Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог для ИП в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
НК РФ не был урегулирован вопрос о порядке исчисления земельного налога, если один участок занят сооружениями инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и иными объектами. В подобном случае налоговики требовали рассчитывать налог за весь земельный участок по ставке, установленной законом субъекта РФ в отношении прочих земель – не выше 1,5 %, так как применение ставки не выше 0,3 % возможно только при выделении самостоятельного земельного участка под объектами жилищной инфраструктуры.
Самое главное про земельный налог для организаций
Подведём итоги по уплате земельного налога юридическими лицами.
- Земельный налог платят организации, если у них в собственности, в праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения есть участки, по которым определена кадастровая стоимость. За участки, находящиеся в аренде или в праве безвозмездного срочного пользования, налог не взимается.
- Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными органами, с учётом ограничений, указанных в НК РФ: 0,3% или 1,5%.
- Сроки уплаты земельного налога зависят от того, установлены ли в муниципальном образовании отчётные периоды (1, 2, 3 квартал). Если да, то по окончании квартала надо перечислить аванс – ¼ годовой суммы. Окончательный расчёт за год производится не позже 28 февраля следующего года.
- Организация самостоятельно исчисляет сумму земельного налога и перечисляет налоговые платежи в установленные сроки. Декларации по этому налогу не сдают, но можно направить для пояснения расчётов бухгалтерскую справку.
- В срок до 1 сентября года, следующего за отчётным, ИФНС направляет налогоплательщику документ с исчисленной суммой. Он необходим для сверки с расчётами организации. Если налоговая считает, что по земельному налогу есть недоимка, надо оплатить её или предоставить свои пояснения, доказывающие, что самостоятельный расчёт земельного налога произведён корректно.
- Если до 1 сентября справка с исчисленной суммой от ИФНС не поступила, компания обязана сообщить о наличии налогооблагаемого объекта. Сообщение подаётся по форме из приказа ФНС от 10.08.2022 № ЕД-7-21/741@. Крайний срок – 31 декабря года, следующего за отчётным.
Повышающие коэффициенты для земельных участков под жилищное строительство
В отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, исчисление суммы налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, который начинает течь с даты госрегистрации права на участок.
Исчисление суммы налога (авансовых платежей) по участкам под жилищное строительство производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Этот срок начинает течь с даты госрегистрации права на участок и вплоть до регистрации прав на построенный объект.
Федеральным законом от 31 июля 2023 г. изменен порядок применения повышающих коэффициентов по участкам, приобретенным для жилищного строительства.
Изменения, действующие с 1 января 2024 года, таковы:
- Если налогоплательщик заключил договор о комплексном развитии застроенной территории, то повышающие коэффициенты 2 и 4 необходимо использовать при исчислении земельного налога с даты выдачи разрешения на строительство жилого дома (многоквартирного дома). Договор заключается с победителем или участником торгов, а также с правообладателем участка либо объекта недвижимости в соответствии со статьей 68 ГрК РФ;
- В иных случаях, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство, установлено после госрегистрации прав на эти участки, то повышающие коэффициенты применяются с 1 числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРН сведений о таком виде разрешенного использования.
Порядок расчета по земельным владениям
Юридические лица должны ориентироваться на кадастровую стоимость участка, зафиксированную в ЕГРН. Необходимо взять значение на 1 января того года, за который рассчитывается налог. Если земельный участок образован за последние 12 месяцев, то берется стоимость на момент внесения сведений в ЕГРН (п. 1 ст. 391 НК). Идентичный порядок применяется для расчета налогов на территории, приобретенные юридическим лицом вместе с находящейся на них недвижимостью.
Итоговый налоговый платеж за год формируется по следующей формуле: ЗН = НБ × НС. Земельный налог (ЗН) будет равен произведению налоговой базы (НБ) и налоговой ставки в процентах (НС).
Если местное законодательство предполагает наличие отчетных периодов в виде первых трех кварталов в течение года (п. 2 ст. 393 НК), то юридическое лицо должно рассчитывать соответствующий аванс по каждому из них. Авансовый платеж (АП) определяется по формуле: АП = ¼ × НБ × НС. В расчетах учитываются все те же налоговые база и ставка. Если отчетных периодов не предполагается, то аванс перечислять не потребуется.
Когда нужно внести оставшийся к уплате земельный налог (ЗНу) по итогам года, следует применять специальную формулу: ЗНу = ЗНн – АП. В таком случае он будет равен разнице между начисленным земельным налогом за год (ЗНн) и суммой авансовых платежей (АП), которые были сформированы в течение года.
Льготы по земельному налогу
НК РФ предусматривает для некоторых категорий налогоплательщиков льготы на налог на землю в двух формах:
- уменьшение налогооблагаемой базы;
- полное освобождение от уплаты налога.
Согласно положениям ч. 5 ст. 391 налоговая база может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 кв. м налогооблагаемого земельного участка. Такие льготы на земельный налог получают:
- Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
- ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
- «чернобыльцы» и другие лица, подвергшихся воздействию радиации из-за аварий, ядерных испытаний, учений и иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику, сбросов радиоактивных отходов;
- пенсионеры также платят меньше;
- имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей.
Полностью освобождаются от уплаты земельного налога ряд категорий налогоплательщиков (более 10-ти, ст. 395 НК РФ), в частности:
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
- религиозные организации;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов.
Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.
Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.
Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.
Обязательная электронная отчетность
В рамках измененного Закона № 389-ФЗ о земельном налоге с 2024 года вводится обязательная электронная отчетность для федеральных налогоплательщиков. Это означает, что они должны будут предоставлять отчеты о своей земельной деятельности в электронной форме.
Такое нововведение связано с целью упрощения и автоматизации процесса сбора и анализа информации о земельных участках, а также снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.
Обязательная электронная отчетность будет включать в себя следующие данные:
- Кадастровая стоимость земельных участков;
- Количество земельных участков, включая исключенные и добавленные;
- Изменения в правовых и фактических характеристиках участков;
- Информацию о льготах и иных основаниях, влияющих на налог;
- Данные об использовании земельных участков, включая информацию о наличии и амортизации объектов недвижимости на участках;
- Информацию о налогоплательщиках и их правах на землю.
В случае отсутствия изменений исключенные участки не указываются, а количество земельных участков может быть равно одному.
Периодичность предоставления отчетности будет определяться законодательством, но не может быть более одного раза в год.
В случае налоговых споров или судебных разбирательств, электронная отчетность, представленная налогоплательщиком, может служить законным основанием для защиты его прав и интересов.
Условия получения льгот
Установленная величина земельного налога в РФ может быть уменьшена или освобождена полностью для определенных категорий налогоплательщиков. В основе определения размера льготы лежат условия, которые определяют право на уплату налога в установленную величину или на его полное освобождение от уплаты.
Для получения льгот по земельному налогу необходимо удовлетворять одному из следующих условий:
- Принадлежать к определенной категории налогоплательщиков, определенной в Налоговом кодексе РФ;
- Иметь право собственности или иную форму права на земельный участок, предназначенный для определенных целей;
- Использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, определенным законодательством РФ;
- Соблюдать другие условия, установленные законодательством РФ.
Льготы по земельному налогу включают в себя уменьшение базы налогообложения или освобождение от уплаты налога в полной величине. Уменьшение базы налогообложения может быть предоставлено на определенное время или постоянно для определенных категорий налогоплательщиков. Освобождение от уплаты налога полностью может быть предоставлено либо постоянно, либо на определенное время.
Категории граждан вправе получить уменьшение базы
Установленная налоговым законодательством РФ база для уплаты земельного налога может быть уменьшена или полностью освобождена от уплаты величиной налога. Такие льготы предоставляются различным категориям граждан в соответствии с законодательством.
Вот основные категории граждан, которые имеют право на уменьшение базы для полного или частичного уменьшения уплаты земельного налога:
- Ветераны войны и ветераны труда;
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями;
- Граждане, имеющие ребенка-инвалида;
- Многодетные семьи;
- Пенсионеры;
- Лица, находящиеся в социально незащищённом положении;
- Предприниматели, осуществляющие деятельность на селе.
Настройка налогов для ЛПХ в 2024 году:
В 2024 году для ЛПХ (личных подсобных хозяйств) будут действовать определенные налоговые правила. Владельцы ЛПХ должны знать, какие налоги они должны платить и как правильно настроить свои налоговые обязательства.
Ниже приведена таблица с основными налогами, которые обязаны платить садоводы в 2024 году:
Наименование налога | Ставка |
---|---|
Земельный налог на землю ЛПХ | Устанавливается муниципальными органами власти |
Налог на имущество ЛПХ | Устанавливается муниципальными органами власти |
Налог на доходы от сельскохозяйственной деятельности | 13% |
Налог на продажу сельскохозяйственной продукции | 15% |
Единый сельскохозяйственный налог | Устанавливается в соответствии с законодательством |
Примечание: ставки налогов могут меняться в зависимости от решений муниципальных органов и законодательства.
Важно знать, что налоги должны быть правильно учтены и оплачены. Для этого рекомендуется своевременно обращаться к специалистам или использовать налоговые программы и сервисы для упрощения процесса.
НДФЛ для садоводов: актуальные правила
Согласно актуальным правилам, садоводы обязаны заполнять и подавать декларацию по налогу на доходы физических лиц ежегодно до 30 апреля следующего года. В декларации необходимо указать все доходы, полученные от реализации продукции, а также учесть все возможные налоговые вычеты.
Ставка НДФЛ для садоводов составляет 13%. Она применяется к доходам, полученным от реализации садовых и огородных продуктов после вычета суммы НДФЛ и других налоговых вычетов.
Важно отметить, что садоводы, чьи доходы от реализации продукции не превышают 60 000 рублей в год, могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. В этом случае, садоводы будут уплачивать НДФЛ в размере фиксированного процента (6%) от общей суммы дохода.
Повышенная внимательность к правилам и своевременное уплаты НДФЛ поможет избежать возможных налоговых штрафов и проблем в будущем. Правильная отчетность и исполнение налоговых обязательств являются важной частью финансового благосостояния садоводов.
Какой налог платить при продаже продукции ЛПХ?
Если вы садовод и хотите продавать продукцию, вы должны учесть налоговые обязательства, которые вам придется исполнить. В России существует налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который взимается с доходов, полученных в результате реализации сельскохозяйственной продукции либо изделий домашнего хозяйства.
При продаже продукции ЛПХ, сумма налога должна быть расчета налоговой базы. Для этого необходимо учесть затраты на сельскохозяйственное производство, которые могут включать в себя стоимость семян, удобрений, работу садовода и другие расходы. В конце года налоговая база определяется путем вычета затрат от доходов, полученных от продажи продукции. Окончательная сумма налога будет зависеть от вашего налогового статуса и размера дохода.
Для уплаты налога при продаже продукции ЛПХ вам необходимо будет заполнить налоговую декларацию и подать ее в налоговый орган. В декларации вы указываете свои доходы и рассчитываете сумму налога, после чего вносите его в соответствующий срок.
Необходимо также отметить, что садоводы могут пользоваться определенными налоговыми льготами, если они заняты индивидуальной предпринимательской деятельностью и удовлетворяют определенным критериям. Налоговые льготы могут включать в себя освобождение от уплаты налога на прибыль, пониженные ставки налога или упрощенную систему налогообложения.
Учитывайте, что налоговое законодательство постоянно меняется, и перед тем, как приступить к продаже продукции с ЛПХ, рекомендуется проконсультироваться с налоговым консультантом или специалистом в данной области. Это поможет избежать возможных штрафов и проблем с налоговыми органами.
Увеличение базы налогообложения по земельному налогу с 2024 года
С 2024 года вступают в силу новые правила по земельному налогу, которые предусматривают увеличение базы налогообложения для плательщиков. Это означает, что сумма налога будет рассчитываться исходя из большего количества земельных участков и их стоимости.
Сейчас база налогообложения состоит из земельных участков, находящихся в собственности или постоянном пользовании у плательщика налога. Однако с 2024 года к этой базе добавятся земельные участки, находящиеся в аренде или в пользовании плательщиков.
Также изменения коснутся стоимости земельных участков, учитываемой при расчете налога. Сейчас стоимость участков определяется по данным Государственного кадастрового учета. Однако с 2024 года будут учтены также и другие параметры, например, местоположение участка, его площадь и вид разрешенного использования.
Увеличение базы налогообложения приведет к увеличению суммы земельного налога для плательщиков. Это может негативно сказаться на финансовом положении предприятий, которые владеют большим количеством земельных участков или арендуют их для своей деятельности.
Для плательщиков земельного налога важно принять во внимание эти изменения и своевременно подготовиться к увеличению финансовых затрат. Рекомендуется своевременно ознакомиться с новыми правилами и ставками налогообложения, а также проконсультироваться с юристами или налоговыми специалистами для правильного расчета и погашения налоговых обязательств.
Новые механизмы контроля со стороны государства
С 2024 года вступят в силу новые механизмы контроля со стороны государства по поводу уплаты земельного налога. Эти механизмы будут направлены на более эффективное и полное собирание налоговых платежей.
Одним из новых механизмов контроля будет внедрение системы электронной отчетности. Плательщики земельного налога будут обязаны предоставлять отчеты и декларации в электронном формате. Это позволит государству более оперативно контролировать соблюдение налоговых обязательств и своевременность уплаты налогов.
Кроме того, будет создана специальная инспекция по контролю за уплатой земельного налога. Эта инспекция будет проводить регулярные проверки плательщиков и их документации. В случае выявления нарушений и неуплаты налога, будут применяться штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.
Важно отметить, что новые механизмы контроля не только облегчат работу государственным органам по сбору налогов, но и способствуют более справедливому распределению налоговой нагрузки. Ведь с помощью этих механизмов будет предотвращено уклонение от уплаты налога и сокрытие доходов, что приведет к увеличению объемов собранных средств в бюджет.