Ответственность за утрату груза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за утрату груза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Административная ответственность за перегруз

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

Прежняя точка зрения чиновников: штрафы облагаются НДС

Ранее чиновники были убеждены в том, что штрафы включаются в налоговую базу по НДС.

Минфин России настаивал на том, что штрафы и пени, полученные продавцом от покупателя за несвоевременную оплату предоставленных услуг, связаны с их оплатой. Соответственно, руководствуясь подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, полученные штрафы необходимо облагать НДС (письма Минфина России от 17.08.2012 № 03-07-11/311, 18.05.2012 № 03-07-11/1 и 11.09.2009 № 03-07-11/222).

Удалось найти только два судебных решения, где разделяется эта точка зрения. Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25.12.2017 № 09АП-55686/2017 по делу № А40-92184/17 указал, что штрафные санкции, полученные поставщиком от покупателя за нарушения обязательств по оплате, облагаются НДС. При этом суд разъяснил, что с полученных штрафных санкций исчислять НДС должны поставщики, продавцы, арендодатели, лизингодатели, перевозчики и т. д. Аналогичное решение было приведено в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 № 09АП-24018/2017-ГК, 09АП-38553/2017-ГК по делу № А40-255045/16 (постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.01.2018 № Ф05-19797/2017 данное постановление оставлено без изменения).

Кто отвечает за перегруз по осям перевозчик или грузоотправитель

Перегрузки часто становятся притчей во языцех у всех перевозчиков, поскольку очень трудно контролировать вес груза, который заказчик стремиться погрузить в машину.

При этом в большинстве случаев все последствия расхлебывает водитель и владелец машины, которые оплачивают штрафы, пережигают топливо и портят машину, при этом не имея даже возможности узнать реальный вес груза в машине. Но этому можно и нужно противостоять!

Первое и самое главное – за перегруз отвечает грузоотправитель, но только в том случае, если вес его (грузоотправителя) груза превышает указанный в товарно-транспортной накладной и это можно доказать.

Проще говоря, если Вам на машину погрузили 4 стальных чушки, по 5 тонн каждая, а на весах оказалось, что каждая весит не 5, а 6 тонн, то виноват грузоотправитель.

Можно спокойно звонить ему и просить прибыть на пост весового контроля для разбора полетов.

Если груз может менять свой вес в зависимости от влажности (например, древесина), то тут все будет гораздо сложнее, так как в договоре могут быть хитрые пункты о том, что грузоотправитель не несет ответственности за перегруз, возникший из-за намокания груза, при этом сложно будет доказать, какую древесину они грузили, т.е. не факт, что перегруза не было в момент загрузки.

В таком случае Вас спасут датчики нагрузки на ось, которые выпускаются как для машин с пневматической подвеской (подушки), так и для машин с рессорной подвеской. Конечно эти датчики стоят денег, но их стоимость ничтожно мала по сравнению со штрафами, которые могут выписать сотрудники постов весового контроля в случае обнаружения перегруза.

К тому же ими может пользоваться не только водитель, но и владелец машины, который в режиме реального времени сможет узнавать текущую загрузку машины, чтобы не оказываться в ситуациях, когда водитель звонит и со слезами рассказывает «про беспредел на пункте весового контроля», тогда как в кузове у него лишних 5 тонн, которые он загрузил за наличные от диспетчера.

К сожалению, так тоже бывает.

Если Вы не сможете доказать вину конкретного грузоотправителя (например, в дороге действительно был взят «попутный груз» и так далее), то оплачивать штрафы придется владельцу или водителю, смотря как они договорятся между собой.

Иногда складывается такая ситуация, когда Вас еще не поймали за руку с перегрузом, либо поймали, но сумма штрафа не значительная или есть возможность «решить на месте», но при этом в документах указан нормальный вес груза, т.е. часть груза, которая и подставила Вас, нигде не записана.

Тогда у Вас появляется шикарная возможность наказать хитрого грузоотправителя законным путем. Если, например, в накладной написано, что Вам погрузили 20.000 килограмм чего-то, то сдать на склад Вы должны именно 20.000 килограмм этого «чего-то», если, конечно, вес груза посчитан только в килограммах и он является разделимым.

Читайте также:  Среднемесячное количество рабочих часов в 2023 году

Таким образом, если в документах записано, что вес груза 20.000 кг, то все «излишки», которых иногда бывает несколько тонн, Вы можете оставить себе! Главное не делать лишних телодвижений, а просто оставить «излишки» груза в надежном месте.

Это нельзя назвать 100%-законным, но и незаконным это тоже не назвать, ведь Вам погрузили «20 тонн», выгрузили тоже 20 тонн, так какие еще 5 тонн Вы не привезли? Естественно, что после этого начнутся угрозы от грузоотправителя, но помните, что если человек один человек подписался под тем, что загрузил в машину ровно 20 тонн, а другой подписался под тем, что выгрузил их, то никаких мифических 5 тонн просто не могло взяться в машине. Обычно машину загружает не глава компании, а наемный рабочий, поэтому почти всегда у него нет никаких рычагов давления на Вас. А как поступить с грузом – решайте сами. Хотите – идите с ним на рынок, хотите – продайте грузоотправителю/грузополучателю, но никогда не признавайте то, что это был «перегруз», так как это может плохо закончится. Если Вы не уверены в себе, то лучше всего отнесите на рынок, где вопросов будет меньше, а цена выше.

Правомерность штрафа, если потерпевшая сторона не понесла фактических убытков

Многих волнует ситуация, в которой экспедитор выдвигает штраф за срыв работ, когда владелец груза не предъявлял экспедитору претензий. Экспедиторов интересует, справедливы ли требования перевозчика заплатить наказание за неподачу груза, если он не явился на загрузку.

Согласно Гражданскому кодексу, неустойка – это денежные средства, выступающие обеспечением сторон для исполнения всех возложенных на них обязательств. Ч. 1 ст. 330 ГК гласит, что, если есть требования возместить ущерб, то кредитор не должен доказывать факт наличия убытков. Из этого выходит, что, если договор или другие акты описывают конкретный штраф за срыв загрузки, ни перевозчику, ни заказчику не требуется подтверждать, что в результате конкретных действий они понесли финансовые потери.

Как правильно отменить загрузку, чтобы не было срыва?

Избежать штрафов получится, если договор регламентирует время, в течение которого стороны могут отказаться от выполнения обязательств. Для этого недостаточно уведомить контрагента об отмене запланированной погрузки. Согласно 161 статьи ГК, сделки между компаниями оформляются в письменном виде. Из правил первого пункта статьи 452 ГК выходит, что расторжение договора или внесение правок в контракт производится в той же форме, в которой он был составлен (письменной). Если информация о срыве дошла до второй стороны в промежуток времени, в течение которого от перевозки можно отказаться, то требуется в письменном виде уведомить контрагента о расторжении соглашении. Тогда порядок будет считаться ненарушенным.

Аналогичная ситуация и с временем, в течение которого стороны могут отказаться от перевозки, если сроки не уточнены или уже прошли. Согласно статье 15 ГК, а также первому пункту 34 и 35 статей Устава, перевозчик и заказчик вправе требовать компенсацию убытков, последовавших в результате срыва. Чем раньше одна из сторон предупредит другую о невозможности выполнить обязательства, тем меньшую неустойку ей придется заплатить.

Письмо с отказом составляется в свободной форме и не требует соблюдения регламента заполнения.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.
Читайте также:  Открыть ООО самостоятельно - пошаговая инструкция для 2023 г

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ.

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях.

Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

Знание нормативной базы обязательно

В процессе перевозки грузов обычно задействованы несколько лиц: грузоотправитель, грузополучатель, а при необходимости — еще перевозчик и экспедитор. Каждое из названных лиц в определенной степени несет ответственность за сохранность груза. (Меры ответственности урегулированы ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — Устав автомобильного транспорта), Законом о транспортно-экспедиционной деятельности .)

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ.

Так, согласно ст. 796 ГК РФ, п. п. 5, 7 — 9 ст. 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:

  • в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • при повреждении (порче) груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза. В случае если неисполнение перевозчиком своих обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, временного ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенного в порядке, установленном законодательством РФ, иных не зависящих от перевозчика причин, он освобождается от ответственности.

Если грузоотправитель (грузополучатель) заключил договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор обязан перевезти груз самостоятельно либо организовать его перевозку посредством транспортной компании, ответственность перед клиентом в виде возмещения ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза возникает у экспедитора после принятия груза и до его выдачи получателю. В частности, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, ущерб возмещается в установленных п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности размерах:

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки: с объявлением ценности — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза, без объявления ценности — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или его недостающей части;
  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки: с объявлением ценности — в размере суммы, на которую уменьшилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности, без объявления ценности — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а в случае невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Отношения между перевозчиком и экспедитором регулируются названными выше нормативными актами.

Читайте также:  Как зарегистрироваться по месту жительства и не нарушить закон: правила и нюансы

Предельно допустимые габариты транспортных средств

 Длина 
 Ширина 
 Высота
 Одиночное ТС, прицеп - 12 м
Все транспортные 
средства - 2,55 м
Все транспортные
средства - 4м
 Автопоезд - 20 м 
Изотермические кузова 
транспортных
средств - 2,6 м

Предельно допустимые габариты транспортных средств включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеров.

Более того, Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ внесены дополнения в КоАП РФ, в соответствии с которыми теперь к административной ответственности могут быть привлечены и грузоотправители. Так, согласно п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.

Приведем пример из судебной практики, когда организация-грузоотправитель была привлечена к административной ответственности по п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

По общим правилам в случае, если в процессе перевозки груза он был поврежден, перевозчик (экспедитор) должен возместить заказчику ущерб в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость товара, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости (объявленной стоимости). Однако в отдельных случаях перевозчик (экспедитор) имеет все основания отказать отправителю в возмещении ущерба, в частности, если повреждение груза:

  • произошло по причине его неправильного крепления в автотранспорте (если согласно договору обязанность крепить груз лежала на грузоотправителе);
  • связано с несоблюдением особых условий перевозки, при этом грузоотправитель не обозначил их в транспортной накладной.

Кроме указанных последствий, халатное заполнение транспортной накладной может послужить причиной для выставления грузоотправителю штрафных санкций, в том числе установленных п. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта (20% провозной платы), п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ (для юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.).

Некоторые важные правовые нюансы

  1. Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
  2. Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
  3. Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
  4. Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
  5. В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды. То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
  6. Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность

Порядок оформления документа

Согласно общепринятым нормам, транспортная накладная готовится согласно правилам, утверждённым правительством РФ в законе № 272 (с учётом изменений № 1529 за 2017 год). Все обязательные экземпляры (количество может розниться) должны быть оригиналами и заверяться печатями, при необходимости дополняясь подписями представителей перевозчика.

Стоит подчеркнуть, что центральный документ оформляется грузоотправителем, если в соглашении не прописано соблюдать эту обязанность другими лицами. Когда продукцию отгружает филиал организации, то в главной графе реквизитов документа всё равно нужно указать данные предприятия.

Абсолютно все пункты накладной должны быть заполнены от руки, а если какая-то важная информация для внесения в любой из разделов отсутствует, в пустом месте ставится прочерк. Любые исправления тоже всегда заверяются отправителем и перевозчиком (или представителями).

Нужно ли возвращать документ

Согласно рекомендациям, данную бумагу нужно хранить минимум 1 год с момента оформления (едва они подписываются и возвращаются), поскольку рассматриваемые экземпляры часто требуются для отчётности и бухучёта. Также они оказываются главными аргументами для удостоверения совершенных действий, что поможет в случае возникновения спора отстаивать при необходимости собственные права.

Понятно, что ТТН формируется с учётом различных вариаций, а потом эта первичная документация идёт в архив, после чего остаётся под контролем в бухгалтерии. Смежная копия по форме 1-Т тоже нужна для контроля товаров и осуществления подсчётов за перевозку покупателю груза и перевозчику.

По правилам перевозчик должен возвращать заверенный экземпляр накладной после осуществления доставки, иначе факт сдачи груза не подтвержден и впоследствии возникают проблемы (например, перевозчику часто предъявляю претензию на всю сумму товара).

Поэтому необходимо не только ответственно подходить к оформлению, соблюдая чёткий порядок действий, но и придерживаться условия последующего хранения и возврата бланков. Чтобы не возникало разногласий с использованием документа, крайне важно всегда иметь под рукой соответствующий оригинал или копию до тех пор, пока вы не закончите перед другими участниками сделки свои обязательства и не подтвердите данный факт тоже письменно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *