Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафные санкции предусмотренные за пешехода в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2023 году?
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
Как правило, основная сложность заключается в доказательстве того, что пешеход не менял скорость и направление движения. Он переходил «зебру» в запланированном темпе. Это очень сложно сделать без видеодокументации.
Пока мы говорим о правилах и законах, рассмотрим практические аспекты более частых категорий дел.
Автоматические системы запирания также могут сбить с толку. Помимо того, что технология их работы не до конца понятна, существует множество различных систем, работающих по разным правилам.
- ‘Автоматические ураганы’. Система гарантированно способна рассчитать момент пересечения дорожки или перехода «зебра» с учетом ряда факторов, таких как скорость пешеходов и транспортных средств. Следовательно, изменение скорости и направления движения пешеходов из-за ошибки водителя.
- Например, «Оливия». Это более простые системы, но, к сожалению, менее известные в своей работе.
Ситуации, в которых водитель должен уступить дорогу пешеходам
За исключением вышеперечисленных случаев, руководство может быть привлечено к административной ответственности за непредоставление преимущества пешеходам в других случаях, предусмотренных ПДД.
Один пешеход переходит с одной пешеходной дорожки на другую, а из-за поворота появляется автомобиль
Пешеходы переходят дорогу от пешеходного перехода к пешеходному переходу на прилегающей территории, а водители уходят с дороги
Пешеход переходит с тротуара на тротуар на прилегающей территории, а автомобили выезжают на улицу
Слепой пешеход с белой палочкой переходит улицу
Пешеходы подходят к общественному транспорту со стороны двери
Все приведенные в таблице случаи дают пешеходам преимущество перед автомобилями. Отсутствие обгона при таких обстоятельствах также наказывается штрафом в размере 1500-2500 рублей.
Виды пешеходных переходов?
Подобные дорожки для людей бывают разными в зависимости от способа пересечения проезжей части. Правила разделяют переходы на следующие типы:
- Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
- Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
- Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.
Когда еще водитель обязан пропустить пешеходов?
Проблема пропуска пешеходов на сегодняшний день не выяснена до конца, невзирая на то, что в ПДД отображены почти все дорожные ситуации. Правилами регламентируется, что автоводитель обязан снизить скорость и пропустить пешехода в следующих обстоятельствах:
- При выезде автомашины с территории, находящейся рядом.
- При перемещении ТС в зону двора.
- При повороте ТС в любую сторону.
- Если человек пересекает улицу по обочине или тротуару, находящиеся на перекрестке.
- Если человек подходит к общественному ТС, но для этого ему надо пересечь дорогу.
- Если пешеход обладает плохим зрением, подавая сигналы автоводителю своей тростью.
В то же время, существуют обстоятельства, когда автоводитель не обязан уступать дорогу человеку, при отсутствии разметки «зебры». Это допускается:
- При пересечении человеком дороги не на перекрестке. В этом варианте человек должен пропустить автомашину.
- Человек не имеет права пересекать улицу, если он находится на встречной полосе, при ее наличии.
Когда требуется уступить дорогу
Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:
- Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
- На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
- Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
- Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
- Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
- Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.
Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2023 году?
К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.
Часто именно пешие участники движения провоцируют аварийные ситуации на дороге. Не задумываясь о последствиях, люди переходят дорогу в неположенном для этого месте. Они даже не смотрят по сторонам, считая от чего-то, что их в любом случае должны пропустить.
Особенно печально, когда так поступают родители, переводя через дорогу своих детей, подвергая опасности себя, ребенка и водителей.
Каждый пешеход должен знать, что он обязан:
- переходить улицу только в местах пешеходного перехода;
- следить за сигналом светофора на регулируемом перекрестке;
- переходить улицу можно только под углом в 90°;
- переходить улицу можно только убедившись, что рядом нет автомобилей;
- перед тем как ступить на зебру нужно притормозить и оповестить этим участников движения о вашем намеренье пересечь улицу.
Для тех, кто не соблюдает данные правила, новые ПДД предусматривают следующие штрафные взыскания:
- нарушение, не повлекшее аварийной ситуации – 500 руб.;
- нарушение повлекло помеху для автомобиля – 1000 руб.;
- нарушение повлекло за собой незначительный ущерб здоровью другого участника движения – 1500 руб.
В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.
Рассмотрим поподробнее каждое изменение:
- Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
- Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
- По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
ОБГОН И СНИЖЕНИЕ СКОРОСТИ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ
Раньше обгон допускался при условии, что на переходе не было пешеходов. Теперь обгон на переходах, включая участок трамвайных путей, категорически запрещён, независимо от того, есть там люди или нет (см. п.11.4. ПДД в новой редакции).
Пункт 14.2. ПДД требует от всех водителей обязательно снижать скорость перед пешеходным переходом. При высокой интенсивности движения, когда на дороге находится большое количество машин, видимость проезжей части в зоне перехода значительно снижается. В этих условиях судить о наличии людей, переходящих дорогу, можно по движению впереди идущих и соседних машин. Поэтому, если соседняя машина притормаживает перед переходом и останавливается, то по Правилам вы также обязаны замедлить движение и остановиться.
14.2 ПДД:
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.
Не пропустил пешехода: штраф и нюансы
С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.
В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам.
В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.
Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.
Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.
Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.