Земельная реформа: что изменится с 1 июля 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельная реформа: что изменится с 1 июля 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По расчетам Минфина, которые озвучила замминистра Светлана Воробей на заседании налогового комитета 13 сентября, в Украине около 8,4 млн га земли обрабатывается нелегально (всего в Украине 42,7 млн га с/х земли, из которой 31,1 млн га находится в частной собственности).

Семейные фермы и дачники

По логике законодателей, начислению минимального обязательства должна подлежать только «товарная» с/х земля. Чтобы вывести из-под нормы участки, которые используются гражданами не с коммерческой целью, а для выращивания продукции на собственные нужды, МНО решили применять только к земле, находящейся за пределами населенных пунктов.

Также МНО не будет рассчитано для земельных участков, которые используются дачными и садовыми кооперативами.

Как объясняет Сластён, если в пределах городов и сел находятся частные огороды, то 99% земли «в полях» используется именно с коммерческой целью.

Правда, сами депутаты налогового комитета признавали вероятность наличия у отдельных граждан в собственности «загородных» паев, полученных ими в советское время от предприятий, которые граждане просто забросили – не обрабатывают, и не сдают в аренду.

Рынок земли и бум на первичке вновь сделали риелторов востребованными

В соответствии с нормами проекта закона, таким лицам также придется платить МНО. Однако разработчики документа считают это логичным – либо ты работаешь на земле, которая является национальным достоянием, либо дай обрабатывать ее другим.

«Земельное законодательство даже предусматривает наказание за необработку товарной земли«, – акцентировала внимание замминистра финансов Воробей.

Вероятность того, что у отдельных владельцев паев нет возможности продать или сдать в аренду участок из-за отсутствия спроса, авторы законопроекта считают минимальной.

Также указывают – если пай товарной земли составляет несколько соток, то сумма МНО выйдет незначительной (к примеру, для 15 соток при НДО в 28 тыс. грн налоговое обязательство составит 210 грн в год).

Налоговая может просто не дойти к физлицу за взысканием такого сбора, отметил Данил Гетманцев.

Законопроектом также предлагаются послабления для сельхозпроизводителей-ФЛП, состоящих на IV группе единого налога – семейных фермерских хозяйств, которые не используют наемный труд и обрабатывают участки до 20 га. Для них МНО будет установлен в половинном размере от стандартного – в 2022-2023 гг. ставка будет определена в 2% от нормативной оценки земли, а впоследствии – в 2,5%.

Обнаружен первый «баг» рынка земли. Под проверки попали не только паи, но и дачные участки

Сластён указывает, что это не единственная предусмотренная льгота для «семейных» ферм.

«Те хозяйства, которые легально обрабатывают несколько гектаров земли, смогут довольно просто перейти на упрощенную систему налогообложения. Для них минимальное обязательство составит 600-700 грн/га. Кроме того, по программе Минагрополитики, таким предпринимателям компенсируется 90% уплаченного ЕСВ в первый год работы, и с ежегодным снижением размера компенсации до 10% в течение 10 лет«, – перечисляет гендиректор УКАБ.

В конечном счете, «ресурсным» законопроектом при определенных условиях предлагается освободить с/х-производителей от уплаты НДФЛ. На это право они смогут рассчитывать в случае, если реализуют за год своей продукции менее чем на 12 минзарплат (сейчас 72 тыс. грн).

«Подводные камни» рынка земли

Первый и самый главный спорный момент этого закона — право арендатора на преимущественный выкуп земли. Если холдинг не желает выкупить пай, то такое преимущественное право будет передаваться (продаваться) спекулятивным инвесторам для последующей перепродажи. Скорее всего, арендаторы будут иметь предварительные соглашения со спекулятивными инвесторами и станут фактическими продавцами паев.

Второй и немаловажный «подводный камень» — концентрация земель в одних руках. В проекте закона первого чтения была норма, которая разрешала сосредоточить до 35% земель в одних руках на уровне ОТГ. В окончательном виде закона эту норму убрали. 25% ОТГ в Украине имеют площадь меньше 10 тысяч га, то есть существует возможность, что один человек сможет выкупить все земли ОТГ и сделает общину зависимой от одной фирмы. В свою очередь, это может привести к давлению на местную власть при принятии решений.

