Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные конституционные гарантии прав граждан в области семейных отношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Семейное право – это комплекс норм права, которые регулируют семейные, то есть личные, а также производственные от них отношения имущественного характера, формирующиеся между людьми из брака, принятия детей в семью на воспитание и кровного родства.
Принципы семейного права
Нестерова Н.В.Нестерова Надежда Владимировна / Nesterova Nadezhda Vladimirovna — юридический факультет, кафедра гражданского права и процесса, кандидат юридических наук, доцент
- Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону
- Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена выделением основных принципов семейного права как руководящих положений, определяющих сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное знание в силу их правового закрепления.
- Abstract: the relevance of the theme is caused by the release of the basic principles of family law as guidelines that define the essence of this branch of law and of obligatory knowledge by virtue of their legal status.
- Ключевые слова: семейное право, брачный союз, супруги, дети, семейные правоотношения.
- Key words: family law, marriage, spouses, children, family relationship.
- Под принципами семейного права следует понимать закрепленные действующим семейным законодательством основополагающие начала и руководящие идеи, в соответствии с которыми нормы семейного права регулируют личные и имущественные отношения.
- Основные принципы семейного права связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основы конституционного строя российской Федерации, а также основные права и свободы граждан.
Принципы семейного права определяются целями правового регулирования семейных отношений в России, которые определены в п. 1 ст. 1 Семейного Кодекса РФ [1]. К ним относятся:
- – укрепление семьи,
- – построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов,
- – недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи,
- – обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав,
- – обеспечение возможности судебной защиты членами семьи своих прав.
- Основные принципы семейного права:
Признание брака, заключенного только в органах загса. Правовое регулирование брачных отношений у нас в стране осуществляется государством. В соответствии с действующим законодательством (п. 2 ст. 1 СК РФ) признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния.
Религиозный обряд брака (венчание) и фактические брачные отношения не имеют правового значения и не влекут взаимных прав и обязанностей супругов.
Исключением из общего правила является государственное признание религиозных браков, заключенных на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны, и фактических брачных отношений, возникших до 8 июля 1944 г.
Развитие семейного права и законодательства
Семейные отношения вытекают из биологической природы человека, являются важнейшей частью культуры любого этноса и активно включены во все ключевые социальные и экономические процессы. С первобытных времен регулирование семейных отношений осуществлялось на основе обычаев, традиций и религиозных канонов. Развитие правового регулирования семейных отношений хотя и исходит из государственной идеологии и стоящих перед государством задач, но не может не учитывать все эти обстоятельства. В полной мере это относится и к России.
На языческой Руси обычаи устанавливали возможность создания семьи с помощью «выкупа» или «кражи» невесты. При наличии имущественных возможностей у мужчины практиковались многоженство и наложничество. Устойчивость семьи зависела от многих обстоятельств, но поскольку главой семьи был муж, крепость или распад семьи во многом зависели от его воли.
С принятием христианства (988 г.) церковь способствовала укреплению моногамного брака. Церковью были установлены правила заключения брака, права и обязанности супругов, детей, других лиц. Строго регламентировались возможность и условия для развода.
Христианство пришло из Византии (Восточной Римской империи), религиозные институты и канонические тексты также были позаимствованы из Восточной Римской империи. Интересно, что византийские правовые документы в полной мере испытали на себе влияние христианской религии и морали. Особенно глубоко проникли христианские идеи в брачно-семейное право. В свою очередь правовые тексты — эклоги представляли собой редуцированную версию Кодекса Юстиниана — вершины тысячелетнего развития античного права. Так что в определенном смысле русское брачно-семейное право генетически связано с римским, хотя права как такового Московское царство от Византии не переняло.
На Руси и впоследствии в Российской империи семейно-брачные отношения долгое время регулировались церковными, а не законодательными документами. Ни Русская Правда (1016 г.), ни Соборное уложение Алексея Михайловича (1649 г.), ни даже Свод законов Российской империи (1833 г.) не смогли полностью заменить кормчие книги и Книгу Правил Святых Апостолъ, Святых Соборов Вселенских, Поместных и Святых Отецъ. Устав духовных консисторий, утвержденный императором в 1841 г. (вторая ред. 1883 г.), регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти и т.п. в метрических книгах.
Заключение брака совершалось в церквях (венчание), другие процедуры считались недействительными. Для совершения обряда подавались документы, свидетельствующие о возможности брака. Кроме того, делалось оповещение о брачующихся и дате венчания.
В целях подтверждения возможности брака священник проводил так называемый обыск — опрашивал прихожан по поводу наличия или отсутствия препятствий к совершению венчания. Как писал К.А. Неволин, «уважалось засвидетельствование только тех людей, на показание которых можно положиться. Удостоверение их о том, что нет препятствия к совершению предполагаемого брака, излагалось письменно, обыкновенно, может быть, под самою венечною памятью, и было ими или другими, по их доверию, подписываемо».
«Брачный обыск» включал в себя восемь пунктов, обстоятельства которых священник должен был исследовать: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения); 7) согласие родителей или опекунов; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к «обыску».
При вступлении в брак от мужа на жену распространялись звание, титул. Это называлось сообщение прав состояния. Например, вступившая в брак с князем становилась княгиней. Такое состояние сохранялось и после смерти мужа, до нового замужества.
Известный историк права М.Ф. Владимирский-Буданов в конце XIX в. выделял три вида имущественных отношений супругов: 1) подчинение имущества жены праву мужа; 2) общность прав на имущество обоих супругов; 3) раздельность имущественных прав супругов. В славянском праве можно выявить все три указанных типа в последовательном историческом развитии: древнейшее время, когда личные отношения основаны на зависимости жены, в имущественных отношениях при этом нельзя отыскать ни раздельности прав супругов, ни общности их; вместе с личностью жены и имущество ее подчиняется праву мужа.
Период XIV — XVII вв. характеризуется господством общности семейного имущества в части имущества как предназначенного для заключения брака (приданое), так и приобретенного в период брака.
Однако, как отмечал К.П. Победоносцев, «у нас во всей истории с замечательной последовательностью проведено начало раздельности имуществ между супругами. Муж никогда не занимал юридически место распорядителя и владельца, хотя фактически и негласно мог присвоить себе власть над имуществом жены, как глава союза, в силу своего положения мог ее принудить, в домашней жизни, к действиям по имуществу, для нее невыгодным; но ни один из супругов не стеснялся законом в распоряжении своим имуществом без согласия другого, тем более не имел права по своей воле распоряжаться имуществом другого: оно в отношении к нему всегда было чужим имуществом».
В ст. 109 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи предусматривалось, что брак не создает общего владения имуществом. Каждый из супругов мог иметь и приобретать отдельную собственность, хотя при этом, согласно ст. 107 названного Закона, жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома.
Таким образом, в личных отношениях жена была зависима от мужа, а в имущественном плане супруги были самостоятельны и не зависели друг от друга. При этом согласно ст. 114 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи супругам было разрешено распоряжаться своим имуществом самостоятельно без согласия другого супруга. Выражаясь современным языком, закон на первый взгляд порождал конфликт интересов, однако, учитывая историю вопроса, можно говорить о постепенном выравнивании прав мужа и жены. Однако для этого должно пройти много времени и произойти много событий, в том числе и правовых. Многие цивилисты обоснованно критиковали данное положение. Так, А.И. Загоровский отмечал, что «система раздельности имуществ супругов не может быть оправдана ни существом брака, ни практическими потребностями, ни историческим развитием рассматриваемого института. Брак есть возможно полное общение жизни супругов; между тем при системе раздельности муж и жена — люди чужие друг другу».
Кроме того, ст. 117 ч. 1 т. X Свода законов разрешала супругам вступать между собой в обязательственные отношения. Вопрос об обязательствах между супругами вызывал споры еще при Екатерине II, и в 1763 г. Сенат решил, что продажа имений женой мужу недопустима, поскольку жена, как находящаяся под властью мужа, на «даче ему купчей против воли его спорить не может». Однако в 1825 г. «комиссия законов, рассуждая по тому же вопросу, не нашла запрета совершать продажи имений от жены мужу» и «принцип свободы сделок между супругами восторжествовал».
Литература по семейному праву
По семейному праву опубликовано достаточно большое количество работ. Полагаем возможным выделить наиболее значительные, с нашей точки зрения, труды.
Основой для развития науки семейного права как в России, так и за рубежом послужило частное право Древнего Рима. В связи с этим при изучении курса прежде всего необходимо обратиться к работам В.М. Хвостова «Система римского права. Семейное право. Наследственное право» (1883), С.А. Муромцева «Гражданское право Древнего Рима» (1909), «Римское частное право» (под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского (1948)).
Наибольший вклад в формирование науки отечественного семейного права, безусловно, внес известнейший дореволюционный российский цивилист А.И. Загоровский, создавший непревзойденный и по сей день труд «Курс семейного права» (1909). Из произведений, написанных до 1917 г., следует также обратить внимание на «Исследования по русскому праву семейному и наследственному» И.Г. Оршанского (1877), «Очерк юридических отношений, возникающих из семейного союза» К. Кавелина (1884), «Об отношениях супругов по имуществу» А.Ф. Казимира (1884), «О брачном союзе, расторжении брака, власти родителей и проч.» А.З. Соколовского (1889), «Личное и имущественное положение замужней женщины в гражданском праве» В.И. Синайского (1910).
Нельзя также не упомянуть о работах К.П. Победоносцева «Курс гражданского права» в трех томах (1896), Н.С. Суворова «Учебник церковного права» (1908), В.И. Сергеевича «Лекции и исследования по древней истории русского права» (1910), Ю.С. Гамбарова «Гражданское право» (1911), Г.Ф. Шершеневича «Учебник русского гражданского права» (1911), Д.И. Мейера «Русское гражданское право» (1914), И.А. Покровского «Основные проблемы гражданского права» (1917), в которых рассматривались институты семейного права в контексте науки гражданского права, поскольку традиционно семейное право считалось составляющей гражданского права.
Немалую лепту в развитие семейного права в России внесли советские ученые. Из трудов советского периода можно выделить «Советское семейное право» Г.М. Свердлова (1951), «Личные и имущественные отношения в советской семье» Н.В. Рабинович (1952), «Советское семейное право» В.А. Тархова (1963), «Семейное право» В.А. Рясенцева (1967), «Основы законодательства о браке и семье» А.И. Пергамент (1969), «Семейные правоотношения в СССР» Е.М. Ворожейкина (1972), «Имущество супругов» В.П. Никитиной (1975), «Законодательство о браке и семье: практика применения, некоторые вопросы теории» В.П. Шахматова (1981), «Советское семейное право» Г.К. Матвеева (1985), «Вопросы советского семейного права в судебной практике» А.М. Беляковой (1989), коллективную монографию «Законодательство о браке и семье и практика его применения (к 20-летию Основ и КоБС РСФСР)» (под ред. Л.М. Звягинцевой, Л.Г. Кузнецовой, Г.И. Стрельниковой, Н.И. Масленниковой и Б.Н. Мезрина (1989)).
Из современной литературы по данной тематике следует выделить «Семейное право: Учебник» М.В. Антокольской (2013), «Семейное право: Учебник для академического бакалавриата» А.М. Нечаевой (2014), «Семейное право» Л.Н. Пчелинцевой (2014), статью Л.Ю. Михеевой «Развитие кодификации российского семейного права» в книге «Кодификация российского частного права 2017» (под ред. П.В. Крашенинникова (2017)).
Особого внимания заслуживают комментарии к кодифицированным актам по семейному праву, в частности в советский период — комментарии к Кодексу РСФСР о браке и семье, а с 1996 г. — комментарии к Семейному кодексу РФ. В их числе Комментарий к Кодексу о браке и семье (под ред. Н.А. Осетрова (1982)), Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебнопрактический) (под ред. И.М. Кузнецовой (2002)), Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации Л.М. Пчелинцевой (2011), Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» (под ред. П.В. Крашенинникова (2012)).
Безусловный интерес вызывают и современные работы, посвященные отдельным институтам семейного права, в частности «Опека и попечительство: теория и практика» Л.Ю. Михеевой (под ред. Р.П. Мананковой (2004)), «Правоотношения собственности супругов» А.В. Слепаковой (2005),
«Алиментные обязательства и обязанности членов семьи: Практическое пособие» Л.В. Тихомировой (под ред. М.Ю. Тихомирова) (2011), «Алиментные права и обязанности членов семьи: Практическое пособие» М.Ю. Тихомирова (2011), «Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Монография» Т.Е. Борисовой (2012).
И разумеется, нельзя не упомянуть о произведениях разных лет, посвященных зарубежному и международному семейному праву. В их числе: «Вопросы брака и развода в международном частном праве» Н.В. Орловой (1960), «Брак и семья в международном частном праве» (1966), «Международная защита прав и интересов детей» И.К. Городецкой (1973), «Брак и развод в буржуазном семейном праве» О.А. Хазовой (1988), «Семейные отношения в международном частном праве» Н.А. Шебановой (1995), «Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты» (под ред. В.В. Залесского (2004)), «Семейное право на рубеже XX — XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции» (2011), «Брачный договор в Российской Федерации, других государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии: Учебно-практическое пособие» А.Н. Левушкина (2012), «Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование» Л.А. Смолиной и Я.В. Задесенской (2014).
Порядок регулирования семейных отношений государством
Семейные отношения являются неотъемлемой и важнейшей частью социальной жизни общества. Они закреплены и регулируются семейным законодательством в Конституции РФ.
Понятие «семья» играет большое значение в жизни общества. Существует определенный ряд правил, норм и принципов, которые ориентируют и регулируют семейные отношения.
Понятия уважения и любви в семье не могут контролироваться государством, но защитить члена семьи от грубости, насилия, жестокого отношения и обращения с детьми, стариками, женщинами государство обязано. Начиная с младенчества, семейным кодексом РФ предусмотрен постоянный контроль государства по охране материнства и детства, прав, а также обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям.
Новое семейное законодательство дополнено положениями Конвенции ООН о правах ребенка, а также других правовых документов, которые ратифицированы РФ.
В ссорах и спорах, возникающих между членами семьи, если невозможно достигнуть согласия, между спорящими сторонами, например, изменение имени и фамилии ребенка, места его проживания, методы воспитания, имущественные интересы сторон и т.п., арбитром выступает государство в лице компетентных органов: органы опеки и попечительства, суд.
Конституция РФ – основной нормативный документ, регулирующий нормы семейного права, отрасли права, которая регулирует отношения в семье.
Основные правовые статьи Конституции РФ:
- ст. 2 – обозначает круг обязанностей государства относительно защиты прав и свобод каждого из граждан, подчеркивает, что свободы человека – ценность наивысшей значимости;
- ст 19. – определяет равенство перед законом и судебными инстанциями мужчины и женщины, равенство гражданских прав и возможностей;
- ст. 20 – гарантирует право на жизнь;
- ст. 21 – оберегает понятие достоинства личности;
- ст. 22 – обеспечивает свободу и соблюдение неприкосновенности личности;
- ст. 23 – по аналогии с предыдущей оберегает право на неприкосновенность частной жизни, сохранение семейной тайны;
- ст. 28 – обеспечивает право на свободу совести, отсутствие препятствий в религиозных взглядах;
- ст. 46 – дает гражданам право получить защиту через суд.
Также положение Конституции включают в себя круг обязанностей государства по части института семьи, рамки отношений и круг обязанностей внутри одной семьи.
Ответы на популярные вопросы
На основании принятых поправок у людей возникает много вопросов, на которые с удовольствием отвечают чиновники.
Вопрос | Ответ |
Существует много законов, касающихся защиты прав детей, их недостаточно? | Требуется регулярное совершенствование законодательной системы на основании изменений общества и ритма жизни. Это же относится к семейной политике. Особенно это актуально во время пандемии, так как дети, родители и педагоги столкнулись с существенными сложностями. Взрослые вынуждены искать способы оставить детей с пожилыми родственниками, а особенно пострадали многодетные, а также малоимущие семьи. Такие риски предусмотреть невозможно, но их можно учесть при формировании новых законодательных актов. |
Какие поправки считаются самыми важными? | Много внимания уделено семейному воспитанию. Закрепляется поддержка именно традиционных семей, а также защита союза между женщиной и мужчиной. Такая позиция поддерживается большей частью россиян. |
Почему традиционная семья закрепляется в Конституции? | Постоянно меняется мнение общественности относительно семейных отношений. В других странах принимаются законы, относящиеся к разобщенности общества. Люди предпочитают жить без детей и старших родственников. Родители часто расстаются, так как не чувствуют поддержку от государства, поэтому важно оказывать помощь нуждающимся. |
Сможет ли государство вмешиваться в личные отношения? | Многие семейные вопросы считаются приватными, но поправки предполагают деликатное государственное присутствие. Оно больше выражается через детские сады, школы, учреждения допобразования и другие организации, где взрослые люди работают с детьми. Корректировки коснутся медицинских учреждений, так как женщины должны быть уверены, что независимо от места их нахождения, их дети смогут получить квалифицированную помощь. Родители детей-инвалидов должны получать поддержку от профильных ведомств, а также консультационную, психологическую и реабилитационную помощь. Неполным семьям должна оказываться материальная поддержка. А если люди уклоняются от своих родительских обязанностей, государство должно помогать брошенным детям. |
Каковы плюсы для детей без родителей? | Государство должно стремиться к сокращению количества сиротских учреждений, а также развивать такие формы, как опекунство и усыновление. Необходимо предотвратить ситуации, когда детей насильно забирают от ответственных родителей из-за мелких финансовых проблем. Основные усилия социальных служб должны направляться на сохранение семейных отношений между кровными родственниками. При необходимости оказывается финансовая поддержка и сопровождение. Поэтому требуется перестройка системы, связанной с заботой о детях, так как должны учитываться интересы всех членов семьи. Такие нормы принимались в отдельных актах, но впервые закрепляются на конституционном уровне. |
Существует ли гарантия кардинального изменения ситуации? | Среди поправок имеется закрепление принципа единства системы власти. Во время исполнения государственных законов должна соблюдаться последовательность и преемственность. Это касается как федеральных органов власти, так и региональных. |
Будут ли изменены законы Москвы? | Принятые поправки непременно скажутся на региональных нормативных актах. Поэтому местным властям придется изменять законодательство относительно защиты прав детей, а также их воспитания и развития. Правительство будет инициировать новые программы, например, планируется создание московского алиментного фонда, а также увеличение количества льготных ипотечных кредитов. |
Власти уверены, что принятые поправки положительно скажутся на жизни каждой семьи и отдельного ребенка.
Источниками права признаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, которые делают волю законодателя обязательной для исполнителя. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Отношения, регламентируемые семейным законодательством
Отношения, которые регулирует семейное законодательство, — это моменты взаимодействия между членами семьи по поводу заключения или расторжения брака, а также по другим вопросам имущественного и неимущественного характера, возникающим в рассматриваемой ячейке общества.
В состав семьи могут входить муж, жена, дети, бабушки, дедушки, сестры, братья и другие родственники, а также опекуны и попечители, усыновители, приемные родители и подопечные.
Семейное право регламентирует и отношения, возникающие не в семье, а просто образующиеся на основании родства, брака, который был расторгнут, или других предусмотренных законом оснований. Так, например, жена имеет право после развода получать алименты от бывшего супруга в определенных оговоренных законом случаях.
Принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак
Существуют и конституционные принципы семейного права. Одним из них является принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак. Согласно Конституции (статья 19), государство гарантирует людям равные права и свободы вне зависимости от их расовой, языковой, национальной или религиозной принадлежности, а также невзирая на их пол, имущественное или должностное положение. А в соответствии со статьей 1 СКРФ, под запретом находятся аналогичные виды ограничений прав и интересов граждан при вступлении в брак.
Свободы граждан в семье могут быть ущемлены только на основании федеральных законов и только в той степени, которая необходима для защиты здоровья, нравственности и прав других людей, членов семьи. Например, суд может принять решение об отчуждении ребенка от своих родителей без лишения родительских прав, что в некоторых случаях будет в интересах несовершеннолетних.
Что изменилось в Конституции в отношении защиты интересов семьи и детей
Основная цель внесенных изменений заключается в том, чтобы государство постоянно улучшало условия жизни семей и молодого поколения. Правительство совместно с родителями должно сосредоточиться на будущем детей, а также на их нравственном развитии. Особенно много внимания уделяется демографической ситуации, поэтому планируется увеличение мер поддержки для повышения рождаемости.
Внесенные изменения в Конституцию положительно воспринимаются чиновниками, политиками и экспертами в разных областях. Техник компании АО «УЧХОЗ «Пригородное», Любовь Блинкова заявила, что довольна решением чиновников защитить традиционные устои общества. Она уверяет, что модные в западных странах названия родителей совершенно не подходят для российских семей.
Конституционные гарантии прав граждан в семейных отношениях
Достоинство личности рассматривается с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека и государства. С этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности.
Система семейного права в РФ распространяется только на отношения, основанные на официально зарегистрированном браке. Если мужчина и женщина не оформили свое супружество в органе ЗАГС, их имущественные взаимодействия регламентируются положениями ГК. К примеру, все приобретенное субъектами в официальном браке считается совместно нажитыми материальными ценностями. Если же отношения не зарегистрированы, то в качестве собственника будет выступать непосредственный приобретатель имущества или тот, кто его оформил на себя. Официальный супруг должен знать, что, например, приобретая недвижимость в период брака, совершить впоследствии иную сделку с ней (обмен, продажа и пр.) он может только при наличии согласия супруги, заверенного нотариусом.
Статья 1 СК РФ. Основные начала семейного законодательства
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
5.3. Таким образом, положения статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», как направленные на сохранение тайны усыновления ребенка, относящейся к сфере неприкосновенности частной жизни, семейной или личной тайны, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку, будучи гарантией стабильности усыновления, защиты прав и интересов членов семьи, уважения их личной и семейной жизни и тем самым — защиты института семьи, по своему конституционно-правовому смыслу и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не дают оснований для вывода об отсутствии у суда общей юрисдикции права в каждом конкретном случае решать вопрос о возможности предоставления потомкам усыновленного сведений об усыновлении после смерти усыновленного и усыновителей в объеме, необходимом для реализации ими права знать свое происхождение (происхождение своих родителей), обеспечивающем поддержание баланса конституционно защищаемых ценностей, а также прав и законных интересов участников соответствующих правоотношений.
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
- 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
- 5.2 Понятие и признаки государства
- 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
- 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
- 3.3 Экономические системы и собственность
Система семейного права в РФ распространяется только на отношения, основанные на официально зарегистрированном браке. Если мужчина и женщина не оформили свое супружество в органе ЗАГС, их имущественные взаимодействия регламентируются положениями ГК. К примеру, все приобретенное субъектами в официальном браке считается совместно нажитыми материальными ценностями. Если же отношения не зарегистрированы, то в качестве собственника будет выступать непосредственный приобретатель имущества или тот, кто его оформил на себя. Официальный супруг должен знать, что, например, приобретая недвижимость в период брака, совершить впоследствии иную сделку с ней (обмен, продажа и пр.) он может только при наличии согласия супруги, заверенного нотариусом.
Что такое семья? Данный термин можно рассматривать как социальный институт, в котором каждый человек играет свою определенную жизненную роль. Такой институт влияет на характер и поведение человека, занимает самое первое и определяющее место в жизни каждого. Ничто материальное никогда не сможет заменить семью.
Основные конституционные гарантии прав граждан в области семейных отношений
Так, ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству. Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает защиту государством материнства детства и семьи. Она устанавливает равное право и обязанность родителей заботится о детях и об их воспитании. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В Федеральном законе от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» нашла отражение специфика социально‑экономического положения ряда категорий семей. В ст. 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» в качестве объектов государственной политики в области содействия занятости населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяются:
В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что «семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак». В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него. Государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей. Аналогичные нормы, в которых государства‑подписанты призываются оказывать особую охрану и помощь семье, особенно при ее образовании и пока на ней лежит ответственность и забота о несовершеннолетних, содержатся также в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о гражданстве замужней женщины.
Семейный кодекс исходит из равенства прав и обязанностей родителей . Реализация родительских прав, обусловленная законом, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что новшеством названного Кодекса является закрепление в нем прав несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло.
Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего, является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 Семейного кодекса, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который может, с учетом мнения ребенка, отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает его интересам.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
Право человека на неприкосновенность частной жизни является естественным правом человека, одним из основных конституционных прав, которое принадлежит человеку от рождения и неотчуждаемо. Оно является одним из международных стандартов в области прав человека, который получил свое закрепление в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и ряде других международно-правовых актов.
Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ); тайна исповеди (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д.. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за: разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст. 155); разглашение данных предварительного следствия и дознания, если соответствующий участник процесса был предупрежден об этом (ст. 310 УК РФ); нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища — незаконный обыск, незаконное выселение и иные нарушения этого права (статья 139 УК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс РФ ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека — все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия (в частности, обыск), обязаны принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе этих действий обстоятельства частной жизни лиц, их личная или семейная тайна.
Неприкосновенность семейной жизни — это ограничения на вмешательство в семейные дела, в личные отношения с другими людьми. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье и другие сведения. Право на личную и семейную тайну означает, что член семьи может требовать неразглашения соответствующих сведений, а также распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению либо с согласия других членов семьи.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.».
Актуальность темы исследования. Социально-экономические события, происходящие не только в нашей стране, но и во всем мире, выявили множество проблем семьи, которые непосредственно влияют на права участников семейных отношений, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества. Необходимость их разрешения напрямую связана с демократическими преобразованиями, направленными на реформирование России, создание правового, социального государства, в котором человек и его права являются высшей ценностью. Основополагающие принципы взаимоотношения семьи и государства определяются Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция РФ), где в ст. 38 закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Конституционное закрепление защиты семьи свидетельствует значимости ее роли в российском обществе, о заинтересованности государства в ее поддержке, сохранении и качественном развитии. Более того, Российская Федерация, в соответствии с Конституцией, – «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).
Конституционно-правовой статус российской семьи характеризуется множеством проблем, таких как: создание механизма материальной ответственности родителей, лишенных родительских прав; решение жилищных проблем, возникающих в условиях распада семьи, а также вопросов алиментных обязательств и др. Эти проблемы нуждаются в правовом разрешении, так как правоприменительная практика пошла по пути ущемления прав человека и гражданина в сфере семейных отношений. От оперативного реагирования на них государства зависит состояние и перспектива развития института семьи. От ее прочности, уровня защиты и обеспеченности зависит успешное осуществление крупномасштабных мер по перестройке всех сфер жизни российского общества.
В силу этого Россия, претерпевшая глубокие преобразования, выбрала путь кардинального реформирования, и за последние годы государственная политика в интересах семьи, реализуемые федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, прежде всего, в области образования, воспитания, здравоохранения, организации семейного отдыха, создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов участников семейных отношений. Началом активной деятельности государства, направленной на поддержку семьи, следует считать заявление Президента о проведении в Российской Федерации «Года семьи»1. В рамках преобразований реализуются многочисленные приоритетные национальные проекты, направленные на защиту и обеспечение конституционных прав участников семейных отношений. Например, «Обеспечение жильем молодых семей», основным механизмом реализации которого является федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 гг.2 и входящие в ее состав подпрограммы и представления субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В различных регионах страны создаются фонды помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Принят ряд нормативных правовых актов, призванных поддерживать семью и ее членов: Указ Президента РФ от 1 июля 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»3, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»4 и т. д.
Общая характеристика и тенденции развития регулирования права ребенка на семью в Российской Федерации
Российская Федерация в 2000 г. подписала, но не ратифицировала Гаагскую конвенцию «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 1993 г.)1, принятую в целях защиты прав детей граждан РФ при усыновлении их иностранными гражданами. И.Г. Король справедливо обращает внимание на то, что Россией не ратифицирована ни одна конвенция, связанная с проблемами обеспечения возврата ребенка после его контакта с родителем, проживающим в другом государстве2. Так, в Гааге 28 мая 1970 г. принята Европейская конвенция «О репатриации несовершеннолетних», ее цель — установить возможность передачи детей из одного государства в другое. Советом Европы в Страсбурге 15 мая 2003 г. принята Конвенция «О контактах, связанных с детьми». Она принята в целях поддержания контактов не только с родителями, но и с другими лицами, связанными семейными узами с детьми.
В 1996 г. принята Европейская конвенция «Об осуществлении прав детей» . Конвенция нацелена на обеспечение различных прав детей, включая право на семью. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы4 в качестве первоочередной меры указана ратификация данной Конвенции. Конвенция предоставляет ребенку процессуальные права, в т. ч. на участие в судопроизводстве. Таким образом, Россия будет создавать
Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Принята в Гааге 29 мая 1993 г. Россией была подписана Конвенция 7 сентября 2000 г., но до настоящего времени не ратифицирована//Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 712 — 720. наше государство предпринимало некоторые шаги по внедрению ювенальных технологий. В краевых, областных, республиканских и иных судах общей юрисдикции соответствующего уровня сегодня действуют составы по делам несовершеннолетних, некие прообразы так называемого ювенального суда, предложение о создании которых впервые официально было сформулировано в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 . Такие судебные составы рассматривают обычно уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, а также гражданские дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних: лишение родительских прав, установление факта признания отцовства, определение места жительства ребенка и порядка общения с ним и др. Это соответствует конституционному положению: ч. 1 ст. 46 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Проекты разработанных законов о ювенальной юстиции предусматривают создание судов по делам несовершеннолетних, юрисдикция которых является комплексной. Вместе с тем, как пишет СВ. Нарутто, «создание специализированных судов, в том числе и ювенальных, не обязательно означает образование автономных судебных учреждений, достаточно специализации судей в области защиты прав детей» . В июне 2012 года был принят Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской
Под ювенальной системой» ученые понимают систему защиты прав несовершеннолетних «включающую в себя «многочисленные институты государства и общества, осуществляющие комплекс мер, направленных на последовательное создание правовых условий для реализации прав несовершеннолетними, устранения препятствий в их осуществлении, восстановления нарушенных прав». См.: Новикова Н.П. Конституционно-правовые основы взаимодействия государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних на уровне субъектов РФ: Федерации». С. 66. ответственности и мер по защите детей» . Указанная Конвенция охватывает меры, направленные на защиту права ребенка на семью, повышение ответственности родителей. Необходимость присоединения России к Конвенции связана с решением проблем, возникающих в последнее время в отношениях между родителями и детьми, рожденными в браке, заключенном лицами, которые являются иностранцами по отношению друг к другу, либо проживают в разных государствах. Действующие в настоящее время двусторонние международные договоры РФ по вопросам правовой помощи и правовых отношений по семейным делам не позволяют в полной мере разрешать противоречия в области отношений, связанных с реализацией права ребенка на семью. Кроме того такие договоры заключены далеко не со всеми странами, хотя их значение весьма велико. Международный договор -главная форма реализации мер по обеспечению взятых сторонами обязательств. С его помощью государства могут на согласованной основе полно и точно выразить свои намерения относительно защиты определенного международно-правового обязательства . Международные правовые акты в области охраны права ребенка на семью являются фундаментальной нормативной базой переосмысления развития российского законодательства об обеспечении прав детей, и необходимости повышенной социальной защиты таких наиболее уязвимых категорий как дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей. В 2008 г. Россия и Италия подписали договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей . Федеральным законом от 28 июля 2012 г. ратифицировано подписанное в Вашингтоне 13 июля 2011 г. Соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления таких соглашений с Великобританией, Францией и Германией. Вместе с тем канун 2012 года ознаменовался фактическим отказом России от Соглашения с США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, вследствие принятия Федерального закона, подписанного Президентом РФ 28 декабря 2012 г. «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» .
Согласно ч. 2 с. 4 данного закона в связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединённых Штатов Америки прекращается от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года. По разным мнениям, это положение может либо являться предложением по денонсации3, либо прекращает действие Соглашения с 1 января 2013 года4.