Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные услуги населению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.
Виды правового режима иностранцев
Имеется три вида правового режима иностранцев:
- национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
- специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
- режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.
Граждане России за рубежом
В ст. 27 Конституции РФ закреплено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством своего государства. В ст. 61 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
В соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации 1996 г. (в ред. 2012 г.) к основным задачам и функциям посольства отнесены: защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями.
Деятельность консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц осуществляется на основе консульских конвенций, других международных договоров РФ и иных правовых актов РФ.
Право физического лица на имя
Право на имя — одно из личных неимущественных прав гражданина. В соответствии с ГК РФ имя гражданина включает фамилию, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
В соответствии с законом или национальным обычаем состав имени может быть другой. К примеру, в него может не входить отчество.
Юридическое значение имени гражданина состоит в том, что под ним субъект приобретает и осуществляет права и обязанности, хотя допускается также использование псевдонима, т.е. вымышленного имени. В случае допускаемой законом перемены имени прекращение или изменение приобретенных прав и обязанностей указанного лица не следует, но вместе с тем у данного субъекта возникает обязанность уведомить об этом третьих лиц (кредиторов, должников).
Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица запрещается, поскольку имя является нематериальным благом, а право на имя относится к личным неимущественным, неотчуждаемым правам. За неправомерное использование или искажение имени возможно применение мер гражданско-правовой ответственности.
Включение в ГК РФ коллизионной нормы, касающейся права на имя, является нововведением для российского законодательства. Согласно ст. 1198 ГК РФ права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено законом.
Объем данной коллизионной нормы охватывает право на имя, право на использование имени, право на защиту имени. Названные права подчиняются личному закону физического лица.
Нормы о применимом праве в отношении имени физического лица имеются в законодательстве ряда государств. Коллизионной привязкой в этих нормах является также личный закон физического лица. Так, права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане.
Согласно ст. 37 Федерального закона Швейцарии 1987 г. «О международном частном праве» правовой режим имени лица, имеющего место жительства в Швейцарии, определяется по швейцарскому праву, а лица, имеющего место жительства в другом государстве, — по праву, на которое указывают нормы международного частного права этого государства. При этом по желанию лица правовой режим его имени может определяться по праву его гражданства.
В Германии имя лица подчиняется праву того государства, гражданином которого это лицо является (п. 1 ст. 10 Вводного закона к ГГУ).
В некоторых иностранных государствах к отношениям, связанным с правом лица на имя или его использованием, и отношениям, связанным с защитой нарушенных прав лица на имя, применяются разные коллизионные нормы. Например, в § 13 Федерального закона Австрии «О международном частном праве» установлено, что использование имени лица определяется в соответствии с его личным законом, а защита имени определяется правом того государства, в котором осуществляется нарушающее его действие. Аналогично определяется применимое право к таким отношениям в Лихтенштейне (ст. 14 Закона 1996 г. «О международном частном праве»), где использование имени физического лица определяется согласно его личному закону, на какой бы причине приобретение имени ни основывалось. При этом защита имени физического лица определяется согласно праву того государства, в котором осуществляется нарушающее его действие.
Защита консулом прав и интересов граждан
Защита прав и интересов граждан представляемого государства на территории государства пребывания посредством установления консульских отношений и выполнения консульских функций является с древнейших времен до настоящего времени одной из важнейших задач.
Консульские отношения реализуются по мере отправления консульских функций консульскими учреждениями в государстве пребывания.
Конец XX в. можно охарактеризовать как период преобразований в мировой политике: распад СССР и появление новых независимых государств из числа бывших союзных республик.
Помимо этого, такие факторы, как международный терроризм, различные конфликты и волнения, приводят к усилению миграционных процессов, увеличению числа вынужденных переселенцев и беженцев. Все это побуждает государства к более эффективному взаимодействию и сотрудничеству между ними, в том числе в области консульских сношений. Одним из результатов такого взаимодействия можно назвать Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., который закрепляет обязательства государствучастников постепенно упрощать и гибко применять порядок выезда и въезда; облегчать порядок передвижения граждан из других государств-участников по их территории с учетом требований безопасности.
Еще одним важным международным документом о гарантии личной безопасности граждан, находящихся на территории других государств-участников по личным или профессиональным причинам, является Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 15 января 1989 г. Настоящий Документ уделил внимание, например, одной из существенных проблем по воссоединению несовершеннолетних детей с их родственниками.
Вышеупомянутые международные документы, как составляющие комплекса мер, регламентирующих передвижения граждан из других государств-участников по территории государства пребывания, отражают значительную роль консульских функций в консульских отношениях.
В настоящее время консульско-визовая проблематика становится важной сферой общеевропейского сотрудничества. Практика воплощения в жизнь положений документов СБСЕ (ОБСЕ), относящихся к консульско-визовой проблематике, — главный критерий их действенности.
Успех сотрудничества государств в консульской области зависит прежде всего от деполитизации данной сферы. Необходимо, чтобы государства в этом вопросе не руководствовались исключительно политическими интересами 1. Большое значение имеют многосторонние и двусторонние документы (консульские конвенции и соглашения по визовым и иным вопросам) и внутреннее законодательство государств — участников СБСЕ (ОБСЕ) (законы о въезде и выезде и нормативные акты, регулирующие порядок регистрации, пребывания и перемещения по территории страны иностранцев), призванные претворить в жизнь положения документов, одобренных в рамках СБСЕ (ОБСЕ).
Очевидно, что все указанные перемены порождают дополнительные сложности в деятельности консульских отделов дипломатических представительств и консульских учреждений государств, призванных осуществлять функции по защите прав и интересов своих граждан за рубежом.
Урегулирование многочисленных вопросов, связанных с оказанием помощи гражданам, зависит не только от характера межгосударственных сношений, но и от личности консула, выполняющего функции по защите прав и интересов своих граждан в государстве пребывания.
Проявление со стороны консула таких качеств, как тактичность, понимание, желание помочь своим гражданам, является одним из существенных факторов в преодолении сложностей, с которыми сталкиваются граждане представляемого государства в повседневной жизни.
Выполнение консулом функций по защите прав и интересов своих граждан за рубежом ограничивается территорией консульского округа (исключение составляет ст. 6 «Выполнение консульских функций за пределами консульского округа» Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.), но его роль в судьбе сограждан, бесспорно, неоценима и безгранична.
Выполнение консулом консульских функций в условиях глобализации XXI в. играет огромную роль, прежде всего, в защите законных прав и интересов граждан, а также в укреплении дружественных отношений между государствами и содействует развитию международных экономических, гуманитарных и культурных связей государств.
ВНЖ для апатридов в РФ
Вид на жительство для лиц без гражданства является важной составляющей, при наличии которой можно рассчитывать на:
- использование права проживания на территории Российской Федерации;
- подтверждение личности держателя документа;
- беспрепятственное пересечение границы государства.
Помимо вышеперечисленных позиций, ВНЖ позволяет воспользоваться упрощенной процедурой устройства в российскую компанию для осуществления трудовой деятельности. Для получения вида на жительства понадобится следовать конкретному порядку действий:
- Подготовка запрашиваемых документов и заполнение соответствующего заявления.
- Подача бумаг в территориальное отделение миграционной службы.
- Ожидание рассмотрения ходатайства о выдаче ВНЖ. Занимает данный этап от двух недель до шести месяцев – зависит от статуса заявителя. После вынесения решения апатрид уведомляется о результатах.
- Уплата государственной пошлины в установленном размере.
- Получение ВНЖ.
Легализация человека без гражданства в России
Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.
Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:
- свидетельство о рождении кандидата;
- паспорта родителей;
- справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
- автобиография апатрида.
За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.
Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.
Российское законодательство о статусе бипатрида
Если приезжий обладает особым статусом, в России довольно лояльно относятся к нему. В эту категорию входят бипатриды и апатриды. Они могут проживать на территории РФ. Однако при этом важно соблюдение норм действующего законодательства и выполнение соответствующих обязательств.
Обратите внимание! В России двойное гражданство не запрещено. Однако фактически получить статус бипатридов могут лишь граждане Таджикистана. Ранее соответствующее соглашение было заключено и с Туркменистаном. Однако сегодня оно признано недействительным.
В РФ признают правовой статус бипатридов. Здесь не считается незаконным наличие двух гражданств сразу. Однако человек обязан предупредить об этом в правоохранительные органы. Если информация была сокрыта, лицу грозит наказание.
РВП и ВНЖ для апатридов в России
При наличии таких документов как РВП (разрешение на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство) апатриду становятся доступными некоторые привилегии обычных жителей страны.
Первая бумага назначается согласно региональной квоте. В каждой области устанавливается количество разрешений в год. Число выданных документов зависит от населения региона. Для некоторых ЛБГ существует быстрая очередь. Воспользоваться ей могут следующие лица:
- бывшие граждане СССР или России;
- дети или супруги, имеющие родственников с подданством РФ;
- родители с детьми, которые по решению суда являются нетрудоспособными.
Для получения ВНЖ нужно написать заявление установленного образца на имя Федеральной миграционной службы.
Лицо без гражданства чаще старается получить ВНЖ, чем разрешение, потому что РВП делается сроком на 1-3 года, а ВНЖ – на 5лет.
В ч. 3 статьи 62 Конституции РФ говорится о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в России:
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.[2]
Регламентирование правового положения (статуса) иностранцев в конкретном государстве относится к его национальной компетенции, что обусловлено общепризнанным в международном праве принципом государственного суверенитета. При этом государство должно выполнять свои обязанности по двусторонним и многосторонним договорам, касающимся прав иностранцев. В России действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;[3]
Правовое положение иностранцев дуалистично и характеризуется подчинением законам государства пребывания и одновременно наличием правовых связей с государством гражданства.
Нормы международного права, касающиеся иностранцев, включены в Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г.
Они сводятся к следующему:
- любое государство имеет право устанавливать правовой режим иностранных граждан, учитывая при этом свои международные обязательства в области прав человека;
- иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они находятся, а за их нарушение несут ответственность наравне с гражданами этого государства;
- в соответствии с национальным законодательством и с учетом обязательств государства по международному праву иностранцы пользуются соответствующим объемом прав и свобод;
- недопустимы массовые высылки иностранцев, законно находящихся на территории данной страны;
- индивидуальная высылка возможна только во исполнение
решения, вынесенного в соответствии с законом; - иностранец имеет право на защиту государства своего
гражданства; - запрещается дискриминация иностранцев по признакам
расы, пола, языка, вероисповедания и пр.
Отдельные категории иностранных граждан
- Специалисты высокой квалификации имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус присваивается при условии получения заработка в размере 2 миллионов рублей в год. Для учителей, преподавателей и учёных, годовой заработок должен быть не менее 1 миллиона рублей.
- Граждане с дипломатическим иммунитетом, которые являются сотрудниками иностранных консульств и посольств, не подчиняются некоторым законам, в частности:
- Налогов. Работа в консульствах не облагается налогами или сборами.
- Дипломатическое имущество, жилье и транспорт обладают неприкосновенностью.
- Дипломатический багаж освобождается от пошлин и таможенного контроля.
- Лица в статусе беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право на бесплатное лечение, получать пенсионные выплаты, а также работать на законных условиях.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», международными договорами и соглашениями и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».
Административная правоспособность лиц, приезжающих в страну, имеет свои особенности по времени (оформление документов, пребывание в стране и выезд или изменение гражданства). Административная дееспособность зависит от того, какие права и обязанности ими реализуются своими действиями на общих основаниях, а какие – на основании положений, указанных в международных договорах и соглашениях. На основании ст. 62 Конституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международными соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной правосубъектности, чем граждане РФ. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству РФ или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспечения государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законодательства о воинской обязанности и военной службе. Нахождение этой категории лиц также различается в зависимости от цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию РФ транзитом.
Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кроме того, к ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в РФ или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении срока пребывания, несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ. В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ эти лица могут быть выдворены за пределы РФ. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного наказания устанавливается и назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в РФ – соответствующими уполномоченными должностными лицами.
Иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом, в соответствии с международными договорами не подпадают под действие административной юрисдикции, а признанные в законном порядке беженцами или вынужденными переселенцами имеют особый административный статус.
В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, действуют правила международного договора.
Основы правового статуса
В результате общей мировой глобализации во всех странах постоянно растет количество переселенцев. Российская Федерация здесь не исключение. Для регулирования различных ситуаций с участием эмигрантов определено их правовое положение.
Как отмечалось ранее, главным правовым положением является равное положение перед законом местного населения, апатридов и иностранных граждан. Точно такая же ситуация и с набором прав.
Апатридами считаются лица, у которых нет гражданства и одновременно с этим они не имеют подданства другой страны, подтвержденного официальными документами.
Апатриды, которые постоянно находятся на территории государства и имеют вид на жительство, не могут участвовать в выборах на местном уровне и быть избранными. Соответственно, на государственном уровне они лишены этой возможности.
Правовой статус лиц без гражданства в международном праве
Обычно каждый человек, проживающий на территории какой-либо страны, имеет гражданство. Но в каждом правиле, как говорится, есть исключения.
Согласно международному праву и законодательству Российской Федерации, апатрид, который проживает на территории страны, обязан подчиняться тем законам, которые установлены на этой территории. Но при этом права таких людей ограничены, например, они не могут принимать участие в выборах. В то же время апатриды не могут пользоваться теми правами, которыми пользуются иностранцы, проживающие на территории РФ. Например, воспользоваться дипломатической защитой апатриды не могут.
Любая страна обязана предоставить апатридам условия проживания, благоприятные для него. Они имеют право исповедовать ту религию, которую они желают исповедовать, своим детям они могут исповедовать ту религию, которую они считают нужной.
Отдельным законом описывается административно-правовой статус иностранных граждан в РФ. Попав на территорию России, любой иностранный подданный или лицо, не имеющее вообще никакого гражданства, пользуются такими же точно правами, как и россияне, и точно так же должны подчиняться российским законам, как россияне, за исключением некоторых случаев, предусмотренных российским или международным законодательством. Иностранным же гражданином/подданным считается лицо, не имеющее российского паспорта, но имеющее доказательства наличия индигената другого государства.
Если правовой статус гражданина РФ возникает в момент рождения или получения российского гражданства по другим основаниям, то правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в общем случае возникает при пересечении ими российской границы и прекращается, когда те либо покидают страну, либо получают российский паспорт.
Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
Развитие международного сотрудничества, интеграция России в мировое сообщество, интенсификация деловых отношений в области экономики, науки, культуры сопровождаются перемещением множества людей из государства в государство, что объективно создает условия для проживания в Российской Федерации большого числа иностранных граждан.
Распад СССР привел к появлению на карте мира полутора десятков новых государств. Бывшие союзные республики приобрели по отношению к России статус иностранных государств, а их граждане стали в нашей стране иностранцами. Связи России с бывшими республиками, называемыми сейчас странами ближнего зарубежья, а также с дальним зарубежьем продолжают шириться и развиваться. Это приводит к тому, что количество иностранных граждан, ежегодно посещающих Россию, значительно увеличивается. Кроме того, в Российскую Федерацию в поисках работы, убежища, для воссоединения семей увеличился поток беженцев и других мигрантов. Проблемы беженцев, и особенно нелегальных мигрантов, разнообразны и нуждаются в политическом и правовом регулировании, хотя этим и не исчерпываются.
Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами от 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»; и о «О вынужденных переселенцах».
Наука конституционного права, называя субъекты конституционно-правовых отношений, причисляет к ним все вышеперечисленные категории лиц, не имеющих российскою гражданства. При этом в одних случаях конституционные правоотношения с участием иностранных граждан ничем не отличаются от правоотношений с участием россиян, в других — носят специфический характер. Поэтому нормы права, регулирующие правовой режим иностранных граждан в Российской Федерации, могут быть общими для них и российских граждан, а могут быть специальными, рассчитанными лишь на иностранцев.