Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «9. Управление персоналом в научных организациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.
Какие профессии относятся к вспомогательному персоналу
При отнесении затрат по начислению зарплаты и социальных платежей бухгалтера следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов1.
Отчетность рекомендуется разделять на результаты труда основного и вспомогательного персонала. Иногда учет роли вспомогательного персонала в общих показателях работы организации вообще не имеет смысла.
В отдельных случаях, например, в образовательном сегменте, к АХП – административно-хозяйственному персоналу, могут быть отнесены и бухгалтера, а также кассиры. Деятельность вспомогательного персонала зачастую легко можно перенести на аутсорсинг либо нанять работников по договору оказания услуг. Содержать этих работников в штате не всегда рентабельно.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч.
Какие существуют категории персонала
Законом №90-ФЗ были внесены изменения, касающиеся профессиональных квалификационных групп. К ним относятся группы рабочих и должностей служащих, при формировании которых учитывается сфера деятельности, а также все требования, необходимые для осуществления той или иной профдеятельности.
- Если говорить о требованиях, то они, как правило, касаются профессиональной подготовки и уровня квалификации.
- Акт оценки показателей эффективности работы сотрудников посмотреть/скачать>>
- Минздравсоцразвития РФ издано несколько приказов, утверждающих профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий и должностей к квалификационным профгруппам
- демографические процессы;
- моральные нормы общества;
- юридические аспекты, принятые в обществе;
- характер рынка труда.
Распределение категорий персонала предприятия зависит от внешних факторов. В части основных параметров макроэкономической основы учитывается характер:
численности активного трудоспособного населения;
общеобразовательный уровень персонала;
распределение потенциального резерва рабочей силы.
Следует учитывать, что указанными характеристиками определяют количественные и качественные параметры трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы | К этой категории относится трудоспособное население, которое обладает физическими, образовательными и возрастными данными, помогающими выполнять определенную деятельность | Трудовые ресурсы подразделяются на работающих граждан и потенциальных работников, которые потенциально могут быть привлечены к труду |
Другая классификация | Общая формулировка: персонал, представляющий работников с определенной профессиональной подготовкой и опытом | К категории относятся постоянные сотрудники, работники, осуществляющие деятельность по временному договору или по контракту |
Субъекты хозяйствования могут выполнять трудовые функции, не соответствующие их основному, или главному предназначению. Поэтому можно говорить о категориях производственного персонала, задействованных в основной и вспомогательной деятельности.
К первой группе относятся сотрудники, которые непосредственно заняты производственным процессом или обслуживанием оборудования, влияющего на эффективную работу предприятия. Во вторую группу, которая относится к вспомогательной, входит персонал, числящийся в структуре компании.
В каких отраслях используются вспомогательные структуры
Должности административно-хозяйственного отдела формируются также по общему принципу субординации на предприятии и в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка и штатным расписанием организации. Учитывая, что если в организации присутствует означенный отдел как структурное подразделение, в нем обязательно должен быть руководитель.
Сложно выделить профессии, непосредственно относящиеся к вспомогательному персоналу. Список профессий изменяется по сферам деятельности организации. Персонал вспомогательного типа может присутствовать в частных и государственных структурах.
В качестве примера можно привести вспомогательный персонал сферы здравоохранения. К нему относятся сотрудники, не являющиеся врачами. Они обеспечивают другие функции учреждений. Их деятельность помогает врачам и пациентам. В данной сфере вспомогательный персонал — это следующие должности:
- медсестры;
- санитары;
- фельдшеры;
- работники пищеблока;
- уборщики.
При приеме на работу в госорганизации органы хозуправления, созданные решениями Президента и Кабинета Министров, а также организации с долей государства в уставном капитале более 50% требования к уровню образования обязательны.
Они уже способны самостоятельно контролировать происходящие процессы в том или ином направлении деятельности компании и вносить свои конструктивные дополнения, ориентированные на повышение продуктивности.
Какие профессии относятся к вспомогательному персоналу
Сложно выделить профессии, непосредственно относящиеся к вспомогательному персоналу. Список профессий изменяется по сферам деятельности организации. Персонал вспомогательного типа может присутствовать в частных и государственных структурах.
В качестве примера можно привести вспомогательный персонал сферы здравоохранения. К нему относятся сотрудники, не являющиеся врачами. Они обеспечивают другие функции учреждений. Их деятельность помогает врачам и пациентам. В данной сфере вспомогательный персонал — это следующие должности:
- медсестры;
- санитары;
- фельдшеры;
- работники пищеблока;
- уборщики.
Для коммерческих организаций должности, относящиеся к вспомогательному персоналу, определяются непосредственно работодателем. Он самостоятельно формирует критерии и признаки данного типа работников, регулирует их деятельность.
Учебно вспомогательный персонал образовательного учреждения кто это?
Одним из возможных критериев для разделения различных категорий сотрудников может являться их фактическая функция и важность для работы организации. С этой точки зрения, персонал может подразделяться на:
- Основной персонал. Основной персонал – это работники, которые приносят прямую выгоду предприятию своей деятельностью, либо же являются сотрудниками, без которых нормальное функционирование организации будет невозможным в принципе.
- Вспомогательный персонал. К данной категории трудящихся можно отнести работников, деятельность которых не является ключевой для предприятия, и без которых оно сможет продолжать эффективно функционировать. То есть, вспомогательный персонал выполняет различные дополнительные функции, не связанные с основной деятельностью компании.
Следует понимать, что часто разделение на основной и вспомогательный персонал не мешает разделять сотрудников также по иным критериям. Например, на административный персонал и производственный персонал. При этом как основной, так и вспомогательный персонал могут относиться к любой из этих категорий.
В целом, в большинстве случаев, вспомогательный персонал представляет собой либо сотрудников, обслуживающих деятельность предприятия при условии отсутствия в их деятельности производственной и административной функции.
Однако в некоторых ситуациях даже наличие таковой функции может не мешать отнесению таких работников к вспомогательным.
На какие категории делится персонал
Персонал
предприятия (кадры, трудовой коллектив) .
Промышленно-производственный
персонал и непромышленный персонал на
предприятии
Категории
промышленно-производственного персонала
Профессии,
специальности и уровень квалификации
персонала предприятия.
Трудовые ресурсы–
это часть населения трудоспособного
возраста, обладающая необходимым
физическим развитием, знаниями и
практическим опытом для работы в народном
хозяйстве. К трудовым ресурсам относят
как занятых, так и потенциальных
работников.
Рабочая сила –
это способность человека к труду, т.е.
совокупность его физических и
интеллектуальных данных, которые могут
быть применены в производстве.
Человеческий
капитал – совокупность качеств, которые
определяют производительность и могут
стать источниками дохода для человека,
семьи, предприятия и общества. Такими
качествами считаются здоровье, природные
способности, образование, профессионализм
и мобильность.
Трудовой потенциал
– это часть потенциала человека, который
формируется на основе природных данных
(способностей), образования, воспитания
и жизненного опыта.
Классификация персонала научных организаций
Сложно выделить профессии, непосредственно относящиеся к вспомогательному персоналу. Список профессий изменяется по сферам деятельности организации. Персонал вспомогательного типа может присутствовать в частных и государственных структурах.
В качестве примера можно привести вспомогательный персонал сферы здравоохранения. К нему относятся сотрудники, не являющиеся врачами. Они обеспечивают другие функции учреждений. Их деятельность помогает врачам и пациентам. В данной сфере вспомогательный персонал — это следующие должности:
- медсестры;
- санитары;
- фельдшеры;
- работники пищеблока;
- уборщики.
Для коммерческих организаций должности, относящиеся к вспомогательному персоналу, определяются непосредственно работодателем. Он самостоятельно формирует критерии и признаки данного типа работников, регулирует их деятельность.
Административный персонал нацелен на организацию основных процессов в организации. Круг задач определяется потребностями конкретного субъекта хозяйствования. В сферу деятельности сотрудников, относящихся к административному персоналу, входят управленческие функции, организационные и материально-технические вопросы.
К административно-вспомогательному персоналу могут относиться такие должности, как офис-менеджер, юрисконсульт, специалист, занимающийся подбором персонала, и другие — в зависимости от потребностей организации.
Какие функции выполняет вспомогательный персонал?
3 третья группа – это вспомогательный персонал. Сюда относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой к продаже, их перемещением – фасовщики, комплектовщики, уборщики производственных помещений и др.
Характеристика структуры и численности персонала по имущественным отношениям
в значительной степени зависит от форм собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников.
Служащие – это руководители, специалисты, другие служащие.
Руководители осуществляют функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня: высший (руководители организации – генеральный
директор, их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений), низовой (работающие с исполнителями) [16].
Специалисты – лица, осуществляющие экономические, юридические и другие функции. К ним относят работников, имеющих высшее или среднее специальное образование. Для отдельных профессий требуется высшее образование, например для экономистов, маркетологов. Для других профессий образование может быть как высшим, так и средне – специальным (например, для бухгалтера).
Вспомогательный персонал
, охватывает работников, выполняющих вспомогательные функции, связанные с проведением исследований и разработок: работников планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочих, осуществляющих монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочих опытных (экспериментальных) производств; лаборантов, не имеющих высшего и среднего профессионального образования.
На какие категории делится персонал
Персонал
предприятия (кадры, трудовой коллектив) .
Промышленно-производственный
персонал и непромышленный персонал на
предприятии
Категории
промышленно-производственного персонала
Профессии,
специальности и уровень квалификации
персонала предприятия.
Трудовые ресурсы–
это часть населения трудоспособного
возраста, обладающая необходимым
физическим развитием, знаниями и
практическим опытом для работы в народном
хозяйстве. К трудовым ресурсам относят
как занятых, так и потенциальных
работников.
Рабочая сила –
это способность человека к труду, т.е.
совокупность его физических и
интеллектуальных данных, которые могут
быть применены в производстве.
Человеческий
капитал – совокупность качеств, которые
определяют производительность и могут
стать источниками дохода для человека,
семьи, предприятия и общества. Такими
качествами считаются здоровье, природные
способности, образование, профессионализм
и мобильность.
Трудовой потенциал
– это часть потенциала человека, который
формируется на основе природных данных
(способностей), образования, воспитания
и жизненного опыта.
Компоненты трудового
потенциала:
1) здоровье. Потери
рабочего времени из-за болезни и травмы.
Затраты на обеспечение здоровья
персонала;
- 2) нравственность
и умение работать в коллективе. Потери
от конфликтов; - 3) творческий
потенциал. Количество изобретений,
патентов, предприимчивость; - 4) ативность;
5) организованность.
Потери от нарушения дисциплины.
Исполнительность;
6) образование.
Затраты на повышение квалификации
персонала;
7) профессионализм.
Качество продукции, потери от брака;
8) ресурсы рабочего
времени. Количество сотрудников,
количество часов работы за год на 1
сотрудника.
- Персонал предприятия
(кадры, трудовой коллектив) –это
совокупность работников, входящих в
его списочный состав. - Все работники
предприятия делятся на две группы: - 1)промышленно-производственный
персонал, занятый производством и его
обслуживанием. К нему относятся все
работники основных, вспомогательных,
подсобных и обслуживающих цехов;
научно-исследовательских, конструкторских,
технологических организаций и лабораторий,
находящихся на балансе предприятия;
заводоуправления со всеми отделами и
службами, а также служб, занятых
капитальным и текущим ремонтом
оборудования и транспортных средств
предприятия;
Роль вспомогательного персонала в деятельности организации
Чтобы понять, кто относится к вспомогательному персоналу, нужно внимательно изучить специфику деятельности конкретной организации. Спектр работников и служащих, попадающих под это определение, довольно широк. К данному виду работников относятся и государственные служащие, и сотрудники частных организаций.
Основным признаком вспомогательного персонала являются функции трудовой деятельности. Они непосредственно не влияют на основную работу субъекта хозяйствования, в их полномочия не входит принятие решений, влияющих на административное управление. Обычно их функции подразумевают проведение материально-технических мероприятий на регулярной основе. Эти мероприятия нацелены на улучшение функционирования управления предприятием и всеми его структурами, на помощь основному штату работников, обеспечение оптимальных условий труда для всех сотрудников компании.
В современных организациях вся структура штата подразумевает наличие сотрудников, выполняющих вспомогательные функции для своего подразделения. Деятельность вспомогательного персонала дает возможность перераспределить нагрузку руководящего состава между другими работниками, обладающими более низким уровнем квалификации (или вовсе без таковой). Можно с уверенностью сказать, что вспомогательный персонал в структуре кадров организации является неотъемлемой частью человеческих ресурсов, необходимых для эффективного управления субъектами хозяйствования.
И. Николаев, главный энергетик П.И. Татаринов, начальник метрологической службы А.Н. Антонов; стоят: главный инженер по эксплуатации М.В. Иванов, главный инженер по снабжению П.В. Табаисов, начальник склада Е.С. Прошутинская, инженер-электронщик К.А.
В современном законодательстве нет четкого определения такого понятия, как «категории персонала». Однако существует нормативный документ, который содержит отдельный раздел о «категориях персонала». Данный документ представляет собой «Инструкцию по статистике численности и оплаты труда служащих и рабочих предприятий, учреждений и организаций».
К работникам, в частности, относятся продавцы, кассиры в магазинах, контролеры (кроме транспортных контролеров и контролеров центров связи, которые относятся к категории прочих работников), почтальоны, телеграфисты, операторы компьютеров, сторожа, уборщики, посыльные, гардеробщики, сторожа и т.д.
Прочие работники (технический персонал управления) — это работники, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и контролем, хозяйственным обслуживанием, в частности, снабженцы, секретари-стенографисты, табельщики, делопроизводители, курьеры, кладовщики, экспедиторы, технологи, выполняющие вспомогательную работу в процессе управления.
Классификация человеческих ресурсов многогранна. Деление на рабочих и служащих — самое простое из всех. Эти группы различаются по характеру выполняемой ими работы: первые делают упор на интеллектуальный труд, вторые — на физический.
1. Назовите прямые источники финансирования инноваций.
2. Охарактеризуйте косвенные источники финансирования инноваций.
3. Как подразделяются источники финансирования по уровню управления?
4. Перечислите объекты бюджетного финансирования в инновационной деятельности.
5. За счет каких средств формируются собственные средства предприятий, предназначенные для инноваций?
6. Дайте краткую характеристику проектного финансирования.
7. Что такое «портфель инноваций»?
8. Чем обусловлена необходимость создания внебюджетных фондов?
9. Каковы особенности государственных внебюджетных фондов?
10. Перечислите признаки классификации внебюджетных фондов.
Планирование инноваций представляет собой процесс выбора целей, ориентированных на конечные результаты (рост прибыли, расширение ассортимента продукции, выход на новые рынки), распределения ресурсов и определения сроков решения инновационных задач вплоть до освоения и распространения нововведений. При планировании инноваций выделяют научно-технические направления, научно-технические проблемы, темы и подтемы.
Научно-техническое направление охватывает все стадии и этапы от фундаментальных исследований до освоения и распространения новшеств. Оно разрабатывается усилиями смежных отраслей науки и производства. Научно-техническая проблема – часть научно-технического направления, которая включает задачи, решаемые научно-техническими организациями и производственными предприятиями (фирмами, компаниями) одной отрасли. Тема является частью научно-технической проблемы и разрабатывается в масштабе одной организации (в течение одного года или нескольких лет). Подтема – это часть научно-технической темы, разрабатываемая в масштабе одного или нескольких подразделений организации (в большинстве случаев в течение одного годового плана).
Планирование инноваций осуществляется на основе ряда принципов. Важным принципом является обеспечение перспективного характера планирования нововведений. Этот принцип соблюдается при условии, что система планирования основывается на прогнозах и включает перспективные, среднесрочные и годовые планы. К важнейшим принципам относится программно-целевой принцип планирования. Соблюдение этого принципа особенно важно при разработке крупных научно-технических проблем и инновационных проектов, когда конечные результаты во многом зависят от сложности и взаимообусловленности внутриотраслевых и межотраслевых связей.
Принцип непрерывности планирования нововведений заключается в постоянном уточнении планируемых показателей на каждом последующем этапе инновационного процесса на основе постоянного обновления информации (изменения требований заказчиков, рыночных условий и др.). Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение единства инновационного и социально-экономического планирования, выявление экономических, социальных, экологических и информационных последствий практического использования результатов инновационных разработок, а также учет и взаимоувязку всех видов затрат и эффекта. Соблюдение принципа комплексности также необходимо и при подборе планируемых параметров инновационного развития. При планировании нововведений используются специальные нормативы, в том числе нормативы наукоемкости.
Общий процесс планирования инноваций включает следующие этапы:
1) оценка темпов развития предприятия, компании или под-отрасли исходя из выбранной стратегии;
2) выявление перспективной потребности в нововведениях, необходимости совершенствования технологических процессов и модернизации оборудования;
3) определение потребностей в научно-технических разработках;
4) сопоставление объема научно-технических (инновационных) разработок с имеющимися ресурсами и научным потенциалом организации;
5) отбор тем (проектов), ранжирование их по значимости и определение очередности выполнения с учетом необходимости сосредоточения сил и средств прежде всего на главных направлениях инновационного развития и удовлетворения потребностей рынка;
6) составление развернутого перспективного плана нововведений с обоснованием обеспеченности тем (программ) трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами;
7) составление годового тематического плана;
8) планирование темы.
В этом комплексе работ важнейшим является определение потребности в инновационных (научно-технических) разработках. От правильного определения перспективной потребности в инновационных разработках во многом зависят обоснованность портфеля заказов, эффективность планов (долгосрочных и годовых) нововведений, возможность обеспечения намечаемых темпов развития предприятий (фирм, компаний), достижение конечных стратегических целей. Поэтому важно выявить основные факторы, от которых зависит потребность в научно-технических разработках, принципы ее формирования и составляющие элементы.
Различают потребность производства и общую потребность в научно-технических (инновационных) разработках. Под потребностью производства в инновационных разработках понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-технологических работ, необходимых в планируемом периоде для достижения намеченных конечных результатов деятельности организации. Потребность производства в научно-технических разработках в основном определяется рыночными условиями. Общая потребность в инновационных разработках формируется под воздействием рыночных условий, заказов потребителей и практики, а также других факторов. К последним относятся такие факторы, как:
• внутренняя логика развития науки и техники, особенности научного процесса;
• личные мотивы научно-технических сотрудников (стремление людей расширить и углубить свои знания, показать свои возможности и способности для достижения общественного признания) и т. п.
Для планирования и учета конкретных потребностей в инновационных разработках необходима детальная классификация факторов, оказывающих влияние на формирование величины общей потребности. При этом учитываются экономические, производственно-технические, социальные, экологические, временные факторы, а также факторы международного научно-технического сотрудничества.
Проблема формирования портфеля заказов и выбора обоснованных видов планирования инновационных разработок как с точки зрения достижения целей предприятия (организации), так и научной деятельности занимает важное место в управлении исследованиями и разработками нововведений. Но важной и весьма трудной задачей является организация выполнения запланированных инновационных работ, т. е. управление проектами. Успех любого инновационного проекта в такой же степени зависит от качества управления проектом, как и от технико-эксплуатационных и рыночных преимуществ. Поэтому нередко при формировании портфеля заказов проекты оцениваются не только с позиций их потенциальной эффективности, но и возможностей эффективного управления для реализации этого потенциала.
Планирование и управление тесно взаимосвязаны. Планы (перспективные и годовые) отражают, как будут развиваться проекты, дают информацию о том, как достигается заложенный в проекте эффект и обеспечивается его эффективность, и предопределяют управленческие решения и действия для будущего руководства проектом. Параметры планирования, таким образом, обеспечивают определенную основу для управления инновационным проектом. Выделяют три основных параметра, необходимых для успешного управления нововведениями:
1) выявленные потребности в инновационных разработках;
2) определение состава и структуры научно-технических кадров, необходимых для их выполнения;
3) наличие финансовых ресурсов для проведения исследований и разработок.
Отсюда главная задача управления проектом заключается в том, чтобы объединить эти три параметра. Кроме указанных параметров применяют и другие показатели, дополнительно обеспечивающие основу управления инновационным проектом. К ним относятся:
• показатели оценки эффективности проектов;
• оценки и допущения, на которых базировалось решение об отборе проектов.
Управление нововведениями осуществляется в постоянно меняющихся условиях, что делает необходимым непрерывное рассмотрение плана инновационных работ. Поэтому управление инновационным проектом должно быть гибким, чтобы допускать частые уточнения без кардинальных изменений в рабочем плане.
Управление проектом базируется на сопоставлении информации о сложившейся в данный момент ситуации с определенным заранее (при формировании портфеля заказов, разработке проекта) представлением о его целесообразности и эффективности. Если возникают различия между измеренными достижениями (показателями и др.) и запланированными данными, что случается нередко, то принимаются определенные меры. Такими мерами могут быть перераспределение финансовых ресурсов, изменение очередности выполнения проектов, частичный пересмотр портфеля заказов, изменение структуры кадров. Поэтому достоверная и своевременная информация крайне необходима для эффективного управления инновационным проектом.
При управлении инновационным проектом осуществляются следующие конкретные работы:
• оцениваются достижения в решении каждой задачи и выполнении каждого этапа по уровню затрат и длительности работ;
• выявляются те задачи, выполнение которых выходит за пределы намеченного графика, и оценивается вероятность их последствий для общего хода работы над проектом;
• измеряется развитие инновационного проекта в целом относительно запланированных финансовых и материальных затрат и даты его завершения;
• уточняется эффективность проектов и отдельных их этапов (стадий).
Управление инновационными проектами осуществляется с применением различных методов. Применяются следующие методы управления:
1) по целям;
2) по затратам (метод контроля за уровнем издержек);
3) по отклонениям.
Управление по целям характеризуется тем, что постановка целей рассматривается как основа повышения эффективности деятельности предприятия или организации. В первую очередь обеспечивается фиксация точно сформулированных целей. Эти цели должны быть четкими, реальными и эффективно способствовать выполнению общих задач развития предприятия или организации. Затем определяются факторы, которые препятствуют достижению целей, и конкретные мероприятия, способствующие их реализации. Эти мероприятия могут быть организационными, кадровыми (например, переподготовка персонала) и экономическими. Достигнутые результаты периодически оцениваются. Эффективность данного метода основана на том, что цели, которые сформулированы руководителями предприятия и проектов совместно с сотрудниками, являются стимулами и критериями, позволяющими улучшать работу над инновационным проектом и измерять ее результаты. Реализация метода управления по целям требует значительных усилий и времени.
Метод контроля за уровнем издержек (управление по затратам) осуществляется составлением бюджета инновационного проекта. Составление бюджета проекта во многом определяется подходом к его разработке. Используются аналитический, синтетический и комбинированный подходы. Отметим, что значительная часть портфеля заказов требует относительно постоянной суммы, которая определяется по результатам прошлых лет и незначительно корректируется в зависимости от складывающейся конкретной ситуации. Могут появиться новые инновационные проекты, требующие комбинированного подхода к составлению бюджета. Эта часть бюджета рассматривается отдельно.
Бюджет является основным документом для финансового контроля инновационного проекта. Он целесообразен и эффективен для контроля общих расходов и в известной мере является гарантией того, что финансовые средства используются на реализацию инновационного проекта. При применении управления по затратам предусматривается контроль и сравнение фактических расходов с рассчитанными при составлении бюджета. Бюджет проекта составляется на один год, а проверка его исполнения осуществляется один раз в полгода или ежеквартально. Отчеты о затратах составляются один раз в месяц, что дает возможность руководителю следить за расходованием средств бюджета инновационного проекта. Инновационный проект, затраты на который не соответствуют бюджету, тщательно проверяется. Результаты инновационных разработок не могут быть определены лишь на основе информации о затраченных средствах на их выполнение, поэтому метод контроля за уровнем издержек имеет ограниченную сферу применения.
Сущность метода управления по отклонениям заключается в том, что руководители высшего уровня управления информируются лишь о значительных отклонениях от запланированного хода работ над проектом. Все другие отклонения от плана рассматриваются на соответствующем уровне управления инновационным проектом. При управлении по отклонениям руководители нижнего уровня (отделов, секторов и групп) несут полную ответственность за последствия принятых ими оперативных решений. Этот метод управления инновационным проектом отличается одним большим преимуществом: руководитель затрачивает время на решение только таких задач, где его опыт и знания могут быть наиболее эффективными.
Эффективное управление инновационными проектами достигается при комплексном применении всех этих методов.
Основной и вспомогательный персонал
Много субъектов хозяйствования помимо основной своей деятельности выполняют и функции, которые не соответствуют их главному назначению. Поэтому существуют такие категории производственного персонала: основной и неосновной деятельности. Например, к первой группе в промышленности относятся работники всех видов производств (основных, обслуживающих и вспомогательных), а также сотрудники научно-исследовательских отделов, заводоуправления, охраны, складов. Другими словами, все те, которые заняты любым способом в производстве либо непосредственном его обслуживании. Во вторую группу относится персонал, числящийся в структурах, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, но не связанных с производством напрямую. Например, детские сады, ясли, жилищно-коммунальное хозяйство, поликлиники и ведомственные учебные заведения.
Указанная классификация персонала на предприятии нужна для расчета зарплаты, согласования некоторых трудовых критериев с показателями результатов производственной деятельности. При этом взаимодействие предприятий с другими коммерческими субъектами и банковскими учреждениями позволяет сделать данную группировку условной.