ДТП на встречной полосе: есть ли особое наказание?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП на встречной полосе: есть ли особое наказание?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Так как мы рассматриваем наказание, когда случилось ДТП, то нарушения, зафиксированные камерами я не рассматриваю. Сотрудники ГИБДД, а, возможно, и суд, будут решать, как поступить: лишить прав или наложить штраф.

Что будет за выезд на встречку – штраф или лишение?

Если водитель раньше не «отличился» в серьёзных правонарушениях, а тем более, если то, что он оказался не на своей полосе не могло иметь тяжёлых последствий (например, когда на «запрещённой» части дороги ваше авто было только частично), скорее всего, будет применён штраф. Тем более, как я уже говорил, езда по участку дороги, по которому едут навстречу – не всегда выезд на него вопреки правилам, а, следовательно, можно рассчитывать на более мягкое наказание, чем по пункту 4 статьи 12.15.

Но если ранее за водителем были зафиксированы грубые нарушения правил движения, а тем более, если выезд осуществлён повторно, придётся остаться без прав.

Езда по встречке – это не единственное нарушение, за которое назначают штраф или более жестокое наказание в виде лишение прав управлять ТС. Правила разработаны для обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому не стоит пренебрегать ими.

Вообще, оштрафовать могут за любое нарушение ПДД. Например, водитель обязан уступить дорогу автомобилю, обладающему преимущественным правом. Если этого не сделать, то гражданина вправе оштрафовать на 1000 или 500 рублей (по ст.12.13 или 12.14 КоАП РФ).

Правда здесь есть один важный нюанс. Если машина, у которой было это преимущественное право, двигалась не по правилам дорожного движения, то штраф не положен.

«Если же водитель не уступил дорогу автомобилям со специализированными расцветкой и мигалкой (скорой помощи, полиции, пожарным), то сумма штрафа увеличивается до 5 тыс. рублей (ст.12.17 КоАП РФ)».

При этом, должны выполняться следующие условия:

  • мигалка и звуковой сигнал работают одновременно;
  • автомобиль двигался на вызов, а не просто для того, чтобы без проблем объехать пробку.

За нарушение правил стоянки и остановки тоже штрафуют. В каждом отдельном случае размер санкций разный. Например, за остановку на пешеходном переходе, открывание дверей, если они мешают другим участникам движения, оставлении ребенка в машине предусмотрен штраф в размере 500 рублей (ст.12.19 КоАП РФ).

Нельзя парковаться на местах для инвалидов. За это в соответствии со статьей 12.19 КоАП РФ могут оштрафовать на 5 тысяч рублей.

  1. Если выезд на встречку привел к аварии, а потерпевший получил небольшой вред здоровью, то нарушителю дадут штраф 5 тыс. руб.
  2. Если при аналогичных обстоятельствах у второго участника зафиксирован средний вред здоровью, то санкции увеличиваются до 25 тыс. рублей, либо, в соответствии со ст.12.24 КоАП РФ лишение прав.
  3. Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют.
  4. При этом моральный и материальный вред потерпевшему гражданин, выехавший на встречную полосу, будет возмещать отдельно.

Оспорить штраф, с которым водитель не согласен можно в течение 10-ти дней с момента вынесения постановления. Для этого направляют жалобу в Госавтоинспекцию. Но, всё зависит от статьи. Если это ст.12.15 ч. 4 КоАП РФ, то выносит постановление мировой суд, а обжаловать можно в вышестоящий. Начальнику ГИБДД можно обжаловать незначительные штрафы, к примеру штраф за превышение скорости, но также закон даёт право обратиться сразу в районный суд по месту совершения правонарушения. Единого образца жалобы на законодательством не предусмотрено. Обычно в ней отражают следующую информацию:

  • наименование ведомства, куда подается обращение;
  • ФИО, должность, кому направляется жалоба;
  • ФИО заявителя, его адрес регистрации, номер телефона;
  • сведения о привлечении гражданина к ответственности;
  • обстоятельства, при которых выписывался штраф;
  • с чем не согласен заявитель;
  • просьбу, отменить санкции.

У водителей, увидевших аварию и вставших на заблокированном участке дороги, есть два варианта действий: ждать, пока должностные лица ГИБДД оформят ДТП и распорядятся убрать поврежденные машины с дороги, либо объехать ДТП по встречной полосе или по обочине.

Казалось бы, выезд на обочину, тротуар, полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, сопряженный с пересечением сплошной линии разметки, грозит водителю привлечением к административной ответственности. Некоторые инспекторы даже пытаются наказать водителей за выезд на встречку по статье 12.15 КоАП РФ, которая предполагает штраф в 5 тысяч рублей либо лишение прав. Однако в случае объезда препятствия действия водителей не всегда должны трактоваться как умышленный обгон через сплошную.

Что грозит виновнику в аварии на встречной полосе движения?

Если доказано, что действия гражданина повлекли за собой возникновение ДТП на встречной полосе, его признают виновным и обяжут возместить нанесенный вред. Процедуру регулирует глава 59 ГК РФ. Дополнительно лицо могут привлечь к административной ответственности. Первый вариант санкций регламентирует статья 12.15 КоАП РФ. Если гражданин объезжал препятствие, ему дополнительно вменяют штраф в размере 1.000-1.500 руб. Во всех остальных случаях он повышается до 5.000 руб. Допустима замена наказания лишением водительских прав на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Когда нарушение допущено повторно, срок лишения прав на управление транспортным средством продлевается на один год.

Выбор наказания зависит от репутации водителя. Если ДТП на встречной полосе не имело тяжких последствий, гражданин зарекомендовал себя, как аккуратный водитель, или имели место быть сопутствующие обстоятельства, которые привели к необходимости выезда на встречку, можно рассчитывать на более мягкое наказание. Скорее всего, представитель уполномоченного органа ограничится штрафом. Однако если лицо грубо нарушило правила или выезд был выполнен повторно, происходит изъятие прав.

Установить виновность с последующим лишением прав может только суд. Подобные полномочия у представителей автоинспекции отсутствуют.

ДТП на встречной полосе при обгоне

Ситуация возникает, если гражданин не успевает выполнить обгон и сталкивается с едущей навстречу машиной. Обычно к подобному приводит невнимательность и неспособность здраво оценивать ситуацию на дороге. Обычный гражданин надеется на авось и начинает движение на небольшом расстоянии от встречного автомобиля. В этой ситуации виновник аварии на встречной полосе очевиден. Им признают лицо, выполнявшее обгон. Ему вменяют нарушение пункта 11.2 ПДД РФ. В нём говорится, что обгон запрещен в следующих ситуациях:

  • лицо не сможет вернуться на свою полосу, не создавая опасности для других автомобилей;
  • машина, едущая впереди, объезжает препятствие или обгоняет другое транспортное средство;
  • впереди едущий автомобиль подал сигнал о повороте налево.

Выезд на встречную полосу

Выезд на встречку является запрещающим маневром. Допускается он лишь в некоторых случаях. Например, встречное движение может быть на узкой или трехополосной дороге с разметкой, не имеющей знаков, запрещающих выезд на встречную полосу. Но многие инспекторы ДПС пренебрегают теми обстоятельствами, которые позволяют водителю выезжать на встречку. Как итог – водителя ждет за выезд на встречку штраф или лишение прав на 4-6 месяцев. Выезд на встречные трамвайные пути также грозит лишением прав или наложением штрафа. Повторная встречка наказывается лишением прав уже на больший срок – 12 месяцев. Крайне важно детально изучить, имел ли право водитель делать такой маневр, те обстоятельства, которые имели место быть. Вполне возможно, что удастся доказать невиновность водителя.

Выезд с второстепенной дороги в условиях города или многополосного шоссе

Если выезд на главную дорогу загорожен припаркованными вдоль обочины машинами, следует выезжать на неё потихоньку, стараясь заметить все двигающиеся там автомобили. Бывает, что они едут на очень высокой скорости, прижавшись вплотную к стоящему на обочине транспорту. Также нужно поступать и, если главная дорога имеет несколько полос или сложную организацию движения.

Но и тем, кто движется по главной, стоит быть внимательными при наличии второстепенных дорог. Не следует слишком сильно разгоняться в таких местах. И нужно всегда быть готовым затормозить, чтобы пропустить вылетающего с второстепенной улицы торопыгу.

Читайте также:  Как получить архив показаний ИПУ тепловой энергии у УК

Примерно тоже самое можно отнести и к выездам из дворов, с парковок и тому подобных мест. Нередко они просматриваются очень плохо.

Кто ехал не по своей «полосе», когда попали в ДТП со встречной автомашиной во дворе

В ситуации, когда попал во дворе в аварию, столкнувшись со встречной машиной, нельзя применить термин «выезд на встречку». Двор, согласно ПДД – это не дорога, а прилегающая территория, у неё нет проезжей части, нет полос, ни своей, ни встречной.

И даже пункт 1.4, в котором говорится про правостороннее движение неприменим, так как в нём говорится про дороги. Разъезжаться надо по взаимной договорённости. Основное правило, действующее во дворах – уступи приближающемуся справа транспортному средству.

Разбор столкновений во дворах очень сложный вопрос именно потому, что большинство пунктов Правил не действует, так как в них фигурируют понятия «дорога», «проезжая часть», «полоса», а всего этого нет на прилегающей территории. И признать того или иного участника виновным или невиновным трудно. Поэтому особенно во дворах применяйте правило «трёх Д» – Дай Дорогу Дураку.

Платных парковок станет больше

Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.

Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.

В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.

Штраф при фиксации камерой

Оштрафовать за движение по встречной полосе нарушителя может не только сотрудник ГИБДД или судья. Если запрещенный маневр будет снят дорожной системой автофиксации нарушений, владельцу ТС по почте придет «письмо счастья» с требованием заплатить штраф. Единственным утешением для нарушителя в данной ситуации является то, что, сколько бы раз в течение года дорожные камеры ни «ловили» его за подобные запрещенные действия, грозить ему будет только потеря денег, но не лишение прав за встречку.

Юристы крайне не советуют автолюбителям набирать несколько подобных штрафов с камер. Причина такой рекомендации заключается в том, что если в дальнейшем человек будет остановлен дорожным инспектором за любое нарушение ПДД, влекущее за собой изъятие ВП, то практически со стопроцентной вероятностью несколько следующих месяцев он не сможет управлять автомобилем.

Подробно о повороте налево с трамвайных путей читайте по ссылке.

Как поступить, если инспектор неправ?

Нередко люди совершают обгон через сплошную линию за счет наличия препятствий или других чрезвычайных ситуациях. Сотрудник ГИБДД может не учитывать данные факты, поэтому сразу выписывает протокол, отправляемый в суд. Чтобы отстоять свои права, непременно выполняются следующие действия:

  • первоначально надо спокойно объяснять автоинспектору, по какой причине гражданине выехал на «встречку»;
  • если все равно сотрудник ГИБДД заполняет постановление, то оно тщательно изучается;
  • в данный документ вносятся сведения о том, по какой причине было совершено правонарушение;
  • проводится съемка местности, так как она позволит подготовить доказательства правоты автовладельца;
  • сохранятся запись с видеорегистратора, если она имеется;
  • не следует вовсе подписывать протокол, выражая свое несогласие с информацией, которая содержится в этом документе;
  • обратиться за обжалованием данного протокола в суд необходимо в следующие 10 дней.

Практика показывает, что выигрывают суды автовладельцы, обращающиеся за помощью к опытным юристам.

Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:

  1. При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
  2. Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
  3. Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
  4. Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.
Читайте также:  Размеры государственных пошлин, банковские реквизиты для ее уплаты

Штраф за встречку определен на законодательном уровне и составляет в зависимости от ситуации от 500 до 5000 рублей. При этом определения встречной полосы в Законодательстве нет. Зато в четвертой части статьи 12.15 четко указана ответственность, которая полагается за правонарушение. С водителя, нарушившего ПДД в первый раз, могут взять штраф. Но если он продолжает нарушать закон, то дело может дойти и до лишения прав. В Пункте 9.7 указывается, что движение транспортных средств осуществляется согласно указанной разметке. Наезжать или пересекать ее можно только при перестроении и когда рядом нет никаких запрещающих знаков.

Штраф за выезд на встречную полосу резко повысился в последние годы. В 2015 году в Правила внесли поправку, и на данный момент штраф составляет 5000 рублей. Это очень внушительная сумма, поэтому количество желающих выехать на встречку резко сократилось.

Когда выезд на встречку запрещен

В 2018 году штраф полагается за следующие маневры:

  • Обгон транспортных средств был совершен при наличии запрещающих знаков. В этом случае стоимость штрафа может достигать 5000 рублей.
  • При развороте с заездом на встречную полосу в том случае, если на данном участке дороги он запрещен.
  • Присутствует разметка, запрещающая обгон. Нередко на опасных участках дороги можно увидеть сплошную разметку или нанесенный на асфальт знак «Обгон запрещен».
  • На встречные трамвайные пути выезд также запрещен, независимо от того, какой маневр вы совершаете.
  • Выезда на полосу встречного движения также стоит избегать и при повороте налево.
  • На полосе с односторонним движением встречное направление запрещено.

Многие водители спрашивают, что им делать, если выехал на встречную полосу и какой штраф при этом грозит? Это зависит от ситуации и обстоятельств. В большинстве случаев денежное наказание довольно большое, поэтому правилами не стоит пренебрегать.

Выезд на полосу встречного движения как злостное нарушение

Тяжелым нарушением правил дорожного движения является выезд на полосу встречного для водителя движения в следующих ситуациях:

  • пересечение разделительной полосы.
    Нарушение правил перестроения через двойную разметку также влечет за собой штраф (5000 рублей) или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), при повторном нарушении сроком на 12 месяцев. Исключение составляет автоматическая фиксация нарушения (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ). Правила указывают, что за выезд на встречную полосу грозит в такой ситуации только наложением штрафных санкций.
  • выезд на полосу реверсивного движения, предназначенную для сотрудников ГИБДД.
    Наказание на выезд на полосу встречного для водителя движения — штраф размером 5000 рублей или лишение водительских прав, сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Нарушение во второй развлечет за собой лишение водительского удостоверения на срок до 12 месяцев (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ).

Различные дорожные ситуации и штрафы

Чтобы ответить на вопрос о том, какой штраф за выезд на встречную полосу придется заплатить, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Например, перемещение по дороге с односторонним движением в обратном направлении является нарушением, которое с высокой вероятностью может стать причиной аварии. За подобную ошибку водителя могут лишить прав.

В редких случаях выезд вопреки правилам признается крайней необходимостью. Судебная практика показывает, что даже при угрозе ДТП такой маневр чаще всего становится причиной штрафа или изъятия прав. Если водитель пытался избежать аварии, ему придется найти свидетелей и доказать, что он соблюдал дистанцию, а резкое торможение не могло смягчить удар. Выезд на встречную чаще всего считается необходимостью, если пешеход нарушил правила, а водитель мог сохранить ему жизнь только таким способом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *