Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно оформить Европротокол при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?
Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!
Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.
И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?
Что делать после заполнения европротокола?
После заполнения европротокола в 2023 году извещение направляется в страховую компанию не позднее 5 суток с момента совершения ДТП. Каждый водитель предоставляет свой бланк протокола в фирму, в которой он обслуживается. Но это ещё не всё. Вы должны подтвердить, что не превысили 5-дневный срок подачи извещения. С этой целью надо забрать копию с отметкой о принятии документа. Если вдруг страховая компания решит открыть спор о несвоевременности сообщения о дорожно-транспортном происшествии, такая отметка будет как нельзя кстати.
Обратите внимание, что в 2023 году первые 15 дней с момента происшествия и оформления европротокола отправлять машину в ремонт нельзя. Это не должно вызвать каких-либо неудобств, т. к. основанием для европротокола служат незначительные дефекты типа царапин и небольших сколов. А потому вы сможете без проблем передвигаться на своём автомобиле и дальше по городу.
Штраф за неоформление извещения
В 2023 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
Как выглядит бланк европротокола?
Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного — каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому — копия.
Штраф за неоформление извещения
В 2022 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
Европротокол представляет собой специальный бланк. Его выдают в страховой компании, когда автовладелец оформляет полис. Он позволяет оформить произошедшее ДТП без привлечения представителей ГИБДД, что значительно упрощает всю процедуру. Заполняют Европротокол самостоятельно, указывая основные сведения, касающиеся аварии. С ним потерпевший имеет право обратиться в страховую компанию, где проведут свою оценку и назначат размер компенсации.
Впервые такая возможность появилась в России в 2009 году. Бланк назывался извещением о ДТП и юридически имел статус официального документа. Смыслом его применения было упрощение оформления аварий, снижение риска для других участников дорожного движения и сокращение пробок.
Сколько может выплатить страховая компания по европротоколу
Что делать если виновник не едет в страховую
Это все выполняется в автоматизированном режиме, к бумажной волоките отношения не имеет. по возможности стоит собрать максимум доказательной информации о ДТП сделать фото- или видеозапись, где будет виден общий план расположения автомобилей после ДТП, фотографии каждого из автомобилей с четко видимыми номерными знаками, следы торможения, если таковые есть, а также все поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения; кроме того, можно собрать контакты и показания свидетелей ДТП, а при наличии записи происшествия с видеорегистратора также сохранить ее в качестве доказательной базы. Тем не менее, порядок действий виновника аварии и пострадавшего по Европротоколу достаточно прост для запоминания и включает в себя следующие шаги:
Однако если виновник отказывает, то пострадавшая сторона все равно получает выплату.
Каким образом оформляется европротокол
Предварительные действия:
- Остановиться, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки (не менее чем за 15 метров, если авария случилась в населенном пункте, и не менее чем за 30 метров, если авария случилась вне населенного пункта).
- Убедиться, что участники аварии не пострадали, не имеют претензий друг к другу относительно того, кто виновник ДТП. Желательно сделать фото- и видеозаписи всех повреждений, а если есть свидетели – записать их показания и взять контактные данные.
- Самостоятельно заполнить документы. Оформить европротокол можно на бумажном бланке (выдается при оформлении ОСАГО) или в электронном виде в одном из приложений (их несколько, они имеют разный функционал).
Что необходимо сделать водителю после того как он попал в аварию
Зачастую автолюбитель при попадании в ДТП сразу расстраивается и забывает, что нужно делать. На самом деле все очень просто.
Водитель, который попал в аварию, должен:
- Остановится. Самое главное, что следует сделать – это прекратить движение и оставить авто в таком состоянии до тех пор, пока аварийный случай не будет зафиксирован.
- Поставить знак аварийной остановки. Согласно правилам, знак должен находиться не менее 15 метров от транспортного средства.
- Сделать фотографии. Главное – это сделать общий снимок, детально повреждения и автомобили с номерным знаком.
- Взять координаты свидетелей и уточнить, есть ли поблизости камера видеонаблюдения.
- Оформить извещение.
Ключевые пункты европротокола
Европротокол заполняется с двух сторон обоими участниками ДТП, а содержит он следующие пункты:
Сторона | Графа № | Название | Информация |
---|---|---|---|
Лицевая сторона | 1 | Место ДТП | Указывается точное место, где произошло ДТП. Если ДТП произошло рядом с каким-либо домом — указывается точный адрес этого дома (улица и номера). Если авария произошла на перекрестке — указывается название улиц. Если авария произошла за пределами населенного пункта — указывается название трассы, километр и направление движения. |
2 | Дата ДТП | Указывается точная дата ДТП — год, месяц, число и точное время. | |
3 | Количество поврежденных ТС | Нужно обязательно поставить число «2». Если же в ДТП было повреждено более 2 машин, то придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
4 | Количество раненых и погибших | Нужно в обеих ячейках поставить прочерк — если в ДТП кто-либо пострадал или даже погиб, то придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
5 | Проводилось ли освидетельствование участников аварии на состояние опьянения? | Здесь нужно выбрать пункт «Нет», поскольку отправить на освидетельствование может только сотрудник ГИБДД | |
6 | Материальный ущерб, нанесенный другим ТС | Тут нужно выбрать «Нет» в обоих случаях. Если же было повреждено другое ТС и/или имущество третьего лица, то в таком случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
7 | Свидетели | Желательно в этом пункте указать хотя бы 1-2 свидетелей ДТП (в случае возникновения спора страховая компания может опросить свидетелей). Необходимо указать их полное имя, телефон и домашний адрес. | |
8 | Оформление сотрудниками ГИБДД | Здесь необходимо выбрать пункт «Нет», поскольку европротокол оформляется без участия ГИБДД | |
9 | Транспортное средство | Тут указывается краткая информация о транспортном средстве (согласно свидетельству о регистрации ТС). | |
10 | Собственник ТС | Указывается полное имя владельца ТС, а также его домашний адрес. | |
11 | Водитель ТС | Указывается полное имя человека, который управлял ТС на момент аварии (ведь в общем случае машиной может управлять не только собственник ТС). | |
12 | Страховщик | Здесь необходимо указать краткую информацию о страховщике — название компании, номер полиса, срок действия и тип страховки. | |
13 | Место удара | Этот пункт представляет собой картинку, на которой изображено несколько транспортных средств — вы должны стрелкой указать место удара. | |
14 | Перечень и характер повреждений | В этом пункте необходимо разместить информацию о всех повреждениях. Также необходимо указать степень нанесенных повреждений (вмятина, трещина, царапина и так далее). | |
15 | Замечания | В этом пункте виновник аварии должен указать, что он признает свою вину, а ниже в этом же пункте он должен поставить свою подпись. Этот пункт является очень важным: если виновник ДТП не признает свою вину и не распишется в этом пункте, то никакой юридической силы этот протокол не имеет. | |
16 | Обстоятельства | В этом пункте необходимо поставить галочку во всех ячейках, которые соответствуют вашей ситуаций. С помощью этой информации можно узнать некоторую информацию о том, как двигались транспортные средства на момент аварии (например, обгонял ли один водитель другого). В конце этого пункта необходимо указать количество отмеченных ячеек (за счет этого повышается надежность протокола). | |
17 | Схема аварии | Тут необходимо нарисовать схему ДТП. На схеме нужно нарисовать дорогу, транспортные средства, стрелками отметить направление их движения, крестиком отметить точку место столкновения и так далее. Эта схема не должна противоречить предыдущим пунктам. | |
18 | Подписи | После составления протокола обе стороны должны подписать его. Если одна из сторон не согласна с некоторыми деталями, то она может попросить другую сторону внести изменения. После внесения изменений протокол подписывается. Если же другая сторона отказывается вносить изменения либо первая сторона не хочет ставить свою подпись, то европротокол аннулируется, а после этого следует вызвать ГИБДД и составить стандартный протокол. Следует помнить, что после подписания европротокола вносить в него какие-либо исправления в одностороннем порядке запрещено. | |
Лицевая | 1 | Транспортное средство | Указывается сторона, которая заполняет эту часть протокола. |
2 | Обстоятельства аварии | Здесь необходимо кратко описать обстоятельства аварии (место ДТП, дата, информация о движении вашего ТС, информация о движении ТС другого человека и так далее). | |
3 | ТС находилось под управлением | В этом пункте необходимо указать, кто именно управлял транспортным средством (собственник авто или какой-либо другой человек). | |
4 | Сведения о других ТС (в случае более 2 участников ДТП) | В этой графе необходимо указать информацию о других ТС, которые пострадали в аварии. Тут следует поставить прочерк поскольку европротокол составляется только тогда, когда пострадало только 2 транспортных средства (в противном случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол). | |
5 | Повреждение иного имущества | В этом пункте указывается информация о других людях, которые пострадали в ДТП. Тут необходимо поставить прочерк, поскольку европротокол составляется только тогда, когда пострадало только 2 транспортных средства (в противном случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол). | |
6 | Может ли сейчас ТС передвигаться своим ходом? | Вы ставите либо «Да», либо «Нет». Если вы поставили «Нет», необходимо указать информацию о том, как и куда вы будете эвакуировать свою машину. | |
7 | Примечания | Если ДТП было зафиксировано на фото- или видеоаппаратуру, то в этом пункте необходимо отразить этот факт. В конце этого пункта ставится дата; также здесь необходимо указать свое полное имя и поставить подпись. |