Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все про транспортный налог для физических лиц в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Новые льготы на транспорт в 2022 году
В пакете мер поддержки граждан, который был принят в связи с ростом санкций и ограничений со стороны Европы и США, введена новая льгота для физических лиц по транспортному налогу.
Раньше, сборы проводились с владельцев автомобилей, стоимость которых превышает отметку в три миллиона рублей. Теперь же цифры изменились: если вы не относитесь к другим льготникам, то будете платить налог, только если машина стоит дороже десяти миллионов рублей.
Такое решение принято вместе с другими мерами поддержки для того, чтобы обезопасить граждан в связи с растущим уровнем инфляции и резко возросшим уровнем потери доходов.
Процедура подтверждения та же: нужно подать заявление в налоговую с документами, которые подтверждают, что стоимость машины не превышает нового установленного порога.
Получить юридическую помощь по налоговым льготам можно на нашем сайте.
Налоговые ставки на ТС в настоящее время
Как правило, каждый автолюбитель знает параметры своего автомобиля, поэтому узнать размер выплаты не составляет для него труда. Обязательный взнос за машину имеет фиксированную ставку, которая рассчитывается по трем основным критериям:
- Количество лошадиных сил в моторе;
- Год выпуска ТС и его тип;
- Социальный статус владельца автомобиля (некоторые физические лица освобождаются от выплаты транспортного сбора).
В зависимости от перечисленных значений, точную сумму налога на авто в 2019 году можно рассчитать по следующей таблице:
Тип транспорта | Мощность двигателя (в л. с.) | Размер пошлины в руб. (за каждую лошадиную силу) |
---|---|---|
Легковой автомобиль | До 100 | 12 |
От 100 до 125 | 25 | |
От 125 до 150 | 35 | |
От 150 до 175 | 45 | |
От 175 до 200 | 50 | |
От 200 до 225 | 65 | |
От 225 до 250 | 75 | |
Более 250 | 150 | |
Мотоциклы и скутера | До 20 | 7 |
От 20 до 35 | 15 | |
Более 35 | 50 | |
Пассажирский транспорт (автобусы и маршрутное такси) | До 110 | 15 |
От 110 до 200 | 26 | |
Более 200 | 55 | |
Грузовики | До 100 | 15 |
От 100 до 150 | 26 | |
От 150 до 200 | 38 | |
От 200 до 250 | 55 | |
Более 250 | 70 |
Помимо отмены взыскания за автомобиль, водители активно обсуждают и возможное повышение транспортного налога в 2019 году. И это вполне актуальная тема. Ведь даже если текущее обложение заменят на экологический сбор, владельцев старых ТС, не отвечающих стандартам ЕВРО4, будет ждать существенное увеличение ежегодного взноса.
Важно знать! Если же налог на машину все-таки останется, то повышать его правительство РФ не собирается.
На сегодня поступающих в казну денег вполне достаточно для своевременной замены дорожного покрытия, обновления разметки и монтаж знаков. А для повышения установленного тарифа должны наступить определенные обстоятельства.
Мы узнали, отменят ли транспортный налог и когда ждать роста его текущей стоимости. В заключение стоит добавить, что упомянутые затраты направлены исключительно на создание комфорта и безопасности передвижения самих водителей. Поэтому обязательный сбор игнорировать не нужно.
Если автомобиль продан, а на него продолжают начислять транспортный налог, что делать?
Транспортный налог начисляется человеку, на имя которого зарегистрирован автомобиль. должен тот человек, на чье имя автомобиль зарегистрирован. Согласно Налоговому кодексу, пошлина привязана именно к факту регистрации автомобиля. Поэтому при продаже автомобиля убедитесь, что новый собственник составил заявление в ГИБДД на изменение регистрационных данных. По закону покупатель должен обратиться в Госавтоинспекцию в течение 10 дней после приобретения авто. В течение последующих 10 дней ГИБДД направляет данные в налоговый орган, который перестает начислять налог бывшему владельцу.
Поэтому бывшему владельцу автомобиля в течение 14-20 дней после продажи нужно проверить сведения о регистрации автомобиля. Если данные не поменялись, необходимо самостоятельно написать заявление в ГИБДД о прекращении учета автомобиля, приложив договор купли-продажи. Об ошибках и ложных начислениях после контакта с ГИБДД стоит сообщить в налоговый орган. В течение 10 рабочих дней там произведут перерасчет.
Отменили ли транспортный налог в 2023 году?
В нынешней форме транспортный налог не устраивает большинство населения нашей страны. Плата за пользование дорожной инфраструктурой взимается за весь год, однако, многие используют автомобиль лишь сезонно, или от случая к случаю.
Поэтому, чтобы угодить своему электорату, депутаты Государственной думы регулярно обсуждают возможность отмены транспортного налога в 2022 году. Как такового законопроекта еще не существует, однако, дискуссии по этому поводу ведутся постоянно. Его предлагают заменить другими видами платежей.
Совсем недавно президент России Владимир Путин выступил с инициативой об отмене традиционной формы транспортного налога для владельцев легковых автомобилей. Рассмотреть данную инициативу депутаты должны на осенней сессии собрания Госдумы, хотя ранее планировалось рассмотреть этой весной.
Основной причиной отмены транспортного налога является всеобщее недовольство автомобилистов формой сбора. Большинство выступает за справедливую плату, согласно количеству пользования автомобилем. Многие выступают за равноправие в этом вопросе. Остро также стоит проблема у тех, кто имеет несколько автомобилей, ведь они не могут одновременно пользоваться сразу всеми, а плату взимает государство за каждый в полной мере.
Из этого можно сделать вывод, что транспортный налог для легковых автомобилей не отменен, хотя не все потеряно.
Транспортный налог на авто в России, несмотря на свою «региональную прописку», регулируется и федеральным законодательством, и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации. Основу законодательства о ТН, безусловно, составляет Налоговый кодекс РФ. В частности, глава 28 НК определяет круг налогоплательщиков и транспортные средства, с владельцев которых взимается ТН, налоговую базу, общие ставки (которые, к слову, могут быть изменены) и сроки уплаты для граждан, а также ряд других общепринятых нормативов, относительно порядка внесения платежей.
В это же время, конкретный налог на транспорт согласно ст. 356 НК устанавливается законодателями в регионах самостоятельно. Правда, в пределах общей налоговой ставки, установленной НК и зависимой от мощности двигателя. Когда вопрос касается уплаты ТН юридическими лицами, регионы также определяют порядок и сроки внесения налоговых платежей. Мало того, местным законодателям предоставлено право установки дополнительных налоговых льгот для своих граждан и оснований для их использования.
Сроки оплаты и возможные штрафы
При отсутствии льгот, наличии скидки требуется оплачивать транспортный налог ежегодно до 1 декабря текущего года. Присланное уведомление содержит все необходимые реквизиты для перечисления денег, включая QR-код.
За неуплату транспортного налога предусматривается штраф в размере 20% от его суммы. Административное наказание удваивается в случае, когда сотрудники ФНС докажут, что собственник авто умышленно проигнорировал законные требования. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня 1/300 от ставки рефинансирования.
Для проверки своевременного получения уведомления можно воспользоваться сервисом “Автоналоги”. Здесь нужно ввести данные ИНН, нажать кнопку «Проверить налоги».
Оплатить транспортный налог можно через любой банк или банкомат. Кроме того, платеж достаточно просто провести через интернет с помощью сайта «Госуслуги». При игнорировании обязательной оплаты ФНС в течение 3 месяцев присылает требование соответствующей формы. После этого нужно обязательно внести нужную сумму за 8 дней. Если этого не сделать, то задолженность будет взыскиваться через суд.
Стоит ли ждать отмены транспортного налога?
Вопрос, когда отменят транспортный налог в России, так или иначе снова становится актуальным примерно через каждые полтора года. Это объясняется нежеланием населения платить за пользование машиной, особенно учитывая, что пользование и обслуживание авто тоже выходит «в копеечку».
В РФ наиболее заинтересованные в отмене ТН граждане — это те владельцы авто, что пользуются транспортным средством довольно редко. Платить налог приходится так же, как и всем, но это не совсем честно, если учесть время простаивания в гараже. Особенно это касается владельцев сразу нескольких машин: налог приходится платить за каждую, а вот пользуется человек зачастую лишь одним авто.
Правительство РФ тоже понимает, что нынешняя система несколько несправедлива. Совсем убирать ТН точно не будут, потому что он слишком необходим муниципалитетам и федеральному бюджету для планомерного развития страны. Однако, на серьезное рассмотрение вынесен вопрос о замене нынешнего формата налога на новый, уже реализованный в ряде стран Европы.
Его суть в том, что налог включается в стоимость бензина. Тогда учитывается не только мощность машины (чем она больше, тем выше расход бензина — соответственно, больше денег поступает в казну), но и время/активность пользования транспортным средством. Для тех, кто машиной пользуется очень часто, размер скрытого налогообложения практически не изменится — он может лишь незначительно уменьшиться или немного вырасти. Но вот для тех, кто ездит редко, закон сэкономит многие тысячи рублей.
Ввод подобного закона не стоит ожидать ранее 2020 года, но еще более вероятно, что он может быть создан и подписан лишь к 2024 году. В это время в России будут проводиться выбора Президента РФ. Власти практически всегда стараются выпустить незадолго до выборов несколько законов, увеличивающих популярность партии у населения. До тех пор сохранение старого закона выгоднее: денег государству он приносит больше, а население вроде бы привыкло.
В чем несправедливость транспортного налога
Главная претензия к данному виду налога в том, что он собирается со всех собственников транспортных средств в более или менее равных долях.
Да, владельцы более дорогих и мощных автомобилей действительно платят налог выше, чем собственники бюджетных малолитражек, но налог в любом случае не учитывает то, насколько интенсивно человек использует транспортное средство.
Получается так, что налог, который собирается для того, чтобы содержать российские дороги, одинаков для тех, кто серьезно нагружает эти дороги и для тех, кто пользуется автомобилем несколько раз в год.
Более справедливым вариантом было бы содержать российскую дорожную сеть на средства, собранные в качестве топливного акциза.
Акциз, который включается в стоимость бензина, как замена транспортного налога — оптимальное решение. Те, кто ездит часто и много, покупает больше топлива. Те, кто владеет автомобилями с мощными двигателями, соответственно, также заправляются чаще и больше, чем водители малолитражек.
В данный момент государство и собирает акцизы на топливо, которые постоянно растут, и не забывает раз в год присылать собственникам транспортных средств платежку по транспортному налогу.
Когда отменят (и отменят ли вообще) транспортный налог в России
Идея отмены транспортного налога в России появилась в 2020 году. Периодически всплывает она в 2020 году и, по всей видимости, продолжит это делать в 2020-м. Такие предложения рассматриваются уже на протяжении ряда лет, потому что налог считается весьма неэффективным и несправедливым.
Первое обусловлено его плохой собираемостью. Она составляет всего 40–50%.
Второе связано с установленным порядком расчета. Сейчас основным фактором, от которого зависит размер налога, является мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.
Поэтому выходит, что владелец платит не за использование транспортного средства, а за факт владения им. Ведь вне зависимости от того, ездил автомобиль или стоял в гараже, налог начисляется одинаково. А это идет вразрез с сутью налога, который должен являться платой за пользование дорогами.
Все это и порождает различного рода инициативы по отмене транспортного налога (ТН) и его замене более эффективным инструментом. Не сомневаемся, что когда-то это все же произойдет, но в настоящий момент когда отменят транспортный налог в России,не ясно.
О том, как различаются принципы уплаты налога на транспорт для юр- и физлиц, читайте в статье «Порядок и сроки уплаты транспортного налога в 2020 — 2020 годах».
Платят ли транспортный налог владельцы электромобилей
НК РФ определено, что лицами, освобожденными от уплаты налога на транспорт, являются:
- участники, инвалиды и ветераны ВОВ, в том числе и узники концлагерей и гетто;
- герои СССР и РФ, граждане, имеющие Ордена Славы различной степени;
- инвалиды и ветераны – участники боевых действий;
- инвалиды 1 и 2 группы;
- участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получившие дозу облучения;
- участники испытаний ядерного и термоядерного оружия;
- пенсионеры, получающие государственную пенсию (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, если стаж заработан в условиях Крайнего Севера, то, соответственно 55 и 50 лет);
- один родитель или опекун многодетной семьи;
- один родитель или опекун ребенка-инвалида;
- собственники угнанных машин;
- обладатели транспорта, чья мощность меньше 70 л.с.