Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая государственная поддержка может быть оказана малому и среднему бизнесу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноимённого приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.
Задачи национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, меняющих расчётно-кассовую технику.
- Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности предоставлять отчётность, а также оплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
- Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
- Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектов МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
- Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП.
- Повышение доступности финансирования микро- и малого бизнеса за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
- Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
- Обеспечение упрощённого доступа для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг.
- Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
- Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
- Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология.
- Модернизация системы поддержки экспортёров – субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
- Формирование положительного образа предпринимателя.
- Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.
Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП
Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.
Выделяются следующие виды помощи индивидуальным предпринимателям от государства в 2022 году и мер поддержки юрлицам:
- финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например по налогам;
- имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например в аренду;
- информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.
Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях санкций и возможного экономического кризиса.
Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:
- стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышение экономической активности;
- поощрение малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
- направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.
Как узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать ваша компания
Чтобы узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать конкретная фирма и как безвозмездно получить субсидию на бизнес от государства в 2022 году, необходимо обращаться за разъяснениями в профильные органы организации, работающие в регионе, где работает бизнес:
- в каждом регионе имеется центр развития и содействия предпринимательству. Такие центры ведут образовательную и консультационную деятельность, помогают в спорных вопросах и информируют о государственных программах и других возможностях получить финансирование деятельности;
- налоговые органы проконсультируют по проблемам налогообложения и налоговым каникулам;
- центр занятости — по вопросу субсидии на оформление бизнеса.
Малый бизнес в России статистика до 2017 года
Согласно, статистическим данным, в России функционирует 6 миллионов субъектов малого предпринимательства. Если в 2014 и 2015 году наблюдалось падение числа предприятий данного вида, то за 2016 год доля отечественного малого бизнеса выросла на 8,5 процентов. Это рост во многом обусловлен государственным субсидированием и выгодным режимом налогообложения.
Помимо господдержки увеличилось число фондов, инвестирующих в российские стартапы. В 2015 году инвестиции составили 13 млрд.руб, а в 2016 году 17 млрд.руб.
Санкции тоже сыграли довольно серьезную роль в изменении экономики России. Но введенные ограничения во многом способствовали развитию новых предприятий, которые сумели использовать принципы импортозамещения и нарастить производство
Самая главная проблема развития российского малого бизнеса
Всем известно, что после 2008 года развитие малого и среднего предпринимательства не только замедлилось, но и практически прекратилось. Бизнес оказался на грани выживания.
Кризис сильно изменил рынок. Возникли трудности с поиском клиентов, наращиванием продаж. Проблем добавляет сильная конкуренция. Немало предприятий находится на грани банкротства, некоторые же и вовсе закрываются. Особенно уязвимой оказалась розничная торговля.
Есть много причин того, что малый бизнес в нашей стране оказался в таком положении. Рассмотрим ключевую, являющуюся первоисточником всех остальных – «одноразовость» бизнеса.
Можно предположить, что если бизнес «одноразовый», то и клиенты тоже «одноразовые». Поэтому большинство компаний направляет все силы на поиск клиентов, а после заключения сделки забывает о них и ищет других.
Основной объем продаж таких фирм приходится на новых клиентов, хотя это и неправильно. Гораздо выгоднее разработать эффективную систему привлечения клиентов и их стимулирования на дальнейшее сотрудничество нежели постоянно искать новых клиентов.
Практика показывает, что лучше продать товар по более низкой цене постоянному клиенту, чем тратить деньги на поиск и убеждение в необходимости покупки нового. Имеющиеся клиенты знают вашу продукцию и относятся к ней с доверием, поэтому можно избежать расходов на рекламу.
Основные методы поддержки малого бизнеса
Экономические системы многих стран совершенно различны, однако, когда открывается предприятие малого бизнеса, то во многих случаях потребности одинаковы. Соответственно, помощь от государства и методы поддержки малого и среднего бизнеса похожи во всем мире. Перечислим самые распространенные механизмы:
- специальные налоговые режимы;
- доступ к государственному заказу;
- грантовая поддержка начинающих бизнесменов;
- снижение административных барьеров;
- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
- консультации;
- создание микрофинансовых организаций;
- поддержка лизинга;
- помощь в модернизации производства;
- создание промышленных парков, технопарков, кластеров;
- система гарантийного кредитования;
- поддержка субъектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность;
- поддержка субъектов, ориентированных на инновационную деятельность;
- поддержка субъектов, ориентированных на социальную деятельность.
Наиболее распространенными методами поддержки малого бизнеса являются льготы по налогообложению, облегчение доступа к государственному заказу, грантовая поддержка начинающему предпринимательству, помощь в модернизации производства.
Налоговые льготы как мера государственной поддержки
Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 477-ФЗ, если предприниматель зарегистрирован в первый раз, то до 31 декабря 2020 года ИП может применять нулевые налоговые ставки. Если предприниматель решит воспользоваться данной налоговой льготой, то необходимо проверить соответствие ряду условий:
- ИП должен работать по упрощенной системе налогообложения или по патенту;
- ИП должен работать в социальной или научной сфере либо заниматься производством;
- доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода.
Помимо налоговых каникул, существуют налоговые льготы. Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 27.01.2015 № 98р, предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предпринимателям, предоставляется:
- снижение ставки по УСН с 6% до 1%;
- расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, снижение ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%;
- патент для самозанятых граждан.
С 2016 по 2018 гг. для представителей МСП также действовали надзорные каникулы. То есть, если были допущены серьезные нарушения, в этот период их можно было исправить так, чтобы никто не заметил и не привлек к ответственности.
Государственная поддержка малого бизнеса
Малый и средний бизнес в России нуждается в поддержке на государственном уровне. Для этого были созданы специальные госпрограммы. Для малых предприятий разработана специальная система налогообложения УСН. С ее помощью предприниматель может выплачивать 6% от доходов или 15% от прибыли. Такая система намного выгодней ОСНО.
Государственная помощь малому и среднему бизнесу способствует сокращению убыточных предприятий, только за последние полгода показатель их уменьшился в 2,5 раза.
Для малых предприятий существуют специальные предложения по предоставлению кредитных денег. Ведь без дополнительных вливаний очень трудно развивать и расширять свое дело. Опытные предприниматели в кредитовании видят возможность расширения ассортимента или улучшении качества предоставляемых услуг. Ведь порой взять кредит намного проще, чем искать инвесторов, которые будут согласны вкладывать денежные средства в развитие малого бизнеса.
В банках разработано множество программ, с помощью которых предприниматель может без проблем взять кредит и по удобной ему схеме возвращать деньги. При этом, получить деньги можно не только на развитие уже действующей фирмы, но и на открытие нового бизнеса.
Для тех, кто только открывает свой бизнес, созданы специальные консультационные центры, которые находятся в центрах занятости, там же можно обучиться на курсах для малого бизнеса с видео уроками, а еще возместить потраченные средства на государственную регистрацию юридического лица. Подав на рассмотрение в центр занятости свой бизнес-план, при его утверждении вы получите субсидии на развитие бизнеса.
Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях
Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.
Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.
Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.
Коротко: проблемы и перспективы развития малого бизнеса
- В постпандемийный год компаниям стало проще, но риски остаются. Спрос на продукцию малого и среднего бизнеса не вернулся на прежние уровни, налоговая нагрузка растет, давление со стороны ФНС растет, специалистов не хватает. Бизнес старается выживать и вкладывать все деньги, чтобы остаться на рынке
- В таких условиях оценивать перспективы развития малого и среднего бизнеса — дело неблагодарное. Но если вы решили попробовать, то сначала смотрите на емкость рынка и на долю компании в ней. Затем посмотрите на жизнеспособность ниши, уровень конкуренции и положение компании. Возможно, бизнес ориентируется на узкий сегмент аудитории, у которой все хорошо
- Чтобы можно было нормально смотреть в завтрашний день, бизнес нуждается в государственной поддержке. Дело скорее не в деньгах — люди просто хотят, чтобы им не мешали работать. Если устранить административные барьеры и дискриминационные факторы, предприниматели справятся и без госкредитов. По крайней мере, они так думают
Проблемы и перспективы малого предпринимательства в России
Для малого предпринимательства в настоящее время требуется переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, политикой импортозамещения, государственным курсом на построение цифровой экономики.
Имеющиеся предпосылки на данный момент позитивно воздействует на малое предпринимательство в основных производственных сферах, это касается, в первую очередь, предприятий, занимающихся производством российских товаров для населения, а также оказанием услуг и выполнением работ.
Вместе с тем, было бы наивным считать, что малое предпринимательство может стать основой экономики страны: на то оно и малое, чтобы и вклад его в экономику был достаточно малым. Для крупных предприятий малый бизнес может выполнять функцию связующего звена, а для населения – функцию расширения ассортимента товаров, услуг, работ. Отрасли и сферы деятельности, в которых субъекты малого предпринимательства могут играть ключевую роль, определяются традиционными для данного сектора направлениями: производство товаров народного потребления широкого спроса, сфера услуг, торговля, общественное питание, пищевая промышленность.
Проблемы малого предпринимательства в России определяются факторами, которые затрудняют его развитие:
- наличие несоответствий в нормативно-правовом обеспечении деятельности субъектов малого предпринимательства;
- трудности в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
- слабая роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса в целом;
- низкая степень социально-экономической и организационной дифференциации в среде малых предприятий (создание типовых предприятий, производящих типовую продукцию и услуги);
- отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов, правового обеспечения, организации производства, деловой этики, ценообразования, маркетинга и т.д.
- как следствие, у начинающих предпринимателей низкий уровень финансовой и правовой грамотности, сложности с организацией управления, производства, что ведет к большим проблемам в бизнесе, замедлению развития малого предприятия, вплоть до разорения.
Решению данных проблем способствует государственная политика поддержки малого предпринимательства и стимулирования его развития. Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает в себя следующие направления: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, организационное, кадровое и консультационное обеспечение, отдельным направлением выделяется внешнеэкономическая деятельность.
Перспективы малого предпринимательства в России связаны со следующими направлениями:
- Организация новых проектов и малых предприятий по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в контексте реализации политики импортозамещения в России.
- Создание инновационных малых предприятий, ориентированных на IT-технологии, внедрение информационных технологий, разработок.
- Продолжение реализации планов по поддержке малого предпринимательства со стороны государства.
- Реализация целевого принципа содействия малому предпринимательству, ориентированного на экспорт продукции, на инновации, на социальную сферу, высокотехнологичную продукцию.
- Налоговые льготы для вновь создаваемых малых предприятий.
- Ликвидация административных барьеров, снижение количества проверок со стороны контролирующих органов, облегчающие работу малых предприятий в организационно-управленческом плане.
Конкретные направления реализации перспектив малого предпринимательства в современных условиях в России:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности;
- использование инновационного потенциала предприятия, владельца и работников, использование высокого профессионального уровня, образования и квалификации руководителей малых предприятий;
- адаптация малых предприятий к сложной экономической обстановке в короткие сроки в условиях отсутствия полной и достоверной информации о динамике конъюнктуры рынка;
- развитие кооперации с крупными предприятиями, различные варианты работы по выполнению отдельных работ для обеспечения бесперебойного функционирования крупной промышленности;
- развитие кооперации с другими малыми и средними предприятиями.
А сколько людей занято в малом и среднем бизнесе? Число работников малых предприятий — 10,8 млн чел., в том числе на микропредприятиях трудятся 4,4 млн. На средних предприятиях работают 1,6 млн чел. Индивидуальных предпринимателей — 5,6 млн чел., фактически действующих — 2,4 млн. Важно отметить, что если число малых предприятий (включая микропредприятия) в период с 2010 по 2014 годы росло, то за это же время число средних предприятий уменьшилось почти вдвое (с 25,2 тыс. до 13,7 тыс.). Отдельно стоит упомянуть и о значительном числе предприятий, которые фактически действуют, имеют работников, выплачивают им зарплаты, но нигде не зарегистрированы, не платят налогов и вообще формально не существуют. По оценке госпожи Голодец, на таких предприятиях занята почти половина трудоспособного населения — 38 млн человек, то есть почти в четыре раза больше, чем в «официальном» МСБ. По словам г-на Улюкаева, тех, кто ведет свое дело и не «легализуется», — 16 млн. Получается, что российский малый бизнес лишен развития, не существует поступательного движения от частного ремесленника к малому предприятию, от малого — к среднему и т.д. Причин этому, думаю, всего две — невозможность расти и нежелание расти.
Понятно, что государство время от времени вспоминает о необходимости развивать малый бизнес и предпринимает меры, направленные на его поддержку. Среди широко освещаемых инициатив — налоговые каникулы, трехлетний мораторий на плановые проверки, заморозка роста налогов в 2015–2018 годах. Однако при ближайшем рассмотрении становится не очень понятно, как эти инициативы помогут достичь заявленных целей. Налоговые каникулы, т.е. освобождение от уплаты налогов в первые два года существования, касаются лишь индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, научной или социальной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, применяющих УСН или действующих на основании патента, причем эти предприниматели должны быть зарегистрированы после вступления закона соответствующего субъекта РФ в силу, поскольку введение налоговых каникул целиком и полностью отдано в ведение субъектов РФ. Скорее всего, эта инициатива призвана «обелить» самозанятых граждан — целую армию парикмахеров, репетиторов, ремонтников, производителей различных товаров и т.п. Однако зачем нелегальному предпринимателю легализовываться? Что это принесет кроме издержек, проверок, необходимости составления отчетности? Такой бизнес, в общем, и бизнесом назвать нельзя — это скорее некий заработок, необходимый для выживания. И эти люди не ставят себе целей развития, увеличения капитализации, выхода на новые рынки и т.д. Соответственно, для легализации нужно придумать что-то другое. Понятно, что их расходы в любом случае вырастут.
Но что они получат взамен? Конечно, самый простой путь — поставить их всех перед выбором: либо «выходить из тени», либо готовиться к самым тяжелым последствиям — административному, налоговому и уголовному преследованию. Однако необходимо понимать, что какая-то часть таких предпринимателей не сможет нести дополнительные издержки, не захочет регистрироваться и свернет деятельность. Нужно очень хорошо представлять себе, сколько людей останется без работы, у скольких значительно упадут доходы, чтобы заранее понять — что же с ними делать? Иначе, учитывая масштабы теневой занятости, роста социальной напряженности не избежать. Также необходимо учесть, что зачастую «гаражная» экономика служит дополнительным источником доходов для местных чиновников и силовиков, — будут ли они всемерно способствовать легализации, лишая себя этого дохода? И как скажется увеличение числа соискателей работы на уровне зарплат в том или ином регионе? Как снижение доходов отразится на торговле? Одним словом, для решения проблемы нелегального предпринимательства налоговых каникул недостаточно. А ведь есть еще определенная рассогласованность, противоречивость действий — к примеру, повышение социальных взносов с ИП, вызвавшее в 2013-м прекращение легальной деятельности около полумиллиона предпринимателей (мы ведь не знаем, сколько из них и вправду перестали работать, а сколько продолжили работу уже без статуса ИП), увеличило недоверие к государству. Такая разнонаправленность сигналов предпринимательскому сообществу может весьма затруднить решение очень сложного вопроса легализации самозанятых граждан.
Лучшая помощь малому бизнесу — не мешать ему
Можно констатировать, что, несмотря на все усилия, помощь государства малому бизнесу явно недостаточна, а проблемы, характерные для МСБ, по сути, за тридцать лет остались теми же. И это неудивительно при подходе к решению любых проблем методом «дать им денег». Государство не должно и не может раздавать деньги всем подряд. Главная, по моему мнению, задача государства — устранить те самые причины, которые мешают развитию. Наиболее важный вопрос — это вопрос доверия. Действия государства никогда не должны расходиться с программами и заявлениями. Любые начинания должны сначала быть исследованы с точки зрения их воздействия на предпринимательскую среду в целом. Далее — защита прав предпринимателей, невозможность внесудебного изъятия собственности. Следующий шаг — ослабление административно-налоговой удавки, прекращение порочной практики определения рентабельности бизнеса исходя из потребностей государства по сбору налогов, исправление перекосов в налоговом законодательстве — сейчас выгоднее потреблять, а не производить, снижение налоговой нагрузки. Развитие конкуренции. Для легализации теневого малого бизнеса — не запугивание, а реальное мотивирование, причем не кратковременными льготами, а вполне реальными преимуществами легального существования. Конечно, все эти меры потребуют и времени, и значительных расходов, и скоординированных усилий различных ведомств. И результат таких мер не может быть получен незамедлительно. Но другого пути попросту нет.
Малый бизнес в России вполне может и должен стать опорой и локомотивом экономики. За тридцать лет своего существования он даже в неблагоприятных условиях продолжает жить. И только представьте себе, чего можно добиться, если перестать сдерживать его потенциал, создать наконец в России среду, когда предпринимательство будет развиваться не вопреки, а благодаря? Кстати, многие из этих вопросов нашли свое отражение в той самой Стратегии развития малого и среднего бизнеса. И это уже отрадно, поскольку увидеть, понять проблему — главное на пути ее решения.