Участие прокурора в гражданском процессе: формы участия, основания, цели

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участие прокурора в гражданском процессе: формы участия, основания, цели». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Участие гособвинителя-прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса является важнейшим элементом достижения правосудия. Сотрудник госоргана в ходе процедуры внимательно отслеживает показания противной стороны, анализирует доказательную базу. Это нужно для своевременного изменения мнения обвинения.

Прокуратура
представляет собой единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору РФ. Правовой статус прокурора
в гражданском процессе определяется,
прежде всего, в соответствии с Конституцией
РФ, ГПК и Федеральным законом «О
прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура
осуществляет надзор
за соблюдением Конституции РФ и
исполнением законов, действующих на
территории Российской Федерации.
Прокуратура РФ выполняет и иные
функции
, установленные
федеральными законами.

В гражданском
процессе прокуроры в соответствии с
процессуальным законодательством
Российской Федерации участвуют в
рассмотрении дел судами, а также приносят
апелляционные, кассационные и надзорные
представления на судебные решения и
определения.

Участие
прокурора в гражданском процессе
способствует
осуществлению целей правосудия

при соблюдении принципа независимости
судей и подчинения их только закону.

Участвуя в гражданском процессе, прокурор
защищает
интересы законности, права и интересы
граждан и организаций. Главный акцент
в процессуальной деятельности прокурора
смещен на защиту государственных и
публичных интересов.

Прокурор не должен
подменять в судебном процессе самих
частных лиц — участников гражданского
оборота.

Прокурор
отнесен к числу лиц,
участвующих в деле
.
Соответственно, прокурор, как и другие
лица, участвующие в деле, вправе изменить
основание или предмет поданного им
заявления.

Прокурор также вправе
возбудить апелляционное и кассационное
производство (путем принесения
апелляционного или кассационного
представления), надзорное производство
(путем подачи представления), подать
заявление о пересмотре решения,
определения или постановления по вновь
открывшимся обстоятельствам.

Формы
участия прокурора в гражданском процессе:

1) инициативная
— возбуждение гражданского дела в суде
первой инстанции или возбуждение
последующих стадий гражданского
процесса. Данная форма участия прокурора
характеризуется тем, что прокурор
возбуждает гражданское дело путем
обращения с заявлением в суд от
своего имени, но в интересах других лиц
;

2) надзорная
— вступление в уже начатое дело. Вступая
в уже начатое дело, прокурор реализует
функцию надзора в смысле наблюдения за
поведением участников судебного
разбирательства с целью выявления
правонарушений и их предупреждения.

  • При этом
    каждая форма участия прокурора в
    гражданском процессе и на каждой стадии
    гражданского процесса характеризуется
    определенными особенностями.
  • На любой
    стадии процесса и в любой форме прокурор
    защищает в суде не собственные, а
    государственные и публичные интересы,
    а также интересы других или неопределенного
    круга лиц.
  • Основания
    участия прокурора в гражданском
    судопроизводстве:
  • 1. Собственная
    инициатива

    прокурора, который вправе по своему
    усмотрению возбудить дело или производство
    либо вступить в уже начатое дело с целью
    наблюдения за ходом судебного
    разбирательства;

2. Прямое
указание закона
.

Инициатива
прокурора является основанием его
участия в гражданском деле как в
надзорной, так и в инициативной форме.

Данное основание означает, что прокурор
самостоятельно
определяет

необходимость обращения в суд с иском,
заявлением, представлением (инициативная
форма) либо изъявляет желание вступить
в уже начатое дело с целью наблюдения
за ходом судебного разбирательства
(надзорная форма).

Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

  • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
  • контролирование процедуры возбуждения преследования;
  • поддержка обвинения во время судебного заседания;
  • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
  • контроль действий иных субъектов производства.

Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

  1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
  2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
  3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
  4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Понятие, сущность и значение контроля и надзора в уголовном судопроизводстве

В современном отечественном законодательстве каждому гражданину гарантируется защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Это право, вытекает из конституционной концептуальной идеи о том, что защита прав и свобод человека и гражданина является высшей ценностью и из принципа охраны достоинства личности. В связи с этим, государство должно обеспечить каждому возможность отстаивать свои права в споре с любыми уполномоченными должностными лицами и компетентными органами, в том числе и органами, которые осуществляют предварительное расследование по уголовным делам.

Особое место в защите интересов общества и государства занимают властные структурные подразделения и государственные органы, которые осуществляют контроль и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в российском досудебном уголовном судопроизводстве.

Соотношение надзора и контроля за исполнением законов в досудебном уголовном судопроизводстве

Соотношение положения процессуального статуса прокурора с процессуальным положением руководителя следственного органа являются базовой основой реализации властными субъектами сторон обвинения, поставленных перед ними целей.

Полномочия прокурора и руководителя следственного органа, предусмотренные УПК РФ, обусловлены занимаемыми должностями и соответствующей компетенцией. Они возникают и используются только в сфере досудебного производства с момента возбуждения уголовного дела.

Осуществление прокурором функций уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия являются взаимосвязанными составляющими.

Уголовное преследование реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления.

Надзорная функция прокурора проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется эффективностью уголовного преследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Группы Прокуратура Рязанской области

2 июля 2021 в 16:25

Автор: Прокуратура Рязанской области

Войдите на сайт, и вы сможете вступить в группу.

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Прокурор, его процессуальное положение в различных стадиях уголовного процесса.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также поддерживать обвинение в суде. В соответствии УПК РФ уг. преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.(Прокурор осуществляет уг. преследование только в судебном разбирательстве. В досудебном производстве он осуществляет надзор за законностью)

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

-дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово-телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;

-дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;

Читайте также:  Договор социального найма: как получить квартиру от государства

-разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;

-утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя

– стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

Процессуальное положение потерпевшего

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Гражданский истец

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

  • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
  • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
  • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

Прокурор в досудебном производстве

  • Что делать, если вызвали на допрос?
  • Запросили документы?
  • Пришли с обыском?
  • Арестовали?
  • Задержали?
  • Доставили в отдел?

Введение.

1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства.

2. Участие прокурора на досудебном производстве.

  • 2.1. Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона органами осуществляющими дознание и предварительное следствие в Российской Федерации.
  • 2.2. Предмет прокурорского надзора.
  • 2.3. Полномочия прокурора и акты прокурорского реагирования.

3. Участие прокурора в судебном производстве.

  • 3.1. Принципы поддержания государственного обвинения.
  • 3.2. Структура поддержания государственного обвинения.

Заключение.

Список использованной литературы.


Актуальность темы исследования. В настоящее время прокуратуру считают государственным органом, обладающим особым правовым статусом, большинство специалистов сходятся на точке зрения, согласно которой органы прокуратуры нельзя в полной мере отнести ни к одной из ветвей государственной власти, в связи с чем исследованию правового положения работников прокуратуры и функций, которые они осуществляют в связи с выполнением своих служебных полномочий в правовой науке традиционно отводится одно из значительных мест. Прокурор выполняет ряд важных процессуальных функций, приоритетными из которых считаются контрольные функции и обвинительные функции. Именно обвинительные функции реализуются прокурорами в полной мере в процессе участия их в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Однако, несмотря на тот факт, что в настоящее время правовой статус прокурорских работников довольно детально урегулирован федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним Приказами Генерального Прокурора РФ, в практической деятельности прокуроров все еще существует ряд проблем, которые весьма ярко проявляются как раз на стадии участия прокурора в уголовном судопроизводстве.

Во-первых, подержание государственного обвинения – ключевая функция прокурора в стадии уголовного разбирательства на практике сталкивается с рядом трудностей. Дело в том, что основой государственного обвинения служит обвинительное заключение, составляемое на досудебных стадиях уголовного разбирательства, зачастую составление данного акта и поддержка его в суде осуществляется разными работниками, в связи с чем и возникают практические проблемы. Не обходимо выработать меры по устранению данных коллизий.

Во-вторых, определенной спецификой обладает процесс участия прокурора в делах частного обвинения и делах, рассматриваемых в особом порядке. В рамках настоящего исследования представляется актуальным рассмотреть специфику работы прокурора в указанных процедурах и выработать меры по совершенствованию прокурорской деятельности в рамках судебного процесса.

Степень научной разработанности темы. Теоретической основой исследования выступили современные научные работы, рассматривающие процессуальное положение прокурора и формы его деятельности в судебных стадиях уголовного процесса. Среди авторов, чьи работы явились основой настоящего выпускного квалификационного исследования, можно выделить следующих: Бабкова Г., Буцковский Н., Бессарабов В.Г., Кирилловых А.А., Тушев А.А., Мыцыков А.Я., Безлепкин Б.Т., Крюков В.Ф., Рыжаков А.П., Трушев А.А., Курочкина Л.А., Тарасов А.А., Масленникова Л.Н. и др.

Цель настоящей работы заключается в анализе процессуального положения и форм участия прокурора в судебных стадиях уголовного процесса.

В рамках работы поэтапно решаются следующие задачи:

  • 1. Описать статус прокурора в уголовном процессе.
  • 2. Описать особенности участия прокурора в досудебном производстве по делу.
  • 3.Описать полномочия и задачи прокуроора в судебном рассмотрении дела.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между прокурором и иными участниками уголовного производства в процессе вступления их в процессуальных отношения в рамках судебного разбирательства.

Предметом исследования являются нормативно-правовые нормы, регулирующие процессуальный статус прокурора как участника уголовного процесса.

Эмпирической базой работы выступают материалы правоприменительной практики и нормативные акты.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.

Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.

Актуальность курсового исследования обусловлено тем, что прокурор отнесён к стороне обвинения, а ст. 37 УПК, закрепляющая его полномочия в уголовном процессе, находится в гл. 6, посвящённой регламентации деятельности участников судопроизводства со стороны обвинения. При этом очевидно, что прокурор, помимо функции обвинения, выполняет ещё и функцию надзора за органами предварительного расследования, за законностью и обоснованностью ограничения прав и свобод лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, что прямо установлено ч. 1 ст. 37 УПК. Бесспорно, что в России прокурор — это не тот обвинитель, который действует в англо-американском судопроизводстве, стремясь с помощью своего красноречия и знания судебных прецедентов выиграть «состязание» с адвокатом-защитником. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК прокурор, помимо прочего, уполномочен (более удачной представляется формулировка «обязан») проверять исполнение требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; отстранять дознавателя от расследования, если им допущено нарушение требований УПК; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемых. Согласно ч. 3 этой же статьи прокурор в ходе судебного производства по уголовному делу поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а ч. 4 ст. 37 УПК предоставляет ему право в порядке и по основаниям, которые установлены УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, но не просто так, а с обязательным указанием мотивов своего решения. Конструкция этой статьи ориентирована на установление фактических обстоятельств, а не на то, чтобы «любой ценой выиграть процессуальный спор», что не может не приветствоваться.

Теоретическая значимость работы. В разное время над проблемами процессуального положение прокурора в уголовном процессе работали такие авторы, как: В.И. Басков, Л.Н. Башкатов, М.В. Боровский, Г.Н. Ветрова, Б.Т. Безлепкин, В. Г. Бессарабов, В.Б. Боровиков, А.В. Галахова, В. Демидов, В.П. Божьев, Ю.Е. Винокуров, Г.И. Загорский, Л.В. Лазарев, Н.В. Ласкина, В.М. Лебедев, А.П. Рыжаков, Н.А. Колоколов и многие другие.

Практическая значимость работы заключается в системном теоретическом и практическом исследовании основных проблем, обусловленных темой. Результаты исследования могут быть использованы в научных, учебных и практических целях.

Исследование проводится в рамках действующего законодательства обусловленного деятельностью прокурора в уголовном процессе.

Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, адекватные специфике юридической науки: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.

Объект работы – уголовно-правовые отношения в сфере прокурорской работы, предмет – процессуальное положение прокурора в уголовном процессе.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе изучения уголовно-процессуального законодательства, закона о прокуратуре, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать процессуальное положение прокурора в уголовном процессе.

Достижение этой цели определило следующие задачи исследования:

— рассмотреть процессуальный статус прокурора в уголовном судопроизводстве;

— изучить прокурор как субъект уголовного преследования;

— исследовать предварительное слушание;

— изучить участие прокурора в судебном заседании;

— рассмотреть судебное следствие;

— проанализировать участие прокурора в прениях сторон.

Структуру исследования обусловили цель и задачи работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

В период после принятия Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации1 (далее УПК, УПК РФ) отмечалось, что принцип разделения процессуальных функций и возложение их на различные органы не соответствует объективным реалиям и основан на доктринальных воззрениях отдельных, хотя и очень авторитетных, правоведов прошлого.

Как известно, российский уголовный процесс относится к романо-германской правовой семье. Структурной особенностью этого типа процесса является наличие досудебной стадии предварительного расследования, на которой, с соблюдением установленной процессуальной формы, происходит собирание доказательств для последующей их проверки и оценки в судебном заседании сторонами — обвинителем, защитником и судом. В противоположность ему досудебные стадии англо-американского судопроизводства служат лишь для выявления источников доказательств, субъектами уголовно-процессуальной деятельности выявляются свидетели, собираются предметы и документы и т.д. Информация, которую несут в себе эти источники, извлекается и облекается в форму доказательств лишь в суде, с участием тех же субъектов и суда, разрешающего дело.

Очевидно также, что защита как отдельная функция появляется не только при выдвижении формального обвинения, но и в случае появления фигуры подозреваемого и в случае применения к такому лицу каких-либо мер принуждения. Представляется, что лишь с этого момента можно ставить вопрос о наличии в уголовном судопроизводстве сторон, тогда как этап первоначального сбора информации о преступлении всегда, в любой стране, независимо от типа её правовой системы, носит линейный характер, никакого «треугольника процесса» до момента, когда будет собрана достаточная совокупность сведений о совершённом деянии и появится лицо, подозреваемое в его совершении, нет и быть не может в принципе. Если утверждать обратное, тогда логично, чтобы лицо, совершившее преступление (либо просто лицо, которое может быть заподозрено в нём), сразу же после своего реального либо предполагаемого деяния также начинало собирать оправдывающие себя сведения, что выглядит нонсенсом. Орган либо должностное лицо государства (полицейский префект, судебный следователь, следственный судья и т.д.) во всех странах, собрав первоначальный объём информации, определяет судьбу дела, виды решений при этом могут быть различными.

Читайте также:  Какие товары вернуть нельзя? Отвечаем на вопросы подписчиков.

Защитник, при современном положении уголовного судопроизводства России, — не альтернатива прокурору и следователю, ставить положение подсудимого (обвиняемого) в зависимость от профессиональных и нравственных качеств лишь одной стороны судебного разбирательства недопустимо.2

Таким образом, ст. 6 УПК РФ назначением уголовного судопроизводства называет лишь защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод, не упоминая об интересах государства и общества по обеспечению правопорядка. Однако даже в ст. 211 УПК РСФСР, действовавшего в иную историческую эпоху и закреплявшего, как принято считать, иные приоритеты, было установлено, что прокурор, помимо привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, обязан «строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах». Представляется, что и в действующем уголовно-процессуальном законе подобная формулировка не была бы лишней.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ прокурор, наряду со следователем и дознавателем, отнесён к числу должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения.

Несмотря на указанную норму закона, в последнее время в юридической литературе появились высказывания о том, что прокурор не является субъектом уголовного преследования, и эту функцию от имени государства не осуществляет. В частности, В. Стрельников, основываясь на анализе изменений федерального законодательства, касающихся полномочий прокурора в уголовном процессе, утверждает, что деятельность прокурора по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности не может рассматриваться как процедура уголовного преследования. Эта деятельность, по мнению названного автора, в действительности сводится к надзору за органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие (на досудебных стадиях), и к поддержанию государственного обвинения в суде (на судебных стадиях процесса). В связи с этим, как утверждает В. Стрельников, применительно к прокурору термин «уголовное преследование» в законодательстве целесообразно заменить словами «принятие необходимых мер привлечения виновных лиц к уголовной ответственности»3.

Изначально, будучи, по выражению Петра Великого, «оком государевым», российская прокуратура была задумана как универсальный орган надзора за деятельностью государственной администрации, органов исполнительной власти. К последним в настоящее время относятся и органы предварительного расследования, являющиеся административными ведомствами и обладающие статусом федеральных органов исполнительной власти. Поскольку деятельность по осуществлению предварительного расследования представляет собой специфическую деятельность государственных органов, прокурорский надзор за этой деятельностью требует особого правового регулирования и имеет свои особенности.

Юридический язык как средство общения специалистов узкого направления живёт за счёт общеупотребимых терминов и понятий, которые наделяются профессиональным юридическим сообществом дополнительной семантикой, приобретают особую смысловую нагрузку. Однако специальный смысл этих терминов, взятых в обработку юристами, как правило, не отрывается от общеупотребительного, поскольку, по сути, обогащает его в целях решения задач юридической науки, правотворчества, правоприменения. В связи с этим представляется обоснованным суждение М. Шалумова, который изначальный смысл понятия «уголовное преследование»4 ищет в толковании главного составляющего его слова. Так, преследовать — значит следовать, гнаться за кем-нибудь с целью поимки; подвергать чему-нибудь неприятному, донимать чем-нибудь; подвергать гонениям; стремиться к чему-нибудь (цели, задаче). Напомним в связи с этим, что согласно п. 55 ст. 5 УПК уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Получив достаточные сведения о наличии признаков преступления, прокурор вправе вынести мотивированное постановление и направить в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК собранные материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. Тем самым прокурор запускает саму процедуру уголовного преследования с целью привлечения виновного лица к уголовной ответственности. Нередко на практике прокурор не соглашается с выводом органа предварительного расследования об отсутствии события либо состава преступления и отменяет соответствующее процессуальное решение (об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела), требуя привлечения к уголовной ответственности конкретного лица. Известны и случаи, когда, видя пассивность следователя, прокурор вынужден направлять руководителю следственного органа требование с постановкой вопроса о необходимости заключения обвиняемого под стражу (либо избрания в отношении его иной меры пресечения), проведении конкретных следственных действий, направленных на изобличение известных по делу фигурантов.

Закон наделил прокурора целым рядом полномочий для участия в досудебном производстве:

  • контролировать соблюдение закона правоохранительными органами в период приёма, учёта, рассмотрения информации о преступной деятельности;
  • возбуждать на основании имеющихся фактов уголовные дела, передавать для следствия в подразделения дознания, следственные органы, подчинённым работникам прокуратуры или лично участвовать в их рассмотрении;
  • непосредственно участвовать в начальной стадии следствия, по отдельным эпизодам и фактам направлять письменные требования о выполнении конкретных поручений в рамках следствия;
  • одобрять возбуждение дела уполномоченными лицами дознания и следствия;
  • соглашаться с возбуждением уполномоченными лицами дознания и следствия ходатайства перед судебной инстанцией о назначении, отказе в применении либо пересмотре меры пресечения;
  • решать вопросы по отводам подчинённым прокурорам, следователям, дознавателям, принимать или не принимать их самоотводы;
  • освобождать должностных лиц, проводящих расследование, при выявлении нарушений, допущенных этими лицами;
  • передавать изъятое дело из дознания в следствие либо другому следователю с обоснованием причин таких действий;
  • перераспределять дела между органами предварительного следствия;
  • наделить полномочиями следственных органов представителей дознания, ставить перед ними задачи по розыскным действиям;
  • увеличивать время предварительного следствия;
  • ставить подпись об утверждении на документах дознания и следствия, прекращающих уголовное производство;
  • утверждать документы обвинения (заключение, акт), отправлять дела в судебные органы;
  • давать указания органам следствия о необходимости дополнительного следствия в отношении возвращённых дел;
  • прерывать на определённый срок либо останавливать расследование.

Документально оформленные поручения дознанию, следствию обязательны для выполнения даже в случае обжалования.

Этими правами наделены прокуроры районов, городов со своими заместителями, а также руководители вышестоящих прокуратур.

Полномочия прокурора в досудебном производстве

Борьба с преступностью крайне важна в правовом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является одним из важнейших направлений деятельности прокурора. Нарушения, допущенные при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выполнении оперативно-розыскных мероприятий и проведении расследования, становится непреодолимым препятствием в достижении целей уголовного-судопроизводства, ущемляют права и законные интересы потерпевших лиц и организаций, а также тех, кто незаконно подвергся уголовному преследованию.

Своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона в этой сфере – первостепенная задача органов прокуратуры.

Практически все сообщения о готовящихся или совершенных преступных посягательствах первоначально поступают в органы внутренних дел, которые обязаны принять, зарегистрировать и проверить каждое из них. Кроме того, именно на органы внутренних дел возложена обязанность по производству предварительного расследования по большей части всех уголовных дел. В связи с этим на плечах прокурорских работников, осуществляющих надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью указанных правоохранительных органов, лежит огромная ответственность по укреплению законности и правопорядка на поднадзорной территории.

Для обеспечения верховенства закона прокурор еще на досудебной стадии должен иметь возможность изучать материалы, собранные органами предварительного расследования, и реагировать на допущенные нарушения закона. И законодателем ему эта возможность предоставлена. На данном этапе органы прокуратуры наделены широчайшими полномочиями.

В частности, при осуществлении надзорных функций при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях прокуроры вправе истребовать из органов дознания и следствия материалы проверок, а также иные необходимые документы и сведения, выз0ывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по обстоятельствам проверяемых событий, отменять признанные незаконными и необоснованными процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, требовать от поднадзорных органов незамедлительного устранения допущенных нарушений федерального законодательства и привлечения виновных к ответственности.

Таким образом прокурор выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений.

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.

Вместе с тем прокурор в обязательном порядке получает постановление о возбуждении дела. Выявив нарушения законодательства, в течение суток с принятия документов он может отказать в возбуждении, предоставить письменное обоснование отказа инициатору, открывшему дело.

Следующим этапом является проверка фиксации информации о преступных проявлениях. Прокурор такие действия не проводит, а поручает их дознанию. Имеет право рассмотреть жалобу на непринятие заявления о преступных действиях.

  • определение законности возбуждения дела уполномоченными органами;
  • рассмотрение заявления о незаконных действиях;
  • гарантировать соблюдение гражданских прав, участников процесса.

По статье 148 процессуального законодательства вынесение постановления с отказом в открытии уголовного дела производится уполномоченными лицами соответствующих органов. Документальное подтверждение вручается обратившемуся и руководителю прокуратуры. На отказ существует возможность подачи жалобы.

Отличительной чертой участия прокурора при возбуждении дела считается ещё и контроль всех процедурных вопросов от приёма сообщения до возбуждения дела. Есть возможность быстрого реагирования на нарушения закона, обнаруженные на этих этапах.

Положение прокуратуры в последнее время стало объектом пристального внимания со стороны представителей юридического сообщества, которые неоднократно указывали на проблему недостаточности полномочий прокурора для осуществления эффективного надзора за законностью.

Так, в № 12 «Новой адвокатской газеты» адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов опубликовал статью «Основной арбитр в досудебной стадии», в которой поделился своими рассуждениями о необходимости усиления роли прокуратуры в досудебной стадии производства по уголовным делам.

По мнению Игоря Бушманова, «Закон о прокуратуре безнадежно устарел, а действующий УПК РФ не открывает для прокуратуры эффективных надзорных возможностей». При этом он о, так как прокуратура играет важную роль в сохранении «баланса сдержек и противовесов» в функционировании судебно-юридической машины. «Отсутствие механизма обеспечения именно этого баланса приводит к неустойчивости судебно-правоохранительной системы и стимулирует дальнейшее развитие в ней необратимых деградационных процессов», – уверен он.

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Круг правовых возможностей прокурора в рамках процессуального законодательства обширен, но направлен на соблюдение Конституционных прав людей, пострадавших от преступных проявлений.

Уголовное право, исполнение наказания

Функция прокурора в уголовном судопроизводстве, определяющая его отношения со следователем и формы надзора за законностью и обоснованностью следственных и других процессуальных действий, на протяжении длительного времени была предметом острой научной полемики. Не завершилась она и с принятием УПК РФ 2001 г., уделившего особое внимание этой проблеме. Согласно ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Уголовное преследование — это, как сказано в п. 55 ст. 5 УПК, процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Но как оно соотносится с надзором за органами расследования? Позиции исследователей данного вопроса различны. Некоторые считают, что надзор есть самостоятельная функция прокурора, не совпадающая с функцией уголовного преследования, ибо оба направления деятельности прокурора имеют разные цели: обеспечение законности процессуальной деятельности и изобличение виновных лиц. По мнению других, надзорную деятельность прокурора невозможно оторвать от уголовного преследования, так как оно осуществляется именно путем реализации надзорных полномочий. Используя их, прокурор направляет деятельность органов расследования к изобличению виновных лиц, обеспечивая при этом объективность конечных выводов и предотвращая возможные ошибки и нарушения закона.

Читайте также:  Возврат товара, приобретенного в интернет-магазине

Дипломные работы от 1360 руб.

Курсовые работы от 340 руб.

Контрольные работы от 170 руб.

Рефераты от 272 руб.

Отчеты о практике от 1360 руб.

Отчеты по НИРМ от 510 руб.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор:

  1. поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность;
  2. предъявляет гражданские иски в уголовном процессе от имени субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий ( ст. 44, ст. 246 УПК РФ).

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Указанные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:

  1. Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
  2. Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
  3. Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
  4. Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.

Любой прокурор в состоянии обозначить в суде свои специальные кассационные или частные протесты на ранее принятое необоснованное или совершенно несоответствующее закону постановление.

Объекты, имеющие право возбуждать уголовные дела, перечислены в статье 146 УПК. В перечне нет сотрудников прокуратуры. Решение об уголовном преследовании принимается:

  • следователями;
  • дознавателями;
  • руководителями соответствующих структур.

Полномочия районного/городского прокурора на стадии возбуждения уголовного дела сводятся к осуществлению надзора за указанными должностными лицами. Последние передают постановление о возбуждении преследования в течение 24 часов в прокуратуру. В обязанности ее сотрудников входит:

  • выявление несоответствия принятого решения нормам закона;
  • утверждение или отмена таковых.

На практике прокуратура не закрывает дело. Сотрудник госоргана издает документ, в котором обосновывает свою точку зрения. Требование направляется в органы правопорядка. На его основании принимается решение о закрытии дела. При этом следователь может возразить, если считает мнение прокурора неверным. Весь спор оформляется документально, так как от его итога зависят судьбы конкретных людей.

Прокуратура должна указать на процессуальное положение, нарушенное органами правопорядка. Если спорящие стороны не придут к согласию, то материалы направляются в вышестоящие структуры. На данном этапе процесса прокуратура обязана:

  • рассмотреть заявления граждан и должностных лиц о нарушении законодательства;
  • отследить соответствие процедуры нормам, указанным в УПК;
  • защитить права участников мероприятия.

Важно: участие в расследовании должностных лиц, заинтересованных в результатах такового, недопустимо.

Их отстранение, а также выявление причин принятия подобного решения, является ответственностью и обязанностью прокуратуры.

Процессуальный статус прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурору поручено вести от разрешения Российской Федерации преследование, надзирать за выполнением работы организаций преследования.

На предварительном этапе сотрудник прокуратуры наделяется УПК следующими полномочиями (п.2):

  • осуществление мониторинга выполнения нормативных положений федерального уровня во время принятия, регистрирования и разбора поступивших данных о преступных деяниях;
  • принятие постановления об отправке в организации досудебного расследования материалов дела;
  • требование у организаций расследования исправлений несоблюдения законодательства федерального уровня;
  • обеспечение дознавателя предписаниями о задаче расследования, осуществления процессуальной работы;
  • санкционирование разрешения дознавателю на подачу просьбы о выборе, снятии либо переопределении меры пресечения или другом требовании, предписанном судебной организации;
  • мониторинг соблюдения правовых положений и мотивированности решений руководителя (следователя) об отмене в принятии, приостановке либо закрытии дела;
  • утверждение постановлений по прошениям об оформлении досудебного соглашения о взаимодействии и постановлений следователя возбудить прошение об оформлении с гражданином соглашения;
  • оформление решений об одобрении или о возвращении прошения, оформление соглашения, вынесение решений об изменении либо отмене соглашения, предложения, определяющие особенную процедуру прохождения слушаний и определения постановления суда в отношении подписавшего соглашение обвиняемого;
  • отмена не соответствующих законодательству или безосновательных решений подчинённого прокурора, организаций дознания;
  • рассмотрение принятой от руководителя организации следствия информации об оспаривании замечаний сотрудника прокуратуры и утверждение постановления;
  • участвовать в слушаниях по установлению выбора вида пресечения в форме нахождения под стражей, увеличения времени нахождения под стражей или об отмене, или переопределении такой меры в процессе удовлетворения прошений о прочих действиях, допущенных судом и обжалований согласно приведённому в ст. 125 УПК регламенту; обоснованная подача суду прошения об увеличении срока ареста на дому или времени нахождения в изоляторе;
  • разрешать отводы, направленные дознавателю; самостоятельные отводы;
  • осуществлять отстранение дознавателя от расследования при допущении несоответствий с уголовно-процессуальным кодексом;
  • изымание дела у организации дознания и отправка его следователю с формулированием обоснований;
  • отправление дела или материалов досудебного расследования от одной организации досудебного расследования другой (кроме случая, если данное перенаправление дела производится внутри единственной организации), осуществление выемки дела или данных материалов у организации досудебного расследования федерального уровня и поручение его (их) Следователю СК России с формулировкой обоснований;
  • вынесение решения дознавателя о закрытии дела;
  • вынесение постановления, заключения либо обвинительного заявления (акта);
  • возврат дела для продолжения расследования с задачей переформирования структуры обвинения или переквалифицирования деяний, или переоформления обвинительного документа и ликвидации обнаруженных недочётов;
  • выполнение прочих функций согласно УПК.

Положения пункта 2 прокурора наделяют функциями распространять своё влияние на все стадии дела. Ему, по сути, требуется являться образованным юристом и консультантом.

По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.

Сотудник прокуратуры призван поддерживать гособвинение, охраняя правовой статус и мотивировку.

Прокурор вправе прекратить преследовать с приведением обоснованных причин. Функции исполняют и городские, и районные прокуроры (заместители), равносильные им уполномоченные сотрудники.

При непринятии руководителем органа следствия (следователем) предписаний прокурор правомочен обращаться с требованием об исправлении недостатков к вышестоящему руководителю организации следствия. При оспаривании руководителем указаний он наделён властью обращаться к Следователю СК России или руководителю организации следствия федерального органа. При отказе последних исполнять предписания уполномоченный сотрудник наделён правомобращения к Генпрокурору России, определение которой будет конечным.

Главные направления работы данных органов включают контроль над правильным применением закона и выполнение роли гаранта охраны прав гражданских лиц России.

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.

Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.

Процессуальное положение прокурора в различных стадиях уголовного процесса

Принципы уголовного судопроизводства – общие руководящие положения, определяющие наиболее важные стороны уголовно-процессуальной деятельности, носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для исполнения всеми участниками уголовно-процессуальных правоотношений.

Назначение уголовного судопроизводства определено в ст. 6 УПК и состоит в защите:

  • – прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений;
  • – личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Перед началом сотрудничества рекомендуем получить юридическую консультацию адвоката по уголовным делам по телефонам (066)943-28-12, (098)401-95-11, Viber, Whatsapp, Telegram, Онлайн-чат.

Клиент может прислать для изучения процессуальные документы.

В результате, адвокат по уголовным делам оценит сложившуюся ситуацию, расскажет о возможных перспективах, о том какие неотложные действия нужно предпринять и чего категорически нельзя делать, просчитает и озвучит стоимость комплексной защиты.

Таким образом, Вы сможете не только оценить уровень адвоката, но и получить ряд полезных советов, решив, таким образом, стоит ли доверять нам свою защиту.

Попробуйте прямо сейчас! Расскажите нам о своей проблеме.

Следующий этап сотрудничества – заключение договора на оказание юридических услуг.

Основные положения такого договора:

  • уголовное дело, в котором будет осуществляться защита;
  • обязанности адвоката по уголовным делам (использовать все возможные приемы и методы для максимально эффективной защиты, хранить адвокатскую тайну, регулярно отчитываться перед клиентом, не предпринимать никаких действий во вред клиенту и пр.);
  • права клиента (иметь постоянную связь с адвокатом, получать ответы на все возникшие вопросы, получать качественную правовую защиту, быть в курсе всех изменений в уголовном деле, быть в курсе всех предпринятых адвокатом действий, одобрять или отклонять предложенные адвокатом методы защиты и пр.)
  • права адвоката (подавать в интересах клиента документы, жалобы, ходатайства, участвовать в судебных заседаниях, следственных действиях и т.д.);
  • размер гонорара адвоката, порядок и сроки его оплаты;
  • срок действия договора (как правило, до вынесения судом последней инстанции окончательного решения по делу);

После подписания договора все формальности считаются улаженными.

Стоимость услуг адвоката по уголовным делам в Днепре зависит от категории и сложности дела.

В большинстве случаях сложность дела прямо пропорциональна тяжести преступления, в совершении которого обвиняют клиента.

Исходя из этого, цены на услуги адвоката по уголовным делам следующие:

  • тяжкие и особо тяжкие преступления – 15 000 грн. + 2 000 грн. за каждый выход в суд, к следователю, СИЗО;
  • нетяжкие преступления или уголовные проступки – 7 000 – 10 000 грн. + 1 500 грн. за каждый выход в суд, к следователю.

При этом клиент получает следующие бонусы:

  • бесплатное составление всех процессуальных документов по делу. За составление адвокатом любых письменных документов дополнительно платить не нужно;
  • бесплатное ознакомление с материалами дела.
  • любые консультации адвоката дополнительно не оплачиваются;
  • фиксированную часть гонорара можно оплачивать в рассрочку до 2-х месяцев. Первоначальный взнос – не менее половины от фиксированной части.

Почему такая форма оплаты самая оптимальная?

Самое главное преимущество – Вы не платите сразу каких-то больших сумм. Вся оплата осуществляется по мере оказания адвокатом по уголовным делам правовой помощи.

Порядок такой, мы приняли участие в судебном заседании, только после это Вы оплатили за выход. Вы будите видеть за что платите.

Кроме того, как показывает практика, судебные заседания проводятся обычно не чаще чем раз в 1-1,5 мес. Таким образом, оплату за каждый выход можно при необходимости вносить с зарплаты или иных регулярных доходов.

Это один из самых распространенных вопросов, с которым к нашим адвокатам по уголовным делам в Днепре приходят клиенты.

Казалось бы, ответ очевиден – ничего не подписывать. Но нет, как раз на это и делается расчет.

Согласно нормам Уголовного процессуального кодекса Украины, если Вы откажетесь от подписи, следователь имеет право пригласить 2-х понятых и они засвидетельствуют такой отказ.

В таком случае, документ, который Вы не подписывали, все равно будет действительным при наличии подписей понятых. И даже если потом допросить этих понятых на предмет того, по какой причине Вы отказались ставить подпись, может выясниться, что они «забыли» или скажут, что Вы просто так отказались это делать.

Именно поэтому во всех документах, которые просит подписать следователь, лучше всего писать следующее: «От подписи отказываюсь, т.к. по моему требованию не был приглашен адвокат». После чего под этой фразой ставите дату и свою подпись.

Кроме того, запомните, если у вас есть родные, друзья, знакомые, они сами могут нанять для Вас адвоката по уголовным делам, даже если следователь будет этому препятствовать.

  • Формирование налоговой декларации


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *