Кто может быть контрактным управляющим в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может быть контрактным управляющим в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В своей деятельности специалисты по закупкам руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами и внутренними положениями заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.

Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;

  • утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).

Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.

Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.

К сведению:

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.

В приказе отражается:

  • информация о лице, которое назначается руководителем;

  • список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;

  • срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.

Что делает контрактный управляющий

Заказчик определяется с функциями управляющего с учётом Типового положения № 158н. Прописывают функционал в должностной инструкции. Некоторые заказчики вносят ясность в приказе о назначении.

По 44-ФЗ контрактный управляющий — это сотрудник заказчика, ответственный за все этапы проведения закупок. Специалист по закупкам проводит все или определенные закупки (ч. 2 ст. 38 44-ФЗ). Закон допускает назначение нескольких управляющих с распределением между ними работы по закупкам. Подобные действия обязательно отражают в приказе о назначении.

Вот требования к контрактному управляющему по 44-ФЗ в 2023 году: наличие высшего или дополнительного профессионального образования в сфере госзаказа. В 2023 году правило не применяют к заказчикам из ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области.

В законе не сказано, кто может быть контрактным управляющим по 44-ФЗ в бюджетном учреждении в 2023 году. Обычно заказчики назначают на эту должность специалиста по закупкам, заместителя директора по экономике, главного бухгалтера или директора.

Кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ

В круг обязанностей контрактного управляющего по 44-ФЗ входит организация мероприятий по закупкам и отслеживание исполнения всех заключенных закупочных контрактов.

Согласно ст. 38 ч. 2 44-ФЗ, если у компании-заказчика нет специального контрактного отдела, а сумма закупок за год составляет не более 100 млн. рублей, то на предприятии должен быть контрактный управляющий.

В крупной компании может действовать более одного управляющего, при этом обязанности между ними разделяются в соответствии с существующими закупочными секторами. Один работник может, к примеру, отвечать за продуктовые поставки, второй – за закупку технических средств, в сфере деятельности третьего – ремонтные и строительные работы, и т.д. Данное положение регламентировано письмом Минэкономразвития РФ (№ Д28и-1889, п. 2) от 30.09.2014.

Цель деятельности контрактного управляющего — обеспечить реализацию всего цикла закупок: от планирования до получения конкретного результата и оценки эффективности осуществления государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением или унитарным предприятием закупок товаров (работ или услуг) для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Введен принцип персональной ответственности контрактного управляющего за соблюдение требований законодательства о контрактной системе и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта. Контрактный управляющий должен владеть технологией анализа и прогнозирования, уметь своевременно выявлять и разрешать проблемные ситуации, приводящие к конфликту интересов.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Должностная инструкция

У Заказчика есть 3 пути, по которым он может назначить контрактного управляющего:

  1. Принять на это место нового сотрудника и заключить с ним трудовой договор. Либо оформить сотрудника на другую должность, но со схожими обязанностями и функциями.
  2. Перевести штатного работника на должность управляющего (или аналогичную должность) и заключить с ним соглашение об изменении условий трудового договора.
  3. Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ лицу полагается доплата, а в его должностную инструкцию вносятся необходимые корректировки).

При назначении управляющего заказчик действует последовательно:

  • Новая должность вносится в штатное расписание;
  • Готовится должностная инструкция контрактного управляющего;
  • Издается приказ о назначении должностного лица, отвечающего за закупки (т.е. контрактный управляющий).

Должностная инструкция контрактного управляющего — это внутренний документ заказчика. В нем прописываются требования, права и обязанности сторон. Документ обозначает сферу ответственности сотрудника и его полномочия.

Инструкция состоит из следующих разделов:

  • Общие положения: порядок принятия на должность, порядок увольнения, общие сведения о должности и требования к управляющему;
  • Функции: общие функции для должностного лица;
  • Обязанности: действия управляющего;
  • Права: объем прав сотрудника;
  • Ответственность: что предусмотрено за правонарушения;
  • Заключительные положения: ссылки на профстандарты, порядок внесения корректировок в должностную инструкцию.

Назначение контрактного управляющего

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Как организовать работу контрактной службы заказчика

Кто может быть назначен контрактным управляющим согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? Может ли контрактным управляющим быть назначен работник, имеющий высшее образование, но у которого высшее образование в сфере закупок отсутствует?

Читайте также:  Какая помощь оказывается малоимущим семьям в 2024 году

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Кроме того, по смыслу Закона N 44-ФЗ контрактный управляющий должен являться работником заказчика (письмо Министерства экономического развития РФ от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834). Как видим, в приведенной норме не установлено требования к наличию у работника высшего образования определенного профиля, поэтому работнику в данной ситуации достаточно иметь любое высшее образование.
При этом, как установлено ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, в настоящее время для назначения работника контрактным управляющим ему достаточно иметь один из следующих уровней образования:
— высшее образование (без учета профиля);
— профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее)*(1);
— дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.

При осуществлении закупок среди СМП, СОНКО размер обеспечения исполнения контракта (в т. ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) устанавливается от цены, по которой заключается контракт (а не от НМЦК, как в общем случае). Правда, меньше, чем размер аванса (если контрактом предусматривается выплата аванса) размер обеспечения все равно быть не может.

С 1 июля к числу таких случаев добавляется изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10 %.

  • во-первых, это понимание того, что освоить такой большой объем информации, систематизировать его и научиться применять на практике самостоятельно крайне сложно;
  • во-вторых, это текст закона, который в части требований к образованию на практике трактуется по-разному.

5 статьи 99 44-ФЗ, а также проверке сведений о госконтракте в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1084 читайте в статье » ☆ В рамках контроля над закупками Казначейства, который вступил в силу с 2017 года, действует ряд подзаконных актов: общие правила контроля регулирует постановление Правительства РФ № 1367, правила ведения реестра контрактов – постановление № 1084.

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Да, бюджетное учреждение вправе ввести в штатное расписание должность контрактного управляющего. Должности «специалист по закупкам» нет в ТКС и в профессиональных квалификационных группах. Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе относятся занимаемые должности. Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда. При этом, учитывая требования к уровню квалификации контрактного управляющего и его функциональные обязанности (статья 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ).

Контрактным управляющим может быть сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчика не обязательно. Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». В приказе № 625-н указаны возможные названия должностей. Соответственно, можно сделать вывод, что можно указывать как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на усмотрение заказчика.

С 1 июля 2016 года использовать эти профстандарты обязательно в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. Ведь к ним в законодательстве о закупках есть требования к их квалификации. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841.

На практике в учреждениях закупками (в том числе ведением документации по 44-ФЗ и 223-ФЗ) занимаются экономисты, юристы, специалисты по договорной работе. Однако если штат небольшой и таких должностей нет, то осуществление обязанностей контрактного управляющего обязанностей могут вменить любому сотруднику учреждения (например- специалисту административно-хозяйственного отдела).

Обязанности и полномочия, возлагаемые на контрактного управляющего, перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ.

Также в данном случае следует учесть, что если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Если наименование должности в рассмотренных выше случаях не будет соответствовать справочникам, что сотрудник лишится прав на льготы.

Ответ на вопрос:

Согласно Постановлению Администрации г. Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 18.05.2012 N 29 (ред. от 29.06.2016) «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Комитету культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Дудинки» (вместе с «Перечнем должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности») минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к квалификационным уровням ПКГ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»:

первого уровня»

1 квалификационный уровень 2597 рублей;

2 квалификационный уровень 2739 рублей;

должности, отнесенные к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих

второго уровня»

1 квалификационный уровень 2882 рубля;

2 квалификационный уровень 3167 рублей;

3 квалификационный уровень 3480 рублей;

4 квалификационный уровень 4392 рубля;

5 квалификационный уровень 4961 рубль;

должности, отнесенные к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих

третьего уровня»

1 квалификационный уровень 3167 рублей;

2 квалификационный уровень 3480 рублей;

3 квалификационный уровень 3820 рублей;

4 квалификационный уровень 4592 рубля;

5 квалификационный уровень 5361 рубль;

должности, отнесенные к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих

четвертого уровня»

1 квалификационный уровень 5762 рубля;

2 квалификационный уровень 6675 рублей;

3 квалификационный уровень 7188 рублей.

Важную информацию о Испытательном сроке контрактников вы найдете в материале здесь.

Перечень должностей руководителей, специалистов и служащих, отнесенных к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих».

Согласно профстандарту на , должность контрактного управляющего относится к категории «специалисты».

В представлены квалификационные уровни по должностям специалистов, служащих, но рассматриваемой должности нет (есть только агент по закупкам, но это должность служащих, а не специалистов). Полагаем, что это пробел в законодательстве.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Справочник: Список перечней профессиональных квалификационных групп

Перечни должностей (профессий) Документ, которым утвержден перечень
Общеотраслевые должности руководителей, специалистов и служащих
Общеотраслевые профессии рабочих
Должности (профессии) сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы
Должности сотрудников, выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов
Должности сотрудников культурно-просветительских учреждений Минобороны России
Должности руководителей структурных подразделений и служащих архивных учреждений Минобороны России
Должности руководителей структурных подразделений и специалистов редакций газет и журналов Минобороны России
Должности (профессии) сотрудников телевидения, радиовещания и кинопроката Минобороны России
Должности сотрудников студии военных художников имени М.Б. Грекова и военно-художественной студии писателей Минобороны России
Должности руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Минобороны России
Должности сотрудников лесного хозяйства
Должности сотрудников воздушного транспорта
Должности сотрудников внутреннего водного транспорта
Должности сотрудников морского транспорта
Должности специалистов и руководителей структурных подразделений вспомогательного флота, гидрографической службы, управления поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота России
Должности (профессии) командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-морского флота России
Должности сотрудников образования
Должности сотрудников высшего и дополнительного профессионального образования
Должности сотрудников физической культуры и спорта
Должности сотрудников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов
Должности сотрудников военизированной и сторожевой охраны
Должности сотрудников государственных природных заповедников и национальных парков
Должности сотрудников геологии и разведки недр
Должности сотрудников сферы научных исследований и разработок
Должности сотрудников гидрометеорологической службы
Должности сотрудников сельского хозяйства
Должности сотрудников государственного материального резерва
Должности сотрудников, осуществляющих пробирный надзор
Должности сотрудников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России
Должности сотрудников ведомственной охраны Минфина России
Должности сотрудников печатных средств массовой информации
Должности сотрудников телевидения (радиовещания)
Должности сотрудников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг
Должности медицинских и фармацевтических работников
Должности сотрудников культуры, искусства и кинематографии
Профессии рабочих культуры, искусства и кинематографии
Должности работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов
Должности гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов
Должности сотрудников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Читайте также:  Основания и способы как отсудить у мужа или жены ребенка при разводе

Разъяснены положения приказа Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526 в части отнесения должностей врачей-специалистов к квалификационным группам.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2019 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2019 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

​Нужно повысить квалификацию сотрудника контрактной службы или обучить специалиста с нуля? Оставьте заявку в форме ниже.

Для тех, кто давно работает с госзакупками и проводит мониторинг изменений в законодательстве, далеко не секрет, что с 01.01.2017 существуют четко регламентированные требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих.

Произошло это благодаря вступлению в силу Приказа Минтруда России от 10.09.2015 N 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

Под применением профстандарта работодателем понимается его использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления».

Таким образом, теперь при приеме на работу, назначении на должность, направлении на обучение и т.д., кадровая служба заказчика должны опираться на введенные профстандарты.

К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:

Таблица 1.

Обобщенные трудовые функции Предъявляемые требования
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование ​ – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 3 лет в сфере закупок.
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 4 лет в сфере закупок.
4. Контроль в сфере закупок Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Как показывает приведенная таблица, если у заказчика занимается закупками (в том числе приемкой результатов контракта), например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету (магистратуре), пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта (1).

Состав контрактной службы заказчика

Заказчик должен самостоятельно утвердить структуру и определить численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).

Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.

Читайте также:  Максимальный срок аренды земельного участка у государства

Важно! Если включение отдельных сотрудников в состав контрактной службы связано с изменением или расширением их трудовой функции, а, следовательно, с изменением трудового договора, то такое включение может осуществляться только с согласия указанных сотрудников и при условии внесения соответствующих изменений в их должностные инструкции.

Вопрос: Вправе ли заказчик включить лицо в состав контрактной службы (назначить контрактным управляющим) на основании гражданско-правового договора (договора ГПХ)?

Ответ: Нет, не вправе. Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. То есть, функции сотрудников контрактной службы не могут быть возложены на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком. С этим мнением согласен Минэкономразвития России в Письме от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834.

Для процедуры определения поставщиков заказчик создает комиссию по осуществлению закупок — это орган, работающий на коллегиальной основе, который создается заказчиком для определения поставщиков, если закупки осуществляются конкурентными способами.

Обратите внимание, что для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 44-ФЗ).

Согласно действующему законодательству, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика (единая комиссия).

Законом 44-ФЗ ограничено только минимальное число членов комиссии, в то время как максимальное их число не ограничено. Требования к минимальному числу членов комиссии: не менее пяти человек для конкурсных, аукционных, единых комиссий, не менее трех человек — остальные комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ) — то есть большинство членов комиссии должны обладать знаниями и опытом в сфере закупок.

Если планируемые закупки не имеют конкретной специфики, а также не требуется участие в работе комиссии определенных специалистов, рекомендуется создать единую комиссию для осуществления всех закупок, вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Для осуществления госзакупок бюджетные учреждения должны назначать ответственных за их проведение лиц или даже целую команду. В силу закона 44-ФЗ (далее — закон), в зоне ответственности таких лиц находятся практически все этапы госзакупок, начиная от разработки планов закупок и заканчивая участием в спорах с исполнителями (поставщиками) относительно вопросов заключения контракта.

Как организовать работу контрактной службы заказчика

В ФКС закреплено, как правильно создать контрактную службу: все зависит от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Если он больше 100 миллионов рублей, то заказчик обязан создать службу. А если СГОЗ меньше 100 миллионов рублей, то назначает то или другое по своему усмотрению. Это указано в ч. 1 ст. 38 44-ФЗ.

По 44-ФЗ, работа контрактного управляющего по 44-ФЗ заключается в проведении всех закупок в организации или одной конкретной процедуры. Это указано в ч. 2 ст. 38 44-ФЗ. Определяйте сами, сколько управляющих нужно, чтобы организовать закупочный процесс. Рекомендуем распределять закупки по видам товаров (работ, услуг) и назначать управляющего, который обладает специальными знаниями в конкретной сфере (автомобили, компьютерная техника, строительство и т. п.).

Чтобы эффективно распределить нагрузку, укажите в положении, участвуют ли работники КС в работе комиссии по закупкам. Региональные или местные акты субъекта РФ иногда предусматривают для некоторых заказчиков обязанность включать работников в состав комиссии.

Выделяйте отдел по закупкам в отдельное структурное подразделение по желанию. Ориентируйтесь на штатные возможности, объем и интенсивность тендеров. Решайте сами, выделять КС в отдельное структурное подразделение или наделить этими функциями состав работников, который действует в организации. Такой способ организации привлекателен тем, что сотрудники не совмещают разные трудовые функции, это обеспечивает равномерное распределение нагрузки. Если выбираете этот тип организации, предусмотрите отдельную должность для руководителя.

Новый порядок осуществления закупок

С 01.01.2023 вступают в силу существенные изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 02.07.2023 № 360-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Ключевые нововведения.

  • до 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), заключенном (без учета правопреемства) по цене не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба;
  • после 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), стоимость и срок исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба (с учетом правопреемства).

Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 42 закона № 44-ФЗ установлен единый срок внесения изменений в извещение об осуществлении закупки для всех способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

  • электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Особенности работы контрактного управляющего в организации среднего размера.

У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.

Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.

Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.

В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.

Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.

Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.

Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.

Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.

В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.

Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.

К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.

В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам.

Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.

Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.

На это есть 2 причины:

1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;

2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.

Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *