Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль коллективных договоров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами – и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.
Как работодатель может обманывать работника
Но важно и то, чтобы работник сам о себе позаботился, мог постоять за себя и добиться того, что ему положено.
Вот наиболее часто встречаемые нарушения со стороны работодателей:
- работа, предусмотренная трудовым договором, не предоставляется;
- вменение обязанностей и работ, не предусмотренных заключенным трудовым договором;
- незаконное изменение даты и формы выплаты зарплаты;
- незаконное удержание части заработной платы;
- несоответствующая организация трудового процесса;
- противозаконное использование времени отдыха в целях продолжения трудового процесса;
- отказ от предоставления отпусков;
- отказ от оплаты часов сверхурочной работы.
Любое нарушение коллективного либо трудового договора считается незаконным.
Информация о выполнении коллективного договора (аналитическая справка)
В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц. партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора. Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства.
Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.
Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении.
Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора. Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц. партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок. За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.
Что может и должен регулировать колдоговор
Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:
- оплата труда – ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
- система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
- продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
- пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
- обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
- ответственность работников и нанимателя;
- охрана здоровья работающих на предприятии;
- как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.
Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).
Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Коллективный договор как форма взаимодействия работодателя с трудовым коллективом в интересах компании
В начале 1930-х гг. в рамках дискуссии А. Берле и М. Додда появилось новое понимание роли менеджмента в корпорации, из которого позднее сформировалась теория стейкхолдеров. Если А. Берле полагал, что менеджмент корпораций должен заботиться только о богатстве акционеров, то М. Додд считал, что в действительности цели корпорации включают также обеспечение безопасных рабочих мест для наемных работников, лучшее качество продукции для потребителей, а также повышение вклада в благосостояние местного сообщества.
Развивая идею существования заинтересованных сторон, Г. Саймон в 1952 году опубликовал свои исследования модели «поощрение-вклад» (inducements-contributions model) как логической основы формирования организаций. Согласно этой модели каждому из потенциальных участников организации (предпринимателю, наемному работнику, потребителю) предлагается за вступление в нее некоторое поощрение (выручка от продаж, заработная плата, приобретаемые блага и услуги), в обмен на соответствующий вклад в функционирование организации (усилия по организации производства и управления, трудовые затраты, плата за покупки).
В 1984 году Р. Фриман сформулировал теорию стейкхолдеров (Freeman R.E. 1984, Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman.) и эта теория стала одной из концепций в современной этике бизнеса. Теория стейкхолдеров, после 2000 года активно изучаемая и развиваемая российскими исследователями, легла в основу идеологической базы концепции корпоративной социальной ответственности, активно пропагандируемой в России, а потому способной серьезно повлиять на поведение отечественного бизнеса, а принятый в 2002 году Трудовой кодекс Российской Федерации в своих законоположениях облачил в правовую форму некоторые позиции этой теории.
В Российском законодательстве не применяется термин стейкхолдер, но стороны социального партнерства в терминологии российского трудового законодательства очевидно являются заинтересованными, причастными сторонами из теории стейкхолдеров. Любой работник заинтересован в своей заработной плате и премиях, возможностях кадрового роста, условиях, на которых он нанят, социальных гарантиях, включая медицинскую страховку. Еще один важный интерес: уровень полномочий и ответственности, а также уровень удовлетворенности своей работой. Высшее руководство компании, как впрочем и любые работники, заинтересованы в своей заработной плате, бонусах и премиях. Немаловажно для них и такое нефинансовое понятие как статус. Занимая высокую должность, менеджер приобретает вес в обществе и в своих собственных глазах. Помимо этого, любого менеджера волнует зона его ответственности. Акционеры (или участники общества), как люди, которые вложили в компанию деньги, ждут финансовой отдачи. Они заинтересованы в росте прибыли компании и ее годовых дивидендов. Государство полагает, что бизнес должен быть социально ответственным и нести часть расходов по поддержанию установленных государственных гарантий, но понимает, что без государственной поддержки бизнес не сможет выполнять финансовые обязательства.
Трудовой кодекс РФ назвал правовое регулирование отношений по социальному партнерству, создание правовых возможностей индивидуального и коллективного регулирования трудовых отношений с использованием механизма социального партнерства, установление правовых гарантий для сторон этих отношений одной из основных задач трудового законодательства (ч.2 ст.1, ст.2 ТК РФ), а также выделил участие работников (их представителей) в управлении организацией в отдельную форму социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Реализуя указанный принцип, законодатель включил названное право в круг основных прав работников (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), а создание условий по его обеспечению — в основные обязанности работодателя (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Основными видами участия работников, их представителей в управлении организацией являются следующие.
- Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором.
- Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов.
- Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников.
- Обсуждение вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию.
- Обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.
- Участие в разработке и заключении коллективных договоров.
- Иные способы участия работников и их представителей в управлении организацией, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом (ст. 53 ТК РФ).
Коллективный договор является одним из самых эффективных способов решения этой задачи, но зачастую предоставленная законодателем возможность недооценивается как работниками, так и работодателями.
Уже не первый год в своих отчетах (в части «Оценка проверенных коллективных договоров на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, выявленным нарушениям в сфере действия коллективных договоров) Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая контроль и надзор в сфере труда, отмечает, что: «Зачастую коллективные договоры и соглашения не содержат в себе норм улучшающих положение работников (стимулирующих их трудовую активность), дублируют минимальные стандарты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».
Формализованный подход сторон социального партнерства к заключению коллективного договора влечет за собой переписывание правовых норм Трудового кодекса, определяющих основные условия труда, в результате чего это затрудняет восприятие корпоративного акта и в то же время не несет никакой правовой нагрузки, так как указанные нормы действуют независимо от принятия коллективного договора.
Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора
Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.
Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров. В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии. Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.
Кем осуществляется контроль за соблюдением коллективного договора?
Контроль осуществляется как сторонами социального партнерства (т.е. сторонами договора), так и их представителями. Государственные органы, например, государственные инспекции труда, также вправе контролировать соблюдение требований законодательства в организациях и у ИП, в том числе, соблюдение положений коллективных договоров.
Для наглядности, приведем сведения о проверяющих в таблице.
Кто контролирует соблюдение коллективных договоров? | Информация о проверяющих |
Представители работников из числа сотрудников организации | Интересы сотрудников могут представлять их представители, которые избираются на общих собраниях работников. Согласно ст. 31 ТК РФ, если в организации нет профсоюза, или в профсоюзе состоит меньше 50 % сотрудников организации, трудящиеся вправе собраться и тайным голосованием избрать своего представителя. |
Представители работников в лице профсоюзов, объединений профсоюзов | Профсоюзные организации, в которых состоят более 50 % сотрудников, вправе представлять интересы всех работников, даже тех, которые в профсоюзе не состоят. В ситуации, когда профсоюз включает в себя меньше 50 % работников, сотрудники, не состоящие в нем, вправе уполномочить данный орган на представление своих интересов. |
Работодатель | Интересы работодателя представляет единоличный исполнительный орган фирмы, например, ее директор. ИП представляет собственные интересы, являясь работодателем. |
Представители работодателя | Единоличный исполнительный орган организации (директор, ген. директор, и т.д.) вправе издать приказ о возложении обязанностей по контролю за соблюдением коллективного договора на одного из сотрудников организации, который будет являться его представителем. |
Государственные органы | На этапе регистрации коллективного договора орган соц. защиты, который проводит процедуру, определяет, нарушает коллективный договор права сотрудников организации, или нет. Кроме того, данный орган направляет договор в государственную инспекцию труда, которая является надзорным органом и вправе проверять, соблюдаются ли положения договора в организации. |
Что представляет собой надзор госорганов за исполнением
Уведомительная регистрация коллективного договора
Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.
После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.
Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:
- федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
- территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
- местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.
Что представляет собой надзор госорганов за исполнением
Уведомительная регистрация коллективного договора
Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.
После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.
Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:
- федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
- территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
- местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.
Другой комментарий к статье 51 Трудового Кодекса РФ
Комментируемая статья предусматривает осуществление контроля за выполнением коллективного договора и соглашения; круг лиц и органов, осуществляющих контроль; обязанность сторон социального партнерства предоставлять информацию друг другу, а также соответствующим органам по труду для обеспечения эффективности соответствующего контроля; сроки предоставления необходимой информации не позднее одного месяца со дня соответствующего запроса; установление конкретных лиц, виновных в невыполнении коллективно-договорных условий.
Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения является важнейшей мерой обеспечения договоренности сторон, достигнутой в процессе ведения переговоров об их заключении, а также соответствия установленных условий интересам сторон договорного регулирования. Он обеспечивает также защиту интересов работников от включения в коллективные договоры и соглашения условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренных трудовым законодательством.
Контроль осуществляется сторонами социального партнерства (ст. 25 ТК), представителями сторон (ст. ст. 29 — 31, 33, 34 ТК), действующими от имени и в интересах сторон, соответствующими органами по труду.
В качестве полномочного представителя интересов работников в проведении контроля за выполнением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, в настоящее время выступают также профсоюзные правовые инспекторы, функции которых определяются Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-2 .
———————————
Вести ФНПР. 2007. N 9 — 10.
Для обеспечения эффективности необходимого контроля представители социальных партнеров обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию. Виновное непредоставление информации, необходимой, в частности, для осуществления контроля, является одним из законом предусмотренных оснований для привлечения к юридической ответственности, установленной ст. 54 ТК (см. коммент. к указанной статье) и КоАП.
Приведем еще ряд типичных нарушений, выявляемых как в ходе уведомительной регистрации коллективных договоров, так и в ходе контроля за их выполнением:
- нарушается требование ст. 136 ТК РФ, в соответствии с которой заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка, коллективным договором либо трудовым договором;
- нарушается требование ч. 3 ст. 43 ТК РФ, в соответствии с которой действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения независимо от членства в первичной профсоюзной организации и других обстоятельств;
- нарушается требование ст. 68 ТК РФ, в соответствии с которой прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя на основании заключенного трудового договора, а не заявления;
- нарушаются требования ст. 192 ТК РФ, в соответствии с которой перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим и применение любого другого взыскания к нарушителям трудовой дисциплины незаконно (например, лишение премии, снижение процента премии, перенос отпуска, уменьшение количества дней отпуска за совершенный прогул, наложение денежных штрафов и лишение каких-либо льгот в качестве наказания и т.д.);
- устанавливаются ограничения трудовых прав работников, работающих на условиях неполного рабочего времени (продолжительность отпуска, исчисление трудового стажа и др.);
- нарушаются права работников на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные ст. 117 ТК РФ, а также Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с изм. и доп.) (занижается количество дней дополнительного отпуска, отсутствуют списки-перечни профессий или должностей работников, имеющих право на предоставление дополнительного отпуска, нарушается порядок предоставления отпусков и др.);
- нарушается требование ст. 123 ТК РФ в части, предусматривающей утверждение графика отпусков работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года;
- нарушается требование ст. 74 ТК РФ в части, предусматривающей изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя (оплаты труда, режима работы, права и обязанности работника и др.) с предупреждением работника о предстоящих изменениях за два месяца и только с его письменного согласия. Более того, устанавливаются иные (меньшие) сроки уведомления работников об изменении существенных условий трудового договора;
- нарушается требование ст. 180 ТК РФ, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работодатель обязан предупредить работников персонально и под расписку не менее чем за 2 месяца до увольнения;
- отсутствуют перечни должностей работников с ненормированным рабочим днем в нарушение требований ст. 119 ТК РФ, либо при наличии таковых не определено количество дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормируемого рабочего дня в нарушение ст. 119 ТК РФ;
- устанавливается требование работодателя о предъявлении лицом, поступающим на работу, документов, не предусмотренных ст. 65 ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (к примеру, свидетельства об ИНН).