Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какими неисправностями запрещается эксплуатация транспортного средства?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отметим, что все неисправности, при которых нельзя использовать автомобильную технику, разъяснены в специальном постановлении от 1993 года «О правилах дорожного движения». Однако важно иметь представление об отличии неисправности систем, категорически запрещающие использование машины, от поломок, возникших непосредственно в движении, и допускающих при строгом соблюдении мер осторожности движение автомобиля до станции технического обслуживания. Перечень таких поломок довольно внушителен, но не каждая поломка вынуждает буксировать машину.
Впрочем, административный штраф все равно положен, если в таком ТС имеются дефекты из списка поломок, запрещающих какое-либо движение.
Один из примеров – неработающий стеклоочиститель. Да это неприятная поломка, однако с ней можно доехать до мастерской, а вот ехать под дождем – большой риск. Другое дело – неисправная тормозная система. Водитель авто с плохо функционирующей тормозной системой нанесет вред не только себе и пассажирам, но и другим автовладельцам. Дальше рассмотрим подробный перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС.
2.1 Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
Транспортное средства | Суммарный люфт не более (градусов) |
Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы | 10 |
Автобусы | 20 |
Грузовые автомобили | 25 |
2.2 Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.3 Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
3.1 Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание: На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2 Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3 Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4 На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5 Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6 На транспортном средстве установлены:
- спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
- сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
Внешние световые приборы
Вряд ли стоит удивляться, что неисправностям оптических приборов, при которых запрещена дальнейшая эксплуатация авто, посвящено столько же пунктов в Приложении, сколько проблемам с тормозами, ведь и самих световых приборов на автотранспорте немало, и не все они относятся к осветительным, то есть важны в тёмное время суток. Перечислим их:
- Если количество, расположение, режим функционирования, цвет световых приборов (здесь и далее говориться только о внешних осветительных/сигнальных устройствах) не соответствует конструктивным требованиям в отношении конкретной модели ТС. Есть и исключение, касающееся снятого с производства автотранспорта – на них допускается установка СП, отличающихся от штатных, но исключительно при условии наличия положительного заключения компетентной организации. Таковыми могут быть автопроизводители, испытательные лаборатории, лицензированные органы сертификации. Сами требования к вышеперечисленным критериям (количество, режим функционирования, расположение и цвет) регламентируются ГОСТом 08769-75. Так, любое АС должно быть оборудовано следующим комплектом светотехники: ближний/дальний свет, габариты, поворотные фонари, фонари торможения, лампа освещения номерного госзнака, световозвращатели.
- Если регулировка фар на автотранспортном средстве отличается от требований, изложенных в ГОСТР 051709-2001. В этом же документе описывается правильная методика проверки регулировки СП, включая самостоятельное тестирование, с применением настенного экрана или его проекции. Согласно этому документу, запрещается эксплуатация иномарок с другим светораспределением (например, с праворасположенным рулём, у которых либо симметричное, либо смещённое влево светораспределение).
- Если режим работы СП не соответствует ГОСТР 051709-2001. Так, в мигающем режиме допускается функционирование только указателей поворотов, причём с частотой в диапазоне 60-120 миганий/минуту, и аварийной сигнализации. Миганием не является переключение свет фар предупреждающего характера и мигание стоп-сигнала при прерывистом торможении. Здесь же приводится требование содержать в чистоте СП, а если авто оборудовано средствами их очистки, это оборудование обязано быть исправным.
- Если используются лампы или рассеиватели света, отличающиеся от штатных, предусмотренных конструкцией АС.
- Если на авто установлены проблесковые маячки, параметры которых не соответствуют требованиям ГОСТР 050574-93, или их видимость, а также способ крепления отличается от изложенного в данном документе.
- Если на ТС установлены следующие СП:
- спереди – противотуманные фары, светящие не жёлтым/белым цветом;
- по бокам – указатели поворота, светящие не оранжевым/жёлтым цветом;
- в передней части авто – любые другие СП, светящие не белым цветом;
- позади – тормозные фонари, светящие не красным цветом, поворотники, светящие не оранжевыми/жёлтыми тонами, фонари освещения номерного госзнака и заднего хода – светящие не белым потоком.
Другие поломки также могут повлиять на безопасность дорожного движения. Но они не помешают хорошо подготовленному водителю избежать аварийной ситуации. С ними можно продолжать поездку, двигаясь кратчайшим путём к месту ремонта или длительной стоянки.
Если неисправность обнаружилась на дороге, вы можете ехать до ближайшей автомастерской или парковки. При остановке инспектор может оштрафовать вас на 500 рублей. Но если вы докажете, что движетесь к месту ремонта кратчайшим путём и не создаёте угрозы для безопасности дорожного движения, то отделаетесь предупреждением. Злоупотреблять этим не стоит. При повторной остановке сотрудники ГИБДД наверняка выпишут штраф, потребуют прекратить нарушение и отбуксируют машину на штрафплощадку.
Список серьёзных поломок, которые не относятся к критическим, более обширный.
Стеклоочистители/стеклоомыватели переднего стекла
Любой водитель знает: если в дождливую погоду, в ливень стеклоочистители не функционируют, видимость становится равной нулю, и никто не рискнёт продолжать движение в таких условиях. Неудивительно, что этот факт нашёл отражение в Положении о перечне поломок, при которых запрещена дальнейшая эксплуатация ТС.
В пункте 4.01 говориться, что эксплуатация автотранспорта не допускается и при неработающих стеклоомывателях. К сожалению, водители этот нюанс часто игнорируют. И зря, поскольку при интенсивном движении, а также при отрицательной температуре на лобовое стекло может попадать грязь или мокрый снег, который сразу застывает, превращаясь в наледь. С такими явлениями и призваны бороться стеклоомыватели.
Кстати, ГОСТР 051709-2001 предусматривает, что стеклоочиститель должен не просто работать, а уметь вытирать от воды очищаемое пространство за определённое число взмахов дворников (например, для автобусов – за 10 двойных взмахов, для легковушек – за 5), суммарная ширина неочищенной полосы не должен быть более 10% от длины щётки. В максимальном скоростном режиме частота движения дворников должна составлять 35 двойных взмахов/минуту или менее.
Предусмотренные штрафы за нарушения
Несмотря на то, что риск вождения неисправного автомобиля велик, штраф за неполадки минимальный — всего 500 рублей. Это указано во 2 статье 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но стоит учитывать, что в некоторых случаях машину отправят на штрафстоянку, а за простой и эвакуатор придется платить владельцу. Также, есть вероятность того, что аннулируют свидетельство о регистрации транспортного средства.
Исправная работа всех систем в автомобиле — залог безопасности. Стоит отправлять машину в ремонт сразу после обнаружения неполадок. Это поможет избежать не только штрафа и задержания, но и более серьезных последствий.
Неисправности, не влияющие на безопасность
Подобных дефектов в машине может быть множество. Например, вдруг перестал работать стеклоподъемник. Конечно, если окно осталось открытым, а погода на улице — совсем не сахар, то это окажет воздействие на безопасность при вождении. Но по Правилам, тем не менее, считается, что эта поломка привнесет лишь легкий дискомфорт. Тем, кто собирается сдавать экзамены на вождение, этот факт следует просто запомнить, не надеясь в этом случае на логику.
Однако при ограниченной способности работы мотора (не на полную мощность) или слишком большом расходе топлива говорить, что подобная неисправность ТС влияет на безопасность, не приходится.
Итак, характер поломок, не влияющих на безопасность при езде, теперь понятен. Вернемся же к тем ситуациям, когда не разрешается водить машину, и рассмотрим их подробнее.
За что могут забрать на штрафстоянку
Рулевое управление трактора МТЗ-80
Но эвакуатор, кстати, может появиться и не только под знаками. Задержать автомобиль и отправить бедолагу-водителя на штрафстоянку могут в случаях, которые мы опишем в данной статьей. Нехватка необходимых документов Задержание будет совершено при управлении автомобилем, водитель которого не имеет соответствующих документов на право вождения, а также документов технического состояния автомобиля или документов, которые могут подтвердить право владения данным транспортным средством или право распоряжения им в отсутствии владельца авто, говорят инструкторы по вождению . Также если автомобиль большегрузный, то должны быть в наличии лицензионная карточка, путевой лист и документация на имеющийся в транспорте груз. Если груз при этом тяжеловесный, крупногабаритный или представляющий какую-либо опасность, то должны быть документы, дающие право на перевозку подобных грузов и страховой полис обязательного гражданского страхования владельца транспортного средства. Нарушение пунктов ПДД Задержать автомобиль по праву могут, если в нем имеется заведомо неисправная тормозная система (исключая стояночный тормоз), рулевое управление или сцепление, если водитель во время вождения является лишенным водительских прав, находится в алкогольном опьянении, нарушает правила остановки и стоянки транспортных средств, что влечет возникновение препятствий для движения остальных транспортных средств или совершает стоянку автомобиля в транспортном тоннеле, а также не исполняет правомерных указаний и требований сотрудника ГИБДД на прохождение медосвидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения. Задержать и изъять автомобиль при этом могут, только в случае невозможности одномоментного устранения причин данного задержания. Однако и здесь имеется подводный камень — нигде не регламентировано, сколько времени должно отводиться на устранение таковых причин, что в свою очередь определяет этот временной промежуток, как желание и волеизъявление задержавшего автомобиль сотрудника ГИБДД. Правила задержания на штрафстоянку Если вашего железного коня все же забрали на штрафную стоянку, то знайте, что о предшествующем административном правонарушении должен быть составлен соответствующий протокол.
Нарушения, при которых применяется снятие номеров с автомобиля
Нарушения ПДД, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, содержатся в части 2 статьи 27.13 кодекса об административных правонарушениях:
- Статья 12.2 часть 2. Отсутствие номеров.
- Статья 12.4. Незаконная установка мигалок, неправильных фар или цветографических схем.
- Статья 12.5 часть 2. Неисправная тормозная система, рулевое управление, сцепное устройство.
- Статья 12.5 часть 3. Нестандартные световые приборы.
- Статья 12.5 часть 31. Штрафы за тонировку 2021 года.
- Статья 12.5 часть 4. Незаконная установка мигалок.
- Статья 12.5 часть 41. Незаконная установка фонаря такси.
- Статья 12.5 часть 5. Использование незаконных мигалок.
- Статья 12.5 часть 6. Незаконное нанесение цветографических схем спецслужб.
- Статья 12.5 часть 7. Незаконное нанесение цветографических схем такси.
- Статья 12.37 часть 1. Нарушение правил использования страховки ОСАГО.
- Статья 12.37 часть 2. Отсутствие ОСАГО.
Рассмотрим перечисленные выше нарушения поподробнее.
Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
ПРИМЕЧАНИЕ На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
Проблемы с другими элементами
При каких еще неисправностях запрещена эксплуатация автомобиля? Кроме проблем, связанных с рулевым управлением, тормозной системой, и других перечисленных выше поломок, есть еще элементы, которые, если станут нефункциональны, не позволят чувствовать себя в безопасности при использовании автотранспортного средства. Поэтому надо придерживаться следующих рекомендаций:
- Стекла не должны иметь повреждений. В пределах, которые допускаются ГОСТом, разрешено применять тонировку. На заднем стекле разрешается установление жалюзи либо шторок при соблюдении условия, согласно которому с обеих сторон обязаны находится зеркала заднего вида. Они должны располагаться так и иметь такую конфигурацию, которые обеспечат автолюбителю хорошую видимость.
- Конструкция мотоцикла должна предполагать установку дуг безопасности, которые могут снизить физические повреждения мотоциклиста и пассажира в случае автоаварии на дороге во время движения.
- В автотранспортном средстве все ремни безопасности обязательно должны быть функциональны, не иметь надрывов, это предохранит водителей и пассажиров при дорожно-транспортном происшествии от травм.
Дополнительные элементы, не предусмотренные базовой конструкцией транспорта, разных систем управления и световых приборов согласуются с производителем либо уполномоченным органом. В ином случае использование автотранспорта недопустимо. За несоблюдение данных норм и требований на нарушителя налагаются штрафы в размере 500-5000 рублей. Если неисправности не были исправлены, в таком случае сотрудники ГИБДД могут лишить автолюбителя водительских прав на срок не менее 2 лет.
Внешние световые приборы
Вряд ли стоит удивляться, что неисправностям оптических приборов, при которых запрещена дальнейшая эксплуатация авто, посвящено столько же пунктов в Приложении, сколько проблемам с тормозами, ведь и самих световых приборов на автотранспорте немало, и не все они относятся к осветительным, то есть важны в тёмное время суток. Перечислим их:
- Если количество, расположение, режим функционирования, цвет световых приборов (здесь и далее говориться только о внешних осветительных/сигнальных устройствах) не соответствует конструктивным требованиям в отношении конкретной модели ТС. Есть и исключение, касающееся снятого с производства автотранспорта – на них допускается установка СП, отличающихся от штатных, но исключительно при условии наличия положительного заключения компетентной организации. Таковыми могут быть автопроизводители, испытательные лаборатории, лицензированные органы сертификации. Сами требования к вышеперечисленным критериям (количество, режим функционирования, расположение и цвет) регламентируются ГОСТом 08769-75. Так, любое АС должно быть оборудовано следующим комплектом светотехники: ближний/дальний свет, габариты, поворотные фонари, фонари торможения, лампа освещения номерного госзнака, световозвращатели.
- Если регулировка фар на автотранспортном средстве отличается от требований, изложенных в ГОСТР 051709-2001. В этом же документе описывается правильная методика проверки регулировки СП, включая самостоятельное тестирование, с применением настенного экрана или его проекции. Согласно этому документу, запрещается эксплуатация иномарок с другим светораспределением (например, с праворасположенным рулём, у которых либо симметричное, либо смещённое влево светораспределение).
- Если режим работы СП не соответствует ГОСТР 051709-2001. Так, в мигающем режиме допускается функционирование только указателей поворотов, причём с частотой в диапазоне 60-120 миганий/минуту, и аварийной сигнализации. Миганием не является переключение свет фар предупреждающего характера и мигание стоп-сигнала при прерывистом торможении. Здесь же приводится требование содержать в чистоте СП, а если авто оборудовано средствами их очистки, это оборудование обязано быть исправным.
- Если используются лампы или рассеиватели света, отличающиеся от штатных, предусмотренных конструкцией АС.
- Если на авто установлены проблесковые маячки, параметры которых не соответствуют требованиям ГОСТР 050574-93, или их видимость, а также способ крепления отличается от изложенного в данном документе.
- Если на ТС установлены следующие СП: спереди – противотуманные фары, светящие не жёлтым/белым цветом;
- по бокам – указатели поворота, светящие не оранжевым/жёлтым цветом;
- в передней части авто – любые другие СП, светящие не белым цветом;
- позади – тормозные фонари, светящие не красным цветом, поворотники, светящие не оранжевыми/жёлтыми тонами, фонари освещения номерного госзнака и заднего хода – светящие не белым потоком.
С какими неисправностями невозможно пройти техосмотр
Отметим для начала, что вопрос определения технического «здоровья» автомобиля очень важен для дорожной безопасности. Очевидно, что у автомобиля могут быть опасные поломки и не опасные. При этом некоторые поломки и дефекты можно увидеть и рассмотреть, а другие можно выявить только, используя сложное диагностическое оборудование.
Нюансов много, а потому техосмотр сосредотачивается в основном на двух аспектах эксплуатации — безопасность дорожного движения и защита экологии. То есть если у машины есть поломки и дефекты, которые могут стать причиной ДТП или чрезмерного вреда окружающей природе, то для того, чтобы пройти техосмотр, автовладелец должен их устранить.
Все эти неисправности собраны в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В этом документе семь глав: «Тормозные системы», «Рулевое управление», «Внешние световые приборы», «Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла», «Колеса и шины», «Двигатель», «Прочие элементы конструкции».
Если у автомобиля неисправная тормозная система, то он не сможет вовремя остановиться в опасной ситуации на дороге. Поэтому проверка тормозов — важнейший этап техосмотра. Такую проверку проводят на специальном диагностическом стенде. Кроме того, об эффективности работы тормозной системы можно отчасти судить и по тормозному пути автомобиля. Для этого необходимо имитировать экстренное торможение и изменить тормозной путь. По стандартам тормозной путь не должен быть больше 15,8 м для автомобиля, скорость начала торможения у которого составляет 40 км/ч.
Неисправности в работе системы рулевого управления — это еще один серьезный повод отказать автовладельцу в выдаче диагностической карты. К таким дефектам относятся: «не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, незатянутые или незафиксированные установленным способом резьбовые соединения, а также неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки». Кстати, такие признаки неисправностей в работе рулевой системы, как люфт, стуки или поскрипывания могут стать причиной отказа в прохождении техосмотра.
Есть требования и в отношении работы и состояния внешних световых приборов. Изначально они должны соответствовать требованиям конструкции автомобиля и иметь рассеивали и лампы, которые также соответствуют типу и типу самого светового прибора. Кроме того, требуется, чтобы фары были отрегулированы по ГОСТу. Также автомобиль не пройдет техосмотр, если на нем спереди установлены световые приборы с красными огнями, а сзади — светоприборы белого цвета. Это требование, кстати, не касается фонарей заднего хода или освещения регистрационного знака.
Еще одна причина получить отказ на техосмотре — неработающие стеклоочистители. Также не получиться пройти проверку на автомобиле, у которого не функционирует стеклоомыватели (если они, конечное же, предусмотрены конструкцией).
В регламенте осмотра есть проверка и для двигателя. Если специальный прибор покажет, что в отработанных газах мотора содержатся много вредных веществ или их дымность превышает установленные стандарты, автомобилист не сможет получить диагностическую карту.
Поводом для отказа могут стать и такие неисправности, как нарушение герметичности системы питания, неисправности в работе системы выпуска отработанных газов и в системе вентиляции картера.
В процессе техосмотра у автомобиля проверяют также и состояние шин. Важными параметрами оценки являются допустимая остаточная высота протектора (менее 1,6 мм для легковушек), а также отсутствие внешних повреждений самой шины и ее каркаса и соответствие типа шины транспортному средству.
Существует еще много пунктов, по которым автомобиль должен пройти обязательную проверку. Например, наличие аптечки и огнетушителя, а также работающий звуковой сигнал, правильное расположение зеркал заднего вида, работающие замки дверей, исправное тягово-сцепное устройство и многое другое, вплоть до отсутствия глубоких царапин и трещин на лобовом стекле.