Как учесть поступление материальных запасов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть поступление материальных запасов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Исходя из п. 117 Инструкции № 157н[1] в бухгалтерском учете все виды ГСМ (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ, моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки, специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) и проч.) учитываются в составе материальных запасов.

Счета, применяемые для учета ГСМ

Для учета ГСМ учреждения должны применять следующие счета:

0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы – особо ценное движимое имущество учреждения»

0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»

ГСМ принимаются к учету по фактической стоимости, которая, в частности, может формироваться (п. 100, 102 Инструкции № 157н):

  • из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • из сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ГСМ;
  • из сумм, уплачиваемых за доставку ГСМ до места их использования, включая страхование доставки;
  • из иных платежей, непосредственно связанных с приобретением ГСМ.

Система оплаты пластиковой топливной картой является наиболее удобной и выгодной формой расчетов за топливо. Организация заключает договор с поставщиком ГСМ на приобретение бензина с применением топливной карты, на которой хранится информация об установленных лимитах на количество и ассортимент нефтепродуктов и сопутствующих услуг, а также об объеме денежных средств, в пределах которого можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.

Оприходование стоимости топливной карты (если она есть, так как в большинстве случаев карту используют бесплатно при условии ее возвращения) можно оформить как поступление — «Поступление (акты, накладные)» — создать поступление «Услуги (акт)»).

При этом саму топливную карту учитывают как бланк строгой отчетности на забалансовом счете 006 и отражают в учете с помощью ручной операции – меню «Операции» — «Операции, введенные вручную».

Обратите внимание, в случае изготовления топливной карты бесплатно, карта также отображаются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» по условной цене – 1 карта = 1 рубль.

Поставщик топлива по окончании месяца предоставляет документы, отражающие количество литров, фактически приобретенных, что являться основанием для учета на счете 10.03.1 «Топливо» и оформляется через «Поступление товаров (накладная)», в меню «Покупки» — «Поступление (акты, накладные».

Создаем новый документ «Поступление товаров (накладная), заполняем организацию, поставщика, договор, склад и добавляем строки в табличную часть «Товары», используя кнопку «Добавить» или «Подбор». При создании номенклатуры обязательно указать тип номенклатуры – ГСМ.

Таким образом, мы оприходовали ГСМ от поставщика. Сформировалась проводка – Дт. 10.3 — Кт. 60.

Гсм это какие расходы

Все эти показатели должны соответствовать тому, что есть на самом деле. Однако достоверно определить фактические остатки и расход по топливу проблематично, это можно сделать лишь в отношении поступления топлива по документам на заправках, где указано количество ГСМ, фактически заправленных в бак автомобиля. Что касается дальнейшего движения топлива, здесь все сложнее.

Дело в том, что даже количество ГСМ в баке автомобиля замеряется с большим приближением: приборы показывают в основном долю (часть) наполненности бака и остаток даже на минимуме может варьироваться от 5 до 10 л (в зависимости от автомобиля). Водитель, очевидно, не будет измерять топливный бак линейкой. Количество оставшегося топлива определяется «на глазок» по приборам или же расчетным методом исходя из того, сколько было залито в бак и сколько израсходовано в поездке. Первую составляющую, как сказано выше, можно точно определить, а расход топлива оценивается приближенно по приборам или расчетным путем. Именно для последнего варианта нужны Нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте .

Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Как следует из минтрансовского документа (который носит рекомендательный характер), норма списания ГСМ — это усредненная производная от фактического расхода, который меняется в зависимости от условий поездки (город, пробки, трасса, горная местность, карьер, зима, лето) и иных факторов. По рекомендуемым Нормам в точности не установить, сколько ГСМ израсходовано на самом деле (даже в течение одной поездки условия могут меняться), поэтому во многих случаях в путевых листах отражают расход по норме, выведенной расчетно-опытным путем. В основе расчета — базовые нормы для конкретных автомобилей и типов двигателей, включая вид топлива. С помощью различных надбавок и поправочных коэффициентов базовая норма доводится до эксплуатационного лимита, но даже эта максимально приближенная цифра не является точной. Все нюансы работы автомобиля учесть в расчетах невозможно, поэтому расход топлива исходя из пробега автомобиля с учетом возможных поправок считается условно фактическим.

Спутниковая же система слежения, установленная на автомобили, фиксирует именно фактический расход топлива на основании данных, получаемых, если можно так выразиться, непосредственно от топливной системы. И расход по каждому рейсу на самом деле разный — он зависит от совокупности всех перечисленных выше факторов, а также от степени изношенности автомобиля, качества отладки его механизмов, времени работы на холостом ходу и т.д. и т.п. Поэтому не стоит удивляться, если показания установленного на авто оборудования контроля и слежения отличаются от данных, полученных расчетных путем исходя из пробега и минтрансовских Норм. Каким же результатам отдавать приоритет?

Очевидно, что бухгалтеру следует ориентироваться на фактические данные оборудования о расходе топлива, а не на условно фактические расчетные значения по нормам. Бухгалтерский учет — это реальная, а не плановая картина финансового состояния организации. Однако сделанный вывод не означает, что бухгалтеры автопредприятий, где применяется спутниковая система контроля и слежения, могут игнорировать Нормы расхода. Без них не обойтись, так как в отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте сказано, что в составе материальных расходов учитываются затраты на топливо для автотранспортных средств в пределах Норм, утвержденных Минтрансом. Сверхнормативные же расходы топлива, превышающие рассчитанные в соответствии с нормами значения, включаются в состав прочих расходов, не формирующих себестоимость оказываемых предприятием услуг. Ведь не всегда фактические расходы меньше планируемых, даже если ситуацию отслеживает контрольное устройство. На дороге всякое случается, фактические расходы по ГСМ могут превысить плановые, а значит, как и раньше, бухгалтеру автопредприятия для учета и налогообложения понадобятся и «факт», и «план».

Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Счета, применяемые для учета ГСМ

Исходя из п. 117 Инструкции № 157н[1] в бухгалтерском учете все виды ГСМ (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ, моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки, специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) и проч.) учитываются в составе материальных запасов.

Для учета ГСМ учреждения должны применять следующие счета:

0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы – особо ценное движимое имущество учреждения»

0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»

ГСМ принимаются к учету по фактической стоимости, которая, в частности, может формироваться (п. 100, 102 Инструкции № 157н):

  • из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • из сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ГСМ;
  • из сумм, уплачиваемых за доставку ГСМ до места их использования, включая страхование доставки;
  • из иных платежей, непосредственно связанных с приобретением ГСМ.

Организация учета моторного масла

Отработанное моторное масло нельзя сбрасывать в окружающую среду. Запрещено также распылять и сжигать его, сливать в водоемы, выливать на почву. То есть просто так утилизировать масло не получится. Связано это с угрозой окружающей среде. Важно правильно организовать сбор отработанного масла. Для этого выполняются действия:

  • Назначение ответственных за сбор и хранение сырья.
  • Организация сборных пунктов, в которых есть вся нужная тара.
  • Поиск возможностей для дальнейшего использования масла.
  • Обеспечение контроля, создание отчетности.
  • Осуществление инструктажа по технике безопасности при взаимодействии с отходами.

Отработанное масло подлежит утилизации. Альтернативный вариант – регенерация для повторного применения сырья.

Эксплуатационные характеристики антифриза и тосола

Водители-практики с большим стажем работы рекомендуют использовать в качестве охладителя антифриз и приводят следующие преимущества его применения:

  • антифриз отличается высокой стабильностью своих качественных показателей,
  • имеет отличную совместимость с пластиками,
  • длительный срок использования. Замена антифриза производится после пробега 250 тысяч км,
  • во время работы не создает защитный слой, который ухудшает теплопередачу, не наблюдается никаких отложений в радиаторах,
  • охлаждающая жидкость стабильно работает при высоких температурах. Комплектующие узлы хорошо защищены от воздействия высоких температур,
  • обеспечивает защиту водяному насосу, чем продлевает срок его службы,
  • максимально защищает от кавитации гильзы цилиндров,
  • состав антифриза отличается экологической чистотой ингибиторов коррозии.
Читайте также:  Меры соцподдержки и льготы для медработников в 2023 году

Единственный недостаток антифриза — это его высокая стоимость, но остальные качества свидетельствуют о том, что экономия на стоимости может обернуться большими неприятностями. Прежде чем покупать ту или иную охлаждающую жидкость, внимательно ознакомьтесь с ее составом и свойствами.

Система оплаты пластиковой топливной картой является наиболее удобной и выгодной формой расчетов за топливо. Организация заключает договор с поставщиком ГСМ на приобретение бензина с применением топливной карты, на которой хранится информация об установленных лимитах на количество и ассортимент нефтепродуктов и сопутствующих услуг, а также об объеме денежных средств, в пределах которого можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.

Оприходование стоимости топливной карты (если она есть, так как в большинстве случаев карту используют бесплатно при условии ее возвращения) можно оформить как поступление — «Поступление (акты, накладные)» — создать поступление «Услуги (акт)»).

При этом саму топливную карту учитывают как бланк строгой отчетности на забалансовом счете 006 и отражают в учете с помощью ручной операции – меню «Операции» — «Операции, введенные вручную».

Обратите внимание, в случае изготовления топливной карты бесплатно, карта также отображаются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» по условной цене – 1 карта = 1 рубль.

Поставщик топлива по окончании месяца предоставляет документы, отражающие количество литров, фактически приобретенных, что являться основанием для учета на счете 10.03.1 «Топливо» и оформляется через «Поступление товаров (накладная)», в меню «Покупки» — «Поступление (акты, накладные».

Создаем новый документ «Поступление товаров (накладная), заполняем организацию, поставщика, договор, склад и добавляем строки в табличную часть «Товары», используя кнопку «Добавить» или «Подбор». При создании номенклатуры обязательно указать тип номенклатуры – ГСМ.

Организация учета моторного масла

Отработанное моторное масло нельзя сбрасывать в окружающую среду. Запрещено также распылять и сжигать его, сливать в водоемы, выливать на почву. То есть просто так утилизировать масло не получится. Связано это с угрозой окружающей среде. Важно правильно организовать сбор отработанного масла. Для этого выполняются действия:

  • Назначение ответственных за сбор и хранение сырья.
  • Организация сборных пунктов, в которых есть вся нужная тара.
  • Поиск возможностей для дальнейшего использования масла.
  • Обеспечение контроля, создание отчетности.
  • Осуществление инструктажа по технике безопасности при взаимодействии с отходами.

Отработанное масло подлежит утилизации. Альтернативный вариант – регенерация для повторного применения сырья.

По итогам проведения инвентаризации на ООО «Гарант 1» была выявлена недостача ГСМ. Учетная стоимость ГСМ составила 1030 руб., рыночная стоимость — 1075 руб. Лицо, виновное в недостаче, было установлено — водитель Кондратьев А.К., который признал свою вину и дал согласие на погашение суммы недостачи за счет собственных средств. 01 сентября 2015 Кондратьев внес в кассу 750 руб. в счет погашения долга.

В учете ООО «Гарант 1» данные операции были отражены таким образом:

Дт Кт Описание Сумма Документ
10 Отражение стоимости недостачи ГСМ, выявленной при инвентаризации 1030 руб. Инвентаризационная ведомость
73 Отнесение стоимости недостачи на виновное лицо Кондратьева А.К. (балансовая стоимость) 1030 руб. Акт установления виновного лица
73 98 Отражение разницы между балансовой и рыночной стоимости ГСМ (1075 руб. — 1030 руб.) 45 руб. Сличительная ведомость
50 73 Кондратьев А.К. погасил недостачу ГСМ через кассу 750 руб. Приходный кассовый ордер
98 91/1 Включение в состав доходов разницы между рыночной и балансовой стоимостью недостающих ГСМ (45 руб. * (750 руб. / 1075 руб.) 31 руб. Сличительная ведомость

Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

Дата публикации 16.03.2018

Вопрос аудитору

На каком счете учитывать Тосол — 105 36 или 105 33?

В соответствии со словарем финансовых и юридических терминов к ГСМ как особому виду производственных запасов относятся:

    • топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
    • смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
    • специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Определение ГСМ в словаре взято из Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом России 16.05.2005. Это ведомственный нормативный акт, который применяется только сельскохозяйственными организациями.

Тосол – торговое обозначение незамерзающей охлаждающей жидкости, ее основными компонентами являются вода и производные спирта. Состав охлаждающих жидкостей регулируется документом «ГОСТ 28084-89 (СТ СЭВ 2130-80). Государственный стандарт Союза ССР. Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1989 № 913.

Строго говоря, Тосол и другие охлаждающие жидкости (антифризы) по своему составу ГСМ не являются. Если обратиться к данным единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, антифризы относятся к другой номенклатурной группе, отличной от ГСМ.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, антифризам присвоен код 20.59.43.120. Они входят в группировку 20.59.4 «Материалы смазочные; присадки; антифризы», однако к смазочным материалам не относятся и учитываются под отдельным кодом.

Следовательно, Тосол можно отнести к прочим материальным запасам – продукции химической промышленности и учитывать на счете 105 06.

В то же время многие коммерческие организации и государственные (муниципальные) учреждения принимают решение об учете специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) в составе ГСМ. В частности, в целях планирования так сделано в МВД России (письмо МВД России от 30.11.2016 № 1/12588 «О принятых мерах по выполнению представления Счетной палаты Российской Федерации»).

В силу пп. 117, 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета ГСМ предназначен счет 105 03, на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов – дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д. Этот перечень является открытым.

Кроме того, согласно разд. III приложения 1 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей контролируется и рассчитывается. Это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу того, чтобы учитывать Тосол на счете 105 03.

В связи с тем, что в отношении специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) нет четких ведомственных рекомендаций или дополнительных разъяснений, во избежание претензий со стороны ревизоров учреждение вправе закрепить в учетной политике наиболее приемлемый счет учета – 105 03 или 105 06.

На наш взгляд, оба варианта допустимы и не являются ошибкой. Главное, чтобы выбор счета был подтвержден документально. Принимая во внимание сложившуюся практику, рекомендуем учитывать специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) на счете 105 03 «Горюче-смазочные материалы».

К горюче-смазочным материалам (далее — ГСМ) относятся:

  • топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
  • смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
  • специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили и использующая их в своей деятельности для извлечения доходов, может отнести на себестоимость расходы по ГСМ. Но не все так просто, как кажется.

Материальные ценности, учитываемые в составе материальных запасов

Коррозийные отложения в системе охлаждения ДВС

Первые ДВС охлаждали с помощью воздуха. Но чем мощнее и сложнее становились моторы, тем тяжелее было организовать необходимый теплоотвод, используя воздушную систему охлаждения. Выход был найден — для охлаждения моторов стали использовать жидкость.

Первой охлаждающей жидкостью (ОЖ) стала вода. За долгие годы использования выявились ее основные недостатки:

  • необходимость слива из неработающего двигателя при отрицательных температурах;
  • способствование возникновению коррозии.

В двадцатых годах прошлого столетия на помощь конструкторам двигателей пришла химия. В роли ОЖ стали использовать смесь этиленгликоля и воды. Чистый этиленгликоль — двухатомный спирт — замерзает при температуре 13 градусов ниже нуля, но в смеси с водой (65% к 35%) не замерзает до тех пор, пока температура не опустится до отметки минус 65 градусов по шкале Цельсия. При этом антифриз не превращается в лед, а остается вязкой массой, которая не разрушает детали двигателя.

Для того, чтобы сохранить ГСМ необходимо определить специально оборудованное место, которое должно обязательно соответствовать всем нижеизложенным стандартам. Первое, что необходимо для безопасного нахождения данным материалов — это возможность свободного подъезда, необходимая для транспорта, который приехал на разгрузку. Также, наличие специальной территории для пустых емкостей, присутствие необходимого места для разгрузки, которое оснащено необходимым оборудованием. Стоит учитывать, что вскрытие закупоренной тары должно происходить только в чистом месте, с полным отсутствием пыли.

Читайте также:  Что такое налоги простыми словами

Можно рассмотреть два варианта хранения ГСМ. Они делятся на нахождении в открытом и закрытом месте. Но есть отдельные виды материалов, которые не должны находиться на воздухе, поскольку погодные условия могут существенно на них повлиять. Это такие исключения как: пластичные, медицинские, пищевые (с соответствующим допуском), холодильные материалы.

Чтобы ответить на вопрос «А какая охлаждающая жидкость лучше для двигателя вашего авто», нужно знать, какими характеристикам должна соответствовать хорошая ОЖ. Наиболее эффективным будет тот антифриз, который будет соответствовать следующим условиям:

  1. ОЖ не должна закипать и замерзать;
  2. должна обладать свойствами, предотвращающими образование коррозии;
  3. не должна взаимодействовать с резиновыми и пластиковыми элементами системы охлаждения и разрушать их;
  4. не должна вспениваться;
  5. должна обладать небольшой вязкостью;
  6. на протяжении срока эксплуатации не должны меняться ни характеристики, ни качество.

Бытует такое мнение, что отличить хороший антифриз от плохого можно по цвету. Нужно понимать, что разновидности охлаждающих жидкостей цветом не определяется. К примеру, пресловутые индексы G11, G12, G12+ и G12++ являются собственными разработками концерна Volkswagen, которые характеризуют ОЖ сугубо этого автопроизводителя, а не антифриз в целом. Некоторые производители антифризов с целью привлечь покупателей умышленно окрашивают свои жидкости в цвета, предложенные этим немецким автоконцерном. Цвет охлаждающей жидкости может оказаться лишь маркетинговым ходом.

Рейтинг: / 0

Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере круга предприятий и организаций. в время в силу своей 100-процентной и высокой рентабельности

данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых . предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались в процесс. у многих организаций вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.

Как следует из действующих в сфере нефтепродуктообеспечения нормативно-правовых актов, в том числе:- Приказа Минтопэнерго России от 25 сентября 1995 г. N 194 «О в действие документа «Правила сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ по отводам магистральных нефтепродуктоводов»;- Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446, к горюче-смазочным материалам, как правило, относят продукты переработки нефти.Так, к ГСМ относят бензины марок (в зависимости от октанового числа), автомобильное масло, тосолы, дизельное .Однако , что не все виды топлива, используемые в время на автомобильном транспорте, могут быть отнесены к горюче-смазочным материалам. , природный газ, также реализуемый рядом автогазозаправочных станций (АГЗС) г. Москвы в качестве топлива для автомобилей, согласно и определению, данным в ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Федерации», не относится к ГСМ.Бухгалтерский операций по реализации и () природного газа в качестве топлива незначительно отличается от бухгалтерского учета нефтепродуктов. Исключение составляют отдельные вопросы, связанные с налогообложением нефтепродуктов, в том числе начислением и уплатой акцизов, о которых подробнее будет рассказано .Сфера нефти и нефтепродуктов в время широка. Нефть и нефтепродукты в качестве топлива (во всех сферах экономики) смазочных материалов на предприятиях, оказывающих по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств.Если отдельно остановиться на бухгалтерском учете и налогообложении горюче-смазочных материалов как топлива для автотранспортных средств, то , что, как правило, ГСМ приобретают за наличный расчет автомобилей.Вместе с тем в некоторых случаях автотранспортные предприятия могут заключать с организациями, осуществляющими реализацию нефтепродуктов, долгосрочные договоры по оптовой реализации топлива. Такие договоры исполняются путем заправки транспорта данного автотранспортного предприятия на автозаправочных станциях (АЗС) продавца нефтепродуктов по талонам, по предъявлении карт иных документов, являющихся эквивалентом оплаченного определенного топлива. Расчеты между и продавцами топлива, как правило, производятся безналичным путем.Действующими нормативно-правовыми актами допускается осуществление денежных расчетов между юридическими лицами наличными деньгами. Но согласно п. 1 Указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У и совместному Письму МНС России и ЦБ РФ от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252, от 2 июля 2002 г. N 85-Т их лимит 60 тыс. по одному договору.При этом, так же как и при наличных расчетах с населением, требуется контрольно-кассовой техники. Данное требование установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и () расчетов с платежных карт».Для продажи топлива ГСМ через АЗС, расположенные на территории каких-либо предприятий и не предусматривающие реализацию ГСМ на сторону, характерны некоторые особенности. Они будут связаны, , с (неприменением) контрольно-кассовой техники.В таких оплата топлива происходит по безналичному расчету аналогичным, организации-продавцу вести аналитический отпуска топлива подразделениям ( производственным единицам) .

Единый план счетов дополнен счетами:

Код Наименование Примечание

205 38

Расчёты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда

207 40

Расчёты по прочим долговым требованиям

208 50

Расчёты с подотчётными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам

С детализацией по счетам:

  • 208 52 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 208 53 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н

Забалансовый счёт 33

Ценные бумаги по договорам репо

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н.

Аналитический счёт ведётся по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачёту взаимных обязательств по первой и второй частям договоров репо

Забалансовый счёт 38

Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н

Забалансовый счёт 39

Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н

Забалансовый счёт 45

Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда

Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 395, 396 Инструкции № 157н

Виды топлива, относящиеся к ГСМ

Так, как из всего, что относится к горюче-смазочным материалам, большая часть является топливом, остановимся на его видах подробнее:

  • Бензин. Обеспечивает работу двигателей внутреннего сгорания. Отличается быстрой воспламеняемостью, которая в механизмах совершается в принудительном порядке. При выборе нужного горючего следует руководствоваться такими характеристиками, как состав, октановое число (влияющее на детонационную стабильность), давление паров и пр.
  • Керосин. Изначально выполнял осветительную функцию. Но наличие особенных характеристик сделали его основным компонентом ракетного топлива. Это высокий показатель испаряемости и теплоты сгорания керосина ТС 1, хорошая переносимость низких температур, уменьшение трения между деталями. Учитывая последнее свойство, его часто используют также как смазку.
  • Дизтопливо. Главными его разновидностями являются маловязкое и высоковязкое топливо. Первое применяется для грузового транспорта и другой быстроходной техники. Второе – для низкооборотистых двигателей, например, промышленного оборудования, тракторов и т.д. Доступная цена топлива, низкая взрывоопасность и высокий КПД делают его одним из самых востребованных.

Природный газ в жидком состоянии, также используемый для заправки автомобилей, не является продуктом переработки нефти. Поэтому, согласно принятым стандартам, он не относится к ГСМ.

Правила учета ГСМ обновлены

Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем. Как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля? Ответы на эти и другие злободневные вопросы вы найдете в статье.

Начнем с новации. Методические рекомендации по нормам расхода топлива и смазочных материалов для ряда марок автомобилей, выпущенных с 2008 года, в очередной раз обновлены (распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р). Примечательно, что документ действует с 4 апреля, однако в правовых базах появился совсем недавно. С «рекомендательными» документами такое случается.

Итак, для целей расчета норм расхода топлива обновлены следующие разделы:

  • «Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года». В этот перечень добавлены девять моделей и модификации автомобилей, в том числе для марок «Lada Granta», – «Lada Priora», «Lada Kalina», «Lada Vesta»;
  • «Автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
  • «Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
  • «Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года».

Кроме этого, установлены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива отдельно в Крыму и Севастополе.

Передача материальных запасов между учреждениями

Порядок и проводки безвозмездного поступления материалов мы уже рассмотрели выше. Теперь разберемся, как отразить в бухучете передачу материалов безвозмездно другим учреждениям и организациям.

В таблице ниже приведены типовые проводки по безвозмездной передаче материалов другим организациям.

Наименование операции Основание
Безвозмездная передача материальных запасов в порядке, предусмотренном законодательством

п. 36, 37 Инструкции № 174н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н

– государственным и муниципальным организациям Дебет 2.401.20.241 Кредит 2.105.21.440 – 2.105.26.440, 2.105.31.440 – 2.105.36.440, 2.105.44.440, 2.105.46.440 Основание: Извещение (ф. 0504805), первичные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (например, акт о приеме-передаче)
– иным организациям (за исключением государственных (муниципальных)) Дебет 2.401.20.242
– наднациональным организациям и иностранным государствам Дебет 2.401.20.252
– международным организациям Дебет 2.401.20.253
Вложение материальных запасов в уставный капитал организаций при создании некоммерческих организаций (в соответствии с действующим законодательством) Дебет 0.215.00.530 Кредит 0.105.21.440 – 0.105.26.440,
0.105.31.440 – 0.105.36.440
Основание: Первичные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (например, акт о приеме-передаче) п. 36, 37 Инструкции № 174н
Читайте также:  Выплата алиментов без исполнительного листа

Счет 0 105 00 000 «Материальные запасы»

Согласно Инструкции N 148н, к материальным запасам относят:

  • — предметы (независимо от их стоимости), используемые в течение периода, не превышающего 12 месяцев;
  • — готовая продукция.
  • — орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;
  • — бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и пр.);
  • — специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п. независимо от их стоимости;
  • — специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
  • — форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
  • — временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
  • — тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;
  • — предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
  • — молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;
  • — многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Учет материальных запасов ведут на синтетическом счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». К нему открывают счета:

  • 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
  • 0 105 02 000 «Продукты питания»;
  • 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;
  • 0 105 04 000 «Строительные материалы»;
  • 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;
  • 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;
  • 0 105 07 000 «Готовая продукция».

Перечень субсчетов и аналитических счетов по учету материалов учреждение определяет самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности. Перечень используемых синтетических и аналитических счетов должен быть указан в рабочем Плане счетов бюджетного учреждения. Эту информацию следует представить в виде приложения к учетной политике.

Учет поступления и оценка материальных запасов

Оприходование материальных запасов отражают в регистрах бюджетного учета на основании сопроводительных документов поставщика (накладных и т.п.).

В тех случаях, когда с документами поставщика имеются расхождения по количеству, качеству или ассортименту, составляют Акт о приемке материалов (ф. 0315004). Его также составляют, если материалы поступили без документов. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).

Акт (в двух экземплярах) составляют члены приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика (отправителя) или незаинтересованной организации.

После приемки ценностей акты вместе с документами (транспортными накладными и т.д.) передают: один экземпляр — в бухгалтерию учреждения для учета движения материальных ценностей, другой — отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

Материальные запасы принимают к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемый НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации). Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:

  • — суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • — суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • — таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
  • — вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • — суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;
  • — суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);
  • — иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Выбытие материальных запасов

Документальное оформление выбытия материальных запасов

Списание материалов и продуктов питания производят на основании следующих документов (в зависимости от ситуации):

  • — Требование-накладная (ф. 0315006);
  • — Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
  • — Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
  • — Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • — Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • — Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

Требование-накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации — между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Первый экземпляр служит основанием сдающему складу для списания ценностей, второй — принимающему складу для их оприходования.

Этими же накладными оформляют операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если ранее они были получены по требованию, а также сдачу отходов и брака.

Накладную подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Меню-требование на выдачу продуктов питания применяют для оформления отпуска продуктов. Этот документ составляют ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о количестве довольствующихся лиц.

Меню-требование, заверенное подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию. Сведения из меню-требования после проверки заносят в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания.

Ведомость на выдачу кормов и фуража применяется для выдачи в течение месяца материальных запасов, предназначенных для кормления рабочего скота и других животных. Каждая выдача подтверждается подписью получателя. Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания выданных кормов и фуража в расход.

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения применяют для оформления передачи в эксплуатацию материальных ценностей на хозяйственные, научные и учебные цели, а также предметов основных средств стоимостью до 1000 руб. за единицу. Записи производят по каждому материально ответственному лицу с указанием выдаваемых материальных ценностей. Ведомость служит основанием для списания указанных ценностей с баланса учреждения.

Акт о списании материальных запасов применяется для списания с баланса материалов на основании документов, подтверждающих их количественный расход. Акт составляет комиссия, назначаемая приказом руководителя учреждения.

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Списание топлива и горюче-смазочных материалов производят на основании путевых листов:

  • — Путевой лист строительной машины (ф. 0340002);
  • — Путевой лист легкового автомобиля (ф. 0345001);
  • — Путевой лист специального автомобиля (ф. 0345002);
  • — Путевые листы грузового автомобиля (ф. 0345004, ф. 0345005);
  • — Путевой лист автобуса необщего пользования (ф. 0345007).

Аналитический учет материальных запасов (за исключением продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме) ведут в Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.

Аналитический учет продуктов питания ведут в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость делают на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости подсчитывают обороты и выводят остатки на конец месяца.

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведут по видам и возрастным группам (животных на откорме — только по видам) в Книге учета животных.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *