Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нововведения в миграционном законодательстве РФ в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос о незаконных действиях мигрантов остаётся довольно острым, что увеличивает общий процент преступности. Целенаправленная борьба предстоит и с теневыми финансовыми потоками, которые провоцируют коррупцию и развитие криминального бизнеса. Существуют проблемы и в области соцзащиты вынужденных мигрантов.
Номер | Наименование |
---|---|
Проект Федерального закона от 25.02.2019 | О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и в статью 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам на территории автомобильных, речных и смешанных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа» |
Федеральный закон N 28-ФЗ от 07.03.2017 | О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации |
Федеральный закон N 154-ФЗ от 05.07.2010 | Определяет правовые основы осуществления консульской деятельности |
Федеральный закон N 109-ФЗ от 18.07.2006 | О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации |
Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002 | О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации |
Федеральный закон N 62-ФЗ от 31.05.2002 | О гражданстве Российской Федерации |
Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 | Об основах туристской деятельности в Российской Федерации |
Федеральный закон N 114-ФЗ от 15.08.1996 | О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию |
Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993 | О Государственной границе Российской Федерации |
Номер | Наименование |
---|---|
Распоряжение Правительства РФ N 2129-р от 20.09.2019 | Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года |
Распоряжение Правительства РФ № 2021-р от 10.09.2019 | Об утверждении перечня иностранных государств, граждане которых могут осуществлять въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации через пункты пропуска, расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на основании обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов |
Распоряжение Правительства РФ № 2173-р от 06.09.2019 | Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, через которые иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию на основании обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов |
Номер | Наименование |
---|---|
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 | Послание Президента Федеральному Собранию |
III. Прохождение обязательного медицинского освидетельствования
- Иностранные граждане, прибывшие в РФ не с целью трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 календарных дней, – обязаны в течение 90 календарных дней со дня въезда в РФ пройти медицинское освидетельствование и представить в территориальный орган МВД непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала «Госуслуги», либо через подведомственное предприятие/уполномоченную организацию соответствующие медицинские документы и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Исключение: лица, не позднее 1 года, предшествующего дню въезда в РФ, прошедшие медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных законом (абз. 1 п.18 ст.5)
- При изменении цели визита в РФ (на «трудовую деятельность») иностранные граждане, кому не требуется патент или РНР для работы в РФ, обязаны в течение 30 календарных дней со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с работодателем или заказчиком работ (услуг), но не позднее 90 календарных дней со дня въезда в РФ пройти медицинское освидетельствование и представить в территориальный орган МВД непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала «Госуслуги», либо через подведомственное предприятие/уполномоченную организацию медицинские документы и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Исключение: лица, не позднее 1 года, предшествующего дню въезда в РФ, прошедшие медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п.18 ст. 5).
- Иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, и иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, при изменении ими цели визита в РФ (если для работы в РФ требуется патент), обязаны в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ пройти медицинское освидетельствование и представить в территориальный орган МВД непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала «Госуслуги», либо через подведомственное предприятие/уполномоченную организацию медицинские документы и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
- В части научных программ образования дополнено основание получение РВП без учета утвержденной Правительством РФ квоты для иностранных граждан, являющихся гражданами государства, входившего в состав СССР, и получивших профессиональное образование в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (пп.10) п. 3 ст. 6).
- При обращении с заявлением о выдаче РВП в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания гражданина для его получения указали срок для предоставления медицинских документов и ВИЧ-сертификата в МВД – в течение 30 суток со дня въезда в РФ. При наличии документально подтвержденных уважительных причин медицинские документы могут быть поданы иностранным гражданином в более поздний срок, но не превышающий 30 календарных дней со дня устранения уважительных причин.
Также теперь в этом случае предусмотрена возможность предоставления медицинских документов в электронной форме. (п. 4.2. ст. 6)
- Сведения в РВП – дополнено строкой «Отчество» (при его наличии) (п. 7 ст. 6).
- Специально предусматривается невозможность выдачи РВП в форме электронного документа (п. 7 ст. 6).
- Отказ в выдаче/аннулирование РВП:
– из категорий лиц, которым РВП не выдается/аннулируется исключены осужденные вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления, рецидив которого признан опасным (пп.5) п. 1 ст. 7);
– предусмотрена ссылка на нарушение сроков предоставления медицинских документов (пп.13) п.1 ст. 7).
– дополнительно предусмотрена возможность отказа в выдаче РВП (аннулирования решения о выдаче) в период после принятия МВД решения о его выдаче и до его фактического получения иностранным гражданином, если в течение этого периода будут выявлены соответствующие для отказа/аннулирования законные основания (п.1.7. ст. 7).
– уведомление об отказе в выдаче/аннулировании РВП направляется иностранному гражданину в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо в установленном порядке почтовым отправлением (ранее закон предусматривал отправку только по адресу электронной почты иностранного гражданина) (п. 2 ст. 7).
– решение территориального МВД об отказе в выдаче/об аннулировании РВП может быть обжаловано в суде в течение 3 месяцев со дня получения уведомления о принятии такого решения (ранее был срок 3 рабочих дня, который также остается при обжаловании через МВД на федеральном уровне) (п. 4 ст. 7).
- Отдельно предусмотрено, что РВП считается недействительным в случае, если иностранному гражданину выдан ВНЖ либо им приобретено гражданство РФ (п. 1.8. ст. 7).
Изменения для иностранных студентов
Иностранным студентам, которые обучаются в высших учебных заведениях России, будет проще получить разрешение на проживание.
Прибывшие в Россию для получения образования в государственных организациях иностранцы теперь могут упрощенно получить разрешение на временное проживание. То есть:
иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях обучения в государственной образовательной или государственной научной организации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО)
Соответствующие положения вступили в силу с 1 января 2023 года. РВПО будет выдаваться иностранцам по заявлению.
Кроме того, уточняется, что указанная категория лиц получит право в течение 3 лет после окончания обучения в упрощенном порядке получить вид на жительство в России.
Иностранцы, обращающиеся за получением РВПО, не должны подтверждать факт владения русским языком, знание истории России и основ законодательства России, а также ежегодно подавать уведомление о проживании.
Об изменениях миграционного законодательства
После принятия решения о создании филиала, представительства иностранного юридического лица, необходимо представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства (ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).
В заявлении об аккредитации филиала, представительства, указывается точное число иностранных работников филиала, представительства, которые будут работать в филиале, представительстве. Если количество иностранных работников меняется, то это необходимо согласовывать через Торгово-промышленную палату РФ, затем зарегистрировать изменения в налоговой службе.
В случае превышения числа иностранных работников есть риск аннулирования аккредитации в связи с тем, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит законодательству ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и привлечение филиала, представительства к административной ответственности за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).
По налоговому законодательству иностранный гражданин в случае длительного нахождения за пределами РФ теряет статус налогового резидента и ставка НДФЛ для него становится 30% (вместо 13%, либо 15%).
Миграционные последствия (при нахождении более 6 месяцев за пределами РФ) включают в себя риск аннулирования разрешения на работу, либо патента.
Законодательством не урегулирован вопрос относительно того, являются ли это 6 месяцев подряд, либо суммарно в течение календарного года. Эксперты рекомендуют ограничивать пребывание иностранного работника за пределами России шестью месяцами в течение календарного года. Необходимо отметить, что на практике подобная мера применяется миграционными органами крайне редко.
Что касается административной ответственности, то если иностранный работник работает на основании трудового договора, то согласно позиции Минтруда работодатель в этом случае не может обеспечить для него безопасные условия труда за пределами РФ. Поэтому работа иностранного работника на основании трудового договора за пределами России запрещена.
В случае нарушения этого запрета есть риск привлечения работодателя к административной ответственности. Эксперты рекомендуют в таких случаях заключать с иностранными работниками договор ГПХ.
Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 г. № 364
Основные положения законодательства РФ в сфере миграции относятся ко всем иностранным гражданам, которые прибывают в Россию. Но в 2019 году были прописаны особые условия для приезжих из отдельных стран:
- белорусам не требуется сдавать экзамен при получении вида на жительство или гражданства России;
- мигрантам из Турции запрещено вести трудовую деятельность на территории РФ;
- гражданам из Узбекистана в обязательном порядке необходимо оформить биометрический загранпаспорт, невыполнение данного требования грозит депортацией и большим штрафом;
- лицам, имеющим паспорт Грузии, упростили процесс получения визы и отменили обязательное доказательство родства с приглашающей стороной.
Для граждан остальных стран действуют общие правила миграционного законодательства России.
Президентом России была подписана Концепция миграционной политики до 2025 года. При ее разработке были учтены многие факторы. Основу в этой области должна составлять работа по созданию привлекательности России для квалифицированных специалистов.
Законодательство Российской Федерации в сфере миграции должно учитывать миграцию россиян и поток иностранных граждан в страну. На сегодняшний день Российская Федерация мало привлекательна для иностранных специалистов. Все изменения должны быть направлены на исправление этой ситуации.
Первая новость касается иностранных граждан, у которых в России есть близкие родственники — граждане Российской Федерации. Согласно статье 2 Семейного кодекса близкими родственники у нас являются:
- дети,
- родители,
- супруг или супруга.
Для них могут сделать исключение в миграционном законодательстве. Соответствующий законопроект внесён на рассмотрение в Госдуму 14 января 21 года.
Вкратце, законопроект предлагает дополнить статью 7 и 9 закона “ О Правовом положении иностранных граждан”.
Эти статьи касаются аннулирования вида на жительство, при наличии двух и более административных штрафов. А также дополнить пункт 11 статьи 27 закона “О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию”. Очень многие с ним уже сталкивались или возможно что ещё столкнуться пока этот законопроект будут рассматривать. Он дает возможность за два и более штрафов оформить запрет на въезд в Российскую Федерацию.
Новые нормативные акты
В 2020-2021-м годах в связи с пандемией коронавируса в России был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов в сфере миграционного права, регулирующих въезд и выезд, трудоустройство, пребывание, карантин и т. п. В качестве ключевых можно выделить следующие документы:
Также внесены изменения в те документы, которые подаются в миграционные органы. Новые формы документов для привлечения иностранных граждан:
- Приказ МВД России от 30.07.2020 № 356 — Уведомление о заключении трудового договора, уведомление о расторжении трудового договора, уведомление о выплате вознаграждения ВКС;
- Приказ МВД России от 29.09.2020 № 677 — Ходатайство о выдаче приглашения на въезд;
- Приказ МВД России от 10.12.2020 № 856 — Уведомление о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания;
- Приказ МВД России от 21.12.2020 № 23235 — Цели поездок в Россию — указываются в визе иностранного гражданина;
- Памятка об ответственности — в памятке об ответственности, которая подается в УВМ ГУ МВД России по г. Москве при аккредитации компании добавлены обязанности согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428.
Изменения в практике работы миграционных органов
В практике миграционных органов Москвы также произошли изменения:
Собеседование при подаче документов на приглашение
При постановке компании-приглашающей стороны на учет в миграционных органах в них требуется прийти генеральному директору (главному бухгалтеру) для прохождения собеседования.
Место рождения иностранного работника
Ранее место рождения необходимо было указывать согласно паспорту иностранного работника. Сейчас у иностранного работника необходимо запрашивать свидетельство о рождении, если в его паспорте указана только страна рождения или место рождения не указано.
Сведения об образовании и местах работы высококвалифицированных специалистов (ВКС)
Ранее миграционные органы принимали документы без данных сведений. Сейчас в ходатайстве о прибытии необходимо указывать сведения о наиболее высокой имеющейся ступени образования и опыте работы за последние 10 лет.
Согласование профильного министерства для приглашения иностранных граждан
Пошаговый план привлечения работников ВКС:
- Заключение трудового договора и подача уведомления;
- Согласование въезда работника и членов семьи в профильном министерстве;
- Подача документов для оформления разрешения на работу;
- Подача документов для оформления визовых приглашений на въезд для работников и членов их семей;
- Получение виз в российском визовом центре или Консульстве;
- Въезд в Россию и получение разрешения на работу.
Что нового в 2019 году
Сравнительно давно велись разговоры о том, что необходим отдельный Миграционный кодекс РФ. Необходимость в нем усматривали по той причине, что в законодательстве России существовало множество законов, которые так или иначе касаются прав мигрантов. Однако некоторые из нормативных актов противоречили друг другу.
В 2017-м эту тему вновь подняли в МВД. В министерстве пообещали сформировать Миграционный кодекс к концу года. А также в ведомстве заговорили о том, что на 2018-2020 годы будет создана новая концепция регулирования этой сферы в России. Это объяснили тем, что в мире происходят перемены, появляется нестабильность в разных государствах. Такие процессы, в свою очередь, стимулируют активность мигрантов.
Постановление Правительства РФ о миграционной карте № 413 было принято еще 16 августа 2004 г., а последние изменения, касающиеся формы миграционной карты, внесены в него Постановлением Правительства № 271 от 6 мая 2006 г. Ее (карту) должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну. Мигрант получает на ней отметку о въезде. Когда он покидает пределы России, то отдает миграционную карту сотруднику пограничной службы. может любой совершеннолетний мигрант, а на ребенка ее заполняет родитель, удостоверяя своей подписью.
Концепция миграционной политики РФ до 2025 года
Миграционная политика России в ближайшие годы предопределена соответствующей Концепцией, утвержденной президентом РФ. А она учитывает многие факторы. Разрабатывая новые законы для мигрантов, власти России будут принимать во внимание и то, что из страны уезжает свое население, и масштабы прибытия иностранцев.
Основной вектор развития — это привлечение тех квалифицированных специалистов, которые смогут восполнить дефицит определенных категорий профессионалов на отечественном рынке труда. Поэтому одной из важнейших задач является работа над привлекательностью России в глазах таких кадров. Ведь она пока признана незначительно высокой, что важно учитывать при создании новых миграционных законов.
В 2018 году в законодательство о мигрантах был внесен целый ряд важных изменений. Еще ряд законов вступит в силу в 2019 году. Более подробно о новеллах миграционного законодательства – в нашей статье.
Новый миграционный закон — изменения с 2022 года
В пояснительной записке к законопроекту № 527255-7 указано, что нововведение призвано принять в гражданство России соотечественников, которые проживают в странах со сложной обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и меняется политический режим. Предполагается, что речь идет о гражданах ДНР и ЛНР. Соответственно, уже в 2022 году можно ожидать указов Президента России, которые наделят мигрантов из этих стран правом получить российское гражданство в упрощенном порядке по новым основаниям.
Один из самых простых способов стать гражданином России — участвовать в Государственной программе переселения соотечественников. Раньше в ней могли принять участие только те иностранцы и члены их семей, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство и зарегистрированы в определенном ими регионе России по месту жительства (часть 7 статьи 14 Закона о гражданстве).
Миграционное законодательство
15 сентября 2010 года The Moscow Times и PricewaterhouseCoopers провели конференцию на тему «Миграционное законодательство России. Последние изменения», информационным партнером семинара выступило ИА «ГАРАНТ». Насыщенная программа предполагала освещение вопросов привлечения российскими предприятиями иностранных высококвалифицированных специалистов.
Сотрудники компании PricewaterhouseCoopers подготовили расширенные доклады, которые позволили слушателям узнать новые нормы требований к найму иностранной рабочей силы. В частности, были рассмотрены практические вопросы применения и нарушения миграционного законодательства; обозначены спорные ситуации, которые возникают при обложении НДФЛ доходов иностранных граждан; оценены факторы, способствующие минимизации налоговых рисков; выявлены основные аспекты трудового законодательства для иностранцев.
Приказ Минздравсоцразвития РФ № 987н от 14.12.2009 (ред. от 27.07.2010, с изм. от 05.03.2013)
«Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2010 N 16440)
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
«О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
Приказ МВД России и Федеральной Миграционной Службы № 33897 от 30.04.2009 (ред. от 01.06.2013)
«Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2009 N 14037)
Приказ Минэкономразвития РФ №141 от 30.04.2009 года (ред. от 30.09.2011)
«О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2009 N 13915)
законодательные акты «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», определившие базовые подходы к решению проблем вынужденных мигрантов и к созданию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы приема и обустройства вынужденных мигрантов, предоставления им гарантий социальной защиты и жилищного обустройства и др.
В декабре 1993 г. утверждены: а) указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля», на основе которого и последующих постановлений Правительства РФ были созданы посты иммиграционного контроля (114 ПИК) в пунктах пропуска (149) через государственную границу РФ, а также подразделения по работе с вынужденными мигрантами; б) указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», в развитие которого приняты постановления Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 и от 25 ноября 1995 г. №1095.
На основании этих актов осуществлялось лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за рубежом.