Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каком возрасте можно оформить ребенка в первую младшую группу детского сада?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать, что процесс поступления ребенка в детский сад регулируется сразу несколькими нормативами. Как и многие законодательные акты в нашей стране, они во многом противоречат друг другу. Наибольшее количество непониманий как у населения, так и у ответственных лиц, которыми являются заведующие ДОУ, вызывает пункт о том, с какого возраста берут в детский сад. Закон «Об образовании в Российской Федерации», в частности, его статья под номером 67, говорит, что допускается прием малышей от двух месяцев. Последняя редакция этого документа датирована декабрем 2015 года и по сей день в него не вносились правки.
Значит, по логике вещей, именно с этого возраста крох берут в детский сад. С какого возраста тогда записывать ребенка на очередь? Пожалуй, еще до его рождения (шутка)! Хотя все, кто уже начал подумывать о садике для своего малыша, наверняка успели столкнуться с тем, что мест в этих учреждениях катастрофически не хватает. В советское время большая их часть была упразднена за ненадобностью, однако когда демографическая ситуация в стране начала улучшаться, старые садики не открылись опять, да и новые строятся не так быстро и не в том количестве, как это необходимо. В итоге чиновники приняли потрясающее решение, по их мнению, помогающее разгрузить дошкольные учреждения, а именно – брать туда лишь тех малышей, которым уже исполнилось три года. Это решение подтверждается Указом президента №599 от седьмого мая 2012 года.
Скидки и компенсации на оплату
Теперь поговорим о том, сколько нужно платить за пребывание ребенка в детском саду. По состоянию на 2018 год родителям, чей малыш ходит в ясельную группу, придется ежемесячно делать платеж на сумму около 1200 рублей, на старших деток расходы будут немного меньше – 1100 рублей. При этом государство делает компенсации для родителей. Скидка зависит от многих факторов, например, количества детей в семье, уровня дохода родителей, наличия у них льгот и их места занятости. Минимальная компенсация на оплату детского сада составляет 20% от суммы платежа, максимум – это 70%. Также есть группа детей, которые могут посещать ДОУ на бесплатной основе – инвалиды и малыши, родители которых имеют инвалидность либо являются военнослужащими или сотрудниками образовательной системы.
Адаптация ребёнка должна быть постепенной
Лучше приурочить начало походов в ясли к теплому времени года, чтобы снизить риск заболеваний простудой. Не нужно сразу же оставлять кроху на весь день. Первое время ребёнок должен находиться в яслях 1-2 часа, это поможет ему привыкнуть к новому обществу без особого стресса. Через неделю, если все хорошо, ребёнок может оставаться в яслях до обеда. Еще через 1-2 недели можно забирать малыша сразу после тихого часа. Если ребёнок не капризничает утром во время сборов в ясли, не плачет по маме в течение дня, увлеченно играет с другими детьми, не рвется постоянно домой, то адаптацию можно считать успешно пройденной.
Ключевую роль в привыкании малыша к яслям играет воспитатель. Важно постоянно поддерживать с ним контакт. Нужно каждый день выяснять: как ребёнок себя ведет, ест, просится ли на горшок, взаимодействует с другими детьми. Отслеживая регулярно эти моменты, родители поймут, насколько малыш адаптировался в новой обстановке и готов ли он ходить в ясли на полный день.
Очень важно наблюдать за изменениями в поведении ребёнка. Если он плохо адаптируется и страдает в яслях, это проявится капризами, плохим сном, общей нервозностью. Родители не должны раздражаться и ругать малыша. Напротив, от них требуется помочь ребёнку привыкнуть к новой ситуации, обсуждать проблемы, разрешать брать в ясли любимую игрушку. Адаптационный период обычно длится около 2 месяцев, после чего ребёнок начинает положительно воспринимать ясли, заводит друзей и с удовольствием идет утром «на работу», как мама и папа.
Трудности для малышей разного возраста
Ранний ясельный возраст до одного года характерен менее выраженным внешне стрессом ребёнка при расставании с мамой. Малыш в этом возрасте порой спокойно общается с незнакомыми людьми, не очень привязан к своему дому, и адаптация к яслям пройдет менее болезненно. Однако такой маленький ребёнок, несмотря на внешнее спокойствие, может сильно переживать. Второй фактор: ребёнок не научен еще навыкам самообслуживания, поэтому его не следует оставлять надолго без попечения мамы или бабушки.
В возрасте от 1,5 до 2,5 лет у детей проявляется чувство собственности и способность явно выражать несогласие с изменениями. Особое значение приобретают родители, своя кроватка, стол, стульчик, любимые игрушки. При расставании с ними ребёнок испытывает эмоциональное напряжение, острое желание вернуться в свой привычный мир. Это выражается в капризах, плаче, агрессивном поведении, даже внезапном повышении температуры при сборах в ясли. Оторваться от мамы ребёнок категорически отказывается, он боится, что его оставят с чужими людьми навсегда. Такие ситуации требуют от родителей огромного терпения. Малыша надо спокойно убедить, что его любят и не бросят одного, завлечь новыми игрушками и интересными планами.
Трехлетний кроха, как правило, уже может сам умыться, одеться, воспользоваться горшком. Дети этого возраста уже подготовлены к совместным играм с другими малышами. Если ребёнок умеет говорить, посещение яслей ускорит его социализацию, повысит коммуникабельность. Психологи считают достижение 3-4 летнего возраста лучшим моментом для начала регулярного посещения яслей или детского сада.
Почему же именно трехлетие?
Три года — это не минимальный возраст зачисления: отправить в детское учреждение малыша можно и раньше. Но именно с трех лет у ребенка появляется необходимость в общении со сверстниками. Безусловно, не будем забывать об индивидуальном развитии каждого ребенка, ведь у некоторых такая потребность может появиться и в полтора года.
Трехлетие регламентировано и законом. В нем прописаны критерии, по которым определяют возможность приема ребенка в учреждение. В частности, зачисляют в детсады будущих воспитанников только в том случае, если они:
- умеют самостоятельно есть (пользоваться ложкой);
- просятся на горшок;
- могут умываться и вытираться полотенцем;
- играют без взрослых в течение пятнадцати минут.
Все эти навыки осваиваются с двух до трех лет. Кроме того, трехлетки лучше переносят инфекционные заболевания: в первые месяцы в группе иммунитет подвергается серьезной нагрузке, и родителям часто приходится оставаться на больничном.
Когда лучше отдать ребенка в детский сад
Одни родители с радостью приветствуют вхождение отпрыска в общество, а вторые вообще сомневаются в пользе групп раннего развития, яслей и остальных заведений, где придется оставить малыша на несколько часов или полный день. С другой стороны, не все избалованы бабушками, горящими желанием посвятить себя внукам, а необходимость зарабатывать и обеспечивать семью остается. Дилемма решается по-разному.
Особенность вхождения в коллектив заключается в слишком резкой смене графика и круга общения. Хорошо, если мама или папа смогут не работать или взять отпуск на 1-2 месяца, чтобы проводить с малышом больше времени и соблюдать принцип постепенности, когда ребенка сначала оставляют в группе на 1 час. Потом на 2 и так доводят до полного дня.
В этот момент могут участиться простуды и не все они будут вызваны инфекцией или вирусом. Возможны и психосоматические причины.
Возрастные особенности детей
Большинство дошкольных учреждений имеют право принять воспитанника с 1 года. Но чаще всего новички приходят во вторую младшую группу, с 3-4 лет, и этому есть логичное объяснение.
Крохи не стремятся к общению, им достаточно познания окружающего мира и надежных объятий родителей. У них пока нет желания расширять этот безопасный круг, малыши не испытывают потребности делиться и вообще воспринимают сверстников, как забавные игрушки.
К 3 годам приходит осознание себя как личности, появляются осознанные желания, понятие компромисса, постепенно возникает любопытство по отношению к одногодкам, попытки наладить диалог. Развивается речь, есть неплохой словарный запас, видна тяга к сюжетным играм.
Чем старше малыш, тем шире его интересы и сдерживать эти естественные порывы нельзя. Необходимо предоставить ему поле деятельности, развивающую среду и обычно это происходит к 3-4 годам. Этот промежуток считается самым удачным для адаптации к новым условиям.
Выяснив, с какого возраста берут в ясли детей, родители начинают искать ответ на другие вопросы. Среди них – режим дня дошкольного учреждения. Все сады и ясли начинают занятия с детьми с 08.00. Ребенка можно приводить и раньше к моменту открытия группы. Но воспитатели начинают заниматься с малышами не ранее 08.00. Как правило, все начинается с утренней зарядки продолжительностью не более 15 минут. Затем наступает время для завтрака.
С 09.00 до 09.30 – период для развивающих занятий. Дети занимаются музыкой, лепкой, рисованием, танцами, физкультурой. Для каждого из занятий предусмотрен конкретный день.
С 09.30 или 10.00 начинается прогулка на свежем воздухе, которая может длиться 1 или 1,5 часа в зависимости от погодных условий.
Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:
- Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
- Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
- Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.
Профилактика болезней
Предугадать, как отреагирует организм маленького человека на изменения, сложно, но болезни неминуемы. В силах родителей укрепить иммунитет ребенка, чтобы любые хвори протекали кратковременно и легко.
* Ввести в привычку пить ромашку на ночь. Это природный антисептик – самое мягкое средство очищения организма. Есть сезонные овощи и фрукты, зелень между приемами пищи, как отдельное блюдо. На дворе начало июня? Значит на столе абрикосы, черешня и клубника; июль – персики, сливы и так далее по календарю. Зимой – это замороженные ягоды (брусника, клюква, облепиха).
* Закаливать себя и ребенка обливанием. Есть научное название старинному обычаю — криотерапия. Не холод является причиной болезней, и даже не сквозняки, а боязнь холода. Начинают прививать привычку обливаться с прохладной воды, только ножки. Постепенно градус понижают и приучают обливаться с макушки (или с лица).
И все-таки такие вещи, как больничный, стоит обговорить с работодателем заблаговременно: можно ли вам спокойно «сидеть на больничном» с малышом или есть варианты выполнения работы дома. Чтобы в случае недомогания малыша не «стрессовать» ещё и из-за недовольства начальника.
Возрастные особенности
В каждом возрасте у малышей есть свои особенности, которые важно учитывать перед тем, как на весь день отдавать его под опеку чужого человека
- В год ребенок привязан к матери максимально.Многих малышей в этом возрасте кормят грудью не только на ночь, но и днем.
У карапуза появляются первые признаки самостоятельности – он пытается есть ложкой, сам одеваться, помогать маме подметать пол – при этом зачастую нетвердо держась на ногах и постоянно падая на попу.
В этом возрасте главное – не раздражаться, не кричать на ребенка и максимально большое время уделять для общения с ним – помогать собирать пирамидку, учить мыть ручки, причесываться, называть слова в книжках. - С двух до трех лет ребенок становится вполне самостоятельным. Большинство детей готовы на несколько часов остаться без мамы, под присмотром знакомого взрослого. Некоторые малыши уже нуждаются в общении со сверстниками – в три года эта потребность проявляется практически у всех детей. С ребенком нужно постоянно заниматься – он активный, деятельный.
- В четыре года, как бы ни старались родители занять малыша самостоятельно, он начинает скучать дома. В ДДУ четырехлетние дети адаптируются максимально быстро – обычно уже через день-два дети привыкают к группе и воспитателям и с радостью бегут утром в сад.
Возрастные особенности детей
Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.
- У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
- Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
- В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
- В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
- В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей?>>>);
Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
- К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.
Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.
Когда лучше отдать ребёнка в детский сад?
Этот вопрос решается индивидуально в каждой семье. Как правило, детей приводят в детский сад от одного годика до трёх лет, гораздо реже после четырёх лет. Запланировать посещение детского сада нужно так, чтоб у мамы была возможность не выходить на работу хотя бы пару месяцев. Нужен запас времени, на случай, если ребёнок начнёт болеть или плохо переносить сложный период адаптации. Возможно, первое время придётся дозировано посещать детский сад.
Важно правильно выбрать время года, чтобы сделать период адаптации более мягким. Сезоном повышенной заболеваемости считается период с октября по апрель, поэтому для начала посещения садика желательно выбрать другое время.
В ясли детишек принимают с одного года или полутора лет. Это очень рано и оправдать это можно только крайней необходимостью.
Отдавать ребёнка в сад лучше до 2,5 лет или уже после 3,5. Чтобы поход в сад не пришелся на кризис трёх лет. Когда ребёнок начинает осознавать, что он отдельная личность, но ещё так сильно привязан к родителям,
– Светлана Илюхина,
практикующий психолог.
Основной потребностью ребёнка до трёх лет является присутствие рядом мамы, тесное общение с ней. В этом возрасте у детей нет острой необходимости в общении со сверстниками. Если отдать ребёнка в садик до двух лет это не будет соответствовать его основной психологической потребности.
Поэтому, по мнению специалистов, самым оптимальным возрастом для того, чтобы отдать малыша в детский сад, является возраст после трёх лет. Только к этому периоду у ребёнка появляется интерес к другим детям и общению. К трём годам ребёнок уже полностью владеет навыками самообслуживания, контролирует физиологические потребности. С трёхлетнего возраста период адаптации проходит гораздо мягче.
Желательно не отдавать ребёнка в сад, когда в семье происходят какие-то изменения. Рождение детей, развод, переезд и т.д. Чтобы не перегружать нервную систему ребёнка,
– Светлана Илюхина,
практикующий психолог.
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.
Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.
Возрастные особенности
В каждом возрасте у малышей есть свои особенности, которые важно учитывать перед тем, как на весь день отдавать его под опеку чужого человека
- В год ребенок привязан к матери максимально.Многих малышей в этом возрасте кормят грудью не только на ночь, но и днем. У карапуза появляются первые признаки самостоятельности – он пытается есть ложкой, сам одеваться, помогать маме подметать пол – при этом зачастую нетвердо держась на ногах и постоянно падая на попу. В этом возрасте главное – не раздражаться, не кричать на ребенка и максимально большое время уделять для общения с ним – помогать собирать пирамидку, учить мыть ручки, причесываться, называть слова в книжках.
- С двух до трех лет ребенок становится вполне самостоятельным. Большинство детей готовы на несколько часов остаться без мамы, под присмотром знакомого взрослого. Некоторые малыши уже нуждаются в общении со сверстниками – в три года эта потребность проявляется практически у всех детей. С ребенком нужно постоянно заниматься – он активный, деятельный.
- В четыре года, как бы ни старались родители занять малыша самостоятельно, он начинает скучать дома. В ДДУ четырехлетние дети адаптируются максимально быстро – обычно уже через день-два дети привыкают к группе и воспитателям и с радостью бегут утром в сад.