Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые и валютные резиденты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Каков порядок определения времени пребывания в РФ?
Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), необходимо:
1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;
Обратите внимание :
Отсчитанные 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом. Например, расчетным периодом может быть период с 05.06.2017 по 04.06.2018.
2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно находилось на территории РФ. Таким образом, в расчет времени нахождения лица на территории РФ включаются:
-
дни приезда лица в РФ и дни его отъезда из РФ (письма Минфина РФ от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, ФНС РФ от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@);
-
время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения. Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, перечню зарубежных стран отсутствуют.
С каких выплат нерезидентам необходимо удерживать НДФЛ?
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком:
-
от источников в РФ и (или) за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
-
от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Таким образом, удержать НДФЛ необходимо только с тех доходов нерезидента, которые он получил от источников в РФ. Согласно ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ, в частности, относятся:
-
дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
-
страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
-
доходы, полученные от использования в РФ авторских или смежных прав;
-
доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
-
доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ;
-
доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
-
доходы от реализации в РФ акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;
-
доходы от реализации прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ;
-
доходы от реализации иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;
-
вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;
-
вознаграждения и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
-
иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.
Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.
Например:
- ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
- практической отмены банковской тайны в российских банках;
- контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
- постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
- участия граждан РФ в иностранных организациях;
- налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
- иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.
При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.
Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.
В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.
Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?
Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:
- Резиденты России; и
- Нерезиденты России.
Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.
Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:
- Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
- Страховые выплаты;
- Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
- Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
Статус налогового резидента РФ для целей уплаты НДФЛ
Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.
В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.
Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.
В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.
Заявление для подтверждения разрешения
Первым делом нужно подать заявление для получения определенной справки. Ее уполномочена выдавать только российская Федеральная Налоговая Служба. Сам документ должен свидетельствовать о законности и соблюдении законодательных норм.
При заполнении заявления, нужно указывать следующие данные:
- для юридических лиц – ИНН, адрес, наименование;
- для физических лиц – Ф.И.О., адрес, ИНН;
- год, за который нужно подтверждение статуса;
- страну, в которую будет предоставлена справка в соответствующие службы;
- документы, которые должны быть с заявлением;
- подпись – в случае если это физлицо, подписывать нужно лично, а если есть оригинал, подтверждающий полномочия этого лица, тогда подпись может ставить руководитель организации.
Специальный шаблон для таких заявлений не предусмотрен, поэтому, если вопросом занимается некая организация, заявление оформляется на ее фирменном бланке, а физические лица оформляют произвольно.
Заявление на налоговое резидентство РФ должно быть дополнено копиями некоторых форм, которые должны содержать подпись руководителя и обязательно нужно проставление печати. Это подтверждение возможных доходов из-за границы, а в роли документа, удостоверяющего данный факт, может выступать:
- заключенный контракт или другая форма договора;
- документ о выплате дивидендов, это может быть принято на акционерском собрании;
- копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность физлица;
- документы, подтверждающие получение иностранной пенсии;
- физические лица, кроме индивидуальных предпринимателей, предоставляют таблицу, в которой рассчитано время и периоды пребывания в РФ, оно не должно быть меньше 183 дней на протяжении года.
Что делать за границей
Когда налоговый резидент России надолго уезжает из страны, он, очевидно, лишается этого статуса. Но как именно работает законодательство при таком сценарии?
Обычно россияне становятся налоговыми резидентами другого государства после полугода проживания на его территории, рассказал доцент кафедры финансового менеджмента в государственном секторе департамента политики и управления НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Тютюрюков.
Для примера возьмём несколько стран, куда в последние недели граждане России уезжали наиболее активно.
- Турция: резидентом станет человек с законным адресом регистрации или намерением проживать в стране, если по этим критериям статус резидента спорный, то резидентом признают того, кто непрерывно прожил в стране шесть месяцев в календарном году;
- Грузия: резидентом станет тот, кто проживает в стране 183 дня или более в течение 12 месяцев;
- Армения: 183 дня или более в течение 12 месяцев или имеет в стране центр жизненных интересов;
- Азербайджан: свыше 182 дней в течение 12 месяцев, есть место постоянного проживания или центр жизненных интересов;
- Узбекистан: 183 дня или более в течение 12 месяцев (либо меньше 183 дней, но больше, чем в любой другой стране), при этом можно получить статус и раньше, если подать заявление с копией долгосрочного трудового договора.
Невозможность получения нерезидентами налоговых вычетов
Еще одним негативным последствием утраты статуса налогового резидента является невозможность получения физлицом налоговых вычетов по НДФЛ.
Это объясняется тем, что установленные НК РФ вычеты действуют только в отношении доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13% на основании п. 1 ст. 224 НК РФ. Доходы же нерезидентов облагаются по ставке 30%. В соответствии с п. 4 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 30%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, без применения налоговых вычетов, предусмотренные ст. ст. 218–221 НК РФ. Поэтому утрата статуса налогового резидента автоматически влечет утрату и права на получение всех видов налоговых вычетов: стандартных, социальных, инвестиционных, вычетов, связанных с ценными бумагами и финансовыми инструментами, а также профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ.
Равным образом нерезиденты лишаются и налоговых льгот, гарантированных налоговым резидентам при продаже/покупке недвижимого имущества. И если по итогам налогового периода, в котором физическое лицо продает недвижимое имущество, оно не является налоговым резидентом РФ, то лишается права на имущественные налоговые вычеты (письмо ФНС № БС-3-11/10138@ от 26.12.2018).
Помимо всего прочего, продавая недвижимость, нерезидент лишится не только права на вычеты, но и не сможет уменьшить налогооблагаемую базу (доход от продажи объекта) на величину понесенных расходов (затраты на приобретение продаваемой недвижимости). С учетом п. 3 ст. 224 НК РФ такой доход будет облагаться по ставке в размере 30% со всей суммы полученного дохода. Нерезидент не сможет уменьшить доход, полученный им от продажи недвижимости, на сумму расходов, связанных с его приобретением (п. 2 ст. 220 НК РФ).
Справка о налоговом резидентстве
Справка о налоговом резидентстве и юридических и физических лиц является документальным подтверждением того, что определенное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование справки — «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».
Такой статус требуется для того, чтобы определить обязательства лица по уплате налогов в бюджет той или иной страны. Для определения данного статуса учитывают пребывание лица в России на протяжении 183 дней в течение одного года. Такой срок не прерывается, если лицо менее 6 месяцев находится не в РФ по причине лечения, обучения, работы или оказания услуг.
Для получения данной справки в налоговый орган необходимо направить заявление. Ранее оно составлялось в свободной форме, но с декабря 2017 года данное заявление составляется по утвержденной ФНС форме (КНД 1111048). При этом в документе указывается следующая информация:
- наименование организации (если заявление подает физлицо/ИП, то ФИО);
- период времени, за которые заявителю необходима справка (за прошлый год, за несколько лет);
- причина выдачи справки (например, она необходима при применении двусторонних международных договоров или для иных целей);
- время пребывания лица в РФ;
- основания, по которым лицо считается налоговым резидентом РФ;
- данные о документе, удостоверяющем личность (в случае отсутствия ИНН).
Как определить налогового резидента
В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:
- справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
- удостоверение личности (паспорт);
- отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
- данные миграционных карт;
- контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
- заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.
Какие отличия в налогах компании резидента и нерезидента
Согласно НК РФ, компании-резиденты докладывают о всех имеющихся доходах в органы налогового обложения и выплачивают с них определенный процент, а нерезиденты платят налоги только на ту прибыль, которая была получена с активов, находящихся на территории России. При этом процентные ставки выплат значительно отличаются.
Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.
В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)
Статус юридического лица | Ставка, % | Дивиденды, % |
Компания-налоговый резидент РФ | 20 | 9 |
Компания-нерезидент РФ | 30 | 15 |
При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.
В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.
Каким образом осуществляется подсчет количества дней пребывания на территории страны
При осуществлении этой операции могут возникнуть такие вопросы, как:
- Составляют ли 12 месяцев календарный год?
- Срок в 12 месяцев – календарный?
Касаемо 1-го вопроса следует принять во внимание рекомендации контролирующих органов. Многочисленные разъяснения Министерства финансов указывают, что основное условие для получения статуса – непрерывное следование периода, определенного в 12 месяцев. Календарный он или нет, никакого значения не имеет.
К примеру, для определения статуса на 1 сентября следует принимать во внимание период с 31 августа года предыдущего по 31 августа года текущего (обе даты включаются).
Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что подобных требований налоговым законодательством не предусмотрено.
Решив вопрос с 12-ю месяцами, следует переходить к подсчету количества дней нахождения в России. Здесь также возникает несколько вопросов:
- Последовательные ли это дни?
- Считаются ли дни фактического прибытия и отбытия?
Отвечая на 1-й вопрос, следует отметить, что законом таких условий не установлено. Указанный период может быть прерван на небольшой срок, не превышающий полугода, когда лицо выезжает заграницу для:
- лечения;
- учебы;
- отдыха;
- выполнения трудовых функций (командировка).
Резидент и нерезидент — это…
С латинского языка слово resident буквально переводится как « постоянно сидящий на месте». Отсюда и возникло неправильное отождествление понятия с гражданством.
Термины «резидент» и «нерезидент» можно встретить в двух отраслях законодательства: валютном и налоговом.
Правотворческий орган использует такое разграничение с целью показать, чьи интересы представляет лицо в международных отношениях: родного государства или чужого.
При этом законодатель использует или формально-юридический признак (место регистрации, фактическое время нахождения на территории), или экономический (с экономикой какой страны субъект имеет большую взаимосвязь).
Резидентами и нерезидентами могут выступать обычные люди и организации. От того, под какую категорию эти лица попадают, зависит их правовой статус в государстве.
А именно три вещи:
- права;
- обязанности;
- юридическая ответственность.
Если говорить простыми словами, резидент – это лицо, чей центр экономических и деловых интересов находится в стране пребывания. Остальные люди и организации относятся к нерезидентам.
Налоговыми резидентами РФ признаются люди, пребывающие на территории страны в указанный выше срок, а также получающие вознаграждение за исполнение трудовых и прочих обязанностей, оказанные услуги, проведенную работу и прочие законные действия в пределах государства. Данное положение присутствует в ст. 208 НК (п.1). В данном случае не имеет значение, зарубежная или отечественная компания будет выплачивать вознаграждение. К внутригосударственным доходам также относят пособия и пенсии, которые предусмотрены действующим отечественным законодательством. Налоговый резидент может осуществлять рабочую и иную законную деятельность, оказывать услуги за пределами страны. В этом случае его доходы считаются как поступающие от источников, находящихся за границей государства.