Возраст, с которого наступает административная ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возраст, с которого наступает административная ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


И уголовная, и административная ответственность наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ соответственно). При этом в обоих случаях возраст учитывается на момент совершения преступления или правонарушения. Иными словами, если подросток совершил преступление или административное правонарушение до 16-летия, ответственности он не подлежит даже по достижении этого возраста.

Комментарии к ст. 2.3 КОАП РФ

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)).

Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, — ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).

Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

«Комендантский час» для подростков

Памятка

Закон Санкт‑Петербурга от 19.02.2014 №48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт‑Петербурге и внесении изменений в закон Санкт‑Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге»

Читайте также:  Льготы по потере кормильца, кроме пенсии

Почему возникла необходимость принять такой закон?

Закон был принят в целях защиты детей от опасных ситуаций, в которые они могут попасть, находясь в ночное время на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых.

Что такое «комендантский час»?

В Санкт‑Петербурге с 03.03.2014 года действует запрет прогулок по ночному городу для несовершеннолетних, то есть «комендантский час». Не допускается нахождение подростков в возрасте до 16 лет в ночное время с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая и с 23.00 до 06.00 часов в период с 1 июня по 31 августа без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих). Для подростков от 16 до 18 лет — с 23.00.

В качестве исключений выступают: новогодняя ночь, школьные выпускные и официальные праздники.

Почему ограничение установлено именно с это время, ведь преступление может быть совершено в любое время?

Статистика показывает, что большинство преступлений совершается, в основном, в ночное время. Ночью преступнику легче скрыться от задержания. Кроме того, свидетелей преступления ночью гораздо меньше, так как большинство граждан в это время находятся дома. А это значит, что шансов найти преступника и раскрыть преступление у сотрудников полиции меньше.

Согласитесь, что никакой ребенок не хочет оказаться ночью на улице один на один с преступником!

Что произойдет, если ребенок будет замечен ночью на улице без сопровождения взрослых, и кто может его задержать?

Любой взрослый, увидевший ребенка на улице без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в ночное время, должен сообщить об этом родителям ребенка (если знаком с ними) либо в полицию. Сотрудники полиции должны отвести ребенка домой. В случае, если это невозможно, и связаться с родителями не удалось, ребенка могут доставить в отделение полиции для того, чтобы обеспечить его безопасность до тех пор, пока не будут найдены его родители. За три часа (это максимально разрешённое время пребывания несовершеннолетнего в полиции) сотрудник полиции обязан установить место жительства подростка, а если это не удастся, передать ребенка сотрудникам социальных служб.

Как должен обращаться с подростком сотрудник полиции?

Сотрудник полиции вправе поинтересоваться, почему ты находишься на улице в ночное время без сопровождения взрослых, куда ты направляешься, как тебя зовут, где ты живешь, как связаться с твоими родителями. При этом сотрудники полиции должны быть вежливы: они обязаны представиться и доказать, что они действительно работают в полиции (предъявить служебное удостоверение). Если у тебя есть с собой телефон, ты можешь сам набрать номер телефона кого-то из своих родителей (законных представителей) и предложить сотруднику полиции поговорить с ними. Разговаривай с сотрудниками полиции спокойно, уверенно, вежливо, не пытайся убежать.

Какие последствия ночного задержания ребенка ожидают родителей?

Родители должны понимать, что несут полную ответственность за поведение своих детей, в том числе и за их нахождение без присмотра на улице в ночное время. Чтобы заставить родителей уделять больше внимания своим детям, в законе о «комендантском часе» предусмотрены штрафы. На первый раз нерадивых папу или маму предупредят, или накажут штрафом от 1000 до 3000 рублей. На второй раз им придётся выложить уже от 3000 до 5000 тысяч (ст.8-2 Закона Санкт‑Петербурга от 31 мая 2010г. №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге»).

ЗА РЕБЕНКА ОТВЕЧАЮТ ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ!

А как быть, если ребенок поздно возвращается, скажем, с тренировки или от репетитора?

В этом случае родители обязаны встречать ребенка или договориться, чтобы кто-то из взрослых, кому они доверяют, провожал его до дома.

Может ли несовершеннолетний гулять в ночное время с друзьями, которым уже исполнилось 18 лет?

Не может, потому что друзья не несут за него ответственность. Только родители (или законные представители) ответственны за ребенка.

Не нарушает ли этот закон права ребенка?

Конечно, не нарушает. Наоборот, этот закон стоит на защите детей от преступных действий других людей.

ИНЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

Кроме перечисленных есть и иные меры, применяемые к несовершеннолетним:

если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но еще не достиг возраста уголовной ответственности, либо осужден за совершение преступления средней тяжести и освобожден судом от наказания, он может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т.д.). В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Социальная роль административной ответственности

Невозможно переоценить социальную роль административной ответственности, так как она является чрезвычайно важной прежде всего потому, что возникает как правовое последствие недопустимой и ненадлежащей реализации отдельными гражданами и юридическими лицами своих прав и свобод, а также обязанностей в обществе Она включает не только ретроспективную ответственность (как следствие правонарушения), но и такой позитивный аспект, как определенный внутреннее состояние человека, его отношение к порученному делу, общества, своим поведением.

Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее (в известной мере условное) определение административная ответственность — это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности, проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния.

Административная ответственность не наступает:

  • В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Общественная польза намного превышает над вредом и действие, при этом условии, не является противоправным.
  • Если деяние влечет за собой наступление уголовной ответственности (например, физический ущерб).
  • В случае, если лицо не может отдавать отчет своим действиям вследствие того или иного болезненного состояния.
  • При недостижении правонарушителя возраста административной ответственности(шестнадцати лет).

К несовершеннолетним могут применяться дальнейшие меры воздействия:

  • Принуждение публично извиниться перед потерпевшим. Данная мера уместна, если правонарушение было незначительно и несовершеннолетний, который будет привлекаться по таким деяниям, полностью сожалеет и раскаивается. Извинение может быть принесено публично, на заседании комиссии либо при личном разговоре.
  • Вынесения предупреждения. Несовершеннолетнего в письменном виде предупреждают о всевозможных наказаниях в случае продолжении подобного поведения.
  • Вынесения выговора. Выговор может быть как обычным, так и строгим. Данное постановление отправляется по месту учебы или работы несовершеннолетнего. Действует на протяжении года, после чего снимается, в случае отсутствия продолжения неправомерного поведения.
  • Наложение штрафа. Этот вид воздействия используется только при условии, что подросток, которого будут привлекать к ответственности, получает собственную стипендию либо зарплату.
  • Возмещение принесенного ущерба. Опять же уместно относительно работающих несовершеннолетних и вдобавок, сумма конретного ущерба не должна превышать половины минимального оклада.
  • Установление над несовершеннолетним наблюдения родителей, трудового коллектива, общественной организации с их согласия.
  • Направление в ПТУ. Сама суровая мера. Задействуют её только при регулярных нарушениях правопорядка, когда прошлые меры не дали никакого результата. Также больные наркоманией подлежат направлению в специальные лечебные учреждения.Данное направление является принудительным, так как решение принимает только комиссия о делах несовершеннолетних. Подобные дела рассматриваются только с участием прокурора. Согласие родителей при этом не требуется.
Читайте также:  Алименты на ребенка. Как и сколько платят в 2023 году

Постановка на профилактический учет

За курение в общественных местах несовершеннолетнего могут поставить на учет в ПНД. Система работает следующим образом:

  1. В полиции составляется протокол о правонарушении.
  2. Протокол отправляют в ПНД, где он должен быть обработан в течение трех дней.
  3. Начальник ОВД или его заместитель принимают окончательное решение о целесообразности постановки на учет.

Постановка на учет – не самое приятное событие, которое влечет несколько довольно неприятных последствий:

  • данные о постановке на учет отправляются в образовательное заведение, где учится несовершеннолетний, а это может не лучшим образом сказаться на отношении одноклассников, учителей и руководства учебного заведения;
  • данные о постановке на учет заносятся в личное дело учащегося;
  • подростки, состоящие на учете, первыми попадают под подозрение в случае каких-либо происшествий в учебном заведении или в районе проживания;
  • информация передается в районный военный комиссариат, а это может стать причиной того, что в дальнейшем подросток не сможет отслужить в армии и получить военный билет;
  • факт постановки на учет может впоследствии стать причиной отказа при попытке поступить в престижный ВУЗ.

Обычно на первый раз подростку грозит только предупреждение, на учет ставят при неоднократных нарушениях закона.

Вопрос Ответ
По достижении какого возраста подросток будет нести административную ответственность? Этот вопрос интересует многих родителей, запрашивающих юридическую консультацию по причине совершения их ребенком административного деяния. Большинство ошибочно думает, что несовершеннолетний ребенок ни за какое преступление к ответственности не привлекается. Однако законом установлено, что отвечать в административном плане будет подросток от 16 лет. Следовательно, если ребенок достиг названного возраста и нарушил нормы административного плана, ему необходимо будет ответить за содеянное.
Что делать, если ребенок не может отдать себе полный отчет относительно поступка, если имеет психическую болезнь? Необходимо взять справку у врача, если ребенок находится на постоянном учете у психиатра.
Разрешается ли привлечение подростка к рассматриваемому нами виду ответственности, если он был в пьяном виде в общественном месте, и при этом ему не исполнилось 16? Очевидно, это упущение родителей, которые в силу занятости или других причин не способны следить за действиями своего ребенка. Однако его не привлекут к ответственности, т.к. ему меньше 16 лет.

Чтобы ребенок вырос достойной личностью и соблюдал установленные нормы закона, ему следует показывать пример взрослых – родителей или родственников. Ведь для детей именно взрослые являются главным авторитетом.

Что касается административной ответственности, родители будут отвечать за деяния своих детей до момента достижения ими 16 лет. Ведь именно родители (или законные представители) должны научить ребенка правильно себя вести, рассказать об административных нормах.

Дети не должны распивать алкоголь посреди улицы, курить – и тем более, родители и другие родственники не должны этого делать у них на глазах. Отметим, что вместо административной ответственности комиссия по делам несовершеннолетних может провести с ребенком профилактическую беседу или предложить ему компенсировать нанесенный ущерб. Но лучше всего, разумеется, не допускать никаких поводов для привлечения ребенка к административной ответственности.

За вождение без прав отвечать будут родители несовершеннолетнего правонарушителя

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)).

Административное правонарушение — это действия, несущие угрозу для окружающих. Подростки чаще всего совершают следующие проступки:

  • мелкие кражи (например, украли бутылку пива из магазина);
  • акты хулиганства (разбили лампочку в подъезде, разрисовали стены и т.п.);
  • распитие алкогольных напитков в публичном месте;
  • прогулки по улицам города в пьяном виде;
  • громкая нецензурная брань в общественном месте;
  • драки и потасовки.

Административный проступок — это незначительное нарушение против общественного порядка.

Доказательствами являются те или иные факты, которые что-либо доказывают или же наоборот, опровергают. Наличие или отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица события правонарушения определяет должностное лицо или судья по данным, которые находятся в деле. Эти данные устанавливаются протоколом, объяснением привлекаемого к ответственности лица, показаниями специальных технических средств или свидетелей, а также заключением эксперта.

Административная ответственность для подростков наступает за:

  • распитие алкогольных напитков, употребление наркотических средств и психотропных веществ;

  • появление в общественных местах в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического);

  • за мелкое хулиганство (например, выкрикивание нецензурных выражений в общественных местах);

  • нарушение правил дорожного движения (к примеру, переход дороги в неположенном месте);

  • повреждение транспортных средств;

  • жестокое обращение с животными;

  • нарушение пограничного режима;

  • нарушение правил обращения с оружием и так далее.

Что касается последнего пункта, то подросткам до 18 лет разрешение на оружие, конечно, не выдается, а значит, и перевозить его они тоже не имеют права.

Читайте также:  Земельный участок для ведения дачного хозяйства

Как было показано в предыдущем параграфе, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХявляется составной частью общего института административной ответственности. Видимо, исходя из этого положения, действующий КоАП РФ в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Меры воздействия к несовершеннолетним

Основной смысл любого наказания, которое назначается судами или другими уполномоченными на то органами — перевоспитание правонарушителя. Для дел, связанных с подростками — это особенно значимо. Воспитательные меры, избираемыми комиссией, могут быть следующего порядка:

  • наложение административного штрафа, который предусмотрен соответствующей статьей КоАП. Распространяется только на официально работающих подростков;
  • обязать компенсировать весть причиненный ущерб. Это возможно сделать как денежной выплатой, так и восстановить разрушенное своим трудом. Для выплаты у подростка должен быть доход, такой как стипендия или другое пособие;
  • объявление выговора с информированием о таковом учебного учреждения, в котором обучается несовершеннолетний, либо его места работы;
  • выносится предупреждение. Это письменный документ, который вручается подростку без дальнейших последствий;
  • обязать принести извинения пострадавшей стороне (если такая имеется). Это может быть сделано любым способом, включая публичный. Актуально только для дел, в которых наблюдается полное раскаяние правонарушителя;
  • передача несовершеннолетнего под надзор общественной или государственной, религиозной организации. Целью такого действия также является перевоспитание;
  • отправка ребенка в т.н. спецшколу, на деле — закрытое ПТУ, которое заменяет собой общеобразовательною школу для трудных подростков, по достижении ими 15 лет. Самое суровое наказание, практически не применяющееся. Может быть вынесено условно.

Нужно также отметить, что для правонарушений, которые были совершены с применением различных вещей, как то, громкоговорители, самодельное примитивное оружие, компьютерная техника и т.д. — эти вещи будут изъяты у подростка.

Для несовершеннолетних, которые нарушили закон в сфере административной ответственности, могут применяться следующие наказания:

  1. Принуждение принесения публичных извинений потерпевшему. Такой способ используется, если нарушение незначительное, а виновный раскаивается и очень сожалеет.
  2. Предупреждение. Его выписывают в письменном виде и вручают нарушителю. В уведомлении четко расписывают последствия повторного нарушения.
  3. Выговор. Он бывает строгим или обычным. Постановление о выговоре отправляется по месту обучения. Срок его действия 1 год, если за этот период других проступков не было, то оно снимается.
  4. Штраф. Эта мера наказания может быть назначена, если подросток получает стипендию, зарплату. К финансовому наказанию также можно отнести возмещение ущерба. Причем сумма ежемесячных выплат в пользу потерпевшего не должна быть больше 50% от оклада (стипендии, зарплаты).
  5. Установление наблюдения старших людей. Ними могут быть родители, учителя, трудовой коллектив и даже общественные организации.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

В соответствии со статьей 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности:

1) дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2 КоАП РФ).

В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (гл. 12КоАП РФ), а также правонарушений, предусмотренныхст. 11.18КоАП РФ, дела указанной категории могут быть рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав лишь постольку, поскольку орган или должностное лицо передает (в установленном порядке) дело об административном правонарушении указанным комиссиям.

2) при совершении правонарушения, связанного с распитием пива, напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной, спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, в возрасте до шестнадцати лет, ответственность за действия несовершеннолетнего несут его законные представители.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст.32.2 КоАП РФ).

Кроме того, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим возраста 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9КоАП РФ).

4) Часть 2 ст. 2.3. КоАП РФ предусматривает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

5) несовершеннолетие является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2КоАП РФ).

Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе.

Порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних аналогичен с рассмотрением дела совершеннолетних, однако, включает в себя ряд особенностей.

Так, материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям.

При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений.

Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. В рассмотрении дела участвует прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ).

Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений.

Какое наказания предусмотрены для малолетних за административное правонарушение

В отдельных случаях решение о мере привлечения к админ. ответственности может быть принято, даже если ребенку только 14 лет. Обычно речь идет о том, что есть необходимость отправить малолетнего нарушителя в колонию на принудительное исправление.

Данная мера ответственности допустима лишь при злостных и систематических административных нарушениях. Когда ребенок постоянно нарушает закон, это говорит об очевидном пренебрежении к действующим нормам, а значит, юный гражданин нуждается в исправлении.

Аналогичным образом обстоит вопрос с наркоманами, которые могут быть направлены в лечебное заведение на принудительное лечение даже без согласия родителей. После прохождения исправления или курса реабилитации для подростка устанавливается испытательный срок в год, в течение которого несовершеннолетнего регулярно проверяют.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *