Применение льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, после заключения соглашения о намерениях и определения детальных параметров бизнеса стороны заключают договор о совместной деятельности. Этот документ фиксирует взаимные обязательства по созданию хозяйственного общества или другой структуры. Также на данном этапе согласовывают устав и регистрируют общество – это трудоемкий процесс, требующий юридического сопровождения.

Преимущества образования совместных предприятий

Как и любая другая форма международного сотрудничества, создание совместных предприятий с иностранными партнерами имеет ряд преимуществ, позволяющих минимизировать финансовые риски отечественных инвесторов и обеспечить оперативный рост финансовых показателей. Среди них, в частности, стоит выделить:

  • способность освоения нескольких рынков для небольших компаний, не имеющих для того финансовых возможностей;
  • возможность привлечения нескольких иностранных партнеров для повышения финансовых возможностей компании и минимизации финансовых рисков отечественных инвесторов;
  • получение статуса предприятия с иностранными инвестициями позволяет рассчитывать на полную правовую защиту и даже льготные программы налогообложения, таможенных платежей и пошлин в случае, если это будет установлено законодательством в интересах социально-экономического развития РФ;
  • привлечение иностранного капитала в отечественную экономику и т. д.

Формы совместных предприятий

Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:

  1. По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
    • если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
    • если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
  2. По типу представителя:
    • СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
    • иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
  3. По организационно-правовой форме:
    • общество с ограниченной ответственностью;
    • акционерное общество;
    • простое товарищество;
    • инвестиционное товарищество;
    • возмездное оказание услуг по договору;
    • работа по договору агентской деятельности.

Структура совместного предприятия

Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:

  1. Высший орган управления – собрание всех акционеров.
  2. Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
  3. Правление – утверждается советом директоров.
  4. Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
  5. Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.

В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?

Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т.е. налицо экономия административных ресурсов.

Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.

Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать — сложно ли их предоставить.

Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.

Для ответа на вопрос о целесообразности режима «фиксированной прибыли» в конкретной ситуации следует отталкиваться от того, насколько прибыльна КИК и как бенефициар планирует распоряжаться прибылью:

А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.

Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также ~ 15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.

Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (Как минимум 3 года или 5 лет — в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.

Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит ~ 5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит ~ 15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на ребенка в 2023 году

В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог — это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.

Г) Если у бенефициара много КИКов, то уплата фиксированного налога может сэкономить время и административные затраты на подготовку отчетности. В этом случае это может быть «отступным» платежом, освобождающим от рутинной бумажной работы.

Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.

Структура совместного предприятия

Законодательство разрешает определять структуру самостоятельно. Например, высшим органом управления может выступать собрание акционеров или совет директоров. Другой вариант управления – через генерального директора или ревизионную комиссию, которая будет периодически проверять отчетность.

Российский инвестор, который участвует в совместном предприятии за рубежом, должен опираться на российские законы. Они устанавливают разрешительный порядок создания бизнеса в другой стране. Само собой, нельзя не учитывать и законодательство того государства, где вы регистрирует бизнес.

Международные совместные предприятия – только одна из форм организации бизнеса двумя или несколькими компаниями из разных стран. При создании таких предприятий, а также при управлении ими, следует опираться на такие принципы:

  • долевое участие собственности в общем владении и управлении;
  • распределение рисков в соответствии с вкладом в общую собственность;
  • заключение договора, определяющего механизм работы компании, а также права и обязательства сторон.

Открытие совместного предприятия

Создание и ликвидация организации с иностранным капиталом регулируется ГК РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранным капиталом, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Регистрационные данные включаются в ЕГРЮЛ для общего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган и осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Документы по регистрации могут быть направлены почтовым отправлением, представлены лично, через нотариуса в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, через Госуслуги. Представление документов в регистрирующий орган лично или через МФЦ осуществляется заявителем или его представителем на основании нотариально заверенной доверенности, с ее приложением к представляемым документам.

К оформлению документов для регистрации установлены Правительством РФ. При этом заявитель указывает паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

При государственной регистрации при создании юридического лица представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора
  • учредительные документы юридического лица
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или другое по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя
  • документ об уплате государственной пошлины.

При регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации

Датой представления документов при государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В день получения документов орган выдает расписку в получении документов с указанием перечня и даты получения заявителю.

Регистрирующий орган должен обеспечить учет и хранение всех представленных документов и не должен требовать представление документов не установленных Федеральным законом.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных ЕГРЮЛ, проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, посредством:

  • изучения имеющихся документов и сведений и возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки
  • получения справок и сведений в соответствии с проведением проверки
  • проведения осмотра объектов недвижимости
  • привлечения специалиста или эксперта

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений он вправе приостановить государственную регистрацию до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц. Срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Контролирующие лица КИК и доли участия

К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.

Читайте также:  Штраф за эвакуацию авто в 2023 году

Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.

Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).

Косвенное участие (все последовательности участия одной компании в другой, определяемые через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой последующей в соответствующей последовательности и измеряемая через долю прямого участия каждой предыдущей компании в последующей компании)

Положения, установленные в статье 105.2 НК РФ, также используется при определении участия физлиц.
Можно заключить, что увеличился (по сравнению с изначальным проектом закона) порог процента владения до 25 % для признания лица, контролирующим иностранную компанию. Однако, если в иностранной компании налоговым резидентам Российской Федерации принадлежат более половины акций или иных составных средств уставного капитала, в зависимости от организационной формы компании, контролирующим процентом для одного резидента становится доля в размере 10 %.

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 25.13 НК РФ лицо может считаться контролирующим даже без прямого соответствия, установленным выше признакам, если им осуществляется контроль над компанией в собственных или «семейных» (жены и несовершеннолетних детей) интересах. Следовательно, контролем является не только конкретная доля участия.

Ответственность за нарушение законодательства о КИК.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога посредством невключения в налоговую базу части прибыли КИК наказывается штрафом в размере 20% на сумму неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, которая должна включаться в налоговую базу по НДФЛ для лиц, контролирующих организацию (если субъект физлицо), по налогу на прибыль организации для контролирующей организации. Однако сумма штрафа не может быть меньше 100 000 рублей.

При этом данная статья пока не применяется в отношении периодов 2015-2017 годов.

Если Вы решили укрыть сведения о КИК, то Вас также ждут санкции в размере 100 000 рублей в отношении каждой КИК, о которой вы не представили сведения или же представили недостоверные.

Также НК РФ не дозволяет скрывать сведения об участии в иностранной организации или представлять недостоверные сведения. Указанное налоговое правонарушение при его обнаружении обернется штрафом в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, о которой были скрыты сведения или были предоставлены недостоверные.

Более подробно меры налоговой ответственности описаны в ст. 129. 5 и 129.6 НК РФ. Однако специальные нормы законодательства о налогах не отменяли давно установленных положений УК РФ, посвященных уклонению от уплаты налогов. Ст. 198 и ст. 199 УК РФ применимы и контролирующим КИК лицам, если уклонение достигло крупного или даже особо крупного размера.

Крупный размер — 2 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (в случае если не уплачено более 10% сумм, подлежащих уплате, либо неуплаченная сумма превышает 6 000 000 рублей)

Особо крупный размер – 10 000 000 рублей за три финансовых года к ряду (20% неуплаченных налогов и сборов, либо превышение 30 000 000 рублей).

Более того УК РФ в статье 199 УК РФ предусматривает особый квалифицирующий признак, выраженный в сокрытии и искажении информации о КИК.

Некоммерческие организации или нко

Во многом незаметна, но очень распространена работа некоммерческих объединений с денежными вливаниями из-за рубежа. Основное их отличие от предыдущей группы состоит в том, что НКО как форма организаций с иностранным капиталом не преследует идею извлечения дохода из деятельности.

Разнообразие НКО по составу участников, целям и формам работы настолько велико, что для регулирования их деятельности издан отдельный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Для НКО с участием иностранцев и даже просто получающих деньги из зарубежных источников есть еще одно понятие – иностранный агент. Подобный статус налагает на объединения дополнительные обязательства по ведению отчетности перед контролирующими органами и общественностью.

Организация работы иностранных компаний через систему филиалов и представительств

Те иностранные предприятия, которые не хотят создавать самостоятельные субъекты хозяйственной деятельности в виде ООО или АО на территории РФ, могут организовать работу через систему представительств и филиалов.

Их нельзя назвать коммерческой организацией в полном понимании. Цель их работы в РФ – представление интересов «родительской» компании и контроль над соблюдением ее интересов.

Для подобных образований обязательна аккредитация в специально уполномоченных на это исполнительных органах. Без нее любые действия представительства или филиала будут вне закона.

Чтобы принятое решение о создании подобных субъектов не принесло неприятных сюрпризов в будущем, стоит прочитать информацию о том, что такое представительство иностранной компании в России.

Информация необходимая для регистрации совместного предприятия

Для регистрации СП клиенту необходимо предоставить следующую информацию:

1) Полное наименование Общества, которое обязательно должно быть на русском языке (дополнительно указать сокращенное наименование на русском языке и возможно указать на иностранном языке);

2) Размер уставного капитала, распределение долей между учредителями и порядок оплаты;

3) Юридический адрес общества (если помещение находится на праве собственности, то необходимо представить копию свидетельства о праве собственности, если на праве аренды, то необходимо предоставить гарантийное письмо о предоставлении помещения + копия свидетельства на право собственности);

4) Система налогообложения (обычная или упрощенная);

5) Виды деятельности СП (определить – «основной» ОКВЫД);

6) Состав учредителей и их данные:

а) если учредителями являются российские физические лица, то предоставляются – паспортные данные, Свидетельство ИНН (при наличии);

Читайте также:  Электронная машиночитаемая доверенность (МЧД) для нотариуса

б) если учредители российские юридические лица, то предоставляются реквизиты организации, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет, учредительные документы, решение (протокол) о назначении исполнительного органа, письмо Госкомстата о присвоении кодов статистики, выписка ЕГРЮЛ;

в) если учредителями являются иностранные физические лица, то предоставляются –копия паспорта, переведенная на русский язык и заверенная нотариально;

г) если учредителями являются иностранные юридические лица, то предоставляется следующий пакет документов:

· выписка из торгового реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения (переведенная на русский язык и заверенная российским нотариусом) или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

· документ, подтверждающий факт регистрации иностранной организации (Свидетельство о регистрации, либо сертификат об инкорпорации);

· устав (либо иной аналогичный документ, предусмотренной страной происхождения иностранной компании);

· свидетельство либо справка о налоговой резиденции, подтверждающая налоговый номер иностранной организации;

· документ, подтверждающий полномочия руководителя иностранной организации либо иного лица, имеющего право действовать от имени иностранной организации без доверенности и подписывать документы об учреждении совместного предприятия;

Иностранные документы для создания совместного предприятия должны быть представлены в виде копий, переведенных на русский язык и заверенные нотариально.

7) Сведения о единоличном исполнительном органе:

· если российское физическое лицо, то предоставляются — паспортные данные лица, осуществляющего функции исполнительного органа и свидетельство ИНН (при наличии);

· если иностранное физическое лицо, то предоставляются — копия паспорта переведенная на русский язык и заверенная нотариально.

Строгие корпоративные нормы и этики. Работая в такой компании, вы вынуждены принимать те правила игры, которые установлены сверху, причем, скорее всего, в головном офисе глобальной корпорации. Если вас что-то не устраивает, вам покажут на дверь, каким бы ценным сотрудником вы ни были.

Работа не за деньги, а за бренд. С одной стороны, имя компании позволит вам в дальнейшем найти хорошую работу. Но существует и обратная сторона медали: бренд может экономить на зарплате. Вспомните недавние забастовки на заводе Ford.

Короткая карьерная лестница. Во многих крупных компаниях предусмотрен системный карьерный рост. 2—3 ступеньки дадутся вам действительно легко. А вот выбиться в ряды топ-менеджеров зачастую просто нереально, в то время как в средней или мелкой компании работник может быть привлечен к более широкому диапазону обязанностей, что приводит к быстрому карьерному росту и достижению управленческих должностей.

Обезличивание работника, утрата самостоятельности. Практически нет возможности самостоятельно планировать график своей работы. «В крупной компании человек не личность, а функция». Это одно из самых распространенных мнений о крупных структурах. Часто сотрудник становится определенным функционалом из-за большого количества служащих, отсюда и четкая структура обязанностей, систем оплаты. Все это не позволяет индивидуализировать работника. Большая структура не дает возможности построения персонализированных отношений с коллегами, иногда даже неизвестно, чем занимается человек, встретившийся тебе в коридоре. Тогда появляется ощущение «винтика» в большом механизме, теряется значимость непосредственной деятельности.

Структура совместного предприятия

Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:

  1. Высший орган управления – собрание всех акционеров.
  2. Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
  3. Правление – утверждается советом директоров.
  4. Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
  5. Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.

Ведение учета имущества

При организации бухгалтерского учета участник, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел по совместной деятельности, обязан вести учет имущества, внесенного участниками договора о совместной деятельности в качестве вклада, и операций по совместной деятельности обособленно (на отдельном балансе) от операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности. Таким образом, составляются два баланса – собственный и по совместной деятельности. Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются.

Отражение хозяйственных операций по договору о совместной деятельности, учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу осуществляются в общеустановленном порядке.

Ключевые цели создания совместного предприятия

Любое инвестиционное сотрудничество, прежде всего, предусматривает обоюдную финансовую выгоду, причем не только личную, но и общегосударственную. Помимо этой очевидной цели, совместное предприятие создается ради решения таких задач, как:

  • добавление на отечественный рынок новых товаров и услуг;
  • привлечение инвестиционных вливаний в экономику страны;
  • расширение экспортной сети, эффективный выход на иностранные рынки;
  • сокращение доли импортной продукции за счет производства аналогичной на своей территории (импортозамещение);
  • расширение территории для сбыта, поиск новых партнеров;
  • более открытый доступ к различным ресурсам;
  • облегчение модернизации и внедрения инноваций;
  • снижение рисков (общий риск делится на количество партнеров);
  • совершенствование налоговой системы и др.

Какова роль меморандума о взаимопонимании при создании совместного предприятия?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *