Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производственный экологический контроль разрабатывается также АЗС и III, и IV категории. Требования к составлению программы описаны в 67 статье ФЗ-7 от десятого февраля 2002 года. До 25 марта следующего за отчётным года по данной программе сдаётся отчёт о выполнении или невыполнении.
Предоставляемые сведения
Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления |
Куда предоставляется
Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения |
НПА
Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627 |
Срок сдачи
до 1 февраля |
Кто предоставляет
|
Как предоставляется
В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
В программе содержится подробная информация о типах образующихся на предприятии отходах, ответственных за проведение экологических мероприятий лиц, соответствующем оборудовании, снижающим негативное воздействие на окружающую среду.
В случае, если установленные нормативы не могут выполняться, то АЗС должна также разработать программу мероприятий по охране окружающей среды, назначив ответственных за её исполнение лиц.
Что изменилось в категорировании НВОС?
Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.
Исключения:
-
выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы
-
объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории
-
упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.
Для объектов I категории негативного воздействия предусмотрено:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Комплексное экологическое разрешение;
4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
10. Оформление паспортов на отходы.
11. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.
Сроки хранения документов по экологии в организации
- Постоянному хранению подлежат:
- планы мероприятий по охране окружающей среды;
- экологический паспорт объекта;
- экологическое страховое свидетельство (до замены новым);
- годовые статистические отчеты (квартальные хранятся 5 лет);
- заключения государственной экологической экспертизы на проекты зданий и сооружений с учетом экологической и радиационной безопасности;
- схемы, планы, паспорта очистных сооружений и стоков;
- разрешения на выброс загрязняющих веществ;
- годовые отчеты по выполнению планов по охране окружающей среды;
- предельно допустимые нормы на выброс загрязняющих веществ;
- акты проверки предприятий на соблюдение требований природоохранного законодательства;
- паспорта опасных отходов и документы на ввоз и перемещение их по территории РФ;
- технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.
В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.
Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.
За несвоевременную сдачу отчетности при проверке грозит штраф (ст. 8.5 КоАП). Размер санкций для должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей, для юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.
В связи с вступившим в силу Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ произошли упразднения ряда природоохранных документов для объектов III категории.
Так, с 2019 года для объектов, имеющих III категорию НВОС, не нужно больше разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, также прекращается согласование и выдача нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, проект ПДВ и НДВ для объектов 3 категории в 2023 году разрабатывать не нужно. Для объектов 3 категории не обязателен и проект ПНООЛР – за его отсутствие никакого штрафа не предполагается. А вот отчетность по отходам подавать необходимо.
Но на основании Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в новой редакции согласно ст. 15 п. 11 необходимо подавать в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Отслеживать все изменения в законодательстве и правильно применять действующие природоохранные нормы в соответствии с инструкциями и приказами на предприятии – задача квалифицированного специалиста-эколога.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗРЕШЕНИИ
Вступит в силу с 1 марта 2023 года. Постановление Правительства от 04.08.2022 № 1386. Изменили порядок согласования материалов для выдачи комплексного экологического разрешения (КЭР). КЭР, которые выдали ранее, переоформлять не нужно.
Кого коснутся изменения?
Организаций, которые эксплуатируют объекты I-II категории НВОС и планируют получить комплексное экологическое разрешение.
Что поменялось?
Утвердили новый порядок согласования материалов КЭР. Порядок, который был утвержден постановлением Правительства от 13.02.2019 № 143, утратил силу. Срок рассмотрения КЭР сократили примерно на месяц. Территориальный орган Росприроднадзора будет выдавать решения о выдаче КЭР за 63 рабочих дня, вместо 4 месяцев. Добиться таких сроков госорган планирует за счет исключения процедуры согласования с Роспотребнадзором, Росводресурсами и Минприроды. Заявку на КЭР в 2023 году по-прежнему будут принимать через ГИСП. Однако планируют, что заявку можно будет отправлять через портал Госуслуг.
Какие правила взять в работу?
Подготовьте материалы КЭР таким образом, чтоб их можно было направить в электронном виде. Обязательно подготовьте электронную подпись (УКЭП). Она потребуется, чтобы подписать заявку. Чтобы подать заявку на выдачу КЭР, организации необходимо зарегистрироваться в ГИСП.
ИЗМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Постановление Правительства от 20.04.2022 № 707 и постановление Правительства от 30.04.2022 № 790. В 2023 году впервые нужно отчитаться о выбросах парниковых газов.
Когда?
За 2022 год сдайте отчет не позднее 1 июля текущего года. Например, за 2022 год сдайте отчет не позднее 1 июля 2023 года.
Кого коснутся изменения?
За 2022 год должны отчитаться организации, которые создают выбросы парниковых газов, масса которых за год эквивалентна 150 000 тонн СО2 и более. Если организация создаёт выбросы меньше 50 000 тонн СО2 , она может подать отчет в добровольном порядке. Отчет может пригодиться при международной торговле для расчета квот СО2 и суммы углеродного налога.
Какие правила взять в работу?
Уведомите об объемах выбросов парниковых газов в окружающую среду в форме отчета. Правила и форму представления отчетов утвердили постановлением Правительства от 20.04.2022 № 707. Отчет необходимо подать в Министерство экономического развития через реестр выбросов парниковых газов в электронном виде.
Продлено на 12 месяцев действие срочных разрешений
Разрешения, сроки действия которых истекают (истекли) в 2023 году, продлеваются на 12 месяцев. Правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г. Перечень таких разрешений определяется приложением № 1(2) к Постановлению № 353 и включает в числе прочих:
- Санитарно-эпидемиологические заключения (за исключением санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, работы, услуги, санитарно-эпидемиологических заключений на размещение объекта, санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию).
- Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” к объектам I категории, а также разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы, выдача которых предусмотрена пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона “Об охране окружающей среды”.
- Аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), к проведению мероприятий по контролю
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.