Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о внеплановой проверке ФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация получила уведомление о проведении проверки Федеральной антимонопольной службой (далее — “ФАС”), то приятного в данном факте безусловно мало. В этом случае проверяемому субъекту стоит основательно подготовиться к проверке. В настоящей публикации я постарался осветить проблему порядка проведения проверок ФАС.
Контрольные мероприятия проводят в следующих формах:
- внеплановые и плановые проверки УФАС по закупкам, основанием для проведения которых служит информация о нарушении из различных источников (от жалобы до публикаций в СМИ). Это указано в п. 19 Постановления Правительства № 1576;
- документарные и выездные проверки антимонопольной службы.
При необходимости комиссия проводит заседание, на которое приглашают заявителя, ответчика и иные лица.
Для проведения контроля создают комиссию из сотрудников ведомства. Должности лиц, которые вправе входить в комиссию, указаны в Постановлении Правительства № 1576. К ним относятся разные группы персонала — от специалистов до руководителей.
Комиссию создают для каждой проверки отдельно или формируют постоянно действующий состав, который при необходимости меняют. В Постановлении № 1576 закреплено, как оформляются результаты проверок ФАС: актами, постановлениями и решениями уполномоченного органа.
Инструкция по проведению проверочных мероприятий:
- Регистрируют информацию о нарушении.
- Определяют подведомственность.
- Направляют уведомление заявителю и субъекту контроля.
- Проводят проверку, продлевают ее сроки (при необходимости).
- Оформляют результаты и вносят их в реестр проверок ФАС России.
Срок направления уведомлений о проведении проверок:
- внеплановой — в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о нарушении, это указано в п. 27 раздела V «Регламента внеплановой проверки ФАС 44-ФЗ» в Постановлении Правительства № 1576;
- плановой — за 5 рабочих дней до контрольного мероприятия.
Также Постановление № 1576 от 01.10.2020 устанавливает предельные сроки для проверочных мероприятий:
- внеплановой — не более 10 рабочих дней. Если проверяемые сведения секретны — не более 20 рабочих дней. При необходимости срок внеплановой проверки ФАС продлевают однократно не более чем на 10 рабочих дней, при условии, что общий период мероприятия не превышает границы 20-дневного срока (или 30-дневного, если закупка связана с секретностью);
- плановой — не более 20 рабочих дней. При необходимости могут увеличить однократно не более чем на 20 рабочих дней, так, чтобы период не выходил за границы 40-дневного срока. В п. 45 ПП 1576 указано, какие года проверяет ФАС, — последние три.
Как подготовиться к проверке
Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.
Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:
- Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
- Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
- Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
- Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.
Как ФАС проверяет закупки по 44-ФЗ
Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.
В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.
Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении. Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.
Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим — отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.
Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи.
Кстати, рекомендуем снять копии со всех документов, которые передаются проверяющим. В особенности тех, которые будут изъяты и отправлены в ФАС. Не секрет, что в государственных органах бумаги легко теряются.
Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста — он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.
При визите инспекторов ФАС или получении уведомлений о документальной ревизии, проверяемым желательно соблюдать несколько простых правил:
-
Обязательно проверить удостоверяющие документы сотрудников: соответствуют ли они данным в приказе, распоряжении о проверке. Также необходимо убедиться, что инспекторов как минимум двое. При обнаружении даже незначительных несоответствий в этих документах вы имеете право не пропустить явившихся сотрудников на свою территорию.
-
Оповестить руководителя, управляющий персонал и (если возможно) пригласить юриста для сопровождения проверяющих. Проверяемый вправе присутствовать при проведении проверки и получать от должностных лиц ФАС информацию по ее предмету.
-
Не препятствовать инспекторам в их действиях, предъявлять только то, о чем они просят, не предоставляя лишней информации.
-
При изъятии документов вначале рекомендуется снять с них копии, т. к. государственные органы нередко теряют предоставленные им документы, и составить акт приема-передачи.
-
Необходимо требовать составления подробного протокола совершаемых инспекторами действий, внимательно проверять составленные протоколы и акты, а также заявлять о своем согласии/несогласии с ними. Запись процесса проверки и следование приведенным рекомендациям поможет в будущем, если результаты проверки будет необходимо оспаривать в суде.
Внеплановая проверка ФАС
Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.
Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:
– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;
– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).
В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.
Проверки соблюдения антимонопольного законодательства в первую очередь затрагивают фирмы с доминирующим положением на рынке (ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ). Кроме того, ФАС может проверить, как фирма соблюдает запрет на недобросовестную конкуренцию, например, не распространяет ли ложных сведений о своих конкурентах, не разглашает ли чужую коммерческую тайну. Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 340.
Контролируя соблюдение законодательства о рекламе, ФАС проверит, является ли она добросовестной и достоверной, соответствует ли она требованиям, предъявляемым к рекламе конкретных видов продукции. При проведении таких проверок применяется Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 4 июня 2012 года № 360.
Когда все материалы собраны и проанализированы, инспекторы составляют в двух экземплярах акт проверки. В нем они опишут все нарушения или укажут на их отсутствие. В журнале проверок инспекторы должны сделать запись о проведенной проверке. Акт проверки вам вручат под расписку. Кроме того, инспекторы ФАС могут выдать предписание об устранении нарушений законодательства. Руководство проверяющих изучит материалы проверки и может поставить вопрос о возбуждении административного дела, которое будет рассмотрено в порядке, установленном КоАП РФ.
(в ред. Приказов ФАС РФ от 21.03.2013 N 175/13, от 17.11.2015 N 1104/15, от 09.12.2016 N 1737/16, от 30.05.2017 N 714/17)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.02.2010 N 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства» (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010 N 16935).
3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
И.Ю.АРТЕМЬЕВ
1.1. Государственная функция по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — государственная функция).
Внеплановые проверки ФАС России. Горячая линия VEGAS LEX
- Запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимых для проведения проверки;
- беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных (специализированных) площадок для получения документов и информации, необходимых для проверки, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя или его заместителя контрольного органа о проведении проверки;
- обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере закупок, рассматривать такие дела и принимать меры по их предотвращению;
- выдавать предписания.
А в случае выявления признаков факта совершения преступления должностные лица контрольного органа обязаны передать такую информацию в правоохранительные органы.
- представлять в контрольный орган, уполномоченным на осуществления контроля должностным лицам контрольного органа: документацию о закупке, заявки, протоколы, аудио-,видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации;
- представлять по требованию контрольного органа необходимые ему документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о закупках;
- исполнять в установленные сроки предписания;
- обеспечить должностным лицам беспрепятственный доступ в помещения и на территорию;
- обеспечить явку представителей.
Опубликовано постановление Правительства №1576 8 октября 2020г. и вступает в силу со дня опубликования.
Универсальный порядок проведения проверки ФАС утвержден Постановлением № 1576 от 01.10.2020. По правилам этого постановления, плановая проверка проводится антимонопольным органом конкретного региона, то есть управлением Федеральной антимонопольной службы субъекта РФ.
Проверки проводятся в отношении:
- организаций, которые выступают в роли заказчиков;
- контрактных служб, управляющих и закупочных комиссий организаций (и их членов);
- уполномоченных органов (учреждений) и специализированных организаций;
- торговых площадок (в т. ч. специализированных), Единые агрегаторы торговли (ЕАТ «Березка») в постановлении не указаны.
В рамках контрольных мероприятий вправе ли ФАС проверить муниципальные предприятия — да. В Единой информационной системе более 3700 записей о проверках этих организаций.
Контрольные мероприятия проводят в следующих формах:
- внеплановые и плановые проверки УФАС по закупкам, основанием для проведения которых служит информация о нарушении из различных источников (от жалобы до публикаций в СМИ). Это указано в п. 19 Постановления Правительства № 1576;
- документарные и выездные проверки антимонопольной службы.
При необходимости комиссия проводит заседание, на которое приглашают заявителя, ответчика и иные лица.
Для проведения контроля создают комиссию из сотрудников ведомства. Должности лиц, которые вправе входить в комиссию, указаны в Постановлении Правительства № 1576. К ним относятся разные группы персонала — от специалистов до руководителей.
Комиссию создают для каждой проверки отдельно или формируют постоянно действующий состав, который при необходимости меняют. В Постановлении № 1576 закреплено, как оформляются результаты проверок ФАС: актами, постановлениями и решениями уполномоченного органа.
Инструкция по проведению проверочных мероприятий:
- Регистрируют информацию о нарушении.
- Определяют подведомственность.
- Направляют уведомление заявителю и субъекту контроля.
- Проводят проверку, продлевают ее сроки (при необходимости).
- Оформляют результаты и вносят их в реестр проверок ФАС России.
Срок направления уведомлений о проведении проверок:
- внеплановой — в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о нарушении, это указано в п. 27 раздела V «Регламента внеплановой проверки ФАС 44-ФЗ» в Постановлении Правительства № 1576;
- плановой — за 5 рабочих дней до контрольного мероприятия.
Также Постановление № 1576 от 01.10.2020 устанавливает предельные сроки для проверочных мероприятий:
- внеплановой — не более 10 рабочих дней. Если проверяемые сведения секретны — не более 20 рабочих дней. При необходимости срок внеплановой проверки ФАС продлевают однократно не более чем на 10 рабочих дней, при условии, что общий период мероприятия не превышает границы 20-дневного срока (или 30-дневного, если закупка связана с секретностью);
- плановой — не более 20 рабочих дней. При необходимости могут увеличить однократно не более чем на 20 рабочих дней, так, чтобы период не выходил за границы 40-дневного срока. В п. 45 ПП 1576 указано, какие года проверяет ФАС, — последние три.
Прежде всего ФАС создает приказ о проведении. В документе отражаются наименование проверяемой организаций, а также цель и основания мероприятия.
После этого организациям направляются уведомления, содержащего требование о предоставлении необходимого пакета документов.
Ознакомиться с организациями, в отношении которых проводятся проверки ФАС на 2018 год,можно на официальном сайте антимонопольной службы.
Проводится комиссия. Руководитель проверяемой организации должен обеспечить условия для работы инспекции. Комиссия систематизирует выявленные нарушения путем составления акта. Документ с результатами направляется заказчику и публикуется в Единой информационной системе.
В ЕИС доступна система поиска с использованием различных критериев, в том числе по наименованию или ИНН организации (правила ведения реестра ПП, принятых по ним решениям, предписаниям утверждены постановлением от 27.10.2015 № 1148).
Наиболее распространенные штрафы ФАС:
Нарушение | Штраф для руководителя или ИП | Штраф для юридического лица |
Нарушение законодательства о рекламе | 4 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 500 000 рублей |
Проявление недобросовестной конкуренции | 12 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 50 000 рублей |
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом | 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет | 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей) |
Игнорирование предписания ФАС | 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет | 100 000 — 500 000 рублей |
Проверка ФАС состоит из следующих этапов:
- Выпуск приказа о плановой или внеплановой проверке и назначение ответственных лиц.
- Оповещение проверяемой компании.
- Подготовка к проверке.
- Выезд сотрудников ФАС на территорию проверяемого юрлица.
- Проведение проверочных мероприятий.
- Составление акта о проверке в двух экземплярах.
- Вынесение предписания по итогам проверки.
Приказ о проверке составляется в соответствии с и должен содержать следующие сведения:
- наименование отделения ФАС;
- ФИО должностных лиц и экспертов, назначенных на проведение проверки;
- реквизиты проверяемого юрлица;
- основания для проверки;
- цели и предмет проверки;
- даты начала и окончания проверки.
Осуществление контроля ложится на плечи Прокуратуры Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы. В ведение последней отдан непосредственный контроль за осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение действующего законодательства в сфере закупок. Такие полномочия ФАС регулируются сразу несколькими нормативными актами:
- Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд». В частности, в данном законе о возможности проведения проверок Федеральной антимонопольной службой говорится в статье 99. Статья 104 говорит о Реестре недобросовестных поставщиков, заполнение которого также относится к ведению Федеральной антимонопольной службы. Включение в указанный реестр исполнителей по контрактам осуществляется в случаях зафиксированного нарушения действующего законодательства в сфере закупок, а также условий того контракта, обязательства по которому были взяты на себя конкретным исполнителем, но не были реализованы;
- Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции». В данном законе проведению проверок посвящена статья 25.1, которая регламентирует порядок и основные правила проведения проверок сотрудниками Федеральной антимонопольной службы;
- Постановлением Правительства №331 от 30.06.2004, которое осуществило утверждение Положения о Федеральной антимонопольной службе, в частности, об основных направлениях деятельности данной службы;
- Постановлением Правительства №189 от 07.05.2004. В рамках данного Постановления происходит утверждение основных вопросов, которые рассматривают Федеральной антимонопольной службой.
Наиболее распространенные штрафы ФАС:
Нарушение | Штраф для руководителя или ИП | Штраф для юридического лица |
Нарушение законодательства о рекламе | 4 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 500 000 рублей |
Проявление недобросовестной конкуренции | 12 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 50 000 рублей |
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом | 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет | 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей) |
Игнорирование предписания ФАС | 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет | 100 000 — 500 000 рублей |
Права и обязанности проверяемого лица при внеплановой проверке ФАС
При внеплановой проверке ФАС проверяемое лицо имеет определенные права и обязанности. Важно знать свои права и выполнять обязанности, чтобы соблюдать законодательство и обеспечить справедливость процесса проверки.
Права проверяемого лица при внеплановой проверке ФАС включают:
1. | Право быть информированным о целях и основаниях проведения проверки. |
2. | Право на консультацию с юристом или представителем организации. |
3. | Право получать информацию о ходе проверки и ее результатах. |
4. | Право ознакомиться с документами, связанными с проверкой. |
5. | Право представлять документы и объяснения, касающиеся проверки. |
6. | Право на защиту своих прав и интересов в случае выявления нарушений. |
7. | Право обжаловать решение и действия проверяющего органа. |
Санкции, которые могут быть применены в результате внеплановой проверки ФАС
В результате проведения внеплановой проверки ФАС могут быть применены различные санкции, которые направлены на наказание нарушителей и восстановление порядка в сфере конкуренции.
Одной из основных санкций, которая может быть применена, является наложение административного штрафа. Размер штрафа зависит от тяжести нарушения и может составлять значительную сумму.
Кроме того, в результате проверки ФАС может быть принято решение о признании договора или соглашения недействительным. Это означает, что такие договоры становятся ничтожными и не имеют юридической силы.
В некоторых случаях ФАС может обратиться в суд с иском о запрещении деятельности нарушителя. Это означает, что нарушитель будет временно или полностью лишен возможности осуществлять определенную деятельность.
Дополнительными санкциями, которые могут быть применены, являются обязательство исправить нарушение, запрет на рекламу или продажу определенных товаров или услуг, а также обязательство компенсировать ущерб потребителю.
В целом, санкции, которые могут быть применены в результате внеплановой проверки ФАС, имеют целью защиту интересов потребителей и обеспечение справедливой конкуренции на рынке.