Правовое положение закрытого акционерного общества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение закрытого акционерного общества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


АО создается путем заключения договора между учредителями. В документ включаются порядок ведения совместной деятельности, размер уставного капитала и иные параметры функционирования организации. Договор подписывают все учредители.

Учреждение и регистрация

Основным учредительным документом выступает устав, включающий положения о деятельности. Устав подлежит утверждению учредителями в виде протокола учредительного собрания и передаче в ЕГРЮЛ при регистрации.

ГК РФ перечисляет разделы, непременно включаемые в структуру устава:

  • название организации;
  • место нахождения;
  • основная информация о выпускаемых акциях (вид, цена, количество);
  • права акционеров;
  • уставный капитал;
  • устройство и полномочия органов, регламент принятия решений с их стороны;
  • другие данные, регламентированные законодательством.

Документы для открытия ЗАО в виде непубличного общества

Регистрация нового предприятия закрытого типа проводится по той же схеме что и для ОАО. Оформить учреждение с закрытой формой управления может как 1 учредитель, так и несколько человек.

Для регистрации ЗАО необходимо обращаться непосредственно в ИФНС и подготовить пакет документов, а именно:

  • Заявление на регистрацию предприятия.
  • Протокол решения и собрания учредителей (если их несколько).
  • Устав будущего ЗАО.
  • Договор регистрации.

Государственная налоговая служба рассматривает обращение 7 дней. После проверки документов, она дает добро или же требует внести изменения. В случае положительного ответа от налоговой, вы получаете перечень документов:

  1. Свидетельство о регистрации предприятия.
  2. Св-ство ИНН.
  3. Выписка из единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ).
  4. Коды статистики.
  5. Копия устава компании, с заверкой ИФНС.

Недостатки закрытых непубличных акционерных обществ

Существенным недостатком для таких обществ является ограниченное количество участников. Если при открытом типе общества акционеров может быть довольно много, то в закрытом предприятии их число ограничивается 5–10.

При увеличении финансирования бизнеса нагрузка обычно ложится на действующих акционеров.

Важно: Если в надзорные органы попадает информация о том, что акционеров становится больше, такое предприятие подлежит расформированию.

Когда акционеры не желают передавать ведение своего реестра внешним организациям, то используется альтернативный вид закрытия закрытого акционерного общества — реорганизация.

Важно: закрытое акционерное общество не всегда учитывает права акционера. Например, в случае выхода из состава участников, гражданин может забрать свою долю только за счет реализации ценных бумаг (не имуществом или иными активами). Именно акции выступают эквивалентом доли акционера.

Закрытое акционерное общество остается удобной во всех отношениях формой ведения бизнеса. Ответственность акционеров распространяется только в отношении их долевого участия. При закрытии таких компаний, которые по большей части существуют на чужие средства, собственники не понесут никаких дополнительных затрат.

Юридические признаки АО

Работа таких предприятий регулируется двумя документами:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 96-104);
  • ФЗ от 26.12.1995г. №208.

В теории и на практике мы выделяем следующее признаки АО:

  1. Имеет в собственности или управлении отдельное имущество или ликвидный капитал, который можно быстро продать.
  2. Имеет юридический адрес, индивидуальный номер налогового учета, расчетный счет и другие официальные реквизиты, необходимые для осуществления деятельности предприятия.
  3. Уставным фондом и включенным в него имуществом в собственности несет полную материальную ответственность за свои действия. Однако акционер не несет ответственность по долгам АО.
  4. Все участники связаны единой целью, задачами и способами их решения. Через иерархическую структуру предприятие подчинено правилам организационного единства. Вступление в компанию через покупку ее ценных бумаг подтверждает согласие нового участника действовать согласно установленным целям.

Отчетность таких предприятий делится на две составляющие:

  • Обязательные отчеты, установленные законом на регулярной основе;
  • Внутренние отчеты, определенные внутренними документами организации.

Глава 70, положения ЦБ РФ от 30.12.14г. №454-П перечисляет обязательные сведения, которые должны присутствовать в ежегодном отчете о деятельности предприятия. Бухгалтерский отчет необходим для отражения финансового состояния организации.

Ст. 5 ФЗ от 30.12.2008г. №307-ФЗ предусматривает обязательный аудит на бухгалтерскую отчетность, а также накладывает на ПАО обязательство публиковать официальную отчетность в общедоступных источниках (например, на официальном сайте компании). Ежегодные отчеты обязательно должны составляться и размещаться в двух вариантах:

  • Формат, принятый Российским законодательством;
  • Международный формат.

Сокрытие публичной информации наказывается штрафом, в соответствии с КоАП РФ (ст.15.19, п.2).

Как было указано ранее, акционерное общество является одной из форм юридического лица.

Понятие «органа юридического лица» неоднозначно. Так, И.В. Матанцев и В.И. Елисеев придерживаются точки зрения, что орган юридического лица представляет собой «лицо или группу лиц, представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий».

Однако, наиболее верной видится позиция С.Д. Могилевского и С.Г. Бушевой, которые представляют данный орган как «организационно оформленную часть юридического лица, представленную одним или несколькими физическими лицами».

По вопросам группирования органов юридического лица существует несколько различным мнений. Так, по мнению В.В. Долинской их следует классифицировать по следующим признакам:

  • по порядку формирования или способу приобретения полномочий — выборные и назначаемые;
  • по числу входящих в них, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц — единоличные и коллегиальные;
  • по характеру полномочий и задач — руководящие и иные структурные органы;
  • по срокам деятельности — постоянные и временные.

Несколько иную классификацию, в частности, применительно к органам управления хозяйственного общества, предлагает А.В. Олейников, который выделяет органы:

  • По функциональным особенностям:
  • высший орган общества как орган непосредственного управления;
  • органы профессионального управления;
  • контрольно-ревизионные органы;
  • По способу выражения воли:
  • органы, созданные только для формирования воли общества;
  • органы, которые одновременно выражают его волю вовне.

Однако, по мнению С.Д. Могилевского, данные классификации не являются всеобъемлющими, а эффективность последней, в связи с возможностью изменений функций органов общества, вовсе ставится под сомнение.

Наиболее емкой выглядит классификация, предложенная Г.Л. Рубеко, по мнению, которого, автономия воли и диспозитивности в методах гражданского и акционерного права способствовала разделению органов по принципу обязательности их присутствия в обществе. Так, он выделил:

  • обязательные органы, такие как общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган;
  • органы, создаваемые по усмотрению самого общества, в качестве примера которых можно привести совет директоров, функции которого, при условии наличия в обществе количества владельцев голосующих акций менее пятидесяти, может выполнять общее собрание.

Высшим органом, осуществляющим управление акционерным обществом является общее собрание.

Размышляя о правовой природе данного органа, нужно учитывать то, в качестве чего мы его рассматриваем. Так, общее собрание можно рассматривать в нескольких аспектах.

Если охарактеризовать общее собрание как орган юридического лица, то необходимо заметить, что, по сути, юридическое лицо является объектом, в природе несуществующим. Классической теорией юридического лица, созданной в методологической традиции, в правоведении признают теорию «фикции». Как поясняет И. Н. Алексеев: теория фикции означает, что «юридический субъект не тождественен с какой-либо воспринимаемой нами реальной целостностью явлений; он невидим и неосязаем». Из этого следует, что юридическое лицо стоит рассматривать как примышленный субъект.

Однако, как заметил профессор Петри Мантисаари: «кто-то должен представлять компанию при принятии внутренних решений, при взаимодействии с третьими лицами, при осуществлении контроля за деятельностью менеджмента и.т.д.». Эти функции выполняет орган юридического лица — общее собрание акционеров, который посредством принятия решений, выражает волю компании.

В юридической литературе органы юридического лица, в зависимости от того, какую роль они играют при формировании воли компании, делятся на волеобразующие органы, волеизъявляющие органы и органы, которые одновременно выполняют обе функции.

Ряд авторов, такие как И.С. Шиткин и Г.Л. Рубеко, относят общее собрание акционеров к волеобразующим органам. А, в свою очередь, Г.В.Цепов определяет общее собрание как орган, выполняющий две функции: волеобразование и волеизъявление.

Наиболее верной представляется позиция, характеризующая общее собрание акционеров, как орган волеобразующий в силу того, что он лишь выражает волю акционерного общества, а исполнение своих решений не входит в его компетенцию.

Рассматривая общее собрание акционеров, как орган корпоративного управления, профессор И.Т. Тарасов в своем труде «Учение об акционерных компаниях» писал, что «общие собрания составляют необходимый и главный орган в акционерных компаниях, хотя фактически и утративший свое влияние на управление компанией, превратившись в бесполезные дискуссии акционеров».

Современное российское законодательство определяет общее собрание как высший орган управления акционерного общества, но в пределах своей компетенции.

По общему правилу, к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества относятся:

  • изменение размера уставного капитала общества;
  • принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
  • распределение прибылей и убытков общества.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции общего собрания относятся:

  • определение приоритетных направлений деятельности общества, принципов образования и использования принадлежащего ему имущества;
  • утверждение и изменение устава общества;
  • определение порядка приема в состав участников общества и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества в соответствии с Законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о создании обществом других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общества, за исключением случаев, если уставом общества, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общества.

В случае принятия общим собранием решения, выходящего за рамки его компетенции, акционеры вправе обратиться в суд в целях оспаривания данного решения. Суды, при этом, встают на сторону акционеров, так как, в соответствии с п. 10 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1, решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением его компетенции, не имеютюридической силы, независимо от их обжалования в судебном порядке. Указанное положение ранее содержалось в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

Вместе с тем, данная позиция не всегда отвечает интересам общества, так как получается, что акционеры не имеют возможности самостоятельно и в полном объеме управлять своим предприятием. В этом случае оправдана позиция И.Т. Тарасова, который считает нужным утвердить право общего собрания принимать решения по любым вопросам деятельности компании, но с оговоркой, что данные решения не были приняты органами, в чьей компетенции они находятся или вопрос не относится к компетенции ни одного органа.

Рассматривая общее собрание в плоскости отношений таких субъектов корпоративных отношений, как акционерное общество и акционеры, выявляется факт того, что, по сути, общее собрание — это связующее звено между акционерным обществом и акционерами. Это средство взаимодействия между указанными субъектами правоотношений, с помощью которого участники правоотношений осуществляют свои права и исполняют обязанности в отношении друг друга.

Вместе с тем, необходимо отметить, что общее собрание акционеров занимает двойственную позицию по отношению к акционеру. Так, акционер является его участником, но при этом, в случае принятия общим собранием решения, противоположного интересам акционера, он и общество становятся противниками в корпоративном споре.

Процедура проведения общего собрания включает в себя три стадии: подготовка, созыв и проведение.

Принятие решения общим собранием, а также состав участников общества, присутствовавших на общем собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества, выполняющим функции счетной комиссии. В случае непубличного общества, данный факт должен быть удостоверен нотариально.

Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривается два вида собраний: ежегодное и внеочередное. Общество обязано каждый год проводить общее собрание акционеров. Сроки проведения собрания закреплены в уставе общества.

Читайте также:  Как пережить развод правильно и не бояться новых отношений: практические советы

На ежегодном общем собрании акционеров наиболее важные для деятельности акционерного общества вопросы, такие как:

  • избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества
  • утверждение аудитора общества;
  • утверждение отчетов, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;
  • иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании:

  • решения совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы;
  • требования ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • требования аудитора общества;
  • требования акционеров (акционера), являющихся владельцами

не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования. Данное требование подписывается соответствующими лицами (лицом). Совет директоров, в свою очередь, не позднее трех дней с момента принятия решения, направляет заинтересованным лицам ответ, содержащий либо решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, либо мотивированное решение об отказе в его созыве.

Порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров акционерного общества установлен Приказом ФСФР Российской Федерации от 02.02.2012 года № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение собрания считается принятым в случае, если в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников собрания, а также при большинстве голосов, проголосовавших «за» принятие данного решения. Также следует заметить, что решение может приниматься также путем заочного голосования.

Решение собрания может быть признано недействительным по двум основаниям: если оно признано таковым судом (оспоримое решение): как правило, в случаях нарушения правил подготовки и проведения собрания, или если данное решение по своей сути является ничтожным, а именно, в случаях, когда:

  • нет необходимого кворума;
  • решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня (если только в собрании не участвуют все участники сообщества);
  • решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • решение противоречит основам правопорядка или нравственности.

Подводя итог, можно определить общее собрание акционеров высшим, волеобразующим, коллегиальным органом управления акционерного общества, имеющим определенную процедуру созыва, организации и проведения, формируемый из акционеров, принимающих в нем участие, а также выражающий их общую волю.

Как ранее было сказано, решение важнейших вопросов, касающихся деятельности акционерного общества, отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Однако при решении стратегических вопросов, касающихся определения тактики развития компании, необходимо наличие профессиональной квалификации лиц (лица), принимающих данные решения. Важно обладать знаниями в различных областях, таких как, в первую очередь экономика, право, промышленность и.т.д. В этой связи, в соответствии с законодательством, полномочия по решению такого рода вопросов передаются специальному органу общества — совету директоров, избираемому общим собранием акционеров, состоящему из физических лиц, не являющихся акционерами данного общества и имеющих необходимые профессиональные знания.

Конечно, для привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо наличие материального стимула. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена выплата вознаграждения лицу, исполняющему функции члена совета директоров. При этом, в литературных источниках распространена точка зрения, что обществу следует избегать избрания в совет директоров лиц, которые согласны работать на бесплатной основе.

В обязанностях совета директоров лежит общее руководство деятельностью организации. Из этого следует, что данный орган выполняет ключевые функции в управлении обществом. Вместе с тем, в законодательстве есть оговорка, предусматривающая право, в случае, когда в акционерном обществе число акционеров, являющихся владельцами голосующих акций, менее пятидесяти, закрепить в уставе общества выполнение функций совета директоров (наблюдательного совета) за общим собранием акционеров. При этом, в уставе должно быть указание на определённое лицо или орган общества, в компетенции которого находится принятие решения о проведении общего собрания акционеров и утверждении его повестки дня.

Порядок созыва и проведения заседаний совета определяются уставом или внутренними документами общества. Однако, как верно заметил Е.А. Павлодский: «применение этой, казалось прогрессивной в силу своего диспозитивного характера нормы сталкивается с проблемой недостаточного разграничения компетенции общего собрания и совета директоров, а также с возможной недобросовестностью последнего». Действительно, утверждение внутренних документов входит в полномочия как общего собрания, так и совета директоров. Относительно последнего, с оговоркой — за исключением внутренних документов, отнесенных к компетенции общего собрания.

Вместе с тем, конкретный перечень таких документов законодательством не определен.

Деятельность совета директоров организуется его председателем, избранным из числа членов совета директоров. Данный орган управления также является выборным, единоличным и временным. Его существование производно от совета директоров, но для него предусмотрены собственные правовой статус и компетенция.

В законе прописан перечень вопросов, входящих в компетенцию совета директоров и не подлежащих передаче на решение исполнительному органу, а именно:

• определение приоритетных направлений деятельности общества.

  • Необходимо отметить, что это наиболее важный вопрос, относящийся к компетенции совета директоров. По сути, совет директоров утверждает план, в соответствии с которым общество организует свою деятельность; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров.

Как было указано ранее, законом предусмотрены случаи, когда созыва

собрания могут требовать иные органы или лица, такие как ревизор, аудитор, а также определенная категория акционеров, но принятие окончательного решения о проведении общего собрания остается за советом директоров. Однако, в соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в случае, если совет директоров не подчиняется требованиям вышеуказанных лиц, они вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести общее собрание акционеров;

  • утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  • определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  • увеличение уставного капитала общества путём размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;
  • размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
  • определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, когда общим собранием акционеров принято решение об уменьшении уставного капитала, общество обладает преимущественным правом, в случае отказа от покупки акций другими акционерами, на приобретение размещенных акций;
  • образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
  • рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • использование резервного фонда и иных фондов общества;
  • утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах «к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  • создание филиалов и открытие представительств общества;
  • одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • одобрение сделок, предусмотренных главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  • иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.

Вместе с тем, в Кодексе корпоративного поведения компетенция данного органа представлена иначе. Здесь акцентируется практическая финансовая деятельность директоров:

  • совет директоров определяет стратегию развития общества и принимает годовой финансово-хозяйственный план;
  • совет директоров обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав

акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов;

  • совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.

В литературе полномочия совета директоров классифицируются по различным основаниям. Так, автор В. В. Долинская предлагает следующий вариант классификации:

  • по характеру вопросов:

а) организационные (например, п. 2, 3,4, 9 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

б) имущественные (например, п. 5, 6, 7,8 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

в) смешанные (например, п. 14 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

  • по степени участия совета директоров в их решении:

Закрытые акционерные общества

Барнаульский кооперативный техникум

Алтайского крайпотребсоюза

Реферат

Закрытые акционерные общества

Выполнил:

Студентка 4 курса

Специальности

«Технология продукции

общественного питания»

Борзенко Кристина

Проверила: преподаватель

Яшина Татьяна Дмитриевна

Барнаул 2014год

Введение

акционерный общество капитал уставной

Заниматься хозяйственной деятельностью может любой человек, гражданин, и даже лицо, не имеющее гражданства. Ведь любой из нас ведет личное, домашнее хозяйство, не запрашивая на то разрешения властей и не оформляя официально юридически свой статус. Но, говоря о таком хозяйствовании, мы обычно подразумеваем простейшие способы деятельности. Они связаны с собственным жизнеобеспечением, с личной и семейной экономикой.

В тех случаях, когда экономическая деятельность приобретает массовый характер, осуществляется не только для себя и семьи, но и для других людей, в общественных целях, ей должны соответствовать определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управления. Это организационно — правовые формы хозяйствования. Они дают возможность человеку, гражданину, коллективу, обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным хозяйственником, предпринимателем.

Любой человек (физическое лицо) вправе заниматься трудовой деятельностью, если конкретный вид не запрещен законом.

Современная экономическая теория основное внимание уделяет характеристике организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Потому что именно в этом аспекте различия хозяйствующих субъектов обнаруживаются особенно четко. Это тем более оправдано, что попытка найти чисто «экономические» различия часто невозможна.

1. Характеристика ЗАО

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого делится на определенное количество акций. Акционеры, т. е. владельцы акций данного общества, не должны отвечать по его обязательствам, однако несут риск убытков, которые связаны с работой общества, в пределах стоимости акций, которые им принадлежат, т. е. несут ограниченную ответственность в пределах сумм приобретенных акций. Акционерное общество, акции которого распространяются лишь среди его учредителей или же другого, заранее определенного круга лиц, считается закрытым акционерным обществом. Данное общество не имеет права открыто покупать или продавать выпускаемые им акции, а также предлагать их каким-либо другим образом неограниченному кругу лиц. Число участников закрытого акционерного общества не может превышать числа, которое определено законом об акционерных обществах (не более 50). Акционерное общество — это основная организационная форма крупных капиталистических предприятий. Акции в закрытом акционерном обществе не поступают в свободную продажу и принадлежат лишь нескольким учредителям. Акции закрытого общества переходят от одного лица к другому лишь при условии согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе. Акционер несет ответственность по обязательствам предприятия только в размере капитала, вложенного в акции. Если предприятие обанкротилось, владелец акций теряет только ту сумму капитала, на которую он приобрел ценные бумаги. Акционерное общество, которое объединяет всех участников на единой правовой основе, обеспечивает лучшую форму реализации коллективной собственности, создавая заинтересованность в конечных результатах деятельности. Выпуск, а также распространение акций предоставляет реальную возможность контроля хозяйственной деятельности, а также управления ею со стороны акционеров. С другой стороны, выпуск акций — это мощный и неформализованный способ для привлечения денежных средств с целью расширения, модернизации и диверсификации производства. Особенности акционерных обществ: 1) разделение капитала на доли — акции; 2) «распыление» риска. В случае банкротства акционерного общества акционер рискует потерять те деньги, потраченные на приобретение акций; 3) право акционеров на ежегодный доход — дивиденд. Зачастую акционер не работает на предприятии, акции которого он приобрел, и не должен присутствовать на общих собраниях акционеров; 4) уставная форма объединения, которая предоставляет возможность легко менять число участников, а также размеры акционерного капитала; 5) отделение общего руководства от управления предприятием, которое сосредотачивается в руках правления (дирекции) общества.

Читайте также:  Можно ли списать долги по алиментам?

Закрытое акционерное общество — форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение — ЗАО) — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому).

Акционеры ·полное и сокращенное фирменное наименование общества;

·сведения о месте нахождения общества;

·тип общества (открытое или закрытое);

·количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

·права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);

·сведения о структуре и компетенции органов управления общества и порядок принятия ими решений;

·порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления обществом квалифицированным большинством голосов или единогласно;

·сведения о размере уставного капитала общества;

·сведения о филиалах и представительствах общества;

·сведения о размере дивиденда и (или) стоимость выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа;

·сведения о порядке конвертации привилегированных ценных бумаг.

1.7 Преобразование ЗАО

ЗАО вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных для этих организационно-правовых форм. Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

Права и обязанности акционеров ЗАО

Права акционеров — владельцев обыкновенных акций:

·участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции в порядке, установленном Законом;

·право на получение дивидендов;

·в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.

Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру её владельцу одинаковый объем прав.

Права акционеров — владельцев привилегированных акций:

·право на получение дивидендов;

·если предусмотрено уставом общества — право на получение части имущества общества в случае его ликвидации;

·если предусмотрено уставом общества право требовать конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов;

·право участия в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

Акционеры имеют право на доступ к документам общества, к таким как договор о создании, устав, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, внутренние документы общества, годовые отчеты и другие в соответствии с п. 1 ст. 89 ФЗ «Об акционерных обществах». К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право акционеры (акционер) имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Акционеры вправе продать свои акции, однако другие акционеры пользуются преимущественным правом приобретения этих акций. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций самим обществом.

Предпосылки возникновения новой классификации хозяйственных обществ

В рамках реформы гражданского законодательства наряду с отношениями собственности (вещными отношениями) и обязательственными отношениями произошло вычленение самостоятельной сферы социальных отношений — корпоративных (ст. 2 ГК РФ), а также предложено новое деление юридических лиц на унитарные организации и корпоративные юридические лица. Корпорация закреплена в качестве основной формы организации бизнеса (ст. 65.1 ГК РФ).

Выделение корпоративных отношений в самостоятельный вид отношений, связанных с участием в особом типе юридических лиц, меняет многие привычные стереотипы понятий типа «собственники бизнеса», «собственники корпораций», «акционерная собственность». Это связано с тем, что отношения между корпорацией и ее участниками основаны не на отношениях собственнос­ти, а на особых корпоративных отношениях. Появляется необходимость актуализировать исследование такого явления, как корпорация и корпоративные отношения.

Норма права

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)
В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 65.1 ГК РФ).

При этом развернулась дискуссия о пределах императивного вмешательства законодательства во внутрикорпоративные отношения участников хозяйственных обществ. Основной вопрос связан с тем, в каком объеме необходимо императивно регулировать правила внутри­корпоративного поведения, а в каком целесообразно предоставить участникам корпорации возможность самим определять правила поведения и условия взаимодействия по свое­му усмот­рению (свободу внутрикорпоративной самоорганизации).

Сторонники максимальной свободы внутрикорпоративной самоорганизации подчеркивают, что хозяйственные общества — это добровольные объединения. Поэтому логично, что их участники самостоятельно определяют условия свое­го взаи­модействия, которые отвечают их интересам. Императивное вмешательство законодательства во внутрикорпоративные отношения следует ограничить только определенными, особо значимыми сферами. По их мнению, целесообразно следующее.

Во-первых, увеличить договор­ные начала в регулировании внутрикорпоративных отношений. Это означает сокращение законодательного регулирования этих отношений и расширение сфер, которые регулируются исключительно по усмотрению участников корпорации.

Во-вторых, в тех сферах, которые регулируются законодательно, снизить долю императивных норм, предписывающих однозначные правила поведения, и увеличить долю диспозитивных норм, позволяющих устанавливать правила взаимодействия по усмотрению участников корпорации.

Им возражают представители традиционного подхода к регулированию корпоративных отношений. По их мнению, императивные правила призваны минимизировать негативные последствия неравенства участников хозяйственного оборота, защищая экономически слабых от произвола более сильных.

Корпоративные отношения обладают спецификой по сравнению с классическими гражданскими правоотношениями. В них вступают лишь формально равноправные участники, так как объединение неравных капиталов дает фактически неравный объем корпоративных прав. Интересы доминирую­щих участников корпорации преобладают над интересами остальных участников (эффект корпоративного контроля). Доминирующее участие в уставном капитале позволяет им формировать волю юридического лица, которая становится обязательной для всех его участников.

Однако чрезмерная свобода внутрикорпоративной самоорганизации может привести к тому, что экономически сильные участники навяжут экономичес­ки более слабым участникам такие правила взаимодействия, которые приведут к несоблюдению интересов последних. Задача законодателя — обеспечить баланс интересов всех участников корпоративных отношений, в том числе и посредством установления обязательных правил их поведения.

Данная дискуссия разрешилась посредством деления хозяйственных обществ на пуб­личные и непубличные. Цель такой классификации — установление дифференцированных режимов регулирования внутри­корпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав учас­тия в них (акций в АО и долей в уставном капитале ООО).

Причины возникновения расширительного подхода к определению публичного АО

Чем продиктован расширительный подход к определению статуса публичного акционерного общества? Причины следующие. В связи с реформой гражданского законодательства возникла необходимость определить круг акционерных обществ, которые должны раскрывать информацию о своей деятельности. До принятия поправок в ГК РФ пуб­лично раскрывать такую информацию должны были открытые акционерные общества. Была выстроена иерархия требований, связанная с раскрытием ими этой информации. Первую группу составляли базовые требования, общие для всех открытых акционерных обществ, затем выделялись дополнительные требования для эмитентов, у которых были зарегистрированы проспекты ценных бумаг, и, наконец, особые требования предъявлялись к корпорациям, чьи ценные бумаги были допущены к обращению на бирже.

Теперь ЗАО и преобладающая часть ОАО объединены в общую группу — «акционерные общества», наряду с которой выделяется небольшая группа «публичные акционерные общества». В последнюю, бесспорно, входят те акционерные общества, ценные бумаги которых на 1 сентября 2014 г. были допущены к биржевому обороту (это 251 эмитент), и акционерные общества, которые провели открытую подписку в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг (это приблизительно 1500 эмитентов). В итоге вмес­то 32 000 открытых акционерных осталось менее 2000 публичных акционерных обществ, которые должны раскрывать информацию о своей деятельности.

Освобождение непубличных обществ от обязанности публично раскрывать информацию о своей деятельности радует многих эмитентов, но это ведет к снижению транспарентности национальной экономики, что негативно влияет на кредитные рейтинги. Мегарегулятор предложил следующий выход из этой ситуации. С целью поддержания траспарентности национальной экономики он пытается максимально расширить количество акционерных обществ, признаваемых публичными. В связи с этим и сформулирован необос­нованно расширительный подход к определению статуса пуб­личного общества. Но, на наш взгляд, проблему поддержания траспарентности национальной экономики следует решать иными методами.

Обязанность раскрывать информацию о своей деятельнос­ти целесообразно определять по следующим критериям: количеству акционеров и объему реализации по консолидированной отчетности группы компаний, независимо от правого статуса общества. Воспроизвести базовые требования, общие для всех акционерных обществ, попадающие под данные критерии, и установить дополнительные требования для публичных акционерных обществ.

Такой подход позволит сохранить необходимый уровень траспарентности национальной экономики и не приведет к не обоснованному расширению числа публичных обществ, к которым будет применен режим излишне строго императивного регулирования их внут­рикорпоративных отношений.

Автор статьи консультирует строительную организацию, которая по критериям публичного размещения и обращения ценных бумаг признается не пуб­личным акционерным обществом. При этом в обществе более 200 акционеров, и оно контролирует треть строительного рынка Москвы. Вопрос: в каких объемах компания должна раскрывать информацию, учитывая, что она к тому же имеет холдинговую структуру?

На наш взгляд, акционерным обществам, созданным в результате приватизации, не следует спешить с признанием пуб­личного статуса. Это спорный вопрос, по которому сформировались различные позиции как у специалистов, так и у госорганов — Минэкономразвития и ЦБ РФ. Цитируемое письмо Банка России — не нормативный акт, на его основе нельзя делать предписания или налагать административные санкции, это исключительно предварительное мнение конкретного ведомства. Обществам лучше подождать, пока официально не завершится эта дискуссия. Если возникает необходимость внесения изменений в устав, такие компании могут назвать себя просто «акционерное общество». В крайнем случае, если в дальнейшем законодательно будет закреплен иной подход, компания сможет уточнить свой правовой статус.

Как устроены ЗАО и ОАО

АО – организация, которая подразумевает в виде уставного капитала разделение на части. Сколькими частями владеет акционер, учредитель, зависит от покупки соответствующего количества акций предприятия. Купить ценные бумаги после их выпуска разрешается каждому человеку и даже юрлицу.

Какие возможности предоставляет держателю покупка акций?

  1. Получение дохода от прибыли, вырученной АО за отчетный период. Доход акционера называют дивидендами.
  2. Если акционер считает нужным избавиться от ценных бумаг, он имеет право это сделать, продав их заинтересованным лицам. При этом утвердительный ответ от других держателей ценных бумаг и владельцев фирмы получать не нужно.

Существование ЗАО также невозможно без выпуска и продажи акций. Отличие между АО и ЗАО – акции распределяются только среди учредителей. То есть посторонние лица не могут их приобрести. Оперируя этим различием, общество носит наименование «закрытого».

При желании учредителя расстаться с предприятием и выйти из состава акционеров, он имеет право перепродать свои ценные бумаги другим собственникам, и никому другому. Решение вопроса о продаже акций принимается на общем собрании акционеров.

Момент времени, на который фиксируется наличие сделок по публичному обращению ценных бумаг, для определения правового статуса общества

Эти сделки фиксируются на момент вступления в силу новой редакции главы 4 ГК РФ, которая была введена Федеральным законом «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступил в действие 01.08.2014 . Следует обратить внимание, что ГК РФ признает публичным общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Гражданский кодекс в качестве критерия публичности устанавливает наличие фактических сделок по публичному обращению ценных бумаг. Закон исходит из правоотношений, которые имеют место на момент его введения, а не тех правоотношений, которые были прекращены до его введения в действие. В Кодексе нет указания на то, что публичным должно признаваться общество, у которого на момент введения в действие соответствующих норм отсутствует (прекращено) публичное обращение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Новая редакция ГК РФ направлена на регулирование тех отношений, которые существуют на момент ее введения в действие и возникнут впоследствии. Это прямо зафиксировано в переходных статьях Закона.

«Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей» .

Читайте также:  Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка

Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Пункт 3 ст. 3.

Если на момент вступления в силу новой редакции главы 4 ГК РФ (01.08.2014) акции общества и/или ценные бумаги, подлежащие конвертации в акции, находятся в публичном обращении в соответствии с законами о ценных бумагах, то такое общество признается публичным. Если в этот момент акции общества и/или ценные бумаги, подлежащие конвертации в акции, не находились в публичном обращении в соответствии с законами о ценных бумагах, то такое общество не признается публичным по данному критерию.

Продажа акций по конкурсам и аукционам в процессе приватизации была разовым мероприятием, ограниченным во времени, после его завершения в обществе, как правило, не было сделок по публичному обращению ценных бумаг.

Если общество не осуществляло размещения дополнительных акций посредством открытой подписки и на момент вступления силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» акции общества не находились в публичном обращении, осуществляемом в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, то оно не обладает признаками публичного общества, установленными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ.

  1. Глушецкий А. Возможность внутрикорпоративной самоорганизации публичных и непубличных обществ // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. N 14.
  2. Глушецкий А.А. Диспозитивность в регулировании корпоративных отношений в свете реформы гражданского законодательства // Хозяйство и право. 2014. N 8.
  3. Глушецкий А. Реформа гражданского законодательства в части регулирования юридических лиц: Практический комментарий. М., 2015. 160 с.
  4. Маковский А.Л. Об уроках реформирования Гражданского кодекса // Вестник гражданского права. 2013. N 5. Том 13.
  5. Суханов Е.А. О достоинствах и недостатках новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право. 2014. N 9.
  6. Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. N 5.
  7. Суханов Е.А. Плюсы и минусы новых правил Гражданского кодекса о юридических лицах // Экономика и жизнь. 2014. N 20.
  8. Шиткина И.С. Изменения в положения Гражданского кодекса РФ о юридических лицах: анализ новелл и практические советы // Хозяйство и право. 2014. N 7.
  9. Филиппова С. Исключение акционера из непубличного акционерного общества: Комментарий новелл Гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право. 2014. N 7.

Существует две отрасли права — гражданское право и законодательство о приватизаций. Последнее направлено на регулирование особой сферы гражданских отношений — отчуждения государственного имущества иным лицам. Оно содержит существенные исключения из общегражданских норм и правил, применяемых в особых ситуациях. При определении правового статуса хозяйственного общества в соответствии с п. 1 ст. 66.3 ГК РФ вообще не следует привлекать сделки, совершаемые в соответствии с законодательством о приватизации, а необходимо руководствоваться гражданским законодательством, в том числе законодательством о ценных бумагах. Одновременное применение двух различных сфер права (гражданского законодательства и законодательства о приватизации) неверно по существу и порождает правовые коллизии. Нельзя одновременно руководствоваться общими правилами и исключениями из этих правил.

Основной элемент в акционерных компаниях составляет управление в обширном смысле этого слова, т. е. включая сюда собственно управление, ревизию, контроль, отчетность и ответственность.

Управление акционерной компании, без сомнения, должно быть организовано так, чтобы организация эта вполне соответствовала значению акционерной компании1. Поэтому высшим органом управления в акционерных компаниях может быть только общее собрание как орган для выражения общей воли акционеров и, следовательно, как ближайший представитель идеи соединства, т.е. свободного соединения лиц для достижения совокупными усилиями одной общей цели.

Общее собрание не законодательный орган акционерной компании, так как такое значение можно признать только за учредительным собранием, утверждающим устав. Общее собрание в выражениях своей воли ограничено уставом, так что, за общим собранием следует признать не законодательную, а только распорядительную власть: воля общего собрания вращается в пределах исполнения устава. Поэтому общее собрание имеет значение органа управления, воля его не закон, а распоряжение, деятельность его не законодательство, а управление. Как община не пользуется законодательной властью и может издавать только распоряжения во исполнение закона и в пределах, указанных законом, так точно и общее собрание может издавать только постановления во исполнение устава и в пределах, указанных уставом. Вот почему, между прочим, общим собраниям не следует предоставлять неограниченное право изменять устав компании, а пределы этого права и условия пользования им должны быть точно определены как частным уставом компании, так и общим нормальным уставом, причем некоторым изменениям устава должно быть придано, безусловно, значение закрытия существующей компании и учреждения новой.

Говоря об общих собраниях, необходимо исследовать следующие вопросы: 1) о созвании общих собраний, 2) о праве участия в общих собраниях, 3) о составе их, 4) о председательстве в них, 5) о предметах обсуждения, 6) о порядке голосования, 7) о протоколизации, регистрации, 8) об обжаловании решений общих собраний.

Первый вопрос распадается на две части: а) кто созывает общие собрания и б) как они созываются». Мы указали уже выше на необходимость признания за единичным акционером права требовать создания общих собраний. Без сомнения, такое же право должно быть признано как за правлением, так и за поверочным советом, имея в виду, что для успешного развития компании органам управления и контроля необходимо предоставить возможность обращаться к общему собранию за разрешением таких вопросов, которые выходят за пределы компетенции этих органов. Большинство исследователей стоит за признание такого права за праДЦнием и поверочным советом, практика же нередко ограничивается признанием этого права только за правлением или только за поверочным советом. Само созвание общих собраний производится обыкновенно правлением посредством рассылки акционерам повесток и публикации в газетах, в исключительных случаях, не оправдываемых, впрочем, никакими основательными соображениями, созвание общих собраний предоставляется поверочному совету и даже единичным акционерам, тогда как, уделяя каждому органу акционерной компании соответствующую ему сферу компетещдр и, имея в виду значение правления как органа исполнительного, непосредственное сознание общих собраний должно было бы быть вменено в обязанность только правления или суда. Как в повестках, так и в объявлениях, на основании которых созываются общие собрания, должны заключаться указания на время и место собрания и предметы обсуждения. В повестке и в объявлении должно быть обозначено, созывается ли очередное или чрезвычайное общее собрание, и в последнем случае должно быть указано еще, по чьему требованию созывается такое собрание. Не указание в повестке какого-либо предмета обсуждения должно быть связано с теми последствиями, что, во-первых, общее собрание может отказаться от обсуждения этих предметов и, во-вторых, акционеры, не участвовавшие в общем собрании, должны иметь право опротестовывать постановления общего собрания по предметам, не указанным в повестке, так как участие или неучастие акционера в общем собрании, без сомнения, находится в теснейшей связи с знанием предметов обсуждения. Не указание в повестке, будет ли общее собрание очередное или чрезвычайное, должно иметь те же последствия, так как характер, значение, компетенция и даже личный состав этих двух родов общих собраний нередко различны настолько, что различие это не может не влиять на решение акционера, принимать ли ему участие в созываемом общем собрании или нет . От положительного или отрицательного решения этого вопроса, разумеется, зависит численный и личный состав общего собрания.

Очередными общими собраниями называются те собрания, которые созываются в определенный уставом срок, причем предметы обсуждения в этих собраниях нередко определяются уставом, что дает возможность в таком случае в повестках и в объявлениях на эти собрания ограничиваться только указанием на то, что собрание будет очередное, а не чрезвычайное, без перечисления предметов обсуждения, предполагая знакомство акционеров с этими предметами из устава. Хотя в уставах не было даже указано, что в так называемых годичных, очередных общих собраниях обсуждаются и утверждаются годовые отчеты, балансы, инвентари и т. п., но в силу установившегося и общераспространенного обычая это понимается само собой, именно в этих предметах обсуждения и заключается отличие годичных общих собраний от всех остальных очередных общих собраний, которых может быть несколько в году, хотя в акционерной практике неправильно стушевывается это различие тем, что акционерные уставы ограничиваются обыкновенно требованием одного такого собрания, которое и одновременно годичное и очередное, вследствие чего произвольно умаляется польза от очередных общих собраний как весьма практического средства к периодическому ознакомлению акционеров с ходом предприятия.

Правовое положение унитарных предприятий: понятие, виды, особенности правового статуса.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Особенности унитарных предприятий состоят в том, что они не являются собственниками своего имущества — оно находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

В соответствии с законом создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, являются коммерческими организациями.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Собственник имущества не только решает вопросы создания предприятия, но и определяет предмет и цели его деятельности

в уставе отражают размер уставного фонда и источники его формирования. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Органом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом и подотчетный ему

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *