Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет материальных активов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важная часть бухгалтерского документа — графа «Код». Наличие кода позволяет статистическим ведомствам быстро систематизировать данные из бухгалтерских балансов различных организаций. В связи с этим указание кодов обязательно, если документация сдается в органы статистики или другие государственные структуры.
Состав материальных активов
По единым правилам ведения бухучета в российских организациях, материальные активы принято разделять на две категории.
Некоторые категории на практике встречаются довольно редко. Например, это поисковые активы. А вот основные средства, запасы и денежные средства — наиболее распространенные позиции. Без таких объектов ведение деятельности практически невозможно.
Внеоборотные |
Оборотные |
---|---|
Это все виды активов экономического субъекта, которые используются для осуществления деятельности более одного календарного года. Примерами объектов могут быть здания и сооружения, автомобили и прочая техника, станки и оборудование, программное обеспечение. |
Это те объекты, которые непосредственно участвуют в производственном цикле, но срок их полного оборота (использования) — менее года. Примерами таких объектов являются сырье и запасы, ГСМ и запчасти, готовая продукция и товары. |
Состав внеоборотных матактивов:
|
Состав оборотных матактивов:
|
Коды баланса и их расшифровка
С 2014 года коды строк должны быть в соотношении с кодами, которые указаны в приложении №4 к приказу Минфина №66н. Более ранние коды из приказа №67н после этой даты не применяются.
Отличие устаревших бухгалтерских кодов от современных — в количестве цифр. В старых кодах их было 3, а новые коды являются 4-значными.
Четырехзначный код заключает в себе определенную информацию. Расшифровка следует таким образом:
- первая цифра указывает принадлежность строки бухгалтерскому балансу, а не другому финансовому отчету;
- вторая цифра указывает, к какому разделу актива относится строка (от 1 до 5 по пяти разделам документа);
- третья цифра обозначает положение актива в порядке возрастания его ликвидности;
- четвертая цифра (0) необходима для построчной детализации данных и введена в соответствии с требованием п. 11 ПБУ 4/99.
Разница между материальными и нематериальными активами
И материальные, и нематериальные активы служат одной цели: они помогают владельцам бизнеса находить эффективные решения и оценивать реальную стоимость своей компании. Чтобы полностью раскрыть их потенциал и умело оперировать присущими им преимуществами, нужно хорошо разбираться в их отличиях и сути.
Критерии |
Материальные активы |
Нематериальные активы |
Определение |
Материальные активы — это предметы, которые имеют физическое существование, их можно потрогать или увидеть. |
В отличие от материальных активов, нематериальные активы не имеют физического существования. Их нельзя увидеть или потрогать. |
Тип ценности |
Денежная. Ценность существует материально. |
Экономическая. Ценность существует, но абстрактно. |
Тип распределения стоимости |
Износ. |
Амортизация. |
Форма |
Физическая. |
Нефизическая. |
Ликвидационная стоимость |
Устаревшие материальные ценности продаются в лом. |
Нематериальные активы не имеют ликвидационной стоимости. |
Риск |
Материальные активы уязвимы для экзогенных факторов. Здания могут быть снесены, а земельные участки могут быть повреждены пожаром или ураганом. Такие риски вынуждают владельцев бизнеса покупать страховку для своих материальных активов. |
Нематериальные активы не могут быть уничтожены стихийными бедствиями, но уязвимы для опрометчивых корпоративных решений. |
Оценка стоимости |
Стоимость материальных активов легко оценить. |
Стоимость нематериальных активов трудно определить. |
Оборотные и внеоборотные активы
В зависимости от оборачиваемости и характера участия в бизнес-процессах активы делятся на оборотные и внеоборотные.
К первым относят такие виды имущества, которые полностью используются на протяжении одного производственного или коммерческого цикла. Яркий пример оборотных активов — сырье для производства, которое после переработки превращается в готовый и побочный продукт. К оборотным активам относят и деньги на счету компании, которые используются для выплаты заработной платы сотрудникам, покупку сырья и материалов, платежей по финансовым обязательствам и так далее.
Внеоборотные активы не изменяют форму и не являются расходным материалом. Они работают на протяжении нескольких производственных циклов, постепенно перенося стоимость на готовую продукцию. Один из видов внеоборотных активов — основные средства. Это имущество, которое долгое время обеспечивает производственный процесс:
- здания и строения;
- автомобили и другая подвижная техника;
- производственное оборудование;
- дорогостоящий и используемый длительное время инструмент, инвентарь и тому подобное.
К внеоборотным относится и большинство нематериальных активов, долгосрочные займы (выданные), оборудование, переданное в аренду, ценные бумаги, депозиты и другие финансовые инструменты.
Что это значит в бухучете
Поскольку это и средство производства, и продукт для реализации, категория нуждается в четком контроле. Это фактически основной ресурс компании, которым она и апеллирует. В бухгалтерии термин имеет широкую трактовку. По одной версии — это та часть имущества фирмы, которая непосредственно участвует и отвечает за процесс внутри организации. По другой — это в принципе имущественная доля хозяйствующего субъекта, которая необходимо для нормальной деятельности, расширения и развития предприятия. Есть и третий взгляд на то, что является ТМЦ и что к ним относится: это орудие труда, которое своей вещественной формой составляет будущий продукт. И в обязательном порядке принадлежит к производственному циклу.
То есть есть более узкие и широкие трактовки. Но важность этой категории везде выносится на передний план. Равно, как и принципиально значение скрупулезного бухгалтерского учета. Для чего и существует масса разнообразных проверок. И в частности, ключевая из них — инвентаризация.
Необходимость инвентаризации
Пока мы разбирали, что значит ТМЦ, мы нередко упоминали именно этот вид проверки. И не зря, ведь он является принципиально важным в этой сфере.
Смысл инвентаризации в постоянном контроле всех оборотных активов. Зачастую подразумевается плановый контроль, который призван сверить фактическое наличие и записи в документах. Руководитель лично передает документацию, описи, которые указывают количество остатков на данный момент. А сформированная им же комиссия проводит проверку. Выявляют, существуют ли какие-то недостатки или, напротив, неучтенный избыток.
Помимо плановых проверок, часто проводится инвентаризация при смене ответственных лиц, реорганизации компании, различного рода чрезвычайные ситуации, например, пожар. Кроме того, если на складе было выявлено хищение, то инвентаризация обязана вычислить объемы преступного деяния.
Взаимодействие активов и пассивов
Один из базовых принципов бухгалтерского учета – активы и пассивы организации всегда равняются друг другу. Это достигается за счет отражения каждой операции сразу по двум счетам – в одном по кредиту, в другом – по дебету. Правило называется методом двойной записи.
Нужно привести простой пример. Операция – покупка кирпича. Учет активов организации отражает сделку снижением размера денежных средств и увеличением на аналогичную сумму величины запасов. Общее значение не меняется. На пассивах сделка никак не отражается. Результат работы бухгалтера и действия правила двойной записи – сумма активов и пассивов остается равной.
С некоторой долей условности, бухгалтерский баланс предприятия можно представить в формате размещенной ниже таблицы. В ней перечислены основные виды активов и пассивов хозяйствующего субъекта.
Активы организации | Пассивы организации |
Оборотные. Включают товары для реализации в течение года и денежные средства. | Собственный капитал. Средства владельцев, собранный в виде учредительного фонда. |
Внеоборотные. Имущество, не предназначенное на продажу: недвижимость, оборудование, транспортные средства, инвестиции на длительный срок и т.д. | Резервы на будущие выплаты. Фонды накопления и другие резервы предприятия. |
Расходы будущих периодов. Затраты, которые отражаются в бухучете за следующий отчетный период. Например, аренда офиса, оплаченная за 2 года. Выплата за второй год относится к расходам будущих периодов. | Долгосрочные обязательства. Кредиты со сроком погашения больше года, акции и облигации, выпущенные предприятием, долги контрагентам, не требующие выплаты в течение ближайшего года. |
Доходы будущих периодов. Аналогичная описанной в предыдущем пункте ситуация. Но распространяется на доходы, которые еще не отражены в балансе. Например, аванс за товар, который будет поставлен в следующем году. | Краткосрочные обязательства. Текущие расходы предприятия, запланированные на следующие 12 месяцев. |
Бухгалтерский учёт нематериальных активов
В плане счетов бухгалтерского учёта предусмотрен специальный счёт 04 «Нематериальные активы». НМА учитываются по первоначальной стоимости, амортизируются и отражаются на текущую дату с учётом морального износа.
Бухучет других активов
Практически все активы принимаются на учет по их фактической стоимости. Особенности учета активов в инвалюте содержатся в ПБУ 3/2006, НМА — в ПБУ 14/2007, запасов — в ФСБУ 5/2019 (с 01.01.2021, до 01.01.2021 — в ПБУ 5/01), учет финвложений — в ПБУ 19/02. Порядок и правила бухгалтерского учета таких активов, как основные средства, прописаны в ПБУ 6/01.
Важно! Об учете МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Также обращаем внимание, что ПБУ 6/01 отменяют с 01.01.2022. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре.
Эти и другие материалы К+ можно посмотреть бесплатно, получив пробный доступ к системе.
С особенностями учета различного вида активов вы можете ознакомиться в следующих статьях:
Что такое материальные поисковые активы в балансе предприятия: понятие, виды
Материальные поисковые активы (далее – МПА) – это суммы расходов, относящиеся к внеоборотным активам и понесенные в ходе покупки (создания нового) объекта имущества материально-вещественной формы, способного приносить владельцу экономическую пользу в процессе проведения поиска месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений, оценки экономической целесообразности добычи полезных ископаемых на рассматриваемом участке. При этом упомянутые расходы должны быть понесены компанией до момента утверждения и документального подтверждения целесообразности добычи полезных ископаемых в плане коммерческой выгоды.
Следующее имущество предприятия бухгалтер вправе отнести к категории материальных поисковых активов, если оно применяется непосредственно при проведении поисковых, разведывательных и оценочных работ на месторождениях подземных ископаемых:
- различные виды оборудования (резервуары, насосы, буровые установки и др.);
- транспорт, как правило – грузовой;
- инженерные сооружения (такие как система трубопроводов).
Важно! Расходами на создание/покупку материального поискового актива не признаются налоговые платежи, которые возможно возместить, а также общехозяйственные издержки.
Хотя, во втором случае есть исключение – если общехозяйственные расходы можно связать с конкретным участком недр, в районе которого велись работы, и затраты были связаны непосредственно с поисковыми, разведывательными и оценочными мероприятиями, такие суммы могут быть учтены в составе фактических затрат на покупку/создание МПА.
В состав фактически понесенных издержек на покупку или самостоятельное создание материального поискового актива могут быть включены:
- Суммы, перечисленные продавцу материального актива по договору купли-продажи.
- Расходы на оплату работ подрядчиков, с которыми был заключен договор о содействии в проведении поисковых, разведывательных и оценочных мероприятий на месторождениях ПИ.
- Суммы оплаты посреднических услуг третьих лиц при покупке МПА.
- Расходы на привлечение независимых консультантов и юристов.
- Затраты на уплату таможенных сборов и пошлин.
- Уплаченные пошлины – за оформление патента, государственные пошлины, не подлежащие возмещению суммы налоговых платежей.
- Амортизационные отчисления по другим внеоборотным активам (в т.ч. поисковым), которые эксплуатировались непосредственно в ходе создания МПА.
- Оплата труда сотрудников организации, участвовавших при проведении работ по созданию объекта МПА.
- Задолженности предприятия, имеющие отношение к перечисленным ранее работам, проводимым с использованием признаваемых МПА (речь идет об охране природы, ликвидации возведенных ранее для проведения работ зданий и сооружений, уборка оборудования с месторождений по окончании мероприятий, рекультивация поврежденных в ходе работ земельных участков и т.д.).
- Какие-либо другие издержки, возникшие по причине покупки или создания МПА либо в связи с необходимостью обеспечения условий для применения МПА для решения поставленных задач.
Внеоборотные активы – это часть имущества компании, которая участвует в обороте свыше 1 года и переносит часть своей стоимости на готовую продукцию.
Что относится к внеоборотным активам:
- вложения в материальные ценности (имущество в аренде);
- основные средства (оборудование, недвижимость, транспорт);
- материальные поисковые активы (транспорт, оборудование для поисковых и разведывательных работ, различные сооружения);
- прочие (основные средства, подлежащие монтажу, незавершенное строительство).
Основные типовые проводки по учету материальных активов
Покупка:
- Дт 10 Кт 60 – приобретены материалы у поставщика;
- Дт 19 Кт 60 – отражен НДС от поставщика;
- Дт 08 Кт 60 – приобретено ОС у поставщика;
- Дт 19 Кт 60 – отражен НДС от поставщика;
- Дт 01 Кт 08 – основное средство введено в эксплуатацию;
- Дт 60 Кт 51 – поставщику оплатили материалы и основное средство.
Получено безвозмездно:
- Дт 08 Кт 91 – приняли к учету имущество;
- Дт 01 Кт 08 – имущество включили в список ОС.
Амортизация: Дт 20 Кт 02 – начислена амортизация основного средства, используемого в производстве.
Ремонт:
- Дт 10 Кт 71 – подотчетным лицом приобретены запчасти для ремонта;
- Дт 71 Кт 50 – из кассы выданы денежные средства подотчетному лицу за запчасти;
- Дт 23 Кт 10 – запчасти переданы для ремонта;
- Дт 23 Кт 70, 69 – заработная плата и взносы ремонтников;
- Дт 20 Кт 23 – ремонтные работы включены в затраты основного производства.
Продажа:
- Дт 62 Кт 91 – продажа основного средства покупателю;
- Дт 91 Кт 68 – начислен НДС при реализации;
- Дт 51 Кт 62 – поступила оплата от покупателя;
- Дт 91 Кт 99 – прибыль от продажи имущества.