Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как воспитывать ребенка 8 лет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.
Половое развитие детей в 8-9 лет
В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.
Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.
Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.
Ошибки. Почему растет хулиган?
1) Не полагайтесь полностью на рекомендации Ваших матерей и отцов
Ведь в их времена была совсем другая жизнь по сравнению с современностью. Лучше следовать советам психологов по воспитанию детей.
2) Не пытайтесь решать за ребенка, каких друзей выбирать
Все родители хотят уберечь своего сына от плохой компании. Но запреты будут только вредить ему. Так как все запрещенное притягивает еще сильнее.
3) Не угрожайте мальчику расправой с применением силы
Этим Вы даете понять, что только так и можете с ним общаться.
4) Не притворяйтесь и не лгите
Дети хорошо чувствуют на подсознательном уровне, когда им говорят неправду.
5) Не решайте за сына, каким ему быть и чем ему заниматься
Ведь каждый ребенок – это уже личность, а не кусок пластилина и не ваша кукла. И не стоит об этом забывать. Право выбора всегда должно оставаться за ребенком.
Есть мамы и папы, которые хотят воплотить с помощью детей свои несбывшиеся мечты. Например, отец мечтал стать адвокатом и с пеленок начинает навязывать сыну юридическое образование. Тогда, как сам сын хочет стать поваром.
Или если в семье все мальчики традиционно становятся врачами, не смертельно если именно Ваш сын изменит ход традиций. Если у ребенка нет способностей и стремления заниматься тем, чем ему навязывают, это может привести к различным психологическим травмам.
Половые различия в развитии этого возраста
В период 8 лет психология ребенка резко изменяется, у него появляется свое личное «Я». Ребенок начинает осознавать, кем он намерен быть в будущем, свое текущее положение в обществе. Дети в этом возрасте учатся оценивать себя и свои возможности адекватно, без преувеличения. Они начинают выполнять домашние задания медленнее, чем обычно.
Учеба дается легче девочке, чем мальчику, в этот непростой период переоценки многих важных вещей. Мальчик становится настоящим непоседой, просидеть урок спокойно он просто не в состоянии, именно поэтому больше всего шумят на переменах мальчики. Если мальчик не привык к порядку и дисциплине, то привыкнуть к этому позже ему будет очень сложно. Ребенок практически перестает обращать внимание на состояние своей одежды. Он не обращает внимания на грязь, может легко носить рваные вещи, чего не скажешь о девочке, для которой внешний вид обретает особую важность.
Как воспитать в ребёнке ответственность
Ответственность — это умение делать правильный выбор и осознавать последствия своих действий. Ответственный человек заботится о благополучии окружающих и понимает, что каждый играет значимую роль в обустройстве окружающего мира.
Ответственное поведение для восьмилетнего ребёнка выражается в следующем:
— самостоятельно готовиться к школе;
— держать в порядке свои вещи;
— помогать взрослым по дому;
— быть помощником в школьных делах;
— соблюдать порядок в своём доме и во дворе;
— заботиться о растениях и животных;
— помогать младшим детям и пожилым людям;
— сообщать в соответствующие инстанции об аварийных или опасных ситуациях на улице.
Чтобы воспитать ответственность в ребёнке 8 лет, обязанности должны соответствовать его возрасту. Привычки самообслуживания развиваются постепенно и под руководством родителей. Если ребёнок неорганизован, упрёки и категоричные инструкции не приведут к успеху.
Причиной невыполнения ребёнком своих обязанностей могут стать слишком обобщённые родительские требования: «убери свои вещи», «приготовься к школе на завтра». Разбейте эти требования на более конкретные: «собери рюкзак — что тебе понадобится завтра?», «приготовь одежду, которую ты наденешь завтра в школу: достань чистые носки и рубашку и повесь их на стул».
Режим дня и обязанности, которыми наделён ребёнок в семье, дают ему ясность, что ожидать в тот или иной момент времени суток. Утром он принимает душ, чистит зубы, одевается и завтракает. Вечером собирает школьный рюкзак на завтра, готовит форму для тренировки или других кружков после школы, принимает душ, чистит зубы, читает перед сном.
В семье должно быть выделено определённое время для просмотра телевизионных передач или использования компьютера. Общее время, проведённое за телевизором или компьютером не должно превышать двух часов в день.
Ответственность и самостоятельность означают, что ребёнок знает границы дозволенного. Если ребёнок нарушает правила, объясните просто и немногословно, что ребёнок сделал неправильно и какие могут быть последствия, если эти правила не выполнять.
Расскажите о том, что происходит в его организме, если он не чистит зубы, покажите картинки поражённых кариесом зубов. Расскажите, как болезнетворные бактерии попадают из полости непочищенного рта в организм, разносятся по крови, влияют на работу сердца, печени, почек. Информированность о гигиене полости рта и тела мотивирует школьника соблюдать гигиену.
Поговорите с ребёнком о гормоне мелатонин, который выделяется во время сна. Почему важно ложиться спать вовремя, поскольку активность гормона мелатонин начинается с 9 часов вечера. Почему важно не пересидеть, не упустить этот момент, чтобы сон был качественным. Нужно культивировать здоровый образ жизни, объяснять детям значение гигиены сна, труда и собственного тела.
Поручите сыну определённые обязанности по дому:
— накрывать на стол для семейного ужина;
— прибирать на своём рабочем столе и держать в порядке свои принадлежности;
— кормить домашних питомцев;
— бросать грязную одежду в корзину для стирки.
Хвалите ребёнка. Хвалите за усилия, а не за результат. Вы увидите, как растёт его самооценка по мере того, как эти обязанности станут для него привычкой.
К 8 годам ребята начинают осознавать различия между полами: отмечают внешние различия, разницу поведения, семейные обязанности, социальные роли. Начинают отчетливо формироваться разные поведенческие тенденции:
- Девочки 8 лет имеют характерную психологию: более послушны, усидчивы, отзывчивы, сдержаны, однако более открыты эмоционально. Больше внимания начинает уделяться внешности — прическе, одежде, украшениям. Появляется интерес к вещам, аксессуарам мамы, старшей сестры. Начинают проявляться первые признаки материнского инстинкта — забота о животных, внимательность к младшим, способность нести ответственность. Интересы нередко реализуются в творчестве — танцы, музыка, художественные занятия, рукоделие.
- Мальчики 8–9 лет имеют иную психологию возраста: эмоционально закрыты, но импульсивны. Физически активны, подвижны, проявляют меньшую способность, чем девочки, усидчиво заниматься одним делом продолжительное время. Интересы развиваются в направлении спорта, активного отдыха, подвижных игр, занятий. Чтобы бьющая ключом энергия расходовалась гармонично, мальчикам полезны занятия спортом, ритмичными танцами. При наличии интереса ученики 2–3 класса успешно реализовывают способности, тягу к новым знаниям.
Существует важное отличие в подходе к поощрениям при воспитании мальчиков и девочек. Девочку необходимо хвалить «просто так», «потому что она любима», а мальчика — за конкретные способности, достижения.
Психология воспитания ребенка 8 лет
Примерно в 8-9 летнем возрасте дети начинают все более заметно отдаляться от своих родителей. Поэтому взрослым придется запастись терпением, чтобы продолжить грамотно выстраивать отношения с повзрослевшим сыном или дочерью. Важно помнить, что вмешательство в жизнь ребенка, если оно будет чрезмерным, может сделать его во взрослой жизни совершенно не самостоятельным. Ведь все быстро привыкают к тому, что кто-то всегда готов уладить все проблемы, проконтролировать решение возникающих вопросов. Поэтому если родители не дают ребенку сделать ни одного самостоятельного шага, то они лишь сформируют у него пассивное отношение к жизни в целом. Думать в таком случае ребенку совершенно не придется. Поэтому ни к чему хорошему такая модель поведения не приведет.
При этом можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. Так, 8-летний человечек все еще остается ребенком. Конечно, он уже успел в достаточной степени адаптироваться к своей новой школьной жизни, а организм уже успел привыкнуть к непростому загруженному графику, отношения в коллективе также начали выстраиваться. Тем не менее, даже при внешнем благополучии, детская психика в этом возрасте окрепла еще не до конца. Поэтому желательно, чтобы именно в родителях ребенок нашел для себя основных слушателей и советчиков. Ведь в некоторых случаях ребенку просто необходимо мнение мудрого и внимательного взрослого. А если ребенок примет ответственное решение самостоятельно, то совершенно нет гарантий, что оно будет правильным. Еще хуже, если советчиков себе он будет искать на стороне.
Для того чтобы родителям сохранить свою общность с ребенком, но не подавить при этом его волю, нужно стремиться разговаривать с ним как можно больше. Только это должны быть разговоры по-взрослому, без повышенного тона и сюсюканья. В идеале беседа должна вестись на равных. Можно спросить, что произошло в школе, каково поведение одноклассников и учительницы. Если родители будут задавать правильные наводящие вопросы, то ребенок непременно сам поведает им о том, что его так сильно беспокоит.
В 8-9 лет у мальчиков и девочек усиливается интерес к противоположному полу. Восприятие собственной гендерной принадлежности приводит к тому, что дети начинают копировать внешний вид, поведение, привычки людей своего пола. Девочки чаще всего пытаются повторять за мамой, учительницей, любимой певицей или актрисой, мальчики — за папой, любимым актером, героем фильма или игры. В 8-9 лет многие мальчики и девочки начинают спрашивать родителей о любви, сексе, браке. Столь ранний интерес не должен вас смущать. Ребенок посещает коллектив и о многих вещах узнает от своих сверстников. Важно в этот период показать, что сын или дочка могут разговаривать с вами на все интересующие вопросы, а вы не будете смеяться над ним. Часто первой реакцией на вопрос о сексе от ребенка 8-9 лет становится смущение. Чадо кажется еще очень маленьким для таких интересов. Но пропускать мимо ушей или отказываться идти на разговор с формулировкой “вырастешь — узнаешь” не рекомендуется. В таком случае ребенок найдет ответы на свои вопросы у друзей, знакомых постарше. Желательно, чтобы вопросы взаимоотношений между людьми с ребенком обсуждал родитель его пола (мама с девочкой, папа с мальчиком). Во время разговора не нужно углубляться в тему. Важно в 8-9 лет донести до ребенка важность любви для взаимоотношений между мужчиной и женщиной, необходимость уважать и принимать решение другого человека.
Что должен знать и уметь ребенок в 8-9 лет
В 8-9 лет, кроме знаний полученных в школе, ребенок учится многим важным социальным навыкам. Важно оценить в это период, насколько сын или дочка научились:
- Чувствовать себя свободно в коллективе, взаимодействовать со сверстниками;
- Соблюдать правила поведения в общественных местах, дома;
- Сохранять порядок в своей комнате, на рабочем месте, в шкафу с одеждой;
- Помогать взрослым в повседневных делах;
- Соблюдать правила гигиены, следить за своей чистоплотностью;
- Ориентироваться во времени, пространстве;
- Выстраивать и сохранять отношения со сверстниками;
- Выражать собственное мнение;
- Требовать справедливости;
- Отличать ложь от правды;
- Шутить, воспринимать юмор;
- Проявлять заботу;
- Ориентироваться в пространстве и времени;
- Долго концентрировать свое внимание на предложенном задании;
- Легко запоминать и воспроизводить стихи и рассказы;
- Самостоятельно разобраться и понять, как работает устройство, предпринять попытку самостоятельно починить сломанную игрушку.
Воспитание героизма, смелости
Важно знакомить мальчиков с подвигами жителей прошлых эпох – это не только станет положительным примером, но и поможет укрепить в них уважение к старшему поколению. На подсознательном уровне в каждом мужчине (вне зависимости от его возраста) заложено стремление к подвигам, к проявлению смелости, к риску ради какой-то высокой цели. Это и нужно использовать в воспитании: перед глазами ребенка должен быть герой, кто-то близкий по духу и понятный им, поступающий правильно, мужественно, решительно. На такие образы дети будут равняться, на них будут хотеть быть похожими. Если же не знакомить мальчиков с проявлениями героизма, то у них будет отсутствовать стремление к совершению подвигов, даже небольших, малозначительных, например к защите слабого и обижаемого.
Психологи подходят к вопросу так:
- Дети, даже не знакомые с подвигами истинных героев, понимают, что быть трусливым – плохо, стыдно.
- В каждом мальчишке жива тяга к романтике, однако, не имея перед собой полноценного примера, они начинают использовать те образы, которые видят на телеэкране или узнают у сверстников.
- Понятие «герой» заменяется на «крутой», что не всегда хорошо, поскольку «крутым» может быть и аморальный персонаж, не трусливый, мужественный, но не готовый к сочувствию, помощи, совершающий неблаговидные поступки. Именно подобная тенденция становится причиной роста подростковой преступности.
Вот почему родителям, не желающим допустить такой ситуации, важно вовремя познакомить малышей с теми, кто действительно достоин стать примером для подражания. Сделаем оговорку: идеал недостижим, но, пытаясь приблизиться к нему, человек становится лучше. Стараясь быть смелым, как настоящий герой, ребенок, возможно, и не добьется желаемого, но будет стремиться к покорению высоты. А если снизить планку, сделать поблажку, то получится, что и стараться необязательно. Результат – трусость, пассивная жизненная позиция, ориентир на неизбежное поражение. У мальчика появляется установка «зачем что-то делать, если все равно ничего не получится». Для ее преодоления важно внушить ребенку, что он обладает героическими качествами, а не ругать и стыдить за проявленную трусость.
Вообще, стремление к идеалу должно стать хорошей привычкой каждого. Приведем простой пример. Начиная изучение иностранного языка, человек не ставит своей целью владеть им как родным. Результат – полученных знаний хватит, чтобы кое-как изъясняться, продавцы и сотрудники отелей поймут такого туриста, но переводчиком ему не стать никогда. Именно поэтому надо с ранних лет учить мальчика ставить высокую цель. Достичь ее трудно, практически невозможно, но старания и стремления неизбежно повлекут за собой успех.
Психологические особенности детей в 8-9 лет
- В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
- Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
- В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
- Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
- Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
- Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
- Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.
Что должен знать и уметь ребенок в 8-9 лет
В 8-9 лет, кроме знаний полученных в школе, ребенок учится многим важным социальным навыкам. Важно оценить в это период, насколько сын или дочка научились:
- Чувствовать себя свободно в коллективе, взаимодействовать со сверстниками;
- Соблюдать правила поведения в общественных местах, дома;
- Сохранять порядок в своей комнате, на рабочем месте, в шкафу с одеждой;
- Помогать взрослым в повседневных делах;
- Соблюдать правила гигиены, следить за своей чистоплотностью;
- Ориентироваться во времени, пространстве;
- Выстраивать и сохранять отношения со сверстниками;
- Выражать собственное мнение;
- Требовать справедливости;
- Отличать ложь от правды;
- Шутить, воспринимать юмор;
- Проявлять заботу;
- Ориентироваться в пространстве и времени;
- Долго концентрировать свое внимание на предложенном задании;
- Легко запоминать и воспроизводить стихи и рассказы;
- Самостоятельно разобраться и понять, как работает устройство, предпринять попытку самостоятельно починить сломанную игрушку.
Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога
Миша наклоняется и видит, что у него действительно развязался шнурок на правом ботинке. Шнурки он ещё не умеет завязывать, но очень хочет научиться. Миша наклоняется над ботинком, пытается завязывать шнурок, но только ещё больше запутывает его.
В современном обществе проблеме воспитания детей в семьх уделяется очень много внимания. И это правильно, ведь именно правильное родительское воспитание является залогом становления ребенка как личности и полноценного члена социума.
Продолжается до 14 лет. Теперь ребенок больше присматривается к отцу: что он делает, как ведёт себя в разных ситуациях, каковы его увлечения. Сильная связь с матерью начинает постепенно утрачиваться.
Также в возрасте 2 лет необходимо ввести систему запретов. Ребенок уже понимает, что от него требуют. Не следует ждать более подходящего времени.
Потому что с детства они перенимают женские качества и манеру поведения, а их истинная, мужская природа подавляется маминым воспитанием.
Не забывайте об играх. В возрасте восьми лети дети еще любят играть. Игра до сих пор остается для них способом к познанию окружающего мира и себя самого. Важно выделить малышу время для игр, когда он не будет занят в школе или в секциях. Подобное стоит учесть в воспитании, как мальчиков, так и девочек.
На протяжении всей книги Мэгги подчеркивает: идеи о том, что мальчики сильнее девочек и что их надо воспитывать более строго, чтобы вырастить «настоящего мужчину» — опасный и вредный предрассудок.
Длится до шестилетнего возраста. У ребёнка любого пола в это время сохраняется очень сильная связь с матерью.
На протяжении всей книги Мэгги подчеркивает: идеи о том, что мальчики сильнее девочек и что их надо воспитывать более строго, чтобы вырастить «настоящего мужчину» — опасный и вредный предрассудок.
А между тем этот вопрос – очень серьёзный. Из несмышлёного малыша нужно вырастить защитника, добытчика, любящего отца и супруга. Словом, надёжного мужчину. Такого, с которым безопасно, кто позитивно смотрит на жизнь, твёрдо стоит на ногах и сможет обеспечить счастье близких.
Именно период с 8 лет представляет особую важность в детской психологии. В это время активно формируется мировоззрение ребенка, он уже начинает активно осознавать различие между полами и собственную принадлежность. Чтобы избежать проблем во взаимоотношениях со своими детьми, родители должны знать некоторые психологические особенности этого непростого возраста в жизни ребенка.
Дорогие мамы, не нужно приводить в семью невесть кого, лишь бы создать иллюзию полноценной ячейки общества!
Ребята в возрасте 1-2 лет обладают высокой двигательной активностью. Едва начав ходить, сыновья начинают с большим интересом осваивать пространство вокруг себя. Сначала комнату, потом всю квартиру и улицу.
Что делать если ребенок не хочет в школу?
Если малыш вопреки Вашим советам решил поступить по-своему, но Вы оказались правы в итоге, не нужно кидать фразы:”Ну я же говорила!” Конечно, подобной репликой Вы утвердите свою самооценку, но вот уверенность сына упадет. И в следующий раз он будет бояться принимать решения сам.
Особенно важно проявлять осторожность при выборе детских учреждений с мальчиками, которые по своему развитию отстают от девочек на 6-12 месяцев и эмоционально являются более уязвимыми. Большинству мальчиков будет лучше находиться в семье, чем в детском учреждении, особенно в первые три года жизни.
В раннем возрасте дети не идентифицируют себя по половому признаку, поэтому мальчиков и девочек воспитывают одинаково. Но уже с 2 лет дети начинают осознавать свое отличие и уже в этом раннем возрасте родители должны учитывать в процессе воспитания половую принадлежность ребенка.
Ранний школьный возраст – период обострения привязанности мальчика к отцу. Он всячески пытается привлечь его внимание, добиться его похвалы. Папе следует больше времени проводить с сыном, привлекать его к мужским занятиям – брать с собой на рыбалку, играть с ним в футбол, баскетбол, теннис, разговаривать на мужские темы.
Но давайте смотреть правде в глаза: далеко не каждый мужчина, у которого есть ребенок, может носить гордое звание отца.