Читайте также:  Оформление завещания: все тонкости закона

К проведению электронных торгов тоже есть вопросы. К примеру, конкурентами на торгах могут выступать фирмы, которые находятся в сфере влияния одних и тех же людей. Такие манипуляции используются для занижения цен или борьбы с конкурентами на торгах. Также используются фирмы-прокладки, которые умышленно завышают цены на торгах для борьбы с конкурентами или для получения взятки. Есть случаи, когда фирмы не допускались по субъективным причинам организаторов торгов.

Кто, когда и сколько сможет приобрести земельных участков с/х назначения

В период с 01.07.2021 по 31.12.2023 гг. разрешен оборот земель между гражданами Украины

В этот период отчуждение с/х земель частной собственности будет разрешено фактически между гражданами Украины из расчета не более 100 га в «одни руки». Консолидация с/х земель гражданином Украины в размере 10 000 га предусмотрена только с 1 января 2024 года.

Для юридических лиц будут действовать аналогичные условия действующего моратория. При этом приобретение в собственность юридическими лицами разрешенных видов с/х земель (например, земли для садоводства, земли фермерского хозяйства) будет возможным при условии соблюдения требований к корпоративной структуре таких лиц, их конечных бенефициарных собственников, о чем пойдет речь далее.

Начиная с 1 января 2024 – запуск рынка для юридических лиц с определенными ограничениями

Начиная с 1 января 2024 юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, имеют право приобретать в собственность все виды с/х земли в пределах 10 000 га. Ограничение по консолидации также будет учитывать совокупный объем земли с/х назначения, которым обладают на праве собственности конечные бенефициарные собственники такого юридического лица.

Корпоративная структура юридических лиц, которые приобретают земли с/х назначения, должна быть прозрачной, не содержать никаких «промежуточных звеньев», и включать в своем составе только граждан Украины и/ или государство, и/ или территориальную общину.

Юридическим лицам (независимо от резидентности) прямо запрещено приобретать корпоративные права юридических лиц, которые владеют сельхоз землей на праве собственности. Эта норма может быть отменена по результатам референдума, что позволит более удачно структурировать агробизнес в соответствии с его собственными нуждами.

На что могут рассчитывать иностранные инвесторы

Иностранные юридические и физические лица, кроме резидентов государства–агрессора или оккупанта, других государств, находящихся под санкциями, смогут приобрести в собственность земли с/х назначения при условии принятия такого решения на референдуме.

Если такое решение будет принято, Закон предоставляет в дальнейшем почти равные возможности иностранцам по сравнению с отечественными субъектами хозяйствования.

В таком случае инвесторы смогут осуществлять свою деятельность через юридическое лицо, созданное по законодательству Украины.

Наряду с этим, напомним, что приобретение иностранными субъектами земельных участков в аренду остается неизменным, – последние имеют право арендовать с/х земли на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины.

Чем регулируется решение аренды земли

В 2019 году украинскими властями был принят законопроект, касающийся некоторых изменений по отношению к противодействию рейдерства. В результате отмечены важные пункты, регулирующие продажу и договоры аренды земельного участка. Представленные нововведения напрямую влияют на возобновление действующих договоров, начиная с 15 июля 2020 года.

Ознакомившись более внимательно со ст.33 Закона Украины «Об аренде земли», важно отметить, что на сегодняшний день в ней числится две главные идеи:

  • Перезаключение договора аренды земли в Украине с учетом новых сроков.
  • «Автоматическое» возобновление действующего документа: сохраняются ранее указанные сроки и условия сотрудничества между сторонами.

Существует узаконенный алгоритм, благодаря которому удается возобновить договор.

Для этого следует выполнить три основных шага:

  1. Уведомить арендодателя о том, что Вы желаете оформить аренду территории на новый срок (наличие дополнительного соглашения-приложения к письменной просьбе).
  2. Обговорить с владельцем территории все нюансы, касающиеся возможных изменений по поводу принятого образца договора аренды земельного участка.
  3. Заключить дополнительное соглашение, подтверждающее дальнейшую работу с образцом.

Согласно Ч.6 ст. 33 Закону об аренде, чтобы возобновить документ, потребуется учесть два основных нюанса:

  • Если даже по завершению данного документа лицо пользуется арендованными территориями.
  • Если отсутствует письмо-уведомление от владельца о возражении возобновлять условия на протяжении 30 календарных дней по завершению сроков документа.

🔻Донецкое направление:

  • На Авдеевском участке военнослужащие ВС РФ продолжают наступление по направлению к селу Северное.
    ➖Одновременно с этим российские войска ведут бои с противником в районе Невельского.
  • Продолжаются боестолкновения в Марьинке. Огневую поддержку российским подразделениям оказывает артиллерия, нанося удары по позициям ВСУ на западной окраине города.
  • На Угледарском участке стороны ведут бои на юго-востоке Угледара. Украинские командование перебрасывает в город дополнительные силы.
  • Украинские формирования беспорядочно обстреляли жилые постройки и гражданскую инфраструктуру Донецка, Горловки, Макеевки, Ясиноватой и других населенных пунктов агломерации.

Сайт электронных торгов UBIZ по аренде, продаже земельных участков: особенности и преимущества

Аренда, продажа земли через торги на аукционе UBIZ в Украине позволяет честно, открыто распределять земельный ресурс. К основным преимуществам следует отнести:

  • возможность приобрести, взять по договору аренды земельные участки в наиболее привлекательной местности по выгодной цене;
  • отсутствие бумажной волокиты — все документы во время аукциона по аренде, покупке земельного участка оформляются в электронном виде, в том числе подписи осуществляются с помощью ЭЦП;
  • отсутствие необходимости личного присутствия во время процесса, нет привязки к расположению объекта или месту проведения;
  • возможность для зарегистрированных пользователей площадки первыми узнавать об объявленных новых лотах;
  • юридическая поддержка на всех этапах.

На площадке UBIZ в свободном доступе предоставлены все данные по выставленным в аренду участкам: можно посетить опцию «Аренда земли», уточнить форму, тип собственности, точную площадь, целевое назначение и конкретный кадастровый номер, по которому на кадастровой карте Украины найти контур надела и всю информацию по нему.

Какой будет процедура покупки земли?

Принятый закон прямо не регулирует вопросы процедуры купли-продажи земли, но он содержит три существенных нововведения к обычной процедуре купли-продажи земельного участка. Сегодня она включает нотариальное заверение договора о покупке-продаже с внесением данных о новом владельце в кадастр. Со вступлением в силу нового закона:

  • Покупатель будет проверяться на предмет возможности приобретения им земли в определенных размерах. Порядок такой проверки должен утвердить Кабинет Министров. Сейчас он не выписан.
  • Покупка будет возможна только в безналичной форме. Для этого покупателю нужно открыть счет в банке.
  • Должны быть документально подтверждены источники происхождения средств для покупки земли.

Подобная процедура предусмотрена, чтобы минимизировать создание различных нелегальных схем на подставных людей с целью скупки земель.

Повышающий коэффициент

С 1 января 2023 г. применяется повышающий коэффициент 3 к размеру ежегодной арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) и на которых в течение трех лет отсутствуют капитальные строения (п.п. 6 и 6-1 Указа № 160).

Трехлетний период исчисляется с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, а если принятие такого решения не требуется – с даты госрегистрации перехода права аренды на него.

Земельными участками, на которых отсутствуют капитальные строения, признаются земельные участки, если в течение этого периода:

  • не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) (если они подлежат госрегистрации);

  • не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (если их госрегистрация не требуется).

Исключена возможность применения юрилицами льгот в отношении:

– земельных участков, предоставленных для размещения опытных полей, используемых для научной деятельности (подп. 5.4 п. 5 Положения № 160);

– земельных участков (их частей), на которых расположены впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения), их части в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию, если эти капитальные строения (здания, сооружения), их части приняты в эксплуатацию на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов о принятии самовольных построек в эксплуатацию (подп. 5.43 п. 5 Положения № 160).

До 1 января 2025 г. освобождены от арендной платы земельные участки общественных объединений инвалидов, их унитарных предприятий и учреждений (подп. 5.22 п. 5 Положения № 160).

Закреплено право решениями местных исполкомов или администраций СЭЗ уменьшать, но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы отдельным категориям арендаторов с 1 января года, в котором принято такое решение. Однако это должно быть прямо предусмотрено в этом решении (п. 16 Положения № 160).

При отсутствии в решении соответствующей записи исчисление и уплата юрлицом арендной платы в уменьшенном размере производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Льгота физлицам по арендной плате предоставляется теперь только за один земельный участок, предоставленный в аренду для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме (подп. 12.4 п. 12 Положения № 160).

Одновременно установлен порядок применения такой льготы при наличии у такого физлица нескольких участков: она предоставляется в отношении одного земельного участка, за который размер ежегодной арендной платы больше, чем размер ежегодной арендной платы в отношении иных таких земельных участков.

Читайте также:  Как исправить статистический отчет и не получить штраф

Если размер ежегодной арендной платы за два и более земельных участка, предоставленных в аренду для указанных целей, равен между собой, льгота предоставляется в отношении земельного участка, предоставленного в аренду арендатору (право аренды на который перешло к нему) ранее других.

Перенесен на более поздний период срок для предоставления налоговыми органами в местные исполнительные комитеты (администрации свободных экономических зон) информации о льготах по арендной плате, использованных гражданами – индивидуальными предпринимателями, – не позднее 1 октября года, следующего за календарным годом, в котором использованы такие льготы (п. 29 Положения № 160).

Аренда земли: земли лесного фонда

К землям лесного фонда относятся: земли, покрытые лесной растительностью; земли, предоставленные и используемые для нужд лесного хозяйства. Причем следует обратить внимание, что к землям лесного фонда не относятся земли, занятые:

  • зелеными насаждениями в пределах населенных пунктов;
  • полезащитными лесными полосами, защитными насаждениями на полосах отвода автомобильных дорог, защитными насаждениями на полосах отвода каналов, гидротехнических сооружений и водных объектов;
  • отдельными деревьями и группами деревьев, кустарниками на сельскохозяйственных угодьях, приусадебных, дачных и садовых участках.

Согласно ст.14 Конституции Украины, каждый гражданин имеет право на получение участка земли в собственность. А ч.1, ст. 81 Земельного кодекса Украины гласит, что право собственности можно получить на землю, бесплатно переданную из государственной или коммунальной собственности.

Причем, участок земли не имеет никаких географических привязок к месту проживания или регистрации человека. То есть, каждый украинец имеет право получить участок земли в любом регионе страны, где есть свободные участки.

Таким образом, мы видим, что на законодательном уровне закреплено право каждого гражданина на приватизацию земельного участка разного целевого назначения (для строительства дома, гаража, сельхозхозяйства и другие).

К счастью уже не действуют старые нормы о том, что максимальный размер фермерских хозяйств не может превышать 100 гектар и теперь у фермеров есть отличная возможность для приобретения новых участков земель или продажи старых. Но тут возникает вопрос:

«Как быть с запретом на продажу сельскохозяйственной земли, как можно продать хозяйство, если на сегодняшний день действует мораторий?»

.

Важно отметить, что фермерское хозяйство является юридическим лицом (т.е.

предприятием или организацией) и, соответственно, на него распространяются общие правила Гражданского кодекса для юридических лиц. Кроме того, фермерские хозяйства согласно действующему законодательству — это целостный имущественный комплекс, который может свободно отчуждаться, то есть хозяйство можно покупать, продавать, дарить и т.д.

А теперь вернемся к мораторию — земли сельскохозяйственного назначения делятся на четырнадцать видов, каждый из которых имеет свое целевое назначение.

Мораторий распространяется только на три вида, а конкретно на те земельные участки которые отведены для:

  • Ведения личного крестьянского хозяйства;
  • Ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • Земельные доли (паи) – которые выделены для бывших членов коллективных сельскохозяйственных предприятий.

Вид целевого назначения указывается на Государственных актах или на Свидетельствах о праве собственности. Если фермер использует земельные участки с целевым назначением: «для ведения фермерского хозяйства», то ими можно спокойно распоряжаться. В случае если фермер пользуется земельными участками коммунальной или государственной собственности на условиях аренды, то, в соответствии с Земельным кодексом, предоставленные им земельные участки могут быть переданы фермеру в частную собственность.

При подобной передаче земли, ее целевое назначение определяется как: «для ведения фермерского хозяйства», а это как раз то, что нам нужно, потому что это та земля, которую можно отчуждать.

Как и кому выплачивать арендную плату за земельные паи?

Земельный пай является недвижимостью и на него необходимо оформить собственность. Тогда владелец участка получит возможность распоряжаться им свободно и извлекать прибыль. Как правило, распоряжение участком заключается в передаче его в аренду крупным землепользователям.

Соответственно, сторонами в правоотношениях являются частный собственник территории и ее арендатор. Такая форма отношений означает необходимость заключения между сторонами договора об аренде. Следовательно, пользователь должен будет перечислять плату владельцу за обработку его территории.

Таким образом, арендатор должен регулярно производить выплаты арендной платы за территорию, которую он использует. Данная процедура происходит в соответствии с положениями заключенного между сторонами договора. В нем отражается порядок выплаты и ее размер.

При этом выплата может осуществляться в денежном эквиваленте или же в натуральном выражении, то есть в получении сельскохозяйственной продукции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *