КАК ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. ЗАЩИТА ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КАК ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. ЗАЩИТА ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страховку для работы на высоте нужно выбирать в зависимости от условий ее использования. На работоспособность изделия могут повлиять химреактивы, острые кромки строительных материалов и конструкций, абразивные вещества, УФ излучение.

На какой срок выдается страховочная привязь

При приемке средств индивидуальной защиты проводится осмотр на целостность элементов, только после этого их можно выдавать работникам для эксплуатации. Изготовители защитного снаряжения определяют, на какой срок выдается страховочная привязь работнику. Гарантированно снаряжение должно прослужить один год. После этого необходимо провести проверку его технического состояния. Каждый производитель снаряжения рекомендует свою методику проведения проверок защитных средств, но можно выделить основные этапы:

  • наличие и соответствие сертификатов, маркировки и инструкции по применению;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия;
  • проверка работы крепежных элементов.

Отсутствие сертификатов и бирок с маркировкой уже является основанием для запрета на ввод в эксплуатацию средств защиты.

Правила использования

Существуют строгие правила по использованию всех этих страховочных систем привязей. Они входят в общие правила по охране труда, четко регламентированы, и при их нарушении налагаются крупные штрафы.

Эти правила содержат такие пункты.

  1. Работы, проводимые на высоте более 1,8 м, считаются высотными и связаны с опасностью падения. Поэтому являются обязательными по снабжению спасательными средствами.
  2. К работе допускаются только лица, имеющие специальную подготовку и сертифицированное обучение.
  3. Страховочные системы обязательно систематически проверяются, периодичность проверок устанавливает производитель, а также он устанавливает срок годности и максимально возможный срок эксплуатации данного обмундирования.
  4. Запрещается использование отдельно монтажных поясов без остальных необходимых привязей, которые отвечают за страховку, позиционирование тела в воздухе, удержание, а также для положения сидя, для работы в колодцах, на крыше, в горах или в промышленном альпинизме и любых других видов привязей, которые требуются в данном виде работы. Без дополнительных лямок высотная работа опасна для жизни, повышается риск сломать себе позвоночник либо выпасть при резком рывке.
  5. Страховочная система обязательно должна включать анкерный механизм, все необходимые привязи, а также вся соединительно-амортизирующая подсистема, в состав которой входят такие детали, как стропы, всякого рода карабины, амортизаторы, канаты и ползунковые или втягивающие средства защиты. Это должно работать как единое целое.

Любая используемая привязь должна соответствовать ниже обозначенным требованиям:

  • обеспечить безопасность при остановке падения;
  • возможность надевания и регулирования привязи для подгонки по росту и размеру человека;
  • присутствие элементов для создания комфорта, таких как широкие кушаки или специальные приспособления для сидения;
  • наличие индикаторов срыва для своевременной утилизации, а также долговременной несъемной маркировки спасательной привязи.

В следующем видео рассказывается о спасательной привязи.

Транспортирование и хранение

Во время работы привязь системы должна быть отрегулирована, а ремни и лямки должны плотно прилегать к телу рабочего. Для удерживающих систем точкой закрепления карабина служит соединительный элемент — кольцо на ремне привязи. Для страховочных систем (систем с амортизатором) точкой закрепления служит опора (элемент конструкции), которая должна находиться выше рабочего и иметь прочность не менее 15 кН, для останова падения необходимо использовать предназначенные для этой цели крепежные элементы привязи. Закрепление карабина производится с учетом того, что свободное падение человека не должно составлять более 0,5 м. Расстояние от анкерной точки крепления стропа до поверхности земли (нижележащей конструкции) — не менее 7 м (минимальный зазор под пользователем). При проведении работ, даже в том случае, если закрепление производится за задний крепежный элемент, на переднем крепежном элементе страховочной привязи (в петлях элемента) должен быть установлен соединительный элемент класса Q или В по ГОСТ Р ЕН 362, запорный элемент должен быть зафиксирован. Не допускается производить закрепление карабином непосредственно за фал стропа после обхвата им опоры. При работах на железобетонных опорах следует обращать особое внимание на техническое состояние фала стропа в связи с повышенным его износом.

Еще почитать —> Оплата Монитора Косгу В 2021 Году

Работа на высоте всегда сопровождается риском падения. Поэтому рабочие и специалисты, занятые выполнением задач на кровле зданий, стенах и перекрытиях строительных объектов, опорах линий электропередач должны обеспечиваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Привязи делят на несколько видов в зависимости от их конструкции и назначения:

1. Страховочные.

Особенностью данных изделий является обязательное наличие наплечных и набедренных строп (лямок), плотно охватывающих тело. Крепление таких устройств к анкерной линии осуществляется только в одной точке, расположенной в районе груди или спины работника. Если предполагается такую привязь использовать для позиционирования, она дополняется широким ремнем с пряжкой и кушаком.

Читайте также:  Пошлина за развод в 2024 году через суд РБ

2. Удерживающие.

Главное предназначение этих привязей – ограничение зоны перемещения работника с целью не дать ему попасть в опасную зону. Страховка подобного вида состоит из ремня с кушаком и кольцом для крепления стропы.

3. Позиционирующие.

В своей конструкции позиционирующая привязь имеет страховочный ремень с пряжкой и прочным креплением к стропе. К особенностям этого СИЗ относят наличие нескольких точек крепления, позволяющим фиксировать работника в определенном положении.

4. Для положения сидя.

Если работник много времени проводит в подвешенном состоянии, для удобства привязь дополняют лавочкой или сиденьем. Данная конструкция может включать в свой состав лямки, опоясывающие тело.

5. Специализированные.

Иногда приходится выполнять работы на высоте в сложных условиях. В таком случае используются привязи, изготовленные специально для конкретных условий труда. Например, огнеупорные страховочные устройства или средства защиты, сделанные из материалов, стойких к повышенной влажности.

Как часто должны подвергаться полному осмотру СИЗ от падения с высоты?

Частота проведения полных осмотров определяется инструкцией производителя, как правило, промежуток между проверками не превышает 12 месяцев. Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования. Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.

При этом п.124 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.

Предэксплуатационная проверка, проводимая перед каждым использованием (в том числе и перед самым первым), включает в себя:

  • визуальную и тактильную проверку состояния и функциональности СИЗ;
  • внешний осмотр анкерных устройств на предмет отсутствия механических повреждений, следов коррозии и деформации;
  • проверку наличия маркировок и срока годности изделия.

Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в эксплуатационной документации (инструкции) на изделие.

Работа на высоте. Новые правила и изменения: как было и как стало

Новшество Ранее Стало
Назначение ответственного руководителя работ по наряду-допуску Мог не назначаться Назначается обязательно. Проводит целевой инструктаж с членами бригады
Сертификация систем обеспечения безопасности и спасения Подлежит обязательной сертификации на ТР ТС 019/2011 Сертификации подлежит анкерное устройство
Установлены требования к технологической карте Требования были только к ППР Установлены конкретные требования к ППР и ТК (пп. 36-42 новых правил)
Специализированный расчет в ППР или ТК Не требовался Нужно рассчитать исходя из приложения 11
Указание в наряде-допуске ссылок на ППР или ТК Не требовалось Следует или прописывать мероприятия, или сделать ссылку на ППР или ТК
Неблагоприятные климатические условия Работа при ветре более 15 м/с, при тумане, дожде, снеге, обледенении запрещалась Не запрещается, указываются меры безопасности в наряде-допуске, в таблице особые условия проведения работ
Работа с приставных лестниц с электро- и пневмоинструментом, работа над движущимися подвижными механизмами Работа запрещалась Не запрещается. Указываются меры безопасности в наряде-допуске, в таблице особые условия проведения работ
Указание опасных факторов Перечень был общим Теперь перечень указывается под конкретным видом работ
Леса Появилось дополнительное требование в месте подъема работников на леса и подмости указывать еще и места расположения анкерных линий, угол наклона лестниц лесов должен быть не более 75° к горизонтальной поверхности, а наклон трапа должен быть не более 1 к 3
Люльки Нельзя соединять 2 люльки в одну. Нельзя применять бочку с водой в качестве балласта. Допуск к лебедкам посторонних не разрешается. Нельзя использовать люльки при ветре более 10 м/с и при плохой видимости
Лестницы и стремянки Периодичность испытаний: 1 раз в 6 месяцев для деревянных и 1 раз в год для металлических лестниц. Нанести штамп с указанием номера, даты испытания и принадлежности к подразделению

Рейтинг 12 лучших страховочных привязей на 2021 год.

Название модели Точек крепления Вес привязи, кг Рейтинг Цена, ₽ Страна изготовитель
1. Delta Plus HAR24 4 1,7 9,9/10 9100 Франция – бренд Китай – производство
2. «Профи Универсал» «Венто» 5 1,57-1,7 9,9/10 6370 Россия
3. CAMP GOLDEN TOP PLUS L-XXL 0921112 5 2,1 9,8/10 14690 Италия – бренд Италия – производство
4. «Альфа 5.0» «Венто» 5 1,4 9,8/10 3179 Россия
5. Потенциал Премиум Фаст СП-10 yellow 5 1,9 9,6/10 5103 Россия
6. СПРУТ VPK-1 3 1,05 9,3/10 3980 Россия
7. «Высота 016» «Венто» 5 1,6 9,3/10 4274 Россия
8. ПРОГРЕСС СЕФЕТИ УС 2 ГЖ 3 2,23 9/10 1233 Россия
9. Зубр Профессионал 11593 4 2 8,8/10 4220 Россия
10. СПРУТ УСП II аАЖ, ПП 2 АЖ/строп/лента с амортизатором 3 1,8 8,7/10 980 Россия
11. Gigant УСП 2 Ж ук 4 1,1 8,6/10 1732 Россия
12. Gigant СП 1 1 0,5 8,5/10 641 Россия

Кто оценивает значимость дефектов СИЗ от падения с высоты?

В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.

Читайте также:  Налоги при оформлении договора дарения (дарственной)

По результатам осмотра обязательно заполняют соответствующие графы учётной карты СИЗ либо составляют отдельный формуляр. При этом п. 28 этих же правил возлагает ответственность на работника о своевременном уведомлении работодателя о неисправности выданного ему СИЗ. Поэтому работникам, выполняющим работы на высоте, также надлежит знать, что, как и когда проверять.

Какую информацию должна содержать бирка на страховочной привязи

Страховочная привязь — обязательная, согласно технике безопасности, защита при работе на высоте. Зачастую, несчастные случаи происходят из-за пренебрежительного отношения к средствам индивидуальной защиты. Оно может быть неправильно скомплектовано или не использоваться вовсе. Для предотвращения несчастных случаев и нарушений в эксплуатации страховочных привязей созданы различные проверки. Дата испытания изделия безопасности пишется на бирке, если оно полностью соответствует требованиям безопасности.

  • Дата изготовления. Каждое средство защиты имеет определённый срок годности.
  • Специальные знаки. Обычно, они указывают на необходимость изучения инструкции
  • Название фирмы изготовителя.
  • Имя поставщика и его адрес. В случае какого-либо брака, который привёл к несчастному случаю, все вопросы к поставщику.
  • Материал. Не каждый материал может соответствовать определённой работе
  • Номер модели

Если информация на бирке размазана, плохо видна, то средство индивидуальной защиты, в таком случае, запрещено использовать. Оно списывается. Бирка должна быть изготовлена заводским способом, а вся нанесённая информация чётко читаться и не смываться на протяжении всего срока эксплуатации.

Информация на бирке страховочной привязи должна быть хорошо видна. Поэтому информация наносится на бирку несмываемой краской. Сама бирка должна состоять из ткани с защищённым покрытием. Цвет краски, которой наносится информация, не должен сливаться с цветом строп и лямок на страховочной привязи. Он должен выделяться. Цвета, которые выделяются на тёмном фоне: белый. На светлом фоне: синий, зелёный, чёрный, красный.

Так, бирка должна быть яркой, с четко читающимися символами. Если буквы и цифры выглядят размазанными, их трудно различить – не берите такую привязь. Форма, расцветка, размер бирки роли не играет, главное, чтобы ее цвет не сливался с цветом самих ремней. Зная это, уважающие себя производители всегда используют контрастные оттенки. Так, если расцветка привязи светлая, бирка должна быть выполнена ярким цветом – черным, синим, красным. На темные ремни, напротив, наносится белая символика.

Страховочная привязь должна быть полностью укомплектована проверенными элементами. Поскольку от такого страховочного оснащения зависит здоровье и жизнь людей, производители обязаны гарантировать надежность своей продукции. Чтобы доказать это, каждая привязь принято жестко тестировать на прочность и безопасность. Если испытания прошли успешно, маркировка страховочной привязи расскажет об этом. Биркой производитель отмечает те защитные средства, которые действительно являются надежными.

Нет определенных правил относительно того, как должна выглядеть маркировка. Не существует единая бирка на страховочную привязь, образец не разработан. Поэтому она может составляться в произвольном порядке – главное, чтобы на ней были нанесены основные данные. А вот по поводу внешнего оформления бирки разработаны строгие рекомендации.

Именно такие данные должна содержать на страховочной привязи маркировка. Дата изготовления – важный момент, поскольку страховочное оборудование имеет срок службы, после истечения которого привязь применять нельзя. Что же касается материала, то он может различаться в зависимости от того, как и где должна использоваться привязь.

При любых высотных работах человеку необходима страховка. Это могут быть монтажные пояса либо страховочная привязь. Во втором случае подразумевается сложная ременная конструкция, не позволяющая работнику при падении получить травмы (они могут возникнуть от рывка при остановке). А насколько надежна такая система строп и креплений? Об этом расскажет бирка на страховочной привязи – своего рода технический паспорт оборудования. Если на привязи такая бирка отсутствует, сразу откажитесь от нее.

Информация, которую должна содержать бирка на страховочной привязи, наносится несмываемой краской на специальную ткань с защитным покрытием. Цвет краски не должен сливаться с основным цветом лямок и строп, а отчетливо выделяться на их фоне. Обычно берутся цвета, которые ярко выделяются на светлом фоне: черный, красный, синий, зеленый, а для темных бирок используется белый цвет краски.

Согласно правилам безопасности страховочная привязь – это обязательное средство индивидуальной защиты при работе на высоте. Очень часто причиной несчастного случая может стать неправильное ее использование, несоответствие, некомплектность или непригодность. Для предотвращения нарушений и контроля состояния страховочных привязей проводятся регулярные проверки. Если изделие полностью соответствует нормативным требованиям, то дата испытания фиксируется на бирке изготовителя, которая имеется на всех СИЗ.

  • название фирмы-производителя;
  • наименование поставщика, его адрес;
  • торговая марка или знак изготовителя;
  • номер строп согласно системе нумерации производителя;
  • идентификатор партии;
  • номер или наименование модели (типа);
  • вид материала, из которого изготовлены основные элементы;
  • пиктограммы или значки, указывающие на необходимость изучить инструкцию к применению;
  • дата изготовления защитного средства;
  • другие символы, обозначающие свойства или характеристики изделия.

Что касается формы бирок, то здесь нет четких требований. Они могут быть произвольной формы и это выбор дизайнеров – разработчиков конструкций страховочных привязей. Чтобы подчеркнуть фирменный стиль своего изделия, производители экспериментируют с формами и дизайном.

Читайте также:  Штраф за прицепное устройство легкового автомобиля в 2024 году

Средства индивидуальной защиты от падения с высоты были разработаны еще в Советском Союзе по требованию Минэнерго. Здесь были и страховочные привязи и различные пояса с предохранительной функцией – в общем все то, что могло понадобиться для осуществления электрификации различных объектов. Большое внимание уделялось не только разработке удобных и надежных конструкций, но и такому этапу, как испытание страховочных поясов. Только после того, как монтажный пояс или страховочный проходил полную проверку, его начинали использовать.

соответствовать требованиям стандартов и технических условий на пояса конкретных конструкций. Застежки должны быстро застегиваться и расстегиваться. Удобной должна быть и регулировка пояса. При подъеме и переноске тяжестей конструкция пояса должна предохранять мышцы спины от травм. Карабин для пояса должен выдерживать установленные расчетные нагрузки. Его оснащают специальным устройством, которое предохраняет зев карабина от случайного открытия. Для предотвращения падения человека с высоты некоторые виды поясов комплектуются амортизаторами. Вес безлямочного пояса не должен превышать 2,1 кг, лямочного — 3 кг. Температурные пределы использования поясов составляют от минус 40 до плюс 50 °С. Предохранительный пояс должен подвергаться периодическим статическим и динамическим испытаниям. (один раз в шесть месяцев и один раз в год – соответственно). Для этого специализированная лаборатория, из общей партии, случайным порядком отбирает образец пояса одной конструкции. Его проверяют на соответствие показателям стандарта и технических условий на пояса конкретных конструкций.

Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.

При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.

Стандартная конфигурация страховочной привязи

Независимо от конкретной модели страховочная привязь состоит из следующих базовых элементов и узлов:

  • плечевые лямки, расположенные на оптимальном друг от друга расстоянии во избежание травмирования шеи;
  • ножные лямки (обхваты) с эластичными комфортными накладками;
  • задние тяги для соединения плечевых и ножных лямок;
  • лямочный предохранительный пояс-кушак, дающий дополнительную поддержку спине и уменьшающий утомляемость человека;
  • текстильно-синтетические петли для карабинов и снаряжения;
  • несколько самоблокирующихся пряжек, не допускающих произвольного расстёгивания и ослабления ремней и лямок при эксплуатации – для регулирования плечевых и ножных лямок по длине, высоты спинной точки, объёма пояса.

Привязи различаются по своему предназначению: они могут страховать человека при неожиданном падении, предотвращать его падение, существуют и сидячие конструкции для выполнения длительных работ на высоте. В любом случае, конструкция страховочной привязи направлена на правильное и безопасное положение человека в рабочем пространстве при любых обстоятельствах. Цена конкретной модели определяется конфигурацией страховочной привязи, её функционалом и материалами исполнения.

Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.

При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.

Основной элемент удерживающей привязи – широкий пояс с пряжкой, позволяющей регулировать его размер, и подкладкой (кушаком). Пояс с помощью двух элементов крепления надежно соединяется со страховочным стропом. Также, удерживающая привязь может иметь в своем составе наплечные и набедренные лямки.

Привязи для положения сидя – это элементы, которые применяются для удобства работы в сидячей позиции в том числе в безопорном пространстве, а также для удобства работ в удерживающих системах с низкой точкой крепления. Такого рода привязи могут быть дополнены интегрированным сиденьем для более комфортной работы в режиме длительного зависания. Данная конструкция может иметь грудные лямки и быть частью страховочной привязи, но не является самостоятельным компонентом страховочной системы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *