Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный и максимальный размер земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы оценить, какого размера выбрать участок, подойдет классическая формула: площадь дома должна составлять не более 1/10 части от площади территории. Таким образом, при желании построить компактный одноэтажный коттедж 100 м², нужно выбирать объект площадью не менее 10 соток.
Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ
1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.
Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.
С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.
Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).
Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».
3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.
Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.
На какие участки предельные нормы площадей не распространяются
Требования по предельным размерам не предъявляются на изымаемые участки.
Земельные участки могут изъять для размещения, например:
-
объектов энергетических систем федеральных и регионального значения;
-
объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи федерального и регионального значения;
-
линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
-
объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения федерального, регионального или муниципального значения;
-
автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.
На какие земли не распространяются предельные значения
Минимальные и максимальные размеры не определяются в отношении участков, которые формируются в процессе их изъятия для нужд государства или муниципалитета в целях размещения конкретных объектов на полученной земле при отсутствии иных доступных вариантов:
- сооружения и сети энергетических систем как федерального, так и регионального значения;
- объекты федерального и регионального уровня: транспорта, связи, путей сообщения, информатики;
- объекты государства или субъекта, которые необходимы для обеспечения оптимальной деятельности субъектов естественных монополий;
- сооружения и сети водо-, тепло-, газо- и электроснабжения муниципальных субъектов;
- дороги для транспортных средств любого уровня.
В дальнейшем, после изъятия, осуществляется перевод земли в другую категорию и определение конкретного градостроительного регламента.
Когда используются нормы
Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.
Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:
- Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
- При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
- Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
- Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.
Минимальный размер участка при разделе земли
Для большинства собственников интересно, а иногда подобный интерес вызван обстоятельствами материального или семейного (развод с разделом имущества) характера: «возможно ли осуществить раздел имеющегося участка земли на два?». Теоретически все возможно. В таком случае большой участок прекратит существовать и образуется два новых самостоятельных участка граничащих между собой. Они подлежат регистрации и оформлению соответствующей землеустроительной документации на каждый.
На деле все обстоит немного по-иному. Не все участки являются делимыми.
Так, если площадь участка не позволяет разделить его на участки, площадь которых будет равняться хотя бы минимально установленной в соответствующем регионе, участок неделим.
А регистрация наделов площадью меньше минимально установленной не производится.
Чтобы узнать минимальный размер земельного участка при разделе
достоверно из первоисточника, предстоит запросить в муниципалитете выписку из действующего на его территории градостроительного регламента относительно Правил землепользования и застройки конкретно той территории.
Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.
- Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
- Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
- Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.
Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.
Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.
Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков под ЛПХ
Для начала уясните, что личное подсобное хозяйство не является коммерческим видом деятельности гражданина. Сельскохозяйственная деятельность ведется с целью производства и последующей переработки произведенного продукта гражданином и его семьей для удовлетворения собственных нужд.
Чтобы начать деятельность по ведению личного подсобного хозяйства, необходимо получить в собственность или стать пользователем земельного надела, который имеет разрешенный вид землепользования для ведения ЛПХ.
Знайте, что приоритетным правом на получение в собственность земли с такими ВРЗ обладают жители сельской местности, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту расположения участка земли.
Если заявление в администрацию поселения передает гражданин России, прописанный в городе, с целью получить территорию в сельской местности под ЛПХ, то администрация поселении принимает положительное решение, если есть свободные земельные наделы или нет спроса на землю.
Если в данном регионе или районе земля пользуется спросом, тогда заявление городского гражданина может быть неудовлетворенно, пока все местные заявители не получат земельный надел.
Учтите, что для ЛПХ можно получить два вида участков земли:
- Приусадебный участок на территории поселения, который используется для следующих действий: Производство сельхозпродуктов;
- Строительство жилого дома для постоянного проживания в нем;
- Строений для осуществления хозяйственной деятельности;
- Иных конструкций капитального строительства и объектов недвижимости, которые разрешено возводить градостроительным регламентом в пределах территории поселения;
- При любом строительстве учитываются нормы противопожарных, санитарных и иных правил;
Последствия превышения нормы
Запрет на превышение максимальных значений площади земельных наделов имеет большое значение в том случае, если земля была получена по специальной государственной программе и поставлена на учёт с одним значением площади, а в процессе межевания участка было установлено, что его площадь значительно увеличилась. Если допустимый размер надела будет превышен, то гражданин получит отказ кадастровой палаты в регистрации.
Для регистрации изменений (увеличения) площади участка в ЕГРН обращается внимание на фактическую площадь и величину её превышения над зафиксированной изначально в документах на участок и в самом ЕГРН. Фактическая площадь не может превышать предельный максимальный размер участков и не может быть меньше минимального размера, установленного в период образования или покупки участка с данным видом разрешённого использования.
Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков под ЛПХ
Участок земли под ведение личного подсобного хозяйства может быть как приобретен вами, так и предоставлен вам в собственность на безвозмездной основе.
В последнем случае, минимальные и максимальные размеры передаваемого вам участка будут ограничены местными законодательными актами, в соответствии с решением государственной власти.
Размеры эти зависят от региона получения вами земли, и могут сильно различаться в разных регионах. Например, в центре Владимирской области предельные размеры составляют соответственно 4 и 15 соток. В Республике же Чувашия такие значения лежат в диапазоне 12-15 соток.
Ограничиваются на законодательном уровне и суммарные площади участков, выделяемых одному собственнику (одной семье или одному личному подсобному хозяйству) – 50 соток в целом.
Местные законодательные органы могут принимать решение об увеличении этого размера, но не более чем в пять раз. К примеру, в той же Владимирской области предельная общая площадь составляет 250 соток, а в Чувашии – 100 соток.
Если вы намереваетесь получить землю от государственных или муниципальных органов, вам следует знать о предельных выделяемых размерах, чтобы избежать досадных недоразумений и верно оценить свои силы.
Минимальная и максимальная площадь земельного участка устанавливается законодательными актами, на федеральном уровне:
- Земельный кодекс РФ – статья 11,9.
- Градостроительный кодекс РФ – статья 30, 6 часть, 1 пункт.
- Государственный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», за номером 123.
- ФЗ за номером 112 «О личном подсобном хозяйстве».
- ФЗ «О крестьянском хозяйстве», номер 74.
- Строительные нормы и правила.
Цель регулирования размеров – почему граждане не могут получать сколько угодно земли – сделать ее использование оптимальной и полезной по максимуму. Кодексы – первая инстанция, которая дает общие требования к решениям, принимаемым на региональном уровне.
Конечным пунктом, где устанавливаются параметры наделов, является муниципалитет конкретного района. Он издает нормативные акты, где четко прописаны цифры. Местная администрация использует в работе градостроительные регламенты и «Правила землепользования и застройки».
На практике в законодательстве используется такой порядок:
- Акты Правительства страны регулируют правоотношения, связанные с землями, принадлежащими федерации.
- Региональные нормативные документы касаются льгот, которые относятся к индивидуальному строительству.
- Постановления местных административных органов действуют по отношению к ИЖС в целом.
Правило, которое должно соблюдаться во втором и третьем случаях – отсутствие противоречий между федеральными законами и актами муниципальных образований.
Что закреплено в законодательстве
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими на федеральном уровне минимальные и максимальные размеры участков под ИЖС, являются Земельный кодекс (ст. 11.9) и Градостроительный кодекс РФ (ст. 30). Предельные значения устанавливаются, чтобы земли использовались наиболее рационально.
Положения данных кодексов содержат требования общего характера, которые должны соблюдаться органами местного самоуправления при издании ими соответствующих нормативно-правовых актов.
Важно! Когда предоставляется земельный участок, который находится в собственности государства, на его размер влияют следующие факторы:
- в отношении участков земли, которые относятся к федеральной собственности, размеры устанавливаются актами Правительства РФ,
- в отношении участков земли, которые выделяются под строительство по льготным условиям, размеры определяются на уровне субъектов РФ,
- в отношении участков земли, которые предоставляются под частную застройку, размеры определяются администрацией муниципального образования.
На уровне субъектов Российской Федерации определяются предельные размеры участков, при этом они должны соответствовать федеральному законодательству.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Установленные параметры должны быть включены в «Правила землепользования и застройки» и градостроительные регламенты.
Как правило, предельные размеры участков под ИЖС различаются в субъектах РФ, составляют от 3-х до 30 соток. Существуют субъекты Российской Федерации, в которых минимальный размер участка в несколько раз превышает средний по стране показатель.
Факторами, оказывающими влияние на пределы площади участка земли, являются следующие:
- площадь субъекта РФ и свободной территории,
- степень развития территории,
- численность населения,
- спрос на участки.
Ограничения площади земельных участков в Московской области
Закон запрещает госрегистрацию объекта, если он не соответствует установленным нормам. Размер земельного участка не может быть больше или меньше. Для каждого конкретного участка устанавливаются определённые размеры, которым он должен соответствовать. И это правило не должно нарушаться, ни при каких обстоятельствах.
Но есть земельные участки, на которые подобные нормативы не распространяются. А именно:
- Выкупаемые наделы из муниципального или государственного владения.
- Территории, которые предназначены для расположения на них государственных и муниципальных объектов.
На таких землях могут располагаться автодороги, объекты транспорта и путей сообщения, региональные электрические системы. Закон устанавливает понятие неделимых земель. Это участки меньше установленного размера.
Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:
- ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
- посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
- изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
- обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» принял решение об отказе в предоставлении регистрационных услуг и постановке на учет определенного объекта недвижимости, основываясь на нормах, указанных в пункте 2 статьи 27 Закона о кадастре, а также в Законе Нижегородской области №58-3, принятом 14 июля 2003 года.
На основании решения суда первой инстанции заявитель получил отказ в удовлетворении указанных требований, в связи с чем подал апелляционную жалобу с требованием об отмене решения суда первой инстанции.
В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.
При этом в другом деле суд апелляционной инстанции принял противоположную позицию, в связи с чем можно отметить, что какой-либо единой судебной практики по использованию законодательных норм при определении минимальных размеров земельных участков на данный момент еще не сформировалось, в связи с чем конечный результат может непосредственно зависеть от особенностей рассматриваемого дела и того, в каком суде оно рассматривается.
Предельные размеры земельных участков
На предельные размеры влияют прежде всего Правила землепользования и СНИПы. Для чего нужно знать предельные размеры земельных участков? Это делается прежде всего для безопасности от пожаров и других негативных воздействий
. Жилой дом, который будет построен на участке, не должен мешать соседям, их постройкам и посадкам.
До соседского жилого строения должно быть достаточное расстояние, чтобы вы не мешали личной жизни соседей, а они вам. Также считается расстояние до дороги и других объектов. Исходя из этих данных рассчитывается размер участка.
На площадь выделяемого надела влияют следующие обстоятельства:
- территория, на которой расположен участок;
- спрос на определенный вид участков;
- общее количество участков;
- особенности региона.
Такие нормативы как минимальные и максимальные размеры земельных участков будут различаться в каждом регионе.