Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Препятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 171 УК).». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующее уголовное законодательство РФ закрепляет лишь один состав преступления, потерпевшим в котором является журналист. Статья 144 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Однако в правоприменительной практике соответствующие дела почти не встречаются. В этом смысле мы ощущаем себя первопроходцами, ставя перед собой в качестве одной из приоритетных задач нашей работы попытку разобраться в причинах такого неприятия судами и правоохранительными органами указанной правовой нормы. Ведь отсутствие данных милицейской статистики о совершенных преступлениях, предусмотренных этой статьей уголовного законодательства, отнюдь не означает, что такие преступления не совершаются. Как показывает практика работы различных правозащитных организаций, в том числе и опыт зарубежных правозащитников, преступные посягательства на профессиональную деятельность журналистов происходят в нашей стране не так уж и редко, скорее наоборот, – их количество давно уже превышает все мыслимые пределы и создает угрозу демократическим принципам, провозглашенным Конституцией нашего государства.
Комментарий к Ст. 144 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.
3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.
В данной статье рассказывается про ст 144 ч 3 УК РФ. Что это за статья и какие могут быть последствия. Статья 144 ч 3 УК РФ поможет рассмотреть любое воспрепятствование законной деятельности журналистики, где может быть использовано принуждение и дальнейшее распространение неправомерной информации.
Любое воспрепятствование журналистской деятельности, где со стороны виновного может быть совершено принуждение к дальнейшему распространению незаконно добытой информации, всегда наказывается лишением свободы или же штрафными санкциями. В этом же случае виновнику судом присужден штраф в объеме 80 000 рублей. Или же изъятие определенной суммы из заработной платы. При нахождении осужденного в местах лишения свободы, то с его основного дохода взиматься вся его сумма на протяжении 6 мес. Также назначаются обязательные работы в специализированных местах общим сроком до 360 часов (ст. 144 ч 3 УК РФ). Не исключаются и исправительные работы до 12 мес.
Некоторые преступные деяния, которые были предусмотрены в данной статье и в каждой части, то они были соединены или даже выявлены после того, как было совершено насилия по отношению журналиста или его родственников. Где было также причинено ему урон и были повреждены, возможно, и полностью уничтожены все их оборудования, все это согласно законодательству будет приравниваться угрозе использования насильственного действия (ст. 144 ч 3 УК РФ). Каждое преступное деяние несет наказание, которые могут быть назначенными только после решения суда. Возможно, это будут принудительные работы общим сроком до 5 лет, где виновник также может быть лишен свободы до 72 мес. Но практически в каждом случае рассматриваться лишение права в дальнейшем занимать специальную должность или вообще заниматься им.
Реальные случаи ограничения деятельности журналиста
Например, гражданин работал в какой-либо крупной газете. Он занимался расследованиями по событиям, связанными с уголовно-правовыми нарушениями и последствиями.
Гражданин получил сведения о том, что в одном из преступлений замешано высокопоставленное лицо из управленческого аппарата города вместе с несколькими крупными бизнесменами. Данные передало неизвестное лицо, преждевременно заявившее о возможных последствиях. Один из бизнесменов сам узнал об этом, после чего позвонил.
По ходу разговора несколько раз упоминались последствия обнародования сведения, ставших известными. Прямых угроз и намёка на них не последовало. Сотрудник удалил сведения, а потом обратился к своему коллеге. В результате тот и стал инициатором обращения к судебной инстанции.
Есть ещё одна ситуация. Один гражданин получил анонимку с серьёзной информацией. Решил посоветоваться с представителем администрации газеты, где он работал. В качестве непосредственного руководителя второе лицо приказало, чтобы расследование оставалось незавершённым. И пригрозил, что в противном случае надо будет составить заявление на увольнение. Или же та же процедура будет организована в принудительном порядке.
В последней ситуации сам руководитель создавал препятствия для дальнейшей работы.
Формы ущемления свободы
О том, каким образом может быть ограничена свобода мысли и слова, сказано в Федеральном законе («О СМИ»). Это может быть и прямое или косвенное вмешательство в профессиональную жизнь журналиста, и незаконное прекращение деятельности СМИ. Юридическую ответственность за посягательство на свободную деятельность представителей прессы устанавливает 144 статья. Административное законодательство предусматривает конкретизацию этих положений.
Следует сказать, что запрет на цензуру имеет и негативное влияние на общество. В СМИ еще несколько лет назад значительно чаще, чем сегодня, встречались материалы порнографического или экстремистского характера. Но распространение подобной информации благодаря поправкам в УК также уголовно наказуемо. В этом и заключается специфика преступления, о котором идет речь в этой статье. Журналисту препятствовать нельзя, однако лишь в том случае, если он действует законно.
К статье 74 § 1. В целях устранения недочетов в судебной практике по делам о хулиганстве и повышения качества работы судов Пленум Верховного суда СССР постановляет дать судам следующие указания:1. При рассмотрении дел о хулиганстве не допускать необоснованной
При наличии в действиях этих лиц признаков спекуляции или хищения социалистической собственности они подлежат ответственности по совокупности ст. ст. 129-а и 107 УК РСФСР (и соответствующих статей УК других союзных республик) или по ст. 129-а УК РСФСР (и соответствующим статьям УК других союзных республик) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». (Из пост. Пленума Верховного суда СССР от 25 июня 1948 г. № 12/11УУ).
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК). Каждому гражданину Российской Федерации Конституцией предоставлено право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). Нормативную базу реализации избирательного права, права участвовать в референдуме, а также деятельности избирательной комиссии составляет совокупность федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выбоpax Президента Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации», а равно иные нормативные акты, устанавливающие порядок, сроки и оформление проведения выборов, а также регламентирующие деятельность избирательных комиссий (например, Временное положение о проведении выборов депутатов органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ), не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за посягательства в сфере осуществления указанного права, что является одной из гарантий его реализации.
Объект преступления: основной — совокупность общественных отношений, связанных с реализацией гражданином предоставленного ему Конституцией РФ избирательного права. В качестве факультативного объекта посягательства может выступать здоровье личности (ч. 2 ст. 141 УК).
Объективная сторона выражается, во-первых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав; во-вторых, в воспрепятствовании реализации права участвовать в референдуме; в-третьих, в воспрепятствовании работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Воспрепятствование означает создание различных преград, помех осуществлению избирательного права или деятельности избирательных комиссий. Оно может совершаться путем активных действий (например, создание препятствий явке избирателя на избирательный участок, создание препятствий деятельности избирательных комиссий и др.) и путем бездействия (например, несообщение избирателям о перемене места голосования, непредоставление необходимых средств избирательной комиссии и т.д.). Преступление окончено с момента совершения одного из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 141 УК деяния.
Субъективная сторона — вина в виде прямого умысла. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 141 УК предусматривает ответственность за названные деяния,если они:
а) соединены с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения. Подкуп — предложение гражданину каких-либо материальных благ или обещание их в будущем за поведение, угодное виновному (например, за неявку на избирательный участок для голосования, за выдвижение указанного виновным кандидата в депутаты и др.). Обман — введение в заблуждение гражданина, что создает помехи в осуществлении им своих избирательных прав (например, введение в заблуждение относительно порядка заполнения избирательных документов, листа проведения выборов, референдума и т.д.). Насилие — физическое воздействие на потерпевшего различной интенсивности, препятствующее осуществлению избирательного права, права участвовать в референдуме или в работе избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума. Это может быть незаконное лишение свободы, нанесение побоев, вреда здоровью той или иной степени тяжести, убийство. Составом рассматриваемого преступления охватывается нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью, неквалифицированное лишение свободы. Причинение более тяжкого вреда здоровью и убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. Угроза применения насилия — обещание применить его при нежелательном поведении потерпевшего;
б) совершены лицом с использованием своего служебного положения, т.е. должностными лицами, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных негосударственных организациях;
в) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК). Объект преступления аналогичен основному объекту деяния, предусмотренного ст. 141 УК. Предмет посягательства — избирательные документы и документы референдума. К ним относятся списки избирателей, избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, подписные листы и другие, перечень, форма и порядок оформления которых устанавливается законом.
Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в диспозиции ст. 142 УК действий:
а) фальсификация избирательных документов;
б) фальсификация документов референдума;
в) неправильный подсчет голосов;
г) неправильное установление результатов выборов, референдума;
д) нарушение тайны голосования.
Фальсификация документов предполагает внесение в них заведомо ложных сведений, изготовление поддельных документов, внесение в них исправлений, составление их от имени вымышленных лиц и т.д.
Неправильный подсчет голосов означает искажение результатов голосования, т.е. заведомо неверное определение количества голосов, поданных «за» или «против».
Неправильное установление результатов выборов, референдума — это заведомо неверный вывод об итогах выборов, референдума.
Нарушение тайны голосования —это совершение деяния, в результате которого создается возможность ознакомления соответствующих лиц с волеизъявлением избирателя или гражданина, участвовавшего в референдуме. Например, отсутствие кабин для голосования на избирательном участке, наблюдение за действиями граждан в избирательных кабинах, опрос голосующих или участвующих в референдуме.
Состав преступления формальный, т.е. оно является оконченным в момент совершения одного из вышеперечисленных деяний.
Субъективная сторона — прямой умысел. Субъект специальный: члены избирательных комиссий, инициативных групп или комиссий по проведению референдума.
Нарушение неприкосновенности жилища
Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК). Статья 25 Конституции предоставляет и гарантирует гражданам России право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Объект нарушения неприкосновенности жилища: основной — совокупность общественных отношений, связанных с реализацией названного конституционного права граждан РФ; факультативный — здоровье личности.
Объективная сторона выражается в незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица. Если проникновение в жилище осуществляется с соблюдением требований закона (например, при производстве обыска с санкции прокурора), состав преступления отсутствует.
Жилищем является помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (квартира, дача, дом, комната в общежитии и т.д.). Проникновение может осуществляться любым способом — открыто, тайно, с преодолением препятствий или без такового, но всегда против воли проживающих в нем лиц.
Преступление является оконченным с момента незаконного проникновения в жилище.
Субъективная сторона — вина в виде прямого умысла. Цели и мотивы могут быть различными. Если лицо незаконно проникает в жилище с целью совершения хищения, его деяние следует квалифицировать как кражу, грабеж или разбой, совершенные с незаконным проникновением в жилище соответственно по п. «в» ч. 2 ст. 158; п. «в» ч. 2 ст. 161 или п. «в» ч. 2 ст. 162 УК.
Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 139 УК предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное с применением насилия или угрозой его применения. Составом рассматриваемого преступления охватывается нанесение потерпевшему побоев и причинение его здоровью легкого вреда. Причинение более тяжкого вреда здоровью потерпевшего требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления является совершение его лицом с использованием своего служебного положения (например, должностным лицом).
Комментарий к статье 144 УК РФ
1. Статьей 29 Конституции гарантированы свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.
Потерпевшим от этого преступления является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.
Под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации») (в ред. от 14.06.2011) .
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.
Профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
2. Объективная сторона преступления выражается в деянии в форме воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста, а также характеризуется способом воспрепятствования — принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации.
Воспрепятствование — это противодействие со стороны других лиц путем принуждения журналистов к распространению информации. Принуждение может быть осуществлено как путем воздействия на орган массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния, так и путем воздействия на самого журналиста. В частности, принуждение может выразиться в применении к самому журналисту или его близким насилия, в угрозе его применения, в уничтожении или угрозе уничтожения имущества, угрозе увольнением, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространения сведений, порочащих журналиста и его близких), и т.д.
Причинение вреда иным объектам при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов потребует квалификации по совокупности преступлений.
Под распространением информации понимается любая форма доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, по телевидению и т.п.
3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста распространения или отказа от распространения той или иной информации.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
5. Субъект основного состава преступления — общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. В квалифицированном составе субъект специальный — должностное лицо СМИ, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.
6. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрен особо квалифицированный состав воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. К особо квалифицирующим признакам рассматриваемого преступления законодатель отнес применение насилия к журналисту или его близким либо повреждение или уничтожение их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
Применение насилия в данном случае охватывает насилие любого характера и причинение легкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести. Причинение тяжкого вреда здоровью при совершении деяния требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.
По ч. 3 комментируемой статьи следует квалифицировать деяние не только в тех случаях, где насилие реально применено, но и тогда, когда имело место угроза применения насилия.
Под уничтожением имущества следует понимать приведение его в полную негодность для использования по целевому назначению при невозможности восстановления имущества. Повреждение же предполагает приведение имущества в частичную негодность или полную негодность, но при возможности восстановления.
Особенности мероприятий по оценке
К числу лиц, которые уполномочены принимать и оценивать сообщения о преступлениях (совершенных или только готовящихся) по статье УПК относятся:
- следователь;
- начальник следственного органа;
- должностное лицо службы дознания.
Лица, получившие сообщения о преступлении, обладают рядом полномочий при их рассмотрении, описанных в части первой 144 статьи УПК:
- получать разъяснения и различные образцы для исследования;
- требовать предметы и документы;
- производить изъятие;
- назначить экспертизу и участвовать в ней, получать экспертные заключения;
- исследовать документы;
- осматривать труп и место происшествия;
- привлекать специалистов и т. д.
Они должны предупредить участников следственных действий (если требуется) о неразглашении полученных сведений. Если требуется, то обеспечивается безопасность участника. Информация, полученная из сообщения о преступлении, при рассмотрении может впоследствии использоваться как доказательство.
При поступлении в СМИ сообщения о преступлении по требованию уполномоченных органов редакция обязана выдать все материалы и документацию, а также предоставить сведения о лице, давшем извещение, если он не посчитал нужным остаться неизвестным (часть 2 статьи 144 УПК).
Указанный в 144 статье УПК период рассмотрения сообщения о преступлении (трое суток) продлевается до 10 суток, а в случаях необходимости проведения всевозможных проверок и мероприятий оперативными сотрудниками – до одного месяца (обязательно указываются причины продления).
В статье 144 УПК РФ определен порядок рассмотрения поступающей информации. В частности, отражены следующие вопросы об алгоритме рассмотрения поступающих сообщений о правонарушениях:
- список уполномоченных лиц, которые принимают информацию о любых преступлениях и рассматривают их;
- срок, в течение которого должна быть осуществлена проверка – трое суток по ч. 1 статьи УПК;
- действия лица, получившего сообщение о преступлении;
- необходимость неразглашения сведений и обеспечение безопасности участника процессуальных действий;
- возможность использования полученных данных в качестве доказательств по делу;
- регулирование вопроса распространения СМИ сведений о преступлении (передача материалов следствию);
- ситуации, когда возможно увеличить срок рассмотрения заявки о правонарушении.
Статья 145 УПК описывает возможные решения, принимаемые по итогу проверки поступившего сообщения.
N 11. Ст. 1146.
В условиях чрезвычайного положения допускается ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временного изъятия или ареста печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установления особого порядка аккредитации журналистов (см. п. «б» ст. 12 ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» ). ——————————— СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещаются распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (см. ч. 1, 3 ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
2.8. Составы преступления по конструкции формальные. Преступление окончено (составами) в момент совершения действий, указанных в диспозиции коммент. статьи.
3. С субъективной стороны составы преступления характеризуются виной в форме прямого умысла. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.
4. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летного возраста.
5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен специальный субъект — лицо, использующее для облегчения совершения преступления свое служебное положение, т.е. полномочия и привилегии, предоставленные по службе. В качестве лица, использующего свое служебное положение, может выступать редактор, главный редактор, издатель, руководитель СМИ и т.д.
Правовые основы деятельности средств массовой информации
Эффективное расследование и раскрытие воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов невозможно, на наш взгляд, при отсутствии четкого представления о правовых основах деятельности российских средств массовой информации и отечественной журналистики. Мы считаем, что и следователь, которому поручено следствие по делу, и суд, выносящий по нему приговор, должны разбираться хотя бы в основных понятиях и принципах, на которых строится журналистская деятельность в России, а также быть в курсе ее актуальных проблем. Тому есть немало причин, в частности, большие сложности на практике связаны с терминологическим аппаратом, которые ниже будут нами рассмотрены. Поскольку работа журналиста всегда неразрывно связана с деятельностью того или иного средства массовой информации, необходимо рассмотреть нормативное регулирование такой деятельности.
Конституция Российской Федерации впервые без всяких условий (в отличие от прежних редакций Основного закона государства1), провозглашает свободу массовой информации, свободу мысли, слова, выражения своего мнения, свободу информации и запрещает цензуру1. Данные принципы развиваются в российском отраслевом законодательстве.
Отметим, что вся система российского законодательства о средствах массовой информации с момента принятия в 1991 году Закона РФ «О средствах массовой информации» переживает процесс бурного развития, незавершенность которого выражается уже в том, что непосредственно в самом Законе о СМИ говорится о необходимости его дополнения специальными нормами, регулирующими иные аспекты деятельности СМИ в России, в том числе, непосредственно касающиеся темы нашего исследования: защиту чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста (ч.4 ст. 49); конкретизацию мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58); основания и порядок привлечения к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59); ответственность за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60 Закона о СМИ).
При этом, по мнению авторитетных ученых, развитие отечественной системы законодательства о СМИ имеет тенденцию к дальнейшему ограничению свободы массовой информации и укреплению государственного контроля в этой области3. За последние десять лет был также принят целый ряд нормативных актов, регулирующих как правовой режим информации , так и отдельные аспекты деятельности средств массовой информации5.
Среди первоочередных, но так и не реализованных задач законодателя -принятие закона о телерадиовещании, о доступе к информации, о персональных данных, о коммерческой тайне и многих других. В то же время, среди «избыточных», на наш взгляд, нормативных актов, пытающихся регулировать те общественные отношения, которые в этом не нуждаются, можно обнаружить законопроекты: «О Высшем Совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации», «О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера», «О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» и др.1. По нашему мнению, эти законопроекты основаны на смешении правовых и этических норм, и во многом противоречат Европейской Конвенции о защите прав человека и Конституции России.
В новый КоАП РФ включены положения, касающиеся деятельности средств массовой информации (ст. ст. 5.5., 5.6., 5.17., 5.25, 13.21., 13.22), в том числе ст. 13.15. «Злоупотребление свободой массовой информации» и 13.16. «Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации». В российском уголовном законе закреплена норма, предусматривающая ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста ст. 144 УК РФ (преемница ст. 140.1 УК РСФСР).
На уровне субъектов федерации также принимаются соответствующие нормативные акты: законы (Кабардино-Балкария, ХМАО, Чувашская Республика) и даже кодексы о средствах массовой информации
(Башкортостан). Зачастую, в сравнении с федеральным законодательством, они неправомерно сужают комплекс прав журналистов и в той или иной мере способствуют ущемлению свободы массовой информации. Кроме этого, подписан и ряд соответствующих договоров между субъектами Российской Федерации, к примеру, Соглашение о сотрудничестве в области СМИ, издательской деятельности, книгораспространения и полиграфии, подписанное 15.06.1995 представителями восемнадцати субъектов РФ.
По вопросам деятельности СМИ имеется и ряд актов, изданных Президентом России1. Среди актов Верховного Суда наиболее важное значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 18.08.1992 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Необходимо упомянуть Постановление Пленума Верховного Суда № 5 от 27.04.1993 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» и № 10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».
Статья 144 ук рф старый кодекс
Глава пятая ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ (в ред. Федерального закона от 01.07.94 N 10-ФЗ — «Российские вести», N 123, 06.07.94) Статья 144. Кража Тайное хищение чужого имущества (кража) — наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Кража, совершенная повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище, а равно причинившая значительный ущерб потерпевшему, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без таковой. Кража, совершенная в крупных размерах, или организованной группой, или особо опасным рецидивистом, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с конфискацией имущества. Примечание.
Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо с использованием служебного положения, — наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет, или исправительными работами до двух лет, или штрафом до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.