновники (Письмо Минэкономразвития России от 25.01.2011 N Д23-233), и судьи (Постановление ФАС ВСО от 15.08.2013 по делу N А19-19112/2012, Апелляционное определение Смоленского областного суда от 29.10.2013 по делу N 33-4544/2013). Представленное положение дел в итоге привело к большому многообразию формулировок видов разрешенного использования земельных участков.

В состав видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения постоянно включается вид «для ведения сельскохозяйственного производства». Поэтому если предприятие для сельскохозяйственного производства использует земельный участок с разрешенным использованием «для ведения сельскохозяйственного производства», то проблем с применением пониженной ставки возникнуть не должно. Теперь рассмотрим, как обстоят дела, если вид разрешенного использования…

…»для размещения хлебоприемного предприятия»

С такой ситуацией столкнулись судьи ФАС УО. Спорные земельные участки были предоставлены для размещения хлебоприемного предприятия. Однако общество исчислило земельный налог за 2008 и 2009 гг. с применением пониженной ставки исходя из того, что земельные участки всегда использовались для хранения и складирования зерна и относятся к землям сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Общество, отстаивая свою позицию в суде, отметило, что вид разрешенного использования земельных участков — «для размещения хлебоприемного предприятия» — прописан ошибочно. После устранения допущенной неточности указана правильная формулировка вида разрешенного использования земельных участков — «для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».

Для арбитров ключевым оказался тот факт, что изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков было произведено только в 2011 г. До этого налогоплательщиком не предпринималось каких-либо действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельных участков. А ведь именно от его волеизъявления зависит внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории.

В итоге упор был сделан на то, что спорные земельные участки были предоставлены обществу для размещения хлебоприемного предприятия, поэтому возможность применения пониженной ставки земельного налога отсутствовала (Постановление от 27.11.2012 N Ф09-10045/12).

Налог с продажи земельного участка с 2023 года для физических лиц

Покупка или продажа земли – это юридическое действие перехода прав собственности и, согласно требованиям законодательства, должна проходить процедуру регистрации. В результате в рамках межведомственного взаимодействия Росреестр сообщает налоговой службе.

Продавец должен знать о том, что существуют случаи, когда он обязан уплатить с такой сделки налог. Рассмотрим вопрос налогообложения сделки с продажи земельного участка и уточним, какие нововведения принесет нам 2023 год.

  • Каким налогом облагается продажа земли?
  • Налог с продажи земельного участка в собственности более и менее 3 или 5 лет
  • Сумма налога
  • Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2023 году
  • Куда обращаться за налоговым вычетом при продаже земельного участка?
  • Видео: Налог при продажи недвижимости для физических лиц

Земельный налог: сущность, особенности расчета и уплаты

Не каждый налогоплательщик сможет легко позволить себе заплатить государству несколько тысяч рублей в качестве земельного налога. Для многих людей, особенно пожилых, такая выплата оказывается весьма обременительной в финансовом отношении.

Следует знать, что в 2022 году российские пенсионеры вправе оспорить (обжаловать) суммы налога на землю, начисляемые государством к оплате.

Лица преклонного возраста могут успешно воспользоваться предусмотренными льготами, которые позволяют не только ощутимо уменьшить величину соответствующих обязательств перед бюджетом, но и вообще избавиться от необходимости уплачивать государству земельный налог.
Налог на землю является обязательным платежом, взимаемым государством с каждого гражданина, имеющего законное право пользоваться зарегистрированным земельным участком. Такой налог, по сути, представляет собой пошлину (сбор) местного значения, так как все средства, собранные путем его начисления и последующей оплаты, полностью направляются на финансирование нужд соответствующих муниципальных образований. Федеральный закон РФ под номером 141 от 29 ноября 2004 года, более известный как 141-ФЗ, устанавливает строгие нормы налогообложения граждан (физических лиц), являющих земельными собственниками.

Так, сумма фактических обязательств конкретного гражданина по уплате (внесению) в соответствующий бюджет платежа за землю определяется госструктурами, которые при осуществлении таких вычислений базируются на следующих параметрах:

  • Стоимость (цена) идентифицированного участка земли, установленная по данным его кадастровой оценки.
  • Ставка такого налога, конкретная величина которой зависит от типа географической территории плательщика (собственника, пользователя).
  • Законодателем установлена ставка платежа на уровне 0,3% цены земли, предназначенной для ведения садоводческой, огороднической, животноводческой или иной сельскохозяйственной деятельности, а также дачного хозяйства.
  • Обладатели участков прочих категорий, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше, вносят земельный платеж по ставке 1,5% цены земли, которая определяется по итогам проведенной кадастровой оценки.

Платят ли пенсионеры налог на землю?

Пенсионерам, как и любым другим физическим лицам, необходимо уплачивать налоги, предусмотренные действующим законодательством РФ, в том числе и земельный налог. Но чтобы уменьшить налоговую нагрузку для этой категории граждан, в некоторых случаях для них могут быть предоставлены федеральные или местные льготы по уплате налога на землю.

Читайте также:  Расчет среднего заработка для пособия по безработице в 2023 году

Таким образом, в общем случае пенсионеры обязаны уплачивать налог на землю так же, как и другие граждане России. Однако в исключительных случаях обязанность по уплате земельного налога для них может быть вообще отменена.

Такие исключения предусмотрены для граждан, которые:

  • Относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, общины таких народов. Они не платят налог в отношении участков, которые используются для развития и сохранения промыслов, хозяйствования и их традиционного образа жизни.
  • Владеют землей по договору аренды.
  • Владеют участком на праве безвозмездного пользования (в т.ч. срочного).
  • Владеют земельными участками, которые входят в имущество паевого инвестиционного фонда (за них налог платит управляющая компания).
  • Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не требуется уплачивать земельный налог в отношении следующих участков, которые не являются объектами налогообложения:

    • изъятые и ограниченных в обороте согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ (земли, на которых расположены объекты культурного наследия народов РФ, историко-культурные заповедники, музеи-заповедники и т.д.);
    • участки, находящиеся в составе земель лесного и водного фонда;
    • входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

    Законом «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога — кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (пункт 3 статьи 5 Закона).

    Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2023 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2023 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

    • для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
    • для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
    • для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
    • для производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы.

    Кроме того, согласно Закону в 2023 году для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными статьей 240 НК на 2022 год.

    Так, в 2023 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

    • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 11 018 белорусских рублей за гектар;
    • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7 344 белорусских рублей за гектар;
    • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 статьи 240 НК, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 40 060 белорусских рублей за гектар;
    • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 20 029 белорусских рублей за гектар;
    • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 032 белорусских рублей за гектар;
    • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 58 757 белорусских рублей за гектар;
    • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 380 белорусских рублей за гектар.

    Администрирование земельного налога

    В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.

    В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:

    • отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
    • налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).

    Справочно

    Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):

    • организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
    • организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
    • организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
    • организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
    • крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
    • в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).

    Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:

    • бюджетными организациями;
    • организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
    Читайте также:  Процент неполных семей в России в 2023 году

    Размер авансовых платежей определяется:

    • уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
    • иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.

    Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:

    • в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
    • по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

    Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).

    Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.

    Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:

    • о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
    • о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
    • о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
    • о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
    • о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.

    Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:

    • о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
    • о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
    • о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
    • о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.

    Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.

    При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):

    • организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
    • организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
    • организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
    • организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
    • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.

    Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):

    • Организации;

    Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;

    • ИП;

    • физлица.

    Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).

    Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *