Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Езда без ОСАГО: новые штрафы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
Штраф за невписанного в страховку водителя
По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.
Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.
Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Оплатить взыскание хозяин автомобиля может одним из двух способов — через отделение банка, либо воспользоваться электронной платежной системой. Этому способствует сайты автоинспекции и государственных услуг, Сбербанк онлайн, электронные кошельки.
Следует принять во внимание, что некоторые отделения банков не принимают штрафы ГИБДД, другие — взимают комиссионный сбор до 60 руб. Подтверждением взыскания за управление автомобилем без страхового документа будет фискальный чек, который нужно хранить в обязательном порядке не менее 3 лет.
Вместе с наказанием кнутом, законодательство предлагает нарушителям и пряник. В 2023 году наказанные автовладельцы получат 50% скидку, если оплатят взыскание в течение первых 20 суток после вынесения постановления о нарушении. Минимальная сумма будет уменьшена вдвое до 250 руб., а максимальная — 400.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
А есть ли новый закон?
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!
19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.
Штраф за отсутствие ОСАГО
Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?
Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.
Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.
Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.
Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:
- просроченный полис;
- езда без полиса обязательного страхования;
- водитель не вписан в действующий полис.
Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.
Что будет по истечению срока?
Согласно ст. 1 ФЗ «Об ОСАГО», по договору обязательного страхования страховщик, получивший от страхователя деньги в определенной сумме (расчет её – отдельная история), берет на себя следующую обязанность: в случае наступления страхового случая, выплатить потерпевшему или нескольким потерпевшим в ДТП деньги, в счет возмещения ущерба. Верхний предел выплат ограничен законом, но речь не об этом.
Если срок действия договора истечет, то обязательство страховщика возместить потерпевшему ущерб будет не актуально, потому что компания, выдавшая полис ОСАГО, обязуется соблюдать договоренности в период действия полиса.
Таким образом, если водитель, срок действия страховки которого истец, станет виновником ДТП, то возмещать ущерб он будет из своего кармана. Страховая компания «умоет руки», справедливо заметив, что на момент, когда случилось происшествие, никаких договоренностей уже не было.
Кроме того, согласно ПДД РФ, управление ТС без страховки – это административное правонарушение, за совершение которого соответствующим Кодексом предусмотрена ответственность.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
ДТП может произойти в любую минуту. Поэтому управлять автомобилем без ОСАГО в РФ запрещено.
О приобретении нового полиса стоит задуматься заранее. Так как уже не следующий день после окончания срока действия документа можно получить штраф в 500 рублей.
Полностью неприемлемо управление автотранспортным средством с просроченной страховкой, а также с забытой дома страховкой. Инспектор ГИБДД не станет выслушивать оправданий и выпишет штраф.
Внимание!
Можно попытаться добиться справедливости в отделении ГИБДД, но это лишняя трата времени, так как езда без страховки неправомерна.
Также нельзя одалживать машину человеку, который не вписан в Вашу страховку. Вы получите штраф даже в том случае, если будете сидеть на пассажирском сидении с ОСАГО в кармане.
Если Вы допускаете возможность, что можете вернуться домой в нетрезвом виде, можно оформить доверенность на водителя, который будет управлять транспортным средством, но лучше оставьте машину дома.
Рассмотрим, сколько дней можно ездить без страховки, если Вы купили новую машину.
Законом предусматривается 10 дней на езду без ОСАГО. За это время необходимо оформить полис и другие документы. Инспекторы не должны Вас штрафовать этот период, но при ДТП покрывать ущерб Вы будете сами.
Дата покупки — дата заключения договора купли-продажи. Проходить техосмотр при покупке ТС необязательно.
Когда можно ездить без страховки, не нарушая закон
Все исключения, когда водителю не подвергается штрафу за отсутствие ОСАГО, перечислены в положениях ФЗ №40. Ниже приведён список техники, на которую не требуется оформлять обязательной страховки:
- ТС, максимальная скорость которых, согласно техпаспорту, не превышает 20 км/ч.
- Мототехника, имеющая объём мотора меньше 50 кв.см, и развивающая скорость менее 50 км/ч.
- Гусеничная техника – сельскохозяйственная, строительная, дорожная.
- Автоприцепы с полной эксплуатационной массой менее 750 кг.
- Гужевые повозки – сани и колёсные телеги.
- Недавно приобретенные автомобили, с момента покупки которых не прошло 10 суток.
При управлении транспортными средствами, не вошедшими в список, шофёр обязан иметь на руках действующий страховой полис. Он предъявляется для проверки инспектору ДПС вместе с другой документацией, указанной в пункте №2.1 ПДД. Полис, срок действия которого закончился, автоматически утрачивает свою юридическую силу. Чтобы не быть оштрафованным, водителю стоит заранее позаботиться о продлении договора.
Полис покрывает ущерб, нанесенный виновником ДТП. В перечень ситуаций, за которые положено возмещение, входят:
- Вред имуществу (повреждение транспорта, домов, заборов, объектов инфраструктуры и даже личных вещей, а также вред сельскохозяйственным, домашним или диким животным).
- Вред здоровью или жизни людей.
- Дополнительные расходы потерпевших, связанные с причиненным вредом.
Страховщик может выплатить до 400 000 рублей за имущественный ущерб и до 500 000 рублей – за вред жизни и здоровью. Однако если фактические расходы окажутся больше, то виновнику все равно придется доплачивать пострадавшим. Впрочем, можно защитить свой кошелек более надежно. Для этого достаточно оформить ДСАГО (то есть полис добровольного страхования ответственности) – по нему возмещение может быть в десятки раз выше.
В соответствии с п. 2 статьи 6 Закона об ОСАГО исключениями из страхового риска является:
- причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
- причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
- причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
- загрязнения окружающей среды;
- причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
- причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
- обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
- причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
- причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
- повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
- причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Особенности ОСАГО для юридических лиц
Условия приобретения полиса для юр. лиц такие же, как и для обычных граждан. Организация вправе сама решить приобретать привычный бумажный полис или купить полис ОСАГО в электронном виде. Действия при наступлении аварии, размер максимальных выплат для организаций такие же, как и для физ. лиц. А вот порядок оформления, расчет некоторых показателей имеет существенные отличия:
- Договор должен быть оформлен на каждую единицу техники, принадлежащей компании.
- Базовый тариф для легковых автомобилей, принадлежащих компаниям иной, чем для физических лиц.
- Список водителей в договоре не указывается, поле прочеркивается, ставится галочка “без ограничений”. Соответственно коэффициент, определяющий возрастом и стажем водителя, на стоимость не влияет, вместо него применяется Ко (коэффициент ограничений), что приводит к удорожанию договора на 87%.
- Срок действия “автогражданки” и период использования ТС внутри срока действия для коммерческих предприятий всегда год. Исключением могут являться только спец. техника, имеющая сезонный характер работ. Такие машины имеют не ПТС, а ПСМ и регистрируются в Госгортехнадзоре, а не в ГАИ. То есть, если снегоуборочная машина имеет ПТС, в которой указана категория С, принадлежит юридическому лицу, оформить ОСАГО с периодом использования менее года на такой транспорт правила ОСАГО запрещают.
- К(бм) – это скидка или надбавка за безаварийную езду. Каждому страхователю присвоен свой класс и показатель. Он зависит от количества лет безаварийного вождения, нет аварий- скидка больше. Если договор заключает организация, значение К(бм) присваивается не водителям, а самому юр. лицу, то есть если в ДТП побывало одно ТС, а их в автопарке 12, вычисляется среднее значение, ко всем применят надбавку.
- К (т) – или территориальный коэффициент, устанавливаемый для граждан по прописке, для юридических – по месту регистрации транспортного средства.
- Страхование ОСАГО онлайн доступно для юридических лиц.
Кто может выписать штраф за страховку в России?
На данный момент фиксацией нарушения, составлением постановления, а значит и оформлением штрафа занимается ГИБДД. В порядке эксперимента проводилось внедрение электронных систем фиксации (камеры), пока не предполагающее действительных штрафов, но на момент публикации этого материала сведения о результатах эксперимента, о датах и возможностях окончательного запуска отсутствовали.
От официальных лиц, в виде комментариев и заявлений, нередко поступает информация о скором внедрении системы автоматической проверки, но, повторимся, пока конкретных данных нет (хоть порой и звучат самые ближайшие даты).
Соответственно, ответить на расхожий вопрос — штрафуют ли камеры, если ездить без страхового полиса? – можно фразой «пока нет».