Как компании избежать блокировки счета по 115-ФЗ: свежая практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как компании избежать блокировки счета по 115-ФЗ: свежая практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рассмотрим ситуацию, когда клиент предоставил документы (или они вовсе не были запрошены), а финансовый мониторинг банка все равно заблокировал операцию по счету. Налицо повод для жалобы на действие банка или обращения в суд.

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Банк требует пояснения при снятии крупных сумм с корпоративных карт

Ситуация. Если сотрудники компании регулярно снимают крупные суммы наличности с корпоративных карт, банк может потребовать пояснить необходимость данных операций. Речь идет о суммах в размере 50-100 тыс. руб.

Законно ли требование? Банк обязан следить за необычными операциями, которые проводят его клиенты (ст. 7 закона № 115). Если компания стала активно пользоваться корпоративной картой, это может вызвать подозрение у банка. Поэтому лучше ответить на требование.

Что делать? Чтобы избежать проблем с банком, стоит придерживаться нескольких правил. Внутренними правилами по организации надо прописать, на что, сколько и как тратят сотрудники деньги по корпоративным картам. Также стоит установить правила снятия наличных или вовсе его запретить. Также надо следить за тем, чтобы сотрудники отчитывались за потраченные деньги в срок. Это три рабочих дня с момента проведения операции по карте.

Если у банкиров появились вопросы, стоит подготовить пояснения в банк. В них написать, на какие цели работники снимали наличные и почему расход увеличился (например, деньги были нужны на крупную покупку материалов за наличку, на расходы во время командировок и т.д.). К пояснениям можно сразу приложить подтверждающие документы (например, чеки).

Как работает принцип «знай своего клиента»?

Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т. д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности. Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д.

К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Вас внесли в «черный список».

Если банк рассматривает ваши пояснения и документы и все же выносит отрицательный решение и вносит вашу организацию в списки по 639-П, это не повод прощаться с вашим бизнесом!

Читайте также:  Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

С марта 2018 г. на основании п. 13.4 ст. 7 115-ФЗ клиент, получивший отказ, имеет право представить в банк документы и сведения, подтверждающие отсутствие основания отказа в проведении операции. Банк обязан рассмотреть пояснения клиента и не позднее 10 рабочих дней сообщить вам о своем решении.

Если все в порядке, то сообщение об устранении оснований, по которым ранее было принято оспариваемое решение, банк должен направить:

  • Клиенту;

  • в Росфинмониторинг.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Как подать заявление в межведомственную комиссию?

Для подачи заявления необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • само заявление;
  • сведения о конкретной операции, в проведении которой вам было отказано (дата, номер платёжного документа, сумма, контрагент);
  • сведения о банке, принявшем решение об отказе;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление в МВК;
  • сообщение банка о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;
  • документы, представленные вами в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее принято решение об отказе.

Как не попасть под подозрение в финансировании терроризма

Существует ряд очень простых рекомендаций, соблюдение которых обычно позволяет избежать пристального внимания к себе со стороны контрольных подразделений банков и Росфинмониторинга.

В целом, они заключаются в том, чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах:

  1. Не стоит поддаваться уговорам знакомых и друзей дать данные карты «чтобы погонять через нее средства», то есть идти на поводу просьб о переводе средств на карту, особенно крупных денежных сумм, и выводом их потом на счета карт неизвестных вам лиц.
  2. Не снимать с карты крупные суммы наличных по чьей-либо просьбе. Или если банк звонит с вопросом — куда вам столько нала — уметь быстро ответить — зачем вам нужна такая купная сумма наличных. Да, банк может заблокировать карту во время снятия денег в банкомате.
  3. Стараться больше пользоваться безналичными способами оплаты товаров и услуг.
  4. Не использовать карту для незаконного предпринимательства без оформления ИП и открытия бизнес-карты.
  5. При самозанятости — не просить перечислять заказчиков деньги на счета и карты, на которых нет статуса «самозанятый».
  6. Не платить с личной карты за товары и услуги переводом денег на карту физ. лица, а не на бизнес карты ИП.
  7. Позаботиться о документах или хотя бы объяснениях, подтверждающих любые операций по счету.
  8. Платить налоги и не придумывать серых схем для ухода от них.
  9. Вовремя предоставлять документы по запросу банка. Чем более подробное объяснение финансовых операций поступает в банк, тем больше шансов на благоприятное для клиента решение вопроса.
  10. Работать по кодам внешнеэкономической деятельности (ОКВЭДам) и соблюдать правила валютного контроля.
  11. Соблюдать соответствие сведений, заявленных о себе в ЕГРЮЛ, с данными в платежке. Меняется бизнес — меняйте данные в реестре о себе. В платежке необходимо писать подробное назначение платежа, а не приводить только номера договора и счета.
  12. Исполнять принцип «утром документы, вечером — стулья», то есть оплата должна проходить после обоснования платежа. И надо быть всегда готовым к тому, что необходимо будет подтвердить законность операции документами.
  13. Не стоит участвовать в финансировании «серого» импорта.

Как Банк России реализует свои инициативы на практике

Банк России приступил к серьезной войне с нелегальными платежами, и на этот раз под подозрение попали переводы с карты на карту, пишет издание «Коммерсант». Пока регулятор лишь проводит опрос кредитных организаций, но, как говорят банкиры, в неофициальных беседах представители ЦБ советует банкам максимально сократить объем таких переводов между физ лицами.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Несколько лет назад Банк России предложил банкам осуществлять переводы через систему ЦБ — «Систему быстрых платежей» (СБП), где «хвост» любой транзакции можно отследить и саму операцию заблокировать. Но при работе через СБП, в отличие от работы через свои платежные шлюзы, кредитные организации теряют прибыль, которую они получают, взимая комиссии за переводы.

Так, ЦБ разослал участникам платежного рынка запрос о необходимости предоставить данные по выявлению ими часто совершаемых переводов (так называемых дроперских операций). В запросе из Банка России речь идет о переводах средств с карты физ лиц на карты физ лиц. В частности, в запросе требуется указать ограничения и лимиты по таким операциям; параметры их отслеживания банками, то есть количество переводов в единицу времени (неделя, месяц, год) и объем таких переводов.

При это упор делается на факт использования карты, принадлежащей одному физ лицу. Требует ЦБ и разъяснить методы, которым кредитные организациями пользуются при переводах физ лиц, выявляют не облагаемые налогами операции, и механизмы контроля и пресечения таких платежей. Кроме того, ЦБ запрашивает у банков реестры операций, в том числе отмененных держателями карт и заблокированных самими банками, а также и суммы комиссий по таким операциям.

Незадолго до рассылки этого запроса ЦБ опубликовал критерии, по которым банки должны выявлять и предотвращать платежные операции, направленные на перевод средств в адрес теневого бизнеса. Переводы с карты на карту действительно активно используются для мошеннических операций. По сути, карту можно открыть практически в любом банке, затем передавать кому угодно, получать на нее средства, чтобы потом обналичивать.

Часть участников платежного рынка уже стали отказываться от предоставления своим клиентам услуги по переводу денег с карты на карту. Так РНКО «Платежный центр» (оператор системы «Золотая корона») принял решение в принципе перестать оказывать такую услугу, как перевод с карты на карту, на всех интернет-страницах.

Не существует эффективных методов по контролю за операциями «карта-карта», когда сервис предоставляется внешним клиентам, считают в «Золотой короне». Банк объективно в этом случае лишен возможности оценить легализационные риски конкретной операции.

В любом случае, в ближайший год следует ждать ужесточения контроля банков за переводами между картами физ лиц.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Законы о финансовом мониторинге

Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г. «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения».

В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).

Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.

Судебная практика по блокировкам счетов

Когда начал применяться 115-ФЗ, суды первых инстанций часто вставали на сторону банка, и бизнесмену доказать свою правоту удавалась в лучшем случае после апелляции. Но сейчас ситуация изменилась. Данная категория дел стала набирать обороты, и суды стали более ответственно подходить к принятию решения.

Читайте также:  Как написать заявление на увольнение. Простая инструкция

Если ваши операции легальны, то суд обязательно встанет на вашу сторону. Главное, собрать все документы по сделкам, вызвавшим вопросы. Банку также придется объяснять свою позицию и подтверждать ее, что сделать не всегда просто. В ситуации, когда операции явно носят сомнительный характер, суд наверняка откажет. Но даже в последнем случае решение может быть принято в вашу пользу, т. к. именно банку предстоит доказать, что у него имелись необходимые основания для блокировки счета.

Если расчетный счет блокируется, то деятельность всего предприятия фактически приостанавливается. Владелец не сможет ни оплатить долг, ни купить товар, ни выплатить сотрудникам зарплату или выполнить другие обязательства, связанные с финансами. Чтобы избежать такого развития событий, нужно разбираться в способах, как узнать, заблокирован ли расчетный счет у организации, почему это было сделано, а также как снять ограничения.

Во-первых, владельцы счетов должны отличать разные виды ограничений, которые могут быть наложены банковской организацией. К таковым относятся:

  • Полная блокировка.
  • Приостановление осуществления конкретной операции.
  • Отказ в реализации определенной финансовой операции.

Блокировка лишает владельца возможности выполнять какие-либо платежи, снимать средства, оплачивать товары и услуги, переводить средства на другой счет. Не разрешается этому лицу и создавать другие счета, а также открывать вклады в банках.

Приостановление или полная блокировка

Финмониторинг банка может заблокировать счет, если Росфинмониторинг заподозрит владельца счета в содействии терроризму посредством его финансирования или отмывания доходов, которые получены с нарушением закона. При этом владельца заносят в специальный список организаций и физлиц, который находится в открытом доступе в интернете.

Подобная блокировка не может длиться более одного месяца. Об этом сказано в законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ, в частности в абз. 3 ст. 8. Срок действия блокировки может быть продлен по решению суда. Если такой факт будет иметь место в отсутствие соответствующего документа, то это является прямым нарушением закона.

Полная или частичная разблокировка

Иногда налоговая и федеральная служба по финансовому мониторингу передает требование банковской организации полностью заблокировать имеющиеся на счету средства. Это может быть выполнено даже в случае, если остаток на счете намного больше суммы, которая указана в решении о временном приостановлении права на пользование счета. Тогда нужно подать заявление в налоговую службу о том, чтобы снять наложенные ограничения в частичном порядке. Если вопрос стоит о том, как оплатить налоги, если заблокирован расчетный счет, то он решается таким же образом. К документу прикладывают выписку из банка, где указаны средства, которые хранятся на счете.

В соответствии с п. 4 ст. 76 Налогового кодекса, служба должна отправить в банк решение о снятии ограничения со счета в течение одного рабочего дня с момента принятия соответствующего решения. Процедура ускоряется путем отправки уведомления в электронном формате. В результате рабочая деятельность компании приходит в норму.

Если сроки снятия ограничений будут нарушены, то владелец счета вправе получить компенсацию. При этом устанавливается пеня на основе действующей ставки рефинансирования.

Закрытие счета как способ снятия ограничений

Если компания решает избежать судебных разбирательств и просто прекратить сотрудничество с банком, ей достаточно подать заявление, сняв по чеку остаток денежных средств или указав реквизиты счета для его перевода.

Бывали прецеденты, когда банки препятствовали процедуре закрытия и перевода средств, сославшись все на тот же 115-ФЗ и сомнительность операции. Суды в таких случаях занимают сторону клиента, т.к. после подачи заявления договор с банком считается расторгнутым, а банк лишается права контролировать операции субъекта, не являющегося его клиентом.

Примечание. Один из примеров такого разбирательства — Постановление N А40-182056/2013 от 23 декабря 2015 г Арбитражного суда МО.

Важно в такой ситуации проверить, не установлена ли в договоре на обслуживание банковского счета повышенная комиссия за вывод средств при закрытии счета по причине отказа банка в проведении операции. В некоторых случаях она может доходить до 30%. Если такое условие прописано у ДБС — без вмешательства суда не обойтись, если только клиент не готов пожертвовать этой суммой.

В завершение интересное видео о том, как сегодня наладить отношения с банком и что предпринять, чтобы избежать проблем с блокировкой движений по счету.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *