Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что относится к обязанностям гражданина РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Сохранение природы и окружающей среды
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).
Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.
За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.
- Панов А.П. Система конституционных обязанностей граждан Российской Федерации // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов. 2008 г.
- Пашенцев Д.А. Права и обязанности в правовом статусе личности: проблемы взаимоотношений // Евразийский юридический журнал. 2008, N 3. С. 38, 40.
- Попова О.В. Основные аспекты взаимодействия национального и международного права в сфере исполнения судебных решений (на примере России и Великобритании) // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 5. С. 53 — 59.
- Попова О.В. Отдельные аспекты правового регулирования исполнения судебных решений в странах Евразийского экономического союза // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. N 1 (32). С. 19 — 22.
Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России
Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.
Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.
Виды конституционных обязанностей человека и гражданина
В конституционном праве различаются обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека имеют естественное происхождение и обусловлены становлением индивида как личности. Они возлагаются как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, обязанность заботиться о детях в равной мере касается всех родителей вне зависимости от их гражданства. Обязанности гражданина вытекают из наличия правовой связи индивида с государством, например, обязанность нести военную службу распространяется на граждан РФ. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу. Однако это не исключает их добровольного поступления на военную службу по контракту.
Главной обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Особое значение этой обязанности придает признание ее основой конституционного строя РФ. Данная обязанность включает в себя не только отказ от нарушения конституционных положений, но и активное содействие в их реализации.
В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:
• по рождению (филиация);
• в результате приема в гражданство (натурализация);
• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);
• в результате выбора гражданства (оптация).
При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.
В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.
В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:
• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;
• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;
• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».
Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).
Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:
• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);
• ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости – пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:
– наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;
– предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.
• обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);
• наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;
• отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);
• владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.
Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств – бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.
Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.
Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т. п.); различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т. п.) субъектами федерации не являются.
Состав Российской Федерации конституционно закреплен в ч. 1 ст. 65 Основного Закона, в которой поименованы все 89 ее субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Однако конституционно установленный состав федерации в России может быть изменен, и Конституция РФ предусматривает возможность такого изменения: а) в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации (возможность сецессии, т. е. выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации Конституция РФ в прямой постановке не допускает); б) в рамках существующих границ. В первом случае речь идет о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65). Изменение же состава Российской Федерации в существующих границах возможно в силу двух обстоятельств:
1) в связи с образованием в составе России нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65);
2) в связи с изменением статуса каким-либо субъектом. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ независимо от принадлежности к тому или иному виду равноправны, однако Основной Закон прямо предусматривает возможность изменения субъектом РФ своего статуса (ч. 5 ст. 66), следовательно, изменение статуса субъектом РФ влечет и изменение состава Российской Федерации при прежнем количественном наборе субъектов РФ.
Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принят Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ. В целях исключения правового вакуума соответствующий механизм должен быть закреплен, хотя возможность принятия в Российскую Федерацию нового субъекта представляется в целом гипотетической (схема 9). В то же время полностью исключать подобную ситуацию нельзя: интеграционные процессы с Беларусью, в частности, порождают в том числе предложение об объединении России и Беларуси в одно государство путем постепенного включения в состав России белорусских областей, начиная с восточных; высказывались просьбы, находящие поддержку среди ряда российских политиков, о присоединении к России Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Крыма и т. д.
Конституционные обязанности граждан в РФ: понятие, характеристика.
Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие — только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.
2. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.
3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.
4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002).
5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
6. Защита Отечества.
В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998). Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время — 24 месяца. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
7. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.
Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Статья 43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).
Конституционные права и обязанности человека и гражданина
Конституционные права и свободы
Конституционное право гражданина — предоставленная государством и закрепленная в его конституции возможность избирать вид и меру определенного поведения (действия или бездействия). Предоставленные человеку и гражданину права и свободы всегда означают для них: (1) возможность действовать, вести себя определенным образом; (2) возможность требовать определенных действий от обязанных лиц (государства, его органов, должностных лиц и т.д.); (3) возможность обращаться за защитой своих прав к соответствующим органам государства, органам местного самоуправления. Для того чтобы названные возможности реализовались, превратились в действительность, прежде всего необходима активная, целенаправленная деятельность человека как субъекта права, а также помощь в реализации прав и свобод в первую очередь со стороны государства. Не называя конкретных видов государственной поддержки прав и свобод, Конституция содержит следующую формулировку: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ч. 1 ст. 45). Кроме того, Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту нрав и свобод (ч. 1 ст. 46).
Как следует из названия гл. 2 Конституции России, законодатель оперирует двумя терминами — «права» и «свободы». Сходство между этими двумя понятиями проявляется в том, что и право и свобода есть возможность избирать вид и меру поведения, пользоваться социальными благами. С другой стороны, эти понятия различаются, поскольку право предполагает пользование чем-либо, право на получение какого-либо блага. Свобода же указывает на то, что человек независим от государства при пользовании ею. Что касается юридического значения, то понятия «права» и «свободы» в конституционном праве идентичны.
Конституционными правами и свободами в России обладают не только ее граждане, но и другие лица, находящиеся на ее территории: иностранцы, лица без гражданства, лица, получившие убежище, беженцы. Конституция РФ регулирует правовой статус человека и гражданина, используя при наделении правами разных категорий лиц выражения «каждый имеет право…», «каждому гарантируется…», «никто не может быть лишен права…». Этим она подчеркивает, что большое число прав и свобод являются исходными, они присущи всем людям, независимо от того, являются ли они гражданами государства, на территории которого проживают или находятся.
В то же время, декларируя некоторые права и свободы. Конституция РФ ставит обладание ими в зависимость от наличия российского гражданства: «граждане Российской Федерации имеют право…». В такой формулировке речь идет о возможности участия в решении государственных дел, в выборах общенационального парламента или президента страны, допуска к государственной службе и др., т.е. за терминологическим различием стоит различие в правовом статусе российских граждан и других лиц.
Основные права и свободы в советском праве рассматривались с классовых позиций, т.е. считалось, что они были завоеваны трудящимися в ходе классовой, социальной и национальной борьбы. В постсоветский период дорогу себе проложила концепция естественных прав и свобод человека, в соответствии с которой человек рождается свободным, равным в правах, а задача государства состоит в юридическом оформлении его прав, их охране и защите. Существуют и другие концепции прав и свобод человека, однако ни одна из них не объясняет природы всех прав и свобод человека.
Конституционные обязанности
Взаимоотношения государства и личности выражаются не только в правах и свободах, но и в обязанностях, которые государство возлагает на человека и гражданина. Понятие обязанности раскрывается через категорию правовой необходимости. Если право гражданина всегда означает для него возможность действовать так или иначе, то обязанность означает необходимость действовать именно так, как предписано нормой права.
Конституционные обязанности — это требуемые Конституцией Российской Федерации определенные виды и объем должного повеления человека. Посредством обязанностей правовой статус личности получает вполне завершенный вид, гармонично сочетая их с правами и свободами человека и гражданина.
В отличие от Конституций СССР и РСФСР действующая Конституция РФ демонстрирует демократичный подход к установлению обязанностей. Он характеризуется тем, что прежние конституции провозглашали равенство объемов прав и обязанностей. Считалось, что каждому праву корреспондирует соответствующая обязанность. Сейчас из 48 статей главы 2 обязанностям посвящены в лучшем случае семь статей — ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 43, ч. 3 ст. 44, ст. 57-59.
Закрепленные Конституцией РФ обязанности делятся на две группы. Первая группа — обязанности, установленные для всех лиц, находящихся на территории России (соблюдать Конституцию и федеральные законы, платить установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры). Вторую группу составляют обязанности, касающиеся только граждан Российской Федерации (защищать Отечество и нести военную службу в соответствии с законом).
При этом в Конституции обязанности закреплены по-разному, исходя из особенностей их реализации, характера общественных отношений, где они осуществляются и т.д. Некоторые обязанности, составляющие существенную основу деятельности общества и государства, сформулированы однозначно. Например, в соответствии с положениями ст. 57 «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», или «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15). Другие же сформулированы как право и соответствующая ему обязанность. Так, в ч. 2 ст. 38 закреплено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Некоторые обязанности сформулированы таким образом, ч то позволяют при наличии достаточных дня этого законных оснований осуществлять их на альтернативной основе (в частности, обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования, обязанность гражданина нести военную службу).
Исполнение обязанностей поддерживается авторитетом власти и может быть обеспечено различными средствами — от убеждения и воспитания чувства гражданского долга до принуждения в отношении тех, кто уклоняется от несения установленных государством обязанностей.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (7 класс)
Родителей с детьми связывает не только моральная, но и юридическая связь. Но так же случается, что данная связь может быть нарушена. Следствием этого являются «социальные сироты».
«Социальные сироты» – дети, которых родители отказались воспитывать, по отношению к которым не исполняют своих обязательств. Такие дети оказываются под защитой государства. А за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязательств родители могут быть лишены родительских прав.
Это прописано в Семейном кодексе, статье 69. Лишение родительских прав. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся под защитой государства. Закон в нашем государстве регулирует взаимоотношения детей и родителей. Дети гораздо больше нуждаются в защите, поэтому государством разработан комплекс мер по обеспечению детей, оставшихся без родителей.
Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными
Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.
Конституционные обязанности гражданина РФ: платить налоги — ежегодно родители платят налоги за приватизированное жилье, защищать Отечество — брат служил в армии, заботиться о нетрудоспособных старших — в нашей семье живет бабушка. Ей 80 лет, все члены семьи ухаживают за ней, сохранять и заботиться о природе России — мы в школе участвуем в субботниках по уборке территории, высаживали деревья в парке, сохранять культуру и историю России — в нашем городе есть музеи, где бережно сохраняют и изучают историю города и страны, у нас в школе есть музей истории Великой Отечественной войны, соблюдать законы, получить общее образование — все члены моей семьи получили общее образование. Потому что данные обязанности позволяют обеспечить некоторую стабильность и безопасность в обществе, хотя бы на минимальном уровне.
Личные права гражданина
Личные права составляют группу прав первого поколения. Их наличие определяет гражданина как автономное, независимое и свободное звено гражданского общества. Указанные права называют естественными, и они не могут ограничиваться государством.
Личные права гражданина РФ формируют гуманистический фундамент общества и включают в себя право:
- на жизнь, при котором подразумевается исключительность применения смертной казни;
- на достоинство личности, в частности, невозможность подвергаться пыткам и насилию;
- на личную неприкосновенность (жилища, частной жизни);
- на личную тайну (тайну переписки, разговоров, иных форм коммуникации);
- на свободное передвижение (право беспрепятственного выезда из страны);
- на определение национальной принадлежности, пользование родным языком и так далее.