Освобождение от уплаты госпошлины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от уплаты госпошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Порядок уплаты госпошлины и её размер закреплён в положениях действующего НК РФ. Этот же нормативный акт содержит в себе перечень лиц, которые освобождаются от необходимости его уплаты при подаче иска в суд (ст. ст. 333.35, 333.36 НК РФ).
Условно их можно разделить на три большие группы.

Освобождение от уплаты пошлины должностных лиц и государственных учреждений

Также следует отметить, что освобождаться от уплаты госпошлины за обращение в суд будут, например, и прокуроры, если дела, на рассмотрении коих они настаивают, связаны непосредственно с заявлениями относительно:

  • охраны гражданских прав;
  • данных населению страны законом свобод и их интересов;
  • интересов всей страны в целом и отдельно интересов ее субъектов и муниципальных образований.

Еще одно должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, не будет платить государственную пошлину. Но лишь при условии, что подает в суд прошение относительно проверки ранее вступившего в законного силу:

  • приговора;
  • постановления;
  • определения;
  • решения суда.

Если же в качестве истца, в частности и административного характера, или же роли ответчика выступает какая-либо государственная структура или орган местного самоуправления конкретной территории, они также не платят государственную пошлину за участие в разбирательстве.

Иск о защите прав потребителя

Потребителям не всегда удается защитить свои права без обращения в суд, хотя Процедура досудебного разрешения спорных ситуаций подробно описана в Законе РФ «О защите прав потребителя».

Если же без суда не обойтись, то важно знать, что тщательная подготовка к спору может избавить истца от проблем, возникающих в связи с применением норм закона на практике.

Подобные дела имеют целый ряд процессуальных особенностей, с которыми приходится сталкиваться уже при составлении иска.

В какой суд подавать иск?

Споры с участием потребителей могут рассматривать мировые или районные суды по месту нахождения ответчика, по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или месту исполнения договора (ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). По общему правилу, если цена иска не превышает 50 000 рублей, заявление рассматривает мировой суд, свыше 50 000 — районный.

Как определить цену иска?

Другие случаи, установленные в законе

Какие еще ситуации, прописанные в законодательстве, предоставляют возможность не платить взнос:

  1. Вопросы, касающиеся трудовых споров между работником и работодателем, взыскания заработной платы, незаконного увольнения и так далее.
  2. Дела по спорам об авторском праве на изобретение, полезную модель.
  3. Иски о взыскании алиментов.
  4. Компенсационные выплаты по причиненному вреду здоровью, а также в связи со смертью кормильца.
  5. О возмещении материального ущерба в связи с совершенным преступлением.
  6. Рассмотрение кассационных жалоб по расторжению брака.
  7. Подача исков от представителей внутренних органов, если они выступают в качестве истца.
  8. При подаче иска от налогового, таможенного, финансового органа.
  9. Заявления от исполнительных государственных структур.
  10. Если заявителем выступает орган местного самоуправления.

Ситуации, относящиеся к исключительным

Также льготниками являются малоимущие или многодетные семьи, а также лица, прописанные в Жилищном законодательстве. В качестве исключения выступает регистрация обременения на недвижимость.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины субъекты по программе реновации жилищного фонда, для получения права на новое жилье. Также получить льготу могут жертвы чрезвычайных ситуаций, в том числе при утрате документа, удостоверяющего личность.

Государственная пошлина не предусматривается, если проводится процедура получения приглашения на въезд на территорию России. Данная программа доступна для определенной категории иностранных лиц, в том числе при участии в образовательной программе.

Комментарий к Статье 333.36 НК РФ

Девятнадцать вариантов льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям предусматривает п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Кроме того, от уплаты государственной пошлины по делам в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей (если цена иска не превышает 1 млн руб.) освобождаются:

общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

истцы — инвалиды I и II группы;

ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав;

истцы, обращающиеся за защитой прав потребителей;

истцы-пенсионеры по искам имущественного характера к пенсионным фондам и органам, выплачивающим пенсии военнослужащим.

Если цена иска превышает 1 млн руб., государственная пошлина уплачивается со скидкой согласно ст. ст. 333.19 и 333.36 НК РФ. То есть при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае, если цена иска превышает 1 млн руб., то указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Читайте также:  Арест машины судебными приставами

Ошибка: Объединение инвалидов при подаче заявления в суд уплатили государственную пошлину.

Комментарий: Объединения инвалидов, а также общественные организации людей с ограниченными возможностями не должны уплачивать государственные пошлины в суд. Однако, если цена иска превышает 1 млн. рублей, госпошлина уплачивается с суммы сверх 1 млн. рублей.

Ошибка: Пенсионер подал в суд по причине бездействий со стороны Пенсионного Фонда, при этом он уплатил государственную пошлину.

Комментарий: Государственная пошлина не уплачивается в подобных случаях — гражданин имеет полное право требовать то, что ему положено по закону. Цена иска при этом не должна превышать 1 млн. рублей, иначе придется уплачивать пошлину за сумму иска сверх указанной суммы.

Какой размер госпошлины за подачу апелляционной жалобы

При обращении физические лица оплачивают 50% от суммы неимущественного иска по первой инстанции. Сумма составляет 150 рублей для граждан и 300 рублей для организаций. Госпошлина на решение мирового суда отменяется для льготных категорий граждан, поскольку они не оплачивали по тем же основаниям судебный процесс первичного рассмотрения. Например, при рассмотрении апелляции по трудовому спору работник освобождается от выплаты пошлины, работодатель обязан ее заплатить.

Апелляция подается в суд высшего подчинения при несогласии с принятым постановлением. Подать жалобу можно до вступления решения в силу, то есть в течение 30 дней. Заявителями имеют право выступать участники процесса, заинтересованные лица и надзорный орган в лице представителя прокуратуры. Сформированный пакет документов с приложенной квитанцией об уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы подается в тот судебный орган, где выносилось постановление по делу.

Категория граждан освобождённых от оплаты гос. пошлины?

Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.

Для освобождения от уплаты госпошлины судом освобождаемый должен представить доказательства, подтверждающие невысокий доход, например справку о доходах, документ о постановке на учет в качестве безработного, документы в отношении членов семьи или других лиц, находящихся на иждивении, и др. При освобождении от уплаты госпошлины суд выносит определение.3. К судебным постановлениям, упоминаемым в ч. 2 комментируемой статьи, относятся судебные приказы, решения, определения суда.

Закон принял внесения освободить определенные группы граждан от уплаты. Так как размер денежных средств находится под руководством кодекса РФ о налогах, то и лица, которым будет начислена льгота будут выбраны этой же мировой структурой. Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).

Бесспорно, есть вариант рассрочки данного платежа, но можно в этом случае будет явно понятно, на сколько долго будет происходить данная процедура. И при возникновении такой ситуации как отсутствие средств на оплату, под угрозой разрешения в первую очередь окажется все судебное разбирательство. Именно подобные причины послужили некоторым изменениям в общих правилах.

Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физлиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать в зависимости от категории плательщика госпошлины и от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина. В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением может решаться вопрос о снижении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.

Нужно ли платить госпошлину при обжаловании решения суда?

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд Размеры государственной пошлины Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, установлены статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: 1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей; от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей; от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей; свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей; 2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 6 000 рублей; 2.1) при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 2 000 рублей; 3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 3 000 рублей; 4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 6 000 рублей; 5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 6 000 рублей; 6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 3 000 рублей; 7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера; по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы; 8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3 000 рублей; 9) при подаче заявления об обеспечении иска — 3 000 рублей; 10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3 000 рублей; 11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей; 12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера; 13) утратил силу с 01 января 2013 года; 14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 6 000 рублей.

  • Таким образом, при подаче апелляционных жалоб на решения арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения государственная пошлина подлежит уплате в размере 3000 рублей.
  • При обжаловании судебных актов по делам по заявлениям о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (подп.3 п.1 ст.333.21 НК РФ) государственная пошлина составляет 1500 рублей для юридических лиц и 150 рублей для физических лиц (п.34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Читайте также:  Льготы для работающих пенсионеров-инвалидов 3 группы

Кто освобождается от уплаты госпошлины по налоговому законодательству

Кто освобождается от уплаты транспортного налога

Внимание! В первую очередь, освобождены от оплаты такого вида госпошлины такие организации: федеральные органы власти, самоуправление местности, опекунские органы и несколько категорий физических особ.

Кроме этого, неоплачиваемым действием является какое-либо внесение информации в свидетельство о появлении на свет, при условии, что это усыновление, выдача заявок и справок на получение пенсий и пособий разного типа или любых ошибок и исправлений в документах по виде сотрудников.

Также есть вариации и других налоговых льгот, например условная: человек проживал вместе с другим до дня наступления смерти. Или частичная: допускается оплата в половинном размере для инвалидов первой и второй группы. Если будет подана жалоба, апелляционный сбор будет составлять три четвертых от общего платежа.

Таким образом, налоговые льготы госпошлин могут быть доступны большому количеству людей и в первую очередь служить для граждан мерой социальной защиты.

Комментарий к ст. 333.35 НК РФ

Согласно статье 333.33 Налогового кодекса РФ к действиям, связанным с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, относятся как рассмотрение заявлений о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, так и сама государственная регистрация данного выпуска (дополнительного выпуска), отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации. Таким образом, организации за совершение перечисленных действий должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций и изменений учредительных документов организаций.

Заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения будет выступать уполномоченное лицо его учредителя — органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.

Читайте также:  Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие возглавляет руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый на эту должность органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по управлению государственным имуществом. Руководитель действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Но несмотря на столь обширные полномочия руководителя унитарного предприятия, он не уполномочен выступать в качестве заявителя при государственной регистрации создания юридического лица. Кроме того, упомянутый Закон не предусматривает освобождение унитарного предприятия от уплаты госпошлины за государственную регистрацию.

С 2006 года были внесены изменения в ряд статей, устанавливающих льготы по уплате госпошлины. Так, от уплаты госпошлины теперь освобождаются:

1) органы государственной власти и органы местного самоуправления — за государственную регистрацию ликвидации организаций;

2) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ, — за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением случаев, указанных в подп. 19, 20.1, 22 — 24 и 52 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ). Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке;

3) физические лица — за выдачу свидетельств о праве на наследство также при наследовании долей в жилом доме, земельном участке, на котором расположен дом, квартиры, комнаты, в случае если эти лица совместно проживали с наследодателем на день его смерти и продолжают проживать в доме (квартире, комнате) после смерти (п. 5 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ);

4) физические лица — за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий (п. 14 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ);

5) физические лица — за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств (п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ);

6) физические лица, проживающие за пределами РФ, — за государственную регистрацию актов гражданского состояния, включая выдачу справок и документов из архива (п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ);

7) органы управления образованием, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — за внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств (п. 2 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ).

Комментарии к ст. 333.36 НК РФ


КС РФ в Определении от 13.06.2006 N 272-О разъяснил, что нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного НК РФ, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, и утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

При применении статьи 333.36 НК РФ следует руководствоваться пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», а также пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах о применении арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ в силу прямого указания закона распространяются только на истцов, их действие на третьих лиц не распространяется (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А56-3677/2007).

Статьей 333.36 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), направленных в арбитражные суды.

В то же время суды, основываясь на норме пункта 2 статьи 329 АПК РФ, указывают, что льгота по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) распространяется и на случаи подачи таких заявлений соответствующим лицом в арбитражный суд (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф08-1976/2008).

От уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по заявленным исковым требованиям:

  • о взыскании заработной платы, пособий, денежных выплат и по иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
  • о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *