Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начальники полиции попали под сокращение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пресс-центре МВД России прокомментировали информацию о планируемой реформе. По словам представителя службы, в настоящее время действительно планируется сократить некоторые должности. В частности, нужно убрать заместителей начальников, которые дублируют обязанности своего руководства.
Полицию планируют сделать более доступной для населения
Реформу планируют реализовать в рамках закона о полиции. В частности, при ликвидации должностей сотруднику, задающему ее, будет предложено иное место. Трудовое законодательство и иные нормы будут соблюдены.
Авторы реформы ожидают от нее усиление контроля над всеми видами деятельности полиции, сделать ведомство более доступным для населения.
В настоящее время решение о проведении модернизации пока не является окончательным. Для разработки единой целесообразной позиции проект направлен в регионы для ознакомления и предоставления личного мнения.
Бюджеты СК и прокуратуры
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.
Порядок организационных мероприятий, связанных с сокращением
Увольнение из органов МВД по сокращению, то есть если упраздняется должность в органах внутренних дел, которую замещает сотрудник, или подразделение расформировывается, мало чем отличается от аналогичных процедур в гражданских сферах производства, организациях и учреждениях.
Но все же, с учетом специфики деятельности, есть свои нюансы.
Рассмотрим пошаговые действия подробнее.
- Прежде всего, должно быть принято обоснованное решение вышестоящего руководства о необходимости приведения штатного расписания к определенным нормам.
- Новое штатное расписание утверждается письменным распоряжением, что является основанием издания приказа о предстоящем сокращении должностей или численности служащих органов МВД.
- На заседании специально созданной комиссии, рассматривая личные дела кандидатов, которые могут быть уволены по сокращению, с учетом:
- уровня квалификации;
- выслуги лет службы;
- личных качеств, отношения к выполнению служебных обязанностей;
- преимущественных прав быть оставленными в рядах органов внутренних дел, включая наличие доступа к государственной тайне на постоянной основе, выбирают лиц для расторжения контракта по сокращению.
- В соответствии с требованиями п.п. 1п. 2 ст. 85 ФЗ № 342, за два месяца минимум до предстоящего увольнения, кандидаты, попавшие в список сокращаемых лиц, уведомляются в письменном виде о предстоящих изменениях (под личную подпись).
В случае отказа расписываться в уведомлении, составляют соответствующий акт за подписью нескольких свидетелей. - Нормы трудового законодательства обязывают работодателя предложить попавшему под сокращение работнику перевод на имеющиеся вакансии, вплоть до рабочих профессий и должностей, востребованных в структурных подразделениях, на удаленных расстояниях или в другой местности, если это условие оговорено в коллективном договоре.
- Заметим, что, согласно ст. 36 ФЗ № 342, законодатель акцентирует внимание на особенностях прохождения дальнейшей службы сотрудников органов МФД в случае штатных изменений.
Например:- в течение двухмесячного периода службы, оставшемуся после полученного уведомления до увольнения по сокращению может быть проведена внеочередная аттестация сотрудников МВД для возможности оценить степень их квалификации и продолжения службы в другой должности;
- предлагают перевод на замещение иной должности с учетом уровня квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел страны;
- дается направление на обучение для получения дополнительных профессий;
- с письменного согласия сотрудника, в случае ликвидации территориального подразделения органа внутренних дел либо при сокращении замещаемой должности, служащий зачисляется в органы федеральной исполнительной власти МВД.
- По истечении двухмесячного срока, с сотрудниками, не согласившимися переобучаться, быть переведенными для замещения вакантных должностей, по письменному распоряжению руководства контракт разрывается.
- С приказом об увольнении под личную подпись знакомят заинтересованных лиц.
В случае отказа от подписи, составляется соответствующий акт. - На руки сотруднику, попавшему под сокращение, в последний день службы выдают трудовые документы и выплачивают причитающиеся денежные суммы.
Увеличение выслуги лет в полиции с 20 до 25 лет с 2023 года: свежая информация
Множество печатных и интернет-СМИ уже не раз публиковали сведения о том, что государство планирует увеличить выслугу лет в МВД до 25 лет с 1 января. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что обсуждение этих изменений для минимальной выслуги в полиции ведутся довольно давно — первоначально такая мысль была озвучена еще в 2013 году.
Как следует из официальных выступлений Премьер-министра, а также министра финансов, министра внутренних дел, описываемый законопроект вполне себе готов, однако его одобрение находится на завершающей стадии.
Всё-таки силовые ведомства являются надежной опорой государственной власти и резко поднимать стаж для льготной пенсии никто не хочет. Такая мера способна оттолкнуть от привлекательной службы в МВД некоторых молодых сотрудников, поэтому если и будут увеличивать выслугу, то делаться это будет более аккуратно.
Тем не менее вопрос о повышении выслуги лет до 25 в органах внутренних дел стоит на повестке дня и к нем будут обращаться в случае, если цены на нефть резко снизятся. Поскольку наполнение госбюджета зависит от профицита, получаемого от высоких цен на «черное золото». И если такого профицита не будет, то и дополнительных денег на выплату льготных пенсий силовикам может не остаться.
А раз экономика ухудшается уже много месяцев — вероятность принятия этой реформы — это уже дело свершившееся.
Чего ожидать от предстоящей реформы МВД
Инициатива по снижению численности работников силовых ведомств была предложена Михаилом Мишустиным в конце октября 2020 года в информационном издательстве ТАСС. На обсуждение были вынесены следующие вопросы, которые нашли поддержку среди депутатов:
- объединить несколько ведомств под управление МВД;
- из-за этого сократить численность состава служащих на 1/10;
- поднять сумму выплачиваемого довольствия, напрямую учитываемого при расчёте военной пенсии, до 80%;
- исключить возможность роста пенсий бывшим военнослужащим менее чем на 2% ежегодно;
- до 25 лет увеличить максимальный период времени службы, необходимый для назначения пенсионного обеспечения;
- увеличить срок использования вещевого имущества;
- создать единую структуру, которая будет курировать техническое обеспечение личного состава, заниматься финансовой и хозяйственной деятельностью.
Глава МВД России делает систему управления МВД менее громоздкой
В МВД России готовится реформа управленческого аппарата, которая предусматривает ликвидацию должностей начальников полиции, которые одновременно по штату являются заместителями начальников территориальных и межрегиональных управлений министерства.
Как следует из документа, реформа началась после анализа работы начальников управлений и главков МВД в регионах России и на районных уровнях, а также в межрегиональных органах министерства (управления на транспорте).
Эксперты организационно-штатного управления МВД России выяснили, что у начальников упомянутых структур есть заместители, дублирующие функции руководства. Такими дублерами сейчас являются начальники полиции, их заместители, а также заместители начальников территориальных органов по общим вопросам.
Предлагается, что после реформы у каждого начальника управления МВД останется два ключевых подчиненных — заместитель по оперативной работе и заместитель по охране общественного порядка.
В случае одобрения главой МВД Владимиром Колокольцевым реформа вернет в правоохранительную систему структуру, известную с постсоветского периода. Так, до переименования в полицию у начальника территориального органа МВД России было три ключевых заместителя — начальник криминальной милиции (КМ), начальник милиции общественной безопасности и начальник следственного управления. После переименования функционал начальника КМ был расширен, что привело к управленческому дисбалансу.
Порядок увольнения сотрудников МВД в 2022 году
В связи с тем, что реформа МВД предполагает сокращение численного состава на 10%, некоторые сотрудники ведомства попадут под увольнение. В Министерстве уверяют, что процедуру произведут с учетом норм трудового законодательства и других НПА.
В частности, сокращение производят в следующем порядке:
- Руководство принимает соответствующее решение. На этом этапе готовят список служащих, которые попадут под увольнение.
- За 2 месяца до предполагаемой даты сокращения сотрудника в письменном виде под его роспись уведомляют о будущем увольнении. При этом, человека должны направить на врачебную комиссию.
- Далее руководитель разъясняет сотруднику его права, предлагает иные должности на выбор. Если работник отказывается, то его сокращают сразу после того, как истечет двухмесячный период после предоставления оповещения.
- Руководитель подписывает приказ о сокращении сотрудников. С документом под роспись знакомят всех увольняемых служащих.
На последнем этапе с бывшим работником МВД рассчитываются. Последняя «зарплата» включает в себя оклад, премию, выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск.
Кого коснется сокращение: вневедомственная охрана сократится больше всех
Среди прочих, больше всего сокращениям подвергнется вневедомственная охрана. Упразднены будут многие руководящие должности, увольнению подлежат также штатные сотрудники.
Ряды следователей, занимающих свои должности на данный момент, также ждут серьезные перемены. Их число будет сокращено, а к оставшимся сотрудникам будут применяться большие требования, уволят и часть сотрудников ГИБДД.
Функции данных силовых ведомств будут перераспределены таким образом, чтобы сократить финансирование и улучшить показатели работы.
Разаттестация в меньшей мере коснется сотрудников патрульно-постовой службы, сотрудников районных отделов и оперативников вместе с участковыми инспекторами. Не затронет реформа и сотрудников социальных подразделений.
Пенсия по выслуге лет в системе МВД
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
- те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
- те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
- при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
- при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Из официальных источников
В ответ на многочисленные вопросы по животрепещущей теме приводятся красноречивые цифры:
- проект федерального бюджета на ближайшее экономическое трехлетие включает упоминания о выделении на нужды МВД 20 млрд руб.;
- в этот же период ведомство получит более 21 млрд руб. дополнительных ассигнований, предназначенных для роста денежного довольствия – в основном это запланировано на 2021 год;
- уже составлен график оптимизации штата (местных органов – сокращение на 10%, центральных – на 5%), об этом сообщил российский премьер-министр;
- основная часть сокращений приходится на органы ГИБДД, которым взамен выделяются средства автоматического наблюдения и фиксации правонарушений.
Кого уволят из МВД в 2021 году
Председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин поведал про то, каким образом станет осуществляться процесс массового сокращения в Министерстве внутренних дел. Стартует она с 1 января следующего, 2021 года. Сперва в правительстве будет создана рабочая группа, которая станет заниматься данным вопросом.
Процент, на который будет сокращен личный состав МВД, будет зависеть от конкретного департамента. В центральном аппарате Министерства внутренних дел запланировано уменьшить число работников на 5%. В территориальных органах оптимизация будет осуществлена на 10%.
Как рассказал премьер-министр Михаил Мишустин, осуществление оптимизации не значит, что множество людей будут лишены работы. По состоянию на декабрь 2020 года около 18% рабочих единиц в МВД остаются вакантными. Возможно, что осуществлена оптимизация будет посредством свободных позиций.
Осуществление реформы в МВД коснется также и простых граждан. С 1 апреля следующего, 2021 года направлять уведомления в Министерство внутренних дел любой российский гражданин будет иметь возможность посредством портала сайта Госуслуг.
Мишустин объявил о сокращениях в МВД РФ
Расторжение трудового договора с сотрудником не может произойти без окончательного расчета с ним. В последний рабочий день работнику необходимо перечислить все полагающиеся ему финансы. В случае сокращения к обязательным выплатам будут относиться следующие:
- Заработная плата сотрудника за отработанный им период.
- Компенсация за его отпуск.
- Выплата выходного пособия.
- Размер среднего заработка на время поиска новой работы.
- Возможная дополнительная компенсация в том случае, если произошло увольнение до истечения пары месяцев с момента уведомления.
Численность сотрудников органов внутренних дел планируют сократить на 10%. Это должно произойти за счет перевода сотрудников подразделений, которые не участвуют в правоохранительной деятельности (медицинские, учебные, кадровые, финансовые и т. д.), в разряд гражданских служащих. Также по принципу «елочки» планируется сделать соотношение количества начальников к количеству подчиненных.
Аттестацию проходят все сотрудники МВД. Она представляет собой специальную процедуру для подтверждения квалификации. Как гласит закон «О службе в органах внутренних дел» статья 33, то аттестация должна проводится один раз в 4 года. Но, также может быть проведена внеочереди по указу от властей.
Разаттестация считается новым термином. Она используется для сокращения сотрудников, и была создана для проведения текущей реформы, которая запустилась год назад. В зависимости от полученных результатов, некоторые будут переведены на соответствующие должности, а другие подвергнуться увольнению. На данный момент СМИ утверждают, что разаттестацию пройдут как минимум 110 000 человек.
В текущем году реформа начинает набирать обороты. За пять дней до начала процедуры аттестации все сотрудники получат уведомление. При этом, как заявило правительство, проводить разаттестацию будет независимая комиссия.
Но так ли это? В законе прописан пункт, где в комиссии принимают участие местное начальство. То есть, начальники в регионах будут собирать сведения о своих же сотрудниках. Будет ли проверка справедливой? А если определенный человек просто не ладит с вышестоящим лицом? Тогда, вероятно, такой сотрудник просто не пройдет проверку.
Хотя, если сотрудник продемонстрирует хорошие результаты – сдаст компьютерный тест, покажет физическую подготовку, то предвзятое отношение неприветливого местного начальника не окажет никакого влияния. Поэтому, если вы хотите сохранить службу, то достаточно показать соответствующие результаты. При этом вас могут запросто поднять по службе или отправить работать в другое подразделение. Увольнение коснется тех, кто не сможет справиться с заданиями.
Проводимая реформа серьезно сократит число сотрудников в МВД. Кто попадет под сокращение?
- Штатные психологи.
- Сотрудники отдела кадров.
- Финансовые работники, включая бухгалтеров в полицейском управлении.
- Медики, трудящиеся в ведомственных больницах.
- Сотрудники, отвечающие за выдачу паспортов, водительских прав, или занимающие должность в миграционной службе.
Сейчас уже начали сокращать работников отделов, отвечающих за экстремизм на региональном уровне. Теперь их полномочия обязуется выполнять Российская гвардия, которая теперь также занимается оперативно-розыскными делами, связанными с мерами борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Также реформа не обошла стороной и вышестоящих должностей. Например, работы лишился министр юстиции России Сергей Герасимов. Такое событие не стали освящать слишком сильно, и никто не огласил причину ухода в отставку. Хотя сам министр ранее и утверждал, что в первую очередь реформу требуется проводить с высоких уровней, объясняя это поговоркой – «рыба гниет с головы».
Кого затронут сокращения в МВД России в 2021 году
Пока проект реформирования силовых органов (он затрагивает далеко не только МВД, а в части пенсий напрямую касается и военнослужащих) выглядит как чисто бухгалтерский расчёт. Буквально в эти дни Госдума принимает бюджет на 2021 год, который будет дефицитным. Многие статьи расходов серьёзно сокращены, и Минфину очевидно поставлена задача искать новые способы экономии.
Выслуга лет – установленный законом стаж работы в вооруженных силах и силовых структурах, по достижении которого полицейский может досрочно уйти на пенсию. Работа в МВД достаточно сложная, сопряжена с риском, высокой моральной и нередко физической нагрузкой. В связи с этим к полицейским применяется льготный порядок расчета трудового стажа. В текущем и вероятнее всего в 2021 году срок выслуги для представителей МВД останется без изменений. Для выхода на пенсию необходимо отработать 20 лет, после чего написать соответствующее заявление.
В 2019 г. в ФЗ-342 «О службе в ОВД РФ» внесен ряд поправок о порядке прохождения службы в полиции. Согласно изменениям выслуга лет не возросла. Основное нововведение – рост предельных сроков службы в МВД. На 5 лет увеличен максимальный возраст работы среднего и высшего начальствующего состава. Майоры и подполковники – с 50 до 55 лет, полковники – с 55 до 60 лет, генералы – с 60 до 65 лет. Для персонала с другими званиями предельный возраст работы остался на прежнем уровне.
Мнение руководства МВД сводится к тому, что увеличение выслуги до 25 лет с 2021 года на данном этапе нецелесообразно. Аналогичная позиция и у рядовых полицейских, о чем говорят комментарии на тематических форумах. На фоне роста зарплат более вероятный вариант – сокращение части госслужащих. Полицейские с 2014 года относятся к данной категории, поэтому есть опасения, что часть сотрудников попадет «под нож».
В министерстве панику по этому поводу не поднимают. Для выполнения подобных распоряжений здесь часто прибегают к сокращению вакансий. На бумаге число сотрудников сокращается, но реально никого не увольняют, т.к. удаленные вакансии были призваны закрыть недокомплект кадров. Например, в ГИБДД планируют сократить 2000 чел., но на улицу никого не выгонят за счет удаления незамещенных вакансий в отдельных регионах страны.
Сокращения в отдельных подразделениях полиции необходимы, чтобы усилить миграционные структуры МВД, где существенно увеличилась нагрузка в связи внесением поправок в закон «О гражданстве». Изменения расширили перечень иностранцев, которые могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке, что прибавило работы сотрудникам миграционной службы.
Как только реформу вынесли на обсуждение, всем сотрудникам полиции объявили, что резаттестацию будут проводить независимые комиссии.
На деле это не так – в законе указано о районировании, то есть, в состав комиссии будут входит те же местные начальники.
Справедливостью, конечно, там и не пахнет. Например, начальству необходимо собрать сведения о “достигнутых результатах деятельности по службе”, об “отношении сотрудника к своим обязанностям”, написать служебную характеристику, и так далее. Ясно, что честный сотрудник, который не в ладах с начальством, может попасть под сокращение, а “своего”, конечно, оставят.
Было бы желание провести реальную реформу, это бы сделали силой единой и действительно независимой комиссии из Москвы. Или чтобы районы проверяли друг друга.
И все же шансы у младших сотрудников, а также начальства территориальных подразделений, которых будет проверять вышестоящие комиссии, имеются. Если человек легко пройдет компьютерный тест, покажет хорошие физические результаты, то его могут повысить, либо перевести в другое подразделение.
Еще в законе указано, что сотрудник имеет право предоставить комиссии дополнительные сведения о достигнутых результатах. И, конечно, если он болеет профессией, хочет остаться работать в органах, но зажимается начальством, то должен бороться за свою работу.
Вся процедура по ведомствам давно расписана в кулуарах Министерства МВД. На местах эту информацию стараются не афишировать, поскольку это может повлечь самостоятельный уход ценных сотрудников, которые заранее начнут искать работу.
В 2020 году под внимание комиссий попадут:
- Госавтоинспекция;
- Управление на транспорте;
- Сотрудники управления по вопросам миграции ;
- Сотрудники ведомственных больниц и санаториев;
- Работники кадровой службы;
- Бухгалтера, финансисты, вспомогательный административный персонал;
- Штатные эксперты, психологи;
- Сотрудники автохозяйства и водители;
По большому счету под разаттестацию в той или иной мере попадут все структурные единицы. И оперативники, и дознание, и управление К, и ревизия, и даже пресс-служба с отделом Интерпола.
Но основное внимание будет приковано к тем профессиям, которые не имеют прямого отношения к полицейской работе, а также младшие сотрудники. Именно с них и начнут проверки, чтобы успеть провести сокращение. Основная цель – максимальная экономия бюджета.
Многократно выдвигались предложения о реформе МВД и сокращении числа его сотрудников. Самые последние были озвучены главой «Роснано» Анатолием Чубайсом и руководителем Сбербанка, экс-министром экономики Германом Грефом на Московском финансовом форуме 13 сентября.
Выслуга лет в МВД с 2021 году в России: изменения
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
- те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
- те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
- при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
- при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.
Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.
Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.
Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:
- возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
- наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
- наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).
И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.
И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).
Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:
- повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД;
- увеличение понижающего коэффициента.
В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2020 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.
О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?
Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.
Полицейские не хотят объединяться с приставами и фельдъегерями
На текущий момент реформа находится в стадии законопроекта, ее положения обсуждаются, постоянно вносятся коррективы. Пока однозначно можно сказать, что часть направлений будет реализована уже до конца 2019 года. Рассмотрим несколько аспектов, которые либо уже достоверно известны, либо их применение приближенно к ста процентам:
- Часть штата МВД будет включена в структуру МЧС.
- УБДД будет расформировано, а ГИБДД объединено с патрульной службой.
- Появится новое подразделение МГБ, направленное на борьбу с коррупцией внутри ведомства.
- Все медицинские учреждения будут выведены из МВД и переведены под контроль Министерства Здравоохранения.
Как следствие изменений будет произведен перерасчет льгот и выплат ряду категорий служащих. Сокращение кадрового состава, а также бюджета началось в 2018 году, и продолжиться в текущем. Многие подразделения объединяют или закрывают. При этом предполагается, что реформа положительно скажется на всех объектах.
Как отмечалось выше, на данный момент в структуре ведомства большое количество профессионалов, выполняющих гражданские функции. По решению органов власти подразделения будут выделены из МВД и переданы в подчинение другим министерствам. В частности, к такого рода специалистам относятся:
- кадровики;
- паспортисты;
- психологи;
- медицинский персонал подведомственных учреждений.
Указанный круг лиц потеряет статус полицейских и все причитающиеся привилегии.
Полезно! Страхование сотрудников МВД и подчиненных ведомству структур станет добровольным.
Кадровые корректировки связаны с двумя аспектами:
- Вывод из-под ведомства непрофильных специалистов и целые учреждения.
- Объединение ряда структур.
В том числе обсуждается вопрос объединения ФСИНа и МВД, а также сокращение полномочий ГИБДД.
Полезно! Все изменения, в частности, сокращение штата вневедомственной охраны, будут реализовываться в течение нескольких лет.
Одна из базовых задач — снизить количество персонала, который числится в структуре МВД. Достигаться данная цель будет следующими методами:
- Объединение ведомств. Для снижения количества управленцев, а также начальников разного уровня без ущерба для рядового персонала планируется сократить число структур путем слияния существующих. Изначально нововведение должно было коснуться ГИБДД и патрульной службы, но реализацию отложили в связи с Чемпионатом Мира по футболу.
- Перераспределение обязанностей. На текущий момент такие задачи, как выдача паспортов или водительских прав, реализуется сотрудниками МВД. Планируется передать данные функции МФЦ. А с учетом внедряемого законопроекта по новым паспортам — участие ведомства будет не нужно.
- Изменение статуса части персонала. За счет того, что некоторые категории служащих более не будут подчинены МВД — реализуется сокращение штата. В первую очередь это коснется бухгалтеров, специалистов отдела кадров и криминалистов.
Существенное уменьшение численности ведомства произойдет благодаря переводу медицинских учреждений в подчинение Министерства здравоохранения. Считается, что при таком варианте оценка пригодности служащих будет более объективной. А сами сотрудники учреждений будут под большим контролем со стороны министерства, что стимулирует повышение и их квалификации.
Полезно! Сумма пенсии по выслуге лет тоже увеличится с 50% финансового довольствия до 65% по достижении отработанных 20 лет. Ежегодно законопроектом предусмотрено повышение этой суммы еще на 3%.
На основании целей программы органы власти ожидают следующие результаты:
- Увеличение доходов служащих, а также повышение квалификации рядового персонала и командного состава.
- Более эффективная работа структур, за счет реорганизации отделов, сокращения штата и вывода части подразделений из подчинения МВД.
Также Правительство рассчитывает сократить часть расходов, которые будут направлены на реализацию пенсионной системы. Это будет достигнуто за счет отмены льгот и привилегий для специалистов, выполняющих гражданскую работу.
Реформа МВД реализуется поэтапно и не так громко, как пенсионная, хотя они являются звеньями одной цепи. Необходимость реорганизации ведомства связана с потребностями государства в финансовых средствах, а также с желанием оптимизировать работу ряда структур. Изменения начали внедряться уже, в частности, они коснулись правил набора новых сотрудников — их число существенно сократилось. Часть персонала была переведена в Росгвардию. Пока неизвестно, когда проект вступит в силу в полном объеме, но очевидно, что к концу 2021 многих сотрудников МВД ждут серьезные изменения.
Что пишут про реформу МВД в прессе?
Глава столичной полиции предлагает ликвидировать оперативно-розыскные части как в составе центрального аппарата УУР, так и в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившийся штат сотрудников планируют направить на усиление подразделений в райотделах полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в МВД предложение оценили, но поддержали частично. Эксперты уверены, что кадровая оптимизация будет содействовать профилактике правонарушений и повышению их раскрываемости, а в центральном аппарате в итоге останутся только специалисты высокого уровня.
Серьезная реформа Московского уголовного розыска коснется в первую очередь оперативно-розыскных частей. Их предложено ликвидировать как в составе Главного управления уголовного розыска Главного управления столичной полиции, так и в отделах уголовного розыска УВД по административным округам Москвы. В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева говорится о том, что это предложение поддерживается.
Одобрение у вышестоящего руководства вызвала и идея после упразднения оперативно-розыскных частей в МУРе усилить освободившимися ставками районные отделы полиции. Этот шаг позволит укрепить оперативниками те подразделения, которые, как выражаются сами сотрудники МВД, работают «на земле».
Как следует из документа, в министерстве реформу считают правильной и предлагают распространить ее не только на МУР, но и на Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Обе эти структуры имеют свои оперативно-розыскные части как в Главном управлении МВД по Москве, так и в окружных УВД. «Принятие аналогичного решения о проведении мероприятий по оптимизации организационного построения указанных подразделений» в письме названо целесообразным.
А вот к предложению установить полковничьи звания для начальников отделений и заместителей начальника отдела Управления уголовного розыска столичного полицейского главка в министерстве отнеслись скептически. «Его реализация внесет дисбаланс в сложившуюся шкалу специальных званий по должностям начальствующего состава», — говорится в отзыве замминистра.
В настоящее время Московский уголовный розыск насчитывает шесть оперативно-розыскных частей, в каждой из которых есть начальник и два заместителя, — в сумме как минимум 18 начальников на «полковничьих» должностях. Стоит заметить, что в отделах уголовного розыска окружных УВД есть свои ОРЧ с полковником в должности начальника, то есть еще порядка 70 руководителей на всю столицу. Что станет с теми, кто сейчас управляет оперативно-розыскными частями, в документе не уточняется.
Оценить реорганизацию столичного уголовного розыска «Известия» попросили члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. По его словам, кадровые перестановки положительно скажутся на правоохранительной системе.
— Сейчас есть проблемы с качеством правоприменительной практики, и прежде всего именно «на земле». Поэтому необходимо повышать раскрываемость преступлений, работу института неотвратимости наказания. А для этого нужно проводить достаточно эффективную кадровую политику на местах, с достаточным количеством работников, — заявил он.
Депутат подчеркнул, что в советское время главной задачей органов правопорядка являлось не допустить совершения правонарушений.
— Когда идет речь о подготовке правонарушения, то и участковые, и оперативники должны быть в курсе этого, и своевременно принять меры для его предотвращения. Профилактика правонарушений выгодна и государству, и потенциальным потерпевшим, — пояснил Анатолий Выборный.
Что касается полковников, то депутат отметил, что после реорганизации в правоохранительной системе останутся только специалисты с большой буквы.
— Уверен, руководство обязательно позаботится, чтобы они остались в системе на своем месте. Главное, чтобы не было той лишней прослойки, которая не знает, чем заняться, а придумывает разные вещи, создающие проблемы и коллегам, и гражданам. Недавние события с журналистом показали, что такая прослойка есть и ее нужно убрать, — сказал Анатолий Выборный.
По словам председателя Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина, Московский уголовный розыск давно нуждался в реорганизации.
— В последнее время сотрудники МУРа выполняли некую контролирующую функцию за территориальными подразделениями, в то время как там наблюдается сильная нехватка кадров. Например, в оперативно-разыскной части УВД ТиНАО из 66 сотрудников по штату набрано только 30, а фактически работают 15 из них, — рассказал «Известиям» Михаил Пашкин.
Он отметил, что оставшиеся без работы полковники, скорее всего, предпочтут уйти на пенсию, чем начнут работу «на земле». Освободившиеся финансы при этом также можно будет потратить на укрепление территориальных подразделений.
Также, в рамках реформы МВД РФ с 2020 года оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел, а право принятия процессуальных решений по преступлениям передать следователям. Такую рекомендацию для учета в оперативно-служебной деятельности первый замначальника ГУУР МВД РФ генерал-майор полиции Александр Фролов направил руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД (документ есть в распоряжении «Известий»). Актуальность своей инициативы он объясняет тем, что 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает их основной работе — раскрытию преступлений. К тому же частые нарушения при отказе в возбуждении дел снижают доверие общества к полиции. Такой вывод был сделан по итогам внутриведомственного исследования. О его результатах уже доложено министру внутренних дел РФ генералу полиции Владимиру Колокольцеву.
Сейчас сотрудникам уголовного розыска (УР) и управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) приходится изучать сообщения о преступлениях, проводить доследственную проверку и принимать решения о возбуждении уголовного дела. Из документа следует, что это негативно сказывается на исполнении оперативниками основных обязанностей — им не хватает времени на предупреждение и раскрытие преступлений, работу с источниками информации. Кроме того, такая практика нарушает принцип законности при принятии процессуальных решений и снижает доверие граждан к работе полиции.
По данным, которые приводит в своем письме генерал-майор Александр Фролов, почти в половине территориальных отделений МВД сотрудники УР всё чаще отказывают в возбуждении уголовного дела. С 2014 по 2018 год они отменили более 1,2 млн постановлений, а возбудили лишь 216 тыс. уголовных дел, которые в основном были приостановлены из-за отсутствия доказательной базы.
«Сложившаяся негативная практика противоречит правилу регулирования уголовно-процессуальных отношений, закрепленному в ст. 41 УПК РФ, которое запрещает производство дознания лицам, проводившим оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию преступлений», — сообщил Александр Фролов.
Он подчеркнул, что с этим соглашаются и в Генпрокуратуре (постановление от 25 мая 2016 года № 69-21-2016). Там тоже считают, что для полицейских «процессуальная деятельность не является основной по должности».
То, что с оперативников необходимо снять процессуальные функции, показал и опрос, проведенный Главным управлением уголовного розыска МВД России вместе с ФГКУ «ВНИИ МВД России», результаты которого привел Александр Фролов. В исследовании принимали участие более 1,2 тыс. сотрудников УР в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском и Камчатском краях, а также в Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Омской и Ярославской областях.
Практически 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает им раскрывать преступления, осуществлять оперативно-профилактическое наблюдение за ранее судимыми и выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.