Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка иностранному гражданину, получившему РВП в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.
Чем отличается временно проживающий
Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.
Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115. Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115). Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.
Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:
Каких иностранцев называют временно пребывающим
Временно пребывающими называют лиц, законно присутствующих на территории РФ и имеющих миграционную карту, но не имеющих вида на жительство (ВНЖ) либо разрешения на временное проживание (РВП) — это следует из ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Время пребывания такого иностранца ограничивается сроком оформленной ему визы, в безвизовом порядке — не больше 90 дней, при этом в некоторых случаях сроки могут быть длиннее.
Иначе говоря, временное пребывание — это первый этап в процедуре получения иностранцем ВНЖ.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как принять на работу иностранца.
Для чего правильно квалифицировать статус иностранных граждан?
От того, насколько верно работодатель определит статус иностранного работника, зависит перечень его обязанностей по представлению отчетности, расчету страховых отчислений, уведомлению контролирующих ведомств. Различия по страховым взносам приведены в таблице:
Категория иностранных сотрудников |
Размер страховых взносов |
Представители стран-членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами |
|
Сотрудники, временно пребывающие в РФ, не являющиеся высококвалифицированными специалистами |
|
Высококвалифицированные специалисты |
|
Изменение места временного проживания.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Исключение:
- получение свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников;
- наличие права собственности на жилое помещение на территории другого субъекта Российской Федерации;
- проживание на территории другого субъекта Российской Федерации членов семьи иностранного гражданина.
Какие документы представляют иностранцы при приеме на работу
При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.
Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.
Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.
Так, постоянно и временно проживающие в России иностранцы представляют работодателю документ, подтверждающий право на проживание (вид на жительство, паспорт с отметкой, разрешение на временное проживание).
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане должны представить разрешение на работу (для лиц, приехавших из стран, с которыми у России действует визовый режим) или патент (для работников из «безвизовых» стран). Помимо этого, такой кандидат обязан иметь полис добровольного медицинского страхования (ДМС). Страховка не требуется в том случае, если работодатель сам заключил с медицинской организацией договор о предоставлении мигранту платных медицинских услуг (абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Как уже было сказано, работникам из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении не нужно иметь «трудовой» патент. А гражданам Белоруссии не потребуется также и полис ДМС (письмо Минтруда от 17.12.15 № 16-4/В-823).
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории г. Москвы
Устав города Москвы предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3, ст. 3).
Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории города Москвы регулируется федеральным законодательством. Роль основного правового акта выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Наличие гражданства иностранного государства не ставит всех обладающих им субъектов в равное положение.
Согласно законодательству выделяют три категории таких субъектов: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане.
Перечисленные категории имеют разный правовой статус, который обусловлен различными правовыми основаниями их нахождения на территории государства и формой правовой связи с Российской Федерацией.
Указанный Закон устанавливает сроки и условия оформления пребывания данных категорий иностранных граждан в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы.
Если лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получение визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В предусмотренных законом случаях срок пребывания может быть продлен или сокращен.
К категории временно пребывающих иностранных граждан относятся туристы, лица, прибывшие на учебу, работу, в служебные командировки, по гостевым приглашениям и т.п.
Временное проживание иностранных граждан связано с получением разрешения, срок действия которого составляет три года.
Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Без учета квоты разрешение на временное проживание выдается лицам: родившимся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; имеющим родителя – гражданина РФ, а также иным категориям иностранных граждан.
В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин вправе подать повторное заявление не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешений на временное проживание предусмотрен в федеральном законе.
Постоянно проживающими на территории РФ являются иностранные граждане, получившие разрешение, именуемое “вид на жительство”. До его получения иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается вид на жительство на пять лет с возможностью последующего продления [56, с. 111].
В Москве, как и в Российской Федерации, в целом, в силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и становится одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны.
С целью наведения порядка в миграционной сфере в 2006 году был принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, который значительно упростил процедуру миграционного учета, введя уведомительный порядок взамен разрешительного.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в установленном законом порядке по месту своего пребывания.
Миграционным учетом и регистрацией по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве занимаются органы Федеральной миграционной службы. Так в 2008 году на миграционный учет в Москве было поставлено 1077504 иностранных граждан. Управление Федеральной миграционной службы по г.
Москве осуществляет также контроль над миграционной ситуацией в столице, особое внимание при этом уделяя работе по ограничению невостребованного потока иностранной рабочей силы в Москву.
Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан на территории России определяется в соответствии с принципом национального режима пребывания.
Это означает, что в объеме правомочий они приравнены к гражданам Российской Федерации за изъятиями, установленными законом.
Исходя из этого принципа, наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей обладают иностранные граждане, постоянно проживающие в России.
Передвижение иностранных граждан по территории России и выбор места жительства осуществляется в порядке, установленном российским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации.
В интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка в реализации права на свободу передвижения могут устанавливаться определенные ограничения.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта [35, с. 241].
Иностранные граждане не обладают избирательным правом, они не могут принимать участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Данная федеральная норма легла в основу ч. 5, ст. 4 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года “О референдуме в городе Москве”.
В ней указано, что в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители Москвы.
Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане могут только при наличии разрешения на работу.
Правительство РФ ежегодно устанавливает для каждого субъекта РФ квоту привлечения иностранной рабочей силы. Например, для города Москвы на 2008 год квота составила 594886 человек, а на 2009 год 392157 человек.
