Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности банкротства некоторых видов юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.
Этапы признания несостоятельности организации
Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:
Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:
- проверка финансового состояния;
- исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
- оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.
Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.
Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:
- выделение бюджетных средств;
- реструктуризация компании;
- изменения в структуре юридического лица;
- введение политики жесткой экономии.
В целях защиты интересов дольщиков, а также из-за специфики данной сферы деятельности, законодатель предусмотрел специальные правила.
Особенности:
- Для защиты прав пострадавших есть особый контролирующий орган — “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”. Среди его полномочий:
- инициировать процедуру без решения суда на руках;
- участвовать в судебных процессах;
- проводить аккредитацию арбитражных управляющих;
- в рамках судебного дела оспаривать сделки застройщика;
- делать выплаты гражданам из компенсационного фонда;
- участвовать в собраниях кредиторов.
- Ускоренный порядок рассмотрения дела: отсутствуют наблюдение, финансовое оздоровление.
- Сразу утверждается конкурсное производство сроком на один год с возможностью продления еще на шесть месяцев.
- Смысл перехода к конкурсному производству сводится к тому, что руководство компании-должника отстраняется от управления, а конкурсный управляющий оперативно старается сохранить текущее имущество, решает вопросы незавершенных объектов, формирует конкурсную массу.
- Повышенные требования к кандидатуре конкурсного управляющего;
- Досудебный порядок предъявления денежных требований к должнику, а также требований о включении в реестр требований о передаче жилых помещений:
- запросы направляются конкурсному управляющему;
- он рассматривает их в тридцатидневный срок;
- выносит решение о включении в реестр или об отказе во включении;
- на основании решения дольщик уже может подавать заявление в суд;
- Особый механизм финансирования для завершения строительства объектов;
- Рассмотрение дела может быть перенесено по месту нахождения объекта строительства или по месту жительства (нахождения) большинства дольщиков.
Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году
16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.
Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.
Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.
Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.
Это:
- пенсионеры,
- инвалиды,
- семьи с детьми,
- беременные женщины.
Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.
С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.
Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.
Сельскохозяйственные организации
Сельскохозяйственные организации — юридические лица, основной вид деятельности которых — производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Объем произведенной продукции не может быть менее 50% от общей суммы выручки.
Особенности:
- Минимальная сумма требований — 500 000 рублей;
- Срок задолженности — от трех месяцев с момента, когда обязательства должны были быть исполнены;
- Для планирования погашения задолженности в период наблюдения должны учитываться такие факторы, как:
- сезонность;
- влияние климатических условий;
- возможность погасить задолженность за счет доходов, которые будут получены после завершения текущего с/х сезона.
- Аналогичные условия применяются к рыболовецким артелям:
- выручка от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70% от общей суммы выручки;
- Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся на период до завершения сельскохозяйственного сезона с учетом срока на реализацию продукции;
- В случае ухудшения положения юр.лица из-за форс-мажора оздоровление или внешнее управление продлевается дополнительно на год. При этом потребуется откорректировать соответствующий график выплаты задолженности;
- При продаже имущества преимущественное право покупки предоставляется с/х предприятию, расположенному территориально рядом с должником. Это могут быть как юридические лица, так и фермерские хозяйства. Если же такие покупатели отсутствуют, то предпочтение отдается тем, кто расположен в той же местности или муниципальном образовании.
§ 2. Банкротство градообразующих организаций
Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:
Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:
- проверка финансового состояния;
- исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
- оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.
Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.
Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:
- выделение бюджетных средств;
- реструктуризация компании;
- изменения в структуре юридического лица;
- введение политики жесткой экономии.
Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.
В целях защиты интересов дольщиков, а также из-за специфики данной сферы деятельности, законодатель предусмотрел специальные правила.
Особенности:
- Для защиты прав пострадавших есть особый контролирующий орган — “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”. Среди его полномочий:
- инициировать процедуру без решения суда на руках;
- участвовать в судебных процессах;
- проводить аккредитацию арбитражных управляющих;
- в рамках судебного дела оспаривать сделки застройщика;
- делать выплаты гражданам из компенсационного фонда;
- участвовать в собраниях кредиторов.
- Ускоренный порядок рассмотрения дела: отсутствуют наблюдение, финансовое оздоровление.
- Сразу утверждается конкурсное производство сроком на один год с возможностью продления еще на шесть месяцев.
- Смысл перехода к конкурсному производству сводится к тому, что руководство компании-должника отстраняется от управления, а конкурсный управляющий оперативно старается сохранить текущее имущество, решает вопросы незавершенных объектов, формирует конкурсную массу.
- Повышенные требования к кандидатуре конкурсного управляющего;
- Досудебный порядок предъявления денежных требований к должнику, а также требований о включении в реестр требований о передаче жилых помещений:
- запросы направляются конкурсному управляющему;
- он рассматривает их в тридцатидневный срок;
- выносит решение о включении в реестр или об отказе во включении;
- на основании решения дольщик уже может подавать заявление в суд;
- Особый механизм финансирования для завершения строительства объектов;
- Рассмотрение дела может быть перенесено по месту нахождения объекта строительства или по месту жительства (нахождения) большинства дольщиков.
Несостоятельность застройщика — “больной” вопрос для тех, кто приобрел у этой компании жилье. Что делать дольщику, если застройщик обанкротился, как взыскать неустойку по ДДУ
Для правильного понимания частной ситуации, увы, общей информации недостаточно. Не лишним будет задать вопрос юристу во время юридической консультации. Благодаря помощи адвоката по банкротству можно спланировать свои действия наиболее эффективно, в рамках тех обстоятельств, с которыми столкнулась ваша компания.
Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.
- Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
- Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
- Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
- Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
- Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).
В Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)” законодатель дает следующее определение — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по своим денежным обязательствам.
Среди владельцев бизнеса распространено мнение, что банкротство равно завершению деятельности предприятия, процедура с негативным финалом, даже путают с ликвидацией. Как участник рыночных отношений, юридическое лицо производит определенные товары, работы или услуги. В случае возникновения условий, приводящих к введению процедуры банкротства, производство данных товаров, работ, услуг приостанавливается либо завершается полностью. В этом, безусловно, могут быть заинтересованы конкуренты, но здоровая конкуренция предполагает наличие противоборствующих сторон, а здесь одна полностью сходит с дистанции. Потери для региона нахождения компании будут существенные. Поэтому одна из целей — сохранение предприятия, восстановление его платежеспособности, избавление от долгов. В этой перспективе банкротство видится несколько в ином ключе. Фирмы получают возможность законным путем удовлетворить требования своих кредиторов и по завершении продолжить свою деятельность.
В реальности возможен вариант куда более привлекательный, чем закрытие фирмы. Предусмотрены инструменты, позволяющие вдохнуть новую жизнь в деятельность организации, меры по предотвращению критических ситуаций, помощь в преодолении тяжелых периодов с целью продолжить дальнейшую работу без задолженностей.
Закон регулирует:
- основания признания должника несостоятельным;
- порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства;
- порядок проведения процедур, применяемых в деле.
Что подразумевается под градообразующим предприятием
Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.
Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.
При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.
Причины банкротства больших компаний:
- искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
- падение спроса на выпускаемые товары;
- непродуманность финансовой политики правления предприятия.
Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):
- невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
- неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
- трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.
Что подразумевается под градообразующим предприятием
Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.
Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.
При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.
Причины банкротства больших компаний:
- искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
- падение спроса на выпускаемые товары;
- непродуманность финансовой политики правления предприятия.
Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):
- невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
- неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
- трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.
§ 2. Банкротство градообразующих организаций
Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:
Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:
- проверка финансового состояния;
- исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
- оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.
Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.
Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:
- выделение бюджетных средств;
- реструктуризация компании;
- изменения в структуре юридического лица;
- введение политики жесткой экономии.
Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.
В целях защиты интересов дольщиков, а также из-за специфики данной сферы деятельности, законодатель предусмотрел специальные правила.
Особенности:
- Для защиты прав пострадавших есть особый контролирующий орган — “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”. Среди его полномочий:
- инициировать процедуру без решения суда на руках;
- участвовать в судебных процессах;
- проводить аккредитацию арбитражных управляющих;
- в рамках судебного дела оспаривать сделки застройщика;
- делать выплаты гражданам из компенсационного фонда;
- участвовать в собраниях кредиторов.
- Ускоренный порядок рассмотрения дела: отсутствуют наблюдение, финансовое оздоровление.
- Сразу утверждается конкурсное производство сроком на один год с возможностью продления еще на шесть месяцев.
- Смысл перехода к конкурсному производству сводится к тому, что руководство компании-должника отстраняется от управления, а конкурсный управляющий оперативно старается сохранить текущее имущество, решает вопросы незавершенных объектов, формирует конкурсную массу.
- Повышенные требования к кандидатуре конкурсного управляющего;
- Досудебный порядок предъявления денежных требований к должнику, а также требований о включении в реестр требований о передаче жилых помещений:
- запросы направляются конкурсному управляющему;
- он рассматривает их в тридцатидневный срок;
- выносит решение о включении в реестр или об отказе во включении;
- на основании решения дольщик уже может подавать заявление в суд;
- Особый механизм финансирования для завершения строительства объектов;
- Рассмотрение дела может быть перенесено по месту нахождения объекта строительства или по месту жительства (нахождения) большинства дольщиков.
Банкротство градообразующих предприятий и организаций
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.
В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
В случае если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление при условии предоставления поручительства но обязательствам должника. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.
Орган, представивший поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Понятие и нюансы признания несостоятельности
В соответствии со ст. 169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:
- число сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;
- количество работников больше 5 тысяч.
Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.
Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:
- период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;
- в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.
Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.
Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:
- инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
- перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
- инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
- этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
- дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
- при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
- новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
- выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
- признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.
Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.
Этапы признания банкротства градообразующих организаций
Введение внешнего управления под поручительство. Суд вправе ввести внешнее управление в случае не принятия решения собранием кредиторов о введении внешнего управления, по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле федерального органа или органа субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника в лице их уполномоченных органов. В этом случае поручитель несет субсидиарную ответственность.
Применение организационно-распорядительных методов управления предшествует применению экономических методов, поскольку для того, чтобы использовать последние, нужно организационно сформировать объект управления и структуру управления. В процессе функционирования хозяйственной системы эти методы управления реализуются в форме организационно-распорядительного влияния субъекта управления на объект управления. Тесная связь этих методов позволяет осуществлять эффективное влияние управляющей подсистемы на подсистему, которой управляют.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (ст. 169 Закона о банкротстве).
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством (п.3 ст.173 закона). В случае их неисполнения может быть реализовано право кредиторов и уполномоченных органов на предъявление к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в установленном законодательством порядке, под которым понимаются прежде всего соответствующие нормы гражданского Федеральный закон «О несостоятельности законодательства и арбитражно-процессуального Федеральный закон «О несостоятельности законодательства.
Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, которые обладают 1/3 частью всех требований к должнику — градообразующей организации, может служить основанием для решения арбитражного суда о досрочном прекращении финансового оздоровления или внешнего управления и, соответственно, о признании градообразующей организации банкротом и открытии конкурсного производства. По мнению законодателя, необеспеченность поручительства именно в размере 1/3 части всех требований к должнику является достаточным основанием для принятия арбитражным судом соответствующего решения.
Полномочный исполнительный орган в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» способом. Так, например, сторонами может быть в т.ч. заключено соглашение сторон об отступном (ст. 409 ГК РФ), новация (ст. 414 ГК РФ) и т.д.
В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
В ходе осуществления процедур банкротства может быть осуществлена продажа предприятия, как на стадии финансового оздоровления и внешнего управления, так и уже после признания предприятия банкротом.
При этом необходимо учитывать, что при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу (п.2 ст.175 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).
Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлены дополнительные гарантии исполнения названных условий:
Договор купли-продажи в случае неисполнения таких условий покупателем в целях защиты социально-экономических интересов определенного населенного пункта или региона в целом подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации, т.е. органов, по ходатайству которых проводился конкурс.
В этом случае покупателю предприятия градообразующей организации за счет средств соответствующего бюджета возвращаются не только затраченные на покупку предприятия средства, но и осуществленные в этот период инвестиции, а предприятие градообразующей организации передается муниципальному образованию по месту нахождения этого предприятия.
В случае же если полномочными органами не было подано соответствующее ходатайство, то в таких случаях порядок и условия продажи предприятия градообразующей организации устанавливаются ст. 110, 111, 139 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», то есть по правилам продажи предприятия должника.
При продаже имущества должника, признанного банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс.
Если имущество должника не было продано, продажа имущества должника осуществляется по правилам, предусмотренным закона.
Инициатива в принятии решения об обязательной продаже может принадлежать Федеральному управлению, кредиторам, имеющим просроченные обязательства предприятия, прокурору, а также Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом или его территориальному агентству.
Правом участия в конкурсах или аукционах обладают любые физические и юридические лица (в том числе иностранные) лица, не являющиеся ограниченными лицами своевременно подавшие документы и внесение в установленном порядке залог (задаток) в размере 100 процентов от начальной цены предприятия. Обязательными условиями конкурсов являются: погашение не менее 20 процентов кредиторской задолженности предприятия; обязательства по реорганизации предприятия в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи. Так же в условия могут входить и сохранение деятельности предприятия, сохранение численности рабочих мест, объем инвестиций в предприятие. В соответствии с главой 8 закона «О несостоятельности (банкротстве)» градообразующие комплексы, численность работников которых с учетам членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта или численность работников превышает пять тысяч человек, всегда являются условия:
— сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи;
— обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников;
Если конкурс или аукцион по продаже предприятия признан несостоявшимся, либо результаты аннулированы, то имущество предприятия (активов) и долей (паев, акций) находящихся в государственной собственности продается по частям, с применением конкурса или аукциона.
Продажу предприятий, а также имущества (активов), долей (паев, активов) предприятий осуществляют соответствующие фонды имущества или уполномоченные ими лица.
По результатам продажи каждого имущесвтонного лота, между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи. Право собственности переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи. Договор, как говорилось выше, подлежит регистрации Российским фондом федерального имущества.
Элементы договора
Стороны договора продажи градообразующего предприятия – обычно граждане, коммерческие организации, государство.
1. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности». М., 1999- 152 С.
2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.-527 с.
3. Задорнов М.М. «Бюджет жесткий, но реальный»// Финансы.- 2002.- N 3с.3
4. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.-2002.- N 1 — с.6
5. Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2001. – 208 с.: ил.
6. Миловицина Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2005. – 208 с.: ил.
7. Ивантер А. «На пол пути к оживлению» // Эксперт – 2001. — №46.с.10
8. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.,
9. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.
10. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.», «Вопросы экономики» №2, 2000- 129 С.
11. Ковалев А.П. «Финансовый анализ» / М.: финансы и статистика, 2004- 84
12. Ковалев В.В. Финансы: Учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2001 – 256 С.
13. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2003 – 657 С.
14. Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001 – 450 С.
15. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. – М.: Главбух, 1998 – 210С.
16. Кондраков Я. П., Кондраков ИЛ. «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». — М., «Проспект» — 2001 -450 С..
17. Корчагина Л.М. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» // Бухгалтерский учет –2003г.-№10
18. Курс экономической теории / Под. ред. М.Н. Чупирина – Киров: «АСА», 2000. – 264 с.
19. М. И. Ходорович «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2004 -320 С.
20. Мураховская И. С. «Бухгалтерский учет и отчетность 2000». Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2000 – 870 С.
21. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 2002
22. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. – Киев, 2001.-249 с.
23. Пошерстняк Е.Б. «Кассовые операции». М., 2003 – 150 С.
24. Раицкий К.А. Экономика пердприятия. – М.: ЮНИТИ, 2004.-260 с.
25. Романовский М.В., Финансы предприятий: Учебник. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса»», 2000 – 220 С.
26. Сабанти Б.М. Теория финансов М.: Менеджер. 2000. -168 с.
27. Терехова Л.В. Управление финансами предприятия, — М.: 2000 – 651 С.
28. Токарев И.Н. «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях». М., «ИД ФБК Пресс», 2002 – 340 С.
29. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 2004 – 150 С.
30. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2003 – 514 с.
31. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробышева и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2002 – 250 с..
32. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа» / М.: ИНФРА, 2003 – 470 С.
33. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебное пособие. М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2000- 290 С.
Банкротство градообразующих организаций
Особенности банкротства градообразующих организаций устанавливаются исходя из необходимости предотвращения возможных негативных социальных последствий. Предусмотренные для таких организаций положения применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает 5 тыс.
человек.Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя.
Совокупная сумма долга в 2023 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п.
2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).На практике может возникнуть сложность с определением (для установления признаков градообразующей организации) численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. На мой взгляд, при ответе на данный вопрос актуально обратиться к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г.
№43
«Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности»
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. №43
«Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
в судебной практике» // Экспресс-Закон.
— 1999 г. -№ 37., в п.32 которого закреплено: для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, учету подлежат работники должника, постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица. При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места их проживания.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации. Учитывая значение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, прежде всего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местного самоуправления. Также к рассмотрению дела с участием градообразующей организации могут быть привлечены органы исполнительной власти .
Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п.1 ст.173 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве).
Поручительство, предоставляемое местными органами самоуправления или федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обязательствам должника, регулируется соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» достаточно подробно регламентирует осуществление внешнего управления (гл. 5), которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода (в отношении градообразующих организаций максимальный срок внешнего управления может достигать 10 лет).