Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия программы утилизации автомобилей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Утилизация ГАЗ в рамках государственной кампании, естественно, не способна полностью удовлетворить требования потребителей, иными словами, количество новых авто, доступных по этой программе, всё-таки ограничено. По этой причине стоит заранее просчитать варианты: проверить свою машину на соответствие условиям, выяснить количество доступных по скидке машин и сроки проведения акции. Дело в том, что выдача автомобилей по сертификатам действует не весь год, а только в течение нескольких месяцев (обычно трёх, апрель-июнь). Очередь на участие в программе утилизации лучше занять заранее, чтобы попасть в это окно.
Как утилизировать ГАЗ (Газель) по программе утилизации
Программа по утилизации транспортных средств стартовала только после того, как власти обсудили её с российскими автопредприятиями.
Суть всего этого заключается в том, что производители в некотором роде участвует в реализации государственной программы, но потом государство компенсирует им затраты из бюджета. Компенсации производятся в конце года, и в целом, при соблюдении регламента проведения мероприятия, никаких проблем не предвидится.
На сегодняшний день известно, что принять участие в программе хотят более 5000 человек – физических и юридических лиц. Обмен старых автомобилей на скидку для приобретения нового позволяет обновить автопарк Российской Федерации. Это в свою очередь сказывается на качестве дорог, причём, в лучшую сторону, поэтому смысл в продолжении программы, конечно, есть.
Программа утилизации основана на том, что на старую машину выдается сертификат соответствующий определённой денежной суммы, который можно использовать для приобретения нового автомобиля.
Приобрести новую машину можно в том же автосалоне, где пройдет утилизацию старая, но это не единственное место. Более того, есть возможность оформить кредит, только условием для его получения станет свидетельство о том, что старый автомобиль принимает участие в программе утилизации.
Ничего сложного в том, чтобы принять участие в программе, нет, и правила утилизации автомобилей в 2022 году в России не изменятся. На первом этапе состоится составление договора о покупке автомобиля. Затем нужно собрать документы для участия, утилизировать машину, и обязательно получить ответствующее свидетельство, которое подтвердит проведение данной манипуляции.
После этого остается получить сертификат, оплатить услуги дилера и выбрать новую машину. Скидка зависит от большого количества факторов, поэтому для каждого автомобиля она будет рассчитываться в индивидуальном порядке.
Нужно понимать тот факт, что услуги дилера придётся оплачивать самостоятельно, а они стоят совсем недёшево – в зависимости от региона сумма может достигать 10 000 рублей.
Точная цена на утилизацию авто в 2022 году в России или денежная компенсация (тут смотря как называть) зависит от того, какой автомобиль уходит в утиль. Если это легковая машина, то скидка может составить от 50 000 до 175 000 руб. На грузовики выделяется более широкий диапазон – до 350 000 руб., а на автобус – до 300 000 руб. Любые модели АвтоВАЗа получают автоматическую скидку – 50 000 рублей.
В чем суть Программы и как она действует
Утилизация автомобиля – это его разбор, сортировка материалов и их экологически безопасное уничтожение или переработка для повторного использования. Помимо благородной цели охраны природы, она позволяет собственнику освободиться от уплаты налога на транспортное средство, которое уже исчерпало основной ресурс.
Тем не менее, редкий владелец был заинтересован в уничтожении своего авто, пока Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации…» в 2010 году не была запущена Госпрограмма утилизации.
Участники программы получили возможность купить новый автомобиль со скидкой, сдав старый в утиль, а отечественные предприятия автомобилестроения – поддержку государства в реализации своей продукции: скидочный «купон» из государственного бюджета действовал только при приобретении авто российской сборки, обналичить его было нельзя.
Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
СПРАВКА: Первый запуск кампании не встретил ожидаемого отклика: цены на российские новинки стали расти, а покупатели отдавали предпочтение иномаркам с пробегом.
В 2011 году проект был приостановлен, а спустя 3 года, после регулировки ценовой политики производителей, утилизационная программа была успешно возобновлена и несколько раз продлевалась.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Необходимые документы
Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
- документ, подтверждающий право собственности на ТС;
- копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
- документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
- оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.
Плюсы и минусы утилизации транспортного средства
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.
К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.
К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.
Добровольная отчетность организаций. Расчет косвенных выбросов ПГ
Стоит отметить, что расчет парниковых газов по методическим указаниям приказа Минприроды РФ от 30.06.2015 № 300 содержит лишь информацию о прямых выбросах ПГ компании. Иными словами, сюда включены лишь выбросы ПГ от собственных источников организации.
Фактический объем выбросов организации оказывается на деле гораздо больше: кроме прямых выбросов у компании есть и косвенные, связанные со стадиями создания продукции и цепочками поставок.
Для обозначения диапазона процессов, которые вошли в оценку и расчет выбросов парниковых газов, используют понятие охват (scope).
- Прямые выбросы ПГ (Scope 1) — выбросы ПГ от собственных источников организации (т.е. от источников, которые принадлежат или контролируются организацией)
- Косвенные энергетические выбросы ПГ (Scope 2) — выбросы ПГ, связанные с потреблением организацией энергии из внешних источников;
- Прочие косвенные выбросы ПГ (Scope 3) — все остальные выбросы ПГ, которые так или иначе связаны с осуществлением организацией хозяйственной и иной деятельности.
Необходимые документы
Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
- документ, подтверждающий право собственности на ТС;
- копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
- документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
- оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.
Что такое утилизация автомобилей
Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.
Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.
Какие налоги нужно заплатить с утилизации физическому лицу?
Согласно п.37.1 статьи 217 Налогового Кодекса РФ не облагается НДФЛ размер частичной оплаты, произведенной за счет средств федерального бюджета при покупке нового авто. Данная льгота распространяется только на сделки в рамках госпрограммы утилизации старых автомобилей.
Если сдать ТС в утиль без участия в программе, передать для разбора либо продать по системе трейд-ин, придется заплатить НДФЛ. Но здесь важно учесть следующее:
- если продаваемая машина находилась в собственности меньше 3-х лет, ее владелец после продажи имеет право на имущественный вычет от суммы дохода в размере 250 тысяч рублей (пп.1 п.2 ст.220 НК РФ);
- если ТС было в собственности 3 года и дольше, то продажа такой машины освобождена от налогообложения вообще (п.17.1 ст.217 НК РФ).
Причем при реализации авто, которым владели свыше 3 лет, не придется даже сдавать декларацию 3-НДФЛ (п.17.1 ст.217 НК РФ). В случае владения продаваемым авто меньше трехлетнего срока, по факту его продажи (в любой форме) отчитываться обязательно. Исключение составляет государственная программа утилизации автомобилей (не трейд-ин): декларацию подавать не придется вообще, даже если ТС в собственности было менее 3 лет.
Межтопливная конкуренция и влияние на рынок МЭГ
Переизбыток СУГ может привести в России к изменению сырьевой корзины для пиролизов, основным продуктом которых пока остается нафта.
Так, из-за роста цены на прямогонный бензин, подобную замену на «Нижнекамскнефтехиме» весной произвел СИБУР. При этом получаемый в результате переработки этилен производители могут также переориентировать с выпуска полиэтилена на моноэтиленгликоль (МЭГ).
С учетом дешевизны СУГ нефтехимики в России загрузили ими пиролизы, что привело к повышенной выработке всей этиленовой цепочки. В сентябре «Коммерсантъ» приводил слова директора практики «Газ и химия» VYGON Consulting Дмитрия Акишина – эксперт говорил, что возможности по увеличению потребления СУГ в России практически исчерпаны: нефтехимия по максимуму загрузила пиролизы легким сырьем, а автотранспортный сектор и население объективно не могут обеспечить рост потребления СУГ.
Обилие дешевых СУГ на рынке и очередное обрушение цены на этот продукт осенью прямо повлияло на рынок МЭГ. Дешевое сырье снизило стоимость продуктов в последующих переделах: этилен – окись этилена – МЭГ. Следствием этого стало неожиданное снижение стоимости тонны МЭГ в разгар октябрьских продаж и фактически досрочное завершение сезона активных закупок. Подробнее о событиях на рынке МЭГ этой осенью читайте в этом материале.
Вместе с тем, у отраслевых экспертов есть предложения по балансировке рынка СУГ. Так, Дмитрий Акишин считает, что решение находится в производственном цикле переработки нефти и газа. Он поясняет, что газопереработчики сами могут регулировать уровень предложения, в том числе направляя излишки СУГ в газотранспортную систему (ГТС) «Газпрома». Такая практика не несет рисков для ГТС. Напротив, газ приобретает большую ценность за счет увеличения калорийности. Выбросы же загрязняющих веществ от объектов газопотребления будут гораздо меньше, чем при сжигании попутного газа на открытых факелах. Эксперт считает, что зимой возможности ГТС по приему СУГ меньше из-за высокой загрузки системы, но и спрос на СУГ в холодное время выше.
Для решения обозначенных стратегических задач, В. Путин дал ряд поручений:
- правительству РФ — продлить горизонт планирования Энергетической стратегии РФ до 2050 г., документ утвердить до 15 сентября 2022 г.,
- ускорить реализацию инфраструктурных проектов — железнодорожных, трубопроводных, портовых, которые в ближайшие годы позволят перенаправить поставки нефти и газа с Запада на перспективные рынки Юга и Востока,
- правительству РФ — к 1 июня 2022 г. разработать проект перспективного плана развития нефте- и газотранспортной системы России,
- расширить программу газификации регионов России, изменить подходы к ее реализации, чтобы распространить ее на максимальное количество субъектов Федерации, населенных пунктов и домовладений,
- проработать варианты консолидации спроса и ресурсов в нефтегазовой и нефтехимической промышленности, сформировать общие пакеты заказов на проектирование и изготовление необходимой продукции, техники и оборудования,
- правительству при участии бизнеса и Института нефтегазовых технологических инициатив — обеспечить переход от иностранных отраслевых систем стандартизации и сертификации в газовой и нефтехимической промышленности к отечественным системам до конца 2022 г.
Получить скидку на новую машину можно и без утилизации. Для этого достаточно прийти за покупкой в любой салон в Москве, работающий по программе trade-in, которая подразумевает скидку на новую машину при продаже автодилеру своей старой.
Чтобы автосалон принял машину в качестве оплаты, она должна соответствовать следующим критериям:
- быть исправной, допустимы лишь незначительные дефекты;
- принимаются только авто, не попадавшие в аварии, без следов ДТП. Повреждения, даже если был ремонт, существенно снизят компенсацию;
- чем старше машина, тем меньше выгода;
- автовладелец должен быть собственником продаваемой машины не менее полугода.
Сдать возможно как отечественную машину, так и иномарку, без каких-либо ограничений. Все бумаги и справки должны быть в наличии, а машина свободна от каких-либо обременений в виде залога или договора аренды. Чтобы дилер оценил машину по достоинству, следует навести лоск перед продажей, избавиться от мелких дефектов.
Можно ли восстановить машину из утиля и как поставить на учет?
Многие задаются вопросом, можно ли поставить на учет утилизированный автомобиль? Существует способ, как восстановить утилизированный автомобиль, который по документам был списан, и снова произвести постановку на учет автомобиля в ГИБДД. Исключение составляют те машины, за которые их владельцы получили денежную компенсацию по государственной программе утилизации.
Если же авто было утилизировано без покупки нового, то процедура обратима:
- нужно найти бывшего хозяина автомобиля, который указан в техпаспорте, и уговорить его, как восстановить авто в базе ГИБДД, так и переоформить на нового владельца;
- предыдущий автовладелец должен написать заявление в отделение ГИБДД, в котором была зарегистрирована машина, чтобы снова поставить ее на учёт. В заявлении необходимо указать номер автомобиля, марку, год выпуска, а также номер кузова и двигателя, приложить все документы на транспортное средство;
- затем сотрудник ГИБДД осматривает списанную в утиль машину. На территорию отделения ее нужно доставить на эвакуаторе. После успешного осмотра новому собственнику выдаются новые документы;
- также следует юридически грамотно оформить с бывшим владельцем договор купли-продажи автомобиля, чтобы владеть им на законных основаниях.
Необходимые документы
Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2023 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:
- Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
- Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
- Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
- Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).
Несмотря на то, что программа утилизации автомобиля получила широкое распространение, и ей воспользовалось огромное количество автовладельцев, в Трейд ин имеются определенные подводные камни, о которых следует знать.
Минусы:
- Главный минус такой сделки это узкий выбор моделей.
- Низкая стоимость по произведенной оценке (данный момент, как правило, возникает не по причине недоработки проекта, а из-за недобросовестного отношения работников к клиентам).
- Нередко возникают проблемы со сдачей транспортного средства имеющего значительный пробег, поврежденного в ДТП или имеющего серьезные поломки по иным причинам.
- Условия кредитования невыгодны.
Из комментариев тех, кто воспользовался программой, следует выделить следующие нюансы:
- Необходимость проведения ТО и независимой экспертизы по подтверждению состояния ТС, которое было описано в заключении, выданном в салоне.
- В статистике встречаются инциденты скручивания одометров, попытки автовладельцев сокрытия факта участия автомобиля в ДТП.
Trade-in: условия участия
Суть данного варианта получения скидки при приобретении транспортного средства такова: потенциальный покупатель производит обмен принадлежащей ему старой машины на новый автомобиль компании ГАЗ. Сумма скидки не может превышать установленных значений. Поэтому для начала следует самостоятельно определить стоимость старого транспортного средства – вполне возможно, что при продаже сторонним лицам получится выручить более весомые значения.
Принять участие в этой инициативе могут граждане Российской Федерации. При этом заявителям следует учитывать ряд требований:
- для обмена могут быть приняты только авто в полной комплектации;
- старое транспортное средство должно находиться в собственности покупателя шесть месяцев, как минимум;
- каких-либо ограничений, касающихся модели, марки или года производства, не предусмотрено;
- одна машина – одна покупка. Иначе говоря, не выйдет сдать сразу несколько автомобилей для получения большей скидки. Будет принято лишь одно транспортное средство.
Если в ходе проверки сотрудниками дилерского центра не было выявлено несоответствий условиям участия, то можно переходить к оформлению. Для этого придется позаботиться о сборе конкретных бумаг, а именно:
- удостоверение личности инициатора процедуры;
- паспорт транспортного средства;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- сервисная книжка или какой-либо иной документ, по которому можно судить о своевременном техническом обслуживании машины.
Также персоналом компании могут быть запрошены дополнительные документы. К примеру, справка о доходах или доверенность на совершение определенных действий – если покупатель действует через представителя.
Доступна ли субсидия от государства
До конца 2017 года за утилизацию можно было получить субсидию от государства на покупку нового авто. Но Минпромторг ее не продлил, отдав приоритет двум новым госпрограммам — Первый автомобиль и Семейный автомобиль. Поэтому начиная с 2018 года рассчитывать на госсубсидию больше не приходится. Утилизационные программы обновления и скидки теперь предлагают некоторые автопроизводители в рамках своих маркетинговых программ. Автовладельцам это не так выгодно по сравнению с тем, как было раньше — покупатель ранее не ограничивался маркой приобретаемого авто, важна была только российская сборка. Утилизационные программы производителей ограничивают выбор покупателя собственными марками машин. И так как такие программы представлены далеко не у всех, количество марок машин, за которые можно получить скидку, ограничивается.