Однако для постоянно и временно проживающих в РФ иностранных граждан; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в России; лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др. разрешение на работу не требуется.
Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание [26, с. 136-137].
С 2007 года в России эффективно действует новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Значительное упрощение процедуры, заключающиеся в возможности для данной категории иностранных граждан самостоятельно, без участия работодателя в течение 10 дней получить разрешение на работу, привело к увеличению количества выданных разрешений.
Так если за 11 месяцев 2007 года в городе Москве было выдано 600 тысяч таких разрешений на работу, то за аналогичный период 2006 года только 150 тысяч. В 2008 году УФМС по городу Москве всего выдало 563280 разрешений на работу, из них 441893 иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Законом города Москвы от 19 сентября 2001 г. “Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве” был введен механизм учета иностранных граждан с целью выявления тенденций миграционной политики.
Таблица 1. Граждане каких государств вправе въезжать в Россию в безвизовом порядке
Государства, граждане которых |
Нормативно-правовой документ |
1 |
2 |
Ближнее зарубежье |
|
Украина |
Соглашение между Правительствами |
Беларусь |
Соглашение между Правительствами |
Молдова |
Соглашение между Правительствами |
Узбекистан |
Соглашение между Правительствами |
Армения |
Соглашение между Правительствами |
Азербайджан |
Соглашение между Правительствами |
Дальнее зарубежье |
|
Прочие иностранные государства, |
Письмо МИД России от 27.09.2006 |
Как выглядит бланк вида на жительство. Описание бланков вида на жительство содержится в Приложениях N N 1 и 2 к Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 (далее — Положение о выдаче иностранцам вида на жительство).
Для иностранных граждан это документ синего цвета, размером 125×88 мм, содержащий 16 страниц. В верхней части обложки бланка в две строки размещена надпись «Российская Федерация», а в нижней в три строки — «Вид на жительство иностранного гражданина». В центре воспроизведен золотистый тисненый герб России.
Для лиц без гражданства это документ зеленого цвета. Он заменяет паспорт.
Как получить вид на жительство. Процедура получения иностранцем вида на жительство (порядок, сроки, список представляемых документов) описана в Положении о выдаче иностранцам вида на жительство. Иностранец самостоятельно получает данный документ.
Заявление о выдаче вида на жительство он должен подать в территориальное отделение ФМС России не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока действия разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 8 Закона об иностранцах и п. 3 Положения о выдаче иностранцам вида на жительство). Но чтобы получить вид на жительство, иностранцу сначала нужно получить разрешение на временное проживание и не менее одного года прожить на основании этого разрешения (п. 2 ст. 8 Закона об иностранцах).
Особенности заключения трудового договора с иностранцем
Трудовой договор составляется на русском языке. При необходимости текст договора можно перевести на иностранный язык (ст. 68 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.05 № 53-ФЗ, п. 2 ст. 22 приложения к Рекомендации № 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах»).
В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст. 57 ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные. В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве. А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).
Кто может принимать на работу иностранных сотрудников в 2022 году
Принимать на работу иностранных сотрудников могут все работодатели — ИП, физлица, юрлица. Правила по работе с иностранцами в 2022 году зависят от того, какой правовой статус имеет наемный работник:
- временно проживающий — лицо, получившее разрешение на временное проживание в России (срок действия — 3 года);
- постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство;
- временно пребывающий — лицо, не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство. Иностранец в данном случае находится в РФ на основании визы или является лицом без гражданства.
Отдельная категория иностранных сотрудников — это высококвалифицированные специалисты. При их найме на работу нужно соблюдать следующие правила:
- в медицине, туризме, научно-исследовательской деятельности оклад должен быть не меньше 83,5 тыс. руб.;
- в других отраслях оклад должен быть не меньше 167 тыс. руб.
Для чего правильно квалифицировать статус иностранных граждан?
От того, насколько верно работодатель определит статус иностранного работника, зависит перечень его обязанностей по представлению отчетности, расчету страховых отчислений, уведомлению контролирующих ведомств. Различия по страховым взносам приведены в таблице:
Категория иностранных сотрудников Размер страховых взносовПредставители стран-членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
- ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
- ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
- ОМС — 5,1%
Сотрудники, временно пребывающие в РФ, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
- ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
- ОСС — 1,8% до 865 000 руб., свыше — 0%;
- ОМС — 0%
Высококвалифицированные специалисты
- ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
- ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
- МС — 0%
Когда допускается зачет иностранного стажа
Трудовой стаж, заработанный иностранными гражданами в период трудовой деятельности на территории другого государства, будет признан в РФ, если у России с этими странами заключены соответствующие соглашения (ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ).
Например, такие соглашения подписаны:
С Украиной — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, от 14.01.93;
Арменией — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ, от 19.07.94;
Белоруссией — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения»;
Молдавией — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств, от 27.05.93;
Королевством Испания — Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, от 11.04.94.
И хотя речь идет о признании трудового стажа иностранного работника, а при назначении пособий учитывается страховой стаж, в рассматриваемом случае эти понятия тождественны. Такой вывод можно сделать из части 2 статьи 1.1 Закона N 255-ФЗ и, например, статьи 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006. В ней сказано, что при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в обеих странах.