Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если земля сельскохозяйственного назначения не используется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.
Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.
Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.
Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.
Кто является налогоплательщиком по земельному налогу
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что земельный налог относится к местным налогам. А это значит, что все выплаты поступают в бюджет местных властей, там где этот налог используется. То есть земельный участок должен находится в пределах субъекта, у которого регламентирован данный налог. В свою очередь налогоплательщиком является владелец участка земли, либо гражданин получивший право на бессрочное владение землей. Ниже представлена таблица с описанием распределения полномочий по регулированию земельного налога.
Уровни власти РФ | Полномочия в части земельного налога | Комментарии |
Федеральный уровень | Объект налогообложения (за что платим налог); порядок исчисления базы по налогу на землю (с какой суммы платим налог); налоговый период для данного вида налога (когда платим налог); максимальные и минимальные ставки, то есть определение границы по ставкам для местной власти | На федеральном уровне определяются границы и регламент применения системы налога на землю |
Местный уровень | Величину ставок по налогу в пределах установленных границ, зонирование территорий субъекта для разграничения применения разных ставок, налоговые льготы | Местные власти корректируют ставки по своему усмотрению и могут применять различные виды налоговых льгот для разных категорий граждан. При этом они должны соблюдать установленные границы на федеральном уровне |
Оспаривание кадастровой оценки недвижимости
За последние несколько лет многие граждане столкнулись с тем, что налог на недвижимость резко вырос. Причина этому стало переоценка кадастровой стоимости и приближение ее к рыночным ценам на недвижимость. По факту же кадастровая стоимость может оказаться даже выше рыночной из-за того что приоденет не были учтены некоторые особенности земельного участка. Хотя в планах государства стоит постепенное увеличение кадастровой стоимости (ежегодно повышение на 20% до 2023 года), уже сейчас многие владельцы земельных участков ужаснулись от суммы налога, которую им придётся ежегодно перечислять в бюджет государства.
Для оспаривания кадастровой оценки стоимости, которая по объективным данным оказалась завышенной, необходимо выполнить следующие шаги:
- Провести независимую экспертизу стоимости участка. Для этого необходимо нанять специалиста, который проведёт оценку и составит соответствующие акты с оценочной стоимостью.
- Собрать все необходимые документы. На самом деле главное, что необходимо иметь на руках это документы подтверждающие права собственности на объект недвижимости.
- Получить документ с некорректной кадастровой стоимостью и сведениям учетом каких особенностей была произведена такая оценка.
- Написать заявление в суд приложив все имеющие документы и акты проведённой экспертизы независимой организацией.
В большинстве случаев такие судебные дела оказываются успешными и люди получают желаемый результат с минимальными приложенными усилиями. Налог, который был переплачен будет учтён в счёт будущих платежей по налогу на основании судебного решения.
Налоговые льготы по земельному налогу в 2023 году
В рамках обеспечения социальных программ по поддержке населения существует огромное количество специальных льгот для людей, которые в этом нуждаются. Сюда же можно отнести и налоговые льготы по налогу на землю. При наличии всех необходимых документов может получить льготу любой человек, который попадает под одну из этих категорий:
- Люди, имеющие инвалидность разной степени, а также родители и опекуны детей инвалидов;
- Ветераны военных действий, а также герои страны, которые имеют соответствующие документы и медали;
- Участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
- Многодетные семьи, семьи с низким достатком, пенсионеры и т.д.
Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года
Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:
- разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
- создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
- ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.
К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:
- пашня;
- угодье для покосов и сенозаготовления;
- пастбище;
- лесополоса, за исключением лесного фонда;
- надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
- земля под многолетними насаждениями.
Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.
Порядок и сроки уплаты земельного налога
Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2023 году регламентируются ст. 397 НК РФ. Налогообложение земельных участков различается для физических и юридических лиц, при этом ни те, ни другие не подают налоговых деклараций:
- физлица производят оплату налога до 1 декабря года, следующего за налоговым периодом, на основании уведомления от налогового органа о необходимости оплатить налог на землю, содержащего реквизиты для оплаты;
- оплата земельного налога юрлицами производится авансовыми платежами в течение налогового периода по истечении 1,2 и 3 кварталов и окончательным платежом до 1 марта года, следующего за налоговым периодом, в порядке, утверждённым нормативным актом местного органа власти, по месту нахождения земельного участка.
Ориентир на вид разрешенного использования земельного участка
Выясним, какую роль в решении вопроса о том, может ли предприятие использовать пониженную ставку земельного налога, играет выбранный вид разрешенного использования земельного участка.
К сведению. В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются согласно классификатору, утверждение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Однако данный классификатор Минэкономразвития до сих пор не утвержден, поэтому правовая основа для однозначного наименования видов разрешенного использования земельных участков отсутствует, на что обращают внимание и чиновники (Письмо Минэкономразвития России от 25.01.2011 N Д23-233), и судьи (Постановление ФАС ВСО от 15.08.2013 по делу N А19-19112/2012, Апелляционное определение Смоленского областного суда от 29.10.2013 по делу N 33-4544/2013). Представленное положение дел в итоге привело к большому многообразию формулировок видов разрешенного использования земельных участков.
В состав видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения постоянно включается вид «для ведения сельскохозяйственного производства». Поэтому если предприятие для сельскохозяйственного производства использует земельный участок с разрешенным использованием «для ведения сельскохозяйственного производства», то проблем с применением пониженной ставки возникнуть не должно. Теперь рассмотрим, как обстоят дела, если вид разрешенного использования…
…»для размещения хлебоприемного предприятия»
С такой ситуацией столкнулись судьи ФАС УО. Спорные земельные участки были предоставлены для размещения хлебоприемного предприятия. Однако общество исчислило земельный налог за 2008 и 2009 гг. с применением пониженной ставки исходя из того, что земельные участки всегда использовались для хранения и складирования зерна и относятся к землям сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Общество, отстаивая свою позицию в суде, отметило, что вид разрешенного использования земельных участков — «для размещения хлебоприемного предприятия» — прописан ошибочно. После устранения допущенной неточности указана правильная формулировка вида разрешенного использования земельных участков — «для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».
Для арбитров ключевым оказался тот факт, что изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков было произведено только в 2011 г. До этого налогоплательщиком не предпринималось каких-либо действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельных участков. А ведь именно от его волеизъявления зависит внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории.
В итоге упор был сделан на то, что спорные земельные участки были предоставлены обществу для размещения хлебоприемного предприятия, поэтому возможность применения пониженной ставки земельного налога отсутствовала (Постановление от 27.11.2012 N Ф09-10045/12).
Налог с продажи земельного участка с 2023 года для физических лиц
Покупка или продажа земли – это юридическое действие перехода прав собственности и, согласно требованиям законодательства, должна проходить процедуру регистрации. В результате в рамках межведомственного взаимодействия Росреестр сообщает налоговой службе.
Продавец должен знать о том, что существуют случаи, когда он обязан уплатить с такой сделки налог. Рассмотрим вопрос налогообложения сделки с продажи земельного участка и уточним, какие нововведения принесет нам 2023 год.
- Каким налогом облагается продажа земли?
- Налог с продажи земельного участка в собственности более и менее 3 или 5 лет
- Сумма налога
- Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2023 году
- Куда обращаться за налоговым вычетом при продаже земельного участка?
- Видео: Налог при продажи недвижимости для физических лиц
Земельный налог: сущность, особенности расчета и уплаты
Не каждый налогоплательщик сможет легко позволить себе заплатить государству несколько тысяч рублей в качестве земельного налога. Для многих людей, особенно пожилых, такая выплата оказывается весьма обременительной в финансовом отношении.
Следует знать, что в 2022 году российские пенсионеры вправе оспорить (обжаловать) суммы налога на землю, начисляемые государством к оплате.
Лица преклонного возраста могут успешно воспользоваться предусмотренными льготами, которые позволяют не только ощутимо уменьшить величину соответствующих обязательств перед бюджетом, но и вообще избавиться от необходимости уплачивать государству земельный налог.
Налог на землю является обязательным платежом, взимаемым государством с каждого гражданина, имеющего законное право пользоваться зарегистрированным земельным участком. Такой налог, по сути, представляет собой пошлину (сбор) местного значения, так как все средства, собранные путем его начисления и последующей оплаты, полностью направляются на финансирование нужд соответствующих муниципальных образований. Федеральный закон РФ под номером 141 от 29 ноября 2004 года, более известный как 141-ФЗ, устанавливает строгие нормы налогообложения граждан (физических лиц), являющих земельными собственниками.
Так, сумма фактических обязательств конкретного гражданина по уплате (внесению) в соответствующий бюджет платежа за землю определяется госструктурами, которые при осуществлении таких вычислений базируются на следующих параметрах:
- Стоимость (цена) идентифицированного участка земли, установленная по данным его кадастровой оценки.
- Ставка такого налога, конкретная величина которой зависит от типа географической территории плательщика (собственника, пользователя).
- Законодателем установлена ставка платежа на уровне 0,3% цены земли, предназначенной для ведения садоводческой, огороднической, животноводческой или иной сельскохозяйственной деятельности, а также дачного хозяйства.
- Обладатели участков прочих категорий, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше, вносят земельный платеж по ставке 1,5% цены земли, которая определяется по итогам проведенной кадастровой оценки.
Платят ли пенсионеры налог на землю?
Пенсионерам, как и любым другим физическим лицам, необходимо уплачивать налоги, предусмотренные действующим законодательством РФ, в том числе и земельный налог. Но чтобы уменьшить налоговую нагрузку для этой категории граждан, в некоторых случаях для них могут быть предоставлены федеральные или местные льготы по уплате налога на землю.
Таким образом, в общем случае пенсионеры обязаны уплачивать налог на землю так же, как и другие граждане России. Однако в исключительных случаях обязанность по уплате земельного налога для них может быть вообще отменена.
Такие исключения предусмотрены для граждан, которые:
Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не требуется уплачивать земельный налог в отношении следующих участков, которые не являются объектами налогообложения:
- изъятые и ограниченных в обороте согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ (земли, на которых расположены объекты культурного наследия народов РФ, историко-культурные заповедники, музеи-заповедники и т.д.);
- участки, находящиеся в составе земель лесного и водного фонда;
- входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Законом «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога — кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (пункт 3 статьи 5 Закона).
Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2023 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2023 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:
- для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
- для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
- для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
- для производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы.
Кроме того, согласно Закону в 2023 году для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными статьей 240 НК на 2022 год.
Так, в 2023 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:
- общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 11 018 белорусских рублей за гектар;
- общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7 344 белорусских рублей за гектар;
- общественно-деловой зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 статьи 240 НК, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 40 060 белорусских рублей за гектар;
- производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 20 029 белорусских рублей за гектар;
- рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 032 белорусских рублей за гектар;
- жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 58 757 белорусских рублей за гектар;
- жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 380 белорусских рублей за гектар.
Администрирование земельного налога
В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.
В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:
- отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
- налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).
Справочно
Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):
- организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
- организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
- в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).
Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:
- бюджетными организациями;
- организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Размер авансовых платежей определяется:
- уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
- иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.
Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:
- в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
- по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).
Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.
Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:
- о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
- о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
- о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
- о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
- о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.
Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:
- о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
- о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
- о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
- о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.
Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.
При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):
- организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
- организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.
Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):
- Организации;
Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;
-
ИП;
-
физлица.
Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).
Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК). |